Сетевое моделирование при планировании. Задача о коммивояжере...
Московский городской институт управления Правительства Москвы
Лабораторные работы
по дисциплине
«Экономико-математические методы и модели»
Подготовила студентка V курса Евдокимова Е. Д.
Преподаватель – Новикова Г. М.
Москва
2004
Содержание
Задание №1……………………………………………………………….3
Задание №2……………………………………………………………….8
Задание №3……………………………………………………………...11
Задание №4……………………………………………………………...14
Задание №5……………………………………………………………...16
Задание №6……………………………………………………………...20
Задание №1
Тема: Сетевое моделирование при планировании
Задача: Разработка, анализ и оптимизация сетевого графика при календарном планировании проекта
Компания «АВС» реализует проекты серийного производства различных видов продукции. Каждый проект обеспечивает получение в неделю 100 тыс. $ дополнительной прибыли. Перечень работ и их характеристики представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Перечень работ и их характеристики
Работы |
Непосредственно предшествующие работы |
Продолжительность работы, недель |
Стоимость работы, тыс. $ при t(i,j)=t>HB>(I,j) |
Коэффициент затрат на ускорение работы |
|
t>min> |
t>max> |
||||
A |
- |
4 |
6 |
110 |
22 |
B |
- |
7 |
9 |
130 |
28 |
C |
- |
8 |
11 |
160 |
18 |
D |
A |
9 |
12 |
190 |
35 |
E |
C |
5 |
8 |
150 |
28 |
F |
B, E |
4 |
6 |
130 |
25 |
G |
C |
11 |
15 |
260 |
55 |
H |
F, G |
4 |
6 |
90 |
15 |
Задание:
Изобразить проект с помощью сетевой модели.
Определить наиболее вероятную продолжительность каждой работы.
Найти все полные пути сетевого графика, определить критический путь, ожидаемую продолжительность выполнения проекта и полную стоимость всех работ.
Разработать математическую модель оптимизации процесса реализации проекта.
Сетевой график
D
A H
B F
C E
G
Наиболее вероятная продолжительность работ
t>НВ> = (2t>min> + 3t>max>)/5
t>НВ>> A >= (2*4 + 3*6)/5 = 5,2
t>НВ>> B>= (2*7 + 3*9)/5 = 8,2
t>НВ >>C>= (2*8 + 3*11)/5 = 9,8
t>НВ >>D>= (2*9 + 3*12)/5 = 10,8
t>НВ >>E>= (2*5 + 3*8)/5 = 6,8
t>НВ >>F>= (2*4 + 3*6)/5 = 5,2
t>НВ >>G>= (2*11 + 3*15)/5 = 13,4
t>НВ >>H>= (2*4 + 3*6)/5 = 5,2
Возможные полные пути
1 – 2 – 5. Длина: t>НВ >>A>> >+ t>НВ >>D>> >=5,2 + 10,8 = 16
1 – 3 – 6 – 5. Длина: t>НВ >>B>> >+ t>НВ >>F>> >+ t>НВ >>H>> >= 8,2 + 5,2 +5,2 = 18,6
1 – 4 – 6 – 5. Длина: t>НВ >>C>> >+ t>НВ >>G>> >+ t>НВ >>H>> >= 9,8 + 13,4 + 5,2 = 28,4
1 – 4 – 3 – 6 – 5. Длина: t>НВ >>C>> >+ t>НВ >>E>> >+ t>НВ >>F>> >+ t>НВ >>H>> >= 9,8 + 6,8 + 5,2 + 5,2= = 27
Максимальная длина пути, равная 28,4 недели соответствует пути III, на котором лежат работы C, G, H. Следовательно, он является критическим.
Математическая модель
Примем за x>1, >x>2 >, …, x>8 >продолжительность работ A, B,…, H соответственно.
x>1> 4 (1)
x>2> 7 (2)
x>3> 8 (3)
x>4> 9 (4)
x>5> 5 (5)
x>6> 4 (6)
x>7> 11 (7)
x>8> 4 (8)
x>1> 6 (9)
x>2> 9 (10)
x>3> 11 (11)
x>4> 12 (12)
x>5> 8 (13)
x>6> 6 (14)
x>7> 15 (15)
x>8> 6 (16)
x>1> + x>4> + x>9> 28,4 (17)
x>2> + x>6> + x>8> + x>9> 28,4 (18)
x>3> + x>7> + x>8> + x>9> 28,4 (19)
x>3> + x>5> + x>6> + x>8 >+ x>9> 28,4 (20)
Функция цели: 22x>1> + 28x>2> + 18x>3> + 35x>4 >+ 28x>5>+ 25x>6> + 55x>7> + 15x>8 >+ 100x>9 > max
Исходная матрица
Таблица 1.2
№ |
x>1> |
x>2> |
x>3> |
x>4> |
x>5> |
x>6> |
x>7> |
x>8> |
x>9> |
Знак |
Св. чл. |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
2 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7 |
3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
9 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
11 |
8 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
4 |
9 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
6 |
10 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
9 |
11 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
11 |
12 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
12 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
14 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
6 |
15 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
15 |
16 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
6 |
17 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
|
28,4 |
18 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|
28,4 |
19 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
|
28,4 |
20 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
|
28,4 |
Ф. ц. |
22 |
28 |
18 |
35 |
28 |
25 |
55 |
15 |
100 |
max |
Решение
x>1> = 6
x>2> = 9
x>3> = 8
x>4> = 12
x>5> = 7
x>6> = 4
x>7> = 11
x>8> = 4
x>9> = 5,4
Т. к. x>9> = 5,4, то длина критического пути уменьшится на эту величину. Проверим это утверждение:
x>3> + x>7> + x>8> = 8 + 11 + 4 = 23
Уменьшение времени выполнения работы, как правило, связано с увеличением затрат. В таблице 1.3 определим прирост затрат при уменьшении времени реализации проекта.
Таблица 1.3
Изменение затрат при уменьшении времени реализации проекта
Работа |
х |
t>HB> |
x |
К>уск> |
затрат |
Стоимость |
Итого затрат |
A |
6 |
5,2 |
-0,8 |
22 |
-17,6 |
110 |
92,4 |
B |
9 |
8,2 |
-0,8 |
28 |
-22,4 |
130 |
107,6 |
C |
8 |
9,8 |
1,8 |
18 |
32,4 |
160 |
192,4 |
D |
12 |
10,8 |
-1,2 |
35 |
-42 |
190 |
148 |
E |
7 |
6,8 |
-0,2 |
28 |
-5,6 |
150 |
144,4 |
F |
4 |
5,2 |
1,2 |
25 |
30 |
130 |
160 |
G |
11 |
13,4 |
2,4 |
55 |
132 |
260 |
392 |
H |
4 |
5,2 |
1,2 |
15 |
18 |
90 |
108 |
Всего затрат |
124,8 |
1220 |
1344,8 |
Таким образом, время выполнения работ A, B, D, E увеличилось по сравнению с наиболее вероятным; продолжительность остальных работ уменьшилась. Затраты на реализацию проекта возросли на 124,8 тыс. $. Увеличение затрат произошло, в основном, из-за работы G, по которой наблюдается наибольшее сокращение времени в сочетании с наивысшим коэффициентом затрат на выполнение работы.
Из-за сокращения критического пути проект будет введен в эксплуатацию на 5,4 недели раньше. Т. к. прибыль за неделю составляет 100 тыс. $, то за этот срок она составит 100 тыс. $ * 5,4 = 540 тыс. $.
В результате дополнительная прибыль с учетом возрастания затрат на проведение работ составит 540 тыс. $ - 124,8 тыс. $ = 415,2 тыс. $
Задание №2
Тема: Графы
Задача о коммивояжере
Имеется 4 пункта. Время переезда из пункта I в пункт j представлено в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Исходные данные
Из пункта i |
В пункт j |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
1 |
0 |
8 |
8 |
6 |
2 |
4 |
0 |
6 |
12 |
3 |
10 |
12 |
0 |
18 |
4 |
8 |
10 |
4 |
0 |
График представлен на рисунке.
Требуется найти оптимальный маршрут, вычеркнув из таблицы отсутствующие маршруты.
Математическая модель
Обозначим за x маршруты, приведенные в таблице 2.2.
Таблица 2.2
Обозначения
x>i> |
Пункт отправления |
Пункт назначения |
Время переезда |
x>1> |
1 |
2 |
8 |
x>2> |
1 |
3 |
8 |
Продолжение |
|||
x>3> |
1 |
4 |
6 |
x>4> |
2 |
1 |
4 |
x>5> |
2 |
3 |
6 |
x>6> |
2 |
4 |
12 |
x>7> |
3 |
1 |
10 |
x>8> |
3 |
2 |
12 |
x>9> |
3 |
4 |
18 |
x>10> |
4 |
1 |
8 |
x>11> |
4 |
2 |
10 |
x>12> |
4 |
3 |
4 |
Сумма входящих и исходящих маршрутов в каждом пункте равна 1. Следовательно, система условий-ограничений выглядит следующим образом:
x>1 >+ x>2 >+ x>3 >= 1 (1)
x>4 >+ x>5 >+ x>6 >= 1 (2)
x>7 >+ x>8 >+ x>9 >= 1 (3)
x>10 >+ x>11 >+ x>12 >= 1 (4)
x>4 >+ x>7 >+ x>10 >= 1 (5)
x>1 >+ x>8 >+ x>11 >= 1 (6)
x>2 >+ x>5 >+ x>12 >= 1 (7)
x>3 >+ x>6 >+ x>9 >= 1 (8)
Функция цели: 8x>1 >+ 8x>2 >+ 6x>3 >+ 4x>4 >+ 6x>5 >+ 12x>6 >+ 10x>7 >+ 12x>8 >+ 18x>9 >+ 8x>10 >+ 10x>11 >+ 4x>12 > min
Исходная матрица условий задачи представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
№
x>1>
x>2>
x>3>
x>4>
x>5>
x>6>
x>7>
x>8>
x>9>
х>10>
x>11>
x>12>
Св.чл.
Зн
1
1
1
1
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
=
2
0
0
0
1
1
1
0
0
0
0
0
0
1
=
3
0
0
0
0
0
0
1
1
1
0
0
0
1
=
4
0
0
0
0
0
0
0
0
0
1
1
1
1
=
5
0
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
1
=
6
1
0
0
0
0
0
0
1
0
0
1
0
1
=
7
0
1
0
0
1
0
0
0
0
0
0
1
1
=
8
0
0
1
0
0
1
0
0
1
0
0
0
1
=
Фц.
8
8
6
4
6
12
10
12
18
8
10
4
min
Исходная матрица
№ |
x>1> |
x>2> |
x>3> |
x>4> |
x>5> |
x>6> |
x>7> |
x>8> |
x>9> |
х>10> |
x>11> |
x>12> |
Св.чл. |
Зн |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
= |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
= |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
= |
4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
= |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
= |
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
= |
7 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
= |
8 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
= |
Фц. |
8 |
8 |
6 |
4 |
6 |
12 |
10 |
12 |
18 |
8 |
10 |
4 |
min |
Решение
x>3 >= 1
x>5 >= 1
x>7 >= 1
x>8 >= 0
x>11 >= 1
Это означает, что на графике остаются только пути, соответствующие переменным х>3>, х>5>, х>7>, х>11 >(1 4, 2 3, 3 1, 4 2). Функционал равен 12, т. е. время пути будет равно 12 единицам. График при этом выглядит следующим образом.
Задание №3
Тема: Графы
Задача о максимальном потоке
Имеется трубопроводная сеть с заданной S>ij> пропускной способностью каждого участка из i-го узла в j-й узел и мощностью насосной станции, расположенной в узле. Необходимо рассчитать максимальную пропускную способность сети из начального узла в конечный узел.
>исток >>сток>
Пропускная способность S>ij>> >, тыс. тонн
S>12> = 4
S>13> = 7
S>14> = 8
S>23> = 3
S>25> = 5
S>34> = 8
S>35> = 9
S>45> = 9
Математическая модель
Обозначим за х>1, 2, …, 8> перевозки по маршрутам 12, 13, 14, 23, 25, 34, 35, 45 соответственно, а за х>9 >– пропускную способность конечного узла сети.
Сумма входящих в каждый узел потоков равна сумме выходящих, причем интенсивность каждого потока не может превышать пропускную способность своего участка сети. Поэтому система условий-ограничений выглядит следующим образом.
х>9 >- х>1 >– х>2 >– х>3 >= 0 (1)
х>1 >– х>4 >– х>5 >= 0 (2)
х>2 >+ х>4 >– х>6 >– х>7 >= 0 (3)
х>3 >+ х>6 >– х>8 >= 0 (4)
х>5 >+ х>7 >+ х>8 >– х>9 >= 0 (5)
х>1 > 4 (6)
х>2 > 7 (7)
х>3 > 8 (8)
х>4 > 3 (9)
х>5 > 5 (10)
х>6 > 8 (11)
х>7 > 9 (12)
х>8 > 9 (13)
Функция цели: х>9 > max
Таблица 3.1
Исходная матрица
№ |
х>1> |
х>2> |
х>3> |
х>4> |
х>5> |
х>6> |
х>7> |
х>8> |
х>9> |
Знак |
Св.чл. |
1 |
-1 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
= |
0 |
2 |
1 |
0 |
0 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
= |
0 |
3 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
-1 |
-1 |
0 |
0 |
= |
0 |
4 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
-1 |
0 |
= |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
1 |
-1 |
= |
0 |
6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
4 |
7 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
7 |
8 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
9 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
3 |
10 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
5 |
11 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
|
8 |
12 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
|
9 |
13 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
|
9 |
Ф. ц. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
max |
Решение
х>1 >= 4
х>2 >= 7
х>3 >= 8
х>5 >= 4
х>7 >= 7
х>8 >= 8
х>9 >= 19
Функционал в данной задаче равен –481, что не имеет смысла при заданных условиях. Однако, исходя из математической модели, функционал в данной задаче равен значению х>9 >. Таким образом, максимальная пропускная способность сети составит 19 тыс. тонн. При этом некоторые маршруты окажутся незадействованными (х>4> и х>6>). График будет выглядеть следующим образом.
Задание №4
Тема: Системы массового обслуживания
Задача: Рационализация функционирования системы управления аэропортом на базе анализа марковских процессов
Различные аэропорты имеют отделы системы управления, функциональная связь которых и интенсивность потоков информации представлены на рисунке и в таблице 4.1.
Требуется вычислить вероятности состояний в стационарном режиме по значениям интенсивности перехода.
Таблица 4.1
Исходные данные
Интенсивность потоков (переходов) |
|||||||
>12> |
>13> |
>21> |
>32> |
>34> |
>45> |
>53> |
>54> |
3 |
2 |
1 |
3 |
2 |
2 |
3 |
1 |
Математическая модель
Примем за х>1>, х>2>, …, х>5> предельные вероятности состояний в стационарном режиме пунктов S>1>, S>2>, …, S>5> соответственно. Произведение вероятности состояния на интенсивность исходящих из этого пункта потоков равна произведению интенсивностей входящих потоков на вероятность состояния в стационарном режиме пунктов их отправления. Система уравнений Колмогорова для данной задачи в общем виде выглядит следующим образом:
(>13 >+ >12 >)* х>1 >= >21 >* х>2 >(1)
>21 >* х>2 >= >12 >* х>1>+ >32 >* х>3> (2)
(>32 >+ >34 >)* х>3 >= >13 >* х>1 >+ >53 >* х>5 >(3)
>45 >* х>4 >= >34 >* х>3>+ >54 >* х>5> (4)
(>54 >+ >53 >)* х>5 >= >45 >* х>4 >(5)
Кроме того, сумма всех вероятностей равна 1. При подстановке данных таблицы 4.1 и добавлении переменной х>6> получаем:
5 х>1 >- х>2 >+ х>6 >= 0 (1)
х>2 >- 3х>1 >- 3х>3 >+ х>6 >= 0 (2)
5 х>3 >- 2х>1 >- 3х>5 >+ х>6 >= 0 (3)
2 х>4 >- 2х>3 >– х>3 >+ х>6 >= 0 (4)
4 х>5 >- 2х>4 >+ х>6 >= 0 (5)
х>1 >+ х>2 >+ х>3 >+ х>4 >+ х>5 >+ х>6 >= 1 (6)
Функция цели: М х>6 > max
Таблица 4.2.
Исходная матрица
№ |
х>1> |
х>2> |
х>3> |
х>4> |
х>5> |
х>6> |
Св.чл. |
Знак |
1 |
5 |
-1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
= |
2 |
-3 |
1 |
-3 |
0 |
0 |
1 |
0 |
= |
3 |
-2 |
0 |
5 |
0 |
-3 |
1 |
0 |
= |
4 |
0 |
0 |
-2 |
2 |
-1 |
1 |
0 |
= |
5 |
0 |
0 |
0 |
-2 |
4 |
1 |
0 |
= |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
= |
Ф.ц. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
М |
max |
Решение
Функционал = -500
х>1 >= 0,125
х>2 >= 0,625
х>3 >= 0,083
х>4 >= 0,111
х>5 >= 0,055
Сумма данных вероятностей составляет 0,999, т. е. погрешность, полученная при расчетах, крайне незначительна.
Задание №5
Тема: Имитационное моделирование
Задача: Расчет и анализ графика запуска-выпуска продукции в цехе мелкосерийного производства
В таблице 5.1 представлены технологические маршруты изготовления различных видов продукции, а также директивное время исполнения заказов (в условных единицах) и нормы затрат времени на обработку одной партии продукции на каждом из типов оборудования.
Общая масса заказа по каждому виду продукции разбивается на N партий так, что для каждого вида продукции выполняется условие:
Общая масса заказа = (масса партий)*(число партий)
Нормы затрат времени в каждом эксперименте имитационного моделирования обратно пропорциональны числу партий.
Требуется определить оптимальный маршрут изготовления продукции.
Таблица 5.1
Технологические маршруты изготовления продукции
Продукция Оборудование |
Эксперимент №1 |
Эксперимент №2 |
Эксперимент №3 |
|||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
- |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
- |
- |
- |
- |
24 |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
3 |
- |
- |
- |
- |
- |
6 |
- |
- |
- |
- |
- |
12 |
- |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
- |
- |
- |
- |
- |
4 |
- |
- |
- |
- |
- |
8 |
6 |
1 |
2 |
- |
2 |
- |
- |
2 |
4 |
- |
6 |
- |
- |
4 |
8 |
- |
12 |
- |
- |
Количество партий |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Т>д> = 27
Решение
В результате применения программы «APOSUM» было получено 3 варианта решения. Время изготовления заказа в каждом из них составляет соответственно 41, 48 и 52 единицы. Ближе всего к нормативному времени находится вариант 1. Количество переналадок при этом равно 19, что больше, чем в других вариантах (10 и 5), однако решающее значение имеет время. Изменяя длительность обработки изделий, можно уменьшить время с 41 до 29 единиц. Измененная длительность обработки изделий представлена в таблице 5.2.
Таблица 5.2.
Длительность обработки изделий
Ст. 1 |
Ст. 2 |
Ст. 3 |
Ст. 4 |
Ст. 5 |
Ст. 6 |
Объем заказа |
Длит. обраб. |
|
Изделие 1 |
1 |
6 |
0 |
0 |
0 |
1 |
4 |
26 |
Изделие 2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
2 |
4 |
14 |
Изделие 3 |
1 |
0 |
6 |
0 |
0 |
0 |
4 |
25 |
Изделие 4 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
3 |
4 |
12 |
Изделие 5 |
1 |
0 |
0 |
3 |
0 |
0 |
4 |
25 |
Изделие 6 |
1 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 |
4 |
24 |
В итоге получился следующий график запуска-выпуска продукции.
Таблица 5.3.
График запуска-выпуска продукции
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
Продукция |
4 |
1 |
4 |
3 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
2 |
Время запуска |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Время выпуска |
4 |
9 |
12 |
10 |
15 |
17 |
18 |
16 |
20 |
23 |
25 |
Длительность обработки |
4 |
8 |
10 |
7 |
11 |
12 |
12 |
9 |
12 |
14 |
15 |
Пролеживание |
0 |
0 |
6 |
0 |
7 |
9 |
4 |
2 |
9 |
10 |
12 |
Продолжение
№ п/п |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
Продукция |
2 |
1 |
3 |
5 |
5 |
6 |
6 |
1 |
3 |
5 |
6 |
6 |
5 |
Время запуска |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
Время выпуска |
27 |
28 |
22 |
18 |
21 |
19 |
21 |
29 |
28 |
24 |
24 |
26 |
27 |
Длительность обработки |
16 |
16 |
9 |
4 |
6 |
3 |
4 |
11 |
9 |
4 |
3 |
4 |
4 |
Пролеживание |
13 |
8 |
2 |
0 |
2 |
0 |
1 |
3 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
Время и очередность запуска и выпуска каждой партии продукции, последовательность и время использования каждого оборудования проиллюстрированы далее графиком Ганта.
График Ганта
Задание №6
Тема: Матричные модели балансового метода планирования
Задача: Разработка межпродуктового баланса производства и распределения продукции предприятия
В трех цехах приборостроительного завода изготовляются датчики, приборы и их узлы, основная часть которых идет на внутреннее потребление при сборке блоков АСУ, остальная является конечным продуктом и поставляется внешним приборостроительным и машиностроительным организациям, а также в ремонтные мастерские.
Требуется составить межпродуктовый баланс производства и распределения продукции, если известны коэффициенты прямых затрат и конечный продукт (таблица 6.1).
Таблица 6.1.
Исходные данные
Производящие цехи |
Потребляющие цехи (коэф. прямых затрат) |
Конечная продукция |
||
№1 |
№2 |
№3 |
||
№1 |
0,15 |
0,10 |
0,30 |
100 |
№2 |
0,25 |
0,15 |
0,25 |
280 |
№3 |
0,30 |
0,25 |
0 |
320 |
Математическая модель
х>1 >= 0,15х>1 >+ 0,1х>2> + 0,3х>3> + 100
х>2 >= 0,25х>1 >+ 0,15х>2> + 0,25х>3> + 280
х>3 >= 0,3х>1 >+ 0,25х>2> + 0х>3> + 320
Отсюда, умножив уравнения на –1, получаем следующую систему уравнений ограничений:
0,85х>1> - 0,1х>2> - 0,3х>3> - х>4> = 100 (1)
-0,25х>1> + 0,85х>2> - 0,25х>3> - х>4> = 280 (2)
-0,3х>1> + 0,25х>2> + х>3> - х>4> = +320 (3)
Функция цели: -Мх>4> max
Исходная матрица условий задачи представлена в таблице 6.2.
Таблица 6.2.
Исходная матрица
№ |
х>1> |
х>2> |
х>3> |
х>4> |
Знак |
Св. чл. |
1 |
0,85 |
-0,1 |
-0,3 |
-1 |
= |
100 |
2 |
-0,25 |
0,85 |
-0,25 |
-1 |
= |
280 |
3 |
-0,3 |
-0,25 |
1 |
-1 |
= |
320 |
Ф. ц. |
0 |
0 |
0 |
-М |
max |
Решение
Функционал = 0
х>1 >= 401,292
х>2 >= 622,756
х>3 >= 596,077
Умножив полученные значения валового продукта на коэффициенты прямых затрат, получим решение, представленное в таблице 6.3.
Таблица 6.3.
Решение
Производящие цехи |
Потребляющие цехи |
Конечный продукт |
Валовой продукт |
||
1 |
2 |
3 |
|||
1 |
60,15 |
40,1 |
120,3 |
100 |
401 |
2 |
155,75 |
93,45 |
155,75 |
280 |
623 |
3 |
178,8 |
149,0 |
0 |
320 |
596 |
Итого |
В таблице показаны затраты на производство продукции в количественном выражении.