Экологический аудит (работа 1)

ОГЛАВЛЕНИЕ

Вступление. 2

Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием. 3

Общая модель экологического аудита 8

Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента. 9

Алгоритм управления экологической аудиторской деятельностью. 10

Направления применения результатов экологического аудита. 13

Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем экологического. 16

Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации. 18

Вступление.

Проблема совершенствования отношений по природопользованию обу­словлена экологическими трудностями экономического роста, а также ухудше­нием природных условий воспроизводства рабочей силы. Суть в том, что, во-первых, растут затраты со­вокупного труда на получение элементов природной среды, используемых в производстве; во-вторых, происходят большие потери общественного труда в результате нерационального использования сырья, мате­риалов, топлива, состав­ляющих элементы природной среды; в-третьих, возни­кает необходимость выде­ления значительного количества совокупного труда для ликвидации негативных последствий воздействия производства на природ­ную среду; в-четвертых, воз­растает дефицит природных условий производства.

Все это ставит на повестку дня вопрос о необходимости совершенствования экономического механизма защиты окружающей среды.

В условиях рынка, самостоятельности народнохозяйственных объектов различ­ного уровня эффективность подобного механизма определяется его способно­стью согласовывать цели функционирования и развития двух главных звеньев территориально-производственного комплекса – предприятия и региона. Каж­дое из них свободно в выборе методов управления на своем уровне, но при этом должно учитывать ограничения, формируемые как другим звеном, так и внеш­ней средой (государством, внутренним и внешним рынками).

Разработка механизма, стимулирующего природоохранные мероприятия на предприятиях-загрязнителях и способствующего накоплению финансовых и ма­териальных ресурсов в регионе, необходимых для обеспечения его социально-экономического и экологического развития, связана с решением двух задач:

    Во-первых, нужно сформировать его структуру, т.е. выделить основные элементы и их взаимосвязи, определяющие перечень прав и обязанностей предприятий и региональной системы управления,

    во-вторых, оценить наиболее рациональные уровни природоохранных нормативов, выплат, штрафов, поощрений, опреде­ляющих конкретное содержание такого механизма.

В последнее десятилетие в мировой практике наметились позитивные тенден­ции, направленные на решение проблем охраны природных ресурсов и экоси­стем для обеспечения дальнейшего экологически устойчивого социально-эко­номического развития регионов. Определяющим фактором в институциолиза­ции такого подхода, помимо социально-политических преференций, сложив­шихся в сознании наций, является новое экологическое мышление. Его форми­рование особенно важно на этапе крупных преобразований в экономике. В период рыночных преобразований особенно актуальны проблемы ус­тойчивого экономико-экологического развития для многих территорий, где остро стоят глубоко назревшие проблемы охраны природных ресур­сов и экосистем. Для их успешного практического решения необходимо расши­рение и обогащение средств механизма экономического природопользования на основе разработки и внедрения его новых элементов и инструментария, в том числе природоохранного регулирования. Одним из наиболее эффективных ин­струментов экономико-экологического контроля в процессе становления ры­ночной экономики должен стать экологический аудит.

Еще недавно был незыблем постулат о том, что рыночная экономика базируется только на материальных интересах ее участников. Однако в современных усло­виях обострения экологических проблем рынок побуждает к рациональному хозяйствованию и совмещению бизнеса с решением экологических проблем. По утверждению представителей крупных фирм Европы “зеленый имидж” вызван коммерческой необходимостью, способностью фирмы “смотреть далеко впе­ред”. Это способ защитить свой бизнес. Многие фирмы считают, что своевре­менная политика осуществления экологически обоснованного подхода к биз­несу является своего рода капиталовложением, ориентированным, в том числе, и на завоевание обширного рынка. Представители многих крупных фирм осоз­нали, что обязаны работать с большей ответственностью по отношению к окру­жающей среде.

Экологический аудит – экономический инструмент управления природопользованием.

Экономический механизм экологического регулирования – сложная многоуров­невая система отношений субъектов хозяйствования между собой и с выше­стоящими органами. Связующим рычагом этих отношений должен стать эколо­гический аудит (ЭА) – инструмент, включающий в себя организационно-эконо­мические факторы защиты окружающей среды. Он позволяет выбрать опти­мальный вариант природоохранных сооружений, организовать информационно-аналитический контроль за состоянием и степенью эксплуатации природо­охранной техники, дать экономическую оценку намечаемых технических и тех­нологических усовершенствований.

Исходя из задач, особенностей составления программ и методики проведения, предлагаем следующее его определение: ЭА – независимое исследование всех аспектов хозяйственной деятельности промышленного предприятия любой формы собственности для установления размера прямого или косвенного воз­действия на состояние окружающей среды. Его цель – приведение природо­охранной деятельности в соответствие с требованиями законодательства и нор­мативных актов, оптимизация использования природных ресурсов, снижение и упорядочение энергопотребления, уменьшение отходов, предотвращение ава­рийных сбросов, выбросов и техногенных катастроф.

Поскольку речь идет об исследовании всех аспектов хозяйственной деятельно­сти предприятия, ЭА должен объединить и расширить программы и методики уже существующих видов аудита – производственного, финансовой деятельно­сти, аудита на соответствие.

Заключение экоаудитора будет содержать следующую информацию:

    выводы о соответствии природоохранной и производственной деятельности законодательству и нормативным актам;

    заключение о состоянии финансово-экономической отчетности, учета, свое­временности и величине текущих экологических платежей, целенаправленности использования капитальных средств, выделенных на охрану окружающей среды;

    оценку воздействия аудируемого предприятия на состояние среды, здоровье производственного персонала, экологию в регионе, данные о наличии и вели­чине выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, производство которых ограни­чено или запрещено международными обязательствами государства;

    результаты анализа темпов роста производства продукции и количества вы­бросов и сбросов загрязняющих веществ, потребления энергетических и мате­риальных ресурсов;

    результаты сравнительного анализа основных показателей природоохранной и производственной деятельности аудируемого предприятия и подобных пред­приятий в Украине и других странах;

    оценку потенциальной опасности аудируемого предприятия при возникнове­нии аварийной ситуации, эффективность разработанного плана работ по ликви­дации очагов аварии, наличие необходимых материально- технических средств;

    заключение о профессиональной компетентности работников природоохран­ных служб предприятия, их обеспеченности современными техническими сред­ствами контроля за соблюдением допустимых величин загрязнения;

    информированность руководящего и производственного персонала о величине и характере загрязнения окружающей среды их предприятием, наличие матери­ального и морального стимулирования за снижение уровня загрязнения и энерго- и материалоемкости выпускаемой продукции.

Н
а основании заключения экоаудитора решить конкретную проблему (напри­мер, уменьшить количество или концентрацию определенного загрязняющего ингредиента) можно различными, часто альтернативными методами. В зависи­мости от радикальности принятого решения и остроты проблемы необходимые природоохранные мероприятия могут находиться в диапазоне от организацион­ных мер и повышения контроля за ведением технологического процесса и рабо­той средозащитного оборудования до закрытия предприятия с его последую­щим перепрофилированием.

Один из важных факторов, способствующих развитию ЭА в мире, представляет процедура реализации программы. В процессе проведения экоаудирования ус­тановление и наказание виновных – далеко не главная цель. Гораздо важнее для руководства компаний выявление узких мест во всех сферах деятельности объ­екта, оказывающих в той или иной степени негативное влияние на окружающую среду, и содействие в его уменьшении. Проведение объективного исследования невозможно без тесного сотрудничества с администрацией и производственным персоналом предприятия, т.е. без превращения его из подконтрольного в полно­правного партнера, мнение и аргументация которого учитывается на всех этапах проведения ЭА.

ЭА предупреждает ситуацию, когда экологические проблемы волнуют лишь ру­ководство компании, вынужденное на свой страх и риск скрывать негативные последствия производственной деятельности до предела, за которым их сокры­тие станет невозможным, а устранение повлечет судебные разбирательства и санкции. С этой целью целесообразно привлечение к решению экологических проблем конкретного предприятия научного потенциала региона, сотрудников природоохранных служб, финансовых учреждений.

По данным Всемирного банка, возможное повышение стоимости проектов, свя­занное с проведением оценки воздействия на среду и последующим учетом эко­логических ограничений, окупается в среднем за 5-7 лет. Включение экологиче­ских факторов в процедуру принятия решений еще на стадии проектирования обходится в 3-4 раза дешевле последующей установки дополнительного очист­ного оборудования, а затраты на ликвидацию последствий от использования не­экологической технологии и оборудования оказываются в 30-35 раз выше рас­ходов, которые потребовались бы для разработки экологически чистой техноло­гии и применения экологически совершенного оборудования.

Объективное исследование комплексного влияния экоаудируемого предприятия на состояние окружающей среды с учетом мнений всех заинтересованных сто­рон поможет избежать дальнейшего усугубления эколого-экономического кри­зиса и определиться в методах учета экологического фактора при разработке стратегии и тактики хозяйственной деятельности. Это позволит повысить про­изводственную безопасность предприятия, а следовательно, его инвестицион­ную привлекательность.

Для реализации такого подхода хозяйствующий субъект должен осуществлять эффективные меры по планированию производства не только на основании данных служб менеджмента и маркетинга, но и данных служб независимого экологического аудита. Агентство по охране окружающей среды США было ведущим по внедрению экологического аудита. Здесь изданы директивы экопо­литики, которые рекомендуют, учитывая нормативные требования, идентифи­цировать фактические и потенциальные проблемы охраны окружающей среды. Международная Торговая палата также составила контрольные директивы, ко­торые обеспечивают саморегулирование со стороны делового сообщества в духе экологической ответственности.

По определению Международной Торговой палаты аудита экологический аудит как инструмент управления включает систематическую, зарегистрированную, периодическую и объективную оценку того, как эффективно организованное управление и оборудование выполняют функцию защиты окружающей среды:

    усиление управления и контроля над действиями, направленными на окру­жающую среду;

    обложение налогом соответственно требованиям; оценка деятельности компании, соответственно предъявляемым нормативам и требова­ниям.

Экологический аудит должен быть полным и перманентным, т. е. давать пол­ную оценку того, как выполняются требования к состоянию окружающей при­родной среды зарегистрированным лицом. Аудит проводится независимыми экспертами.

Основные причины, по которым проводится аудит заключаются в следующем:

    страхование (затраты на ликвидацию последствий загрязнения окру­жающей среды);

    конкуренция на рынке (товары должны быть эколо­гически чистыми, это повышает их спрос на потребительском рынке, специаль­ным экоярлыком выделяются товары, прошедшие проверку и т. п.);

    приобретение (затраты на приобретение земельного участка или предпри­ятия могут оказаться завышенными; экспертиза состояния окружающей среды и загрязнения земельных участков приобретаемого объекта);

    законодательство (необходимость разрешений работы с загрязняющими материалами).

Комплексный контроль должен своевременно выявлять качество экономико-экологических управленческих решений еще до возникновения потерь, так как превышение издержек производства (в том числе и из-за загрязнения окружаю­щей среды) или выпуск экологически грязной продукции, ведут к потере рын­ков сбыта.

Формирование рыночных отношений, появление разных форм собст­венности в производстве, обмене и потреблении необходимого для общества продукта вносит существенные изменения в систему управления микроэконо­микой и ее функции, в частности, финансово-хозяйственного контроля и эколо­гического контроля.

Около 30 лет назад в странах с рыночной экономикой организационная схема хозяйственно-финансового контроля была дополнена введением экологического аудита. В международной практике экологический аудит реализован в практи­ческий механизм деятельности, основанной на законодательной и нормативно-методической базе, имеет развитую организационную инфраструктуру и осна­щен квалифицированными кадрами экоаудиторов. В США, Японии, в странах Европейского Союза процедура экологического аудита направлена на повыше­ние эффективности экологической политики компаний или промышленных предприятий.

Международной организацией стандартизации принят Проект международного стандарта 150/DIS 1410, который содержит основные указания по экологиче­скому аудиту в составе основных положений, процедуры аудит систем экологи­ческого менеджмента и квалификационные критерии экологических аудиторов. До его утверждения, в качестве аналога рекомендуется использовать Стандарт Европейского Банка Реконструкции и Развития, которым разработан Протокол экологического аудита для промышленных предприятий общего типа, Стан­дартный формат аудиторского отчета, Рабочее руководство для аудиторов по вопросам окружающей среды, здоровья населения и экологической безопасно­сти. Характерной особенностью этих стандартов является их комплексная на­правленность на оценку состояния окружающей среды, охраны труда и здоро­вья работников предприятия, которые предусматриваются в инвестиционном проекте развития.

Согласно определению Европейского стандарта экоаудит является независимым свидетельством в интересах производителя и государства уровня экологической эффективности управления предприятием и использования технологического оборудования с целью повышения конкурентоспособности продукции. Цель проведения экологического аудита зависит от типа аудита (финансовый, техни­ческий, управленческий), который завершается формированием аудиторских выводов об экологическом состоянии проверяемого объекта.

Основные задачи экоаудита — сбор достоверной выходной информации о про­изводственной деятельности объекта и формировании на ее основе выводов от­носительно реального экологического состояния объекта (отходоемкости про­изводства, экологоемкости, ущербоемкости, экологической оценки оборудова­ния и технологий, качества продукции).

Помимо основного, экологический аудит может и должен решать ряд функцио­нальных задач, таких как корректировка; оперативный контроль и стратегия развития. Задачи корректировки определяют необходимость выдачи рекоменда­ций, направленных на устранение выявленных в процессе экологического ау­дита недостатков в работе фирмы.

Оперативный контроль предусматривает осуществление постоянного, внутрен­него аудита непосредственно в процессе производственной деятельности объ­екта для того, чтобы избежать “экологической ошибки” и издержки, а также для разработки и выбора экологически обоснованных решений. На этой основе ау­дитором вырабатываются рекомендации по оптимальному решению или вари­анты альтернативных решений.

Стратегические задачи экологического аудита лежат в сфере обоснования эко­логизированной стратегии развития предприятия (его политики) в соответствии с планами развития на основании данных, полученных в процессе аудита.

Экологический аудит обязан занять равноправное положение наряду с экологи­ческой экспертизой и экологической инспекцией. Главным является то, что эко­логический аудит позволяет без дополнительных бюджетных затрат усилить управление охраной окружающей природной среды, повысить эффективность экоменеджмента. Поэтому государство должно быть заинтересовано в развитии экологического аудита и создании соответствующих правовых и нормативных основ для его функционирования.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что смешанная государственно-ры­ночная система экоменеджемента соответствует интересам государства, рыноч­ным структурам и широким слоям общественности. При этом не возникает про­тиворечия интересов, так как экоаудит “закрывает” те ниши управления, струк­тура которых не была заполнена.

Экологический аудит должен быть основан на экологическом учёте. Понятие экологического учета ещё не приобрело окончательного осмысления и логиче­ской завершенности в виде комплексно сформированной системы знаний в эко­номико-экологической теории и практике. Несомненно, он должен стать частью управленческого учёта, который как автономная экономическая категория воз­ник около 20 лет назад. В соответствии с новым подходом учёт должен объеди­нять в себе процессы идентификации, измерения и коммуникации экономико-экологической информации, которые позволили бы пользователям принимать на её основе соответствующие управленческие решения. Таким образом, в рам­ках традиционной системы учёта выделяется сравнительно автономная подсис­тема информационной базы управления.

Экономико-экологическая система как организация включает в себя подсис­темы: основного фундаментального процесса (производство, предоставление услуг и т.д.), процесса использования и защиты природных ресурсов (использо­вание природных ресурсов в материальном производстве, природоохранная деятельность, размещение отходов в окружающей среде и т. п.) и подсистему управления этими процессами. Подсистему управления можно, в свою очередь подразделить на две системы низшего порядка: систему основного функцио­нального процесса, т.е. собственно управления как процесса принятия решений и систему обслуживания управленческого процесса.

Компонентом этой подсистемы является управленческий учёт, в том числе по экологическим объектам — экологический учет, который является необходимой базой для осуществления экологического аудита.

Обобщение результатов теоретических и аналитических исследований, прово­димых учёными и специалистами-практиками в области экологического аудита позволяет сделать вывод о необходимости комплексного подхода к организации аудита по экологическим вопросам. Целесообразно использовать обобщённую модель экологического аудита, которая раскрывает его структуру и основные характеристики.

Общая модель экологического аудита

Предмет — экономические, экологические, информационные, организационные и другие системы.

Функции — проверка экономико-экологической отчётности; оценка природо­охранной деятельности предприятия; оказание аудиторских услуг, в том числе выдача рекомендаций по повышению эффективности природоохранной дея­тельности.

Стадии — постановка проблемы; сбор данных, анкетирование, оценка инфор­мационных материалов, услуги.

Документы — информационные, организационно-функциональные, корреспон­денция аудитора, предприятия — клиента, государственных служб по охране окружающей среды, управления статистики и др.

Методы — системный анализ и системный подход, экономико-экологический анализ; сравнительный экономико-экологический анализ и оценка; логический анализ, метод экспертных оценок и пр.

Приёмы — определение состояния объектов и его экологических подразделе­ний; сопоставление; оценка.

Виды — внутренний (зависимый) и внешний (независимый).

Риск — собственный; риск контроля; риск выявления.

Нормативы — национальные (внутренние, внешние); международные (внут­ренние и внешние).

Элементы — цель, задачи, субъекты, объекты, организация, методика, кон­трольная информация.

Экологический аудит, как и всякий вид деятельности, следует рассматривать с точки зрения системного подхода и системного процесса, в центре которого имеется независимая экоаудиторская фирма или служба. Для того, чтобы соз­данная организация могла эффективно функционировать, она должна опираться на законы и правила современного экологического менеджмента. На основании системного подхода к процессу управления экологической аудиторской дея­тельностью разработан алгоритм, согласно которому все этапы управления в зависимости от выполняемых функций разделены на основные блоки: планиро­вание, организация, операционная функция, контроль и мотивация.

Общие принципы аудита систем экологического управления и менеджмента.

Экологическое аудирование системы экологического менеджмента в соответст­вии со стандартом ISO 14001 определяется как систематический и документи­рованный процесс получения объективных доказательств для определения, со­ответствует ли система экологического менеджмента предприятия критериям, которые предъявляются к таким системам.

Предприятие должно развивать и поддерживать периодическое проведение ау­дитов систем экологического менеджмента. Во время проведения экологиче­ских аудитов определяется, соответствует или не соответствует действующая система экологического менеджмента требованиям Международного стандарта ISO 14001 (или его национального аналога), а также насколько обеспечивается и поддерживается ее функционирование.

Программа экологического аудита системы экологического менеджмента должна быть основана на настоящей экологической деятельности предприятия и результатах предыдущих аудитов.

Проведение экологического аудирования должно быть выгодным руководству предприятия, так как результаты аудитов информируют его, работает ли сис­тема экологического управления и менеджмента так, как она должна работать в соответствии с заявленной экологической политикой и целями.

Предприятие может также заказывать проведение экологического аудита с иными целями, например, с целью сертификации системы экологического ме­неджмента третьей стороной в соответствии с национальным или международ­ным стандартами.

Программы и процедуры экологического аудирования должны учитывать:

    приоритетные экологические аспекты деятельности предприятия;

    периодичность проведения аудитов;

    эффективное планирование и эффективную организацию работы аудиторской "команды";

    активное использование результатов аудита;

    компетенцию аудиторов;

    общую методологию экологического аудирования и методику осуществления аудитов.

Экологический аудит систем экологического менеджмента может быть внут­ренним и/или внешним. В случае внутреннего аудита руководство предприятия поручает ответственным специалистам из числа персонала формирование ауди­торской "команды", куда могут входить и специалисты со стороны. В случае внешнего аудита заключается договор со специализированной аудиторской фирмой или специалистом, имеющими лицензию на данный вид деятельности и формирующими аудиторскую "команду", в состав которой могут входить и представители предприятия. В любом случае, специалисты, осуществляющие экологический аудит, должны быть квалифицированными, беспристрастными и объективными.

Создать и обеспечить эффективное функционирование системы экологического менеджмента непросто, поэтому можно проводить экологическое аудирование с целью выявления тех направлений и аспектов деятельности, которые еще не­достаточно развиты. Заключение экологического аудирования должно содер­жать квалифицированные рекомендации по развитию экологического менедж­мента на предприятии и быть направлено на создание эффективной системы экологического менеджмента.

Аудит предприятия может проводиться для представления информации госу­дарственным органам экологического контроля и управления в целях офици­альной сертификации системы экологического менеджмента. Такой аудит вы­полняется внешними независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Также всегда является внешним экологическое аудит, который проводится для банков или инвесторов.

Алгоритм управления экологической аудиторской деятельностью.

Планирование — определение целей и задач экологического аудита, выбор стратегий; разработка обеспечивающих планов (указания по принятию решений и выполнению действий); определение тактики, политики правил и приёмов, формирование бюджета.

Организация — формирование организационной структуры службы (фирмы), подбор и подготовка кадров; создание информационно-нормативной и матери­ально-технической базы.

Операционная функция — охватывает процесс проведения экологического ау­дита, его технику и технологию и состоит из нескольких этапов:

    ознакомление с бизнес-планом предприятия;

    заключение договора на проведение аудиторской проверки и определение аудиторского риска; оценка системы учёта природопользования предприятия, оценка приро­доохранных мероприятий и внутреннего контроля;

    проверка внут­реннего контроля; соблюдение принципов экологического учёта;

    предварительный аналитический учёт использования природ­ных ресурсов и природоохранной деятельности на предпри­ятии;

    оставление отчёта и заключения о про­верке;

    оказание консультационных услуг.

Контроль — реализация определённых правил, процедур по отношению к мате­риальным и природным ресурсам; определение показателей результативности; сравнение результатов со стандартными действия. Неотъемлемым этапом лю­бой деятельности является контроль её хода и оценка полученных результатов. В процессе контроля экологической аудиторской деятельности используются стандарты, нормативы, измерения фактически достигнутых результатов, базо­вые показатели и корректировки, если полученные результаты существенно от­личаются от стандартов. Контроль является фундаментальным элементом управления. В управлении экологической аудиторской деятельностью целесо­образно использовать три основные вида контроля: предварительный, текущий и заключительный.

Процедура контроля включает сопоставление полученных результатов со стан­дартами, нормативами, критериями и принятие соответствующих корректи­рующих действий. Затем осуществляется сравнительная оценка результатов со стандартами. Именно здесь фиксируются возможные отклонения, измеряются результаты, оценивается информация.

Эффективность контроля определяется не только поведением аудитора, кото­рый может по результатам проделанной работы выбрать одну из трёх линий по­ведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение, пересмотреть стан­дарт. Однако для достижения целей организации необходима ориентация на ре­зультативность, стратегическую направленность, простоту и экономичность.

Мотивация как элемент управления — это процесс организации коллектива на достижение поставленных целей. Побудительными мотивами здесь должны вы­ступать такие факторы мотивации как высокая ответственность, материальное вознаграждение, успех, реализация творческого потенциала и делового роста.

Ещё один аспект совершенствования организации экологического аудита со­стоит в документировании аудиторских проверок. Большинство исследователей одним из основных информационных документов о состоянии проверяемого объекта называют анкету для опроса руководителей по организации экологиче­ской аудиторской деятельности. С помощью анкеты можно составить общее представление об экологическом состоянии исследуемого предприятия, выявить особенности управления природопользованием, проблемы в экологическом учёте и информационном обеспечении. Аудиторам такая анкета поможет опре­делить спрос на их услуги, будет способствовать формированию научного под­хода к процессу управления и осуществления деятельности в области экологи­ческого аудита.

В процессе экологического аудита оценивается система экоменеджмента пред­приятия, технологические процессы, экологическая безопасность объекта, его производственная территория, прилегающая территория до 5 км по периметру; основные технологические и вспомогательные процессы, здания, оборудование и сооружения.

В научной литературе получили освещение вопросы организации экологиче­ского аудита, его места и роли в структуре государственного контроля. Опреде­лены задачи, цели, критерии, объекты и субъекты экоаудита. Нашли отражение вопросы методологии и концепции экологического аудита. Представлен широ­кий обзор зарубежного опыта проведения экологического аудита. Особенно де­тально проработаны вопросы, касающиеся процедуры осуществления экологи­ческого аудита предприятия.

В короткий срок специалисты Минэкобезопасности осуществили разработки, направленные на становление и внедрение в практику хозяйствования этого ин­струмента, позволяющего регулировать эколого-экономические отношения хо­зяйственного объекта и природной среды в условиях рынка. Однако, экологиче­ский аудит, как форма контроля в рыночных условиях, только тогда окажется эффективным, когда будет оснащён научно-обоснованной нормативной базой и методическим инструментарием.

Роль экологического аудита в реформировании экономики региона может быть выявлена в следующих направлениях управленческой деятельности:

    аудит вывода предприятий из эксплуатации при реструктуризации отрасли;

    аудиторская экологическая оценка оздоровления приватизи­руемых предприятий;

    аудиторская оценка экологических издер­жек;

    аудиторские рекомендации по ресурсосбереже­нию;

    аудиторская оценка условий экологического страхова­ния;

    аудиторская эколого-экономическая оценка инвестиционной привлекательности объекта;

    аудиторская эколого-экономическая оценка “гудвилла” фирмы;

    аудиторский учет экологических факторов в стоимостной оценке приватизируемого предприятия;

    аудиторская оценка нормативной базы природопользования предпри­ятия;

    аудиторская защита корпоративных интере­сов;

    аудиторская экологическая оценка инновационных и инвестици­онных проектов и др.

Таким образом, экологический аудит характеризуется своей комплексностью с выполнением исследовательских и инжиниринговых процедур. В значительной мере он важен в прединвестиционной стадии. При рассмотрении сложных инве­стиционных программ и проектов экологический аудит может предвосхищать экологическую экспертизу. Это сопоставимо с финансовым аудитом, который крупные фирмы проводят перед проверкой финансовой деятельности налоговой инспекцией.

В условиях формирования рыночных отношений выявляется новое направление развития функций внутреннего и внешнего прогнозного экоаудита, как средства оптимизации и активизации предпринимательской деятельности на основе со­блюдения принципов экологической безопасности. Одновременно с контроль­ными функциями экоаудит и хозяйственный аудит должны выполнять экономи­ческую и экологическую экспертизу по привлечению капитала, развитию инве­стиций, внедрению ноу-хау, ресурсосбережению, снижению экологических из­держек и т.д.

Экспертная функция всех видов аудита является важным направлением разви­тия финансово-хозяйственного и экологического контроля в эффективном ис­пользовании капитала в условиях свободного предпринимательства.

Рыночная экономика обусловила появление предпринимателя и предпринима­тельства, которые в современных условиях представляют собой совокупность экономических, нормативно-правовых, политических и экологических отноше­ний.

В современных условиях получение прибыли возможно только при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, в том числе, природных, их защите от загрязнения и деградации, а также экономическом риске и соблюде­нии условий экологической безопасности. Это побуждает предпринима­телей применять все виды предварительного контроля на стадии принятия управленческих решений. Таким образом, независимый экологический ауди­торский контроль в условиях рыночных преобразований приобретает функции катализатора для активизации предпринимательской деятельности на принци­пах экологически безопасного и устойчивого развития.

Направления применения результатов экологического аудита.

Круг организаций, заинтересованных в объективном и комплексном исследова­нии хозяйственной деятельности промышленных предприятий и ее влияния на окружающую среду, достаточно широк.

Экологические проблемы актуальны для банковских институтов. Финансовый риск, напрямую связанный с риском экологическим, может возникнуть в ре­зультате крупных аварий и загрязнения среды, а также в связи с неучтенными ранее экологическими требованиями. Привлечение инвестора к гражданской или уголовной ответственности, увеличение срока реализации проекта или его удорожание, возможное банкротство предприятия – все это крайне нежела­тельно для финансовых учреждений. Такие действия связаны с задержкой пла­тежей, падением курса акций кредитуемой компании, увеличением срока пре­доставления или объема кредитуемых средств на реализацию проекта, невоз­вращение кредита при банкротстве, а также обесценением залога, важнейшей со­ставляющей которого является стоимость земельного участка инвестора. При обнаружении загрязненности земля значительно обесценивается и банки-креди­торы могут лишиться гарантий кредита. К тому же при финансировании банком экологически опасных проектов страдает его репутация.

ЭА может и должен стать основой для становления и развития экологического предпринимательства, к сфере которого следует отнести следующие направле­ния хозяйственной и социальной деятельности: разработку и внедрение ресур­сосберегающих и экологически безопасных технологий; производство средоза­щитной техники и приборов для контроля и повышения качества окружающей среды; производство экологически благоприятных потребительских товаров; использование вторичных ресурсов; использование рекреационных ресурсов; оказание экологических услуг (экологические мониторинг, аудирование, стра­хование, воспитание, просвещение и образование).

Зарубежный опыт показывает, что при помощи экологических фирм многие предприятия решили проблемы утилизации, превратив отходы в сырье для дру­гих отраслей, нашли более эффективные методы их очистки и переработки. Ежегодно в мире такие фирмы оказывают услуги на 200-230 млрд. долл., причем этот показатель имеет устойчивую тенденцию к росту (на 4-15% ежегодно в за­висимости от видов предоставляемых услуг).

Объективные результаты комплексного исследования необходимы при заклю­чении договоров по страхованию экологического риска и ответственности про­изводителя и потребителя, для определения экологической надежности пред­приятия и величины риска возникновения аварийных ситуаций.

Целью создания системы обязательного и добровольного экологического стра­хования потенциально опасных объектов является компенсация убытка, кото­рый несут третьи лица и сам страхователь в результате аварийного загрязнения окружающей природной среды, а также стимулирование предотвращения ава­рий у страхователя, достигаемое за счет уменьшения издержек на проведение противоаварийных работ за счет страховщика.

Уникальную возможность улучшить экологические характеристики большого числа субъектов производственной деятельности и целых секторов экономики дает приватизация. Она позволяет, в частности, разрешить противоречия, воз­никающие в тех случаях, когда государство одновременно выполняет функции по экологическому регулированию и выступает в качестве владельца регули­руемых предприятий. Приватизационная политика наряду с такими традицион­ными задачами, как получение доходов от продажи предприятий, их модерни­зация новым владельцем, обеспечение занятости, содействие региональному экономическому развитию, поступление налоговых платежей, должна включать также совершенствование природоохранной деятельности и рациональное при­родопользование. Экологические аспекты необходимо адекватно отражать в за­конодательных и нормативных актах по приватизации и иностранным инвести­циям.

В условиях ускоренной приватизации, с одной стороны, возникает опасность игнорирования природоохранных проблем, с другой – установление чрезмерно строгих ограничений в интересах охраны окружающей среды может стать сдерживающим фактором для потенциальных инвесторов в случае приобрете­ния экологически опасных предприятий. Эти проблемы в разных странах с пе­реходной экономикой решаются по-разному.

Так, Закон о структуре природоохранной деятельности от 29 июня 1990 г. пре­доставлял новым федеральным землям Германии возможность освобождения от ответственности за экологический ущерб, нанесенный до 1 июля 1990 г. в ре­зультате хозяйственной деятельности, после оценки интересов покупателя, об­щественности и состояния окружающей среды. По этому поводу было подано 69 тыс. заявок.

В Польше соглашение между всеми учреждениями, участвующими в привати­зационном процессе, о создании постоянной межминистерской группы по эко­логическим вопросам приватизации основных фондов было подписано лишь в феврале 1993 г. Причина заключалась в том, что для большого количества предприятий не нашлось покупателей из-за экологических проблем. При заклю­чении договора о приватизации предусматривается выделение специального раздела, определяющего ответственного за состояние окружающей среды и рег­ламентирующего соблюдение экологических требований в постприватизацион­ный период.

В Эстонии приватизационное агентство использует подход, который можно рассматривать как компромиссный между применяемыми в Германии и Польше. Разработана стандартная форма договора, согласно которой привати­зационное агентство, действуя от имени Эстонской Республики, освобождает покупателя от ответственности за экологический ущерб, нанесенный третьей стороне в результате хозяйственной деятельности, а также от расходов, связанных с лик­видацией такого загрязнения, если оно будет обнаружено в течение пятилетнего периода с момента передачи собственности.

Представляется, однако, что прямое использование зарубежного опыта в этой области без учета особенностей ее социально-экономиче­ской и экологической ситуации может лишь усугубить эколого-экономический кризис. Дело осложняется тем, что прямое введение в практику классических методов экономического механизма природопользования, характерных для раз­витых рыночных систем, даст недостаточный, а в некоторых случаях и обрат­ный эффект.

Так, при прямом директивном внедрении принципа "загрязнитель платит" в пе­реходный период, когда энергетическая, нефтехимическая, металлургическая и другие загрязняющие отрасли промышленности высокомонополизированы, бремя платежей за загрязнение легко переносится на плечи потребителей. Кроме того, не только возрастет стоимость улучшения или поддержания каче­ства окружающей среды, но и сократится производство товарной продукции, от реализации которой поступают платежи в природоохранные фонды. К тому же, по данным западных специалистов, в странах ЕС 63% расходов на борьбу с за­грязнениями обеспечивает частный сектор экономики, государственный сектор тратит примерно 21%, а потребители – 16%.

Учет экологического фактора при приватизации должен разрешить противоре­чие, заключающееся в необходимости совершенствования природоохранной деятельности при недопущении неприемлемых для будущих владельцев расхо­дов. Поэтому пока права собственности находятся у государства, следует выяс­нить причины возникновения и степень экологического кризиса на каждом кон­кретном предприятии и решить вопрос о мере и формах ответственности всех причастных к нему. Решение вопроса о компенсации природоохранных затрат и содействие в этом должны происходить индивидуально в зависимости от мас­штабов предприятий, методов приватизации, экологического состояния ре­гиона, реальной и потенциальной опасности приватизируемого предприятия на основании результатов ЭА.

Основным направлением стабильной деятельности предприятия в постпривати­зационный период является организация производства конкурентоспособной продукции и повышение ее рентабельности. Это достигается различными пу­тями, которые условно можно классифицировать следующим образом:

    структурно-управленческое реформирование предприятия с сохранением су­ществующих на момент приватизации видов выпускаемой продукции, рынков сырья и сбыта;

    обновление и расширение ассортимента продукции на основе имеющихся тех­нологий и материалов с учетом изменения конъюнктуры рынков сбыта ("лучше не произвести, чем не продать");

    выпуск традиционного ассортимента продукции, его расширение и обновле­ние на основе применения современных технологий, материалов, оборудования;

    перепрофилирование предприятия на выпуск новой продукции.

В зависимости от характера постприватизационной деятельности мы предла­гаем следующие конкретные механизмы учета экологического фактора в про­цессе приватизации:

а) создание целевого фонда для решения неотложных эко­логических проблем, образованного путем включения их стоимости в цену при­ватизируемого объекта;

б) уменьшение стоимости предприятия на сумму пре­дотвращенного ущерба (фактического и потенциального), наносимого окру­жающей среде.

При реформировании крупных предприятий может иметь место одновременное сочетание различных методов – закрытие нерентабельных производств, пре­кращение выпуска отдельных видов продукции из-за отсутствия рынков сырья и сбыта и организация выпуска новых видов продукции путем создания совме­стных производств и т.д. Решение экологических вопросов должно идти в кон­тексте с изменениями деятельности предприятия в постприватизационный пе­риод.

Как показывают расчеты по конкретным промышленным предприятиям различ­ных регионов, реализация предложенных концептуальных подходов приведет к изменению стоимости целостного имущественного комплекса менее чем на 1%. Существенного влияния на рыночную стоимость предприятия это не окажет, а число потенциальных покупателей может расшириться за счет гаран­тирования решения экологических проблем и минимизации вероятности катаст­роф в будущем.

Применение рассмотренных способов учета экологического фактора в процессе приватизации промышленных предприятий может не только содействовать улучшению экологических параметров большого числа субъектов производст­венной деятельности и снижению непосильной для окружающей среды техно­генной нагрузки, но и общему оздоровлению экономики. Так, реализация необ­ходимых природоохранных мероприятий с гарантированным финансированием повлечет за собой не только загрузку соответствующих подразделений конкрет­ного предприятия, но и привлечение услуг не востребованного сегодня научно-исследовательского потенциала, размещение заказов на конкурсной основе на других специализированных предприятиях.

Использование предложенных подходов будет способствовать сохранению и увеличению количества рабочих мест с гарантированной оплатой за произве­денную продукцию как на специализированных предприятиях, производящих технику природоохранного назначения, так и во всех отраслях промышленности и научно-исследовательских центрах, преодолению кризиса неплатежей, свое­временной уплате налогов в бюджет, установлению экономической и социаль­ной стабильности.

Методика комплексной оценки эффективности функционирования систем эко­логического.

Для оценки эффективности систем производственного экологического управле­ния и менеджмента возможно использование следующей методики, разработан­ную с учетом требований и рекомендаций Международного стандарта ISO 14001. Методика включает в себя следующие этапы:

    Оценка соответствия требованиям экологического законодательства Рос­сийской Федерации

    Оценка соответствия общим формальным требова­ниям стандарта ISO 14001

    Качественная оценка соответствия расширен­ным требованиям стандарта ISO 14001

    Оценка динамики изменения ос­новных количественных показателей экологической деятельности предприятия

    Качественная оценка деятельности предприятия в области экологического управления и менеджмента

Оценка эффективности производственного экологического управления и ме­неджмента на первом этапе может носить формальный характер и проводиться несколькими способами:

    Получение подтверждений от всех государственных контролирующих органи­заций о том, что деятельность данного предприятия соответствует требованиям законодательства. Получение такого подтверждения может проводиться на предварительном этапе при сборе всех необходимых материалов для проведе­ния оценки эффективности системы экологического менеджмента.

    Получение общего заключения о выполнении государственных экологических требований. Так, в Московской области приказом Комитета по охране окру­жающей среды от 2.09.96. утверждена форма Заключения о соблюдении норм экологической безопасности на химически опасных объектах Московской об­ласти. Выдачу Заключения осуществляют государственные органы по охране природы на основе выполнения предприятиями определенных требований.

    Подтверждение соответствия всем законодательным требованиям может про­водиться методом от противного, т.е. путем получения соответствующих дан­ных, характеризующих:

    отсутствие сверхлимитных сбросов и выбросов, правильность хранения отхо­дов на промплощадке;

    наличие всей необходимой документации по воздействию на окружающую среду;

    наличие всех необходимых лицензий на комплексное природопользование, на­личие разрешений на выброс и сброс загрязняющих веществ;

    наличие справок о платежах, наличие разработанной и утвержденной докумен­тации такой как, например: Проекты нормативов предельно допустимых выбро­сов и сбросов, Проекты лимитов размещения отходов и другой;

    наличие порядка на промышленной площадке.

Если выполнение требований экологического законодательства подтверждено одним из выше перечисленных способов, то по первому этапу оценки эффек­тивности системы экологического менеджмента делается положительное за­ключение.

На втором этапе оценивается соответствие деятельности предприятия в области экологического менеджмента формальным требованиям стандарта ISO 14001, таким как:

    наличие экологической политики, которая доведена до сведения населения и общественности;

    наличие экологических целей и задач;

    наличие руководства и программы по системе экологического менеджмента;

    четкое распределение обязанностей персонала, включая его обучение;

    проведение предварительного аудита (обзора) для определения экологических аспектов существующей деятельности предприятия;

    ведение необходимой документации;

    осуществление систематического аудита для подтверждения работоспособно­сти системы экологического менеджмента.

При положительных ответах на все поставленные вопросы дается итоговое по­ложительное заключение по второму этапу оценки.

На третьем этапе проводится оценка соответствия системы экологического управления и менеджмента на предприятии расширенным требованиям стан­дарта ISO 14001 по следующим направлениям:

    экологическая политика и планирование деятельности в области экологиче­ского менеджмента;

    организация деятельности в области экологического менеджмента;

    оценка результатов и последовательное совершенствование деятельности в об­ласти экологического менеджмента.

При соответствии реальной ситуации на предприятии требованиям стандарта ISO 14001 делается итоговое положительное заключение по третьему этапу оценки.

На четвертом этапе оценки используются разнообразные количественные кри­терии и показатели, как уже применяемые предприятием, так и дополнительно предлагаемые в рамках проводимой программы аудита. При этом важно показать динамику изменения показателей как минимум за 3 по­следних года.

В основу оценки при анализе динамики изменения количественных показателей закладывается принцип их последовательного улучшения за анализируемый пе­риод. Система экологического менеджмента на предприятии считается доста­точно эффективной (при условии, что соблюдены все вышеперечисленные тре­бования и критерии), если подтверждается тенденция непрерывного улучшения во всех аспектах экологической деятельности предприятия, где это практически достижимо.

На последнем пятом этапе качественно оценивается разнообразная, преимуще­ственно инициативная деятельность предприятия в области экологического ме­неджмента, включая намерения к осуществлению подобной деятельности и по­лученные промежуточные результаты.

Основные государственные требования к экологическим аспектам деятельности предприятий в Российской Федерации.

Деятельность в области производственного экологического управления опреде­ляется Государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законода­тельных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней. Непосредственно деятельность в области производственного экологи­ческого управления регулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной ок­ружающей среды. Управление производственным объединением и промышлен­ным предприятием. Основные положения" и является обязательной.

Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных пред­приятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и дей­ствия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложе­ния, страхования, экологической экспертизы и т.п.

Закон "Об охране окружающей природной среды" является основным докумен­том, определяющим и регулирующим природоохранительную деятельность в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 68 Закона:

    Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоя­нием природной среды и ее изменением под влиянием хозяйственной или иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружаю­щей природной среды, соблюдению требований природоохранительного зако­нодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

    Система экологического контроля состоит из государственной службы на­блюдения за состоянием окружающей среды, государственного, производствен­ного контроля."

В соответствии со статьей 71:

    Производственный экологический контроль осуществляется экологической службой предприятий, организаций, учреждений и ставит своей задачей про­верку выполнения планов и мероприятий по охране природы и оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природ­ных ресурсов, соблюдения нормативов качества окружающей природной среды, выполнения требований природоохранительного законодательства.

    Порядок организации производственного экологического контроля регулиру­ется положениями, утверждаемыми предприятиям, учреждениями, организа­циями на основе настоящего Закона."

Следует подчеркнуть то, что в соответствии с Законом устанавливается обяза­тельное осуществление производственного экологического контроля, в Поло­жение о котором предприятие может включить любые требования, не противо­речащие действующему природоохранительному законодательству. Практиче­ски речь здесь идет о самоконтроле предприятия за своей деятельностью в об­ласти охраны окружающей среды.

К другим основным действующим на сегодня нормативным актам, регулирую­щим различные аспекты экологической деятельности предприятий относятся:

    Водный кодекс Российской Федерации;

    Предельное количество токсичных промышленных отходов, допускаемое для складирования в накопителях (на полигонах) твердых бытовых отходов (норма­тивный документ);

    Правила приема производственных сточных вод в системы канализации насе­ленных пунктов;

    Закон РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности";

    Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха";

    Руководство по контролю источников загрязнения атмосферы;

    Правила охраны поверхностных вод от загрязнения;

    Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;

    ГОСТ 24525.4-80. Управление охраной окружающей среды. Управление про­изводственным объединением и промышленным предприятием. Основные по­ложения;

1