Закономерности перехода к рыночной экономике

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

1.Объективная необходимость перехода к рыночной экономике.

После победы Октябрьской революции 1917г. в России в бывшем СССР и в странах Центр. и Юго-Вост. Европы строилась т.н. Сталинская модель социализма. Эконом. основой социализма провозглашалась т.н. общенародная собственность на средства пр-ва в гос. форме. Гос-во, как субъект собственности, объявл. общенарод. Но в действительности это было тоталитарное гос-во с полным контролем Ком. партии и гос-ва над всеми сферами жизни общества. В таких условиях т.н. общенародная собственность была монополизирована руководством партийно-гос. элиты, которая не была заинтересована в эффективном функционировании нар. собственности, народ тоже не был в этом заинтересован, потому что собственность фактически была обезличена. Но все были заинтересованы в ее легальном и нелегальном присвоении. В условиях ее огосударствления экономика была адменистративно-командной, ее функционирование основывалось на выполнении предприятиями установленных государством заданий и жесткого контроля. Эти неэкон. факторы функционирования н/х игнорировались населением, гасили еще в зародыше инициативу и предприимчивость. Рано или поздно должен был наступить кризис н/х. Еще в нач. 80-х гг. в экономике наблюдались застойные явления, а с середины 80-х начался ее кризисный распад. Кризис адм.-ком. экономики постановил неотложную задачу создания нового хоз. механизма, обеспечивающего эффективность использования всех природно-хоз. ресурсов, укрепление НТП, возрождение хоз. инициативы и предприимчивости. Такой механизм предполагает строгую и четкую персонификацию произв.-хоз. ресурсов, осн. масса объектов гос. собственности должна быть приватизирована. На этой основе должна быть создана рыночная экономика.

2. Рынок - как экономическое пространство.

В обыденном представлении рынок выступает как место встречи покупателей и продавьцов. Но рынок - не просто физическое пространство, а присущая товарному пр-ву инфраструктурная система, обслуж. произв.-потреб. деятельность общества, это отводящий канал для пр-ва, заполняющий для потребления, заполняющий собою сферу обмена в воспроизводственной деятельности. Рынок - это эк. пр-во, начинающееся со складов товаропроизводителей и заканчивающееся розничными торговыми предприятиями. Рынок не существует без товарного пр-ва, как и товарное пр-во не существует без рынка. Все продукты тов. пр-ва поступают на рынок, но точно также и все факторы тов. пр-ва (рабочая сила, средства пр-ва) поступают с рынка. Поэтому рынок - не только предпосылка, но и следствие тов. пр-ва. Рынок образуют вся совокупность актов купли-продажи товаров и сопровождающие их торг.-миновые отношения, которые представляют собой движение отношений собственности на создаваемую продукцию в формах всеобщего отчуждения этой продукции и всеобщего вторичного присвоения (первичное присвоение - на пр-ве).Основными факторами рынка явл. также спрос и предложение товаров, конкуренция среди продавьцов и среди покупателей, формирующие товарные цены, а также товарные запасы и деньги (как мера стоимости и средства обращения). Состояние спроса, предложения и конкуренции, формируемые рын. уровн. тов. цен, явл. сигнальной системой, проводящей регулирующее воздействие потребления и возвышающие потребности на пр-во, и ориентирующей товаропроизводителей на наиболее эффективное использование инвестиций и всех др. производственно-хоз. ресурсов.

3. Ф-ии товарного рынка.

Назначение товарного рынка - осущ. непр. и эффект. экон. связи между производством и потреблением и обеспечение тем самым непрерывного воспроиз-ого процесса. Обеспечение непрер. общ. воспр-ва и гармоничное взаимод. пр-ва и потребления - такова глубинная сущность товарного рынка. Эта ф-ия назыв. комплексной, она содержит в себе подфункции: 1. контрольная 2. регулирующая 3. стимулирующая . Контрольная ф-ия состоит в том , что рынок постоянно выявляет соответствие производства товаров потребностям в них и также общественно допустимые уровни цен и затраты на пр-во товаров. Функционирование рынка исключает пр-во ненужной потребительской пр-ции, а также чрезмерно высокие издержки ее пр-ва. Регулирующая ф-ия рынка состоит в том, что в результате действия закона стоимости, закона спроса и предложения и конкуренции рынок обуславливает переливание капитала, рабочей силы между различными отраслями н/х и тем самым оказывает регулирующую ф-ию. Стимулирующая ф-ия рынка состоит в том, что по средствам действия закона стоимости рынок стимулирует НТП в обществе и его внедрение в пр-во. Экон. высокими результатами в произв.-хоз. деятельности рынок поощряет инициативных и предприимчивых товаропроизводителей, растаптывает безынициативных через разорение и банкротство.

4.Разгосударствление экономики и приватизация собственности.

Одним из главных путей создания рыночной экономики в Украине явл. разгосударствление и приватизация гос. собственности. Приватизация гос. предприятий и др. имущества представляет собой их преобразование в коллективные, акционерные, индивидуально-частные пр-ия. В постсоциал. странах гос. сектору принадлежало около 90% экономики. В Украине намечено приватизировать около 70% произв.-хоз. имущества. Рядом с приватизацией идет создание новых коммерческих пр-ий, структур в том числе с участием иностранного капитала, фермерс. хоз. Приватизация приводит к господству в экономике индивидуальных и коллективных форм частной собственности. Разгосударствление представляет собой выведение из сферы гос. адм.-ком. управления не только основной массы гос. пр-ий на основе приватизации, а также огосударствленных , находящихся в сфере этого управления колхозов и потребительской кооперации. В результате разгосударствления и приватизации возникают новые субъекты собственности на средства пр-ва, экономически самостоят. товаропроизводители. Разгосуд., приватизация, становление смешан. экономики обеспечивают замену внешнего гос. принуждения товаропроизводителей их собственными экон. интересами, замену застоя НТР, оперативным науч.-технич. совершенствованием пр-ва. Приватизацию осущ. фонд гос. имущества Украины, органы приватизации административно-тер. единиц.

5 Основные способы приватизации и источники средств для ее проведения.

Ocн. способами приватизации явл.: 1. Продажа акций, предварительно преобразованных в открытые акцион. общества гос. пр-ия. 2. Продажа пр-ий на аукционе или по коммерческому конкурсу. 3. Продажа пр-ий не по коммерческому конкурсу, т.е. по лучшему из предложенных условий дальнейшей эксплуатации пр-ия. 4. Выкуп гос. пр-ия арендатором. 5. Выкуп малых , средних пр-ий обществами покупателей, создаваемых работниками пр-ий. Основные источники средств для приватизации: 1. Личные сбережения граждан. 2. Приватизационные имущественные сертификаты. 3. Собственные средства негосуд. юридических лиц. 4. Заемные ср-ва. 5. Иностранные инвестиции. В целом в Украине 30% гос. произв.-хоз. имущества остается в руках государства, 28% приватизируется за приватизац.-имущ. сертификаты, 40% - свободная продажа за деньги. Разгосуд. и приватизация приведут к становлению рыночной экономики лишь при условии устранения монополий бывших гос. пр-ий, при возрождении конкуренции между товаропроизводителями в борьбе за покупателя.

Список литературы

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайтов: http://www.referat.ru и http://www.bankreferatov.ru