Демонополизация как одно из условий становления рыночной экономики
ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
1.Закономерность возникновения и природа экон. монополизма.
На рубеже посл. трети 19 нач. 20ст. в США, Зап. Европе,Японии,России возникают сначала отраслевые, а затем и межотраслевые, международные монопол. объединения и структуры, транснациональные корпорации (ТНК). Монопол. структуры сосредотачивают в своих руках значит. объемы пр-ва соответствующей продукции и контролируют рынки ее сбыта, а также - соответствующие сырьевые рынки. Матер. основой возн. и развития моноп. объединений и структур явился высокий уровень концентрации пр-ва, которая была обусловлена 2 пром. революцией ( электротехн. револ. 19-20 ст.). Эта революция обусловила то, что вместо легкой и пищевой пр-ти в разв. странах на первое место вышли тяжелая, электро-техн. пр-ть, машиностроение. Образованию монопол. объединений способствовала также внутриотраслевая конкуренция, развитие АО, акцион. капитала. Внутриотраслевая конкуренция между уменьшающимся количеством все более крупных пр-ий стала приводить к их взаимному ослаблению, поэтому они стали на путь объединения. Целью и результатом функ0ия таких объединений явл. устранение конкуренции между их пр-ями и усиление их конкуренции между др. крупн. объединениями. .монопол. объединения централизуют некоторые произв-хоз. ф-ии их участников: изучают рынки сбыта товаров и определяют общие объемы их пр-ва, вырабатывают единую политику в области цен на товары, цен на сырье, наем работников и оплаты их труда. В последствии на основе функционир. акционерного капитала значит. часть монопол. объединений перерастает в монолитные монопол. структуры. Экон. монополизм - господствующее положение монопол. структур в различ. отраслях н/х, при котором они контролируют пр-во и сбыт основ. массы соответст. пр-ии.
2.Основные организационные формы монополистических объединений.
В зависимости от степени централизации произв.-хоз. ф-ий сущ. различ. организ. формы монополистических объединений : картели, тресты, синдикаты, концерны. Картель определяет его самостоятельно функционирующим участникам долю каждого в общем объеме пр-ва, осущ. раздел. рынков сбыта, определяет единую для всех ценовую политику. Синдикаты в отличии от картелей осущ. сбыт товаров своих участников через общую сбытовую контору. Тресты - отраслев. или межотраслев. объединения типа АО, их участники явл. лишь держателями акций. Концерны - многоотраслевые объединения разнопроф. синдикатов, трестов, функционирующих под общим финансов. контролем главной фирмы.
3.Последствия чрезмерной монополизации в промышленности.
Сконцентрировав в своих руках знач. матер.-техн. , финансовые и интеллект. ресурсы, монопол. стр-ры первоначально способствовали росту эффективности пр-ва и сбыта. Однако их господство деформирует конкуренцию, подрывает механизм свободного рыночного ценообразования, обуславливает эк. и соц. неоправданное распределение результатов пр-ва и эк. ресурсов общества. Через механизм монопольных цен монопол. объединения по сути облагают данью все общество. Существенно потеснив конкуренцию монополии при их существенном развитии порождают тенденцию к застою и загниванию. В конечном итоге их всевластие приводит к глубокому кризису в экономике. Достигнутый в индустр. развитых странах в 20-е гг. 20 ст. пик замонополизированности создал обстановку хозяйственного краха. Результатом явился мировой эк. кризис 1929-33 гг. Входе этого кризиса остановление пр-ва происходило на протяжении 4 лет и достигло 40%, безработица - 1/3 рабочей силы, в целом экономика была отброшена на 20-30 лет назад. На преодоление последствий этого кризиса понадобилось более 10 лет, в течении этого периода гос-во взяло на себя активн. регулируюш. роль в экономике, оно восстановило низведенную до ужасно низкого уровня конкуренцию как важнейшую основу механизма функционир. товарного пр-ва и рыночного хоз-ва и важн. одаптор роста эффектив. пр-ва и ускорения НТП. Тип замонополизированности эк-ки в бывшем СССР пришелся на 80-е гг. 20 ст. Практически отсутствующая конкуренция привела к созданию супермонополий в форме министерств и ведомств, которые имели абсолютную власть на рынке в соотв. отраслях н/х. Супермонополия содержит в себе мощный внутренний импульс к тому, чтобы тормозить НТП., снижать качество товаров, неоправданно завышать цену на свою продукцию. Все это привело к развалу бывшего СССР, продолжающегося распада экономики. Единственным действенным средством против монополизма явл. становление и развитие конкуренции при регулирующей роли гос-ва.
4.Антимонопольная политика укр. гос-ва.
Осн. положения антимоноп. политики в Укр. содер. в законе “Про обмежання монополiзму та недопущення недобросовiстноi конкуренцii в пiдприэмницькiй дiяльностi” . В качестве монопольного закон квалифицирует такое положение предпринимателей, когда его доля на рынке превышает 35% , когда у него есть возможность искусственно создавать дефицит товара, завышать цены, ущемлять интересы др. субъектов. Законом предусматривается демонополизация экономики Укр., закон направлен также против дискриминации предпринимателей органами власти, против недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и осуществления программ демонополизации возложен на антимонопольный комитет, подчиненный Верх. Совету ,Укр. Он имеет территор. управление на местах. Антимоноп. комитет наделен широкими полномочиями принимать обязательные к исполнению предпринимателями решений . Антимонопольный закон предусматривает также возмещение убытков пострадавшему, причиненных хоз. субъектами в результате их монопольного положения или недобросовестной конкуренции.
Список литературы
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайтов: http://www.referat.ru и http://www.bankreferatov.ru