Проблемы использования мирового океана
Московский институт
делового администрирования
Реферат
на тему
“Проблемы использования мирового океана”
Студента
11 группы
Баскова Александра
Москва 1997
План.
Ââåäåíèå. 3
Êëàäîâûå âëàäåíèé Íåïòóíà. 4
Íåôòü è ãàç. 4
Òâåðäûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. 7
Ïðèáðåæíî-ìîðñêèå ðîññûïè. 7
Êîðåííûå ìåñòîðîæäåíèÿ. 8
Ãëóáîêîâîäíûå òâåðäûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. 9
“Æèâàÿ ðóäà”. 10
Èñïîëüçîâàíèå âîä Ìèðîâîãî îêåàíà. 11
Çàãðÿçíåíèå ìîðñêèõ âîä. 11
Íåôòÿíîå çàãðÿçíåíèå. 11
Íåôòÿíûìè ïëåíêàìè îõâà÷åíû. 12
Ïîäñ÷èòàíî. 12
Çàãðÿçíåíèå Àòëàíòè÷åñêîãî îêåàíà. 13
Ñâîé “âêëàä” âíîñÿò òàêæå: 13
Ðàäèîàêòèâíîå çàãðÿçíåíèå âîä Ìèðîâîãî îêåàíà. 15
Ïóòè ïîïàäàíèÿ ðàäèîàêòèâíûõ îñàäêîâ: 15
Îïàñíîñòü çàêëþ÷àåòñÿ â: 15
Ê ÷èñëó ñèëüíîçàãðÿçíåííûõ àêâàòîðèé Ìèðîâîãî îêåàíà îòíîñÿòñÿ: 16
Áîðüáà ñ çàãðÿçíåíèåì âîä Ìèðîâîãî îêåàíà. 19
Ìåòîäû î÷èñòêè âîä Ìèðîâîãî îêåàíà: 19
Êàê áîðþòñÿ çà ÷èñòîòó îêðóæàþùåé ñðåäû äðóãèå ñòðàíû. 19
ÑØÀ: 19
Ôðàíöèÿ: 20
Øâåöèÿ: 20
ÔÐÃ: 20
Âåëèêîáðèòàíèÿ: 20
ßïîíèÿ: 20
Íà ñàìîì äåëå: 21
Введение.
В этом реферате сделана попытка осветить роль Мирового океана в жизни современного и будущего поколений людей. Рассматриваются вопросы освоения минеральных, энергетических, биологических богатств Мирового океана, получение пресной воды из морской. Освещается покорение морских глубин человеком и роль Мирового океана как важнейшей транспортной артерии, а также проблема борьбы с загрязнением вод Мирового океана.
Данный реферат не претендует на всестороннее освещение разнообразных сторон использования Мирового океана человеком. В силу ограниченного объема в нем не освещаются вопросы рекреационного использования океана, роль океана в формировании климата Земли, правовые и юридические аспекты, связанные с использованием Мирового океана разными странами, и ряд других вопросов.
Кладовые владений Нептуна.
Здесь пойдет речь о морских сокровищах подводных кладовых - богатейших запасов минеральных ресурсов Мирового океана.
Морское мелководье как источник минерального сырья с древнейших времен привлекало внимание человека. Еще задолго до нашей эры на побережьях морей и океанов добывалась пищевая соль, многие века славился янтарь с пляжей Прибалтики, более 100 лет тому назад была предпринята первая попытка организовать добычу нефти со дна прибрежного мелководья Каспия.
Однако лишь в последние десятилетия в связи с общим развитием науки и техники стали выявляться серьезные перспективы обширного использования минерально-сырьевых богатств морей и океанов.
Интерес к полезным ископаемым морей и океанов в наши дни не случаен:
многие месторождения суши истощаются,
быстрый рост населения земного шара, а вместе с ним и потребностей в производстве средств производства и предметов потребления заставляет искать новые источники минерального сырья,
гигантский скачок в развитии науки и техники в последние годы дает возможность добраться до недоступных прежде богатств морей и океанов и разрабатывать их,
добыча некоторых видов полезных ископаемых, залегающих на морском дне, экономически выгоднее, чем на суше. Эта выгода обеспечивается радом преимуществ такого рода разработок.
Например, при разработке подводных месторождений не нужны подъездные пути, многие из таких месторождений не нуждаются в оборудовании отвалов и различного рода хранилищ. При морской добыче твердых полезных ископаемых не нужно производить больших трудоемких и дорогостоящих взрывных работ, тратить средства на приобретение взрывчатых веществ, сложного оборудования для добычи руды и т.д.
Нефть и газ.
Поскольку нефть и газ составляют по стоимости более 90 % всех полезных ископаемых, добываемых с морского дна, и потенциальные возможности их добычи в ближайшем будущем наиболее высоки, остановимся прежде всего на состоянии и перспективах морской добычи нефти и газа.
В наши дни большинство стран, имеющих выход к морю, проявляет исключительный интерес к поискам и добыче нефти со дна морей и океанов. Если в начале 50-х гг. ХХ в. Только три - четыре страны и пять частных компаний занимались разведкой и добычей нефти в море, то к концу 1981 г. Более 100 стран и более 120 государственных и частных компаний вели разведку и разработку морских нефтяных и газовых месторождений в пределах шельфов Мирового океана.
Уже к 1979 г. нефть и газ были обнаружены на шельфах более 60 стран, а добывались в 39 странах. Еще 40 стран мира вели работы по поиску нефти и газа в пределах своих акваторий.
В настоящее время около 24 % всей мировой добычи нефти приходится на морские месторождения. Морская добыча газа несколько меньше, но также достаточно высока и составляет около 20 % от общемировой. В 1980 г. добыча нефти на акваториях всего мира составляла около 665 млн. т, а газа около 309 млн. м3. Общее количество известных морских нефтегазовых месторождений свыше 1000, а количество пробуренных морских скважин превышает 30 000.
Среди крупнейших морских нефтегазовых районов мира необходимо прежде всего отметить Персидский залив, Венесуэлу и Северное море, в которых сосредоточено около 75 % всей морской мировой нефтедобычи и около 80 % разведанных запасов нефти и газа шельфовых зон Мирового океана. В 1980 г. в Персидском заливе было добыто 273 млн. т нефти, в пределах Мексиканского залива - 60 млн. т, в Северном море - 112 млн. т и в Венесуэле - около 75 млн. т. Интересно отметить то, что если для Мексиканского залива характерны в основном небольшие по величине добычи и запасов нефтяные месторождения, которых здесь насчитывается более 320 (из них лишь четыре могут быть отнесены к категории крупных), то в Персидском заливе, наоборот, почти вся добыча сосредоточена в 55 месторождениях, большинство из которых относится к крупным, а шесть из них к так называемым месторождениям-гигантам с ежегодной добычей свыше 10 млн. т и запасами свыше 1 млрд. т1. Здесь же расположено и крупнейшее в мире морское месторождение Сафания-Хафджи с запасами 4,3 млрд. т. Оно в состоянии давать 300 млн. т нефти в год. И если на суше большинство месторождений уже открыто, то в морях основные такие открытия впереди.
В Венесуэле большая часть всей добычи нефти сосредоточено в лагуне Маракайбо, где расположено одно из старейших гигантских месторождений - Боливар, открытое еще в 1917 г. По скоплению запасов нефти на единицу площади акватория лагуны не имеет себе равных. Практически в пределах лагуны и смежной части берега расположено одно гигантское нефтяное месторождение, юго-западная граница которого до сих пор не установлена.
Шельф Мексиканского залива представляет собой наиболее хорошо изученную акваторию с точки зрения перспектив газоносности. Первая морская скважина здесь была пробурена с плавучей баржи еще в 1933 г., а в 1979 г. здесь насчитывалось около 20 тыс. Скважин. У берегов штата Луизиана пробурена самая глубокая морская скважина (глубина 6952 м).
Однако самая удивительная нефтегазоносная акватория - Северное море. Здесь лишь в 1965 г. было обнаружено первое газовое месторождение, а в 1969 г. - первое нефтяное месторождение. В 1973 г. была добыта первая тонна морской из крупного месторождения Экофиск, а уже к 1976 г. было открыто 101 нефтяное и газовое месторождения. К концу 1979 г. в акватории Северного моря было добыто уже за эти годы более 260 млн. т нефти. Таких быстрых темпов освоения нефтегазоносных районов не наблюдалось никогда даже на суше. Это еще раз доказывает, что часто освоение акваторий значительно проще и легче освоения труднодоступных нефтегазоносных районов суши. Вся акватория Северного моря разбита на семь секторов: английский, голландский, норвежский, датский, французский, бельгийский и сектор ФРГ. Наиболее богаты по открытым месторождениям нефти и газа - первые четыре.
В норвежском секторе два месторождения-гиганта - Экофиск и Статфиорд, а в английском к числу крупных месторождений относятся Фортиз, Аук и Брент. К 1980 г. более половины всех потребностей Великобритании в нефти и более 95% в газе удовлетворялось за счет месторождений нефти Северного моря. Особенно высокие темпы роста добычи нефти и газа в Великобритании стимулируют м ряд новых технологических методов добычи углеводородов. Так, по одному из проектов к месторождениям нефти и газа предполагается проложить два подводных тоннеля. По одному из них будут проходить скоростная рельсовая линия для перевозки людей и грузов, а также воздуховоды и силовые кабеля, а по второму - газо- и нефтепроводы.
Норвегия не только полностью удовлетворяет свои потребности в нефти, но и экспортирует значительное ее количество на мировой рынок. Предполагается, что в ближайшие несколько лет за счет месторождений Северного моря Франция, ФРГ, Нидерланды и Дания будут удовлетворять свои потребности в этом сырье более чем на 30 %. Таким образом, энергетика стран Западной Европы, еще лет двадцать назад, почти полностью зависящая от стран Ближнего и Среднего Востока, прочно становиться на собственную основу.
Среди других районов крупной морской нефтедобычи необходимо прежде всего отметить страны, расположенные по побережью Гвинейского залива (Нигерия, Ангола, Габон, Конго, Заир). Наибольшее количество нефти среди всех африканских стран добывается в Нигерии, где открыто свыше 50 морских месторождений. В последние несколько лет Нигерия превратилась в крупного экспортера нефти. Открыты морские месторождения и на шельфах других африканских стран (Бенина, Ганы, Камеруна).
В последние годы обнаружены месторождения нефти и газа в странах Средиземноморья (вблизи берегов Испании, Греции, на шельфах Туниса, Ливии, у берегов Египта, Италии).
В Северной Америке, помимо США и Мексики, морские месторождения газа открыты у берегов Канады (вблизи полуострова Лабрадор и к югу от острова Ньюфаундленд). В Латинской Америке вдоль западного побережья Атлантики обнаружены 25 морских месторождений нефти и газа, приуроченные к побережью Бразилии, и ряд небольших месторождений у побережья Аргентины. На Тихоокеанском побережье нефть добывается у берегов Перу и Эквадора, а в Северной Америке - на Калифорнийском побережье.
В восьмидесятые годы резко возросла морская добыча нефти в Индонезии и Малайзии, начали добывать нефть у своих берегов Япония и Индия. Открыт ряд нефтяных месторождений в Южно-Китайском море. Исключительно велика продуктивность Австралийского шельфа.
В СССР добыча нефти с 1925 г. производится в Каспийском море. Первые попытки получения морской нефти в России относятся к XIX в., когда в Биби-Эйбатской бухте (в 80-е г. бухте Ильича), в районе Баку на расстоянии 20-30 метров от берега были построены два колодца из которых доставали по 4-5 ведер нефти в день. Однако вскоре колодцы были разрушены, и на этом первые опыты добычи закончились. Лишь в 1925 г. в бухте Ильича была заложена первая скважина. С 1936 г. морская добыча производилась в Дагестане.
Освоение бурения в Каспийском море началось в 1946 г., когда было построено первое крупноблочное основание в районе острова Артем. С 1951 г. начал работать уникальный промысел Нефтяные Камни, который представляет собой настоящий город на эстакадах. Промысел обслуживает несколько сот скважин. Сегодня на Каспии разрабатывается свыше 20 нефтяных и нефтегазовых месторождений.
По различным данным морские ресурсы нефти и газа составляют от 50 до 60 % от общемировых ресурсов. И если добыча нефти на суше ведется уже более 80 лет, а морская нефтедобыча разворачивается лишь в последние 15-20 лет, то понятно, что основные надежды на неиспользованные ресурсы связываются с дальнейшим расширением морской нефтедобычи. Однако среди трудностей, встречающихся на этом пути основная - слабая геолого-геофизическая изученность акваторий Мирового океана.
Единственное судно, специально оборудованное для глубоководного морского бурения, “Гломар Челленджер” (с него можно производить бурение при глубине моря 6 км на глубину до 1300 м), хотя и пробурило за сравнительно короткий срок, начиная с 1968 г. около 500 скважин, однако при колоссальной площади этого количества скважин крайне недостаточно. Особенно слабо изучены центральные глубоководные части океанов. Правда, считается маловероятным наличие благоприятных условий для образования значительных залежей нефти и газа в слабоуплотненных отложениях, сформировавшихся в глубоководных частях Мирового океана. Определенно установлено лишь то, что значительная часть континентального склона, по крайней мере, до глубины 1500-2000 м, а иногда и ниже перспективна в нефтегазовом отношении. Это связано с тем, что акватория современного континентального склона первоначально представляла собой мелководные морские бассейны с условиями, благоприятными для образования углеводородов, и лишь впоследствии в результате дробления края материков оказалась погруженной в современные глубины.
Если же учесть, что в настоящее время в основном осваиваются акватории глубиной до 100 м, то легко представить себе, что в ближайшие годы открывается перспектива (по мере развития морской буровой техники) освоения богатейших месторождений нефти и газа и на больших глубинах, и именно с морскими месторождениями связано будущее увеличение добычи нефти и газа.
Твердые полезные ископаемые.
Помимо нефти и газа в богатейших кладовых Нептуна содержатся и твердые полезные ископаемые, которые в зависимости от места залегания могут быть подразделены на прибрежно-морские россыпи, коренные месторождения и ископаемые морского дна.
Прибрежно-морские россыпи.
Прибрежно-морские россыпи образуются на границе суши и моря в результате перемещения водных масс, которые приводят к сортировке обломочного материала и накоплению частиц тяжелых минералов. Месторождения этих минералов и образуют прибрежно-морские россыпи.
На берегу моря волны, скатываясь с пляжа, уносят с собой легкие и мелкие песчинки, а более тяжелые песчинки при сильном прибое накапливаются на пляже. Кроме того, часть тяжелых песков концентрируется и на подводном склоне уже в пределах шельфа, а также оседает в устьевых затопленных частях рек, впадающих в моря и океаны.
Прибрежно-морские россыпи содержат очень разнообразные и ценные, преимущественно рудные минералы: ильменит, рутил, циркон, монацит, магнетит, хромит, касситерит, золото, платину, алмазы и некоторые другие.
Разработки прибрежно-морские россыпей расширяются во всем мире, и все новые страны начинают поставлять на мировой рынок свою продукцию. Основные залежи прибрежно-морские россыпей находятся в районах: Чокурдакского россыпного месторождения в море Лаптевых, Чаунской губы Восточно-Сибирского моря, Чукотского и Берингова морей.
Прибрежно-морские россыпи разрабатываются по-разному. У полосы прибоя тяжелые пески добываются скреперами, бульдозерами, экскаваторами и гидромонигорами.
На больших глубинах (до 160 м) применяются драги, снабженные подъемной лебедкой и черпаком-грейфером или ковшом на тросе. В море черпак опускается на тросе лебедки, врезается в грунт и, захватив материал, поднимается наверх. Грейферы тяжелого типа за час работы извлекают до 1000 т грунта. Драги с грунтовыми насосами применятся как на малых глубинах, так и на глубинах до 330 м.
Коренные месторождения.
Среди коренных месторождений твердых полезных ископаемых прежде всего необходимо отметить те виды, которые добываются шахтным способом. Подводными шахтами, пройденными с суши добываются каменный уголь, железная руда, руды меди, никеля, олова, ртути. Известно более 100 подводных шахт, заложенных с берега. Некоторые из них удалены от берега до 8 км при глубинах моря до 120 м.
Миллионы тонн каменного угля добываются ежегодно на подводных шахтах в Японии, Канаде, Великобритании, Шотландии, Турции, на острове Тайвань. Большие запасы каменного угля обнаружены на юго-восточном шельфе Австралии, в КНР, в Чили, Испании. Чаще всего морские месторождения представляют собой продолжение пластов, скрытых в недрах суши.
Хорошо развита добыча из подводных шахт железной руды, которая ведется в Японии на острове Кюсю, в Австралии, в Канаде в Гудзоновом заливе и на острове Ньюфаундленд(здесь для извлечения руды сооружен искусственный остров), а также в Финляндии, у входа в Финский залив.
Значительно реже встречаются подводные шахты, где разрабатываются руды меди и никеля, олова и ртути. В Канаде, в Гудзоновом заливе, близ г. Черчилл, добывается медь и никель, в Великобритании, на полуострове Корнуолл, - медь, никель, и олово.
В Турции у побережья Эгейского моря разрабатываются месторождения ртутных руд.
В СССР благоприятны для развития шахтной подводной добычи некоторые участки шельфов Приморья, Сахалина, Чукотки, Камчатки, а также шельфов Белого и западной части Карского моря и Азовское море. Ученые предполагают, что добыча минерального сырья с помощью подводных шахт в ближайшем будущем будет развиваться в пределах шельфа га глубинах до 100 м. И при удалении от берегов до 40-50 км. Разработки на больших глубинах будут в ближайшие годы нецелесообразны.
Глубоководные твердые полезные ископаемые.
Среди глубоководных твердых полезных ископаемых, обнаруженных на морском дне, прежде всего необходимо отметить железо-марганцевые конкреции. Они представляют собой минералы, образующиеся в результате осаждения гидроокислов марганца, железа и других минеральных солей из морской воды. При этом они обычно концентрируются около какого-нибудь небольшого ядра вроде обломка камня или зуба акулы.
Каким же образом попадают железо и марганец в морскую воду? По этому поводу нет единой точки зрения. Одна группа ученых считает, что эти металлы попадают в океан с суши с речным стоком; другая - что они попадают в моря и океаны при подводных извержениях с вулканическими газами. По-видимому, имеют место оба этих источника попадания этих металлов в воды Мирового океана. Районы распространения конкреций занимают обширные площади в миллионы квадратных километров, плотность их залегания настолько высока, что они местами лежат вплотную, прилегая друг к другу. Железо-марганцевые конкреции имеют очень широкое распространение на дне морей и океанов (особенно Тихого и Атлантического) на глубинах от 60 до 7000 м (чаще всего встречаются все же на глубинах свыше 3000 м). Обычно в среднем конкреции содержат 24 % марганца, 14 % железа, 1 % никеля, 0,5 % меди и меньше 0,5 % кобальта. Так как в марганцевой руде, добываемой на суше в среднем от 35 до 55 % марганца, то именно медь, никель и кобальт оказываются наиболее привлекательными с экономической точки зрения. Однако следует учитывать, что по сравнению с запасами марганца во всех известных на суше месторождениях, запасы этого металла в конкрециях в сотни раз больше.
В настоящее время предложено два основных метода добычи марганцевых конкреций с морского дна. Это метод гидравлического землесоса с применением всасывающей и подъемной силы потока воды в трубе (наиболее распространенный вариант - эрлифтный метод) и метод ковшовой драги, механически сгребающей конкреции прикрепленной к канату ковшом. Каждый из этих методов имеет свои сильные и слабые стороны, и лишь с началом промышленной разработки конкреций станет ясно, какой из них лучше зарекомендует себя в процессе работы.
Кроме железо-марганцевых конкреций на морском дне интерес представляют и фосфоритовые конкреции. Они распространены на глубинах 50-2500 м, близ берегов США, Чили, перу, Японии, Австралии, Индии, Марокко, Гвинеи, Анголы и других стран. Спрос на фосфориты небольшой, и поэтому морские месторождения пока не в состоянии конкурировать с месторождениями суши. К тому же в большинстве случаев фосфориты морских месторождений по своему качеству значительно уступают разрабатываемым на суше. Освоение морских залежей фосфоритов представляет интерес и для России так как основные земледельческие районы испытывают недостаток фосфатного сырья. Крупнейшее месторождение апатитового сырья - Хибинское - удалено от основных районов потребления фосфатов, и запасы апатитового концентрата по мере возрастания потребностей заметно истощаются. Кроме того, сырье для всех заводов по производству суперфосфата завозится по железной дороге с Кольского полуострова, что делает стоимость удобрений довольно высокой. Запасы фосфатного сырья в море оцениваются в сотни миллиардов тонн и могут обеспечить потребности на тысячелетия вперед.
Наконец, в Красном море обнаружены впадины с температурой воды до +62С и с содержанием солей до 26 >0> (вместо 3,5 >0> в обычной морской воде). Практически такая вода представляет собой “горячий рассол”. В этих “рассолах” встречены илы черного, белого, желтого, оранжевого цветов с высоким содержанием железа, марганца, меди и цинка с примесью других металлов, в том числе серебра, золота. Таких впадин в Красном море существует около тринадцати.
“Живая руда”.
Рассказывая о богатствах Мирового океана нельзя не упомянуть о “живой руде”, или “тощей руде”, как часто называют морскую воду за то, что в ней растворено около 60 химических элементов таблицы Д. И. Менделеева. Человек пока научился извлекать из воды лишь очень небольшое количество элементов. Из 35 г. солей, содержащихся в 1 л морской воды, 30,1 г. составляет хлористый натрий, 2,7 г - сульфаты, 2,1 г - магний, калий, кальций, а все остальные вещества- лишь 0,035 г. Около 99 мировых запасов брома приходится на воды Мирового океана. Большое внимание уделяется разработке методики добычи урана из морской воды. Сначала ХХ в. Различными странами предпринимались попытки добычи золота из морской воды.
В 1959 г. во время одного из рейсов научно-исследовательского судна “Михаил Ломоносов” ионно-обменные смолы, представляющие, по-существу, один из видов сорбента, были помещены в фильтрующую колонку, которая была укреплена ниже ватерлинии и подключена к водозаборному кингстону. В течение всего рейса чрез фильтрационную колонку пропускалась океанская вода. Всего ее прошло около 60 тыс. Л. В результате каждый килограмм ионитов извлек из морской воды 0,15 г урана, 0,125 г серебра; были обнаружены также золото, стронций, висмут, цинк, медь, марганец, железо, алюминий, кремний, кальций, магний. В ходе другого эксперимента советские ученые получили из 500 л морской воды крупинку золота массой в 1 мг. Между тем установлено, что среднее содержание золота в воде 0,032-0,049 мг на 1т, а общие запасы в океане по различным данным оцениваются в 8-10 млн. т, что составляет почти 2,5 кг на каждого жителя планеты.
Возможно, что скоро ионообменные колонки будут установлены на всех судах торгового флота. В течение рейса эти устройства смогут фильтровать воду, и по возвращении в порт содержимое колонок будет сдаваться на обработку в химические лаборатории, а колонки заменяться новыми. Вероятно, таким способом в ближайшем будущем и будут добывать из океана ценные редкие металлы. Пока же добыча урана, золота и других элементов из морской воды экономически невыгодна и не оправдывает себя. Однако, учитывая гигантские темпы роста технических достижений и все возрастающие потребности в ряде ценных металлов, мы все более приближаемся к тому моменту, когда морская вода займет свое место как “комплексная руда номер один” и полностью “отдаст” человеку все необходимые элементы. Безусловно, минеральные богатства Мирового океана будут играть ведущую роль в экономике ближайшего будущего нашей планеты.
Использование вод Мирового океана.
Загрязнение морских вод.
Действительно ли Мировой океан находится под угрозой? На этот вопрос, к сожалению, надо ответить утвердительно, без всяких колебаний. Проблема, связанная с загрязнением вод Мирового океана, одна из самых важных проблем, стоящих перед человечеством.
Наиболее опасны загрязнения:
нефтью,
нефтепродуктами,
радиоактивными веществами,
отходами, промышленными и бытовыми сточными водами,
выбросами химических удобрений (пестицидов).
Загрязнение вод Мирового океана приняло за последние 10 лет катастрофические размеры. Этому во многом способствовало широко распространенное мнение о неограниченных возможностях вод Мирового океана к самоочищению. Многие это понимали так, что любые отходы и отбросы в любом количестве в водах океана подвергаются биологической переработке без вредных последствий для самих вод.
Независимо от вида загрязнения, идет ли речь о загрязнении почвы, атмосферы или воды, все сводится в итоге к загрязнению вод Мирового океана, куда в конце концов попадают все отравляющие вещества, превращая Мировой океан в “мировую помойку”.
Нефтяное загрязнение.
По подсчетам в Мировой океан ежегодно попадает 6-15 млн. т нефти и нефтепродуктов. Здесь прежде всего необходимо отметить потери, связанные с ее транспортировкой танкерами. После разгрузки нефти, чтобы придать танкеру необходимую устойчивость, его танки заполняют балластной водой, слив балластной воды с остатками нефти до последнего времени осуществлялся чаще всего в открытое море. Лишь немногие танкеры обладают резервуарами, специально предназначенными для балластной воды, которые никогда не заполняются нефтью.
Значительные количества нефти попадают в море после промывки цистерн и нефтеналивных сосудов. Подсчитано, что в море попадает около 1 нефти и нефтепродуктов от всего перевозимого груза. Например, нефтеналивное судно водоизмещением около 30 000 т сбрасывает в море около 300 т мазута при каждом рейсе. При перевозке 500 млн. т нефти в год, потери мазута составляют около 5 млн. т в год, или 13700 т в сутки!
Огромное количество нефтепродуктов попадает в Мировой океан при их использовании. Только дизельные двигатели судов выбрасывают в море до 2 млн. т тяжелых нефтепродуктов (смазочные масла, несгоревшее топливо).
Велики потери при морском бурении, сборе нефти в местные резервуары и перекачке по магистральным нефтепроводам. Здесь теряется до 0,25 от всего количества добываемой нефти.
По мере роста морской добычи нефти количество перевозок ее танкерами резко возрастает, а, следовательно, возрастает и количество аварийных случаев. В последний годы увеличилось количество крупных танкеров, перевозящих нефть. На долю супертанкеров приходится более половины всего объема перевозимой нефти. Такой гигант даже после включения экстренного торможения проходит больше 1 мили (1852 м) до полной остановки. Естественно, что опасность катастрофических столкновений у таких танкеров возрастает в несколько раз.
Вынос нефти и нефтепродуктов в море с водами рек. Таким путем в моря попадает до 28 от общего количества поступающей нефти.
Приток нефтепродуктов с атмосферными осадками. Легкие фракции нефти испаряются с поверхности моря и попадают в атмосферу. Таким образом в Мировой океан поступает около 10 нефти и нефтепродуктов от общего количества.
Слив неочищенных вод с заводов и нефтебаз, расположенных на морских побережьях и в портах. В США таким путем в Мировой океан попадает более 500 тыс. т нефти в год.
Нефтяными пленками охвачены.
Нефтяными пленками охвачены: огромные акватории Атлантического и Тихого океанов; полностью покрыты Южно-Китайское и Желтое моря, зона Панамского канала, обширная зона вдоль берегов Северной Америки (шириной до 500-600 км), акватория между Гавайскими островами и Сан-Франциско в северной части Тихого океана и многие другие районы. Особенно большой вред такие нефтяные пленки приносят в полузамкнутых, внутренних и северных морях, куда они приносятся системами течений. Так, Гольфстрим и Северо-Атлантическое течения переносят углеводороды от берегов Северной Америки и Европы в районы Норвежского и Баренцева морей. Особенно опасно попадание нефти в моря Северного Ледовитого океана и Антарктики, так как низкие температуры воздуха тормозят процессы химического и биологического окисления нефти даже в летний период. Таким образом, нефтяное загрязнение носит глобальный характер.
Подсчитано.
Подсчитано, что даже 15 млн. т нефти достаточно чтобы покрыть нефтяной пленкой Атлантический и Северный Ледовитый океаны. А ведь содержание 10 г нефти в 1 м3 воды губительно для икры рыбы. Нефтяная пленка (1 т нефти способна загрязнить 12 км2 площади моря) уменьшает проникновение солнечных лучей, что губительно влияет на процессы фотосинтеза фитопланктона, основной кормовой базы большинства живых организмов морей и океанов. Достаточно 1 л нефти чтобы лишить кислорода 400 тыс. л морской воды.
Нефтяные пленки могут: существенно нарушить обмен энергией, теплом, влагой, газами между океаном и атмосферой. А ведь океан играет большую роль в формировании климата, вырабатывает 60-70 кислорода, необходим для существования жизни на Земле.
При испарении нефти с поверхности воды, присутствие ее паров в воздухе вредно отражается на здоровье людей. Особенно выделяются акватории: Средиземного, Северного, Ирландского, Яванского морей; Мексиканского, Бискайского, Токийского заливов.
Так, почти ¾ побережья Италии, омываемого водами Адриатического, Ионического, Пирренского, Лигурийского морей, общей протяженностью около 7 500 км загрязняются отходами нефтеперерабатывающих заводов и отбросами 10 тыс. промышленных предприятий.
Не в меньшей степени загрязнено отходами и Северное море. А ведь это - шельфовое море - средняя глубина его 80 м, а в районе Доггер-Банки - до недавнего времени богатой рыбопромысловой акватории - 20 м. При этом впадающие в него реки, особенно наиболее крупные, такие как: Рейн, Эльба, Везер, Темза снабжают Северное море не чистой пресной водой, а , наоборот, ежечасно несут в Северное море тысячи тонн отравляющих веществ.
В Северном море, где плотность движения танкеров самая высокая в мире, ежегодно перевозится около 500 млн. т нефти, происходит 50 всех столкновений.
Загрязнение Атлантического океана.
Загрязнен даже у берегов Африки, посреди океана, в районе Вест-Индийских островов.
Загрязнение сточными отходами промышленных и бытовых вод. Один из самых массовых видов загрязнения. В этом виде загрязнения повинны практически все развитые в экономическом отношении страны. До последнего времени для подавляющего большинства промышленных предприятий реки и моря являлись место сброса отработанных стоков. К сожалению очистка стоков лишь в немногих странах поспевает за экономическим развитием и ростом народонаселения.
Особенно повинны в сильном загрязнении вод следующие отрасли промышленности:
химическая,
Ц/Б,
текстильная,
металлургическая.
Сильно загрязняют водоемы шахтные воды в связи с усилившимся в последнее время способом добычи угля - гидродобычей, при которой большое количество мелких частиц угля выносится с отработанными водами.
Вредное воздействие оказывают сбросы Ц/Б заводов, имеющих обычно вспомогательные производства сульфита, хлора, извести и других продуктов, стоки которых также сильно загрязняют и отравляют морские водоемы. Практически сточные неочищенные воды любой промышленности несут угрозу водам Мирового океана.
Свой “вклад” вносят также:
отходы бытовых,
стоки пищевых предприятий,
бытовые нечистоты,
детергенты,
Значительный вред наносит использование детергентов - синтетических моющих средств. Все детергенты обычно образуют стойкую пену при внесении в воду сравнительно небольшого количества вещества. Способность к пенообразованию детергенты не теряют даже при прохождении очистных сооружений. Поэтому водоемы, куда попадают детергенты бывают покрыты клубами пены. Детергенты очень токсичны, устойчивы к процессам биологического разложения, не оседают и не уничтожаются при разбавлении чистой водой.
стоки с сельскохозяйственных угодий,
Этот вид загрязнения связан прежде всего с применением пестицидов - химических препаратов, используемых для уничтожения вредных организмов и растений (от лат. pestis - зараза, saedo - убивать), например ДДТ.
Пестициды попадают в морскую воду:
со сточными водами из с/х районов,
из атмосферы.
До 50 распыляемых пестицидов никогда не достигает растений, а разносятся ветрами. ДДТ обнаруживают в тканях пингвинов и белых медведей Арктики - далеко от мест его распыления. Анализ снежного покрова Антарктики показал, что на поверхности осело около 2 300 т пестицидов. Один из видов ДДТ, применяемый на полях Африки был через несколько месяцев обнаружен в воде Бенгальского залива.
Токсичность пестицидов увеличивается с увеличением температуры морской воды.
отходы с пищевых предприятий, включая отработанные воды.
Применение фосфатов и нитратов также губительно сказывается на море. Нарицательным стало название Японского города Минимате. В результате сброса насыщенных ртутью сточных вод было отравлено свыше 600 тыс. человек, 79 из них погибло.
Велика также степень загрязнения предметами массового потребления (банки, бутылки и т.д.).
Радиоактивное загрязнение вод Мирового океана.
Пути попадания радиоактивных осадков:
из атмосферы в результате ядерных испытаний,
при сбросе радиоактивных вод и веществ с предприятий атомной промышленности и АЭС,
в результате аварий судов, работающих на атомных двигателях, а также сброса радиоактивных отходов судовых реакторов,
после аварий атомных подводных лодок,
Так, в 1963 г. в Атлантическом океане затонула американская подводная лодка, остатки которой были найдены более чем в 200 милях восточнее Бостона. А уже в 1966 г. у берегов Ирландии, примерно в 2 500 милях от места катастрофы, выловили деталь лодки с надписью “радиоактивно”.
сброс радиоактивных отходов с судов, работающих на атомных реакторах.
Таких судов в мире более 300. За один год работы в атомных подлодках (в зависимости от мощности судового реактора) образуется от 300 до 500 л загрязненных смол, используемых при фильтрации вод. Проблема их захоронения пока еще кардинально не решена.
Опасность заключается в:
быстрый перенос радиоактивных частиц воздушными течениями на большие расстояния. После испытания французской атомной бомбы в Сахаре (13 февраля 1960 г.) понадобилось 2 дня чтобы радиоактивные частицы достигли побережья Индии, 3 дня - Японии,
радиоактивные частицы исключительно “живучи”, особенно при испытаниях над поверхностью земли. Попадая в высокие слои атмосферы, радиоактивные частицы затем способны выпадать в виде “радиоактивных” дождей через многие месяцы после ядерных взрывов, иногда за несколько тысяч километров от места испытания. Стойкость радиоактивных веществ к разрушению и распаду способствует переносу на морскими течениями и заражению рыбы, планктона и других животных и растительных организмов на больших расстояниях.
В последнее время установлено, что обновление глубинных вод морей происходит за период не менее 100 лет, т. е. За срок в течение которого радиоактивные отходы не теряют своих вредных свойств. Также, находящиеся в поверхностных слоях, радиоактивные воды проникают на глубину в несколько км.
Между тем, в большинстве стран отходы АЭС сбрасываются в реки и прибрежные воды морей, причем чаще всего это не единичные сбросы в небольших количествах, а ежегодные захоронения. Говоря о захоронении отходов необходимо коснуться и других высокотоксичных соединений. В 1970 г. США затопили в 500 км от побережья Флориды судно, на борту которого находилось 68 т нервно-паралитического газа (зарина), в 418 бетонных контейнерах. Но рано или поздно бетонные контейнеры дадут утечку и тогда трудно будет представить все последствия.
К числу сильнозагрязненных акваторий Мирового океана относятся:
Северное, Ирландское, Японское и Средиземное моря; Мексиканский, Бискайский, Токийский заливы и Атлантическое побережье США.
Борьба с загрязнением вод Мирового океана.
В ряде случаев, несмотря на колоссальные достижения современной науки, ликвидировать определенные виды химического, а также радиоактивного загрязнений в настоящее время невозможно.
Методы очистки вод Мирового океана:
локализация участка (с помощью плавающих ограждений - боннов),
сжигание на локализованных участках,
удаление с помощью песка, обработанного особым составом,
В результате чего нефть прилипает к зернам песка и опускается на дно.
поглощение нефти соломой, опилками, эмульсиями, диспергаторами, с помощью гипса,
препарат “ДН-75”,
За несколько минут очищает поверхность моря от нефтяных загрязнений.
ряд биологических методов,
Применение микроорганизмов, которые способны разлагать углеводороды вплоть до углекислоты и воды.
использование специальных судов, оснащенных установками для сбора нефти с поверхности моря.
Созданы специальные суда малых размеров, которые доставляются самолетами к месту аварии танкеров; каждое такое судно может всасывать до 1,5 тыс. л нефтеводяной смеси, отделяя свыше 90 нефти и закачивая ее в специальные плавучие емкости, буксируемые затем к берегу.
предусмотрены нормы безопасности при строительстве танкеров, при организации систем транспортировки, передвижения в бухтах.
Но все они страдают недостатком - расплывчатые формулировки позволяют частным компаниям их обходить; кроме береговой охраны некому следить за соблюдением этих законов.
Как борются за чистоту окружающей среды другие страны.
США:
Пришедшие в негодность изделия из пластика почти не поддаются разрушению. Американский ученый Карл Суонхом разработал пластик, изделия из которого саморазрушаются после их использования. Под прямым воздействием солнечного света в этих изделиях начинается процесс разрушения, который завершают насекомые.
Еще одно открытие американских ученых - предложение использовать сточные воды как питательную среду для водоросли хлореллы, используемой в корм скоту. В процессе роста хлорелла выделяет бактарецидные веществ, изменяющие кислотность стоков таким образом, что в воде гибнут болезнетворные бактерии и вирусы, т.е. стоки обеззараживаются.
Франция:
создание 6 территориальных комитетов по бассейнам рек,
Которые контролируют охрану и использование вод.
фабрике разрешают забирать воду из реки только ниже того места, где у нее выведен сток,
создано судно для очистки рек и акваторий портов,
Это судно имеет специальное оборудование, которое засасывает отбросы и мусор (примерно 4 т в день).
строительство очистных сооружений для сбора загрязненных вод танкеров,
группы самолетов и вертолетов следят за тем, чтобы ни один танкер не слил балластные воды или остатки нефтепродуктов на подходах к портам,
использование технологии сухого формования бумаги,
При такой технологии потребность в воде вообще отпадает и отсутствуют ядовитые стоки.
использование одной и той же воды по 5-6 раз.
Швеция:
определенной группой изотопов помечают танки каждого судна,
Затем, с помощью специального прибора по пятну безошибочно определяют судно-нарушитель.
национальный научно-исследовательский институт охраны воды и воздуха разработал меры,
Недопущение загрязнения, восстановление чистоты сильно загрязненных водоемов.
разработана бумаги, содержащей лишь 10 воды (по сравнению с 50 раньше).
ФРГ:
с 1961 г. вступил в силу закон о запрещении производства моющих средств, содержащих биологически нерасщепляемые элементы.
Великобритания:
создан Совет по водным ресурсам.
Наделен большими полномочиями, вплоть до привлечения к судебной ответственности лиц, допускающих сброс в водоемы загрязняющих веществ.
Япония:
создана служба наблюдения за загрязнением моря,
Специальные катера регулярно патрулируют Токийский залив и прибрежные воды
созданы буи-роботы,
выявляют степень и состав загрязнения, а также его причины.
использование технологии сухого формования бумаги.
При такой технологии потребность в воде вообще отпадает и отсутствуют ядовитые стоки.
На самом деле:
Частные фирмы и компании обходят эти законы, так как не заинтересованы во вложении дополнительных капиталов, зачастую считая более выгодным заплатить даже крупный денежный штраф, чем строить специальные очистные сооружения на своих фабриках.
Список литературы
1. Ю.А. Улицкий. Океан надежд. - М.: Просвещение, 1983.
2. Наша Планета. - М.: 1985.
3. П. Агесс. Ключи к экологии. - Ленинград, 1982.
4. Р. Кэррингтон. Биология моря. - Ленинград, 1966.
5. А.Г. Томилин. В мире китов и дельфинов. - М.: 1976.
6. Ф. Куиличи. Океан: - М.: 1976.
7. Ж. Блон. Великий час океанов - Атлантический. - М.: 1978.
8. Ж. Блон. Великий час океанов - Средиземное море. - М.: 1978.
9. В.Н. Степанов. Природа Мирового океана. - М.: 1982.