Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия
Управленческие решения: сущность, требования, механизм разработки, этапы и процедуры принятия
Сущность.
Решение — это результат
мыслительной деятельности человека,
приводящей к какому-либо выводу или
к необходимым действиям. Например,
полное бездействие, разработка какого-либо
действия или выбор действия из набора
альтернатив и его реализация. Решение
может быть направлено на достижение
разовых результатов, создание постоянно
идущих процессов, поддержание идущих
процессов, на прекращение какой-либо
деятельности. На разработку и реализацию
решений оказывает влияние множество
факторов. В том числе личностные качества
человека, отношения в семье, религия и
др.
С точки зрения методики
разработки и реализации решений их
удобно разделить на три группы: социальные,
технические и биологические. Это
объясняется наличием трех основных
подсистем земной цивилизации, на которые
направлены решения.
Руководителю
практически приходится разрабатывать
и реализовывать все три группы решений
в компании. Однако наибольшее место в
его деятельности занимают решения,
принятые в социальной системе, — такие
решения называют управленческими (УР).
Они направлены на организацию работы
персонала, осуществление внешних связей,
стратегическое планирование,
совершенствование системы управления
компанией и др.
Требования к управленческим решениям.
Разрабатываемое управленческое решение должно удовлетворять определенным требованиям и включать условия их достижения. Эта информация представлена в таблице:
Наименование требования |
Условия достижения |
1. Соответствие действующему законодательству и уставным документам предприятия |
Контроль со стороны
юриста, |
2. Достижение своевременности (нельзя спешить или запаздывать). |
Знания и интуиция руководителя |
3.Наличие четкой целевой направленности и адресности (исполнителям должно быть ясно, на что направлено разрабатываемое решение и какие средства будут использоваться) |
Формирование и доведение целей, сроков выполнения до каждого работника |
4. Отсутствие в тексте противоречивостей решения самому себе или ранее реализованным |
Контроль со стороны
юриста, |
5. Возможность организационной выполнимости |
Заключение специалистов
|
6. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля его выполнения |
Составление рабочих документов |
7. Учет возможных отрицательных последствий при реализации решений в экономической, социальной, экологической и других областях. |
Заключение внешних экспертов |
8. Наличие у руководителей соответствующих полномочий (прав и ответственности) для реализации управленческих решений. |
Контроль за соблюдением должностных инструкций и положений об отделах и цехах. |
9. Наличие возможности обоснованного положительного результата |
Набор расчетов и предложений. |
Механизм разработки.
Механизм разработки управленческого решения может состоять из следующих стадий:
Выявление тенденций отклонения параметров ситуации от запланированных.
Определение уровня отклонения новых параметров ситуации.
Вычисление проблемы и ее отклонений от допустимых значений.
Установление приоритетов отклонений ключевых параметров от допустимых значений.
Согласование результатов с заинтересованными сторонами (потребителями, заказчиками).
Определение и обоснование целевой технологии.
Определение состава процессорных технологий.
Формирование средств и методов уменьшения негативных тенденций развития проблемы.
Прогнозирование ожидаемых результатов.
Утверждение технологии РУР у вышестоящего руководства.
Корректировка средств и методов РУР.
Поиск новых подходов и решений для изменения ситуации.
Выбор УР для реализации.
Формулирование и представление УР.
Юридическое оформление УР в виде приказа и т.п.
Распределение прав, полномочий и ответственности среди исполнителей.
Реализация УР.
Промежуточный контроль.
Составление отчета о выполненном УР и конечном состоянии проблемы.
Архивирование данных об УР в БД компании.
Этапы и процедуры принятия решений.
Если проблемная ситуация не так очевидна, а ее решение неоднозначно, то процесс принятия решений требует структуризации, которая позволит определить этапы и процедуры, направленные на ее решение.
Самая простая схема принятия решений приведена на рисунке:
Эта схема предполагает, что процесс представляет собой прямоточное движение от одного этапа к другому; после выявления проблемы и установления условий и факторов, приведших к ее возникновению, производится разработка решений, из которых выбирается лучшее.
Однако схему принятия решений можно представить в более сложном виде:
Этапы |
Процедуры |
1. Постановка проблемы. |
Возникновение новой ситуации. Появление проблемы. Сбор необходимой информации. Описание проблемной ситуации. |
2. Разработка вариантов решения. |
Формулирование требований и ограничений. Сбор необходимой информации. Разработка возможных вариантов решений. |
3. Выбор решения. |
Определение критериев выбора. Выбор решений, отвечающих критериям. Оценка возможных последствий. Выбор предпочтительного решения. |
4. Организация выполнения решения и его оценка |
План реализации выбранного решения. Контроль хода реализации решения. Оценка решения проблемы и возникновение новой ситуации. |
Цель первого этапа – выявление и описание проблемы и проблемной ситуации; второго этапа – поиск возможных вариантов решений; на третьем этапе производится оценка альтернатив и выбор окончательного решения; наконец, на последнем этапе целью работ является организация, контроль и оценка результатов выполнения принятого решения.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru