Экологическое право (работа 9)
Понятие, предмет, метод и система экологического права. Под экологическим правом понимается совокупность норм, регулирующих конкретные общественные отношения собственности на природные ресурсы, по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных химических, физиологических и биологических воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности, по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. С учетом интересов и потребностей человека предмет экологического права образуют отношения: собственности на природные ресурсы; по использованию природных ресурсов; по охране окружающей среды от различных форм деградации и по защите экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц. Методы правового регулирования – способы правового воздействия на общественные отношения со стороны государства и уполномоченных им субъектов. Различают административно-правовой метод и гражданско-правовой метод. Под системой экологического права понимается структура основных элементов, частей этой отрасли – подотраслей, институтов, норм. Структура определяется практическими потребностями последовательного, рационального и наиболее полного решения задач в сфере взаимодействия общества и природы, стоящих перед государством. При определении внутренней структуры экологического права, будет служить совокупность правовых норм, регулирующих конкретную, относительно обособленную группу общественных отношений. |
Экологическое нормотворчество органов местного самоуправления. Если в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями, то они могут принимать нормативно правовые акты. Эти полномочия определены рядом законодательных актов, в том числе ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Этот закон относит к ведению местных органов самоуправления обеспечение санитарного благополучия населения, регулирования и планирования застройки территорий и т.д. ФЗ «Об охране окружающей природной среды» также определяет ряд предметов ведения органов местного самоуправления: разработку экологических программ, учет и оценку состояния окружающей среды и природных ресурсов на подведомственной территории и д.р. Перечисленные направления деятельности органов местного самоуправления осуществляются посредством принятия нормативных правовых актов. Самый низкий уровень актов – локальные нормативные акты, принимаемые на предприятиях. Выделяют локальные акты общего характера и специальные акты. Акты общего характера – коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка. Специальные акты – планы организационно-технических мероприятий по охране окружающей природной среды и рациональному использованию природных ресурсов, должностные инструкции и д.р. Действие эколого-правовых нор, содержащихся в локальных нормативных актах, ограниченно рамками предприятия и иного формирования. |
Государственный кадастр природных ресурсов и объектов. Государственным кадастром природных ресурсов называется свод экономических организационных и технических показателей, характеризующих качество, количество природного ресурса, состав и категории пользователей. Данные кадастров служат обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей среды от вредных воздействий. На основе кадастров проводится денежная оценка природного ресурса, определяется его продажная цена, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы. Государственные природные кадастры служат основой при принятия решения о предоставлении природного ресурса в пользование. Кадастры ведутся по отдельным видам природных кадастров и по территориям. В соответствии с экологическим законодательством ведется государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственный лесной кадастр, государственный водный кадастр, государственный кадастр животного мира, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий. Как особую разновидность кадастра редких находящихся на грани исчезновения видов животных и растений, можно рассматривать Красную книгу РФ. Наряду с кадастрами отдельных природных ресурсов и объектов, экологическое законодательство предусматривает ведение территориальных кадастров природных ресурсов и объектов. |
Понятие и классификация экологических правонарушений. Экологическое правонарушение – противоправное, виновное деяние совершаемое право-, дееспособным субъектом, причиняющее или несущее реальную угрозу причинения экологического вреда либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права. Экологические правонарушения подразделяют на проступки и преступления. Первую группу составляют менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми. Эти экологические правонарушения влекут за собой следующие виды ответственности: дисциплинарную; материальную, административную, гражданско-правовую ответственность. Вторую группу образуют деяния за которыми следует уголовная ответственность. |
|
Понятие и особенности источников экологического права. Соотношение отрасли экологического права и отрасли экологического законодательства. Под источником экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в области взаимодействия общества и природы. Чтобы служить источником экологического права документ должен отвечать следующим требованиям: иметь объективно выраженную форму – закон, указ Президента, постановление Правительства и т.д.; должен быть принят уполномоченным органом; должен быть официально опубликован. Источникам экологического права присущ ряд особенностей. Источники экологического права относятся к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна особенность данной отрасли в том, что экологические нормы могут относиться к разным отраслям права. Экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на этих критериях, совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, во втором – отдельные природные ресурсы. |
Право собственности на природные ресурсы. Основы права собственности на природные ресурсы определены Конституцией РФ. В законодательстве об окружающей природной среде закрепляются специфические черты и формы собственности на конкретные природные ресурсы, а также особенности механизма реализации правомочий собственника земли, вод, недр, лесов и т.д. Под правом собственности на природные ресурсы в субъективном смысле слова понимается совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землей, водами, лесными ресурсами и др. объектами собственности. Находящиеся в собственности природные ресурсы используются собственником свободно, по своему усмотрению. Но это право не абсолютное. Право собственности ограничивается общественно значимыми интересами, т.е. собственник имеет право свободно пользоваться принадлежащими ему природными ресурсами, если это не наносит вреда окружающей природной среде. Собственник обязан в законодательном порядке обеспечить рациональное использование принадлежащих ему природных ресурсов |
Мониторинг окружающей среды. Мониторинг – это система долгосрочных наблюдений, оценки и прогноза состояния окружающей среды и ее изменений. Основные положения о мониторинге сформулированы в Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды». Данные мониторинга природной среды служат основой для ведения кадастров природных ресурсов, а также для принятия экологически значимых хозяйственных и иных решений. Информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется потребителям бесплатно или за плату. Другим потребителям этой информации информация предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на ее подготовку. В государственной системе мониторинга участвуют: Государственный комитет по охране окружающей природной среды; Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей природной среды; Государственный комитет по земельной политике; Министерство природных ресурсов РФ; Министерство сельского хозяйства и природопользования; Государственный комитет по рыболовству; Федеральная служба лесного хозяйства; Министерство здравоохранения. |
Платность природопользования и ее виды. Платность является одним из принципов природопользования. В соответствии с законодательством об окружающей среде введение платности преследует достижение ряда целей.
Законом «Об охране окружающей природной среды» устанавливаются два вида платежей – за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды. Плата за пользование природными ресурсами регулируется соответствующими природоресурсными законодательными актами. Например, за пользование землей находящейся в собственности или временном пользовании взимается земельный налог. Плата за пользование природными ресурсами также предусмотрена за пользование недрами, водами лесным фондом за пользование животным миром. Плата за загрязнение окружающей среды это один из важных принципов направленных на экономическое стимулирование предприятий принимать меры по снижению загрязнения окружающей среды. Закон предусматривает два вида платежа за загрязнение окружающей среды. Плата за:
|
|
Структура современного экологического законодательства. Экологическое законодательство это – совокупность законов, которые регулируют отношения, образующие предмет экологического права. Основываясь на этих критериях, совокупность законов можно разделить на две группы: законодательство об окружающей среде и природоресурсное законодательство. Объектом первой группы является окружающая среда в целом, во втором – отдельные природные ресурсы. Законодательство об окружающей среде в представлено лишь некоторыми актами, например: З «Об охране окружающей природной среды»; ФЗ «Об экологической экспертизе»; ФЗ «О континентальном шельфе» и т.д. Более широкое место занимает природоресурсное законодательство. Природоресурсное законодательство это – совокупность законов, регулирующих отношения по использованию и охране отдельных природных ресурсов: Земельный кодекс; ФЗ «О животном мире»; Водный кодекс, Лесной кодекс и т.д. |
Формы собственности на природные ресурсы. Формы права собственности на природные ресурсы определяются Конституцией РФ. В соответствии с ч.2 ст.9 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Для всех собственников закрепляется принцип равных, одинаковых обязанностей по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охране окружающей природной среды. Право частной собственности на природные ресурсы. Граждане и их объединения в праве иметь в частной собственности землю, обособленные водные объекты не имеющие связи с другими наземными водными объектами и размеры в соответствии с земельным законодательством. Государственная собственность является доминирующей в структуре закрепленных законодательных форм собственности. Право государственной собственности установлено: на землю, недра, леса, объекты живого и животного мира, другие объекты. Муниципальная собственность. В состав муниципальной собственности входят находящиеся в муниципальной собственности муниципальные земли и другие природные ресурсы. Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления. Они в праве предавать объекты муниципальной собственности в аренду, отчуждать в установленном порядке и т.д. В земельном законодательстве объекты муниципальной земельной собственности не названы. Земли не относящиеся к федеральным принадлежат субъектам федерации. |
Нормирование природопользования и качества окружающей среды. Под нормированием в области природопользования и охране окружающей природной среды понимается установление уполномоченными государственными органами экологических нормативов в соответствии с требованиями законодательства. Важную роль в экологическом нормировании играет Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов. Нормативы качества окружающей природной среды являются едиными для всей территории РФ. В систему экологических нормативов входят: Нормативы качества окружающей среды; Нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды; Нормативы использования природных ресурсов; Нормативы санитарных и защитных зон. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ, а также вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду, и нормативов предельно допустимых уровней (ПДУ) вредных физических воздействий на нее. Функции: устанавливают предельные величины вредных физических, химических и биологических воздействий на природную среду; служат для оценки состояния атмосферного воздуха, вод, почв по химическим, физическим и биологическим характеристикам; учитываются при планировании хозяйственной деятельности; используются как юрид. критерий. |
||
Закон как источник экологического права. Общая характеристика З РФ «Об охране окружающей природной среды» Основным источником экологического права является закон. Это означает, что в законах должны быть адекватно урегулированы экологические права и интересы человека и гражданина, механизм их обеспечения и защиты и определяется основное содержание правового регулирования общественных отношений. Закон – утверждение государственной политики в области охраны окр. среды. Фундаментальным законом является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» принятый 19 декабря 1991 года. Этот закон заложил основы развития данной отрасли с учетом изменившихся политических, экологических, экономических и д.р. условий. Закон определил задачи всего природоохранного законодательства РФ. Регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия, оздоровления и улучшения качества окружающей среды обитания человека, укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколения людей. Впервые урегулирован комплекс экологических прав человека, например, право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Центральное место в законе занимают требования по обеспечению соблюдения экологических требований. З. предусматривает ряд новых механизмов охраны окружающей среды. Это: экономическое регулирование механизма охраны окр. среды; ответственность за экологические правонарушения и возмещение вреда причиненного экологическим правонарушением. Закон создал объективную предпосылку для формирования основных институтов активно развивающегося экологического права.
|
Право природопользования. Принципы. Система норм контролирующих отношения по использованию природных богатств, называется правом природопользования. Право природопользования распределяется на виды право: землепользования; недропользования; водопользования; пользования атмосферным воздухом; лесопользования; пользования растительным миром вне лесов; пользования животным миром. К основным принципам права природопользования относятся: рациональное природрпользование; экосистемный подход к регулированию природопользования; целевой характер пользования природными ресурсами; платность специального природопользования. Например. Принцип экосистемного подхода к регулированию природопользования тесно связан с принципом рационального использования природных ресурсов. Этот принцип вытекает из требований законодательства об охране окружающей среды. Его содержанием являются правовые требования о предупреждении, недопущении причинения вреда в процессе использования конкретного природного ресурса другими природным объектам и окружающей среде. Принцип целевого использования природных ресурсов для земельного, горного, водного и лесного права заключаются в том, что природопользователи должны так использовать свое право, чтобы в процессе их хозяйственной деятельности не нанести вреда другим объектам живой и неживой природы, а также гражданам. |
Процедура ОВОС. Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую природную среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей природной среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства. ОВОС осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Главная задача ОВОС – обеспечить выполнение заказчиком, планируемой деятельности, требований экологического законодательства. Поэтому ОВОС не позволяет допустить появление хозяйствующих субъектов, которые во время осуществления своей деятельности могут негативно влиять на окружающую среду. Регулируется положение ОВОС Положением об оценке воздействия на окружающую природную среду в РФ от 18 июля 1994 года. В этом положении дан перечень объектов хозяйственной и иной деятельности при подготовке обосновывающей документации которых необходимо проведение ОВОС. В случаях когда деятельность не указана в перечне, то целесообразность проведения ОВОС может быть установлена и органом исполнительной власти на территории которой планируется эта деятельность. |
||
Законы и иные нормативные акты субъектов РФ в области охраны окружающей природной среды. Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ. Поэтому нормативно-правовое регулирование названных отношений осуществляют органы как законодательной, так и исполнительной власти РФ. Субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды с учетом политических, социально экономических, природно-климатических, экологических, исторических и иных особенностей регионов. Примечательно то, что если законы субъектов РФ противоречат законам РФ принятым в области совместного ведения, то действует совместный закон. Если закон субъекта РФ противоречит ФЗ, но принят по предмету собственного правового регулирования, то действует закон субъекта РФ. Нормативно-правовые акты принимаются в субъектах федерации в разных формах. В республиках-субъектах РФ это -–конституции. Законодательные акты принимаются в форме уставов, кодексов, законов, уложений. Органы исполнительной власти принимают постановления, распоряжения. Необходимо отметить, что часть своих прав федеральные органы могут передать местным органам, если это не противоречит Конституции РФ. |
Право общего природопользования. Общее природопользование является общедоступным и не требует со стороны компетентных государственных органов и собственников соответствующих разрешений. Право на общее природопользование связано с реализацией естественного права каждого на благоприятную природную среду. |
Государственная экологическая экспертиза. Ответственность за нарушения в сфере экологической экспертизы. Понятие экологической экспертизы определяется ФЗ «Об экологической экспертизе»: это установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимой реализации объекта экологической экспертизы. Под экологическими требованиями понимаются как требования по охране окружающей среды от воздействия вредных веществ, так и требования законодательства в области охраны окружающей природной среды. |