Налоговый кодекс: состав и структура
Налоговый кодекс: состав и структура
Налоговый кодекс (НК) состоит из 4-х частей:
Общая
Федеральные налоги
Региональные налоги
Местные налоги.
Общая цель НК - описать и дать исчерпывающее толкование всех нормативов, положений и терминов, касающихся налогообложения.
Декларируемые частные цели - развитие налогового федерализма, уменьшение числа налогов и снижение общего налогового бремени, формирование стабильной правовой базы налогообложения и совершенствование норм ответственности за налоговые правонарушения.
В настоящее время принята в первом чтении только общая часть (самая объемная). Она закладывает правовой фундамент налоговых отношений и определяет основы процесса налогообложения. По кругу вопросов эта часть близка к действующему Закону «Об основах налоговой системы в РФ» и после введения в действие заменит указанный Закон.
Налоги и сборы делятся на пересекающиеся группы:
регулируемые и нерегулируемые,
федеральные, региональные и местные.
Количество налогов уменьшено до 30 - за счет сокращения и объединения. Ликвидируются налоги, уплачиваемые с выручки, целевые налоги, уплачиваемые из фонда оплаты труда. Ликвидируется большинство льгот. Ужесточается контроль за льготными сферами деятельности (спортивной, благотворительной, религиозной). Существенно либерализован перечень затрат (документально подтвержденных расходов), относимых на финансовые результаты. Увеличена ставка налога на имущество (с перспективой дальнейшего роста). Тенденция - уменьшение удельного веса налога на прибыль и увеличение удельного веса налога на имущество, а также увеличение доли налогов, поступающих от физических лиц (на доходы, на имущество, на недвижимость) при сокращении доли налогов от юридических лиц. Для физических лиц дополнительные пенсионные взносы уменьшают облагаемый налогом доход.
Полномочия субъектов РФ и федеральных органов ограничены.
Изменять % ставки по регулируемым налогам можно только при принятии ежегодного закона о бюджете. Относительная величина изменения ограничена действующей ставкой рефинансирования.
Региональные органы власти могут изменять только региональные налоги. Перечень региональных и местных налогов - исчерпывающий.
Ни федеральные, ни местные органы власти не имеют право изменять порядок учета и сбора налогов.
Все изменения налогов не распространяются на ранее заключенные сделки.
Виды деятельности классифицированы следующим образом:
неэкономическая,
экономическая:
активная (производство, реализация, строительство...),
пассивная (размещение денежных средств в банках; передача в аренду, траст; реализация ценных бумаг). Пассивная деятельность при ее доле в балансе >70% подлежит лицензированию. В этом случае затраты формируются только за счет чистых финансовых результатов.
Институт консолидации налогоплательщиков - участники консолидированной группы (ФПГ, холдинг) могут уплачивать налог по единому балансу, суммируя прибыли и убытки. Любые передачи средств между участниками рассматриваются как внутризаводской оборот и не облагаются налогом.
Новая амортизационная политика - переход от пообъектной амортизации к групповой. Все имущество, подлежащее амортизации, разбивается на несколько групп. Ставки амортизационных отчислений пересмотрены в сторону увеличения, что должно стимулировать процесс обновления основных фондов.
Налоговый арбитраж - выделяется в отдельное производство.
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта www.studentu.ru