Занимательные опыты по химии
Элементы занимательности во внеклассной работе.
Большое преимущество химии перед другими предметами состоит в том,
что ее преподавание может включать красивые эксперименты.
Доклад посвящен элементам занимательности во внеклассной работе.
Приводим описание экспериментальных опытов по химии,
которые можно проводить на уроках, факультативных и внеклассных занятиях и
на химических вечерах.
Эти эксперименты, согласно учебному плану, желательно проводить в конце
III четверти 8 класса. После того как учащиеся пройдут такие темы как
Тема4 "Вода.Растворы.Основания ",
Тема5 "Обобщение сведений об основных классах неорганических соединений";
Тема7 "Химическая связь".
Неплохо провести эксперименты также в конце изучения курса химии, т.е. в конце 11 класса, когда учащиеся занимаются обобщением и повторением материала. Таким образом, они смогут объяснить неизвестные на уровень 8-го класса факты.
Опыт I. Химическая радуга.
Описание.
В семь больших пробирок, помещенных в демонстрационный штатив с белым фоном, сливаем попарно растворы:
хлорид железа (III) и роданид калия (красный цвет);
раствор хромата калия подкисляем H>2>SO>4> (оранжевый цвет);
нитрат свинца и иодид калия (желтый цвет);
сульфат никеля (II) и гидроксид натрия (зеленый цвет);
сульфат меди (II) и гидроксид натрия (голубой цвет);
сульфат меди (II) и раствор аммиака (синий цвет);
хлорид кобальта (II) и роданида калия (фиолетовый цвет).
FeCl>3> + 3KCNS Fe(CNS)>3> + 3KCl
2K>2>CrO>4> + H>2>SO>4> K>2>Cr>2>O>7> + K>2>SO>4> + H>2>O
Pb(NO>3>)>2> + 2KJ PbJ>2> + 2KNO>3>
NiSO>4> + 2NaOH Ni(OH)>2> + Na>2>SO>4>
CuSO>4> + 2NaOH Cu(OH)>2> + 2Na>2>SO>4>
CuSO>4> + 4NH>3> [Cu(NH>3>)>4>]SO>4>
CoCl>2> + 2KCNS Co(CNS)>2> + 2KCl
Примечание.
Опыт очень простой, но эффективный, благодаря яркости веществ, получаемых в ходе реакции. Учащиеся могут вспомнить как составляются уравнения химических реакций. Для опыта можно привлечь учащихся.
Опыт II. Фейерверк в жидкости.
Описание.
В мерный цилиндр наливаем 50 мл этилового спирта. Через пипетку, которая опущена до дна цилиндра, вводим 40 мл концентрированной серной кислоты. Таким образом, в цилиндре образуется два слоя жидкости с хорошо заметной границей : верхний слой - спирт, нижний – серная кислота В цилиндр бросаем немного мелких кристалликов перманганата калия. Дойдя до границы раздела, кристаллики начинают вспыхивать – вот нам и фейерверк. Появление вспышек связано с тем, что при соприкосновении с серной кислотой на поверхности кристалликов соли образуется марганцевый ангидрид Mn>2>O>7> – сильнейший окислитель, который поджигает небольшое количество спирта:
2KMnO>4> + H>2>SO>4> Mn>2>O>7> + K>2>SO>4> + H>2>O.
Mn>2>O>7> – зеленовато-бурая жидкость, неустойчива и при соприкосновении с горючими веществами поджигает их.
Примечание.
Также весьма красивый опыт. Здесь учащиеся могут повторить окислительно-восстановительные реакции.
Опыт III. Красные призмы.
Описание.
10 г двухромовокислого калия смешиваем с 40 мл концентрированной соляной кислоты и добавляем 15-20 мл воды. Смесь немного нагреваем, и кристаллы соли перейдут в раствор. После растворения двухромовокислого калия раствор охлаждаем водой. Выпадают очень красивые красные кристаллы в виде призм, представляющие собой калиевую соль хлорхромовокислой кислоты KCrO>3>Cl, согласно уравнению реакции:
K>2>Cr>2>O>7> + 2HCl 2KCrO>3>Cl + H>2>O.
Примечание.
После изучения темы7 «Химическая связь» (в частности подтемы «Кристаллические решетки»), этот опыт будет очень полезен.
Опыт IV. Горящий снег.
Описание.
В железную консервную банку насыпаем снега и слегка уплотняем. Затем делаем в нем углубление (примерно на ¼ высоты банки), помещаем туда небольшой кусочек карбида кальция и засыпаем сверху снегом. К снегу подносим зажженную спичку – появится пламя, «снег горит».
Карбид кальция медленно вступает в реакцию со снегом, в результате чего образуется ацетилен, который при поджигании горит.
CaC>2> + 2H>2>O Ca(OH)>2> + C>2>H>2>.
2C>2>H>2> + 5O>2 > 4CO>2> + 2H>2>O + Q.
Примечание.
Опыт позволяет показать факты, которые будут изучаться в последующих разделах химии (орг.химия).
Опыт V. Буран в стакане.
Описание.
В химический стакан емкостью 500 мл насыпаем 5 г бензойной кислоты и уложим веточку сосны. Стакан закрываем фарфоровой чашкой с холодной водой и нагреваем над спиртовкой. Кислота сначала плавится, потом превращается в пар (испаряется), и стакан заполняется «снегом», который покрывает веточку белыми хлопьями.
Примечание.
Эксперимент можно связать с полученными знаниями учащихся о химической связи.
Литература:
Журнал «Химия и жизнь XXI век» №9 1999г. (раздел «Школьный клуб»);
Журнал «Химия в школе» №6 ноябрь-декабрь 1976г.
Òåìà: Çàíèìàòåëüíûå îïûòû ïî õèìèè Ðàçäåë: ÕÈÌÈß (25) Íàçíà÷åíèå: ÐÅÔÅÐÀÒ Ôîðìàò: Word 2k Àâòîð: Ì.Ì.׸õí Èñïîëüçîâàíèå: Ñäàâàëñÿ îäèí ðàç â êà÷åñòâå ðåôåðàòà ïî âíåêëàññíîé ðàáîòå ïî ïðåäìåòó Ìåòîäèêà Ïðåïîäàâàíèÿ Õèìèè; îöåíêà-5.