Роль финансов в социально-экономическом развитии общества

Министерство образования РФ

Электромеханический техникум

Дисциплина:

«Финансирование и кредитование»

На тему:

«Роль финансов в социально-экономическом развитии общества.

Влияние финансов на общественный прогресс»

г. Н-Ломов 2000 г

содержание:

Роль финансов в революционных преобразованиях………………………………….3

Основные закономерности развития финансов в переходных условиях…………………………………………….7

Социальные реформы и финансы……………………………………………12

Заключение………………………………………..15

Роль финансов в революционных преобразованиях

Общественный прогресс предполагает две формы развития –революционную и эволюционную. Можно привести много примеров революционного перехода от низших социально-экономических формаций к высшим.

Определённую роль в формировании революционной ситуации и проведении революционных преобразований играют финансы.

Финансы способствуют развитию объективных и субъективных предпосылок революции. Их воздействие достигается стимулированием ускорения темпов роста и совершенствования технологии в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и других отраслях народного хозяйства, прямым участием в финансировании строительства предприятий, новых отраслей. Финансы обеспечивают проведение научных исследований и внедрение их результатов в производство. Они участвуют в формировании и качественном изменении главной производительной силы общества –его работников.

Финансы воздействуют на ускоренное развитие производительных сил, изменение структуры общественного производства, усиление его концентрации и централизации капитала. Новое состояние получает рабочая сила: меняется его квалификация, структура, потребности. Эти изменения в сфере производства и его кадровом обеспечении означают, что финансы способствуют достижению производительными силами такого уровня, когда неизбежен переход к иным общественным формам организации экономической и социальной жизни человека. Финансы создают материальные предпосылки для такого перехода.

Финансы способствуют появлению новых политических движений и партий, обеспечивают эффективное их участие в общественной жизни, революционном преобразовании страны. Любой партии необходимо финансовая база, так как партия использует систему доходов и расходов для укрепления своего организационного единства, широкого распространения своих программных взглядов среди различных социальных групп и общественных движений.

Кроме подготовки объективных и субъективных факторов революции финансы играют важную роль в обострении противоречий (экономических, социальных и политических), ускоряющих революционные процессы. Объективно способствуя зарождению и развитию прогрессивных явлений во всех сферах общественной жизни, финансы не обеспечивают полной автоматической реформации или отмирания устаревших экономических и государственных структур, передачи власти другим общественным силам и политическим партиям. На этой основе обостряются старые и появляются новые противоречия. Способом их разрешения при непримиримо враждебных обстоятельствах является социальная революция.

Революция –это определённая совокупность политических, экономических и социальных мероприятий, направленных на радикальное переустройство общественной жизни и закрепление победы более совершенной общественно-экономической системы. Важным элементом экономических преобразований в ходе революции является финансовая программа действий политических сил, пришедших к власти. Эта финансовая программа направлена на создание прочной финансовой базы новой политической надстройки, обеспечивающей не просто функционирование создающихся государственных структур, но и финансирование революционных мероприятий пришедших к власти политических сил во всех сферах общественной жизни.

Финансовая программа революции должна обеспечить радикальные преобразования экономической основы жизни страны. Для этого в ней необходимо предусмотреть такие изменения в области финансов, которые создавали бы возможность формирования финансового капитала, стимулирующего ускоренное развитие прогрессивных экономических форм. Данная программа нацелена на переустройство социальной структуры общества.

Финансовая сторона жизни общества является в руках победивших революционных сил мощным рычагом коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. При этом часть положений программы меняется в зависимости от исходных финансово-экономических условий, конкретной финансовой ситуации, в которой завершается революция (финансовый кризис, относительно благополучное финансовое положение старого политического режима и т.п.).

Финансовая программа социальной революции направлена на решительную демократизацию финансовой системы. В ходе революции предусматриваются глобальные изменения в налоговой политике и расходах государственного бюджета; происходит укрепление и развитие местных бюджетов, упорядочение отношений в области государственного кредита, демократизация финансов государственных предприятий; система имущественного страхования ориентируется на обслуживание потребностей хозяйственных организаций всех отраслей народного хозяйства и форм собственности, развивается система социального и пенсионного страхования в интересах трудящихся.

Налоговая политика пересматривается в направлении обеспечения большого участия в формирования доходов бюджета состоятельных слоёв общества и предоставлении определённых льгот малоимущим группам населения. При недостаточности регулярных налоговых поступлений возможно использование чрезвычайных налогов. В области расходов государственного бюджета упраздняются статьи затрат, происходит переориентация расходов на хозяйственные и социальные потребности за счёт сокращения инвестиций на непроизводительные цели. На основе роста поступления доходов и строгого соблюдения режима экономии в расходах достигается бюджетное равновесие. Принимаются меры к развитию местных бюджетов, чётко определяются источники их доходов и бюджетные права местных органов власти.

Пересматривается кредитная политика государства в направлении ограничения операций, служивших обогащению отдельных классов. Принимаются меры к вовлечению свободных денежных средств населения и предприятий систему государственного кредита для финансирования преобразований экономической и социальной структуры общества.

В области страхования принимаются меры по страховой защите новых, «малодоходных» сфер и отраслей деятельности, повышению уровня страхового возмещения и введению новых отраслей социального страхования и его распространению на все категории трудящихся.

Реализация финансовой программы революции способствует развитию финансовой системы на новых началах и позволяет использовать финансы в качестве активного рычага преобразований. Важнейшими инструментами использования финансов с целью регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов являются налоги, государственные расходы, местные бюджеты, государственные займы, страховые тарифы.

Финансовая политика государства в революционный период постоянно корректируется, так как революционные преобразования ведут к быстрым переменам в экономической, политической и социальной сферах общества. Для того, чтобы финансы не стали тормозом общественного развития, государственные структуры должны проводить анализ направления и степени их воздействия на все стадии воспроизводства и вносить поправки в организацию финансовых отношений в целях предотвращения неблагоприятных последствий их функционирования.

Основные закономерности развития финансов в переходных условиях.

Реальный опыт нашей страны и стран Восточной Европы в переходных условиях позволяет выделить основные тенденции становления и развития финансов. Некоторые из этих тенденций не получили должного воплощения в практике финансового строительства, значение других необоснованно преувеличивалось, третьи вообще не имели права на существование.

К числу общих направлений развития финансовых отношений в переходных условиях относились в первую очередь формирование классового подхода в использовании финансов, превращение их в орудие захвата частной собственности, соблюдение интересов тех классов, которые поддерживали революционные преобразования.

Новое классовое содержание финансов появилось сразу после свершения Октябрьской революции в России. Сначала это реализовалось в отдельных чрезвычайных мерах новой власти по отношению к имущим классам. Затем классовый переход в использовании финансов углублялся и расширялся, пронизывая всю финансовую деятельность государства.

Финансовыми средствами изъятия капитала являлись чрезвычайные налоги, специальные налоги на прирост стоимости имущества за военные годы, изъятие военных прибылей и т.п. Аннулировались дореволюционные долги, проводились денежные реформы с ограничением обмена старых денег на новые.

Государство использовало финансы для поддержки общественных форм хозяйствования: финансировалось развитие государственного сектора экономики, развивалось народное образование, здравоохранение и другие виды социальной инфраструктуры.

Важная закономерность финансового строительства состояла в том, чтобы сначала использовать старые финансовые инструменты, а затем заменить их новыми формами финансовых отношений.

Не имея возможности сразу создать финансовую систему, принципиально отличающуюся от прежней (для этого необходимы время, экономические и организационные предпосылки), революционное правительство использовало старые финансовые инструменты. Так происходит с государственным бюджетом и всеми его атрибутами, социальным и имущественным страхованием.

Однако прежние формы быстро наполнились новым содержанием. Так, путём повышения акцизов на товары не первой необходимости перестройке подверглась система косвенного обложения. Некоторые налоги отменялись в связи с утратой объектов обложения (например, земельный налог, налог на денежные капиталы). Одновременно появлялись новые формы обложения.

Анализ опыта революционных преобразований в нашей стране показывает, что новые формы финансовых отношений подчас необоснованно развивались, неоправданно быстро были забыты.

Общей тенденцией развития финансов явилось проведение финансовой централизации, которая выразилась в создании новой бюджетной системы, введении государственной монополии на страхование, слиянии бюджета социального страхования с государственным бюджетом.

Финансовая централизация сыграла положительную роль в решении экономических, социальных, военно-политических задач начального этапа переходного периода. Однако постепенно усиливалась тенденция к демократизации финансовой системы. Но из-за бюрократической централизации принимаемых решений в области финансов местные органы власти и трудовые коллективы так и не получили возможности раскрыть свой потенциал. Государственное страхование на долгие годы задержалось в развитии, ограничив сферу своей деятельности в основном имущества хозяйственных кооперативов, населения и личным страхованием. Серьёзно отставало от потребностей жизни социальное страхование.

Ещё одна тенденция это формирование финансов предприятий как основы, исходного звена всей финансовой системы. Путь к этому был открыт национализацией основной массы средств производства, в большинстве случаев насильственным объединением крестьянства в сельскохозяйственные кооперативы. Постепенно государственные и кооперативные предприятия стали занимать доминирующие положения в экономике. Финансы хозяйственных единиц стали основой всей финансовой системы, а отчисления от их прибылей начали играть ведущую роль в доходах государственного бюджета страны. Однако преждевременный отказ от многоукладности экономики переходного периода устранил здоровую конкуренцию между предприятиями, обрёк государственные и кооперативные предприятия на многолетний застой.

По мере укрепления государственного бюджета за бюджетом закреплялась роль основного финансового плана страны, пронизывающего своим влиянием всю экономику. В этом состояла ещё одна существенная особенность развития финансов в переходный период. Однако с утверждением планирования бюджетно-налоговые, финансовые методы регулирования хозяйственной жизни всё больше стали согласовываться и увязываться с планами экономического и социального развития. Планирование всё глубже проникало в сферу социального, личного и имущественного страхования, государственного кредита, финансовой деятельности предприятий.

В результате финансовые методы стимулирования экономики были почти полностью заменены плановыми, централизованными установками. Была подорвана хозяйственная инициатива трудовых коллективов, появились иждивенство и безразличие к конечным результатам их деятельности. Постепенно утрачивался опыт использования финансовых методов воздействия на интересы производителей.

Октябрьская революция проходила в условиях финансового банкротства прежних режимов. Чрезвычайная финансовая ситуация обусловливала необходимость принятия чрезвычайных мер по выходу из кризиса. Важное место среди них занимала политика всемерного сокращения расходов на управление, военных и других непроизводительных затрат. В условиях ограниченности финансовых ресурсов государство вынуждено было выбирать приоритетные направления использование средств, подлежавшие полному финансированию.

Следовательно, развитие в условиях переходного периода выявило ещё одну характерную черту этой эпохи –проведение жёсткого режима экономии финансовых средств. Так, при оздоровлении советского бюджета и осуществлении денежной реформы 1922-1924 годов было проведено десятикратное сокращение армии, резкое уменьшение государственного аппарата, снятие с государственного обеспечения мелких и средних предприятий. Такие меры не только обеспечили решение финансовых проблем, но и способствовали экономии средств для развития машинной индустрии.

Однако в течении непродолжительного времени лозунг всемерной экономии финансовых средств превратился в реальную политику экономии в расходах на жизненно важные потребности трудящихся (здравоохранение, просвещение, жилищное строительство, пенсионное обеспечение и т.п.). В тоже время партийно-государственный аппарат не ограничивал себя в средствах с целью создания для своих нужд материальных благ и привилегий. В результате экономика и финансы страны постепенно истощались, кризис становился неизбежным.

В связи со сложившийся обстановкой появилась потребность в создании специального органа, способного проводить волю нового режима в области финансов. Поэтому старая система финансовых учреждений заменяется Министерством финансов, которому подчинялась система местных органов. Во избежание чрезмерного влияния старых идей ограничивается доступ в финорганы «буржуазных» профессионалов, их место занимают новые, не всегда профессионально подготовленные, но преданные революции кадры. Эта тенденция была определяющей в кадровой политике, что нанесло значительный ущерб финансовой системе.

На основе реального опыта строительства общественной жизни на новых экономических и политических принципах можно сделать вывод о желательных направлениях и тенденциях развития финансов в переходный период. К их числу относятся следующие:

проведение в области финансов политики установления классового мира, стимулирование инициативы, опыта общества с целью достижения экономического и социального прогресса;

всемерное использование проведённых мировой практикой эффективных рычагов, в числе которых можно назвать полноценный финансовый рынок, налоги, самостоятельные местные бюджеты;

стремление к установлению такого финансового режима, который бы создавал простор для инициативы любых хозяйственных форм, добросовестную конкуренцию и позволял бы добиваться роста экономической и социальной эффективности общественного производства;

стремление к достижению такого состояния общества, когда бы материальное благополучие каждого человека определялось его вкладом в общественный прогресс, а не занимаемой должностью или партийной принадлежностью, когда бы важнейшим требованием к работникам стала их профессиональная подготовка и умение применять их опыт во благо общества.

Социальные реформы и финансы

Попытки революционного преобразования общества в нашей стране и странах Восточной Европы не дали обнадёживающих результатов. В тоже время движение по пути социальных реформ ряда стран, представило убедительные доказательства эффективности избранного ими пути. Преимуществами эволюционного развития общественного прогресса являются: замена старых общественных форм новыми; отсутствие вооружённой классовой борьбы; возможность избежать бессмысленных разрушений в период революции; возможность проведения реформ в условиях благоприятной идеологической обстановки.

Преемственность финансовых отношений обеспечивает плавный переход от отживающих форм финансовых отношений к прогрессивным способам организации финансов. При этом можно постепенно осуществлять переподготовку финансовых кадров, изменять методы работы.

Парламентские, мирные формы борьбы политических сил и идей требуют значительных финансовых затрат, отвлекают людей от созидательной деятельности, затягивают процесс реформирования общества. В результате страна несёт определённые потери. Однако они бесконечно малы по сравнению с материальными и финансовыми издержками, сопутствующими ведению классовой вооружённой борьбы. Гражданская война требует огромных военных расходов и подрывает нормальные источники доходов, что приводит к чрезвычайному расстройству государственного бюджета; она истощает финансы предприятий.

Расстройство финансов приводит к разрушению денежного обращения, инфляции, натурализации хозяйственных связей и в конечном счёте к резкому падению уровня жизни населения. Последствия финансового кризиса в годы войны ещё долго отрицательно сказываются на развитии народного хозяйства.

Вооружённая борьба обременяет общество не только затратами на содержание и вооружение армии, ведение боевых действий, но и связана со значительными разрушениями производственных, социально-культурных объектов и других элементов созданного национального богатства. Естественно, что по окончании гражданской войны восстановление этих объектов требует огромных материальных, трудовых и финансовых ресурсов на протяжении нескольких лет.

Общество, осуществляющее реформы, как правило, не проводит массовых компаний по разрушению до основания старых структур, чтобы на их месте построить новые. Финансовые потери в обществе, которое осуществляет реформы, неизбежны, но они минимальны и не влекут катастрофических последствий. Чрезмерная идеологизация общественных отношений в революционном обществе, игнорирование мнения оппозиционных сил заводят страну в тупиковую ситуацию. Так произошло, например, в нашей стране в конце двадцатых и тридцатые годы, когда проводились «реформы» в области государственного кредита.

Движения к общественному прогрессу по пути реформ характерно колоссальной экономией материальных, трудовых и финансовых ресурсов и на этой основе –ускоренное движение к новому состоянию общества, характеризующемуся материальным и духовным благополучием большинства своих граждан.

Для осуществления реформ в обществе должны быть объективные и субъективные предпосылки, в формировании которых финансы принимают самое непосредственное участие. Механизм этого участия во многом идентичен тому, который был показан в отношении предпосылок социальной революции.

Финансовые рычаги проведения реформ в основном те же, что и рычаги осуществления социальной революции: налоги, государственные расходы, процент по государственным ценным бумагам, процент по вкладам, местные бюджеты, страховой тариф. В реформируемом обществе невозможна дифференциация налогов, страховых платежей, процента по вкладам и других финансовых нормативов, а также оказание финансовой помощи в зависимости от классовой или партийной принадлежности. Все должны находиться в равных условиях, ко всем предъявляются одинаковые, социально справедливые требования. Только при таком подходе финансовое благополучие гражданина или юридического лица гарантируется исключительно добросовестным и эффективным трудом.

Заключение

Осуществляемая перестройка общественной жизни в нашей стране со всей полнотой показала важную роль финансового аспекта социальных преобразований. Она убедительно подтверждает такую мысль, что при отсутствии успехов в финансовой политике всякие радикальные реформы обречены на неудачу.

Для современной финансовой политики характерны неуверенность, непоследовательность, отсутствие чёткого плана действий. А её состояние такого, что без решительных, быстрых и радикальных изменений в финансовой политике, способных резко ограничить бюджетный дефицит, изъять лишние деньги из обращения, обеспечить финансовую самостоятельность трудовых коллективов и органов власти всех уровней, разбудить хозяйственную инициативу каждого члена общества –без этих поправок финансовой политики дальнейшее движение по пути реформ не возможно.

Ðåôåðàò î ðîëè ôèíàíñîâ