Расходы бюджета различных уровней

Российский Новый Университет

Нижегородский филиал

Курсовая работа

по учебной дисциплине:

Финансы.

Тема: Расходы бюджета различных уровней.

Выполнил:

Студент 3 курса группы Э-1-01

Цыбин С.В.

Проверил:

к.э.н. Е.А. Лазарева

Нижний Новгород 2004г

Содержание

Стр.

Введение………………………………………………………………….…….3

Глава 1. Экономическая сущность расходов бюджета РФ…………...…5

      Классификация расходов бюджета РФ………………………..……7

А) функциональная;………………………………………………….………9

Б) экономическая;…………………………………………………….…..….11

В) ведомственная…………………………………………………….….……13

      Расходы федерального бюджета……………………………………..14

      Расходы бюджетов субъектов РФ………………………………...….17

      Расходы местных бюджетов………………………...………………..21

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного

бюджета РФ………………………………………………….………………..…26

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ………...……26

2.2. Анализ расходов отдельного субъекта РФ………………………….30

2.3. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США…………….32

Глава 3. Основные направления по эффективному

использованию средств государственного бюджета РФ.……….…..….…36

Заключение……………………………………………………………..……..37

Список литературы……………………………………………………....…..39

Приложение……………………………………………………...……….……40

Введение

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Как экономическая категория государственный бюджет РФ представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и юридическими и физическими лицами по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления, материального стимулирования.

Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства. Бюджет является формой образования и расходования денежных средств. Совокупность всех видов бюджетов образует бюджетную систему государства.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах.

Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

В данной работе рассматривается структура статей расходов бюджетов, их классификации, состав и распределение. Также уделяется внимание динамике изменений расходных частей бюджетов в течение нескольких лет. Достаточно важным представляется сравнительный анализ статей расходов бюджетов РФ и США.

Глава 1. Экономическая сущность расходов государственного бюджета РФ

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

Целевой характер использования расходов предполагает использование ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для организаций производственной сферы на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

      Классификация расходов государственного бюджета

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено целым рядом факторов:

природой и функциями государства;

уровнем социально-экономического развития страны;

разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством;

административно-территориальным устройством государства;

формами предоставления бюджетных средств и т.п.

Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета. Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному назначению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);

расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства – расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);

расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

С помощью этих расходов государство получает инструменты регулирования распределением денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;

расходы на социально-культурные нужды;

военные расходы;

расходы на управление.

Структура бюджетных расходов по данным группам в течение многих лет была в нашей стране относительно стабильной, демонстрируя давно установившиеся приоритеты в распределении средств бюджета. Основная масса ресурсов (около половины всех бюджетных средств) направлялась на народное хозяйство и поддержку экономики, что обеспечивало выполнение экономической функции государства; и только около трети бюджетных средств расходовалось на социально-культурные мероприятия.

Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:

- в производственной сфере подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и др.;

- в непроизводственной – по отраслям и видам общественной деятельности: на образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, государственное управление и т.п.

Такое деление государственных расходов (также как и по роли в воспроизводстве) помогает выявлять пропорции в распределении бюджетных средств, но уже по отраслям. Изменяя эти пропорции, государство может добиваться нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства.

Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др.; по учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.

Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым про­граммам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).

Перечисленные группы расходов определены по предмет­ному признаку. Но, как уже упоминалось, государственные расходы можно класси­фицировать и по другим признакам (по роли в воспроизводственном процессе, по целевому назначению и др.)

А) Классификация видов расходов бюджета образует уровень функциональной классификации расходов бюджета РФ и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. Эта классификация отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых организациями государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Отдельно выделяются расходы на содержание Президента РФ и его полномочных представителей, Совета Федерации, Правительства РФ, Прокуратуры, судов, фундаментальных исследований.

Согласно функциональной классификации система бюджетных расходов формируется в зависимости от характера функций, возложенных на органы власти. Первым уровнем функциональной классификации расходов бюджетов РФ являются разделы, определяющие расходование бюджетных средств: на государственное и местное управление, средств на выполнение функций государства и др. Каждый из блоков включает конкретные направления использования бюджетных средств. Второй уровень классификации – подразделы, конкретизирующие направление бюджетных ассигнований на осуществление деятельности государственных и местных органов власти в определенной области. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует третий уровень функциональной классификации и отражает финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов бюджетов образует четвертый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ и детализирует направление финансирования расходов бюджетов по целевым статьям расходов бюджетов. (Функциональную классификацию расходов государственного бюджета РФ см. в приложении 1.)

В классификации расходов выделяются прочие расходы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, расходы на проведение выборов и референдумов, государственная поддержка завоза жильцов в районы Крайнего Севера). Законодательные (представительные) органы субъектов РФ и органы местного самоуправления могут делать дальнейшую детализацию объектов бюджетной классификации в части целевых статей и видов расходов, не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ.

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:

    ассигнования на содержание бюджетных учреждений;

    средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

    трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления;

    ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

    бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);

    субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

    инвестиции в уставные капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

    бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;

    кредиты иностранным государствам;

    средства на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Бюджетные организации расходуют бюджетные средства исключительно на:

    оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующие размер заработной платы соответствующих категорий работников;

    перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

    трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

    командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

    оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

    оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Б) Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по их экономическому содержанию. Таблица 1.

Таблица 1. Экономическая классификация бюджетных расходов

Текущие расходы

Закупка товаров и оплата услуг

Оплата труда государственных служащих

Оплата труда гражданских служащих

Денежное довольствие военнослужащих

Начисление на оплату труда (страховые взносы на государственное страхование граждан)

Приобретение предметов снабжения и расходных материалов

Командировки и служебные разъезды

Оплата транспортных услуг

Оплата услуг связи

Оплата коммунальных услуг

Прочие текущие расходы на закупки товаров и оплату услуг

Выплата процентов

Субсидии и текущие трансферты

Оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом

Капитальные расходы

Капитальные вложения в основные фонды

Приобретение оборудования и предметов длительного пользования

Капитальное строительство

Капитальный ремонт

Приобретение земли и нематериальных активов

Создание государственных заказов и резервов

Капитальные трансферты

Предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения

Предоставление кредитов

Возврат кредитов, предоставленных внутри страны

Предоставление государственных кредитов правительствам иностранных государств

Возврат государственных кредитов правительствам иностранных государств

Классификация включает следующие разделы:

текущие расходы;

капитальные расходы;

капитальный ремонт;

приобретение земли;

предоставление кредитов.

В свою очередь подразделы включают виды расходов, подразделяемые на статьи затрат.

Текущие расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы является преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета.

Капитальные расходы бюджетов – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой. Другими словами, это – средства, предоставляемые на инвестиционные цели, проведение капитального ремонта, расширенное воспроизводство, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В качестве капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

В) Ведомственная классификация показывает конкретных получателей бюджетных расходов. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления. Перечень главных распорядителей средств бюджетов утверждается федеральным законом, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местных самоуправлений. В Федеральном законе “О бюджетной классификации Российской Федерации” в перечне прямых получателей средств из Федерального бюджета более 160 получателей.

Ведомственная классификация расходов бюджета РФ:

    Министерство энергетики

    Министерство путей сообщения

    Министерство обороны

    Министерство природных ресурсов

    Министерство здравоохранения

    Министерство культуры

    Министерство образования

    Министерство финансов

    Министерство транспорта

    Министерство промышленности, науки и технологии

    Министерство экономического развития и торговли

    Министерство труда и социального развития

    Министерство юстиции

    Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

    Министерство внутренних дел

    Министерство сельского хозяйства

    Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

    Министерство иностранных дел

    Министерство по атомной энергии

    Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

    Управление делами президента

    Государственная дума

    Федеральная служба безопасности

    Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации

    Генеральная прокуратура

    Российское авиационно-космическое агентство

    Государственный таможенный комитет

    Российская академия наук

    Российская академия медицинских наук

    Федеральная служба ж/д войск и др.

      Расходы федерального бюджета

Расходы федерального бюджета – это денежные средства, направляемые на финансирование затрат общегосударственного характера. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.

Расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Расходы федерального бюджета классифицируют по:

    экономической роли в процессе воспроизводства - это затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы (текущие и капитальные расходы);

    функциональному назначению – на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.

В соответствии с действующим законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

    обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    функционирование федеральной судебной системы;

    осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год);

    национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

    фундаментальные исследования и содействие научно - техническому прогрессу;

    государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    государственная поддержка атомной энергетики;

    ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

    исследование и использование космического пространства;

    содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации;

    формирование федеральной собственности;

    обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;

    компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

    федеральная инвестиционная программа;

    обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

    официальный статистический учет;

    прочие расходы.



Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие виды расходов:

    государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

    обеспечение правоохранительной деятельности;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    научно - исследовательские, опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие научно - технический прогресс;

    обеспечение социальной защиты населения;

    обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;

    обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

    развитие рыночной инфраструктуры;

    обеспечение развития федеративных и национальных отношений;

    обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

    обеспечение деятельности средств массовой информации;

    финансовая помощь другим бюджетам;

    прочие расходы, находящиеся в совместном ведении РФ, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

    1. Расходы бюджетов субъектов РФ

Бюджет субъекта РФ – это консолидированный бюджет, который включает собственно региональный бюджет, а также окружной (так называемые местные бюджеты).

Расходы бюджетов субъектов РФ – это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг. Состав расходов такого бюджета отличается от федерального бюджета тем, что в нем нет расходов на национальную оборону, международную деятельность, фундаментальные научные исследования, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, обслуживание государственного внешнего долга, пополнение государственных запасов и резервов. В остальном расходы бюджета субъекта РФ совпадают с классификациями расходов федерального бюджета и финансируются как за счет собственных источников дохода, так и за счет федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и т.д.

Расходы бюджетов субъектов РФ в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальные расходы.

Текущие расходы бюджетов субъектов РФ – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной власти регионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.

Капитальные расходы бюджетов регионов – это часть бюджетов, которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальные вложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальный ремонт основных фондов).

Основная проблема региональных органов власти – обеспечить экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования региональных финансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.

Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области может быть представлен в виде следующей схемы:

Схема 1.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

    обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

    обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

    проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

    обеспечение реализации региональных целевых программ;

    формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;

    осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

    содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;

    обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов;

    оказание финансовой помощи местным бюджетам;

    обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

    компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

    прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Российской Федерации.

В расходной части бюджетов может быть предусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении бюджетов на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в финансовом году.

В части увеличения расходных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации:

    передача с федерального уровня полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению пособий гражданам, имеющих детей;

    передача с федерального уровня полномочий по установлению и финансовому обеспечению льгот ветеранам труда, в настоящее время финансируемых за счет средств федерального бюджета;

    передача иных полномочий по социальной защите населения (в части, в настоящее время установленной федеральными законами и финансируемой из федерального бюджета и/или местных бюджетов, за исключением полномочий по реализации Федеральных законов “О ветеранах” и “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, передаваемых федеральным органам государственной власти);

    передача с федерального уровня полномочий по предоставлению и финансовому обеспечению льгот по проезду в междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении;

    передача с федерального уровня полномочий по трудоустройству безработных, а также вопросов профессиональной переподготовки безработных, организации и финансирования общественных работ для безработных;

    передача с федерального уровня полномочий по предоставлению начального и среднего профессионального образования;

    передача с федерального и местного уровня полномочий по финансовому обеспечению основных функций по противопожарной безопасности (за исключением ликвидации особо сложных пожаров и мер по первичной пожарной безопасности);

    передача из Фонда социального страхования Российской Федерации и федерального бюджета полномочий по обеспечению летнего отдыха детей;

    передача с местного уровня полномочий по финансовой поддержке сельскохозяйственного производства;

    предоставление субвенций местным бюджетам на осуществление учебного процесса (включая выплату заработной платы) в общеобразовательных школах;

    передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению школ-интернатов, домов ребенка, детских домов;

    предоставление субвенций местным бюджетам на выплату адресных жилищных субсидий населению в соответствии со стандартами и нормативами оплаты жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

    передача с местного уровня полномочий по финансовому обеспечению платежей за неработающее население в систему обязательного медицинского страхования.

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации. Исходя из этого, через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику, осуществляя выравнивание уровней экономического и социального развития территорий. Для преодоления отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов. В бюджетах регионов значительную долю занимают ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона (промышленность, энергетика, строительство, транспорт). Необходимо увеличивать расходы на поддержку жилищно-коммунального хозяйства и тем самым уменьшить затраты населения на жилье.

Бюджеты субъектов РФ обсуждается и утверждается законодательным органом субъектов РФ в форме закона, после чего исполнительные органы субъектов РФ получают права на использование бюджетных средств.

1.4. Расходы местных бюджетов

Расходы местных бюджетов – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

Структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, город­ским и районным органам власти подчинена подавляющая часть предприятий жилищно-коммунального хозяйства и поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В веде­нии же поселковых и сельских органов власти находятся в ос­новном социально-культурные учреждения, в этих бюджетах по­давляющая часть расходов приходится на финансирование соци­ально-культурных мероприятий.

Расходная часть местных бюджетов включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием экономики и социальной сферы административного района или города.

1) расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством РФ и законодательством субъекта РФ;

2) расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

3) расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам;

4) расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга по ссудам;

5) ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, а также гражданской ответственности и предпринимательского риска;

6) иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом муниципального образования или иным правовым актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

    содержание органов местного самоуправления;

    формирование муниципальной собственности и управление ею;

    организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

    организация, содержание и развитие муниципального жилищно- коммунального хозяйства;

    муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

    благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

    организация утилизации и переработки бытовых отходов (за исключением радиоактивных);

    содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

    организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

    обеспечение противопожарной безопасности;

    охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;

    реализация целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;

    обслуживание и погашение муниципального долга;

    целевое дотирование населения;

    содержание муниципальных архивов;

    проведение муниципальных выборов и местных референдумов;

    финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения, определяемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Органы власти муниципальных образований из средств местных бюджетов осуществляют финансирование учреждений народного образования, здравоохранения, учреждений культуры и других учреждений непроизводственной сферы. В ряде районов затраты на непроизводственную сферу составляют более половины расходов бюджета.

Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство — примерно треть всех расходов. Сле­дует отметить, что в расходах консолидированного бюджета Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство сред­ства местных бюджетов составляют 70%, на образование — 67% (на дошкольное воспитание — 83%, начальное и общее среднее образование — 87%), на здравоохранение и физическую культуру — 55%, социальную политику — 49%, культуру и искусство — 45%. Роль местных бюджетов в финансировании отраслей народ­ного хозяйства скромнее. Тем не менее, в общебюджетных рас­ходах на промышленность, энергетику и строительство средства местных бюджетов составляют 8%, сельского хозяйства и рыбо­ловства — 19%, транспорта, дорожного хозяйства, связи — 40%.

Местным органам подведомственна подавляющая часть со­циально-культурных учреждений и в первую очередь учрежде­ний народного образования и здравоохранения. Поэтому в рас­ходах местных бюджетов значительно преобладают расходы на социально-культурные мероприятия. Если в городских бюджетах они составляют от 30 до 50% всех расходов, то в районных, по­селковых и сельских бюджетах — от 60 до 80%.

В расходах местных бюджетов на социально-культурные ме­роприятия наиболее быстрыми темпами увеличиваются затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием се­ти медицинских учреждений и расширением научных и проект­ных работ, финансируемых из этих бюджетов по проблемам гра­достроительства, комплексного развития административно-тер­риториальных единиц и т. д.

Размещение муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, осуществляется на основе открытого конкурса, правила которого устанавливаются представительным органом местного самоуправления. Заказчиком по муниципальному заказу на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета, выступают органы или должностные лица местного самоуправления.

Законом регламентируются взаимоотношения местных органов власти с предприятиями (на договорной основе). Все предприятия обязаны участвовать в финансировании природоохранных мероприятий, поддержание дорог в районе прилегающих к ним территорий. В последние годы в практику на местах внедряется метод долевого участия предприятий с органами самоуправления в создании объектов инфраструктуры.

Местные бюджеты утверждаются представительными органами власти местного самоуправления в виде принятия решения. После чего исполнительные органы муниципалитетов приобретают право на получение и использование бюджетных средств. Затем происходит финансирование бюджетных учреждений и мероприятий в соответствии с ассигнованиями. Эта деятельность называется кассовым исполнением бюджета, которое осуществляется через банки.

Важное значение местных бюджетов заключается в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач, в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки.

Глава 2. Анализ динамики расходов консолидированного бюджета РФ (2003-2004 гг.)

2.1. Анализ расходной части федерального бюджета РФ на 2003 год.

Таблица 2.

Расходы федерального бюджета РФ (2001-2004гг.) согласно функциональной классификации

Наименование расходов

2001 г.

2002 г

2003 г.

2004 г.

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Млрд. руб.

% к итогу

Расходы, всего

1193,5

100

1947,4

100

2345,6

100

2659,4

100

Государственное и местное самоуправление

40,7

3,4

56,7

2,9

66,5

2,8

77,0

2,9

Федеральная судебная система

11,3

1,0

19,1

1,0

25,5

1,1

33,3

1,3

Международная деятельность

22,2

1,9

42,9

2,2

44,4

1,9

45,1

1,7

Национальная оборона

214,7

18,0

284,2

14,6

344,5

14,7

411,5

15,5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва

131,6

11,0

173,9

8,9

244,8

10,4

310,6

11,7

Фундаментальные исследования

22,0

1,9

30,3

1,6

40,2

1,7

46,2

1,7

Промышленность, энергетика и строительство

44,6

3,7

57,7

3,0

63,4

2,7

67,6

2,5

Сельское хозяйство и рыболовство

20,8

1,8

26,8

1,4

31,2

1,3

29,6

1,1

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

30,6

2,3

7,0

0,4

6,1

0,3

5,6

0,2

Социальная политика

107,8

9,0

430,4

22,1

150,7

6,4

161,2

6,1

Обслуживание гос. долга

239,8

20,1

285,0

14,6

277,5

11,8

287,6

10,8

Охрана окружающей среды

4,7

0,4

9,8

0,5

10,8

0,5

12,4

0,5

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

6,3

0,5

8,7

0,4

21,2

0,9

26,3

1,0

Образование

48,8

4,1

80,1

4,1

97,7

4,2

117,8

4,4

Культура, искусство и кинематография

6,4

0,6

10,3

0,5

14,1

0,6

16,1

0,6

Средства массовой информации

6,2

0,5

10,3

0,5

12,0

0,5

10,9

0,4

Здравоохранение и физ. культура

22,2

1,8

31,9

1,6

39,3

1,7

47,1

1,8

Финансовая помощь бюджетам других уровней

186,6

15,6

265,4

13,6

714,6

30,5

814,0

30,6

Исследование и использование космоса

4,6

0,4

9,7

0,5

7,7

0,3

12,0

0,5

Дорожное хозяйство

68,5

3,5

79,1

3,4

79,1

3,0

Военная реформа

-----

----

16,5

0,8

15,8

0,7

7,2

0,3

Прочие расходы

1,7

0,2

-3,1

-0,2

-7,7

-0,3

-4,3

-0,2

Расходы целевых бюджетных фондов

13,9

1,2

13,9

0,7

14,1

0,6

14,1

0,5

Пенсионный фонд. Возврат ЕСН

-----

----

281,2

---

365,6

---

Полностью расходная часть федерального бюджета РФ на 2004 год представлена в Приложении 1 и 2.

Расходная часть бюджета РФ на 2003 год была утверждена в сумме 2 345 641,4 млн. рублей, доходная - в сумме 2 417 791,8 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозировался в размере 13 050,0 миллиардов рублей, а уровень инфляции 10-12%. Курс рубля по отношению к доллару был спрогнозирован в размере 31 рубль 50 копеек за один доллар США.

Расходная часть бюджета на 2004 год утверждена в сумме 2 659 447,0 млн. рублей, доходная - в сумме 2 742 850,4 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема ВВП в сумме 15 300 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года). Превышение доходов над расходами в сумме 83 403,4 млн. рублей направляется в 2004 году на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Расходы на государственное управление и местное самоуправление. Объем бюджетного финансирования в 2003 году предусматривался в размере 66506,9 млн. рублей. В 2004 году произошло увеличение финансирования этой статьи расходов и составило 76967,2 млн. рублей.

Cудебная власть. При формировании расходов на содержание судебной системы в 2004 году, исходя из Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2002-2006 годы, продолжена линия на улучшение материальной обеспеченности судей, материально технической базы судов и увеличение численности судей и работников аппаратов федеральных судов. Объем ассигнований по данному разделу предусмотрен в размере 33250,8 млн..

Расходы в сфере международной деятельности. Общий объем расходов по разделу "Международная деятельность" в 2004 году планируется в объеме 32589,2 млн. рублей. Указанный объем складывается из прямых расходов федерального бюджета и возвратных платежей, учитываемых в составе расходов со знаком "минус".

Значительно возросли расходы федерального бюджета по статье «Национальная оборона», в связи с угрозой международного терроризма. Сумма составила 255390,2 млн. руб.

Расходы на охрану правопорядка и обеспечение безопасности государства были существенно увеличены. Проблемы роста преступности, требуют дополнительных средств для правоохранительных органов и спец. служб. В ближайшие годы ожидается дальнейший рост количества тяжких и особо тяжких преступлений, в этой связи государство принимает меры для улучшения материально-технической базы правоохранительных органов. Расходы бюджета предусмотрены в размере 250025,3 млн. рублей.

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу. Расходы федерального бюджета на проведение фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу предусмотрены в сумме 46200 млн. рублей.

Промышленность, энергетика и строительство. Общий объем средств, направляемый в 2004 году из федерального бюджета на финансирование отраслей материального производства планируется на уровне 67422,2 млн. рублей. В составе расходов по указанному разделу учитываются ассигнования на государственную поддержку угольной отрасли, стандартизацию и метрологию, народных художественных промыслов, финансирование конверсии оборонной промышленности, спецкомбинатов системы "Радон", государственные инвестиции, воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Сельское хозяйство и рыболовство. Объем бюджетного финансирования по этому разделу предусмотрен в размере 29578,8 млн. рублей.

Охрана окружающей среды и природных ресурсов. В федеральном бюджете на 2004 год предусмотрены ассигнования в сумме 12392,6 млн. рублей на финансирование мероприятий, связанных с улучшением охраны окружающей среды. Указанные средства предполагается направить на осуществление государственного экологического контроля, мониторинга, организацию и содержание государственных природных заповедников и национальных парков.

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика. Общий объем расходов проекта федерального бюджета на 2004 год на поддержку указанных отраслей оценивается в 5,6 млрд. рублей.

Расходы на образование. Расходы на образование определяются в федеральном бюджете на 2003 год в размере 117791,9 млн. рублей. Расходы, направляемые на подготовку кадров с учетом потребности рынка труда, позволят обеспечить обучение 949,2 тыс. учащихся профессионально-технических училищ, 1176,4 тыс. учащихся средних учебных заведений, 2829,1 тыс. студентов вузов и других обучающихся.

Культура, искусство и кинематография. Расходы на культуру, искусство и кинематографию на 2003 год определены в размере 16101 млн. рублей.

Расходы на финансирование средств массовой информации. Расходы на финансирование средств массовой информации на 2004 год определены в сумме 10864 млн. рублей.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Государственные расходы федеральною бюджета на здравоохранение в 2003 году ориентированы на реализацию приоритетных направлений реформирования и совершенствования отрасли, приносящих максимальный эффект, и определенных Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации, на адаптацию выделяемых средств к гарантированным объемам медицинских услуг, повышение реальной доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт на 2004 год определены в сумме 47097 млн. рублей.

Расходы на социальную политику. В связи с переходом с 2003 года формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов по единой

бюджетной классификации изменена функциональная структура расходов

федерального бюджета. Расходы, ранее отражаемые по разделу "Социальная

политика" и направляемые в бюджеты государственных внебюджетных фондов, в федеральном бюджете на 2003 год отражены по разделу "Финансовая помощь бюджетам других уровней. Расходы на социальную политику планируются в проекте федерального бюджета на 2003 год в объеме 161,2 млрд. рублей. Из указанного объема на финансирование учреждений социальной защиты и центров занятости запланировано направить 4942,7 млн. рублей; на социальную помощь - 13111 млн. рублей.

Расходы по обслуживанию государственного долга. В федеральном бюджете на 2004 год общий объем процентных расходов определился в 287,6 млрд. рублей, в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64,4 млрд. рублей, внешнего – 223,1 млрд. рублей.

Финансовая помощь бюджетам других уровней. В 2002 году начался новый этап развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года, в том числе связанный и с развитием системы финансовой помощи бюджетам других уровней. Новый этап развития должен быть направлен на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышения эффективности бюджетных расходов. В 2004 общий объем финансовой помощи бюджетам других уровней составит 813969,8 млн. рублей.

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий. В 2004 году значительно увеличены расходы по данной статье. Они составили 16911 млн. рублей.

Исследование и использование космоса. В 2004 году расходы на исследование космического пространства составили 12,0 млрд. рублей.

Прочие расходы. В состав прочих расходов по проекту федерального бюджета на 2004 год включены: расходы по резервным фондам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, расходы на проведение выборов и референдумов, расходы, связанные с возвратом и выдачей из федерального бюджета ссуд, а также другие расходы по федеральному бюджету.

2.2. Анализ расходов бюджетов отдельного субъекта РФ (Нижегородская область)

Таблица 4 Расходы бюджета Нижегородской области (тыс. руб.)

Статьи расходов

2003 г.

2004 г.

Расходы, всего

16 751 412

20 568 203

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

540 577

1 026 790

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

1 141 539

885 087

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО

317 440

344 942

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО

571 070

669 894

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

66 350

4 164

ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

351 000

383 500

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

466 636

664 691

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

70 676

535 520

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

145 870

136 654

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

85 039

123 341

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

927 890

3 406 621

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

2 074 094

2 892 225

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

630 870

583 778

ОБРАЗОВАНИЕ

1 114 305

1 501 187

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ БЮДЖЕТАМ ДРУГИХ УРОВНЕЙ

3 852 863

4 719 740

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

4 566 706

2 941 913

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

- 235 406

-987 468

Основным приоритетом бюджетной политики Нижегородской области в области расходов на 2003 год является дальнейшее повышение жизненного уровня жителей Нижегородской области.

Основная часть прироста доходов бюджета направлена, в первую очередь, на обеспечение средствами первоочередных социально-значимых расходов областного бюджета, общий объем которых составит в 2004 году 2 892 225 тыс. рублей. На обеспечение их источниками финансирования дополнительно потребуется по сравнению с 2003 годом 818 тыс. рублей. В целом на финансирование первоочередных социально-значимых расходов будет использовано около 32 % собственных доходов областного бюджета.

Общий объем социально-значимых расходов в 2004 году увеличивается по сравнению с 2003 годом в 1,4 раза.

Несмотря на отмену налога на пользователей автомобильных дорог объем финансовых ресурсов на дорожное хозяйство равен 616 900 тыс. рублей. Указанные средства будут направлены на финансирование мероприятий по содержанию, ремонту, реконструкции и новому строительству автомобильных дорог общего пользования Нижегородской области.

Расходы на поддержку агропромышленного комплекса на 2004 год предусмотрены в объеме 669 894 тыс. рублей. При этом предусматривается увеличение финансирования отрасли на возвратной основе.

Объем бюджетных средств на капитальное строительство на 2003 год составил 246 500 тыс. рублей.

Источниками покрытия дефицита местных бюджетов, а также одним из возможных вариантов решения проблемы недостаточности собственных свободных денежных средств в муниципальных образованиях для финансирования затрат капитального характера (например, восстановление системы водоснабжения, строительство и приобретение оборудования) могут быть выпуски муниципальных займов, в организации технологии выпуска и размещения органы исполнительной власти Нижегородской области окажут помощь и содействие муниципальным образованиям Нижегородской области.

На 2004 год значительно возрастет объем средств, выделяемых муниципальным образованиям Нижегородской области из областного бюджета в виде целевых субвенций и субсидий. Совокупный размер указанной финансовой помощи возрастает по сравнению с текущим годом почти на 1 млрд. рублей и составит 4 719 740 тыс. рублей. Пропорции распределения финансовых ресурсов области (налоговые и неналоговые доходы с учетом средств, получаемых из федерального бюджета) складываются в пользу бюджетов муниципальных образований, которым поступит более 58 процентов имеющихся средств.

Основные показатели исполнения консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.01.2004 и динамика основных плановых показателей представлены в приложении 3.

2.3. Сравнительный анализ статей расходов РФ и США.

Расходная часть бюджета РФ на 2004 год утверждена в сумме 2 659 447,0 млн. рублей и по доходам в сумме 2 742 850,4 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в сумме 15 300 млрд. рублей и уровня инфляции (потребительских цен) 10 процентов (декабрь 2004 года к декабрю 2003 года). Превышение доходов над расходами в сумме 83 403,4 млн. рублей направляется в 2004 году на образование Стабилизационного фонда Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Расходная часть бюджета США на 2004 год утверждена в сумме 2,32 трлн. долларов. Дефицит бюджета США составляет более 400 млрд. долларов. Существенная часть расходов направлена на статью «Национальная оборона». Расходы по этой статье составляют рекордную сумму – 435,7 млрд. долларов. Для сравнения, весь бюджет РФ в 25 раза меньше бюджета США и в 4,7 раз меньше расходов на оборону США.

Бюджет США, вопреки существующим стереотипам, более социально ориентирован, чем его российский аналог. Проведение сравнительного анализа расходов федеральных бюджетов России и США на основании данных за 1995-2004 годы позволяет сделать ряд заслуживающих внимания выводов.

Функциональные классификации статей бюджетных расходов двух рассматриваемых бюджетов достаточно похожи. Самые крупные статьи расходов в обоих бюджетах имеют приблизительно одинаковое назначение. Существенные расхождения наблюдаются по относительно небольшим статьям. Суммарно последние составляют очень небольшую долю всех расходов.

Важно отметить ровную динамику долей расходов в американском бюджете по сравнению с российским. Кроме того, если проследить динамику расходов бюджета США за более продолжительный период, то можно заметить, что изменение расходов происходит очень плавно, без скачков. Это свидетельствует об уверенном и последовательном проведении бюджетной политики, которая носит долгосрочный характер. Бюджет Соединенных Штатов планируется на 5 лет вперед (в 2004 году бюджет планировался до 2009 года включительно), в то время как российский бюджет - на 3 года. Это, однако, не означает, что правительству Российской Федерации достаточно планировать бюджет не на 3 года, а на 5 лет, и мы получим такую же ровную динамику. Первостепенное значение имеет качество бюджетного планирования, под которым в контексте российской ситуации имеется в виду четкая расстановка долгосрочных приоритетов, обеспеченная программами соответствующих реформ, а также последовательное и точное исполнение федерального бюджета по каждой статье в соответствии с законом.

Таблица 6 Показатели расходов бюджетов РФ и США

Статьи расходов федерального бюджета

РФ (в %)

США(в %)

Государственное и местное управление

2,9

0,2

Судебная власть

1,3

0,2

Международная деятельность

1,7

1,4

Национальная оборона

15,5

21,1

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

1,7

1,06

Сельское хозяйство и рыболовство

1,1

3,4

Охрана окружающей среды и природных ресурсов

0,5

1,3

Транспорт, связь и информатика

0,2

2,5

Образование

4,4

5,06

Здравоохранение и физическая культура

1,8

23,6

Социальная политика

6,1

22,9

Обслуживание государственного и муниципального долга

10,8

13,2

Финансовая помощь бюджетам других уровней

30,6

1,37

Прочие расходы

0,2

0,64

Заметна значительная разница в финансировании государственного управления. В российском бюджете эта цифра составляет 2,9 %, в то время как в американском - всего 0,2%. Учитывая невысокое качество государственного управления в России, можно утверждать, что в соответствии с опытом США такая величина расходов по этой статье является завышенной. Более того, поскольку реформа государственного управления практически стоит на месте, расходы по данной статье могут быть охарактеризованы как недостаточно эффективные.

Обслуживание государственного долга составляет значительную часть расходных частей обоих бюджетов, причем для России этот показатель в настоящее время выше. Американская экономика уже давно активно использует заемные средства, и высокие издержки по их обслуживанию стали традиционными в бюджете США. Для России же такая ситуация является достаточно тяжелой, хотя пик нагрузки на бюджет уже пройден. В перспективе доля расходов по обслуживанию долга должна уменьшиться. Тем не менее она все равно будет составлять значительную величину.

Большая разница видна в расходах, напрямую касающихся социальной сферы. Расходы на социальные нужды в США (статьи "Income Security" и "Social Security") более чем в 2 раз больше, чем в России. В то же время, необходимо отметить, что в действительности существенная часть социальных расходов российского бюджета находится также в статье "Финансовая помощь бюджетам других уровней", поэтому в контексте проводимого анализа долю расходов на социальную политику следует считать заниженной, а долю на финансовую помощь другим бюджетам - завышенной. Более важным здесь является то, что расходы на социальную политику даже после корректировок окажутся в России ниже, чем в США, а расходы на финансовую помощь другим бюджетам - существенно выше.

Таким образом, один из важнейших выводов, меняющих устоявшиеся стереотипы, состоит в том, что США в настоящее время являются более социально ориентированным государством, чем Россия.

Статья "Финансовая помощь бюджетам других уровней" в российском бюджете представляет собой интегральную величину, учитывающую перераспределение доходов между регионами, социальную политику и программы развития регионов. В бюджете США статья "Community and regional development" соответствует только третьему из перечисленных направлений. И все же сопоставление, несмотря на все его неточности, имеет определенный смысл, поскольку показывает видение федеральных властей своей функции в регионах. Для корректной интерпретации величин расходов по статье "Финансовая помощь бюджетам других уровней" необходимо также учесть, что в США расходы производятся по принципу "мои полномочия - мой бюджет". Этот принцип заявлен в российской программе развития бюджетного федерализма как один из основополагающих, однако пока реформа межбюджетных отношений не принесла соответствующего необходимого результата.

В сложившейся картине четко просматривается реальное выполнение США функций социально ориентированного государства, которое около половины средств своего бюджета тратит на финансирование прямых социальных обязательств, взятых на себя.

Для сопоставления были взяты только те статьи функциональной классификации, которые присутствуют в обоих бюджетах. При этом расходы по некоторым статьям были скорректированы для их сопоставимости между бюджетами России и США. Смысл корректировок состоит в том, чтобы исключить из рассмотрения расходы обоих бюджетов на пенсионное обеспечение, пособия по безработице и медицинское страхование, поскольку способы учета этих расходов значительно отличаются.

В статьях расходов российского бюджета были произведены следующие

корректировки:

- Сумма расходов по статье "Финансовая помощь бюджетам других уровней" уменьшена на величину той части единого социального налога, которая подлежит зачислению в федеральный бюджет.

В то же время произведенная корректировка не позволяют рассматривать получившиеся исправленные статьи двух бюджетов как полностью аналогичные. В анализируемых статьях расходов сохраняются некоторые содержательные несоответствия, которые, однако, не оказывают существенного влияния на общую картину.

В сложившейся картине четко просматривается реальное выполнение Соединенными Штатами функций социально ориентированного государства, которое около половины средств своего бюджета тратит на финансирование прямых социальных обязательств, взятых на себя.

Глава 3. Основные направления по эффективному использованию средств государственного бюджета РФ

Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами. В основу концепции закладываются три основных блока задач:

- сформировать четкие правила разработки и исполнения бюджета с максимально возможной детализацией структуры бюджетных затрат и внедрением элементов казначейского метода исполнения бюджета;

- определить наиболее приемлемые для национальных и региональных условий формы привлечения нетрадиционных финансовых источников в оборот;

- создать полноценный информационно- аналитический комплекс в бюджетно-финансовой системе, чтобы иметь широкую информационную базу для оптимизации прогнозирования доходов и расходов бюджета, повысить оперативность бюджетной отчетности, позволяющей принимать действенные финансовые решения по эффективному маневрированию бюджетными ресурсами в существующих инфляционных условиях.

Первая группа задач реализуется уже сейчас. Одним из важнейших и сложнейших направлений совершенствования управления бюджетными ресурсами является внедрение элементов казначейского метода исполнения бюджета. Основу задач формируемых по территориям России федеральных казначейских учреждений составляют функции по разассигнованию средств, предназначенных для учреждений, расположенных на соответствующей территории и финансируемых за счет средств федерального бюджета; по организации и контролю за целевым и эффективным расходованием выделенных бюджетных ресурсов.

Заключение

По экономической сущности, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития, практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики, стимулировать производственные и социальные процессы. Несомненно, что расходы федерального бюджета играют одну из ведущих ролей в регулировании экономики государством.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех звеньев и включает в себя:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов РФ (21 республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области);

- местные бюджеты (около 29 тысяч местных бюджетов: городских, районных, поселковых, сельских).

Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных, региональных или местных органов.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной.

Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.

Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

На величину и структуру расходов бюджетов всех уровней влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике, межбюджетные отношения и многие другие факторы. Для разграничения расходов используются функциональная, экономическая, ведомственная классификации, которые основываются по целевым статьям, по экономическому содержанию, по функциональному назначению.

Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.

Тема данной работы – расходы государственного бюджета- остается весьма актуальной. В экономической литературе эта проблема освещается довольно подробно. О бюджетах, бюджетном процессе, межбюджетных отношениях, а особенно о расходах бюджетов пишут много: круг авторов публикаций широк, встречаются различные точки зрения; есть как рассчитанные на широкую публику, так на узкий круг специалистов статьи, заметки, прогнозы. Основной трудностью было систематизировать и обобщить имеющиеся сведения, и дать по возможности точные данные, поднять проблемы расходов госбюджета за несколько лет и выявить перспективы.

Список использованной литературы.

    Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ)

    Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2002 год".

    Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2003 год"

    Федеральный закон РФ "О федеральном бюджете на 2004 год".

    Бюджет и бюджетная система Российской Федерации. Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина– М.: Маркетинг, 2001.

    Бюджетная система: Учебник для вузов /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 1999.

    Финансы, денежное обращение и кредит. А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. – М.: ЮНИТИ, 2000.

    Финансы. П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. – М.: Маркетинг, 2002.

    Финансы. Учебник/ Под ред. Проф. В.М. Радионовой. – М.: 2002.

    Финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2002г.

    Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

    Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

    Экономическая теория/ Учебник/ В.Я. Иохин.- М.: Юристъ, 2000.

    www.minfin.ru – официальный сайт министерства Финансов РФ

    www.budgetrf.ru – сайт «Бюджетная система Российской Федерации»

    www.cbr.ru –официальный сайт Центрального Банка РФ.

    www.csr.ru - официальный сайт Центра стратегических разработок

    www.gks.ru - официальный сайт Госкомстата РФ

    www.government.nnov.ru– официальный сайт администрации Нижегородской области

    www.umns.nnov.ru –Управление МНС по налогам и сборам Нижегородской области

Приложение 1.

Распределение расходов федерального бюджета на 2004 год по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ (тыс. руб.)

Наименование

Сумма

В С Е Г О

2 659 447 000,0

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

76 967 150,3

Функционирование главы государства - Президента Российской Федерации

4 928 163,0

Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти

3 901 512,7

Функционирование исполнительных органов государственной власти

66 340 514,4

Прочие расходы на общегосударственное управление

1 796 960,2

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ

33 250 793,1

Федеральная судебная система

33 250 793,1

МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

45 085 221,9

Международное сотрудничество

35 614 470,8

Реализация межгосударственных договоров в рамках Содружества Независимых Государств

1 291 046,2

Международные культурные, научные и информационные связи

1 727 669,7

Экономическая и гуманитарная помощь другим государствам

186 587,9

Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества

6 265 447,3

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА

411 472 653,4

Строительство и содержание Вооруженных Сил Российской Федерации

389 401 614,2

Военная программа Министерства Российской Федерации по атомной энергии

16 826 410,0

Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки

4 687 185,9

Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности

214 843,3

Обеспечение деятельности отраслей для национальной обороны

342 600,0

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

310 577 078,1

Органы внутренних дел

116 128 089,0

Внутренние войска

21 530 505,4

Уголовно-исполнительная система

48 275 219,7

Органы государственной безопасности

49 736 602,0

Органы пограничной службы

29 993 023,0

Таможенные органы

13 983 526,9

Органы прокуратуры

14 545 797,1

Органы юстиции

8 328 938,3

Государственная фельдъегерская служба

1 074 261,1

Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

6 981 115,6

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И СОДЕЙСТВИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРОГРЕССУ

46 200 000,0

Фундаментальные исследования

23 457 181,4

Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса

22 742 818,6

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ЭНЕРГЕТИКА И СТРОИТЕЛЬСТВО

67 598 674,3

Топливно-энергетический комплекс

6 553 500,0

Конверсия оборонной промышленности

190 000,0

Другие отрасли промышленности

588 257,0

Строительство, архитектура

52 152 134,8

Технические регламенты, стандартизация и обеспечение единства измерений

345 966,6

Воспроизводство минерально-сырьевой базы

6 679 940,0

Содержание органов специального строительства

1 088 875,9

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО И РЫБОЛОВСТВО

29 578 678,8

Сельскохозяйственное производство

22 269 596,6

Земельные ресурсы

1 984 624,8

Рыболовное хозяйство

3 171 860,7

Прочие мероприятия в области сельского хозяйства

2 152 596,7

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ, ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ, КАРТОГРАФИЯ И ГЕОДЕЗИЯ

12 392 570,0

Водные ресурсы

1 209 042,3

Лесные ресурсы

7 292 542,1

Охрана окружающей среды, животного и растительного мира

823 454,2

Гидрометеорология

2 340 911,4

Картография и геодезия

726 620,0

ТРАНСПОРТ, СВЯЗЬ И ИНФОРМАТИКА

5 621 847,8

Автомобильный транспорт

133 441,0

Железнодорожный транспорт

207 000,0

Воздушный транспорт

1 034 308,0

Водный транспорт

2 963 638,8

Связь

1 280 400,0

Информатика (информационное обеспечение)

3 060,0

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

26 258 203,0

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций

15 704 683,0

Гражданская оборона

66 650,0

Государственная противопожарная служба

10 486 870,0

ОБРАЗОВАНИЕ

117 791 867,0

Дошкольное образование

802 607,3

Общее образование

2 013 440,4

Начальное профессиональное образование

24 810 237,6

Среднее профессиональное образование

15 285 091,9

Переподготовка и повышение квалификации

1 502 256,7

Высшее профессиональное образование

68 299 015,7

Прочие расходы в области образования

5 079 217,4

КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО И КИНЕМАТОГРАФИЯ

16 101 176,0

Культура и искусство

13 730 911,0

Кинематография

2 355 551,0

Прочие мероприятия в области культуры и искусства

14 714,0

СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

10 864 073,3

Телевидение и радиовещание

9 952 024,3

Периодическая печать и издательства

515 259,0

Прочие средства массовой информации

396 790,0

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

47 097 829,5

Здравоохранение

36 987 777,1

Санитарно-эпидемиологический надзор

6 795 343,3

Физическая культура и спорт

3 314 709,1* 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

161 193 511,2

Учреждения социального обеспечения и службы занятости

4 942 492,1

Социальная помощь

13 111 091,0

Пенсии военнослужащим

66 605 849,6

Пенсии и пособия в правоохранительных органах

44 173 647,0

Прочие мероприятия в области социальной политики

30 174 409,4

Миграционная политика

2 186 022,1

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОЛГА

287 570 589,3

Обслуживание государственного и муниципального внутреннего долга

64 379 184,5

Обслуживание государственного внешнего долга

223 191 404,8

ПОПОЛНЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ И РЕЗЕРВОВ

20 269 658,0

Государственный материальный резерв

18 941 797,5

Прочие государственные запасы и резервы

1 327 860,5

ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ ДРУГИМ БЮДЖЕТАМ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

813 969 815,6

Финансовая помощь бюджетам других уровней

273 776 128,6**  

Фонд регионального развития

25 112 010,0

Мероприятия в области регионального развития

15 511 465,0

Средства, передаваемые государственным внебюджетным фондам

499 570 212,0

УТИЛИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ВООРУЖЕНИЙ, ВКЛЮЧАЯ ВЫПОЛНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРОВ

10 364 750,0

Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам

9 863 468,0

Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры

501 282,0

МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА ЭКОНОМИКИ

1 100 000,0

Мобилизационная подготовка экономики

1 100 000,0

ИССЛЕДОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

12 001 300,0

Государственная поддержка космической деятельности

3 563 400,0

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области космической деятельности

8 437 900,0

ВОЕННАЯ РЕФОРМА

7 245 610,8

Проведение военной реформы

7 245 610,8

ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

79 133 273,2

Дорожное хозяйство

79 133 273,2

ПРОЧИЕ РАСХОДЫ

-4 320 824,6

Резервные фонды

4 500 000,0

Проведение выборов и референдумов

2 515 641,0

Бюджетные кредиты (бюджетные ссуды)

-19 700 000,0

Прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам

8 363 534,4

ЦЕЛЕВЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ

14 061 500,0

Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии

14 061 500,0

Приложение 2.

Расходы федерального бюджета РФ на 2004 год согласно ведомственной классификации. ( тыс. руб.)

Ведомства

Сумма

Министерство энергетики

8 920 352,9

Министерство путей сообщения

5 995 477,3

Министерство обороны

330 915 872,9

Министерство природных ресурсов

18 839 277,9

Министерство здравоохранения

37 685 092,4

Министерство культуры

18 106 895,3

Министерство образования

91 656 650,4

Министерство финансов

1 120 340 156,4

Министерство транспорта

95 171 960,7

Министерство промышленности, науки и технологии

11 632 821,0

Министерство экономического развития и торговли

11 133 453,8

Министерство труда и социального развития

44 866 353,5

Министерство юстиции

59 772 812,0

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

18 503 605,9

Министерство внутренних дел

167 543 910,2

Министерство сельского хозяйства

33 842 251,8

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

321 758,1

Министерство иностранных дел

10 825 921,5

Министерство по атомной энергии

15 560 995,9

Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

12 090 706,6

Управление делами президента

10 960 512,9

Государственная дума

2 820 211,6

Федеральная служба безопасности

36 107 053,4

Судебный департамент при верховном суде Российской Федерации

29 341 385,4

Генеральная прокуратура

16 429 941,7

Российское авиационно-космическое агентство

18 833 665,8

Государственный таможенный комитет

17 418 583,4

Российская академия наук

11 665 443,2

Российская академия медицинских наук

10 177 529,9

Федеральная служба ж/д войск

3 810 803,4


Приложение 3.

Основные показатели выполнения консолидированного бюджета Нижегородской области на 01.01.2004. (млн. руб.)

Консолидированный бюджет

Областной бюджет

Бюджеты муниципальных образований

Доходы

26321,4

15897,4

15751,4

Расходы

33258,8

16920,4

16531,0

Дефицит

-6937,4

-1024,0

-779,6

Динамика основных плановых показателей бюджета Нижегородской области на 2004 год (млн. руб.)

2002

2003

2004

Доходы

26083,5

16 971,9

21 561,6

Расходы

28127,4

16 751,4

20 568,2

Дефицит

2043,9 9%

220,5 1,3%

993,4 4,6%