Бюджетное устройство российской федерации (работа 1)

Ишкова Анна ( 401)

Бюджетное устройство Российской Федерации

Бюджетное устройство – организационные принципы построения бюджетной системы, структура бюджетной системы и взаимосвязь бюджетов, т. е. межбюджетные отношения.

Бюджетное устоиство тесно связано с типом государственного устройства. Для унитарных государств характерна двухуровневая бюджетная система - центральный бюджет и обособленные местные бюджеты, для федеральных государств типична трехуровневая система с обособленным статусом бюджетов всех уровней.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов административно-территориальных единиц.

Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный Кодекс РФ и ФЗ «Об основах бюджетного устройства в РФ».

В качестве основополагающих принципов построения бюджетной системы и бюджетного устройства закреплены принципы единства и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства – взаимодействие бюджетов всех уровней по линии доходов путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов. Гарантиями единства бюджетной системы является ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные принципы построения бюджетного процесса, единая денежная система. Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, в том числе налоговой государственной политики.

Самостоятельность бюджетов – право самостоятельного утверждения каждого из бюджетов соответствующим представительным органом власти , право определения направлений использования и расходования бюджетных средств, наличие собственных источников бюджетных доходов.

Также к принципам построения бюджетной системы можно отнести принцип разграниченности доходов и расходов бюджета между уровнями бюджетной системы, принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и внебюджетных фондов, принцип сбалансированности, принцип экономичности и эффективности использования бюджетных средств, принцип гласности, достоверности, адресности и целевого использования бюджетных средств.

Структурно бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

    Бюджет федеральный

    Бюджет субъектов федерации – республиканские бюджеты республик в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург, областные бюджеты автономных областей, и окружные бюджеты автономных округов.

    Местные бюджеты – районные бюджеты районов, городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов.

В 1991 году изменилось бюджетное устройство в связи с принятием бывшими союзными республиками Деклараций о Суверенитете. Бюджеты союзных республик обособились от союзного бюджета и перестал представлять собой единый денежный централизованный фонд. В данный момент бюджеты всех уровней представляют собой консолидированный бюджет РФ.

Межбюджетные отношения в РФ осуществляются в основном через внебюджетные фонды – ФФПР, и через предоставление вышестоящими бюджетам нижестоящим дотаций, субвенций, субсидий и бюджетных ссуд.

Субвенции – бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому для выполнения целевых программ.

Дотация - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому для покрытия текущих расходов.

Субсидия - бюджетные средства, передаваемые от одного уровня бюджетной системы другому при условии долевого участия в решении какой-либо проблемы. Данные виды платежей осуществляются на безвозмездной основе.

Бюджетные ссуды предоставляются на платной и возвратной основе.

Через ФФПР осуществляется государственная политика выравнивания уровня обеспеченности регионов бюджетными средствами.