Сравнительный анализ верхней прямой подачи волейболистов различной квалификации
-
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I. Литературный обзор
Анализ подач, их разновидности и применение
Психологический настрой перед подачей
Методика обучения подачам
Тактика выполнения подач
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
Глава III. Результаты исследования и их обсуждение, выводы
Практические рекомендации
Библиография
Введение
Актуальность : по нашему мнению , эта тема недостаточно изучена и привлекает к себе интересы различных людей .Вообще , волейбол называют “ игрой миллионов “.(12) Эта командная спортивная игра прочно завоевала симпатию людей различного возраста . Немалую роль в этой игре можно отвести подаче , к тому же , в настоящее время подача – не просто средство введения мяча в игру , а средство активного нападения.(2) Анализ научно – методической литературы свидетельствует о недостаточном использовании различных средств для повышения результативности верхней прямой подачи , подаваемой с места и в прыжке, в тренировочном процессе волейболистов низкой квалификации . Наша работа связана с исследованиями в этом направлении , что и определяет её актуальность .
Научная новизна работы заключается в применении новых блоков физических упражнений при обучении и совершенствовании выполнения подачи.
Практическая значимость: на основе данных, полученных с помощью записи игр, опроса тренеров городов России, в том числе и города Кирова, и анализа игр применять средства и методические приёмы, позволяющие улучшить выполнение техники и тактики подач. Объектом исследования являются команды Высшей, 1-ой Лиги чемпионата России и команды с более низкой квалификацией.
Предметом исследования является установление закономерности выполнения подач в различных игровых вариантах на играх и тренировочных занятиях.
Рабочая гипотеза: предполагается, что использование метода записи применяемой тактики подач в играх мужских команд города Кирова и России позволит выявить наиболее рациональное выполнение подач в игре для достижения победы над противником, провести сравнительный анализ результативности верхней прямой подачи волейболистов различной квалификации. На основании этой записи дать рекомендации в их применении (тренировать и совершенствовать выполнение подач).
Цель данной работы: повышение и совершенствование техники и тактики подач, а также методики их обучения.
Положение выносимое на защиту.
Глава I . Литературный обзор
1.Анализ подач, их разновидности и применение
Подача - технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействия противника. Первое время значение подач сводилось к введению мяча в игру. По мнению многих авторов, постепенно они превратились в немаловажный нападающий приём, используемый командой, и значительно влияют на исход состязания.(14) Подачи являются как бы первым звеном в цепи игровых действий. Чем эффективней подачи, тем положительней это сказывается в ходе игры для команды, перехватившей право подачи и тем самым инициативу. С подачи начинаются наступательные действия. При встрече двух равноценных команд от подачи может зависеть победа или поражение. Выполняя подачу, игрок должен стремиться, прежде всего: получить прямой выигрыш очков и достигнуть тактического эффекта при нецеленаправленном приёме мяча и вынужденной импровизации нападения. Выполнение подач, умелое, четкое, может затруднить противнику их прием, нарушить организацию его нападающих действий. Иногда подача приносит команде сразу очко. Это достигается точностью, силой и разнообразием подач.(1)
Подачи, как и нападающие удары, не должны быть стандартными, так как противник быстро приспосабливается к их приему.(12) Игрок может угрожать противнику и оказывать на него психологическое давление сменой способа подачи: может нарушать стройную систему защиты разнообразными подачами на точность, сильными, тихими, обманными.
Таким образом, подающий игрок должен владеть искусством разнообразной обработки мяча, хотя бы двумя способами, из которых один силовой, другой на точность. Команда, в целом выступая как единый игрок, может использовать любые подачи – длинные и короткие, закрученные и планирующие с изменяющейся траекторией мяча, создавая тем самым достаточно шансов для выигрыша победных очков.(11)
Подачи на силу – это подачи в прыжке, верхняя прямая и верхняя боковая подачи. Которую из них изберёт игрок, зависит от его индивидуальных особенностей.
Подача производится в соответствии с требованиями, указанными в правилах, а именно: подающий игрок становится за площадкой, позади лицевой линии, подбрасывает мяч и ударом одной руки по мячу переправляет его на сторону противника.(6)
Выполняя любую подачу игроку следует:
принять устойчивое положение;
плавно подбросить мяч;
следить, чтобы работа рук, ног и туловища была согласована;
внимательно наблюдать за мячом и стараться точно ударить мяч.
Ударять надо по той части мяча, которая расположена с противоположной стороны желаемого направления полёта мяча.
При подаче любым способом удар совершают ладонью руки, кисть при этом напряжена в лучезапястном суставе. Рука в момент удара по мячу выпрямлена. После удара рука свободно продолжает движение вперёд в том же направлении, как и желаемое направление мяча. Подбрасывание мяча вверх чаще производится одной рукой.
При подбрасывании мяча одной рукой, ударяющая рука может заранее занять положение замаха, тогда подача будет более точная, но не такая сильная. Значительно выгоднее и потому чаще используется случай, когда ударяющая рука не занимает заранее положение замаха, а перемещается вверх одновременно с полетом мяча наращивать скорость движения.
Подбрасывание мяча производится вертикально вверх. Высота полета мяча вверх и расстояние его от тела игрока зависят от способа подачи.
Разновидности подач и их применение.
Некоторые авторы считают, что по способам выполнения ударов и придания вращения мяча подачи подразделяются следующим образом.(8)
По способу выполнения удара.
Подача ударом сверху (верхняя прямая).
Подача ударом снизу (нижняя прямая).
Подача теннисного типа.
Подача ударом над правым плечом.
По характеру движения тела в момент подачи и по его положению относительно сетки различают следующие подачи:
Нижняя прямая подача.
Нижняя боковая подача.
Верхняя прямая подача.
Верхняя боковая подача.
По словам А.Г.Фурмонова (1983г.) разновидностью верхней прямой поддачи является подача нацелённая, планирующая, в прыжке. Разновидностью верхней боковой подачи являются планирующая и силовая подачи.
Команды старших разрядов, нижнюю прямую подачу почти не применяют, так как при таком способе нельзя выполнить подачу ни “на силу”, ни “на точность” в том, что игрок в момент подачи не видит площадку, и, кроме того, сравнительно большая амплитуда движения затрудняет расчет.(13)
Подачи снизу, являясь наиболее легкими по технике выполнения, не являются трудными для приема их ввиду малой скорости и большой траектории полета мяча. Усложнённые варианты этих подач применяются иногда для эффективного использования метеорологических условий.
Верхняя прямая подача.
Игрок стоит лицом к сетке на несколько согнутых ногах, расставленных на ширину плеч. Однако одна нога немного выставлена вперёд. Мяч находится на уровне груди на руке, согнутой в локте. Ударяющая рука, согнутая в локте, поднята вверх, локоть отведён в сторону. Подача начинается с переноса центра тяжести на сзади стоящую ногу, одновременного наклона туловища назад и подбрасывания мяча в направлении вверх перед собой.
Когда мяч достигает наивысшей точки взлёта, ударяющая рука с движением туловища вперёд производит удар по мячу в возможно более высокой точке. Конечное положение после удара: туловище наклонено вперёд, рука свободно продолжает движение вперёд, в сторону впереди стоящей ноги.
Как считают многие авторы, этот способ подачи даёт возможность выполнять её с наибольшей точностью. Она имеет широкие возможности для использования скорости полёта мяча.(9)
Подача в прыжке.
Эта подача выполняется после прыжка с разбега. Разбег выполняется по прямой, перпендикулярно к сетке. Он складывается, в основном, не более чем из двух шагов. Первый шаг приближает игрока к мячу, второй шаг-шаг для удара, он быстрый, глубокий и очень широкий. Этот шаг подводит игрока к прыжку. Ещё при выполнении первого шага обе вытянутые руки отводят рывком как можно дальше назад вверх; при втором шаге они выносятся вперёд. При выполнении прыжка бьющая рука продолжает движение вперёд вверх; причем локоть заводят по возможности выше плечевого пояса. Не бьющая рука, вытянута вперёд почти горизонтально, обеспечивает равновесие тела в воздухе. Затем производится сам удар в наивысшей точке полёта мяча, как при прямой верхней подаче. Эта подача используется чаще в командах мастеров.(2)
Верхняя боковая подача.
Игрок стоит в положении боком к сетке. Ноги на ширине плеч и чуть согнуты. Ступни ног параллельны лицевой линии площадки. Рука с мячом согнута в локте и держит его на уровне пояса или несколько ниже. Туловище слегка наклонено вперёд. С подбрасыванием мяча вверх на высоту метра и более туловище наклоняется в сторону ударяющей руки, а одноименная нога сгибается. Рука свободно опускается в сторону вниз в положение замаха. Обратным последовательным движением: разгибанием ноги, туловища и махом ударяющей руки в вертикальной плоскости производится удар по мячу. С конечным положением удара подающий поворачивается лицом в сторону полёта мяча.
Высота подбрасывания мяча может быть уменьшена, что требует заранее выполнения наклона туловища, сгибание ноги и отведения руки в положение замаха. Подбрасывание мяча может производиться двумя руками, тогда все движения, связанные с принятием исходного положения для удара, должны быть выполнены значительно быстрее.
Верхние подачи являются сложными и требуют хорошей физической подготовки и длительного совершенствования.(4) При этих подачах достигается почти горизонтальный полет мяча и скорость полёта его может равняться средней скорости нападающего удара.
Некоторые авторы выделяют и другие способы подач все они будут производными от выше описанных.(7) Наибольший интерес представляют подачи с вращением мяча. Вращающийся в полете мяч описывает дугу в направлении, обратном вращению. Такая траектория полета затрудняет противнику прием мяча.
Вращение выполняется по горизонтальной, вертикальной и наклонной осям. Вращение по горизонтальной оси укорачивает траекторию полета мяча, как бы прижимая мяч вниз после перехода его через сетку.
Вращение по вертикальной оси отклоняет мяч в полете вправо или влево в зависимости от направления вращения.
Вращение по наклонной оси объединяет в себе возможности вращения по горизонтальной и вертикальной оси.
Для того, чтобы придать вращение мячу в полёте, следует положение кисти на мяче в момент удара несколько изменить с тем, чтобы она не приходилась против центра тяжести мяча.
Изучая планирующую подачу, заслуженный мастер спорта В.Качарова (1983г.) пришёл к выводу, что при этой подаче не следует придавать мячу вращательное движение. Подающая рука при встрече с мячом, обладая максимальной кинетической энергией, стремится передать её мячу, производя отрывистый удар-толчок. При точном попадании мяч получает максимальный для данного усилия отскок и летит на площадку соперника не вращаясь. А по закону аэродинамики круглое тело (в том числе и мяч), летящее без вращения, при достижении критической скорости теряет свою устойчивость и начинает вибрировать. Такой мяч трудно принимать. Именно на этом и построен эффект планирующей подачи.
Анализируя технику подачи, С.Л.Фетисова пришла к выводу, что координационная сложность решения двигательной задачи заключается в придании мячу определённой скорости и угла вылета. Для успешного выполнения подачи игроку необходимо овладеть:
Определёнными пространственно-временными и динамическими характеристиками предударного движения руки;
Определёнными пространственно-временными характеристиками предударного движения мяча;
Согласованием этих движений в пространстве и во времени;
Определёнными динамическими характеристиками ударного контакта руки с мячом.
Параллельно рекомендуется развивать ведущие двигательные качества, связанные с совершенствованием зрительных и кинематических дифференцировок, способствующих приобретению «чувства мяча» и «чувства руки», характерных для высококлассного игрока.(18)
2. Психологический настрой перед подачей
Многие авторы считают, что выполнение подачи требует наивысшей концентрации внимания.(9) Игрок должен спокойно направиться к месту подачи и за время, пока перемещается, принять решение, как и куда послать мяч. На месте подачи, прежде чем осуществить движение, он ещё раз окидывает взглядом противоположную половину игровой площадки, ориентируется в расстановке игроков противника, ищет игрока слабо владеющего приёмом подачи или в разрез между зонами 1-6-5 и фиксирует свою цель.
Итак, звучит свисток судьи, открывающий встречу. В этот момент все игроки, даже много лет отдавшие волейболу, чувствуют непроизвольное волнение и напрягаются. Но напряжённее всех в этот момент чувствует себя подающий игрок, который становится главным противником для команды соперников.
По мнению С.Оинумы, в этих случаях можно применять метод аутотренинга под названием «фиксация объекта взглядом», то есть, чтобы отвлечься, выбрать для фиксации взгляда неподвижный объект.
После того, как преодолено ощущение скованности, следующей задачей становится нанесение точного удара при подаче. Ошибка особенно недопустима для первого подающего. Здесь надо проявить всё, что было освоено на тренировках. После свистка судьи подающий игрок, конечно, напрягается, но не менее напряженно чувствует себя игрок, который должен принять подачу. Когда в такой ситуации происходит ошибка при подаче, у соперников моментально срабатывает рефлекс «везения», пропадает скованность и они тут же оказываются на волне эмоционального подъёма. Волейбол-это состязание, в котором очень важно какая сторона первой «ухватит» ритм игры и сможет выдержать его от самого начала до самого конца.
Таким образом, по словам различных авторов, подача является тем элементом игры, который сочетает в себе решимость, необходимую для выступления в «театре одного актёра», и тщательность, дающую возможность всего-навсего одним мячом изменить ход игры.(7) На первый взгляд всё кажется очень простым, но надо всегда помнить, что на самом деле подача-это очень сложный элемент игры.
3. Методика обучения подачам
Рассказ, показ;
Исходное положение;
Подбрасывание мяча (у каждой подачи на определённую высоту);
Сочетание подбрасывания, замаха, удара и ловли мяча;
Подача в парах по ширине зала;
В парах. Подача мяча через сетку с расстояния 3,5,7,9 метров;
Правила подачи с места подачи;
Подача с места подачи;
Подача по зонам;
Подача на точность и силу;
В парах. На одной стороне игроки принимают мяч с подачи, на другой подают мяч с места подачи. Смена мест после 20-30 подач;
Подача двух команд в виде соревнования.
Методические указания: подачи подавать после свистка, из-за лицевой линии с места подачи, точно и правильно подобрать мяч, ударять по мячу напряженной рукой, после удара занять своё место на площадке.
В обучении подаче расположение занимающихся и направление выполняемых подач определяются в зависимости от стадии обучения, а не в зависимости от способов подачи.
Вообще, при обучении подачам чаще соблюдается следующая последовательность: сначала нижняя прямая, затем нижняя боковая, верхняя прямая и верхняя боковая.(16)
Техника выполнения подач проста, для изучения её не требуется расчленение на отдельные элементы, и поэтому она изучается в целом виде. Но при этом первоначальное обучение подачи необходимо проводить в упрощённых условиях, с постепенным приближением к игровым. На первом этапе методики обучения необходимо дать подробную информацию о подачах, а так же обязательно показать действие в сочетании с рассказом. Для формирования первых двигательных ощущений необходимо дать учащимся выполнить подачу. По словам некоторых авторов, большое значение играют общеразвивающие и подготовительные упражнения, способствующие развитию определённых качеств и способностей учащихся.(17) Основными задачами ОРУ является:
укрепление опорно-двигательного аппарата:
-развитие силы рук, ног, туловища;
-развитие скорости сокращения мышц;
развитие гибкости.
ОРУ выполняются без предметов, с набивными мячами, на гимнастической скамейке и стенке, со скакалками и так далее.
На втором этапе разучивается правильность движения без мяча. Для этого можно использовать следующие команды: «Принять исходное положение», «Принять положение замаха», «Произвести удар».
После изучения движений без мяча проводятся броски различными мячами. Внимание занимающихся обращается на правильность исходного положения, замаха, ударного движения и дополнительно на правильный выбор момента броска и правильную траекторию полета мяча после него.
Следующим этапом изучения является выполнение подачи с ударом по неподвижному мячу. При этом основное внимание обращается на правильность соприкосновения руки с мячом и последующее сопровождение.
Прежде чем перейти к обучению подачи по движущему мячу, отдельно изучается подбрасывание мяча.(9) Для этого мяч несколько раз подбрасывают вверх с определённой высотой с последующим падением на землю. При этом мяч должен падать каждый раз в одно и то же место.
После овладения подбрасыванием можно перейти к ударам по мячу. И, наконец, перейти уже к изучению подач в целом виде с подбрасыванием мяча.
Примерные упражнения для разучивания подач.
Упражнение 1.
Вначале занимающиеся располагаются на боковых линиях площадки с тем, чтобы выполнять подачу между партнёрами поперёк площадки. Это способствует привлечению внимания занимающихся к выполнению движений в момент подачи.(14) Если обучающихся сразу поставить на место подачи, то они во что бы то ни стало стремятся перебить мяч через сетку, чаще всего выполняя это неверным движением, приобретая неправильный навык и удлиняя время освоения подачи.
Стоя на боковых линиях площадки занимающиеся должны освоить правильность движения, умение соизмерять свои силы, подбрасывание мяча, точность в направлении полёта мяча. Затем это упражнение самостоятельно у стены с разных расстояний. Высота удара не должна быть ниже уровня верхнего края сетки.
Упражнение 2.
То же упражнение в парах, но уже через сетку, с постепенным увеличением расстояния так, что один из партнёров подходит к лицевой линии площадки. Только освоив технику подачи, научившись соразмерять свои усилия удара по мячу с расстоянием его полёта и добившись некоторой точности направления подачи, некоторые авторы советуют расположить занимающихся на лицевых линиях площадки.(1)
Во время выполнения подач поперёк площадки преподаватель определяет, кто из занимающихся с переходом на лицевые линии размещается за линией, а кто располагается ближе к сетке, с тем, чтобы этим облегчить их действия.
Упражнение 3.
Выполнение подач с лицевой линии. При поочерёдном выполнении подач, отмечая ошибки у занимающихся. С.Л.Фетисова в своей работе «Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования»(1974г.) предлагает для совершенствования техники подач использовать различные ориентиры. Например, кольцо, укреплённое на подставке. Многократное выполнение одного и того же способа подачи с попаданием в кольцо. Это закрепляет правильное мышечное ощущение при определённых углах вылета мяча, что способствует стабилизации подачи.
Так же при совершенствовании техники надо вводить соревновательные моменты (очки или баллы, в зависимости от точности попадания в ориентиры).(14) Соревнования могут проводиться как группами, так и индивидуально. Например, на каждой стороне площадки чертится круг радиусом 0,5 метра, где находится игрок той команды, которая производит подачу. Подача должна производиться на этого игрока, игрок ловит мяч, быстро передаёт мяч под сеткой своей команде, и все, не выходя из круга. На его место встаёт другой игрок из этой команды. Выигрывает та команда, которая за определённое время наберёт больше очков. При индивидуальном соревновании каждый игрок должен подать без ошибок десять подач в быстром темпе. Допустивший ошибку начинает всё сначала. Победитель тот, кто первый выполнит десять подач.
В процессе обучения вначале изучается прямая верхняя подача. Л.Н.Служский (1989г.) предлагает методику обучения прямой верхней подаче: став лицом к партнёру, расположенному на противоположной боковой линии площадки, занимающиеся выполняют подбрасывание мяча. Затем, подняв ударяющую руку в положение замаха, выполняют то же подбрасывание, нацеливаясь ударяющей рукой и определяя место, в котором будет нанесён удар по мячу. Освоив правильное направление подбрасывания мяча с движением ударяющей руки в положение замаха, занимающийся выполняет удар, преследуя цель точно попасть ладонью по мячу в нужном по высоте и удалению от себя месте. Затем включается более энергичная работа ног и туловища, для чего в момент подбрасывания мяча следует больше присесть на сзади стоящую ногу и отклонить туловище назад. Это даёт возможность в момент удара обратным движением ног и туловища создать условия для энергичной их работы. Вместе с увеличением амплитуды движения туловища и ног увеличивается амплитуда движения ударяющей руки. Однако, как только занимающийся перестаёт точно попадать ладонью по мячу в нужном положении, амплитуду движения руки необходимо снова уменьшить до минимума.
С освоением основного механизма движения при этой подаче занимающиеся переходят за лицевые линии для продолжения работы над точностью и скоростью полёта мяча с падением его в пределах площадки.
По словам отдельных авторов, прямая верхняя подача сравнительно легко осваивается мужчинами даже со слабой физической подготовкой.(6) В то же время женщинами эта подача осваивается труднее и требуется более длительное время для её изучения. Обучающимся, слабо владеющим согласованными движениями руки и туловища во время удара, можно рекомендовать вспомогательные упражнения: метание обычного и набивного мяча, мелких камешков и др. То же самое рекомендуется всем занимающимся для второй, менее ловкой руки, так как при изучении нападающего удара этот недостаток не замедлит обнаружиться.
В верхних подачах удар по мячу может производиться не только при его опускании, но и при взлёте вверх, то есть в тот момент, когда мяч отдаляется от подбрасывающей его руки, а не тогда, когда он возвращается вниз. Это даёт преимущество во времени, создавая неожиданность в выполнении подачи. Однако, осваивая такой способ подачи, следует опасаться возможных бросков, а поэтому подбрасывание нужно производить на себя, а не от себя.(11)
4.Тактика выполнения подач
При подаче важно не только ввести в игру мяч, но и затруднить приём его противником. Учитывая различную подготовку игроков команды противника, следует производить подачу с таким расчётом, чтобы принимающий был игрок, слабее других владеющий передачей мяча.(12) Подающий должен учитывать расстановку сил противника и предугадывать возможный наиболее вероятный вариант дальнейших действий противника, выгодный для него.(2) Нужно произвести подачу с таким расчётом, чтобы прием не давал возможности осуществить противнику наиболее желательный ход действий.
Например: игроки противника расположены с расчетом на первую передачу игроку в зону №3 с последующей передачей для нападающего удара игроку зоны №4. Подача производится в направлении зон №1 и №2, с тем, чтобы игрок зоны №3 был вынужден передавать мяч для нападающего удара игроку из зоны №4,стоя спиной к нему.
То же, если из зоны №3 передача для нападающего удара должна последовать игроку из зоны №2-подача направляется на место на площадке между игроками зон №4 и №5.
У сетки находится игрок, хорошо владеющий нападающим ударом с первой передачи, - подача направляется с таким расчетом, чтобы передача для нападающего удара шла к нему со стороны, к которой он обращён спиной. Игрок в зоне №4 или №2 – подача на игрока зоны №5 или №1. Игрок в зоне №3 владеет нападающим ударом только правой рукой – подача на игрока в зону №5. Если он владеет ударом только левой рукой, при тех же условиях, - подача на игрока в зоне №1.
Плохо выполненная смена мест, недостаточная подвижность игроков команды противника, должна использоваться подающим.(11) В этих случаях на площадке противника образуются незащищённые места. Смена мест между игроками зон №3 и №4- подача в зону №4.
Игрок в разбеге для нападающего удара слишком далеко отходит от сетки – подача как можно ближе к сетке.
Если подающий не определил качеств противоположной команды и отдельных игроков её, подача производится как можно ближе к лицевой линии площадки противника. Учитывая предложения многих авторов, следует пользоваться различными способами подачи, изменять скорость и траекторию полёта мяча.(17) Противник, учитывая подачу, соответственно с ней располагает на площадке своих игроков. Подающий, чередуя подачи с различной скоростью и траекторией полета мяча, создаёт условия неожиданности для приёма этих подач, чем и затрудняет действия противника.
В условиях игры на летних площадках значительное влияние на ход игры могут оказать метеорологические условия. Наиболее существенными будут условия, создаваемые ветром и солнцем. В ветреную погоду подача производится с таким расчетом, чтобы мяч направить как можно ближе к лицевой линии площадки противника с тем, чтобы увеличить расстояние полета мяча в первой передаче и тем самым увеличить время воздействия ветра на мяч.(10)
При встречном ветре подача производится с большей силой, чем обычно, с расчетом на то, что под действием ветра мяч останется в пределах площадки. Это осложняет определение места падения мяча игроками противника.
Наибольшее изменение направления полета мяча при встречном ветре даёт подача с вращением.
Используя солнечное освещение, подача производится в таком направлении и с такой траекторией, чтобы принимающий игрок, наблюдая за полётом мяча, был вынужден смотреть на солнце, яркий свет которого затруднит его действия.
При плохом освещении, по предложению некоторых авторов, подача выполняется с очень низкой траекторией полета мяча с тем, чтобы он во время полета все время оставался на тёмном фоне, не поднимаясь на фон светлого неба или потолка.(16)
Многие авторы считают, что для создания неожиданности вылета мяча с подачи на площадку противника можно применять так называемую «стенку».(8) Для этого игроки зон №2 и №3 становятся так, чтобы закрыть своего подающего от игрока команды противника, находящегося в зоне №6. В этом случае игроку, принимающему мяч в зоне №6, остаётся меньше времени для соответствующей подготовки к приему мяча. Для увеличения высоты «стенки» игроки иногда поднимают руки вверх. Данный тактический приём в командах, игроки которых владеют точными и сильными подачами, достигает эффективности.
По мнению некоторых авторов, чем выше тактическое мастерство спортсмена, тем увереннее владеет он разнообразными подачами, тем легче ему правильно решать задачи, возникающие даже в самые напряжённые моменты игры. Но бывают такие моменты, когда игрок не должен рисковать, а тем более терять подачу.(14)
Представляют интерес заключение М.Е.Амалина, который считает, что игрок не имеет права рисковать при подаче в следующих случаях:
Если партнёр выполнивший подачу до него, уже совершил ошибку. Несколько потерянных подряд подач отрицательно сказываются на моральном состоянии команды, снижают её боеспособность. Если партнёр допустил ошибку при подаче, то первую подачу необходимо обязательно выполнить, а затем, уже не боясь рисковать, можно переходить к тому способу подачи, который наиболее выгоден в данной игровой ситуации.
Если игрок ошибся на подаче и снова выходит её выполнять. Иногда можно наблюдать, как волейболист, совершивший ошибку при подаче, делает полный круг при переходах, снова выходит на подачу и опять совершает ошибку. Это приводит к тому, что он теряет уверенность, начинает ошибаться и при выполнении других игровых приёмов.
Если игрок в первый раз в данном матче вышел на подачу, потерял её, что отрицательно сказалось на дальнейшей игре спортсмена. Особенно это касается тех волейболистов, которые выходят на площадку уже в процессе игры, зачастую именно на подачу.
Когда игрок выполняет подачу после замен или перерывов, сделанных командой соперника. Очень часто противоборствующая сторона берёт перерыв или заменяет игрока, проиграв одно – два очка на приеме подач. Если в такой момент выйти из состояния психологической неуверенности при приеме подач, при допущенной ошибке подающего, команда «захватывает» инициативу игры. Поэтому такие ошибки следует относить к наиболее грубым нарушениям игровой дисциплины.
Глава II. Задачи, методы и организация исследования
Задачи исследования
На основании теоретического анализа и обобщения литературных источников были определены и сформулированы следующие задачи:
Исследовать способы выполнения верхней прямой подачи в играх Чемпионата России и города Кирова.
Разработать блоки упражнений для технико-тактического совершенствования подач.
Экспериментально проверить эффективность разработанных методик.
2.Методы исследования
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования.
2.1. Анализ научно – методической литературы.
2.2. Анкетирование.
2.3. Визуальное наблюдение.
2.4. Метод записи используемой тактики подач.
2.5. Метод математической статистики.
Анализ научно – методической литературы и анкетирование применялись с целью создания объективной картины, отражающей современное состояние вопроса о тактической подготовке команд, для обоснования актуальности темы, определения задач и выявления путей их решения.
Проводя анализ литературных данных ряда отечественных и зарубежных авторов, особенно подробно изучались вопросы тактической подготовленности, влияния качества подачи на результат игры.
С помощью анкетирования мы выявили время на тренировочных занятиях, затраченное на выполнение подач в различных командах. Анкета выглядела таким образом.
Анкета
на выявление затраченного времени на тренировочных занятиях для выполнения подач
Команда ____________________________________
Тренер ____________________________________
Количество тренировочных занятий в недельном
цикле ____________________________________
Время, затраченное на ОФП для выполнения
подач ____________________________________
Использование тренажёров ___________________
Использование специальных упражнений для
подач по времени в тренировке ______________
Время, затраченное на совершенствование
подач в тренировке _________________________
Количество подач принято игроками в
процентном отношении за тренировку _________
3.Организация исследования
С целью решения выше указанных задач в условиях соревнований проводили наблюдения. Наблюдения проводились в залах ПАТП-22, ВГПУ, ВГСХА, ВГТУ города Кирова в период с 2000 по 2002 год. Под наблюдением находились команды многих городов России, в том числе и города Кирова. Среди команд высококвалифицированных волейболистов были команды: Высшая Лига – «Динамо» г. Казань, «Локомотив» г. Новосибирск, «УЭМ – Факел» г. Екатеринбург, «Югория – Торум» г. Сургут, «Амкар» г. Пермь;
I-я Лига – «Строитель» г. Северодвинск, «Сталь» г. Чебоксары, «Каскад» г. Махачкала, «Динамо – ИжГТУ» г.Ижевск, «Динамо» г. Киров;
Менее квалифицированные команды: ВГТУ г. Киров, ВГСХА г. Киров, ПАТП-22 г. Киров, «Баско» г. Киров, ВГПУ г. Киров.
Основные направления первого этапа исследования- обзор и анализ научно-методической литературы по вопросам техники и тактики подач.
На втором этапе исследования для решения поставленных задач был проведён анализ выполнения подач квалифицированных волейболистов и кировских спортсменов. Для этого
велась запись игр мужских команд Чемпионата России и Первенства г. Кирова.
Для учёта и записи результатов наблюдений нами была разработана следующая таблица.
Таблица 1.
№ игрока |
Название команды |
Выполнение подач |
|
В первом столбике отмечается номер подающего игрока, в правой части таблицы, напротив номера каждого игрока записывается, как он выполнил подачу и сколько раз. Запись проводилась знаками:
«+» –подачи, выполненные без ошибки;
«v» -подачи сильные или обманные, затруднившие приём и организацию нападения противника, подачи в прыжке;
«1» –подачи, которые принесли сразу выигранное очко;
«-» -игрок допустил ошибку при подаче, проиграл очко.
Полученные результаты подвергались обработке методом математической статистики. Математическая обработка включала в себя вычисление средних величин результатов верхних прямых подач.
При использовании метода математической статистики полученные цифровые данные были распределены по таблицам и построены графики. Данный метод позволяет получить данные подтверждающие или опровергающие выдвинутую в исследовании гипотезу, а также узнать на сколько эффективно были решены поставленные задачи.
Глава III.Результаты исследования и их
обсуждение
Результативность верхней прямой подачи и стабильность её выполнения квалифицированными волейболистами и спортсменами низкой квалификации оценивалась в процентном отношении. Результаты, полученные с помощью записи игр, обрабатывались следующим образом.
По формуле вычисления результативности определили результативность верхней прямой подачи квалифицированных волейболистов Высшей и Iй Лиги и менее квалифицированных спортсменов.
Результативность= s(В) – s(П) Х 100%,
подачи s(общ.)
Где sВ - количество выигранных мячей
sП – количество проигранных мячей
s(общ.) – общее количество выполненных подач
Стабильность верхней прямой подачи вычислялась по формуле:
Стабильность=s(общ.) – s(п) Х 100%,
подачи s(общ.)
Где s(общ.) – общее количество выполненных подач
s(П) – количество проигранных мячей
Наблюдая за командами квалифицированных спортсменов и волейболистов низкой квалификации, мы увидели, что команды Высшей и Iй Лиги выполняют подачу более технично, чем низкоквалифицированные команды. Также квалифицированные игроки более часто выполняют подачу в прыжке (что очень хорошо видно из таблицы 3), которая в большинстве случаев приносит команде сразу выигранное очко, грамотно применяют различные тактические действия при подаче.
Из таблицы 4 и графиков видно, что более высокая результативность выполнения верхней прямой подачи у более квалифицированных волейболистов, то есть команд Высшей и Iй Лиги.
Результативность подач команд Высшей Лиги:
«Динамо» г.Казань – 57%, «Локомотив» г.Новосибирск – 53%,
«УЭМ – Факел» г.Екатеринбург – 56%, «Югория - Торум» г.Сургут – 59%, «Амкар» г.Пермь – 45%. Следовательно, результативность подач команд Высшей Лиги в среднем составляет 54%.
Результативность подач команд Iй Лиги:
«Стритель» г.Северодвинск – 39%, «Сталь» г.Чебоксары – 13%, «Каскад» г.Махачкала – 23%, «Динамо - ИжГТУ» г.Ижевск – 35%, «Динамо» г.Киров – 15%. Отсюда средний показатель результативности подачи команд Iй Лиги равен 25%. Результативность подач команд менее квалифицированных волейболистов: ВГТУ г.Киров – 9%, ВГСХА г.Киров – 2%, ПАТП-22 г.Киров – 4%, «Баско» г.Киров – (-12%), ВГПУ г.Киров – (-18%). В среднем результативность подач кировских спортсменов составляет 3%.
Низкие результаты в выполнении верхней прямой подачи мало квалифицированных волейболистов можно объяснить малым количеством тренировочных занятий в недельном цикле, а так же недостаточным использованием различных специальных упражнений, тренажеров, специальных снарядов для отработки техники и тактики подач, что отображено в таблице 2 .
Количество занятий в недельном цикле у квалифицированных волейболистов в среднем составляет 10 занятий, а у менее квалифицированных спортсменов – 4-5 занятий. Время, затраченное на ОФП для выполнения подач в тренировке, в квалифицированных командах составляет в среднем 17-19%, в менее квалифицированных командах 12-13%. Средние данные времени, затраченного на обучение и использование тренажеров, в командах Высшей и Iй Лиги составляет 5-6%, в кировских командах примерно в 2 раза меньше, то есть составляют 3%, а в некоторых командах вообще не используются тренажеры. Время, затраченное на совершенствование подач в тренировке низкоквалифицированных волейболистов составляет только 4%, в то время, как в командах более квалифицированных спортсменов оно равняется 9%.
Выводы.
Обобщение литературного материала и результаты наблюдений показали, что подача – немаловажное средство нападения, от качества ее выполнения напрямую зависит результат игры.
Из наблюдений и записи игр выяснилось, что более квалифицированные волейболисты очень часто выполняют подачу в прыжке, тем самым практически всегда сразу выигрывают очко, так как эта подача довольно сложная для приема.
Наиболее рациональное выполнение подач показали игроки команд Высшей Лиги, а особенно отличились высокой стабильностью и результативностью выполнения верхней прямой подачи игроки команды «Югория-Торум» г.Сургут. Игроки команд Высшей и Iй Лиги грамотно применяли различные тактические действия при подаче, подавали силовые подачи, большинство подач подано в прыжке со сразу же выигранным очком.
Тренерам низкоквалифицированных команд следует больше уделять внимание технико-тактической подготовке волейболистов, развитию различных физических качеств, а также следует применять в тренировке специальные устройства для обучения и совершенствования подач, использовать тренажеры.
Рекомендации.
Основной задачей совершенствование подач волейболистов высших разрядов является стабилизация навыков подач в различные зоны (устойчивость против сбивающих факторов), достижение вариативности основного навыка при чередовании двигательных задач, совершенствование подач в игровых условиях. Главный метод при этом – выполнение основного движения в меняющихся условиях и в различных чередованиях тактических задач на тренировках и соревнованиях. Тренировку в чередовании подач в дальние и ближние зоны рекомендуется осуществлять по принципу постепенного усложнения условий (серии подач сначала без ограничения времени и в стандартных условиях, затем стандартное чередование подач, неожиданное задание, сбивающие факторы и т.д.).
Как же достичь силы и стабильности подачи?
При работе над подачей нужно выполнять ее сериями по 10-15 раз в каждой, при чем нацеливать ее в пределы площадки, а затем в разные зоны задней и передней линии.
Для достижения точности при подаче стараться попасть мячом в круг, диаметром в метр, начерченный в разных частях площадки.
Выйдя на подачу, не спешить, сосредоточиться, мысленно определить цель – тогда будет меньше ошибок.
Во время игры стараться направлять мяч на свободное место или на игроков, плохо владеющих приемом подачи, а то и на игрока задней линии, выходящего к сетке, для передачи мяча.
Для того, чтобы добиться сильной подачи, необходимо работать над общим физическим развитием.
В учебно-тренировочных занятиях может применяться специальное дополнительное оборудование, облегчающее усвоение учебного материала.
При работе над совершенствованием техники подач применяется:
подвесные мячи нормального веса и набивные мячи. Занимающиеся, ударом, отталкивая мяч, следят за правильной постановкой руки при соприкосновении с мячом.
Изменяя высоту подвески мяча, можно отрабатывать подачи различными способами. Подвешенными мячами можно пользоваться только в начале обучения при изучении правильной постановки руки и работы ее и туловища.
Для отработки техники верхних подач применяется стенка, высотой до трех метров.
Направление подачи контролируется с помощью ступни ног.
Для отработки точности подач применяют различные «мишени» - маты, обручи и другие, которые раскладывают на противоположной площадке.
Для выработки чувства дистанции полезно взять мяч и изо всех сил пробить по нему 4-5 раз. Это снимает стресс, а также дает возможность определить предел, до которого вы способны пробить мяч.
В отработке подач необходимо имитационный стереотип. При отработке подач необходимо в первую очередь определить, какая из них наиболее подходит спортсмену и подыскать самую подходящую форму ее выполнения. После этого надо приступать к имитации. Полезно это делать перед большим зеркалом, когда спортсмен сам увидит, что он четко выдерживает форму всех элементов выполнения подачи, можно считать дело сделанным.
Главное в подаче – форма исполнения.
Упражнения для совершенствования тактики подач.
Подачи мяча в зону нападения.
Подачи мяча к лицевой и боковой линиям.
Чередование подач в зону нападения и к лицевой линии.
Подачи мяча на точность в определенную зону или предмет (стул, гимнастический обруч, набивной мяч), расположенный в различных частях площадки.
Подачи мяча между игроками, принимающими ее.
Чередование подач на силу, нацеленных и планирующих.
Выполнение серии подач в состоянии утомления.
Подачи мяча после интенсивной работы (10-15 приседаний в быстром темпе или выполнения «челночного» бега, или 5 сгибаний рук и пр.).
Серия поточных подач на скорость выполнения.
Подачи на выходящего игрока.
Комплекс упражнений с набивными мячами.
Вращение мяча вокруг туловища, перекладывание из руки в руку - 20-25 раз.
2. Руки в стороны, мяч в одной руке, перекидывать или перекладывать мяч из руки в руку выше головы - 15-20 раз.
3. Мяч в опущенных руках, бросок мяча прямыми руками снизу, поймать перед грудью - 15-30 раз.
4. Бросок мяча вверх от груди, поймать перед грудью - 15-30 раз.
5. Бросок из-за головы, то же самое - 15-30 раз.
6. Мяч в руках за спиной, бросок вверх из-за спины двумя руками, поймать впереди перед грудью - 15-30 раз.
7. Толчок мяча одной рукой от плеча вверх, поймать другой рукой у плеча
- 15-20 раз.
8. Бросок мяча из-за спины двумя руками вперед – вверх из полуприседа поймать мяч впереди себя - 15-20 раз.
Мяч вверху, наклоны вперед к правой, между ног и левой ноге -15-20 раз.
Мяч вверху, круговые движения туловища с наклоном - 15-20 раз.
В парах броски мяча из-за головы, от груди - 15-20 раз.
Стол боком в парах броски одной рукой партнеру над головой - 15-20 раз.
В парах броски из-за головы двумя руками партнеру в прыжке - 15-20 раз.
То же, но с разбега на 1-2-3 шагов - 15-20 раз.
В парах броски мяча в прыжке - 10-15 раз.
Комплекс упражнений со штангой
с определенной нагрузкой.
1. Жим штанги.
Варианты: 1) с одновременным поворотом туловища;
2) из-за головы (опускать возможно далеко, до лопаток);
3) обратным или разноименным хватом;
4) узким хватом;
5) широким хватом.
Штанга в опущенных руках – рывок активным движением туловища «волной».
Штанга в опущенных руках – подтягивание штанги к подбородку (локти все время выше грифа штанги).
Штанга в опущенных руках – поднимать штангу к груди, сгибая руки в локтях.
Варианты: 1) обратным хватом;
2) разноименным хватом.
Штанга в поднятых вверх руках – сгибая руки, опустить штангу за голову.
Наклон вперед. Штанга в опущенных руках – подтягивание штанги к груди.
Наклон вперед. Штанга в прямых руках за спиной – поднятие штанги к груди.
Жим штанги сидя.
Варианты: 1) с одновременным поворотом туловища;
2) из-за головы;
3) обратным или разноименным хватом;
4) узким хватом;
5) широким хватом.
Сидя, сгибание кистей со штангой.
Жим штанги лежа от груди.
Варианты: 1) широким хватом;
2) узким хватом;
3) широким хватом.
Штанга на плечах, приседание со штангой.
Штанга на плечах, стоя на краю скамейки, перевернутой наоборот, подниматься на носках.
Штанга на плечах, выпрыгивание из полуприседа.
Комплекс упражнений лежа на выносливость.
1.Упор лежа, сгибание и разгибание рук сериями 10-20 раз.
Варианты:
а) руки на ширине плеч (можно шире) 10-12 раз.
б) одна кисть на другой 10-12 раз.
в) преимущественно нагрузка на одну руку 10-12 раз.
г) с поочередным сгибанием рук 10-12 раз.
д) с опорой на одну руку 10-12 раз.
е) с опорой ногами о скамейку, стул 10-12 раз.
ж) с попеременным подниманием ног 10-12 раз.
з) с отталкиванием руками от опоры 10-12 раз.
и) с хлопком ладонями в момент отрыва рук от опоры
8-12 раз.
к) одновременным отрыванием рук и ног 6-10 раз.
л) то же, но с хлопком руками 6-10 раз.
м) с опорой на пальцы 10-20 раз.
2. Упор лежа. Круговые движения головой поочередно вправо, влево (руки слегка согнуты) 6-10 кругов.
3. Упор лежа, поочередное поднимание рук вверх 8-14 раз.
4. Упор лежа. Одновременное поднимание руки и разноименной ноги вверх 8-14 раз.
5. Упор лежа. Сгибание и разгибание рук. Во время разгибания поворот туловища вокруг продольной оси на 900, руку вверх 1-3 круга.
6. Упор лежа. Переступанием или прыжками на руках описать круг – «циркуль» 2-5 кругов.
7. Упор лежа. Передвижение в сторону одновременными прыжками на руках и ногах 8-15 раз.
8. Упор лежа. Энергичным поворотом туловища – упор сзади
8-12 раз.
9. Упор лежа. Передвижение вперед волоча ноги с вытянутыми и расслабленными носками 20-40 шагов.
10. Упор лежа сзади. Передвижение во всех направлениях, сгибая ноги 30-40 шагов.
Упор лежа. Передвижение волоча прямые ноги
15-20 шагов.
Упор лежа сзади. Передвижение, волоча прямые ноги
15-25 раз.
Комплекс упражнений для развития силы и гибкости.
Наклоны туловища вперед, назад, в стороны на месте и в движении.
То же, но с дополнительным движением рук.
Повороты туловища влево, вправо на месте и в движении.
То же, но сидя на полу.
Наклон туловища и поворот влево, вправо с доставанием рукой противоположной пятки ноги.
То же, но сидя ноги врозь.
Круговые движения туловища (руки внизу, на бедрах, за головой, вверху ).
Стоя на коленях, наклоны назад (руки на бедрах, на затылок).
Лежа на полу, поднимание и опускание прямых и согнутых ног.
То же, скрещивание ног невысоко над полом.
То же, но круги ногами.
То же, поднять ноги наклонить влево вправо.
«Мост» с помощью партнера и самостоятельно.
Лежа на спине, одновременное поднимание ног и туловища.
Лежа на животе, «лягушка».
Лежа на животе поднимание прямых ног и рук одновременно.
Стоя на лопатках «березка».
Лежа на полу сгибание и разгибание рук.
Упор присев, упор лежа, снова упор присев прямо, затем влево, вправо.
Перемещение на руках вправо, влево, вокруг ног, вдоль зала.
Приседание с выпрыгиванием вверх.
Комплекс упражнений для прыгучести.
Прыжки на одной, двух ногах в различных направлениях.
Прыжки на месте с подтягиванием ног.
То же, но с продвижением вперед.
Выпрыгивание вверх из глубокого приседа.
Варианты: а) ноги вместе;
б) ноги на ширине плеч;
в) одна нога впереди;
г) со сменой положения ног;
д) с поворотом на 900, 1800, 3600;
е) доставание подвешенного предмета.
Прыжки в длину с места.
Многоскоки тройные, пятерные, десятерные.
Прыжки на носках руки за голову.
Прыжки через скакалку.
Прыжки через гимнастическую скамейку.
Варианты: а) стоя боком к скамейке;
б) стоя лицом к скамейке;
в) прыжки на одной ноге через скамейку;
г) прыжки на 2х ногах через скамейку с продвижением вперед;
д) то же, но одной ноге.
Прыжки стоя на 2х скамейках из приседа с гирей 16-32 кг.
Прыжки сериями, стоя на месте с доставанием баскетбольного щита.
Прыжки через две, поставленные друг на друга скамейки.
Прыжки с отягощением (мешки с песком, пояса).
Прыжки на месте с амортизаторами.
Серийные прыжки через барьеры.
БИБЛИОГРАФИЯ
Айриянц А.Г. «Волейбол», - М.:ФиС, 1976.
Амалин М.Е. «Тактика волейбола», - М.:ФиС, 1972.
Ахмеров Э.К. «Волейбол для начинающих», - Мн.: «Полыня», 1985.
«Спортивные игры» под ред. Н.П.Воробьева, М., «Просвещение», 1975.
Голомазов В.А. «Волейбол в школе», - М.: «Просвещение», 1976.
Губенко Л.Я. «Организация и судейство соревнований по волейболу», - М.:ФиС, 1988.
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. «Подготовка юных волейболистов», - М.:ФиС, 1967.
Железняк Ю.Д., Служский Л.Н. «Волейбол в школе», - М.: «Просвещение», 1989.
Клещев Ю,Н., Фурманов А.Г. «Юный волейболист», - М.:ФиС, 1979.
Ковалев В.Д. «Спортивные игры», - М.: «Просвещение», 1988.
Оинума С. «Уроки волейбола», М.:ФиС, 1985.
Осколкова В.А. «Волейбол», - М.:ФиС, 1959.
Фетисова С.Л. «Биомеханическое исследование подач в волейболе и методика их совершенствования», - Л., 1974.
Фидлер М. «Волейбол», - М.:ФиС, 1972.
Фурманов А.Г. «Начальное обучение волейболистов», - Мн., 1976.
Фурманов А.Г. «Волейбол», - М.:ФиС, 1983.
Фурманов А.Г. «Студенческий волейбол», - Мн.:Выш.школа, 1983.
фурманов А.Г. «Играй в мини-волейбол», - М.: «Советский спорт», 1983.
График процентного отношения
выигранных мячей при выполнении прямой верхней подачи в командах разной квалификации.
Выиграно (%)
60
37
26
График процентного отношения
проигранных мячей при выполнении прямой
верхней подачи в командах разной
квалификации.
Проиграно (%)
28
12
6
Высшая Лига
Iя Лига
низкоквалифицированные команды
График процентного отношения подач,
поданных в прыжке.
Подачи в прыжке (%)
79
64
16
- Высшая Лига
- Iя Лига
- низкоквалифицированные команды
График результативности прямой верхней подачи
команд разной квалификации
Результативность (%)
54
25
-3
График стабильности выполнения верхней прямой подачи команд разной квалификации
Стабильность (%)
88
76
- Высшая Лига
42 - Iя Лига
-низкоквалифицированные команды
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет физической культуры и спорта
Кафедра Теории и Методики физического
воспитания и спорта
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ВЕРХНЕЙ ПРЯМОЙ ПОДАЧИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ».
Выполнила студентка 5 курса
Факультета физической
культуры и спорта
Зырянова Т.В.
_____________
Научный руководитель
старший преподаватель
Мухин А.А.
_____________
Допущен к защите в Государственную Аттестационную комиссию
Заведующий кафедры ________ ______________
«__» _________
Декан факультета ________ ______________
«__» _________
Киров 2002г.
-
Таблица 2.
Команды Высшей Лиги |
Количество тренировочных занятий в недельном цикле |
Время, затраченное на ОФП для выполнения подач (%) |
Обучение и использование тренажеров |
Время, затраченное на совершенствование подач в тренировке |
«Динамо» г.Казань |
10 занятий |
20% |
4-5% |
7-8% |
«Локомотив» г.Новосибирск |
9-10 занятий |
18% |
7% |
8-10% |
«УЭМ-Факел» г.Екатеринбург |
8-10 занятий |
20% |
5% |
8-10% |
«Югория-Торум» г.Сургут |
8-10 занятий |
19% |
7-8% |
8% |
«Амкар» г.Пермь |
8-10 занятий |
18% |
5-7% |
10% |
Команды Iй Лиги |
||||
«Строитель» г.Северодвинск |
7-8 занятий |
16% |
5% |
8% |
«Сталь» г.Чебоксары |
7-8 занятий |
17% |
5% |
5-7% |
«Каскад» г.Махачкала |
9-10 занятий |
18% |
5-6% |
7-8% |
«Динамо ИжГТУ» г.Ижевск |
8 занятий |
15-16% |
4-6% |
7-8% |
«Динамо» г.Киров |
6-8 занятий |
16% |
3-4% |
5-6% |
Низкоквалифицированные команды |
||||
ВГПУ – г.Киров |
4 занятия |
8-10% |
0% |
3% |
«Баско» г.Киров |
4-5 занятий |
10-12% |
2-3% |
3-4% |
ВГТУ – г.Киров |
6 занятий |
15% |
4-5% |
5% |
ВГСХА – г.Киров |
5-6 занятий |
13-15% |
2-3% |
4-5% |
ПАТП-22 – г.Киров |
5-6 занятий |
15% |
4-5% |
4-5% |
Средние показатели выигранных и проигранных в игре
мячей при выполнении верхней прямой подачи.
Таблица 3.
Команды |
Всего выполнено подачи |
Выполнено |
Выполнено |
Ошибка при подаче |
% |
|||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
|||||
Команды Высшей Лиги |
«Динамо» г.Казань |
74 |
42 |
57 |
26 |
35 |
6 |
8 |
Локомотив» г.Новосибирск |
88 |
75 |
85 |
6 |
7 |
7 |
8 |
|
«УЭМ-Факел» г.Екатеринбург |
71 |
60 |
85 |
7 |
9 |
4 |
6 |
|
Югория-Торум» г.Сургут |
91 |
78 |
86 |
10 |
11 |
3 |
3 |
|
«Амкар» г.Пермь |
83 |
69 |
83 |
9 |
11 |
5 |
6 |
|
Команды Iй Лиги |
«Строитель» г.Северодвинск |
71 |
45 |
63 |
15 |
21 |
11 |
16 |
«Сталь» г.Чебоксары |
66 |
40 |
60 |
17 |
26 |
9 |
14 |
|
«Каскад» г.Махачкала |
73 |
50 |
69 |
16 |
21 |
7 |
10 |
|
«Динамо ИжГТУ» г.Ижевск |
85 |
60 |
71 |
17 |
20 |
8 |
9 |
|
«Динамо» г.Киров |
81 |
45 |
56 |
26 |
32 |
10 |
12 |
|
Низкоквалифицированные команды |
ВГТУ – г.Киров |
54 |
8 |
15 |
36 |
66 |
10 |
19 |
ВГСХА - г.Киров |
48 |
8 |
17 |
28 |
58 |
12 |
25 |
|
ПАТП-22 – г.Киров |
53 |
3 |
6 |
39 |
73 |
11 |
21 |
|
«Баско» – г.Киров |
45 |
2 |
4 |
25 |
56 |
18 |
40 |
|
ВГПУ – г.Киров |
61 |
4 |
7 |
32 |
52 |
25 |
41 |
Результативность верхней прямой подачи команд
разной квалификации.
Таблица 4.
Команды |
Количество выигранных мячей |
Выиграно (%) |
Количество проигранных мячей |
Проиграно (%) |
Результативность (%) |
|
Команды Высшей Лиги |
«Динамо» г.Казань |
48 |
65 |
6 |
8 |
57 |
Локомотив» г.Новосибирск |
54 |
61 |
7 |
8 |
53 |
|
«УЭМ-Факел» г.Екатеринбург |
44 |
62 |
4 |
6 |
56 |
|
Югория-Торум» г.Сургут |
56 |
62 |
3 |
3 |
59 |
|
«Амкар» г.Пермь |
42 |
51 |
5 |
6 |
45 |
|
Команды Iй Лиги |
«Строитель» г.Северодвинск |
39 |
55 |
11 |
16 |
39 |
«Сталь» г.Чебоксары |
18 |
27 |
9 |
14 |
13 |
|
«Каскад» г.Махачкала |
24 |
33 |
7 |
10 |
23 |
|
«Динамо ИжГТУ» г.Ижевск |
37 |
44 |
8 |
9 |
35 |
|
«Динамо» г.Киров |
22 |
27 |
10 |
12 |
15 |
|
Низкоквалифицированные команды |
ВГТУ – г.Киров |
15 |
28 |
10 |
19 |
9 |
ВГСХА - г.Киров |
13 |
27 |
12 |
23 |
2 |
|
ПАТП-22 – г.Киров |
13 |
25 |
11 |
21 |
4 |
|
«Баско» – г.Киров |
13 |
28 |
18 |
40 |
-12 |
|
ВГПУ – г.Киров |
14 |
23 |
25 |
41 |
-18 |
Стабильность выполнения верхней прямой подачи команд
разной квалификации.
Таблица 5.
-
Команды
Стабильность подачи выполнения (%)
Команды Высшей Лиги
«Динамо» г.Казань
84
Локомотив» г.Новосибирск
84
«УЭМ-Факел» г.Екатеринбург
89
Югория-Торум» г.Сургут
93
«Амкар» г.Пермь
88
Команды Iй Лиги
«Строитель» г.Северодвинск
69
«Сталь» г.Чебоксары
73
«Каскад» г.Махачкала
81
«Динамо ИжГТУ» г.Ижевск
81
«Динамо» г.Киров
75
Низкоква
лифицированные команды
ВГТУ – г.Киров
63
ВГСХА - г.Киров
50
ПАТП-22 – г.Киров
59
«Баско» – г.Киров
20
ВГПУ – г.Киров
18