Личная гигиена (работа 1)

’…Œ€: ‹¨ç­ ï £¨£¨¥­  �€‡„…‹: Ž�† (Žá­®¢ë ¡¥§®¯ á­®á⨠¦¨§­¥¤¥ï⥫쭮áâ¨) �€‡�€—…�ˆ…: �¥ä¥à â ”Ž�Œ€’: WinWord 97 ¨ ⥪áâ®¢ë© €‚’Ž�: �®«ã誨­ €«¥ªá ­¤à ‚ ¤¨¬®¢¨ç (e-mail: shvap@mail.ru) ‘„€‚€‹‘Ÿ: £.ˆ¢ ­®¢®, èª ü 28, ᤠ­ ­  "5"

Школа № 666 2000-2001 учебный год

по ОБЖ на тему:

Личная

гигиена

Выполнил: ученик 11 «В» класса

Попкин Люся Дмитрович

Иваново 2001


Оглавление

стр

1. Гигиена и ее основные задачи……………………………………..

2

Личная гигиена……………………………………………………...

2

2. Гигиена питания…………………………………………………….

3

Обезоласьте себя от кишечныз заболеваний…………………….

3

3. Гигиена здоровья…………………………………………………...

4

Оберегайти себя от сердечной недостаточности……………...

4

Защищайте себя от простудных заболеваний…………………...

4

Заботьтесь о своиз ногах………………………………………….

4

4. Гигиена одежды и обуви…………………………………………...

5

5. Чистка зубов………………………………………………………...

6

От чего нужно очищать зубы и полость рта…………………...

6

Чистке каких мест нужно уделять внимание……………………

6

Чем чистить зубы………………………………………………….

6

Методика чистки зубов……………………………………………

8

6. Список использованной литературы……………………………...

10

Гигиена и её основные задачи

Гигиена, а также естественные условия внешней среды (воздействие солнечных лучей, воздуха, воды) являются средствами физического воспитания. Физическая культура не должна исчерпываться одними лишь физическими упражнениями в виде спорта, гимнастики, подвижных игр и прочего, но должна обнимать и общественную и личную гигиену труда и быта, использование естественных сил природы, правильный режим труда и отдыха.

Гигиена - наука о здоровье, о создании условий, благоприятных для сохранения человеком здоровья, о правильной организации труда и отдыха, о предупреждении болезней. Её целью является изучение влияния условий жизни и труда на здоровье людей, предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования человека, сохранение его здоровья и долголетия. Гигиена является основой профилактики заболеваний.

Основные задачи гигиены - изучение влияния внешней среды на состояние здоровья и работоспособность людей; научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий по оздоровлению внешней среды и устранению вредно действующих факторов; научное обоснование и разработка гигиенических нормативов, правил и мероприятий по повышению сопротивляемости организма к возможным вредным влияниям окружающей среды в целях улучшения здоровья и физического развития, повышения работоспособности.

Личная гигиена

Защита от болезней и ранений требует от человека овладения многими простыми приемами, которые называются личной (персональной) гигиеной. Выработка иммунитета защитит вас от ряда очень серьезных заболеваний, которым вы можете подвергнуться, - оспа, брюшной тиф, дифтерия, холера, чума, желтая (тропическая) лихорадка. Это не избавит вас от наиболее распространенных заболеваний, таких как дизентерия, простуда, малярия. Руководствуясь следующими советами, вы как можно дольше останетесь на ногах:

1) Чистота тела - это первая защита от болезнетворных микробов. Идеальным было бы принятие ежедневного душа с горячей водой и мылом. Если это невозможно, содержите руки чистыми, чистите ваши ногти, губкой обтирайте лицо, подмышки, промежность и ноги, по крайней мере один раз в день. 2) Содержите по возможности чистыми и сухими одежду, особенно нижнее белье и

носки. Если стирка невозможна, вытряхивайте одежду, сушите и проветривайте ее регулярно.

3) Если это возможно, пользуйтесь каждый день зубной пастой. Мыло, пищевая соль или сода могут с успехом заменить зубную пасту, а маленькая зеленая веточка, хорошо разжеванная с одной стороны, послужит вам в качестве зубной щетки. Другой метод - чистка зубов чистым пальцем. Этот метод массирует также десны. После еды полощите рот питьевой водой, если она есть в вашем расположении.

Гигиена питания

Остерегайтесь желудочно-кишечных заболеваний и расстройств. Не грызите ногти, не принимайте пищу грязными руками (как минимум, тщательно обтирайте руки перед едой чистой сухой травой или листьями). Не пейте грязную воду (ее надо прокипятить или обработать специальными таблетками, а затем профильтровать). Предохраняйте пищу и воду от мух и прочих насекомых, своевременно удаляйте пищевые отбросы и отходы. Избегайте употреблять в пищу необработанные и недоброкачественные продукты (недостаточно проваренные, прожаренные,немытые горячей водой, подгнившие, покрытые плесенью, забродившие, протухшие и т.д.). Пищевое отравление, дизентерия в полевых условиях означают срыв боевого задания и, вполне вероятно, гибель человека.

Обезопасьте себя от кишечных заболеваний:

1) Наиболее распространенными и опасными заболеваниями являются понос, пищевое отравление и другие кишечные расстройства. Их причиной могут стать зараженные пища, вода или другие напитки. Чтобы защитить себя от этих болезней, необходимо:

- сохранять тело, особенно руки, в чистоте. Не грызть ногти. Не есть

руками;

- перед употреблением воды развести в ней обеззараживающую

таблетку или прокипятить 1 минуту;

- мыть и снимать кожуру со всех фруктов;

- перед приготовлением не хранить долго продукты;

- стерилизовать кухонные предметы, желательно в кипяченой воде;

- предохранять пищу и воду от мух и других насекомых. Содержите ваш

дом в чистоте;

- следите строго за своевременным удалением отбросов и отходов.

2) Если у вас понос или рвота, не употребляйте тяжелую пищу, пока не появятся симптомы улучшения вашего состояния. Употребляйте питье, в частности питьевую воду, маленькими порциями и часто, через равные промежутки времени. Даже если вам стало лучше, попытайтесь избежать употребления тяжелой пищи. Не солите пищу слишком обильно.

Гигиена здоровья

Оберегайте себя от сердечной недостаточности

В местностях с жарким климатом загорайте осторожно, частично выставляя свое тело солнцу. Сильное напряжение под горячим солнцем может стать причиной сердечного удара. Сердечную слабость можно предупредить дополнительным употреблением питьевой воды и соли, чтобы возместить то, что уходит при потении.

Защищайте себя от простудных заболеваний

1) В зонах с очень холодным климатом сохраняйте тело в тепле всеми возможным средствами. Особенно заботьтесь о ногах, руках и оголенных частях тела. Следите, чтобы носки были сухими, для утепления используйте тряпки, бумагу, мох, траву, листья, из которых всегда можно сделать хорошее укрытие.

2) Обморожение - постоянная опасность для любого, кто подвергается воздействию температуры ниже точки замерзания воды. Для обработки обмороженных мест найдите быстрее теплое место (с нормальной комнатной температурой) и немедленно погрузите их в горячую воду или подвергайте эти места обработке горячим воздухом. Не массажируйте и не прикладывайте лед к обмороженным участкам тела.

Заботьтесь о своих ногах

1) Грязные или потные носки могут навредить вашим ногам. Если у вас нет чистых пар, стирайте чаще те, что надеваете. Если же имеется чистая пара, кладите выстиранную поверх одежды за спиной. Они высохнут быстрее. По возможности надевайте шерстяные носки, они лучше впитывают пот. Носки могут быть заморожены, затем их следует отбить, чтобы очистить от грязи.

2) Волдыри представляют опасность, поскольку с них может начаться инфекция, которая может помешать вашему передвижению, или вообще, при дальнейшем ухудшении вашего положения, стать причиной смерти. Если обувь подходит вам хорошо, после каждого перехода очищайте ее от земли, чаще меняйте носки, используйте пудру для ног, массажируйте или спокойно растирайте свои ноги и у вас будет меньше забот относительно волдырей. Если же появился волдырь - не вскрывайте его, а наложите на него мягкую прокладку, чтобы меньше натирать это место.

Гигиена одежды и обуви

За обувью всегда нужно тщательно следить, особенно при действиях в сырых климатических условиях и зимой. Обувь нужно чаще сушить, соблюдая осторожность, так как при быстрой сушке (на огне костра, у горячей печки) она может испортиться, равно как и при оставлении мокрой обуви на морозе. Хорошим способом сушки является заполнение обуви нагретой (так, чтобы не обжигало) галькой, песком, мелкими камешками. Обувь можно набить бумагой, сухим сеном или мхом - это способствует сушке и препятствует деформации. Допустимо в крайнем случае надевание сырых сапог (ботинок) на сухие носки и портянки, но не наоборот.

Регулярно смазывайте обувь тонким слоем сапожного крема. Сапожный крем можно заменить несоленым салом, дегтем, жиром водоплавающих птиц (рыбы), сырым мылом, растительным маслом. Для получения дегтя нужно нагревать бересту в банке на огне до тех пор, пока не отгонится темная жидкость.

При переноске грузов правильно заполняйте рюкзак (ранец): мелкие предметы нужно укладывать к спине, твердые и тяжелые - в нижней половине ранца. Лямки ранца подгоняйте по росту так, чтобы его нижний край (прикрепленный груз) прилегал к крестцу. Подогнанный таким образом ранец не бьет по спине и не слишком оттягивает плечи. При тяжелом грузе (более 20 кг) необходимо позаботиться о мягких прокладках под наплечные ремни (из поролона, войлока, мха и т.д.).

Зимой нужно особенно тщательно следить за исправностью одежды, содержать ее сухой и оберегать от прожигания. Наиболее частой причиной увлажнения одежды является сильное потоотделение. При его появлении снимите лишнюю одежду (обязательно сохранив верхний ветрозащитный слой), уменьшите физическую нагрузку, если есть возможность. Обмундирование при длительных действиях, особенно в холодных климатических условиях, следует просушивать, вывешивая в верхней части убежища, предварительно вытряхнув. При невозможности выстирать необходимо белье и одежду вытрясти, а затем повесить на 1,5-2 часа на открытом воздухе. Чтобы в метель (пургу) к обмундированию не прилипал снег и оно не намокало, рекомендуется поверх одевать халаты, накидки, изготовленные из парашютной ткани. Этим же обеспечивается маскировка.

Помните, что:

    плотно прилегающая одежда уменьшает зону неподвижного воздуха вокруг тела и препятствует свободному кровообращению;

    потение опасно, поскольку оно понижает изоляционную способность одежды, насыщая воздух влагой. Когда влага испаряется, тело охлаждается. Предупреждайте перегревание, снимая часть одежды и расстегивая ее у шеи, запястий и на груди;

    руки и ноги охлаждаются быстрее, чем другие части тела, и на них

следует обращать большее внимание. Закрывайте руки, насколько это

возможно. Руки можно согреть под мышками, на внутренней части бедра

или на груди. Так как ноги быстро потеют, согревать их трудно. Лучше

носить обувь большего размера, чтобы можно было надеть не менее двух

портянок (носка). Теплый двойной носок можно сделать,

если положить между парой носков сухую траву, мох, целлофановый

пакет или птичьи перья;

    самые большие теплопотери происходят в районе головы. Никогда не

забывайте о хорошем головном уборе.

В субтропиках, а также в средней полосе на болотах и в лесу жарким летом человек подвергается нападению полчищ насекомых (комаров, оводов, слепней, мух, ос, шершней, мошкары и т.д.). Поэтому он должен иметь:

    одежду такой прочности, чтобы она не рвалась во время движения сквозь густые заросли кустарника и подлеска;

    сетку и перчатки для защиты от насекомых;

    рукава и брючины, достаточно свободные для заправки их в перчатки и в носки;

    Сетка-накомарник должна быть светлой, т.к. комары и многие другие

насекомые боятся светлого цвета. Темные тона их привлекают.

Чистка зубов

Индивидуальная гигиена полости рта - неотъемлемая часть общей гигиены человека. От того, насколько хорошо выполняет человек правила гигиены полости рта, зависит не только его внешний вид (красивые зубы и десны), отсутствие неприятного запаха изо рта, ощущение комфорта и свежести во рту, но и - самое главное! - здоровье его зубов, десен, слизистой оболочки полости рта. Основа индивидуальной гигиены полости рта - правильная и регулярная чистка зубов.

ОТ ЧЕГО НУЖНО ОЧИЩАТЬ ЗУБЫ И ПОЛОСТЬ РТА ?

В полости рта человека постоянно находятся бактерии. Практически все продукты и напитки, содержащие легкоферментируемые углеводы - сахара и прошедшие кулинарную обработку крахмалы - обеспечивают питание бактерий. Колонии бактерий и выделенные ими клейкие вещества образуют зубной налет.

Впервые бактерии были обнаружены именно в зубном налете голландским ученым А. Левенгуком (в 1683 году). Продуктом жизнедеятельности бактерий являются кислоты, выделение которых может способствовать началу процесса разрушения зуба.

Остатки пищи и зубной налет должны обязательно удаляться из полости рта.

ЧИСТКЕ КАКИХ МЕСТ НУЖНО УДЕЛЯТЬ ВНИМАНИЕ ?

Главные места сосредоточения зубного налета и частиц пищи: поверхности зубов, межзубные промежутки и десневая бороздка (зубодесневой карман).

Выделяют внутренние (языковые, небные), наружные (губные, щечные), жевательные и боковые поверхности зубов. Боковые зубы (премоляры и моляры) имеют неровности на жевательных поверхностях - фиссуры.

ЧЕМ ЧИСТИТЬ ЗУБЫ ?

Основные инструменты чистки зубов - зубная щетка и зубная паста.

Каждая зубная щетка состоит из ручки и рабочей головки с посаженными в нее кустами щетины. Щетки могут отличаться материалом, формой и конструкцией ручки, формой и размером головок, расположением, густотой, длиной щетинок.

В поисках большей эффективности гигиенисты, конструкторы, дизайнеры постоянно ведут усовершенствование зубных щеток. Новинки последних лет: щетки с гибкими ручками: "объемные" щетки с пучками щетины различной длины, расположенными в определенном порядке: щетки, у которых щетинки окрашены так, что после определенного срока использования щетка меняет окраску за счет стирания поверхности (щетка "говорит", что ее надо сменить) и т.д. Выбирая из этого многообразия зубную щетку для себя, следует учитывать два основных момента:

- щетки из искусственного волокна более предпочтительны по сравнение со щетками с натуральной щетиной. Это объясняется тем, что в щетине натуральных щеток есть срединный канал, который может заполняться микроорганизмами. Поверхность щетинок - пористая, с заусенцами, концы не поддаются обработке. В щетках же из искусственного волокна канал отсутствует, поверхность гладкая, непористая, а конец волокна может быть закруглен;

- очень важно, чтобы жесткость щетки соответствовала особенностям вашей полости рта. Жесткие щетки могут травмировать десну и способствовать стиранию твердых тканей зуба (эмали и дентина). Щетки средней жесткости и мягкие имеют более гибкие щетинки, лучше очищают десневую бороздку и межзубные промежутки. Мягкая зубная щетка используется в период лечения заболеваний пародонта, когда состояние десны не позволяет проводить энергичную чистку зубов.

При выборе жесткости щетки нужно руководствоваться собственными ощущениями и наблюдениями, а также советом стоматолога.

Зубную щетку необходимо менять один раз в 2-3 месяца, поскольку по истечении этого срока щетинки начинают терять форму, расщепляться и, следовательно, не в полной мере выполнять свою чистящую функцию.

Зубную щетку нужно содержать в чистоте. После чистки зубов ее следует промыть под струей воды, тщательно очистить от остатков пищи, зубного налета, зубной пасты. Хранить ее нужно так, чтобы она могла хорошо высохнуть. Не следует укладывать зубную щетку сразу после использования в закрытый футляр.

Зубная паста является второй главной составляющей, от которой зависит эффективность чистки зубов.

Современные зубные пасты, содержащие фтор, обладают ремине-рализирующим действием, укрепляя твердые ткани зубов, подавляют развитие бактерий, являющихся причиной кариеса и заболеваний пародонта, уменьшают образование зубного налета и зубного камня, препятствуют возникновению неприятного запаха во рту.

Следует пользоваться качественными зубными пастами, содержащими фтор, и учитывать при их выборе не только очищающее и освежающее действие пасты, но и лечебно-профилактические аспекты ее использования, посоветовавшись в случае необходимости со стоматологом.

МЕТОДИКА ЧИСТКИ ЗУБОВ

Чистить зубы нужно после каждого приема пищи (по крайней мере - после завтрака и ужина !) в течение 2-3 минут. Если нет возможности почистить зубы после приема пищи, надо сполоснуть рот водой. Подчеркнем, что:

а) антибактериальное и реминерализирующее действие зубных паст осуществляется, когда паста находится во рту не менее 2-3 минут;

б) для колонии бактерий продолжительность в 12 часов является пороговой, после которой могут происходить изменения в их жизнедеятельности, способствующие закреплению зубного налета на зубах и образованию зубного камня.

Таким образом, чистить зубы в течение 2-3 минут как минимум дважды в день (лучше - после завтрака и ужина) - объективно обусловленное требование, соблюдение которого повысит эффективность гигиены полости рта.

Единого универсального метода чистки зубов не существует.

Каждому целесообразно выработать индивидуальную комбинацию методик и приемов чистки, в наибольшей степени соответствующую особенностям полости рта, и регулярно использовать выработанный стереотип, отходя от него лишь в необходимых случаях (особые обстоятельства, лечение и т.д.).

Можно выделить три основные типа движения зубной щетки при чистке зубов:

    в

    ертикальные ("подметающие") движения вниз на верхней челюсти (рис.1) и вверх на нижней (рис.2). Этими движениями чистятся наружные и внутренние поверхности зубов, боковые поверхности, межзубные промежутки, десневые бороздки, удаляется налет с прилегающей к зубам части десен;

рис.1 рис.2

2
) горизонтальные возвратно-поступательные движения. Этими движениями


чистят наружные (рис.3), внутренние и жевательные (рис.4) поверхности зубов;

рис.3 рис.4

    к
    руговые движения, которые могут использоваться для чистки всех поверхностей зубов (щетка расположена как на рисунках 2, 3, 4, 5 и вращается, как это показано на рис.5).

рис.5

Все поверхности всех зубов можно почистить, например, начав чистку с правых наружных поверхностей больших коренных зубов (моляров). Почистить наружные (щечные и губные) поверхности всех зубов вертикальными, горизонтальными и круговыми движениями, двигаясь вдоль челюсти справа налево. Перейти затем на жевательные поверхности, почистить их возвратно-поступательными и вращательными движениями, а затем выполнить чистку внутренних (язычных и небных) поверхностей, используя, как и для наружных вертикальные, горизонтальные и вращательные движения щетки. Помня при этом о боковых поверхностях, межзубных промежутках и десневой бороздке и уделив им также определенное внимание - во время чистки наружных, жевательных и внутренних поверхностей и дополнительными движениями щетки - вы выполняете основную задачу: почистить все поверхности всех зубов, межзубные промежутки и десневую бороздку.

Порядок действий при этом может, естественно, меняться и сводиться для каждого человека к сугубо индивидуальному, привычному именно для него алгоритму, содержащему как приведенные выше, так и иные приемы.

Неприятный запах во рту может быть обусловлен налетом на языке. Поэтому язык также нуждается в чистке в том месте, где на нем образуется налет.

Удаление налета с десен и производимый при чистке массаж десен также способствует здоровью полости рта.

В заключение отметим, что систематичность, точность и тщательность выполнения чистки зубов вместе с правильно подобранными качественными зубной щеткой и пастой являются определяющими факторами эффективности гигиены полости рта.

Список использованной литературы

    Журнал "Стоматология для всех", № 1/98

    ГРОМОВ В.И., ВАСИЛЬЕВ Г.А. "ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БЕЗОПАСНОСТИ" М, 2000 г

    БСЭ

    Современная универсальная Российская энциклопедия

Ãèãèåíà è å¸ îñíîâíûå çàäà÷è Ãèãèåíà, à òàêæå åñòåñòâåííûå óñëîâèÿ âíåøíåé ñðåäû (âîçäåéñòâèå ñîëíå÷íûõ ëó÷åé, âîçäóõà, âîäû) ÿâëÿþòñÿ ñðåäñòâàìè ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ. Ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà íå äîëæíà èñ÷åðïûâàòüñÿ îäíèìè ëèøü ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè â âèäå ñïîðòà, ãèìíàñòèêè, ïîäâèæíûõ èãð è ïðî÷åãî, íî äîëæíà îáíèìàòü è îáùåñòâåííóþ è ëè÷íóþ ãèãèåíó òðóäà è áûòà, èñïîëüçîâàíèå åñòåñòâåííûõ ñèë ïðèðîäû, ïðàâèëüíûé ðåæèì òðóäà è îòäûõà. Ãèãèåíà - íàóêà î çäîðîâüå, î ñîçäàíèè óñëîâèé, áëàãîïðèÿòíûõ äëÿ ñîõðàíåíèÿ ÷åëîâåêîì çäîðîâüÿ, î ïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè òðóäà è îòäûõà, î ïðåäóïðåæäåíèè áîëåçíåé. Ÿ öåëüþ ÿâëÿåòñÿ èçó÷åíèå âëèÿíèÿ óñëîâèé æèçíè è òðóäà íà çäîðîâüå ëþäåé, ïðåäóïðåæäåíèå çàáîëåâàíèé, îáåñïå÷åíèå îïòèìàëüíûõ óñëîâèé ñóùåñòâîâàíèÿ ÷åëîâåêà, ñîõðàíåíèå åãî çäîðîâüÿ è äîëãîëåòèÿ. Ãèãèåíà ÿâëÿåòñÿ îñíîâîé ïðîôèëàêòèêè çàáîëåâàíèé. Îñíîâíûå çàäà÷è ãèãèåíû - èçó÷åíèå âëèÿíèÿ âíåøíåé ñðåäû íà ñîñòîÿíèå çäîðîâüÿ è ðàáîòîñïîñîáíîñòü ëþäåé; íàó÷íîå îáîñíîâàíèå è ðàçðàáîòêà ãèãèåíè÷åñêèõ íîðì, ïðàâèë è ìåðîïðèÿòèé ïî îçäîðîâëåíèþ âíåøíåé ñðåäû è óñòðàíåíèþ âðåäíî äåéñòâóþùèõ ôàêòîðîâ; íàó÷íîå îáîñíîâàíèå è ðàçðàáîòêà ãèãèåíè÷åñêèõ íîðìàòèâîâ, ïðàâèë è ìåðîïðèÿòèé ïî ïîâûøåíèþ ñîïðîòèâëÿåìîñòè îðãàíèçìà ê âîçìîæíûì âðåäíûì âëèÿíèÿì îêðóæàþùåé ñðåäû â öåëÿõ óëó÷øåíèÿ çäîðîâüÿ è ôèçè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïîâûøåíèÿ ðàáîòîñïîñîáíîñòè. Ëè÷íàÿ ãèãèåíà Çàùèòà îò áîëåçíåé è ðàíåíèé òðåáóåò îò ÷åëîâåêà îâëàäåíèÿ ìíîãèìè ïðîñòûìè ïðèåìàìè, êîòîðûå íàçûâàþòñÿ ëè÷íîé (ïåðñîíàëüíîé) ãèãèåíîé. Âûðàáîòêà èììóíèòåòà çàùèòèò âàñ îò ðÿäà î÷åíü ñåðüåçíûõ çàáîëåâàíèé, êîòîðûì âû ìîæåòå ïîäâåðãíóòüñÿ, - îñïà, áðþøíîé òèô, äèôòåðèÿ, õîëåðà, ÷óìà, æåëòàÿ (òðîïè÷åñêàÿ) ëèõîðàäêà. Ýòî íå èçáàâèò âàñ îò íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ çàáîëåâàíèé, òàêèõ êàê äèçåíòåðèÿ, ïðîñòóäà, ìàëÿðèÿ. Ðóêîâîäñòâóÿñü ñëåäóþùèìè ñîâåòàìè, âû êàê ìîæíî äîëüøå îñòàíåòåñü íà íîãàõ: 1) ×èñòîòà òåëà - ýòî ïåðâàÿ çàùèòà îò áîëåçíåòâîðíûõ ìèêðîáîâ. Èäåàëüíûì áûëî áû ïðèíÿòèå åæåäíåâíîãî äóøà ñ ãîðÿ÷åé âîäîé è ìûëîì. Åñëè ýòî íåâîçìîæíî, ñîäåðæèòå ðóêè ÷èñòûìè, ÷èñòèòå âàøè íîãòè, ãóáêîé îáòèðàéòå ëèöî, ïîäìûøêè, ïðîìåæíîñòü è íîãè, ïî êðàéíåé ìåðå îäèí ðàç â äåíü. 2) Ñîäåðæèòå ïî âîçìîæíîñòè ÷èñòûìè è ñóõèìè îäåæäó, îñîáåííî íèæíåå áåëüå è íîñêè. Åñëè ñòèðêà íåâîçìîæíà, âûòðÿõèâàéòå îäåæäó, ñóøèòå è ïðîâåòðèâàéòå åå ðåãóëÿðíî. 3) Åñëè ýòî âîçìîæíî, ïîëüçóéòåñü êàæäûé äåíü çóáíîé ïàñòîé. Ìûëî, ïèùåâàÿ ñîëü èëè ñîäà ìîãóò ñ óñïåõîì çàìåíèòü çóáíóþ ïàñòó, à ìàëåíüêàÿ çåëåíàÿ âåòî÷êà, õîðîøî ðàçæåâàííàÿ ñ îäíîé ñòîðîíû, ïîñëóæèò âàì â êà÷åñòâå çóáíîé ùåòêè. Äðóãîé ìåòîä - ÷èñòêà çóáîâ ÷èñòûì ïàëüöåì. Ýòîò ìåòîä ìàññèðóåò òàêæå äåñíû. Ïîñëå åäû ïîëîùèòå ðîò ïèòüåâîé âîäîé, åñëè îíà åñòü â âàøåì ðàñïîëîæåíèè. Ãèãèåíà ïèòàíèÿ Îñòåðåãàéòåñü æåëóäî÷íî-êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé è ðàññòðîéñòâ. Íå ãðûçèòå íîãòè, íå ïðèíèìàéòå ïèùó ãðÿçíûìè ðóêàìè (êàê ìèíèìóì, òùàòåëüíî îáòèðàéòå ðóêè ïåðåä åäîé ÷èñòîé ñóõîé òðàâîé èëè ëèñòüÿìè). Íå ïåéòå ãðÿçíóþ âîäó (åå íàäî ïðîêèïÿòèòü èëè îáðàáîòàòü ñïåöèàëüíûìè òàáëåòêàìè, à çàòåì ïðîôèëüòðîâàòü). Ïðåäîõðàíÿéòå ïèùó è âîäó îò ìóõ è ïðî÷èõ íàñåêîìûõ, ñâîåâðåìåííî óäàëÿéòå ïèùåâûå îòáðîñû è îòõîäû. Èçáåãàéòå óïîòðåáëÿòü â ïèùó íåîáðàáîòàííûå è íåäîáðîêà÷åñòâåííûå ïðîäóêòû (íåäîñòàòî÷íî ïðîâàðåííûå, ïðîæàðåííûå,íåìûòûå ãîðÿ÷åé âîäîé, ïîäãíèâøèå, ïîêðûòûå ïëåñåíüþ, çàáðîäèâøèå, ïðîòóõøèå è ò.ä.). Ïèùåâîå îòðàâëåíèå, äèçåíòåðèÿ â ïîëåâûõ óñëîâèÿõ îçíà÷àþò ñðûâ áîåâîãî çàäàíèÿ è, âïîëíå âåðîÿòíî, ãèáåëü ÷åëîâåêà. Îáåçîïàñüòå ñåáÿ îò êèøå÷íûõ çàáîëåâàíèé: 1) Íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûìè è îïàñíûìè çàáîëåâàíèÿìè ÿâëÿþòñÿ ïîíîñ, ïèùåâîå îòðàâëåíèå è äðóãèå êèøå÷íûå ðàññòðîéñòâà. Èõ ïðè÷èíîé ìîãóò ñòàòü çàðàæåííûå ïèùà, âîäà èëè äðóãèå íàïèòêè. ×òîáû çàùèòèòü ñåáÿ îò ýòèõ áîëåçíåé, íåîáõîäèìî: - ñîõðàíÿòü òåëî, îñîáåííî ðóêè, â ÷èñòîòå. Íå ãðûçòü íîãòè. Íå åñòü ðóêàìè; - ïåðåä óïîòðåáëåíèåì âîäû ðàçâåñòè â íåé îáåççàðàæèâàþùóþ òàáëåòêó èëè ïðîêèïÿòèòü 1 ìèíóòó; - ìûòü è ñíèìàòü êîæóðó ñî âñåõ ôðóêòîâ; - ïåðåä ïðèãîòîâëåíèåì íå õðàíèòü äîëãî ïðîäóêòû; - ñòåðèëèçîâàòü êóõîííûå ïðåäìåòû, æåëàòåëüíî â êèïÿ÷åíîé âîäå; - ïðåäîõðàíÿòü ïèùó è âîäó îò ìóõ è äðóãèõ íàñåêîìûõ. Ñîäåðæèòå âàø äîì â ÷èñòîòå; - ñëåäèòå ñòðîãî çà ñâîåâðåìåííûì óäàëåíèåì îòáðîñîâ è îòõîäîâ. 2) Åñëè ó âàñ ïîíîñ èëè ðâîòà, íå óïîòðåáëÿéòå òÿæåëóþ ïèùó, ïîêà íå ïîÿâÿòñÿ ñèìïòîìû óëó÷øåíèÿ âàøåãî ñîñòîÿíèÿ. Óïîòðåáëÿéòå ïèòüå, â ÷àñòíîñòè ïèòüåâóþ âîäó, ìàëåíüêèìè ïîðöèÿìè è ÷àñòî, ÷åðåç ðàâíûå ïðîìåæóòêè âðåìåíè. Äàæå åñëè âàì ñòàëî ëó÷øå, ïîïûòàéòåñü èçáåæàòü óïîòðåáëåíèÿ òÿæåëîé ïèùè. Íå ñîëèòå ïèùó ñëèøêîì îáèëüíî. Ãèãèåíà çäîðîâüÿ Îáåðåãàéòå ñåáÿ îò ñåðäå÷íîé íåäîñòàòî÷íîñòè  ìåñòíîñòÿõ ñ æàðêèì êëèìàòîì çàãîðàéòå îñòîðîæíî, ÷àñòè÷íî âûñòàâëÿÿ ñâîå òåëî ñîëíöó. Ñèëüíîå íàïðÿæåíèå ïîä ãîðÿ÷èì ñîëíöåì ìîæåò ñòàòü ïðè÷èíîé ñåðäå÷íîãî óäàðà. Ñåðäå÷íóþ ñëàáîñòü ìîæíî ïðåäóïðåäèòü äîïîëíèòåëüíûì óïîòðåáëåíèåì ïèòüåâîé âîäû è ñîëè, ÷òîáû âîçìåñòèòü òî, ÷òî óõîäèò ïðè ïîòåíèè. Çàùèùàéòå ñåáÿ îò ïðîñòóäíûõ çàáîëåâàíèé 1)  çîíàõ ñ î÷åíü õîëîäíûì êëèìàòîì ñîõðàíÿéòå òåëî â òåïëå âñåìè âîçìîæíûì ñðåäñòâàìè. Îñîáåííî çàáîòüòåñü î íîãàõ, ðóêàõ è îãîëåííûõ ÷àñòÿõ òåëà. Ñëåäèòå, ÷òîáû íîñêè áûëè ñóõèìè, äëÿ óòåïëåíèÿ èñïîëüçóéòå òðÿïêè, áóìàãó, ìîõ, òðàâó, ëèñòüÿ, èç êîòîðûõ âñåãäà ìîæíî ñäåëàòü õîðîøåå óêðûòèå. 2) Îáìîðîæåíèå - ïîñòîÿííàÿ îïàñíîñòü äëÿ ëþáîãî, êòî ïîäâåðãàåòñÿ âîçäåéñòâèþ òåìïåðàòóðû íèæå òî÷êè çàìåðçàíèÿ âîäû. Äëÿ îáðàáîòêè îáìîðîæåííûõ ìåñò íàéäèòå áûñòðåå òåïëîå ìåñòî (ñ íîðìàëüíîé êîìíàòíîé òåìïåðàòóðîé) è íåìåäëåííî ïîãðóçèòå èõ â ãîðÿ÷óþ âîäó èëè ïîäâåðãàéòå ýòè ìåñòà îáðàáîòêå ãîðÿ÷èì âîçäóõîì. Íå ìàññàæèðóéòå è íå ïðèêëàäûâàéòå ëåä ê îáìîðîæåííûì ó÷àñòêàì òåëà. Çàáîòüòåñü î ñâîèõ íîãàõ 1) Ãðÿçíûå èëè ïîòíûå íîñêè ìîãóò íàâðåäèòü âàøèì íîãàì. Åñëè ó âàñ íåò ÷èñòûõ ïàð, ñòèðàéòå ÷àùå òå, ÷òî íàäåâàåòå. Åñëè æå èìååòñÿ ÷èñòàÿ ïàðà, êëàäèòå âûñòèðàííóþ ïîâåðõ îäåæäû çà ñïèíîé. Îíè âûñîõíóò áûñòðåå. Ïî âîçìîæíîñòè íàäåâàéòå øåðñòÿíûå íîñêè, îíè ëó÷øå âïèòûâàþò ïîò. Íîñêè ìîãóò áûòü çàìîðîæåíû, çàòåì èõ ñëåäóåò îòáèòü, ÷òîáû î÷èñòèòü îò ãðÿçè. 2) Âîëäûðè ïðåäñòàâëÿþò îïàñíîñòü, ïîñêîëüêó ñ íèõ ìîæåò íà÷àòüñÿ èíôåêöèÿ, êîòîðàÿ ìîæåò ïîìåøàòü âàøåìó ïåðåäâèæåíèþ, èëè âîîáùå, ïðè äàëüíåéøåì óõóäøåíèè âàøåãî ïîëîæåíèÿ, ñòàòü ïðè÷èíîé ñìåðòè. Åñëè îáóâü ïîäõîäèò âàì õîðîøî, ïîñëå êàæäîãî ïåðåõîäà î÷èùàéòå åå îò çåìëè, ÷àùå ìåíÿéòå íîñêè, èñïîëüçóéòå ïóäðó äëÿ íîã, ìàññàæèðóéòå èëè ñïîêîéíî ðàñòèðàéòå ñâîè íîãè è ó âàñ áóäåò ìåíüøå çàáîò îòíîñèòåëüíî âîëäûðåé. Åñëè æå ïîÿâèëñÿ âîëäûðü - íå âñêðûâàéòå åãî, à íàëîæèòå íà íåãî ìÿãêóþ ïðîêëàäêó, ÷òîáû ìåíüøå íàòèðàòü ýòî ìåñòî. Ãèãèåíà îäåæäû è îáóâè Çà îáóâüþ âñåãäà íóæíî òùàòåëüíî ñëåäèòü, îñîáåííî ïðè äåéñòâèÿõ â ñûðûõ êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèÿõ è çèìîé. Îáóâü íóæíî ÷àùå ñóøèòü, ñîáëþäàÿ îñòîðîæíîñòü, òàê êàê ïðè áûñòðîé ñóøêå (íà îãíå êîñòðà, ó ãîðÿ÷åé ïå÷êè) îíà ìîæåò èñïîðòèòüñÿ, ðàâíî êàê è ïðè îñòàâëåíèè ìîêðîé îáóâè íà ìîðîçå. Õîðîøèì ñïîñîáîì ñóøêè ÿâëÿåòñÿ çàïîëíåíèå îáóâè íàãðåòîé (òàê, ÷òîáû íå îáæèãàëî) ãàëüêîé, ïåñêîì, ìåëêèìè êàìåøêàìè. Îáóâü ìîæíî íàáèòü áóìàãîé, ñóõèì ñåíîì èëè ìõîì - ýòî ñïîñîáñòâóåò ñóøêå è ïðåïÿòñòâóåò äåôîðìàöèè. Äîïóñòèìî â êðàéíåì ñëó÷àå íàäåâàíèå ñûðûõ ñàïîã (áîòèíîê) íà ñóõèå íîñêè è ïîðòÿíêè, íî íå íàîáîðîò. Ðåãóëÿðíî ñìàçûâàéòå îáóâü òîíêèì ñëîåì ñàïîæíîãî êðåìà. Ñàïîæíûé êðåì ìîæíî çàìåíèòü íåñîëåíûì ñàëîì, äåãòåì, æèðîì âîäîïëàâàþùèõ ïòèö (ðûáû), ñûðûì ìûëîì, ðàñòèòåëüíûì ìàñëîì. Äëÿ ïîëó÷åíèÿ äåãòÿ íóæíî íàãðåâàòü áåðåñòó â áàíêå íà îãíå äî òåõ ïîð, ïîêà íå îòãîíèòñÿ òåìíàÿ æèäêîñòü. Ïðè ïåðåíîñêå ãðóçîâ ïðàâèëüíî çàïîëíÿéòå ðþêçàê (ðàíåö): ìåëêèå ïðåäìåòû íóæíî óêëàäûâàòü ê ñïèíå, òâåðäûå è òÿæåëûå - â íèæíåé ïîëîâèíå ðàíöà. Ëÿìêè ðàíöà ïîäãîíÿéòå ïî ðîñòó òàê, ÷òîáû åãî íèæíèé êðàé (ïðèêðåïëåííûé ãðóç) ïðèëåãàë ê êðåñòöó. Ïîäîãíàííûé òàêèì îáðàçîì ðàíåö íå áüåò ïî ñïèíå è íå ñëèøêîì îòòÿãèâàåò ïëå÷è. Ïðè òÿæåëîì ãðóçå (áîëåå 20 êã) íåîáõîäèìî ïîçàáîòèòüñÿ î ìÿãêèõ ïðîêëàäêàõ ïîä íàïëå÷íûå ðåìíè (èç ïîðîëîíà, âîéëîêà, ìõà è ò.ä.). Çèìîé íóæíî îñîáåííî òùàòåëüíî ñëåäèòü çà èñïðàâíîñòüþ îäåæäû, ñîäåðæàòü åå ñóõîé è îáåðåãàòü îò ïðîæèãàíèÿ. Íàèáîëåå ÷àñòîé ïðè÷èíîé óâëàæíåíèÿ îäåæäû ÿâëÿåòñÿ ñèëüíîå ïîòîîòäåëåíèå. Ïðè åãî ïîÿâëåíèè ñíèìèòå ëèøíþþ îäåæäó (îáÿçàòåëüíî ñîõðàíèâ âåðõíèé âåòðîçàùèòíûé ñëîé), óìåíüøèòå ôèçè÷åñêóþ íàãðóçêó, åñëè åñòü âîçìîæíîñòü. Îáìóíäèðîâàíèå ïðè äëèòåëüíûõ äåéñòâèÿõ, îñîáåííî â õîëîäíûõ êëèìàòè÷åñêèõ óñëîâèÿõ, ñëåäóåò ïðîñóøèâàòü, âûâåøèâàÿ â âåðõíåé ÷àñòè óáåæèùà, ïðåäâàðèòåëüíî âûòðÿõíóâ. Ïðè íåâîçìîæíîñòè âûñòèðàòü íåîáõîäèìî áåëüå è îäåæäó âûòðÿñòè, à çàòåì ïîâåñèòü íà 1,5-2 ÷àñà íà îòêðûòîì âîçäóõå. ×òîáû â ìåòåëü (ïóðãó) ê îáìóíäèðîâàíèþ íå ïðèëèïàë ñíåã è îíî íå íàìîêàëî, ðåêîìåíäóåòñÿ ïîâåðõ îäåâàòü õàëàòû, íàêèäêè, èçãîòîâëåííûå èç ïàðàøþòíîé òêàíè. Ýòèì æå îáåñïå÷èâàåòñÿ ìàñêèðîâêà. Ïîìíèòå, ÷òî: - ïëîòíî ïðèëåãàþùàÿ îäåæäà óìåíüøàåò çîíó íåïîäâèæíîãî âîçäóõà âîêðóã òåëà è ïðåïÿòñòâóåò ñâîáîäíîìó êðîâîîáðàùåíèþ; - ïîòåíèå îïàñíî, ïîñêîëüêó îíî ïîíèæàåò èçîëÿöèîííóþ ñïîñîáíîñòü îäåæäû, íàñûùàÿ âîçäóõ âëàãîé. Êîãäà âëàãà èñïàðÿåòñÿ, òåëî îõëàæäàåòñÿ. Ïðåäóïðåæäàéòå ïåðåãðåâàíèå, ñíèìàÿ ÷àñòü îäåæäû è ðàññòåãèâàÿ åå ó øåè, çàïÿñòèé è íà ãðóäè; - ðóêè è íîãè îõëàæäàþòñÿ áûñòðåå, ÷åì äðóãèå ÷àñòè òåëà, è íà íèõ ñëåäóåò îáðàùàòü áîëüøåå âíèìàíèå. Çàêðûâàéòå ðóêè, íàñêîëüêî ýòî âîçìîæíî. Ðóêè ìîæíî ñîãðåòü ïîä ìûøêàìè, íà âíóòðåííåé ÷àñòè áåäðà èëè íà ãðóäè. Òàê êàê íîãè áûñòðî ïîòåþò, ñîãðåâàòü èõ òðóäíî. Ëó÷øå íîñèòü îáóâü áîëüøåãî ðàçìåðà, ÷òîáû ìîæíî áûëî íàäåòü íå ìåíåå äâóõ ïîðòÿíîê (íîñêà). Òåïëûé äâîéíîé íîñîê ìîæíî ñäåëàòü, åñëè ïîëîæèòü ìåæäó ïàðîé íîñêîâ ñóõóþ òðàâó, ìîõ, öåëëîôàíîâûé ïàêåò èëè ïòè÷üè ïåðüÿ; - ñàìûå áîëüøèå òåïëîïîòåðè ïðîèñõîäÿò â ðàéîíå ãîëîâû. Íèêîãäà íå çàáûâàéòå î õîðîøåì ãîëîâíîì óáîðå.  ñóáòðîïèêàõ, à òàêæå â ñðåäíåé ïîëîñå íà áîëîòàõ è â ëåñó æàðêèì ëåòîì ÷åëîâåê ïîäâåðãàåòñÿ íàïàäåíèþ ïîë÷èù íàñåêîìûõ (êîìàðîâ, îâîäîâ, ñëåïíåé, ìóõ, îñ, øåðøíåé, ìîøêàðû è ò.ä.). Ïîýòîìó îí äîëæåí èìåòü: - îäåæäó òàêîé ïðî÷íîñòè, ÷òîáû îíà íå ðâàëàñü âî âðåìÿ äâèæåíèÿ ñêâîçü ãóñòûå çàðîñëè êóñòàðíèêà è ïîäëåñêà; - ñåòêó è ïåð÷àòêè äëÿ çàùèòû îò íàñåêîìûõ; - ðóêàâà è áðþ÷èíû, äîñòàòî÷íî ñâîáîäíûå äëÿ çàïðàâêè èõ â ïåð÷àòêè è â íîñêè; - Ñåòêà-íàêîìàðíèê äîëæíà áûòü ñâåòëîé, ò.ê. êîìàðû è ìíîãèå äðóãèå íàñåêîìûå áîÿòñÿ ñâåòëîãî öâåòà. Òåìíûå òîíà èõ ïðèâëåêàþò. ×èñòêà çóáîâ Èíäèâèäóàëüíàÿ ãèãèåíà ïîëîñòè ðòà - íåîòúåìëåìàÿ ÷àñòü îáùåé ãèãèåíû ÷åëîâåêà. Îò òîãî, íàñêîëüêî õîðîøî âûïîëíÿåò ÷åëîâåê ïðàâèëà ãèãèåíû ïîëîñòè ðòà, çàâèñèò íå òîëüêî åãî âíåøíèé âèä (êðàñèâûå çóáû è äåñíû), îòñóòñòâèå íåïðèÿòíîãî çàïàõà èçî ðòà, îùóùåíèå êîìôîðòà è ñâåæåñòè âî ðòó, íî è - ñàìîå ãëàâíîå! - çäîðîâüå åãî çóáîâ, äåñåí, ñëèçèñòîé îáîëî÷êè ïîëîñòè ðòà. Îñíîâà èíäèâèäóàëüíîé ãèãèåíû ïîëîñòè ðòà - ïðàâèëüíàÿ è ðåãóëÿðíàÿ ÷èñòêà çóáîâ. ÎÒ ×ÅÃÎ ÍÓÆÍÎ Î×ÈÙÀÒÜ ÇÓÁÛ È ÏÎËÎÑÒÜ ÐÒÀ ?  ïîëîñòè ðòà ÷åëîâåêà ïîñòîÿííî íàõîäÿòñÿ áàêòåðèè. Ïðàêòè÷åñêè âñå ïðîäóêòû è íàïèòêè, ñîäåðæàùèå ëåãêîôåðìåíòèðóåìûå óãëåâîäû - ñàõàðà è ïðîøåäøèå êóëèíàðíóþ îáðàáîòêó êðàõìàëû - îáåñïå÷èâàþò ïèòàíèå áàêòåðèé. Êîëîíèè áàêòåðèé è âûäåëåííûå èìè êëåéêèå âåùåñòâà îáðàçóþò çóáíîé íàëåò. Âïåðâûå áàêòåðèè áûëè îáíàðóæåíû èìåííî â çóáíîì íàëåòå ãîëëàíäñêèì ó÷åíûì À. Ëåâåíãóêîì (â 1683 ãîäó). Ïðîäóêòîì æèçíåäåÿòåëüíîñòè áàêòåðèé ÿâëÿþòñÿ êèñëîòû, âûäåëåíèå êîòîðûõ ìîæåò ñïîñîáñòâîâàòü íà÷àëó ïðîöåññà ðàçðóøåíèÿ çóáà. Îñòàòêè ïèùè è çóáíîé íàëåò äîëæíû îáÿçàòåëüíî óäàëÿòüñÿ èç ïîëîñòè ðòà. ×ÈÑÒÊÅ ÊÀÊÈÕ ÌÅÑÒ ÍÓÆÍÎ ÓÄÅËßÒÜ ÂÍÈÌÀÍÈÅ ? Ãëàâíûå ìåñòà ñîñðåäîòî÷åíèÿ çóáíîãî íàëåòà è ÷àñòèö ïèùè: ïîâåðõíîñòè çóáîâ, ìåæçóáíûå ïðîìåæóòêè è äåñíåâàÿ áîðîçäêà (çóáîäåñíåâîé êàðìàí). Âûäåëÿþò âíóòðåííèå (ÿçûêîâûå, íåáíûå), íàðóæíûå (ãóáíûå, ùå÷íûå), æåâàòåëüíûå è áîêîâûå ïîâåðõíîñòè çóáîâ. Áîêîâûå çóáû (ïðåìîëÿðû è ìîëÿðû) èìåþò íåðîâíîñòè íà æåâàòåëüíûõ ïîâåðõíîñòÿõ - ôèññóðû. ×ÅÌ ×ÈÑÒÈÒÜ ÇÓÁÛ ? Îñíîâíûå èíñòðóìåíòû ÷èñòêè çóáîâ - çóáíàÿ ùåòêà è çóáíàÿ ïàñòà. Êàæäàÿ çóáíàÿ ùåòêà ñîñòîèò èç ðó÷êè è ðàáî÷åé ãîëîâêè ñ ïîñàæåííûìè â íåå êóñòàìè ùåòèíû. Ùåòêè ìîãóò îòëè÷àòüñÿ ìàòåðèàëîì, ôîðìîé è êîíñòðóêöèåé ðó÷êè, ôîðìîé è ðàçìåðîì ãîëîâîê, ðàñïîëîæåíèåì, ãóñòîòîé, äëèíîé ùåòèíîê.  ïîèñêàõ áîëüøåé ýôôåêòèâíîñòè ãèãèåíèñòû, êîíñòðóêòîðû, äèçàéíåðû ïîñòîÿííî âåäóò óñîâåðøåíñòâîâàíèå çóáíûõ ùåòîê. Íîâèíêè ïîñëåäíèõ ëåò: ùåòêè ñ ãèáêèìè ðó÷êàìè: "îáúåìíûå" ùåòêè ñ ïó÷êàìè ùåòèíû ðàçëè÷íîé äëèíû, ðàñïîëîæåííûìè â îïðåäåëåííîì ïîðÿäêå: ùåòêè, ó êîòîðûõ ùåòèíêè îêðàøåíû òàê, ÷òî ïîñëå îïðåäåëåííîãî ñðîêà èñïîëüçîâàíèÿ ùåòêà ìåíÿåò îêðàñêó çà ñ÷åò ñòèðàíèÿ ïîâåðõíîñòè (ùåòêà "ãîâîðèò", ÷òî åå íàäî ñìåíèòü) è ò.ä. Âûáèðàÿ èç ýòîãî ìíîãîîáðàçèÿ çóáíóþ ùåòêó äëÿ ñåáÿ, ñëåäóåò ó÷èòûâàòü äâà îñíîâíûõ ìîìåíòà: - ùåòêè èç èñêóññòâåííîãî âîëîêíà áîëåå ïðåäïî÷òèòåëüíû ïî ñðàâíåíèå ñî ùåòêàìè ñ íàòóðàëüíîé ùåòèíîé. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ òåì, ÷òî â ùåòèíå íàòóðàëüíûõ ùåòîê åñòü ñðåäèííûé êàíàë, êîòîðûé ìîæåò çàïîëíÿòüñÿ ìèêðîîðãàíèçìàìè. Ïîâåðõíîñòü ùåòèíîê - ïîðèñòàÿ, ñ çàóñåíöàìè, êîíöû íå ïîääàþòñÿ îáðàáîòêå.  ùåòêàõ æå èç èñêóññòâåííîãî âîëîêíà êàíàë îòñóòñòâóåò, ïîâåðõíîñòü ãëàäêàÿ, íåïîðèñòàÿ, à êîíåö âîëîêíà ìîæåò áûòü çàêðóãëåí; - î÷åíü âàæíî, ÷òîáû æåñòêîñòü ùåòêè ñîîòâåòñòâîâàëà îñîáåííîñòÿì âàøåé ïîëîñòè ðòà. Æåñòêèå ùåòêè ìîãóò òðàâìèðîâàòü äåñíó è ñïîñîáñòâîâàòü ñòèðàíèþ òâåðäûõ òêàíåé çóáà (ýìàëè è äåíòèíà). Ùåòêè ñðåäíåé æåñòêîñòè è ìÿãêèå èìåþò áîëåå ãèáêèå ùåòèíêè, ëó÷øå î÷èùàþò äåñíåâóþ áîðîçäêó è ìåæçóáíûå ïðîìåæóòêè. Ìÿãêàÿ çóáíàÿ ùåòêà èñïîëüçóåòñÿ â ïåðèîä ëå÷åíèÿ çàáîëåâàíèé ïàðîäîíòà, êîãäà ñîñòîÿíèå äåñíû íå ïîçâîëÿåò ïðîâîäèòü ýíåðãè÷íóþ ÷èñòêó çóáîâ. Ïðè âûáîðå æåñòêîñòè ùåòêè íóæíî ðóêîâîäñòâîâàòüñÿ ñîáñòâåííûìè îùóùåíèÿìè è íàáëþäåíèÿìè, à òàêæå ñîâåòîì ñòîìàòîëîãà. Çóáíóþ ùåòêó íåîáõîäèìî ìåíÿòü îäèí ðàç â 2-3 ìåñÿöà, ïîñêîëüêó ïî èñòå÷åíèè ýòîãî ñðîêà ùåòèíêè íà÷èíàþò òåðÿòü ôîðìó, ðàñùåïëÿòüñÿ è, ñëåäîâàòåëüíî, íå â ïîëíîé ìåðå âûïîëíÿòü ñâîþ ÷èñòÿùóþ ôóíêöèþ. Çóáíóþ ùåòêó íóæíî ñîäåðæàòü â ÷èñòîòå. Ïîñëå ÷èñòêè çóáîâ åå ñëåäóåò ïðîìûòü ïîä ñòðóåé âîäû, òùàòåëüíî î÷èñòèòü îò îñòàòêîâ ïèùè, çóáíîãî íàëåòà, çóáíîé ïàñòû. Õðàíèòü åå íóæíî òàê, ÷òîáû îíà ìîãëà õîðîøî âûñîõíóòü. Íå ñëåäóåò óêëàäûâàòü çóáíóþ ùåòêó ñðàçó ïîñëå èñïîëüçîâàíèÿ â çàêðûòûé ôóòëÿð. Çóáíàÿ ïàñòà ÿâëÿåòñÿ âòîðîé ãëàâíîé ñîñòàâëÿþùåé, îò êîòîðîé çàâèñèò ýôôåêòèâíîñòü ÷èñòêè çóáîâ. Ñîâðåìåííûå çóáíûå ïàñòû, ñîäåðæàùèå ôòîð, îáëàäàþò ðåìèíå- ðàëèçèðóþùèì äåéñòâèåì, óêðåïëÿÿ òâåðäûå òêàíè çóáîâ, ïîäàâëÿþò ðàçâèòèå áàêòåðèé, ÿâëÿþùèõñÿ ïðè÷èíîé êàðèåñà è çàáîëåâàíèé ïàðîäîíòà, óìåíüøàþò îáðàçîâàíèå çóáíîãî íàëåòà è çóáíîãî êàìíÿ, ïðåïÿòñòâóþò âîçíèêíîâåíèþ íåïðèÿòíîãî çàïàõà âî ðòó. Ñëåäóåò ïîëüçîâàòüñÿ êà÷åñòâåííûìè çóáíûìè ïàñòàìè, ñîäåðæàùèìè ôòîð, è ó÷èòûâàòü ïðè èõ âûáîðå íå òîëüêî î÷èùàþùåå è îñâåæàþùåå äåéñòâèå ïàñòû, íî è ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèå àñïåêòû åå èñïîëüçîâàíèÿ, ïîñîâåòîâàâøèñü â ñëó÷àå íåîáõîäèìîñòè ñî ñòîìàòîëîãîì. ÌÅÒÎÄÈÊÀ ×ÈÑÒÊÈ ÇÓÁΠ×èñòèòü çóáû íóæíî ïîñëå êàæäîãî ïðèåìà ïèùè (ïî êðàéíåé ìåðå - ïîñëå çàâòðàêà è óæèíà !) â òå÷åíèå 2-3 ìèíóò. Åñëè íåò âîçìîæíîñòè ïî÷èñòèòü çóáû ïîñëå ïðèåìà ïèùè, íàäî ñïîëîñíóòü ðîò âîäîé. Ïîä÷åðêíåì, ÷òî: à) àíòèáàêòåðèàëüíîå è ðåìèíåðàëèçèðóþùåå äåéñòâèå çóáíûõ ïàñò îñóùåñòâëÿåòñÿ, êîãäà ïàñòà íàõîäèòñÿ âî ðòó íå ìåíåå 2-3 ìèíóò; á) äëÿ êîëîíèè áàêòåðèé ïðîäîëæèòåëüíîñòü â 12 ÷àñîâ ÿâëÿåòñÿ ïîðîãîâîé, ïîñëå êîòîðîé ìîãóò ïðîèñõîäèòü èçìåíåíèÿ â èõ æèçíåäåÿòåëüíîñòè, ñïîñîáñòâóþùèå çàêðåïëåíèþ çóáíîãî íàëåòà íà çóáàõ è îáðàçîâàíèþ çóáíîãî êàìíÿ. Òàêèì îáðàçîì, ÷èñòèòü çóáû â òå÷åíèå 2-3 ìèíóò êàê ìèíèìóì äâàæäû â äåíü (ëó÷øå - ïîñëå çàâòðàêà è óæèíà) - îáúåêòèâíî îáóñëîâëåííîå òðåáîâàíèå, ñîáëþäåíèå êîòîðîãî ïîâûñèò ýôôåêòèâíîñòü ãèãèåíû ïîëîñòè ðòà. Åäèíîãî óíèâåðñàëüíîãî ìåòîäà ÷èñòêè çóáîâ íå ñóùåñòâóåò. Êàæäîìó öåëåñîîáðàçíî âûðàáîòàòü èíäèâèäóàëüíóþ êîìáèíàöèþ ìåòîäèê è ïðèåìîâ ÷èñòêè, â íàèáîëüøåé ñòåïåíè ñîîòâåòñòâóþùóþ îñîáåííîñòÿì ïîëîñòè ðòà, è ðåãóëÿðíî èñïîëüçîâàòü âûðàáîòàííûé ñòåðåîòèï, îòõîäÿ îò íåãî ëèøü â íåîáõîäèìûõ ñëó÷àÿõ (îñîáûå îáñòîÿòåëüñòâà, ëå÷åíèå è ò.ä.). Ìîæíî âûäåëèòü òðè îñíîâíûå òèïà äâèæåíèÿ çóáíîé ùåòêè ïðè ÷èñòêå çóáîâ: 1) âåðòèêàëüíûå ("ïîäìåòàþùèå") äâèæåíèÿ âíèç íà âåðõíåé ÷åëþñòè è ââåðõ íà íèæíåé. Ýòèìè äâèæåíèÿìè ÷èñòÿòñÿ íàðóæíûå è âíóòðåííèå ïîâåðõíîñòè çóáîâ, áîêîâûå ïîâåðõíîñòè, ìåæçóáíûå ïðîìåæóòêè, äåñíåâûå áîðîçäêè, óäàëÿåòñÿ íàëåò ñ ïðèëåãàþùåé ê çóáàì ÷àñòè äåñåí; 2) ãîðèçîíòàëüíûå âîçâðàòíî-ïîñòóïàòåëüíûå äâèæåíèÿ. Ýòèìè äâèæåíèÿìè ÷èñòÿò íàðóæíûå, âíóòðåííèå è æåâàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè çóáîâ; 3) êðóãîâûå äâèæåíèÿ, êîòîðûå ìîãóò èñïîëüçîâàòüñÿ äëÿ ÷èñòêè âñåõ ïîâåðõíîñòåé çóáîâ Âñå ïîâåðõíîñòè âñåõ çóáîâ ìîæíî ïî÷èñòèòü, íàïðèìåð, íà÷àâ ÷èñòêó ñ ïðàâûõ íàðóæíûõ ïîâåðõíîñòåé áîëüøèõ êîðåííûõ çóáîâ (ìîëÿðîâ). Ïî÷èñòèòü íàðóæíûå (ùå÷íûå è ãóáíûå) ïîâåðõíîñòè âñåõ çóáîâ âåðòèêàëüíûìè, ãîðèçîíòàëüíûìè è êðóãîâûìè äâèæåíèÿìè, äâèãàÿñü âäîëü ÷åëþñòè ñïðàâà íàëåâî. Ïåðåéòè çàòåì íà æåâàòåëüíûå ïîâåðõíîñòè, ïî÷èñòèòü èõ âîçâðàòíî- ïîñòóïàòåëüíûìè è âðàùàòåëüíûìè äâèæåíèÿìè, à çàòåì âûïîëíèòü ÷èñòêó âíóòðåííèõ (ÿçû÷íûõ è íåáíûõ) ïîâåðõíîñòåé, èñïîëüçóÿ, êàê è äëÿ íàðóæíûõ âåðòèêàëüíûå, ãîðèçîíòàëüíûå è âðàùàòåëüíûå äâèæåíèÿ ùåòêè. Ïîìíÿ ïðè ýòîì î áîêîâûõ ïîâåðõíîñòÿõ, ìåæçóáíûõ ïðîìåæóòêàõ è äåñíåâîé áîðîçäêå è óäåëèâ èì òàêæå îïðåäåëåííîå âíèìàíèå - âî âðåìÿ ÷èñòêè íàðóæíûõ, æåâàòåëüíûõ è âíóòðåííèõ ïîâåðõíîñòåé è äîïîëíèòåëüíûìè äâèæåíèÿìè ùåòêè - âû âûïîëíÿåòå îñíîâíóþ çàäà÷ó: ïî÷èñòèòü âñå ïîâåðõíîñòè âñåõ çóáîâ, ìåæçóáíûå ïðîìåæóòêè è äåñíåâóþ áîðîçäêó. Ïîðÿäîê äåéñòâèé ïðè ýòîì ìîæåò, åñòåñòâåííî, ìåíÿòüñÿ è ñâîäèòüñÿ äëÿ êàæäîãî ÷åëîâåêà ê ñóãóáî èíäèâèäóàëüíîìó, ïðèâû÷íîìó èìåííî äëÿ íåãî àëãîðèòìó, ñîäåðæàùåìó êàê ïðèâåäåííûå âûøå, òàê è èíûå ïðèåìû. Íåïðèÿòíûé çàïàõ âî ðòó ìîæåò áûòü îáóñëîâëåí íàëåòîì íà ÿçûêå. Ïîýòîìó ÿçûê òàêæå íóæäàåòñÿ â ÷èñòêå â òîì ìåñòå, ãäå íà íåì îáðàçóåòñÿ íàëåò. Óäàëåíèå íàëåòà ñ äåñåí è ïðîèçâîäèìûé ïðè ÷èñòêå ìàññàæ äåñåí òàêæå ñïîñîáñòâóåò çäîðîâüþ ïîëîñòè ðòà.  çàêëþ÷åíèå îòìåòèì, ÷òî ñèñòåìàòè÷íîñòü, òî÷íîñòü è òùàòåëüíîñòü âûïîëíåíèÿ ÷èñòêè çóáîâ âìåñòå ñ ïðàâèëüíî ïîäîáðàííûìè êà÷åñòâåííûìè çóáíîé ùåòêîé è ïàñòîé ÿâëÿþòñÿ îïðåäåëÿþùèìè ôàêòîðàìè ýôôåêòèâíîñòè ãèãèåíû ïîëîñòè ðòà. Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû 1) Æóðíàë "Ñòîìàòîëîãèÿ äëÿ âñåõ", ¹ 1/98 2) ÃÐÎÌΠÂ.È., ÂÀÑÈËÜÅ Ã.À. "ÝÍÖÈÊËÎÏÅÄÈß ÁÅÇÎÏÀÑÍÎÑÒÈ" Ì, 2000 ã 3) ÁÑÝ 4) Ñîâðåìåííàÿ óíèâåðñàëüíàÿ Ðîññèéñêàÿ ýíöèêëîïåäèÿ