Концепция повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы в городе Энске
Комплексная программа антикризисной стабилизации и социального развития города на среднесрочную перспективу (2001 – 2005 г.г.).
4. Оптимизация деятельности органов местного самоуправления по антикризисной стабилизации и социальному развитию населения города Энска.
4.4. Состояние информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы.
КОНЦЕПЦИЯ
повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы в городе Энске.
(краткий доклад концепции)
-
Разработал студент 3 его курса
ф-а соц. управленияОвчинников Василий
Концепция повышения уровня информированности местного сообщества о действиях местных органов самоуправления по развитию социальной сферы.
1. ВВЕДЕНИЕ
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЭНСКЕ
3. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
4. ШАГИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
1. ВВЕДЕНИЕ
Я позволю себе начать с парадоксального заявления: с моей точки зрения, право на информацию – это наименее охотно востребуемое нашими гражданами право в сегодняшних условиях и обстоятельствах, в отличие, например, от права на свободное передвижение. Главная угроза для всех нас состоит в чрезвычайно низком уровне понимания всеми нами важности того, что происходит вокруг, в каком мире мы живем, что происходит на соседней улице, и что делает наше руководство для решения социальных проблем и проблем повышения уровня жизни населения.
Успешная работа городской администрации всех уровней, развитие местного самоуправления во многом зависят от эффективности их информационного взаимодействия с населением.
Первой проблемой я ставлю оценку взаимодействия администрации и населения, и повышение показателей: уровня информированности населения о событиях городской и местной жизни, работы самой администрации по решению социальных проблем, интенсивность использования для этой цели многообразных источников информации и оценки местным сообществом работы администрации по информированию населения.
Отдельная проблема - отказ в предоставлении информации. 90% опрошенных журналистов отметили, что регулярно сталкиваются с ситуацией, когда им отказывают в предоставлении информации. На первом месте по отказам опять же оказались органы местной исполнительной власти1. Здесь требуется отдельное исследование и разработка отдельной концепции решения проблемы. Потому как причины этого могут находится очень глубоко, а причиной многие считают: некомпетентность руководства, и (или) их коррупционность чиновников местной власти. И по большому счету эта проблема сводит на нет все усилия по воплощению предлагаемой мною концепции.
Следует вести работу по обоим направлениям и начать без условно стоит с последнего, но в этой концепции будет лишь рассмотрена первая проблема, и предложен механизм ее решения. С абстрагированием от проблемы отказа предоставления информации.
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ В ГОРОДЕ ЭНСКЕ
Крупных исследований по анализу информированности местного сообщества о деятельности органов местного самоуправления, в Москве и Московской области не проводилось с 1998 года. Тогда Социологический факультет МГУ представил итоги социологического исследования "Информированность населения о деятельности органов власти г. Москвы" на результаты которого я буде здесь ссылаться.
Поэтому на первом этапе разработки проблемы рекомендую провести исследование по следующим направлениям:
Выяснить уровень информированности населения о деятельности администрации органов местного самоуправления
Установить источники информирования населения о деятельности администрации
Узнать оценку местного сообщества работы администрации по информированию населения
Для проверки результатов и сравнительного анализа можно использовать результаты пилотажных исследований проводимых перед выборами кандидатами повторно блотирующиеся в депутаты Московской Областной Думы, и в руководители местных органов власти.
Но и не проводя достаточно крупных исследований в Московской области, и не обладая специальной информацией и знанием ясно, что существует проблема не достаточного, а скорее полного отсутствия информации о деятельности органов муниципальной власти, т.к. исследование2 в достаточно благоприятной (в сфере информированности) Москве - показали, что
Население муниципальных районов в той или иной степени информировано об интересных, важных мероприятиях, делах, которые осуществлялись администрацией всех уровней управления, но степень такой информированности о работе администрации района и округа невысокая. Данная ситуация в равной мере характерна для всех социальных групп населения. Следовательно информационная среда районов имеет еще небольшую насыщенность информацией о событиях местного значения.
Средний рейтинг работы администрации муниципальных районов и округов ближе к плохой оценке.
Причем большую часть, если не всю, информацию о событиях местного значения, население получает от слухов, своих соседей, друзей знакомых, и доверяют ей в наибольшей степени.
Ориентироваться на выводы этого исследования следует лишь частично, т.к., опять же повторюсь, в Московской области подобных исследований не проводилось.
3. ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Главным вопросом, требующим решения является преодоление отчуждения людей от власти, повышение степени доверия и участия каждого в принятии решений касающихся вопросов местного сообщества. По средствам их достаточной информированности о деятельности как органов местного самоуправления в целом, так и конкретных чиновников в частности.
Также абсолютно равнозначна проблема повышения информированности власти о состоянии дел в местном сообществе, желание власти держать перед населением совет и отчет определяет сегодня суть самой власти. Населения во многом не хуже чиновника разбирается в проблемах городского общежития, их истоках и путях разрешения. Он в состоянии очистить зерна от плевел.
4. ШАГИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНФОРМИРОВАННОСТИ МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА О ДЕЙСТВИЯХ МЕСТНЫХ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ
Исходя из информации, что жители испытывают недостаток в организованной и достоверной информации о деятельности администрации местного самоуправления.
Важно поднять уровень районных и городских газет, сделав их для населения столь же значимыми, как и федеральная пресса.
Необходимо дальнейшее расширение и насыщение сети информационных стендов, выпуск информационных бюллетеней и листовок, регулярность поступления в почтовые ящики нужной для жителей информации.
Следует перевести на регулярную основу и в строго установленное время выступления администрации города и районов в прямом эфире (радио, телевиденье), использование "горячей линии" для связи с жителями.
Требуется наладить постоянное информирование глав районных управ, для того чтобы повысить их осведомленность и желание активно информировать жителей о своей деятельности.
Создание
доступной (Глобальная Компьютерная
сеть ИНТЕРНЕТ) электронной базы данных
событий, принятых решений и их результатов
деятельности органов местного
самоуправления, их оценка жителями.
Также, возможно по средствам сети
ИНТЕРНЕТ, следует обеспечить полную
прозрачность деятельности органов
местной власти. (В Приложение №1
рассмотрена схема проекта завязки всех
информационных потоков на Интернет-портале.)
Провести научно-практический семинар по обозначенной проблеме, с приглашением специалистов этой области, а также всех желающих жителей местного сообщества.
Перенять и использовать опыт повышения уровня информированности населения о деятельности местного самоуправления муниципального района Крылатское города Москвы. Где заметно выше среднего рейтинг информированности, причем по всем видам информирования – о работе администрации района, округа и города.3
При выполнение всех шагов необходимо не забывать о том что информация должна исходить не только из официальных источников СМИ принадлежащей частично или полностью администрации местной власти, а в основном из независимых газет, телеканалов, Интернет-сайтов. Ведь только таким образом можно получить независимую точку зрения, реальную оценку событий, и анализ предпринятых или не предпринятых действий.
Источники
властных структур чаще всего скрывают
от журналистов факты, документы и
статистические материалы. Чуть чаще
делятся планами и значительно чаще -
оценками и мнениями. О достоверности
информации при таких условиях говорить
не приходится4,
а о информированности населения и
подавно.
Создание Администрацией города благоприятных условий для появления и интенсивного развития различных независимых местных СМИ. Т.е. качественное изменение отношения к работе независимых СМИ и предоставление им информации.
Главным шагом на пути реализации программы повышения информированности населения города, будет в первую очередь изменение отношения самой власти к проблеме необходимости информирования местного сообщества о своих действиях и планах. А также понимания и представления о современных методах управления и требований времени.
Приложение №1.
Концептуальная инновационная схема проекта завязки информационных потоков деятельности местной власти и событиях имеющих значение для местного сообщества на Электронные СУБД и доступ к ним через Информационный Интернет-портал.
Собирается по возможности вся информация: события (в максимально подробном виде), планы, мнения, желания, успехи, неудачи и т.д. При этом необходимо обеспечить возможность любого из субъектов местного сообщества высказать свое мнение и прокомментировать любую информацию.
Тематическая рассылка информации по подписчикам (FAX, e-mail)
Местные СМИ
РЭУ, КЭЧ и др. коммунальные службы
Интернет-портал
концентрируется информация о событиях, действиях, решениях, мнениях, планах органов МСУ.
официальные обращения органов МСУ и комментарии.
комментарии и мнения власти, жителей города, на события, факты.
Доступ к бирже труда (электронный) местного сообщества.
закрытая информация служебного пользования (для структурных подразделений органов местной власти)
Милиция, частные охранные предприятия и др. правоохранительные органы и органы безопасности, пожарные и ЧС службы.
Местная биржа труда
Статистическая информация по городу, из всех возможных источников.
Местные учреждения культуры (Театры, кинотеатры, дома творчества и т.д.)
Магазины, кафе, фирмы и др. коммерческие организации
ТСЖ и др. не коммерческие организации
Соответственно необходимо обеспечить большую часть населения дешевым или по возможности бесплатным доступом доступам к сети Интеренет, через школы, почты, предприятия, организации и т.д.
Для аудитории не имеющей возможности выходить в Интрнет, возможно регулярное печатное издание (Информационный бюллетень) с Информацией собранной Интернет-порталом, за какой-либо отчетный период.
Во многих спальных районах Москвы к Локальным компьютерным сетям подключены более 35% населения района. И ограничение в реализации такой программы в основном лежит на администрации района, их не желанием сотрудничать в виду необъяснимых обстоятельств.
Попытка в какой-то мере реализовать отчасти такую программу осуществлялись в микрорайоне Жулебино ЮВАО г.Москвы, но увенчалось неудачей (отказом участия Администрации), даже при условиях полного финансирования организации третьей стороной5.
При достаточном проценте доступа жителей города к Информационному порталу. Возможен переход на уровень схемы, при которой местные органы власти будут выходить к населению с предложениями своих действий, а населению будет дана возможность проголосовать в пользу того или иного решения или действия. Причем количество и частота подобных обращений ограничена только реакцией и интересом местных жителей к проблеме.
С помощью Интернет портала можно обеспечить феноменальную оперативность сбора информации и управления. Т.к. он будет использоваться как посредник в обмене информацией (и служебной в частности) между структурными подразделениями органов власти и всеми субъектами управления.
1
Из
выступления директора института
гуманитарных коммуникаций, руководителя
Комиссии по свободе доступа к информации
И.М.ДЗЯЛОШИНСКОГО.
Парламентские слушания Угрозы и вызовы
в сфере информационной безопасности
Российской Федерации
(
http://www.pravo.by/akdi/gd/safety/p16-07/p3.htm
)
2
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОТЧЕТ По итогам социологического
исследования "Информированность
населения о деятельности органов власти
г. Москвы". Московский
государственный университет им.
М.В.Ломоносова. Социологический
факультет, Москва 1998 г.
(http://www.mos.ru/opinion/infnasao.htm
)
3
АНАЛИТИЧЕСКИЙ
ОТЧЕТ По итогам социологического
исследования "Информированность
населения о деятельности органов власти
г. Москвы". Московский
государственный университет им.
М.В.Ломоносова. Социологический
факультет, Москва 1998 г.
(http://www.mos.ru/opinion/infnasao.htm
)
4
Из
выступления директора института
гуманитарных коммуникаций, руководителя
Комиссии по свободе доступа к информации
И.М.ДЗЯЛОШИНСКОГО.
Парламентские слушания Угрозы и вызовы
в сфере информационной безопасности
Российской Федерации
(
http://www.pravo.by/akdi/gd/safety/p16-07/p3.htm
)
5 Районный Интернет-портал Жулебино.RU (www.zhulebino.ru )
Энск, 2002 г.