Предварительное расследование (работа 5)

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение 2

Глава 1. Предварительное расследование, как самостоятельная стадия процесса. 4

1.1. Понятие, значение и виды предварительного расследования. 4

1.2. Предварительное следствие. Общая характеристика. 14

1.3. Дознание и его формы. 22

Глава 2. Общие условия предварительного расследования. 33

2.1. Понятие и значение общих условий предварительного расследования уголовных дел. 33

2.2. Система общих условий предварительного расследования и характеристика их видов. 35

Заключение 41

Список использованных источников: 42

Введение

Предварительное расследование - это одна из центральных тем курса "Уголовный процесс". Предварительное расследова­ние - самая большая по срокам и количест­ву составляемых документов часть уголов­но-процессуальной деятельности. Именно на этой стадии до суда решаются задачи уголовного процесса.

Что касается работы сотрудников органов дознания, то именно на этой стадии пос­ледними осуществляется взаимодействие со следователями. Вообще лишь на назван­ной и предыдущей (стадии возбуждения уголовного дела) стадиях уголовного про­цесса осуществляется деятельность орга­нов предварительного следствия и дозна­ния, так как их главная задача не только предупреждение совершения преступлений, но и их раскрытие и расследование.

Основанная на законе, принципах и общих условиях производства предвари­тельного расследования деятельность сле­дователей (органов дознания) способствует эффективной борьбе с преступностью, ук­реплению правопорядка, воспитанию граж­дан в духе неуклонного соблюдения зако­нов.

Вместе с тем осуществление предвари­тельного расследования без достаточных к тому оснований также, как и решение стоя­щих перед ним задач средствами стадии возбуждения уголовного дела, являются грубейшими нарушениями законности, при­носящими большой вред обществу, государству, правам и законным интересам фи­зических и юридических лиц.

Пока еще нередки случаи нарушения сро­ков предварительного расследования, осу­ществления такового некомпетентным орга­ном, игнорирования процессуальной само­стоятельности следователя, необходимости взаимодействия и т.п. К предварительному расследованию приступают без наличия к тому законных оснований, а иногда и без возбуждения уголовного дела.

Необоснованное производство предвари­тельного расследования отрицательно ска­зывается на борьбе с преступностью в целом. Оно приводит к напрасной трате сил, средств и времени органов предвари­тельного расследования, к отвлечению их от раскрытия действительно совершенных тяжких преступлений. К тому же граждане в этих случаях без наличия к тому необходи­мости вызываются в милицию, налоговую полицию, иные правоохранительные орга­ны, отрываются от общественно полезного труда.

Необоснованный отказ от применения средств стадии предварительного рассле­дования часто подрывает принцип неотвра­тимости ответственности, создает возмож­ность не изобличенным преступникам со­вершать новые, подчас более жестокие преступления, вовлекать в них других лиц. Подобные нарушения закона подрывают ав­торитет государственных органов.

По этой и иным причинам следует уделить особое внимание стадии предварительного расследования.

Глава 1. Предварительное расследование, как

самостоятельная стадия процесса.

1.1. Понятие, значение и виды предварительного

расследования.

     
      Предварительное расследование в уголовном судопроизводстве РФ  - это урегулированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия и прокуратуры по раскрытию преступлений, изобличению виновных, обоснованному привлечению их в качестве обвиняемых, по установлению всех обстоятельств уголовного дела и решения других задач уголовного процесса.1 Деятельность этих органов направлена также на выяснение характера и размера ущерба, причиненного преступлением, обеспечение гражданского иска или возможной конфискации имущества, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер к их устранению. Предварительное расследование является самостоятельной стадией уголовного процесса, следующей после возбуждения уголовного дела и предшествующей судебному разбирательству дела.

      Определяя исключительное право суда на осуществление правосудия и применение наказания к лицам, признанным им виновными в совершении преступления, закон исходит из того, что для обеспечения высокого качества работы суда и вынесения справедливого приговора по большинству уголовных дел в порядке досудебного производства необходимо предварительное расследование. Это обусловлено тем, что суд без предварительной досудебной подготовки материалов не может должным образом решить возложенные на него задачи по осуществлению правосудия. До судебного разбирательства, специально уполномоченные на то законом органы дознания и предварительного следствия в установленном законом порядке должны выяснить все обстоятельства совершенного преступления (ст. 68 УПК). В этих целях указанные органы до направления дела в суд собирают все необходимые доказательства, изобличающие лицо в совершении преступления, т.е. они, доказывают, что в деянии определенного лица есть признаки конкретного состава преступления, предусмотренного статьей Особенной части УК. При наличии достаточных доказательств выносится постановление о привлечении лица в качества обвиняемого. С этого момента в деле появляется обвиняемый. Лицо после предъявления ему обвинения допрашивается в качестве обвиняемого и в дальнейшем проверяются доводы, выдвинутые обвиняемым в свою защиту, которые либо подтверждаются, либо опровергаются. В целях предупреждения уклонения обвиняемого от следствия и суда, продолжения преступной деятельности и попыток помешать установлению истины по делу к нему могут применяться меры пресечения (заключение под стражу, подписка о невыезде, залог и др.). Признав предварительное расследование оконченным, а собранные доказательства достаточными для рассмотрения дела в суде, следователь (орган дознания) знакомит с материалами дела участников процесса, составляет обвинительное заключение и направляет уголовное дело прокурору, который решает вопрос о передаче дела в суд для разрешения его по существу. При установлении в процессе предварительного расследования обстоятельств, исключающих производство по делу, органы дознания и предварительного следствия прекращают это дело (ст.5, 208 УПК).Уголовное дело может быть прекращено также по обстоятельствам, указанным в ст. 6-9 УПК. Таким образом, предварительное  расследование заканчивается составлением обвинительного заключения либо постановления о направлении дела в суд для решения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении дела. Суд не связан выводами органов предварительного расследования и прокурора о доказанности обвинения, его объеме, квалификации преступления. Он не связан также объемом доказательств, которые содержатся в уголовном деле. Суд вправе вызвать дополнительных свидетелей, назначить экспертизу, выехать на место происшествия, истребовать дополнительные документы. По делу, поступившему в суд с обвинительным заключением, окончательная оценка доказательств, решение о виновности или невиновности  подсудимого,  квалификации преступления, объеме обвинения и по другим вопросам, связанным с разрешением дела, принимаются судом. Критически исследуя материалы досудебного производства, суд может  отвергнуть те или иные доказательства, собранные органами предварительного расследований, или признать их недопустимыми, исследовать новые доказательства, выявить дополнительных лиц, причастных к совершению преступления, возвратить дело для производства дополнительного расследования, оправдать подсудимых. В силу принципа непосредственности суд может основывать свои выводы только на тех доказательствах, которые исследованы им в ходе судебного следствия. Из этого следует, что материалы предварительного расследования и выводы органов дознания, и предварительного следствия по делу, направленному в суд, имеют предварительный характер. Суд осуществляет их окончательную оценку и на этой основе разрешает дело по существу. Процессуальное значение этих выводов заключается в том, что:

    материалы предварительного расследования с итоговым актом - обвинительным заключением, утверждаемым прокурором, служат процессуальным основанием для рассмотрения дела в суде по существу;

    суд не вправе выйти за рамки предъявленного обвинения, т.е. расширить

объем обвинения или применить закон о более тяжком преступлении.

При необходимости расширить эти рамки суд возвращает уголовное дело на дополнительное расследование.

      При производстве предварительного расследования решаются важные задачи общие для суда, прокурора, органов предварительного следствия и дознания (ст.2 УПК). Формулируя задачи уголовного судопроизводства, закон конкретизирует их решение применительно к стадиям уголовного процесса, устанавливает пределы полномочий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяя тем самым непосредственные задачи отдельных стадий процесса и органов, ведущих производство по уголовному делу. С учетом сказанного можно сформулировать следующие задачи предварительного расследования:
     1. Быстрое и полное раскрытие преступления. Под раскрытием преступления понимается установление в определенном законом порядка обстоятельств преступления и совершившего его лица. В практической деятельности органов дознания и предварительного следствия преступление признается раскрытым, когда собраны, достаточные доказательства, изобличающие в совершении преступления конкретное лицо, и это лицо привлечено в качестве обвиняемого. Закон требует быстрого раскрытия преступления. Это необходимо для того, чтобы обеспечить полное раскрытие преступления и неотвратимость наказания за его совершение. Преступление считается раскрытым полно, когда установлены все обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу (ст. 68 УПК):

● событие преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления);

● виновность обвиняемого в совершении преступления и мотивы преступления;

● обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого, а также иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого;

● характер и размер ущерба, причиненного преступлением.

Подлежат выяснению такие причины и условия, способствовавшие совершению преступления.

      Большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, в связи, с чем их раскрытие требует значительных усилий органов дознания и предварительного следствия. Без целенаправленной деятельности этих органов раскрытие многих преступлений практически невозможно. Быстрое и полное раскрытие преступлений органами предварительного расследования обеспечивает необходимые условия для отправления правосудия по уголовным делам. При этом рамки уголовной ответственности лица, совершившего преступление, определяются органами предварительного расследования в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, составляемом по результатам их процессуальной  деятельности.
     2. Изобличение виновных как задача предварительного расследования заключается в том, что органы дознания и предварительного следствия должны собрать достаточно доказательств, на основе которых можно сделать однозначный вывод о наличии события преступления и состава преступления в деянии лица, привлекаемого к уголовной ответственности. Недостаточность или сомнительность доказательств, изобличающих обвиняемого, затрудняет или делает невозможным решение в суде вопроса о признании подсудимого виновным в совершении преступления. Органы предварительного расследования обязаны не только изобличить лиц, виновных в совершении преступления, но и обеспечить неуклонение обвиняемого от следствия и суда, его участие в судебном разбирательстве, иными словами - предоставить обвиняемого в распоряжение суда, который будет решать вопрос о его виновности или невиновности. С этой целью органы предварительного расследования в установленном законом порядке применяют к обвиняемому, а в исключительных случаях и к лицу, подозреваемому в совершении преступления, меру пресечения: подписку о невыезде, заключение под стражу и  др.

     3. Обеспечение правильного применения закона означает точное и неуклонное исполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона и соответствие ему всех действий и принимаемых решений. Правильное применение закона является гарантией установления истины по делу и соблюдения прав и законных интересов граждан, участвующих в процессе. Оно обеспечивает правильное разрешение дела и назначение справедливого наказания лицу, признанному судом виновным в совершении преступления. В то же время точное исполнение закона гарантирует от необоснованного привлечения к уголовной ответственности и осуждения невиновных. Существенное нарушение уголовно-процессуального закона органами дознания и предварительного следствия является основанием возвращения судом дела для дополнительного расследования. Это может послужить также основанием к отмене или  изменению приговора при рассмотрении дела вышестоящим судом в кассационном порядке или в порядке надзора. Обеспечение правильного применения закона в ходе предварительного расследования означает не только строгое соблюдение закона должностными лицами и органами, которые расследуют уголовное дело. Чтобы это требование реально проводилось в жизнь, необходим достаточно сложный процессуальный, ведомственный  (организационный), уголовно-правовой механизм обеспечения законности. Он включает в себя прокурорский надзор, а также ведомственный контроль, в частности, контроль за предварительным расследованием руководителей следственных подразделений (ст.127(1) УПК) контроль со стороны начальника органа дознания за действиями дознавателя  и др. Обеспечить законность на предварительном расследовании обязаны также следователь и лицо, производящее дознание, по отношению ко всем лицам, вовлеченным в сферу расследования (свидетелям, экспертам, другим лицам, участвующим в следственных действиях).

     4. Решая возложенные на них задачи, органы дознания и предварительного следствия обязаны выявлять причины и условия, способствовавшие  совершению преступления, и принимать меры к их устранению. Они вносят в соответствующие государственные органы, общественные организации или должностным лицам представления о принятии мер к устранению этих причин и условий. Не позднее чем в месячный срок по представлению должны быть приняты меры и о результатах сообщено лицу, направившему представление (ст.21, 21(1) УПК).
     5. В случае причинения преступлением материального ущерба органы дознания и предварительного следствия обязаны принять, меры по обеспечению его возмещения (ст.30 УПК). В числе таких мер могут быть:

● розыск и изъятие похищенного имущества;

● наложение ареста на имущество и вклады;

● проведение обыска, в целях обнаружения и изъятия имущества, денег и ценностей, нажитых преступным путем, и т.д.

     6. Всей своей деятельностью органы дознания и предварительного следствия должны способствовать укреплению законности и правопорядка. Эта задача решается путем:

● строгого соблюденная законов в деятельности самих этих органов;

● разъяснения и обеспечения прав всех участвующих в деле лиц;

● изобличения виновных и защиты невиновных;

● выявления  причин и условий, способствующих совершению преступлений, внесения представлений в целях устранения нарушений закона;

● предания гласности обстоятельств совершения преступления (если это не противоречит интересам расследования) в воспитательных целях и в целях формирования соответствующего общественного мнения в связи с совершением преступления;

● привлечения общественности к расследованию преступлений и т.п.

Следует отметить, что уже само уголовное расследование и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступление, проведенные своевременно, на должном уровне и в строгом соответствии с законом, способствуют укреплению законности и правопорядка.
      Действующий уголовно-процессуальный закон предусматривает две формы предварительного расследования дознание и предварительное следствие. Предварительное расследование, таким образом, представляет общее понятие, включающее в себя дознание и предварительное следствие.

Дознание и предварительное следствие решают общие задачи уголовного судопроизводства, установленные в результате их процессуальной деятельности фактические данные имеют равное доказательственное значение. Закон установил единый порядок производства следственных действий для всех, органов дознания и предварительного следствия.

Дознание и предварительное следствие - это процессуальная деятельность, осуществляемая в соответствии с уголовно-процессуальным законом. Компетенция органов дознания и предварительного следствия по расследованию конкретного преступления определяется с учетом подследственности уголовного дела (ст.126 УПК).

      Закон установил различные сроки ведения дознания и предварительного следствия (ст. 121, 133 УПК). Имеются некоторые различия в объеме процессуальных полномочий следователя и лица, производящего дознание (ст.120 УПК). Важно отметить, что если следователь вправе производить только процессуальные действия, то органы дознания наделены правом производить, не только процессуальные действия, но и действия оперативно-розыскного характера (ст.118, 127 УПК). При этом в понятие дознания, как одну из форм предварительного расследования преступлений, включается только процессуальная деятельность органов дознания.

Основной формой расследования преступлений является предварительное следствие, которое производится по большинству уголовных дел и представляет собой основную, наиболее полную форму, досудебного установления обстоятельств совершения преступления, предварительного расследования преступлений, осуществляемое органами дознания. Перечень государственных органов и должностных лиц, наделённых правом производить дознание (органов дознания), дан в ст.117 УПК.
      Дознание имеет два вида, которые различаются в зависимости от подследственности уголовного дела:

    дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ст.119 УПК);

    дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.120- 124 УПК).

Помимо дознания и предварительного следствия уголовно-процессуальный закон предусматривает протокольную форму досудебной подготовки материалов (ст.ст. 414-417,419 УПК). Протокольная форма, по нашему мнению, является самостоятельным процессуальным институтом и не может рассматриваться как разновидность дознания или предварительного следствия. Предварительное расследование по делам о преступлениях, перечисленных в ст. 414 УПК, в форме дознания или предварительного следствия производится лишь в  специально предусмотренных законом случаях (ст. 416 УПК).

По делам частного обвинения дознание и предварительное следствие проводятся в исключительных случаях, когда это признают  необходимым прокурор или суд (ст.27, 126 УПК).

Четко разграничивая подследственность и компетенцию органов дознания и предварительного следствия как самостоятельных и независимых друг от друга органов предварительного расследования, закон вместе с тем исходит из необходимости объединения усилий этих органов в борьбе с преступностью путем организации взаимодействия между ними, определяет общие условия, формы и порядок, такого взаимодействия. Необходимость взаимодействия диктуется потребностями практики, поскольку органы предварительного следствия и дознания используют в своей деятельности разные средства и методы. Деятельность следователя заключается главным образом в выполнении процессуальных действий по расследованию преступлений. Компетенция органов дознания гораздо шире. Помимо процессуальных полномочий они наделены правом осуществлять административную и иную деятельность, проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на обнаружение, пресечение и раскрытие преступлений. Многие органы дознания имеют хорошее техническое обеспечение и кадровые ресурсы. Использование всех возможностей этих органов позволяет обеспечить успешное раскрытие преступлений и повысить качество расследования уголовных дел. Если орган дознания возбудил уголовное дело о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять это дело к производству, не дожидаясь выполнения всех неотложных действий и окончания установленного законом десятидневного срока дознания. В числе форм взаимодействия органов дознания и следователя можно назвать такие:

● оказание помощи следователю при производстве отдельных следственных действий;

● выполнение органами дознания отдельных поручений следователя;

● создание следственно-оперативных групп (СОГ), в которые включаются следователи и оперативные работники для расследования наиболее сложных и объемных дел;

● обмен информацией по расследуемым делам; проведение совместных служебных совещаний и т.д.

На основе взаимодействия следователей с органами дознания должны решаться вопросы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей, других участников процесса, если имеется информация о попытках оказать на них давление или угрозах в их адрес. В соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" следователи, лица, производящие дознание, и прокуроры подлежат государственной защите при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их, служебной деятельностью (СЗ РФ 1995  № 17). Вопросы обеспечения безопасности должны решаться во взаимодействии лица, в производстве которого находится уголовное дело, с оперативными службами органов дознания и соответствующими государственными органами, обеспечивающими безопасность. Вся деятельность органов дознания и предварительного следствия протекает в строго установленном  уголовно-процессуальным законом порядке с обязательным составлением в письменном виде соответствующих процессуальных актов (документов), основными из которых являются постановления, протоколы, обвинительное заключение.

1.2. Предварительное следствие. Общая характеристика.

     
Предварительное следствие в уголовном судопроизводстве РФ - одна из форм предварительного расследования преступлений, осуществляемая специально созданными для этого органами предварительного следствия - следователями прокуратуры, следователями органов внутренних дел, следователями органов федеральной службы безопасности, следователями федеральных органов налоговой полиции (ст. 125 УПК).

Предварительное следствие - это процессуальная, т.е. урегулированная уголовно-процессуальным законом деятельность следователя, начинающаяся с момента возбуждения уголовного дела и принятия его следователем к своему производству и заканчивающаяся составлением обвинительного заключения или, постановления о направлении дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера, либо постановления о прекращении уголовного дела. В отличие от предварительного следствия, которое производится следователем, в суде проводится судебное следствие, которое является частью судебного разбирательства и осуществляется судом с целью исследования доказательств по рассматриваемому им уголовному делу. Правом на производство отдельных следственных действий или предварительного следствия, в полном объеме, наделен прокурор (ст. 211 УПК) и начальник следственного отдела (ст. 127.1 УПК), которые пользуются должностные лица не вправе производить предварительное следствие.

В Прокуратуре, Министерстве внутренних дел (МВД), Федеральной службе безопасности (ФСБ) и Федеральной службе налоговой полиции (ФСНП) созданы следственные аппараты, т.е. специализированные структурные подразделения, основной функцией которых является расследование преступлений. По штатному расписанию в этих подразделениях предусмотрены должности следователей (старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам), т.е. специалистов, непосредственно осуществляющих предварительное следствие. Систему органов предварительного следствия составляют, таким образом, следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Единство этой системы определяется уголовно-процессуальным законом, которым руководствуются все следователи, а также единым прокурорским надзором и судебным контролем за деятельностью следователей независимо от их ведомственной принадлежности.

Концепцией судебной реформы в Российской Федерации (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44) предусмотрено создание единого следственного аппарата, организационно отделенного, как от прокуратуры, так и от МВД и ФСБ. Это может быть следственный комитет, имеющий статус самостоятельного ведомства, или институт следственных судей в судебном ведомстве. Однако идея создания единого следственного аппарата до настоящего времени остается не реализованной. Более того, в 1995 г. в федеральных, органах налоговой полиции на базе подразделений дознания этого ведомства создан новый следственный аппарат (СЗ РФ, 1995,  № 51). Представляется, что такое решение не вписывается в положения Концепции о создании единого следственного аппарата. Следственные аппараты строятся по территориальному или территориально-специализированному принципу. С учетом этого следственные подразделения соответствующих ведомств образуются применительно к административно-территориальному делению РФ, а также для расследования преступлений в воинских частях, на транспорте, в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Расследование преступлений для органов предварительного следствия является главной функцией, содержание которой состоит в быстром и полном раскрытии преступлений, своевременном привлечении к законной ответственности лиц, виновных в их совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям, и принятии мер к их устранению. С учётом того, что выполнение данной функции может быть сопряжено с посягательствами на безопасность следователей, в целях создания надлежащих условий для борьбы с преступностью Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (СЗ РФ. 1995. № 17) установил систему мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества следователей и близких им лиц. Предварительное следствие является основной формой расследования преступлений, предусматривающей наиболее полные гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. К подследственности следователей отнесены наиболее сложные дела и все дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществить свое право на защиту, а также об общественно опасных деяниях невменяемых.

По делам, не требующим обязательного предварительного следствия, оно может быть произведено только в тех случаях, когда это признает необходимым суд или прокурор (ст. ст. 126, 404 УПК). Независимо от ведомственной принадлежности следователей они руководствуются едиными процессуальными правилами производства предварительного следствия, установленными уголовно- процессуальным законом. Эти правила обязательны также для прокурора, принявшего дело к своему производству, и начальника следственного отдела. На следователя возложена обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств расследуемого преступления. Все его решения по делу должны основываться на собранных доказательствах, оценку которых он производит по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь законом и правосознанием.

Гарантируя объективность предварительного следствия, закон установил основания, при наличии которых следователь не может принимать участия в расследовании дела (ст. 64 УПК). При наличии оснований для отвода следователь обязан устраниться от участия в деле. По этим же основаниям ему может быть заявлен отвод подозреваемым, обвиняемым, защитником, а также потерпевшим и его представителем, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителями. Вопрос об отводе следователя разрешается прокурором. В соответствии с уголовно-процессуальным законом при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия, утверждения) от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

Предварительное следствие осуществляется путем производства процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Оно включает в себя:

▬ производство следственных действий (осмотр, допрос, опознание, следственный эксперимент и др.);

▬ применение мер процессуального принуждения;

▬ привлечение лица в качестве обвиняемого;

▬ допуск к участию в деле защитника, законного представителя, гражданского истца и других субъектов уголовного процесса;

▬ ознакомление участников с материалами законченного производства при окончании предварительного следствия и т.д.

Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, должностными лицами и гражданами. Следователь обладает процессуальной независимостью. В случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела для предания  обвиняемого суду или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений, не исполняя данного указания. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел. По находящимся в его производстве делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий и требовать содействия при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания даются в письменной форме и обязательны для органов дознания. В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.
      Данные предварительного следствия могут быть преданы гласности лишь с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным. В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника, эксперта, специалиста, переводчика, понятых и других лиц, присутствующих при производстве следственных действий, о недопустимости разглашения без его разрешения данных предварительного следствия. От указанных лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности по ст. 310 УК РФ. В случае, когда обвиняемый скрылся, или по иным причинам не установлено его местопребывания, а также в случае психического или иного тяжкого заболевания обвиняемого, установленного врачом, работающим в медицинском учреждении, или не установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, предварительное следствие приостанавливается. До приостановления предварительного следствия следователь обязан выполнить все следственные действия.

      Предварительное следствие по уголовным делам должно быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В этот срок включается время со дня возбуждения уголовного дела и до момента направления прокурору дела с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до прекращения или приостановления производства по делу. Установленный законом срок предварительного следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором гарнизона, объединения, соединения и приравненных к ним прокурорами - до трех месяцев. По делам, расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта РФ, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок предварительного следствия - до шести месяцев. Дальнейшее продление может быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором РФ или его заместителем. При возвращении судом дела для производства дополнительного следствия, а также при возобновлении приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление срока производится на общих основаниях. В случае необходимости продления срока следователь обязан составить об этом мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до истечения срока предварительного следствия. Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока следствия не учитывается.
      Помимо прокурорского надзора за деятельностью следователя осуществляется ведомственный контроль со стороны начальника следственного отдела, под которым имеется в виду начальник следственного комитета, управления, службы, отдела, отделения, группы органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и его заместители, действующие в пределах своей компетенции. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

      Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.
      Законом РФ от 23 мая 1992 г. Уголовно-процессуальный Кодекс дополнен статьями 220-1 и 220-2, которыми поставлено под судебный контроль применение таких мер процессуального принуждения, как задержание и заключение под стражу в качестве меры пресечения, а равно продление срока содержания под стражей1. В суд может быть обжаловано также постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и постановление о прекращении дела ( ст. 113, ст. 209 УПК).



 

1.3. Дознание и его формы.

Как уже описывалось выше формами предварительного расследо­вания принято именовать два вида уголовно-процессуальной деятельнос­ти: дознание и предварительное следствие. Что же такое дознание?

Дознание, как форма предварительного расследования проводиться в двух направлениях:

    дознание по делам о преступлениях, по которым предварительное следствие обязательно (ст.119 УПК);

    дознание по делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст.120 УПК).

Дознанию в теории уголовного процесса посвящено значительное число работ. В них рассмотрены особенности деятельности милиции и начальников исправительно-тру­довых учреждений. Вопросам же производ­ства дознания другими органами дознания внимания не уделялось.

В отношении, к примеру, органов госу­дарственного пожарного надзора процессу­алистами указывалось лишь на то, что уго­ловно-процессуальная деятельность пос­ледних осуществляется по делам о пожарах и нарушениях противопожарных правил с 1935 года. В своих публикациях авто­ры, если и останавливались на той или иной особенности деятельности какого-либо другого, помимо милиции, органа до­знания, то делали это обычно бегло и очень кратко. Именно поэтому характеристи­ка дознания применительно к деятельности выбранных нами для примера органов государственного пожарного надзора обычно заканчивалась повторе­нием содержания п.5 ст.117 УПК. Из из­вестной нам литературы только И.Ф.Крылов и А.И.Бастрыкин названной проблеме по­святили параграф своего учебного пособия "Розыск, дознание, следствие".

Дознание, как и любая другая из форм предварительного расследования, начина­ется после возбуждения уголовного дела. У него есть существенные отличия от прото­кольного расследования. В зависимости от того, о каком виде дознания идет речь, оно может завершаться направлением уголов­ного дела следователю либо, также как предварительное следствие, направлением дела в суд с обвинительным заключением или прекращением уголовного дела.

Закон и ту, и другую де­ятельность, осуществляемую на этапе пред­варительного расследования, именует до­знанием.

Однако следует помнить, что "...дознани­ем при существующей его законодательной регламентации охватываются две разнород­ные процедуры, объединение которых в одном правовом институте является искус­ственным". Совершенно верно в этой связи утверждение Г.И.Мачковского, что дознание - это лишь производство неот­ложных следственных действий (и соответ­ствующие решения), то есть, согласно Гаврилову А.К., дознание всегда лишь первый этап (часть) расследования; а так называе­мое дознание в полном объеме - это про­ведение органом дознания предварительно­го следствия, с ограничением при этом прав граждан. Иными словами, если два, совершенно разной природы, задач, сроков и т.п., вида деятельности могут именовать­ся одинаково, и если такое положение счи­тать оправданным, последовательно все виды уголовно-процессуальной практики органов дознания именовать дознанием.

Согласно ст.120 УПК по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предус­мотренные уголовно-процессуальным за­коном меры для установления обстоя­тельств, подлежащих доказыванию по уго­ловному делу. При производстве данного вида предварительного расследования орган дознания вправе производить любые следственные, а равно иные про­цессуальные действия, принимать необхо­димые процессуальные решения. При этом он руководствуется правилами, установ­ленными уголовно-процессуальным зако­ном для предварительного следствия, за некоторыми исключениями.

1) Потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители должны лицом, производящим дознание, быть извещены об окончании дознания и направлении дела прокурору. Однако орган дознания не обязан предъявлять им мате­риалы дела для ознакомления.

2) Следователь обладает процессуаль­ною самостоятельностью, которая заключа­ется в следующем. Прокурор согласно ст.211 УПК уполномочен давать следовате­лю (лицу, производящему дознание) обяза­тельные для исполнения указания. Однако когда следователь несогласен с указаниями прокурора:

● о привлечении в качестве обвиняемого,

● о квалификации преступления и

● об объеме обвинения,

● о направлении дела для назначения су­дебного разбирательства или

● о прекращении дела

следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным из­ложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоя­щего прокурора, или поручает производст­во следствия по этому делу другому следо­вателю. На органы дознания это правило не распространяется. При несогласии с указа­ниями прокурора орган дознания вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.

По делам, по которым производство предварительного следствия не обязатель­но, материалы этого вида дознания являют­ся основанием для рассмотрения дела в суде. Перед ним стоят такие же задачи, как и перед предварительным следствием. По сроку и средствам производства они тоже могут не различаться. Именно это обстоя­тельство позволяет ученым именовать дан­ный вид дознания: дознанием в полном объеме или особой формой "предваритель­ного следствия".

Несомненно, одно дознание по делам, по которым предварительное следствие не обязательно, - самостоятельная форма предварительного расследования, которую от предварительного следствия отличают:

● субъект, ее осуществляющий (лицо, производящее дознание, а не следователь);

● правовой статус данного субъекта (лицо, производящее дознание, не облада­ют процессуальной самостоятельностью);

● отсутствие у потерпевшего, граждан­ского истца, гражданского ответчика и их представителей права по окончанию рас­следования знакомиться с материалами дела;

● первоначальный срок дознания (до 1 месяца в обычном порядке и до 20 дней при возбуждении уголовного дела о пре­ступлении, по которому может быть осу­ществлена досудебная подготовка материа­лов в протокольной форме).

Стоит выделить деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно.

Именно эта раз­новидность уголовно-процессуальной дея­тельности в большей степени, чем какая-либо другая заслуживает наименования - "дознание". Она существенно отличается от предварительного следствия.

Об обнаруженном преступлении и нача­том дознании орган дознания должен не­медленно уведомлять прокурора. По выпол­нении неотложных следственных действий орган дознания, не ожидая указаний проку­рора и окончания десятидневного срока, обязан передать дело следователю.

Данный вид дознания не завершает ста­дию предварительного расследования и поэтому не может в отрыве от продолжаю­щегося после него предварительного след­ствия называться формой предварительно­го расследования. Предварительное рас­следование, как уже упоминалось выше, в этом случае, будет состоять из двух элементов: дознания по делам, по которым пред­варительное следствие обязательно, и предварительного следствия, начавше­гося после передачи органом дознания дела следователю. Предлагается именовать эту форму предварительного расследова­ния смешанным предварительным рас­следованием.

Каж­дый из видов осуществляемой органами расследования уголовно-процессуальной деятельности должен иметь свое наимено­вание. Между тем в истории дознанием на­зывались различные по своему содержанию явления. Более того, и сейчас, когда, кажется, споры по поводу понятиеобразующих признаков дознания улеглись, в юриди­ческой литературе этим термином пользу­ются двояко: с одной стороны, характери­зуя специфический вид деятельности; с другой, первоначальный этап стадии предварительного расследования. Часть процессуалистов вообще не видит различий между этапом и деятельностью. И с этим мы вынуждены считаться. Но как же так получилось?

В начале развития науки "советского" уголовного процесса учеными давались уточняющие определения дознания, чтобы всем было ясно, о чем они ведут речь, что понимают под этим термином. В первых ра­ботах по уголовному процессу данное слово означало специфическую деятельность ор­гана дознания. С начала тридцатых годов М.С.Строгович, а затем и И.А.Гельфанд стали употреблять указанное по­нятие в качестве этапа расследования, давая ему соответствующее определение.

М.С.Строгович для "Большой советской энциклопедии", выпущенной в 1931 году, дал следующее определение дознания: "Дознание, первоначальная стадия рассле­дования, предшествующая предварительно­му следствию, имеющая целью зафиксиро­вать следы преступления и создать базу для принятия неотложных мер к выявлению преступления и преступника".

"Этап" - "это промежуток времени, отме­ченный каким-либо событием". Поэтому новое понятие дознания принципиально отлича­лось от общеупотребительного - "старого". Тем не менее, введя новый термин, авторы не отграничили его от ранее употребляемо­го. Данное обстоятельство привело к тому, что в ряде последующих публикаций значе­ния этих понятий процессуалистами стали смешиваться и взаимоподменяться.

Каждое понятие имеет свое содержание, то есть определенный набор существенных (понятиеобразующих) признаков, отличаю­щих его от других понятий.

Дознание как этап расследования харак­теризуется: определенным положением в уголовном процессе, моментом начала и окончания, а главное, спецификой осущест­вляемой в это время деятельности. Послед­няя, хотя и не может входить в содержание промежутка времени (этапа), безусловно, характеризует его.

Дознание - вид деятельности, как произ­водство неотложных следственных дейст­вий, осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовного дела и направлением его по подследственности. Однако его специфика обусловлена не мо­ментом начала и окончания. Между возбуж­дением и направлением дела по подследст­венности наряду с процессуальной может производиться оперативно-розыскная, иная деятельность. Поэтому такой признак не может быть признан понятиеобразующим для деятельности, именуемой дознание.

Существенным для рассматриваемого по­нятия в первую очередь является то, что это: регулируемая уголовно процессуаль­ным законом, преследующая свои цели, де­ятельность, осуществляемая специальным субъектом - лицом, производящим дозна­ние, (органом дознания); в строго опреде­ленной процессуальной форме (следствен­ные действия и процессуальные решения).

Другие же признаки являются лишь отра­жением требований, предъявляемых к до­знанию уголовно-процессуальным законом. К ним относятся:

● ограниченный круг действий и реше­ний, образующих содержание дознания (не­которые неотложные следственные дейст­вия: осмотр, обыск, выемка, освиде­тельствование, задержание и др., а равно связанные с ними процессуальные реше­ния);

● сроки производства;

● правовой статус субъектов, его осу­ществляющих.

Наличие нескольких, разного значения, понятий дознания приводит часть ученых к ошибке, именуемой в традицион­ной логике "заменой тезиса в доказательстве". Такая замена может "вызываться субъ­ективной уверенностью в достоверности доказываемого. На деле это нередко приво­дит к тому, что желаемое выдается за дей­ствительное".

Подмену тезиса не трудно установить сравнением понятий. Этап-дознание и до­знание-деятельность отличаются друг от друга следующим. Во-первых, этап - это промежуток времени, в течение которого осуществляется деятельность, а не сама деятельность. Во-вторых, этап предвари­тельного расследования - дознание начи­нается возбуждением уголовного дела и оканчивается направлением последнего следователю. В это время указанные в за­коне органы и должностные лица осущест­вляют не только уголовно-процессуальную деятельность, именуемую дознанием, но и оперативно-розыскную, и иную деятель­ность. Таким образом, дознание как вид уго­ловно-процессуальной деятельности не только не идентично этапу дознания, но и составляет всего лишь часть осуществляе­мой в этот промежуток времени деятель­ности.

Еще одно терминологическое замечание. Под дознанием некоторые авторы подразу­мевают не только этап расследования или особый вид уголовно-процессуальной дея­тельности. Дознанием порой называется вся деятельность органов дознания, осу­ществляемая на этом этапе, более того

к ней иногда относят и предварительную проверку заявлений (сообщений) о преступлении, и досудебное производство ма­териалов в протокольной форме. Тем не менее, следует различать значение перечис­ленных понятий.

К настоящему времени институт дознания глубоко исследован и регламентирован уго­ловно-процессуальным законом. Поэтому при определении понятия дознания следует стре­миться к формулированию не своего субъ­ективного мнения, а содержания того поня­тия, которое использовано законодателем. Для того чтобы отличать одно понятие от другого представляется целесообразным именовать их таким образом:

● промежуток времени между возбужде­нием уголовного дела и направлением его по подследственности - этапом дознания;

● осуществляемую в этот период органа­ми дознания деятельность - деятельностью органов дознания на этапе дознания;

● производство органом дознания неот­ложных следственных действий и принятие соответствующих им процессуальных реше­ний - дознанием.

Из определений процессуалистов, сме­шивающих дознание с деятельностью, осу­ществляемой на одноименном этапе, в части характеристики практики органов до­знания интерес представляет мнение В.М.Семенова о содержании дознания. Он кроме процессуальной и оперативно-ро­зыскной упоминает об иной деятельности, осуществляемой уполномоченными админи­стративными органами и должностными лицами в соответствующих целях.

Автор не раскрывает содержания осуществляемой органами дознания иной деятельности. Между тем это необходимо сделать.

Представляется, что она состоит из двух видов:

1. деятельности, возможность осущест­вления которой дает органу

специфика внешней (основной, административно-пра­вовой) функции;

2. деятельности, вытекающей чисто из внутренней (уголовно- процессуальной) функции, из обеспечительной функции ор­гана дознания.

Нарушение закона тождества привело к картине кажущегося отсутствия единого мнения на то, является ли оперативно-ро­зыскная деятельность элементом до­знания. Тем не менее, большинство процес­суалистов по этому вопросу имеют одина­ковую точку зрения. Различие их позиций заключается лишь в том, что первые в конце своих рассуждений дают определе­ние этапу расследования, а вторые одно­именной уголовно-процессуальной деятель­ности, обычно осуществляемой на этапе до­знания.

Первые отмечают, что на этапе дознания производятся оперативно-розыскные меро­приятия; вторые - что это деятель­ность уголовно-процессуальная, и поэтому оперативно-розыскные меры не входят в ее содержание. И те, и другие ученые правы. Они характеризуют разные по свое­му содержанию понятия. Поэтому их опре­деления не противоречат, а взаимно дополняют друг друга. На самом деле, оператив­но-розыскная деятельность не урегулирова­на нормами уголовно-процессуального за­кона и поэтому не может быть признана уголовно-процессуальной, хотя в ряде слу­чаев она осуществляется во временном промежутке между возбуждением уголовно­го дела и передачей его следователю, то есть на этапе дознания.1

В характеристи­ку любого из основных понятий института дознания входят задачи (цели), решение ко­торых определяет специфику объекта ис­следования. Так и дознание, и деятельность органов дознания, да и сам этап имеют свои задачи, выполняют строго определен­ную роль в системе уголовного процесса.

Для любого органа дознания задачи осу­ществляемой деятельности в общем, виде закреплены в ст.2 УПК и конкретизированы в ст.ст. 118 и 119 УПК. В ст. 118 УПК гово­рится об обнаружении преступлений и лиц, их совершивших, предупреждении и пресе­чении преступлений. Статья 119 УПК, хотя и не имеет прямого упоминания о задачах до­знания, тем не менее, предполагает наличие таковых. Изложенные в нормах права зада­чи органов дознания не в полной мере от­носятся к самому дознанию. Они лишь дают возможность из задач всего органа вычле­нить те, что характеризуют один из видов осуществляемой им деятельности.

Часть авторов в своих определениях по­нятия дознания ничего не говорят о его за­дачах. Большинство же дефиниций включало в свое содержание и этот понятиеобразующий признак. Задачи дознания, описываемые процессуалистами, разнооб­разны. Среди них можно назвать следую­щие:

а) Обнаружение преступлений.

б) Обнаружение (установление) следов преступления.

в) Обнаружение (установление) лиц, совершивших

преступление; раскры­тие преступлений и розыск "винов­ных".

г) Предупреждение преступлений и ликвидация причин,

их порождающих.

д) Пресечение преступлений, как правило, приводится наравне с предупреж­дением, но иногда и как самостоятельная задача.

Некоторыми процессуалистами эта задача понимается более узко, лишь как за­держание лиц подозреваемых в совершении преступления.

Реже в литературе встречаются упомина­ния о таких задачах, как:

а) расследование в полном объеме;

б) "изобличение виновных", а равно лиц, их совершивших;

в) "обеспечение успешного хода расследования" или же "ведения по уголовно­му делу предварительного следствия ";

г) "собирание доказательств", "за­крепление следов преступления", "фик­сирование первичных доказательств" и другие.

Понятия "обнаружение преступлений" и их "установление" в контексте большинства определений употребляются как равнознач­ные. Постановка этих задач перед дознанием на первый взгляд вытекает из ст.118 УПК. Между тем в указанной статье УПК термин "дознание" не употребляется. Сле­дуя логике изложения главы девятой уго­ловно-процессуального кодекса, вышеука­занной и последующих статей, представля­ется возможным сделать вывод, что ст. 118 УПК хотя и конкретизирует задачи уголов­ного судопроизводства, однако не на уров­не отдельного вида деятельности органа дознания, а на более высоком - уровне всей деятельности органа дознания, как процессуальной, так и иной, как на этапе дознания, так до и после него.

Поэтому механическое перенесение ука­занных в этой статье целей к специфичес­кой части деятельности органа дознания не всегда будет правильным. Так обстоит дело с задачей обнаружения преступлений и лиц, их совершивших.

Обнаружение преступлений более свой­ственно деятельности, осуществляемой ор­ганом дознания до возбуждения уголовного дела. Хотя при производстве расследова­ния могут и должны наряду с известными выявляться и неизвестные факты преступ­лений, оно не свойственно ни дознанию, ни деятельности, осуществляемой на этапе до­знания. Тем более нельзя выдвигать подоб­ную задачу применительно к рассматривае­мым объектам как один из понятиеобразующих признаков.

Учитывая изложен­ное, основные понятия института дознания применительно к деятельности органов дознания, неуполномоченных на осуществле­ние оперативно-розыскной деятельности, на этапе дознания могут быть охарактери­зованы следующим образом.

Дознание - это проведение органом до­знания и лицом, производящим дознание, неотложных следственных действий и при­нятие связанных с ними процессуальных решений в целях обеспечения всесторон­ности, полноты и объективности предвари­тельного следствия; предупреждения, пре­сечения и раскрытия преступлений.1

Этап дознания - это первоначальный этап расследования, период времени от возбуждения уголовного дела до направле­ния его следователю, в течение которого органом дознания и лицом, производящим дознание, в пределах своей компетенции осуществляются уголовно-процессуальная и иная деятельность в целях обеспечения всесторонности, полноты и объективности предварительного следствия; предупрежде­ния, пресечения и раскрытия преступлений.

Деятельность органа дознания на этапе дознания заключается в осущест­влении уголовно-процессуальной и иной деятельности с целью обеспечения всесто­ронности, полноты и объективности предва­рительного следствия, пресечения и рас­крытия преступлений.

Иначе говоря, дознание - это всегда производство неотложных следствен­ных действий и принятие соответствую­щих процессуальных решений. Поэтому нельзя именовать дознанием деятельность, осуществляемую в порядке ст.120 УПК.

А, ис­ходя из результатов анализа всей уголовно-процессуальной функции органа дознания, дознанием последовательно называть осу­ществляемую средствами стадии предвари­тельного расследования уголовно-процес­суальную деятельность органа дознания, направленную на обеспечение всесторонне­го, полного и объективного расследования преступлений, но не само расследование в полном объеме. Несомненно, что в других странах в содержание дознания могут вклю­чаться не только неотложные следственные действия и связанные с ними процессуаль­ные решения. Так, во Франции, к примеру, согласно ст. 14 УПК Франции сюда отнесено "установление фактов нарушения уголовно­го закона, собирание о них доказательств и розыск лиц, их совершивших, пока не нача­то следствие".1

Глава 2. Общие условия предварительного

расследования.

2.1. Понятие и значение общих условий предварительного

расследования уголовных дел.

Общие условия предварительного рас­следования - это, как следует из самого определения, закрепленные в уголовно-процессуальном законе правила, исполне­ние которых обязательно для любой из форм предварительного расследования. Так должно быть. Однако общие условия пред­варительного расследования в полном объеме относятся только к предварительно­му следствию. Они не в полной мере отно­сятся к дознанию и смешанному расследо­ванию, при чем совершенно не касаются протокольного расследования.

На стадии предварительного расследова­ния, как и на любой другой стадии уголов­ного процесса, реализуются принципы уго­ловного процесса. Но общие условия пред­варительного расследования не являются принципами уголовного процесса. Это пра­вила меньшей, чем принципы процессуаль­ной значимости. Они касаются не всего уго­ловного процесса, а всего-навсего одной из его составляющих - предварительного расследования.

Система правил, составляющих общие условия предварительного расследования, включает в себя:

1. Подследственность.

2. Полномочия следователя. Процессу­альная самостоятельность следователя.

3. Начало, место и сроки производства предварительного расследования.

4. Соединение и выделение уголовных дел.

5. Расследование уголовных дел группой следователей.

6. Профилактическую деятельность орга­нов дознания и предварительного следст­вия или, иначе, меры по выявлению причин и условий совершения преступлений

7. Взаимодействие следователя с органа­ми дознания.

Профессор Б.Т.Безлепкин к общим усло­виям предварительного расследования также относит:

● привлечение общественности к учас­тию в раскрытии и расследовании уголов­ных дел;

● обязательное удовлетворение хода­тайств, имеющих значение для дела;

● недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

● применение научно-технических средств в ходе предварительного расследования;

● обжалование действий следователя;

● порядок сношения следователей с со­ответствующими органами других госу­дарств;

● этические основы и воспитательное воздействие предварительного следствия.

В литературе высказаны и другие подхо­ды к понятию и перечню общих условий предварительного расследования.

Разногласия по поводу представления о системе и количестве общих условий пред­варительного расследования обусловлены различными представлениями процессуа­листов о соотношении понятий "принцип уголовного процесса" и "общее условие предварительного расследования". Именно поэтому многие ученые под общими усло­виями производства предварительного рас­следования понимают также положения, по своей сути являющиеся проявлениями в со­ответствующих формах деятельности самих принципов.1

2.2. Система общих условий предварительного

расследования и характеристика их видов.

Следующей за ста­дией возбуждения уголовного дела идет стадия предварительного расследования. Тем не менее, о предварительном расследо­вании как о понятии, также как и о возбуж­дении уголовного дела можно говорить в разных значениях.

Так, предварительное расследование - это:

1. Вторая, следующая за возбуждением уголовного дела, стадия

уголовного процес­са;

2. Осуществляемая для решения стоящих в этот промежуток времени

задач (опреде­ленного вида) уголовно-процессуальная деятельность

следователя или (и) органа до­знания;

3.Уголовно-процессуальный институт. Понятие предварительного

расследова­ния как стадии не относятся к числу дискус­сионных в

юридической литературе, и опре­деляется всеми процессуалистами

по суще­ству одинаково. Под предварительным рас­следованием понимается следующая за возбуждением уголовного дела стадия уго­ловного процесса со своими задачами и границами.

Однако иногда ученые не видят никаких различий между понятиями "предваритель­ное расследование" и "стадия предвари­тельного расследования".

А.А.Гарницкий считает: "Предваритель­ное расследование - стадия уголовного процесса, в которой органы следствия и дознания, опираясь на помощь широких масс общественности, в установленном за­коном порядке осуществляют деятельность по предупреждению преступлений, прово­дят работу по раскрытию совершенных преступлений, привлечению к ответственности виновных, а равно по установлению отсут­ствия события или состава преступления или основания для направления дела в суд".1

"Под предварительным расследованием подразумевается одна из стадий уголов­ного процесса,— также пишут Н.В.Жогин и Ф.Н.Фаткуллин,— эта стадия судопроизвод­ства начинается с принятия возбужденного дела в производство".

Данные определения применимы к характе­ристике временного промежутка (стадии), но не должны использоваться в отношении осуществляемой при этом уголовно-процес­суальной деятельности.

Предварительное рассле­дование следует рассматривать, в основ­ном, как деятельность. Хотя иногда, харак­теризуя эту деятельность налицо признаки одноименных и стадии, и правового инсти­тута.

Предварительное расследование (напо­мним, как деятельность), принято считать, может осуществляться в двух формах: дознания и предварительного следствия.

В литературе встречаются и другие позиции. Так вычленяется третья форма предварительного расследования. П.С.Ефимичев таковой считает протокольную форму досудебной подготовки материа­лов.

По-разному учеными воспринимается сущность досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Некоторые ее называют разновидностью дознания, другие - порядком проверки оснований к возбуждению уголовного дела, третьи - административной деятельностью, само­стоятельной формой расследования. Более удачным представляется опре­деление понятия досудебной подготовки материалов в протокольной форме, как осо­бого досудебного производства.

Однако как бы мы не именовали эту дея­тельность, она, несомненно, включает в себя и определение подведомственности, и сбор достаточных данных, указывающих на при­знаки объективной стороны состава пре­ступления. Тем не менее, досудебная подго­товка материалов в протокольной форме - это не форма предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении. Содержание названного вида уголовно-про­цессуальной деятельности далеко выходит за пределы стадии возбуждения уголовного дела. Иначе говоря, досудебная подготовка материалов в протокольной форме со­стоит из трех элементов. Именно третья, неизученная наукой часть досудебной под­готовки, начинающаяся с констатации ком­петентным органом наличия в его распоря­жении повода и основания к "возбуждению в порядке ст.112 УПК уголовного дела", должна быть признана самостоятельным видом уголовно-процессуальной деятель­ности органа дознания (одной из форм рас­следования), но ни в коем случае не вся досудебная подготовка.

В уяснении точного перечня осуществля­емых компетентными органами форм пред­варительного расследования поможет срав­нительный анализ глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уголовного дела и досудебной подготовки материалов в протокольной форме. Если в процессе осуществления досудебной подготовки материалов в прото­кольной форме после окончания деятель­ности, присущей первоначальной стадии уголовного процесса, осуществляется еще какая-то уголовно-процессуальная деятель­ность, то налицо еще один вид предвари­тельного расследования - протокольное расследование. Тем более что с помощью него (протокольного расследования) реша­ются те же задачи, что и с помощью любой другой формы предварительного расследо­вания.

Досудебная подготовка материалов в протокольной форме включает в себя как действия, осуществляемые в целях реше­ния задач стадии возбуждения уголовного дела, так и действия, реализующие цели предварительного расследования. Исходя из положения, что стадия уголовного про­цесса - это совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами компе­тентного органа, и делается вывод о на­личии в досудебной подготовке материалов в протокольной форме и предварительной проверки заявлений (сообщений) о пре­ступлении, и самостоятельной формы пред­варительного расследования – протоколь­ного расследования.

Решение о наличии достаточных данных, указывающих на признаки пре­ступления, - начало протокольного рас­следования.

Итак, сравним содержание глав 8 и 34 УПК, стадии возбуждения уго­ловного дела и досудебной подготовки ма­териалов в протокольной форме. Для этого сначала обратимся к ст.113 и ст.416 УПК. В ст.113 УПК первым основанием отказа в возбуждении уголовного дела за­креплено - "отсутствие оснований к воз­буждению уголовного дела". Ст.416 УПК, напротив, гласит, если не выяснены существенные дополнительные обстоятель­ства, необходимые для возбуждения уго­ловного дела, производится дознание, то есть принимается противоположное отказу в возбуждении уголовного дела решение - решение о возбуждении уголовного дела.

Значит, эти уголовно-процессуальные нормы противоречат друг другу.

Уголовно-процессуальная деятельность, в какой бы она форме не производилась, не может "перешагнуть" через принятие реше­ния о наличии в собранном материале до­статочных данных, указывающих на призна­ки объективной стороны состава преступле­ния. Получается, что досудебная подготовка материалов в протокольной форме не тре­бует процессуального письменного офор­мления решения о возбуждении уголовного дела в порядке ст. 112 УПК. Мысленно оно все равно принимается. "Возбуждение" же уголовного дела, - это более позд­нее уголовно-процессуальное решение, и его сущность больше отражало бы такое наименование, как "возбуждение судебного производства", а не уголовного дела.

Основные же признаки становятся такими же, как и у любой из форм предварительного расследования. А так как при этом не осуществляется ни до­знания, ни предварительного следствия, можно сделать вывод о существовании еще одной формы предварительного расследо­вания. Ее можно назвать протокольным расследованием.

Можно предложить более длинное наименование - сбор мате­риалов обо всех существенных обстоятельст­вах, характеризующих состав преступления. Такое название вытекает из редакции ст.416 УПК.

Протокольное расследование в основном ведется путем:

• производства осмотра места происше­ствия,

• получения объяснений,

• истребования материалов,

• отобрания у правонарушителя обяза­тельства являться по вызовам

органов до­знания и суда и сообщать им о перемене места жительства и, наконец,

• составления протокола об обстоятель­ствах совершенного преступления.

В протокольном производстве возбуждение уголовного дела и отказ в воз­буждении уголовного дела поставлены в не­ровные условия. Отказ в возбуждении уго­ловного дела оформляется письменно и на определенном этапе по признакам, его со­ставляющим, похож больше на прекраще­ние уголовного дела, нежели на решение, присущее первоначальной стадии уголовного процесса. Ведь он может быть осуществлен, несмотря на наличие оснований к воз­буждению уголовного дела - достаточных данных, указывающих на признаки объек­тивной стороны состава преступления ( ст. 108 УПК).

Как уже отмечалось возбуждение же уго­ловного дела в том смысле, который зало­жен в анализируемое решение ст.112 УПК, вообще никак не оформляется. Возбужде­нием уголовного дела именуется решение, которое больше похоже на решение о на­значении судебного заседания.

Не трудно заметить, что решения о воз­буждении уголовного дела, принимаемые при досудебной подготовке материалов в протокольной форме и в обычном порядке, разные, по сути, и содержанию понятия.

Заключение

В данной курсовой работе я постарался более подробно, насколько мне позволили знания и источники, описать все аспекты предварительного расследования.

И в заключение хотелось бы сделать выводы об особенностях и формах такого уголовно-процессуального действия, как предварительное расследование.

Существует как минимум три формы предварительного расследования:

1. предварительное следствие;

2. смешанное предварительное рассле­дование, которое включает в себя собст­венно дознание (по делам, по которым предварительное следствие обязательно) и последующее предварительное следствие.

3. "дознание" по делам, по которым предварительное следствие не обязатель­но;

Важным будет заметить то, что совершенствование такого уголовно-процессуального института, как предварительное расследование продолжается. Такая ситуация объясняется развитием уголовного и уголовно-процессуального законодательства.

Список использованных источников:

Нормативный материал:

    Уголовный Кодекс Российской Федерации. Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо»,Воронеж,1999. – 760 с.

    Уголовно-процессуальный кодекс РФ (с дополнениями на 20.11.99 г.)

Полный сборник кодексов РФ. – М.: «Информэкспо»,Воронеж,1999 г.

3. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1992. № 25

Литература:

1. Кобликов А.С. Уголовный процесс. Москва, 1999 г.

2. Рыжаков А.П. Предварительное расследование. Тула.,1996 г.

3. Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. Т.2.

М.,1970 г.

    
      

1 Кобликов А.С. Уголовный процесс. – Москва,с.134

1 См. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 25

1 Рыжаков А.П. Предварительное расследование. - Тула, с.34

1 Рыжаков А.П. Предварительное расследование. - Тула, с.48

1 Рыжаков А.П. Предварительное расследование. - Тула, с.49

1 Рыжаков А.П. Предварительное расследование. - Тула, с. 54

1 Рыжаков А.П. Предварительное расследование. - Тула

КУРСОВАЯ РАБОТА

Студента 4 – го курса

Юридического факультета

Стариенко Анатолия Павловича

Учебная дисциплина: Уголовный процесс

ТЕМА: Предварительное расследование

Руководитель- консультант:

Оценка

“______ “

МУРМАНСК

2000 г.