Виды туризма (работа 1)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. Экологический туризм 5

2. Социальный туризм 10

3. Самодеятельный туризм 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

ЛИТЕРАТУРА 21

ВВЕДЕНИЕ

Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей ми­ровой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономи­ки, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным ка­тализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на раз­витие туризма воздействуют различные факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов, обеспечения занятости населения постоянно растет.

По данным Всемирной туристской организации (ВТО), число прибытий в 2000 г. составило 698 млн. человек, а величина поступлений от туризма -478 млрд. долл. США. По прогнозам экспертов ВТО, число поездок в мире к 2010г. может достичь 1 млрд. туристских прибытий, из которых 546 млн. придется на Центральную и Восточную Европу, включая страны СНГ и Бал­тии, где туризм будет развиваться опережающими темпами по сравнению с Европейским регионом в целом.

Туризм - один из немногих динамично развивающихся видов отечествен­ного бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму объясняется рядом фак­торов. Во-первых, для того чтобы начать заниматься туристским бизнесом, не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристском рынке вполне успешно взаимодействуют крупные, средние и малые (с небольшим коли­чеством персонала) фирмы. При этом туристский бизнес позволяет быстро оборачивать капитал, а также (в сфере международного туризма) извлекать известные выгоды за счет валютных операций.

Для достижения положительного баланса между ввозимыми в страну деньгами (въездной туризм) и вывозимыми из страны (выездной туризм) необходимо всячески поддерживать и развивать внутренний туризм с тем, чтобы деньги тратились внутри страны, а не за ее пределами. Хорошо спла­нированная политика национального туризма приводит в конечном итоге к выгоде для страны. Если развитие туризма планируется недостаточно про­фессионально, может случиться так, что страна будет вкладывать в туризм больше, чем получать от него. Для того чтобы преуспеть в туристском бизнесе, требуются основанная на потребностях потребителя туристских ус­луг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристского менедж­мента и маркетинга, конъюнктуры туристского рынка.

В российском туризме наблюдается значительное несоответствие уровня обслуживания и пакета услуг, предлагаемых потребителю, международным требованиям и стандартам. Этому в определенной степени способствует малочисленность гостиничных предприятий и специализированных средств размещения, число которых постоянно уменьшается. В 1999 г. из общего числа гостиниц (3386) 2750, т.е. 81,2%, не имели соответствующего серти­фиката качества. Также наблюдается и слабая профессиональная подготов­ка работников индустрии туризма. Это в конечном итоге приводит к утечке капиталов из России. Экономические показатели развития российского ту­ризма далеки от желаемых. По данным Банка России, дефицит платежного баланса по статье «туристские услуги (поездки)» в 1999 г. составил около 3,2 млрд. долл. США, удельный вес экспорта туристских услуг в общем объе­ме экспорта товаров и услуг 4,4%, удельный вес импорта туристских услуг в общем объеме импорта товаров и услуг равнялся 13%. Общее число при­бытий в Россию составило 18,8 млн. чел., при этом из стран дальнего зару­бежья - 7,1 млн. чел., в том числе с целью туризма - 1,9 млн. чел. (26,8%). Из стран СНГ Россию посетили 11,7 млн. граждан, из них с целью туризма - 1,14 млн. человек (9,7%).

1. Экологический туризм

Экология (гр. oikos дом, родина) - наука о взаимоотношениях живых орга­низмов, условий среды их обитания и всех функциональных процессов, делающих среду пригодной для жизни.

Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма и путешествий. Туристские гостиницы, кемпинги, курорты, которые расположены среди нетронутой природы и где уделяется должное внимание вопросам экологии, сохранению природного ландшафта и культурного наследия, становятся все более популярными и при­влекают новых, экологически сознательных и подготовленных туристов.

«Защита окружающей среды должна устоять перед давлением со сторо­ны организаций или лиц, озабоченных только коммерческим успехом или личным обогащением», - сказано в Монреальской декларации по туризму (1996 г.). По утверждению Питера Шэклфорда, регионального представите­ля ВТО в Европе, термин «экотуризм» используется в индустрии туризма уже более 10 лет, однако в это понятие вкладывается разное содержание. В одном случае экотуризм - это путешествия, предпринимаемые в нетрону­тые человеческой цивилизацией, экологически чистые уголки природы для поддержания экологического равновесия в природе. В другом - термин «эко­туризм» рассматривается как ярлык предлагаемого к продаже турпродукта. Но и в том, и в другом случае экотуризм рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого развития туризма. Известно, что туризм по-разному влияет на окружающую среду. Туриндустрия эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы страны, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощ­ное антропогенное воздействие на природу. Транспорт использует невос­полнимые виды топлива, загрязняя окружающую среду.

В последнее десятилетие охрана окружающей среды вышла на новый уровень, включая меры финансового контроля и рыночные факторы, а так­же соответствующие законодательные меры.

Европейский союз разработал Положение ЕС 1893/93 «О добровольном участии компаний в Системе экологического менеджмента и ревизии». В соответствии с методикой экологического менеджмента турфирма или гос­тиница может проводить или заказывать объективные экоревизии, целью которых является улучшение управления экологическими аспектами турис­тской деятельности.

Так, система экологического менеджмента Финляндии предполагает при проведении экоревизии на туристских предприятиях рассмотрение следую­щих вопросов:

    требования экологически сознательных туристов к условиям проведе­ния путешествий;

    меры, способствующие экономии сырья, воды и электро- и теплоэнер-гии туристскими предприятиями;

    освоение управления отходами с целью обеспечения соответствия За­кону об отходах Финляндии;

    особые характеристики туристских предприятий при предоставлении ими специфических туристских услуг.

Результаты воздействия на окружающую среду оцениваются по следую­щим направлениям:

      Воздух: запах (производство и потребление электро- и теплоэнергии, приготовление пищи, транспорт, используемый туристами и персоналом).

      Вода: водоснабжение, потребление воды (на кухне, при уборке, в сау­не, в номерах, при оказании туристских услуг).

      Почва и почвенные воды: охрана почвенных вод (при оказании турис­тских услуг, утилизации отходов).

      Шум: состав и уровень шума (в месте отдыха, при оказании туристс­ких услуг).

      Визуальные воздействия: территория; окружающая местность; ланд­шафт; здания; маркетинг; отходы; туристские услуги.

Экоревизии дают ответ на то, каким образом туристские предприятия на практике решают экологические вопросы, насколько заинтересовано в их решении руководство, какова экологическая подготовка сотрудников, как распространяется экологическая информация и каким образом туристские предприятия учитывают интересы своих клиентов - туристов.

Исследования показали, что благодаря применению новых экологичес­ких методов работы (например, солнечный подогрев воды) и небольшим инвестициям в гостиницах и ресторанах можно сократить потребление элек­троэнергии на 10-25%, а потребление воды на 30%.

В соответствии с методикой экологического менеджмента предприятия при предоставлении туристских услуг должны включать вопросы экологии во все сферы своей деятельности - от планирования и закупок продоволь­ствия и инвентаря до решения повседневных практических вопросов.

Внедрение экологических методов в управление туристскими предпри­ятиями, экологического менеджмента является для индустрии туризма срав­нительно новым делом. В основе последовательного и приемлемого на меж­дународном уровне управления экологическими вопросами лежит система экологического менеджмента, которая базируется на философии системно­го ряда качества (оперативные, регистрационные и контрольные процеду­ры) ИСО 9000 Международной организации стандартизации.

Система экологического менеджмента может быть официально серти­фицирована в Европе в соответствии с требованиями стандарта BS 7750 Британской организации стандартизации, подготовившей его в 1992 г.

Задачей стандарта BS 7750 являются стимулирование добровольной эко­логической деятельности предприятий в части разработки продукции, ус­луг, методик и инструментов, улучшение качества продукции и эффектив­ности использования ресурсов, применение новейших технологий для уменьшения отрицательных последствий воздействия на экологию.

Экологические проблемы занимают видное место в деятельности Меж­дународной гостиничной ассоциации. В рамках МГА создан фонд ИХЕЯ (Международная гостиничная экологическая инициатива), главной задачей которого являются сбор и распространение информации по экологическим вопросам, связанным с гостиничным хозяйством. Фондом подготовлены учебные пособия и компакт-диски, для индустрии туризма организуются учебные семинары по экологии, а также ежегодные конкурсы на лучшие методы, разработанные и используемые гостинично-ресторанным сектором с целью улучшения экологической обстановки. 11 крупнейших междуна­родных гостиничных цепей, входящих в фонд, уже сэкономили значитель­ные средства в результате проведенных мероприятий. Так, «Интерконтиненталь» за последние 10 лет сберегла 10 млн. ф. ст.; цепь «Скандик отель» установила в номерах мебель и аксессуары из биологических материалов, которые могут быть переработаны и использованы вновь. Гостиницам, со­блюдающим экологические требования природоохранного стандарта JSO 14001 присваиваются соответствующие знаки. Гостинично-ресторанный совет и министерство охраны окружающей среды Финляндии выпустили пособие «Экологически дружественное гостинично-ресторанное хозяйство», из которого следует, что любое туристское предприятие при разумном уп­равлении может уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.

Система экологического менеджмента туристского предприятия включает:

    деловую концепцию экологического менеджмента;

    экологическую политику предприятия и задачи защиты окружающей среды;

    состав экологически чистого турпродукта;

    политику закупок продовольствия, инвентаря и сотрудничества в деле защиты окружающей среды.

Гостинично-ресторанный союз Швеции в 1992 г. разработал рекоменда­ции для туриндустрии под названием «Экологическая температура 92».

Закон РФ «Об основах туристской деятельности», государственные стан­дарты Российской Федерации по туристско-экскурсионному обслуживанию и услугам населению практически не затрагивают вопросы экологии и умень­шения отрицательного воздействия турпредприятий на окружающую среду.

В ГОСТах Р 50646-94 «Услуги населению» и Р 50691-94 «Модель обес­печения качества услуг», Правилах предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1997 г. № 490, вопросы экологии и отрицательного воздействия туристских предприятий на окружающую среду практически не затрагива­ются. В ГОСТе Р 50690-2000 «Туристские услуги. Общие требования» кон­статируется, что «предоставление туристских услуг (внутренний и въезд­ной туризм) должно осуществляться в соответствии с законодательством по охране окружающей среды», а «туристские маршруты должны проходить в районах с благоприятными экологическими и санитарно-эпидемиологичес­кими условиями».

В ГОСТе Р 50644-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Требо­вания по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов» воздействие окружающей среды на туристов (температура, влажность, подвижность воз­духа и перепады барометрического давления) относится к вредным факто­рам (факторам риска) в туризме, а предупреждение этих вредных воздей­ствий обеспечивается в числе прочих и «оснащением помещений и транспортных средств устройствами кондиционирования, дезодорации воз­духа, отопления, автоматического контроля и сигнализации». В ГОСТе Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гости­ниц» содержится требование о том, что «гостиница должна распо­лагаться в благоприятных экологических условиях».

Путешествия, совершаемые в рамках экологического тура, доста­точно разнообразны -- от небольших познавательных туров для школьников, до регулярных туристических программ в национальных парках Исследования показали, основным мотивом участия в эколо­гических турах является желание насладиться первозданной приро­дой В некоторых странах под экотуризмом понимают поездки с обя­зательным участием в природоохранительных мероприятиях.

Экологические туры имеют высокое экологическое значение. По данным ВТО, на долю экотуризма приходится от 7 до 10% ежегодно­го дохода всей индустрии туризма. Социальная значимость данного вида туризма заключается, прежде всего, в воспитательном и рекреа­ционном значении. Так, например, в программу туров на ряду с посе­щением экологически чистых районов, включены экскурсии в места экологических катастроф. Видение последствий современной цивили­зации побуждает человека к бережному отношению к природе, ра­циональному использованию окружающей среды.

Эксперты ВТО определили ряд условий функционирования рын­ка экологического туризма: - обеспечение транспортной доступности экотуристских объектов;

- наличие увлекательных и привлекательных объектов не только для узкоспециализированных экотуристов, но и обычных временных по­сетителей;

- проведение разумной ценовой политики;

- хорошая комфортная организация поездок.

Экологические туры рассматриваются специалистами как одно их перспективных направлений развития туризма.

2. Социальный туризм

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет социальный туризм как «путешествия, субси­дируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.

В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с кли­ентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококаче­ственные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные се­мьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учаща­яся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граж­дане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источ­никами средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экс­пертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.

В Советском Союзе организацией социального туризма занимались Цен­тральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС (ЦСТЭ) и Бюро междуна­родного молодежного туризма (БММТ «Спутник») ЦК ВЛКСМ. Объем об­служивания ЦСТЭ на 1989 г. составлял 42 млн. туристов и 226,1 млн. экскурсантов, а объем оказанных услуг за тот же период достиг 3 млрд. руб. при численности работающих в системе 170 тыс. человек.

Объем обслуживания туристов БММТ «Спутник» в том же году соста­вил 6,2 млн. человек, а объем услуг - 365 млн. руб. (в ценах 1989 г.) при численности работающих около 7 тыс. человек.

Различного рода скидки и льготы на предоставляемые туристские путе­вки превышали в ряде случаев 50-70% их стоимости и дотировались проф­союзами и другими общественными организациями.

При рыночных отношениях указанные выше системы социального ту­ризма распались, а их элементы превратились в коммерческие структуры, занимающиеся в основном международным туризмом. О своей привержен­ности к социальному туризму заявила лишь Российская ассоциация соци­ального туризма (PACT), являющаяся членом Международного бюро соци­ального туризма (БИТС), организованного 7 июня 1963 г. в Брюсселе.

БИТС является одним из присоединившихся членов Всемирной турист­ской организации. В рамках ВТО и БИТС регулярно проводятся семинары и конференции, посвященные проблемам социального туризма. ВТО офи­циально подтвердила цели социального туризма в Манильской декларации по мировому туризму (1980 г.): «Социальный туризм - это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании ими прав на отдых».

Монреальская декларация «К гуманному и социальному ведению туриз­ма», принятая Генеральной ассамблеей БИТС 12 сентября 1996 г., целиком посвящена проблемам социального туризма, который назван там «дизайне­ром общества и двигателем экономического развития».

Обеспечение доступности туристского отдыха для всех, включая много­детные семьи, молодежь и пожилых лиц, требует разработки и осуществле­ния ряда конкретных мер, к числу которых относятся определение социаль­ной туристской политики государства, принятие собственных законодательных и нормативных актов, создание социальной инфраструк­туры, обеспечение систем и механизмов поддержки малообеспеченных слоев населения, подготовка работников системы социального туризма, включая его организаторов, информационная работа и многое другое. Сотни милли­онов людей в мире путешествуют благодаря социальному туризму. В ста­тье 13 Монреальской декларации БИТС определены формальные категории туристских организаций, которые могут заниматься социальным туризмом: «К движению социального туризма может принадлежать любая туристская организация (ассоциация, кооператив, общество взаимопомощи, фонд, фе­дерация, бесприбыльная организация и т. д.), которая в своем уставе или регламенте четко ставит задачи социального характера и цель обеспечения доступности путешествий и туризма для максимального количества людей, не ограничивая себя единственной целью получения прибыли». Принадлеж­ность к организациям социального туризма должна подтверждаться усло­виями, изложенными ниже.

    Предлагаемые виды деятельности нацелены на совместное решение социальных, просветительских и культурных задач, способствующих ува­жению и развитию человека.

    Четко определяется целевая клиентура, при этом отсутствует какая-либо дискриминация по расовым, культурным, религиозным, политическим, философским или социальным признакам.

    Неотъемлемым элементом предлагаемого турпродукта является добав­ленная стоимость неэкономического характера.

    Четко указываются стремления обеспечить гармоничную интеграцию социального туризма в местную среду.

    Вид деятельности и цена турпродукта социального туризма указыва­ются в конкретных документах. Цены соответствуют заявленным соци­альным целям. Прибыль полностью или частично реинвестируется в улуч­шение качества туристских услуг, предлагаемых общественности.

    Управление кадрами отвечает требованиям социального законодатель­ства и нацелено на обеспечение удовлетворенности работой и постоянное повышение квалификации кадров.

Несмотря на достигнутые успехи, упрочить свои позиции социальный туризм может только при наличии долгосрочной продуманной социальной политики в области туризма на национальном, региональном и междуна­родном уровнях.

Поскольку организациями социального туризма извлечение прибыли как цель не ставится, а общая тенденция в развитии международного туризма направлена на предоставление туристских услуг все более высокого качества, то учреждения социального туризма сталкиваются в последнее время со зна­чительными трудностями, которые включают явления разного порядка:

    проблемы создания новой или адаптации к современным требованиям существующей материальной базы социального туризма;

    отсутствие надлежащей законодательной и нормативной базы;

    информационные и психологические проблемы, с которыми сталки­ваются отдыхающие в системе социального туризма;

    растущие стандарты качества обслуживания социального туризма;

    формы оказания материальной помощи клиентам социального туриз­ма и ряд других проблем.

Что касается форм оказания материальной помощи лицам, пользующим­ся услугами социального туризма, то одна из них - отпускные чеки, кото­рые можно использовать при покупке турпродукта. Они получили в некото­рых странах Европы достаточно широкое распространение. Так, системой отпускных чеков во Франции занимается Французская национальная ассо­циация отпускных чеков, в Швейцарии - Швейцарская касса путешествий.

Отпускной чек - платежный документ с высокой степенью за­щищенности от подделки. В своем исполнении они представляют со­бой подобие чековой книжки и имеют определенную номинальную стоимость.

Для успешного функционирования системы отпускных чеков не­обходимо наличие и взаимодействие следующих субъектов:

      наличие агентства, уполномоченного производить не необхо­димые операции по чекам (эмиссию, продажу и оплату);

      оптовых покупателей отпускных чеков (предприятия проф­союзы);

      носителей и пользователей чеков (отдельные физические ли­ца);

      предприятий обслуживания по отпускным чекам.

Основные принципы функционирования данной системы заклю­чается в следующем:

    определенное агентство осуществляет эмиссию чеков на тре­буемую сумму.

    оптовый покупатель предварительно оплачивает их стоимость и распределяет среди работников предприятия с предоставлением скидок (скидки разные).

    работник предприятия рассчитывав за чек единовременно или в рассрочку.

    полученные предприятием обслуживания чеки (гостиницы, ма­газины и т. д.) обналичиваются в агентстве, где была произведена эмиссия

Данная система позволяет обеспечивать целенаправленный рас­ход средств, снижение налогов, усовершенствовать систему скидок в предприятиях обслуживания.

Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государ­ством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях со­здания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и уча­щейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации ока­зывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразви­тых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид доти­руемого туризма отсутствует. Известно и одно из положений Гаагской декларации 1989 г., в котором провозглашается, что государства не могут тратить на туризм больше того, что они надеются от него получить. Таким образом, центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых - в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным кри­териям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финан­совых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.

В силу экономических и социальных проблем создание систем «отпуск­ных чеков» и социального туризма в России в ближайшее время представ­ляется достаточно проблематичным, так же, как и принятие проекта Федераль­ного закона «О социальном туризме», обсужденного в ходе парламентских слушаний в Государственной Думе в июне 1998 г.

3. Самодеятельный туризм

Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» трактует самодеятельный туризм как «путешествия с ис­пользованием активных способов передвижения, организованные турис­тами самостоятельно», и провозглашают приоритетными направлениями государственного регулирования туристской деятельности наряду с внут­ренним и выездным туризмом поддержку и развитие социального и самоде­ятельного туризма.

До 1990 г. самодеятельный туризм существовал как общественное дви­жение и реализовывался через разнообразную систему туристских клубов Советов по туризму и экскурсиям Центрального Совета по туризму и экс­курсиям ВЦСПС, в структуре которого существовало Управление самоде­ятельного туризма, а также через клубы туристов и туристские секции, существовавшие на крупных предприятиях, в учреждениях и учебных за­ведениях.

В 1989 г. число клубов достигало в РСФСР более 700. При клубах функ­ционировало более 80 региональных федераций спортивного туризма. На предприятиях, в учреждениях и учебных заведениях на общественных на­чалах работало более 30 тыс. туристских секций и комиссий. В самодея­тельный туризм было вовлечено около 7 млн. человек, включая всех участ­ников туристских походов: оздоровительных, выходного дня, спортивных и т.д., а также провести походы, слеты и соревнования для примерно 15 млн. человек. При этом численность участников спортивных категорийных по­ходов, дающих право на присвоение спортивных разрядов и званий по ту­ризму составило около 140 тыс. человек. Все мероприятия самодеятельного туризма финансировались из средств советов профсоюзов.

В 1989 г. на нужды самодеятельного туризма было выделено около 6 млн. руб.

Походы и маршруты самодеятельного туризма разрабатываются ^ самими туристами или рекомендуются туристскими клубами.

Как правило, данный туризм характеризуется активными спосо­бами передвижения. При этом маршрут, состав туристкой группы, снаряжение, обеспечение продуктами питания, способов передвиже­ния и финансирование организуется самостоятельно, либо при под­держке туристскими клубами, секциями, общественными организа­циями.

Самодеятельный туризм подразделяется.

    По форме проведения, прогулки, походы, путешествия, слеты, экспедиции, соревнования.

    По видам маршрутов, пешеходные, лыжные, горные, водные, спелео, альпинизм, велосипедные маршруты, мотоциклетные, воз­душные, комбинированные.

    По сложности: категорийные и некатегорийные маршруты.

    По организационным принадлежностям: туристские клубы станции юных туристов, туристские секции, спортивные организа­ции.

Одной из важных особенностей самодеятельных походов являет­ся четкая организация и систематическое проведение. В зависимости от возможностей это могут быть походы выходного дня, многоднев­ные некатегорийные и категорийные походы. Организацию и прове­дение похода вне зависимости от его сложности регламентируют «Правилами проведения туристских, спортивных походов», «Прави­лами организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий», а также ведомственными инструкциями министерст­ва образования и пр. Данные документы определяют, какие организа­ции могут проводить походы и путешествия, как комплектуются ту­ристские группы в зависимости от сложности выбранного маршрута и вида туризма, устанавливают порядок оформления маршрутных до­кументов В них четко сформулированы требования к участникам и руководителям походов, а также обязанности и права руководителя и участников группы.

В каждом туристском клубе должна иметься картотека, которой можно воспользоваться при выборе маршрута. В то же время члены туристской секции должны сами заниматься разработкой и внедрени­ем новых маршрутов.

Наиболее распространенной формой самодеятельного туризма является поход выходного дня. Такие походы доступны людям всех возрастов и привлекают наибольшее число участников.

Самая простая форма похода - загородная прогулка. К таким про­гулкам приглашаются все желающие. Кратковременная прогулка не требует от участников предварительной тренировки и специального снаряжения, она доступна каждому человеку.

Оптимальный состав туристкой группы для похода выходного дня - от 4 до 15 человек. При необходимости, во время подготовки к походу туристская секция должна позаботиться об обеспечении ту­ристов групповым снаряжением: палатками, спальными мешками, ко­телками для приготовления пищи, рюкзаками и т. д.

Большой популярностью в коллективах различных предприятий и учреждений, учебных заведений пользуются туристские слеты » соревнования. Данные мероприятия способствуют привлечению и широкого круга туристов. Успешное проведение массовых туристских мероприятий целиком зависит от качества подготовки к ним.

Подготовку к слету или соревнованию надо начинать за несколь­ко месяцев до их проведения. Формируется комиссия по слетам и со­ревнованиям, Она разрабатывает проект Положения о слете или со­ревновании, программу, подбирает кандидатов в оргкомитет. Дея­тельность оргкомитета очень разнообразна. Основные вопросы, кото­рые должен решать в процессе подготовки и проведения мероприя­тия оргкомитет, следующего содержания:

    Разработка Положения о слете или соревнованиях.

    Организация пропаганды.

    Выбор места соревнования и согласование его с лесничеством.

    Оборудование и оформление поляны и мест общего пользования.

    Организация работы буфета.

    Организация радиофикации и информации на поляне.

    Подготовка мест проведения соревнований.

    Организация медицинского обслуживания участников.

    Разработка сценария открытия и закрытия.

    Разработка программ соревнований, конкурсов и их проведе­ния

    Участие в комплектовании судейской коллегии и конкурсных комиссий.

    Организация досуговых мероприятий.

    Подготовка наград.

    Подведение итогов.

Из вышеописанного следует, что самостоятельный туризм – это специфический вид туристической общественной (любительской) деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной основе без участия в основной части организации путешествия организаторов туризма (туроператоров и турагенств). Поэтому успех проведения массовых тур мероприятий – слетов, соревнований, конкурсов, вечеров туристов – во многом зависит от качества их подготовки и компетентности организаторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день существует множество классификаций в туризме. В данной работе рассмотрено лишь три вида туризма. Но уже можно заметить, что каждый вид туризма по-своему индивидуален, имеет свои особенности. Также следует отметить, что каждый вид туризма должен быть тщательно спланирован, разработан и организован. Обязательно должны учитываться потребности, интересы и особенности участников туристического путешествия. Спрос на путешествия и туризм определяется одновременно и рыночными механизмами (спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением), и экзогенными переменными, т.е. факторами, не связанными непосредственно с туризмом и путешествиями, но оказывающими существенное влияние на степень и форму спроса на туристическую джеятельность. Экзогенные факторы включают демографические и социальные изменения, экономические и правовые достижения, развитие торговли, транспортной инфраструктуры, информационных технологий и повышение безопасности путешествий.

Следует заметить, что не все особенности клиентов могут обуславливать наличие соответствующего вида туризма. Но с другой стороны учет таких особенностей, вполне возможно, позволит выявить новые виды туризма.

ЛИТЕРАТУРА

    Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/ Н. А. Гулиев, Е. В. Кулагина . – Омский государственный институт сервиса, 2002. – 188 с.

    Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400 с.: ил.

    Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М., 1993.

2