Эксплуатация автомобильных дорог (работа 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Могилевский Государственный технический университет

Кафедра “ Автомобильные дороги ”

ПРОЕКТ ЗИМНЕГО СОДЕРЖАНИЯ
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине

“ Эксплуатация автомобильных дорог ”

Выполнил: студент гр. САД-972

Стефанович А. Г.

Проверил преподаватель

Полякова Т. М.

Могилев 2000

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1 Климатическая характеристика района . . . . . . . 5
2 Способы уменьшения снегозаносимости . . . . . . . 7
3 Выявление снегозаносимых участков . . . . . . . . 9
4 Определение объема снегоприноса . . . . . . . . . 10
5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов . 11
5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью

деревянных щитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
5.2 Защита дороги от снежных заносов путем

установки снегозащитного забора . . . . . . . . . . . . . 14
5.3 Защита дороги от снежных заносов с

применением снежных траншей . . . . . . . . . . . . . . . . 15
5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью

лесопосадок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств . . 19
6 Технология расчистки снежных отложений . . . . . 22
7 Борьба с зимней скользкостью . . . . . . . . . . . . . 24
8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью . 27
9 Организация работ по зинему содержанию

автомобильной дороги . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Общие выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список использованных источников . . . . . . . . . . 31
Приложение

Введение

Курсовая работа по дисциплине “Эксплуатация автомобильных дорог” посвящена решению узкого, но очень важного вопроса эксплуатации автомобильных дорог — зимнему содержанию.

Цель зимнего содержания дорог — обеспечение безопасного движения автомобилей с заданными скоростями и нагрузками, защита дороги, зданий и сооружений на ней от неестественного физического износа. Эта цель достигается путем защиты и очистки дорог от снежных заносов, лавин, предотвращения образования и устранения возникающей ледяной корки на проезжей части, борьбы с наледями.

В процессе выполнения курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать природно-климатические условия работы автомобильной дороги в зимний период;

- выявить снегозаносимые участки, определить объемы снегоприноса, определить способы снижения снегозаносимости;

- разработать и обосновать выбор мер защиты дороги от снежных заносов;

- назначить технологию расчистки снежных отложений;

- определить средства борьбы с зимней скользкостью и потери, вызванные зимней скользкостью;

- разработать график зимнего содержания автомобильной дороги.

1 Климатическая характеристика района

Рассматриваемая автомобильная дорога проходит в Гомельской области. Гомельская область относится к II-б климатической зоне с умеренным климатом и устойчивым снежным покровом продолжительностью 100…120 суток. Весенние заморозки прекращаются в среднем 5 мая, осенние начинаются — 5 октября.

Среднемесячная температура воздуха, количество осадков, преобладающие направления ветра представлены в таблице 1.1.

Даты перехода суточных температур через 0°С, 5°С, 10°С, 15°С и безморозный период представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.1 - Погодно-климатические характеристики

Месяц

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

X

XI

XII

Среднедекад­ная температура воздуха, °С

1

2

3

-6,5

-7,0

-7.2

-7.0

-6.4

-5.6

-4.0

-2.0

-3.0

3.1

6.3

9.2

11.8

13.8

15.2

16.2

16.9

17.5

18.0

18.5

18.8

18.1

17.2

16.1

14.4

12.3

10.1

7.8

8.2

4.3

2.4

0.5

-1.4

-3.0

-4.2

-6.0

Среднемесячная температура поверхности почвы

-8

-7

-2

7

16

21

22

20

13

6

1

-4

Среднедеканое количество осадков, мм

1

2

3

11

11

11

10

10

10

9

9

11

14

15

18

17

18

20

22

25

27

30

30

28

27

24

21

21

18

17

15

15

15

14

14

14

14

14

12

Число дней с осадками более 5 мм

0

0

0

2

3

4

2

3

2

1

3

0

Таблица 1.2 - Даты перехода суточных температур через определенные границы

Температура воздуха, °С

0

5

10

15

Дата перехода

28 / III

18 / XI

11 / IV

22 / X

28 /IV

25 / IX

24 / V

2 / IX

Количество дней

238

193

149

100

Максимальное среднегодовое количество осадков составляет 812 мм, минимальное — 227 мм, среднее количество осадков за год — 721 мм. Максимальное количество осадков выпадающих в течение одних суток — 90 мм.

Средняя величина снежного покрова составляет 20 см, максимальная — 59 см, минимальная — 3 см.

Таблица 1.3 – Ветры зимой

С

СВ

В

ЮВ

Ю

ЮЗ

З

СЗ

Штиль

XII

I

II

Рисунок 1.1 - Роза ветров



Рисунок 1.2 - Схема автомобильной дороги

2 Способы уменьшения снегозаносимости

Многочисленность факторов, вызывающих образование снежных заносов, затрудняет правильное назначение в период проектирования мер, предотвращающих снегозаносимость. Поэтому на дорогах, принятых в эксплуатацию, часто приходится принимать меры к уменьшению снегозаносимости, когда опыт зимнего содержания выявит заносимые снегом места и причины снежных заносов.

Главными мерами, обеспечивающими незаносимость насыпей, являются подъем земляного полотна до незаносимой отметки и придание поперечному профилю дороги обтекаемого для снеговетрового потока очертания.

Следует определить снегозаносимые участки. Высота незаносимой насыпи:

Нн = Нп + Н , (2.1)

где

Нп -

расчетная высота снежного покрова с вероятностью превышения 5 % (Нп = 0.59 м);

Н -

возвышение над снежным покровом, обеспечивающее незаносимость насыпи, м.

Возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова определяют из двух условий: повышения скорости снеговетрового потока до значения, обеспечивающего перенос снега через дорожное полотно без образования снежных отложений; и беспрепятственного размещения снега, сбрасываемого с дорожного полотна при очистке.

Для выполнения первого условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова Нп должно быть не менее 0.5 м [4, стр.17].

Для выполнения второго условия возвышение насыпи над расчетным уровнем снежного покрова Н>со >должно быть не менее 0.35 м.

Так как Нп=0.5м > Н>со>=0.35м , принимаем Н=0.5м. Таким образом высота снегонезаносимой насыпи должна быль не менее (формула 2.1) :

Нн = 0.59 + 0.5 = 1.09 м.

Для уменьшения снегозаносимости выемок рекомендуем раскрывать выемки глубиной менее 1м ( уклон откоса 1:10 ), в выемках глубиной до 5 м с крутыми откосами (1:1.5  1:2) устроить дополнительные полки шириной не менее 4м для проезда роторных снегоочистителей. Для улучшения обтекания пересечений снеговетровым потоком следует по возможности уменьшить число ограждений, ориентирующих столбиков и других препятствий, которые могут задерживать снег, переносимый метелью.

Рисунок 2.2 - Поперечные профили заносимых выемок и насыпей

3 Выявление снегозаносимых участков

Выявляем месторасположение и степень снегозаносимости отдельных участков дороги в соответствии с имеющимся профилем и отразить результаты в графике организации зимнего содержания дороги.

Снегозаносимостью называют подверженность дорог снежным заносам. Количественно снегозаносимость определяется как отношение объема снега, отложившегося на дорожном полотне к общему объему снега, принесенного метелью к дороге.

По степени снегозаносимости различают следующие категории заносимых участков:

1) слабозаносимые — насыпи от Нп=0.59м до Нн=1.09м; пересечения в одном уровне; насыпи с барьером безопасности;

2) среднезаносимые — раскрытые выемки; полувыемки-полунасыпи; нулевые места и невысокие насыпи ниже Нп=0.59м; дороги, проходящие через населенные пункты;

3) сильнозаносимые — нераскрытые выемки, подветренный откос которых не может вместить снег, приносимый метелями и выпадающий при снегопадах; все выемки на кривых.

4) незаносимые-насыпи более Hn=1,09; выемки ниже Hв=5м, а также нераскрытые выемки, подветреный откос которых может вместить весь снег на дорогу за зиму.

4 Определение объема снегоприноса

Снегопринос — объем снега, приносимого на погонную длину 1м дороги в единицу времени. Он зависит от размеров бассейна снегоприноса, ориентации дороги относительно направления преобладающих ветров, толщины снежного покрова, плотности, температуры и влажности снега, силы ветра и других факторов.

Объем снегоприноса определяется по участкам

, (4.1)

где

W>п> -

объем снегоприноса , м3 / м;

 -

коэффициент сдувания твердых осадков, =0.5;

 -

угол между направлением господствующего ветра и направлением рассматриваемого участка дороги;

> -

Плотность снега, > = 0.4 т/м3 ;

L -

путь, который проходит метель от границы бассейна до дороги, L= ;

L> -

Предельная дальность снегоприноса, L> = 0.5 км;

W>a>-

общее число твердых осадков за зиму, W>a>=122мм.

Поучастковый расчет сведем в таблицу 4.1.

Таблица 4.1 - Определение объема снегоприноса

Ветер

Дорога

Расчет

W>п> , м3


1

Ю:З

СВ:25°

0.5sin(20°)

Wп= 122

0.4(1/+1/0.5)

26,07


2

Ю:З

СВ:40°

0.5sin(5°)

Wп= 122

0.4(1/+1/0.5)

6,65


3

Ю:З

СВ:30°

0.5sin(15°)

Wп= 122

0.4(1/+1/0.5)

19,73


4

Ю:З

СВ:18°

0.5sin(27°)

Wп= 122

0.4(1/+1/0.5)

34,62

5 Разработка мер защиты дороги от снежных заносов

Заносимые участки автомобильных дорог можно защитить от снежных заносов тремя путями: задержать переносимый метелью снег на подступах к дороге и вызвать образование снежных отложений на безопасном для дороги расстоянии; увеличить скорость снеговетрового потока, когда он проходит над дорогой и этим предотвратить образование снежных отложений на дорожном покрытии; полностью укрыть дорогу от снега с помощью специальных сооружений.

5.1 Защита дороги от снежных заносов с помощью
деревянных щитов

Наиболее медленно заносятся снегом щиты с неравномерно расположенным заполнением, при котором решетка сгущена в верхней части и разрежена в нижней. Благодаря этому такие щиты приходится переставлять значительно реже, чем щиты с равномерно заполненной решеткой.

В зависимости от объема снегоприноса и скорости ветра применяются четыре типа щитов с разреженной нижней частью. Согласно [1, стр.141] и объему снегоприноса на участках автомобильной дороги принимаем щит типа IV (рисунок 5.1).

Щиты обычно устанавливают с кольями, привязывая к ним. На каменистом или скальном грунте щиты ставят в “козлы”, прочно связывая верхние концы.

Наиболее эффективно задерживают снег щиты, установленные сплошной линией. При недостатке щитов вместо сплошной линии можно ставить щитовые линии с разрывами в один щит через каждые три щита. Максимальное удаление одиночных щитовых линий от дороги должно быть не более 100м.

Рисунок 5.1 – IV Тип снегозащитного щита

В случаях интенсивных метелей щиты ставят в несколько рядов. Необходимое количество рядов можно определить по следующей зависимости:

, (5.1)

где

К -

Коэффициент накопления снега у наружных рядов многорядной защиты, К=9;

Н -

Высота щита, м;

L>p> -

Расстояние между рядами щитов, L>p>  20*Н,м;

К> -

Коэффициент заполнения снегом пространства между рядами, К> = 0.60.8.

Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.1.

Таблица 5.1 - Количество рядов снегозащитных щитов по участкам автомобильной дороги

W>п> , м3

Н,м

L>p>,м

Расчет

N

Принято

1

26,07

1.5

30

26,07-91,52

0,71,530

0,18

1

2

6,65

1.5

30

6,65-91,52

0,71,530

-0,43

0

3

19,73

2.0

40

19,73-922

0,7240

-0,29

0

4

34,62

2.0

40

34,62-922

0,7240

-0,02

0

Ближайший к дороге ряд щитовых линий не должны быть ближе 30м. Щитовые линии обычно располагаются параллельно дороге, но при косых ветрах на первом и втором участках рекомендуется ставить перпендикулярно к основной щитовой линии короткие звенья щитов с таким расчетом, чтобы концы их подходили к дороге не ближе чем на 10-15 метров.

Место перехода из выемки в насыпь ограждаются (рисунок 5.2). Концы щитовых линий снабжают разветвленными отводами под углом 135° (в сторону дороги) и 170° (от дороги к основной щитовой линии). Между отводом и основной линией делают разрыв в 4 метра.

Рисунок 5.2 - Ограждение мест перехода из выемки в

насыпь

Рисунок 5.3 - Схема установки щитов

5.2 Защита дороги от снежных заносов путем установки снегозащитного забора

Надежным средствам защиты дорог от снежных заносов служат высокие снегозащитные заборы.

Снегозащитные заборы бывают двухпанельные с просветностью решетки 50% и однопанельные с просветностью решетки до 70%. Однопанельные заборы в основном применяют для вторых и третьих рядов многорядных линий заборов, двухпанельные — при устройстве заборов в один ряд или в ближайшем к дороге ряду многорядных линий заборов.

Расчет высоты снегозащитного забора следует производить по формуле:

, (5.2)

где

Н­>п> -

Средняя высота снежного покрова, м.

Произведем расчет высот снегозащитного забора для каждого участка дороги и сведем его в таблицу 5.2.

Таблица 5.2 - Расчет высот снегозащитного забора по участкам автомобильной дороги

W>п> , м3

Расчет

Н> , м

26,07

2,35

Заборы строят из дерева или сборные из железобетона. Для обеспечения эффективной работы заборов по снегозадержанию их следует располагать по возможности перпендикулярно к направле

нию господствующих ветров так как при этом отложения отодвигаются от забора. Наименьшее допустимое расстояние между забором и дорогой определяется протяженностью зоны действия забора на ветровой поток , направленный нормально к забору и составляет 15 высот забора.

Рисунок 5.4 - Конструктивная схема снегозащитного забора



Рисунок 5.5 - Схема установки щитов

5.3 Защита дороги от снежных заносов с применением снежных траншей

Снежные траншей прокладывают в снежном покрове проходами двухотвальных тракторных снегоочистителей или бульдозеров. Cнегосборная способность траншеи (объем снега, который может задержать 1м траншеи) при глубине 1.5м и ширине, создаваемой за один проход двухотвального тракторного снегоочистителя, составляет в среднем 12 м3/м.

Снегозащитные траншеи прокладывают в несколько рядов параллельно дороге. Число работоспособных траншей, которые необходимо иметь для надежной защиты дороги, назначают с учетом объема снегоприноса.

Оптимальное расстояние, которое следует назначать между осями соседних траншей составляет 12-15м. Ближайшая к дороге траншея должна быть расположена не ближе 30м и не далее 100м.

Объем снега, который может задержать одна траншея, рассчитывается по формуле:

, (5.3)

Где

В­>ср> -

Средняя ширина траншеи, В>ср>=4м;

L> -

Расстояние между осями траншей, м.

Необходимое количество траншей:

. (5.4)

Для прокладки такого количества траншей необходимое число бульдозеров определяется следующей зависимостью:

, (5.5)

где

L -

длина участков, на которых прокладываются траншеи, км;

m -

число одновременно прокладываемых траншей, принимается в зависимости от W>п>, до 100 м3/м - не менее 3; до 200 м3/м – не менее 4;

n -

количество проходов машин по одной траншее, n=2;

V>p> -

рабочая скорость бульдозера, V>p> =10 км/ч;

К> -

коэффициент использования машины во времени, К>=0.7;

t>b> -

возможное время работы по прокладке траншей в течение промежутка между метелями, t>b>=48ч.

Произведем необходимые расчет объема снега, который может задержать одна траншея :

.

Рассчитаем необходимое количество траншей и количество бульдозеров на каждом участке и расчет сведем в таблицу 5.3.

Таблица 5.3 - Расчет количества траншей и количества бульдозеров

W>п> , м3

n

L,км

m

Расчет

N>

1

26,07

2

20.5

3

0.36  1

2

6,65

2

16

3

0.28  1

3

19,73

2

11

3

0.19  1

4

34,62

2

15.5

3

0.27  1



Рисунок 5.6 - Схема защиты автомобильной дороги с помощью снежных траншей

5.4 Защита дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок

Снегозащитные лесные полосы — рационально подобранные по составу и концентрации насаждения вдоль дороги, выполняющие ветрозащитные, декоративные и некоторые другие функции.

Преимущество снегозащитных полос перед другими видами защиты состоит в том, что они требуют меньше затрат, надежны в работе, гасят силу ветра и служат одновременно эстетическим оформлением дороги.

Снегозащитные полосы обычно состоят из нескольких рядов древесных пород и кустарниковой опушки, расположенной с полевой стороны лесополосы.

Расстояние от бровки земляного полотна до полосы, ширина полосы и другие параметры зависят от объема снегоприноса и составляют по рекомендации Союздорнии:

при W>п>25 м3/м удаление от бровки земполотна 1525м при ширине лесополосы 4м;

при W>п>50 м3/м удаление от бровки земполотна 30м при ширине лесополосы 9м;

при W>п>75 м3/м удаление от бровки земполотна 40м при ширине лесополосы 12м;

при W>п>100 м3/м удаление от бровки земполотна 50м при ширине лесополосы 14м.

Необходимое число рядов живой изгороди можно определить по формуле:

, (5.6)

где

Q -

снегоемкость однорядной живой изгороди , м3.

, (5.7)

где

Н -

высота деревьев, Н=23 м.

Ширина лесополосы определяется по формуле:

, (5.8)

где

Н>ср> -

средняя высота снежных отложений, Н>ср>=12.5м.

Необходимое удаление лесополосы от бровки земляного полотна определяется по формуле:

. (5.9)

Определим параметры лесопосадки:

снегоемкость однорядной живой изгороди

Q = 7*32 = 63 м3;

необходимое число рядов живой изгороди

,

на всем участке принимаем по 1 ряду;

ширина лесополосы

удаление лесополосы от бровки земляного полотна

Рисунок 5.5 - Схема защиты автомобильной дороги

лесополосой

5.5 Обоснование выбора снегозащитных устройств

Выбор основывается на расчете и сравнении снегоемкостей отдельных видов защит отдельно для каждого участка.

Объем снегоемкости деревянных однорядных щитов можно определить по формуле

.

где

Н -

высота щита, м.

Объем снегоемкости снегозащитного забора можно определить по формуле

,

где

Н -

высота забора, м.

Объем снегоемкости снежной траншеи можно определить по формуле

,

где

Н -

высота забора, м.

Объем снегоемкости лесной полосы можно определить по формуле

,

где

Н -

высота лесопосадки, м.

Произведем расчет и сведем его в таблицу 5.4.

Таблица 5.4 - Расчет снегоемкости отдельных видов защит, м3

Вид защиты

Участок автомобильной дороги

1

Деревянные щиты

9*1.52 = 20.25

Снегозащит­ный забор

8*42 = 128

Снежная траншея

10*0.592+2*4*0.59 = 8.2

Лесная полоса

7*202 =2800

Живая изгородь

7*32 = 63

На основе расчетов объемов снегоемкости снегозащитных сооружений, назначаем их виды на участках автомобильной дороги:

1) первый участок (длина 20,5 км, объем снегоприноса – 26,07 м3/м) — лесная полоса и ряд деревянных щитов высотой 2м (общая снегоемкость 99,65 м3/м);

Данные меры полностью обеспечивают снегозащиту дороги и придают ей эстетический вид на участке.

6 Технология расчистки снежных отложений

Цель снегоочистки — полностью удалить выпадающий снег или в кратчайшие сроки убрать с проезжей части и обочин уже выпавший снег. Снегоочистка состоит из двух технологических операций — резание и транспортировка снега. Основным процессом, определяющим производительность снегоочистки, является процесс резания, то есть отделение от снежного массива пластов режущим органом очистительных машин.

Наиболее широко распространена патрульная снегоочистка. Технология патрульной снегоочистки сводится к следующему: при небольших снегопадах или малой интенсивности метели снег очищают одноотвальными скоростными плужными снегоочистителями типа Д-666. При скорости движения 3040 км/ч снег отбрасывают отвалом без образования на проезжей части валов. С увеличением скорости движения до 6080 км/ч снег отбрасывают отвалом на расстояние 1020 м, и эффективность патрульной очистки возрастает, поскольку на обочинах не образуются снежные валы.

Патрульную очистку ведут продольными проходами, смещаясь от оси к обочинам. Если снегопад не превышает 3-5 см в час, то возможно применение одиночной машины. В противном случае, а так же при интенсивном движении, работу ведут отрядом снегоочистителей: машины движутся в одном направлении в 3060 м друг от друга и c перекрытием следа на 3050 см. За один проход снег удаляется со всей полосы движения.

На рисунке 6.1 представлена схема движения машин при движении снегоочистительного отряда, очищающего дорогу от оси к обочине. При данной технологии необходимы очистители с поворотным отвалом.

Необходимое число машин для патрульной очистки автомобильной дороги определяется по формуле

, (6.1)

где

L -

длина обслуживаемой автомобильной дороги, км;

n -

число проходов снегоочистителей, необходимое для полной уборки снега с половины ширины дорожного полотна, n=3;

V -

рабочая скорость снегоочистителя, V=3040 км/ч;

К> -

коэффициент использования машины в течение смены, К>=0.7;

t>n> -

время между проходами снегоочистителей, t>n>=5 ч.

машин.

Принимаем 1 машину.

Рисунок 6.1 - Очистка дорог от оси к обочине

7 Борьба с зимней скользкостью

Все мероприятия по борьбе с зимней скользкостью можно разделить на три группы по целевой направленности:

мероприятия, направленные на снижение отрицательного воздействия образовавшейся зимней скользкости (повышение коэффициента сцепления путем россыпи фрикционных материалов);

мероприятия, направленные скорейшее удаление с покрытия ледяного и снежного покровов с применением различных методов;

мероприятия, направленные на предотвращение образования снеголедного слоя или ослабления его сцепления с покрытием.

В практике зимнего содержания для борьбы с зимней скользкостью применяют фрикционные, химические, физико-химические и другие комбинированные методы.

Суть фрикционного метода состоит в том, что по поверхности ледяного или стеклоледяного слоя рассыпают песок, мелкий гравий, отходы дробления и другие материалы с размером частиц не более 5-6 мм без примесей глины. Рассыпаемый материал повышает коэффициент сцепления до 0.3 но задерживается на проезжей части короткое время.

Значительно большее распространение получил комбинированный химико-фрикционный метод, когда рассыпают фрикционные материалы с твердыми хлоридами NaCl, NaCl>2>.

Песчано-солевую смесь готовят на базах путем смешивания фрикционных материалов с кристаллической солью в отношении 1:4. Смеси распределяют пескоразбрызгивателями или комбинированными дорожными машинами с универсальным оборудованием типов КДМ-130, ЭД-403.

Химический способ борьбы заключается в применении для плавления снега и льда, твердых или жидких химических веществ, содержащих хлористые соли.

Комбинированный способ состоит в распределении по снежному накату твердых или жидких хлоридов, которые расплавляют или ослабляют снежноледный слой, после чего снежную массу убирают плужными или плужнощеточными очистителями, а при их отсутствии автогрейдером.

На обслуживании дороги применяют химико-фрикционный метод. Для хранения противогололедных материалов применяют простейшую базу временного типа (рисунок 7.1). Песчано-солевую смесь готовят осенью с добавкой солей. Норма солей (от 3 до 8 %) должна обеспечить несмерзаемость чистого предварительно просеянного песка. Перемешивание бульдозерами, автогрейдерами и другими средствами создает хорошую качественную смесь. Штабель ограждают от увлажнения поверхностным стоком, сверху покрывают пленкой. Подача смеси осуществляется бульдозером в накопительный бункер с контролем взвешивания.

Необходимое количество противогололедных материалов:

, (7.1)

где

L -

расстояние между базами, L=4050 км;

B -

ширина проезжей части, В=7м;

а -

норма распределения противогололедных материалов, м3/тыс.м2;песко-соляная смесь - 0.10.2 м3/тыс.м2, песок - 0.30.4 м3/тыс.м2;

n -

число попыток за сезон, n=17.

Далее необходимо рассчитать потребность в распределительных машинах:

, (7.2)

где

N>100>-

потребность в распределительных машинах на 100 км;

Т -

время, в течение которого требуется ликвидировать зимнюю скользкость, Т = 5 ч;

b -

ширина распределения противогололедных материалов, м;

G -

вместимость кузова, G = 4.6 м;

t -

время погрузки распределителя, t = 0.4 ч;

V -

средняя скорость автомобиля в груженом состоянии, V = 60 км/ч;

V>p>-

рабочая скорость при распределении противогололедных материалов, V>p> = 30 км/ч.

Расчитаем количество противогололедных материалов необходимое для борьбы с зимней скользкостью:

м3.

Рассчитаем потребность в распределительных машинах:

машин.

N=N>100>*L/100=10*20.5/100=2.05  2 машины.


Рисунок 7.1 - База упрощенного типа

1 - соляная смесь;

2 - песчано-соляная смесь;

3 - контора;

4 - бункер выдачи;

5 - подпорная стена;

6 - бункер загрузки.

8 Определение потерь, вызванных зимней сколзкостью

Потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляют:

, (8.1)

где

N -

средняя часовая интенсивность движения, авт/ч;

q -

средняя грузоподъемность автомобиля, q  8 т.;

K>n>-

коэффициент эффективности использования пробега, K>n>=0.9;

K>r>-

коэффициент использования грузоподъемности, K>r>=0.9;

С>1>-

стоимость одного т-км перевозок при хорошем состоянии покрытия, млн.руб;

С>2>-

стоимость одного т-км перевозок при скользком состоянии покрытия, млн.руб / т-км.

Стоимости С>1> и С>2> определяется по номограмме [4, рис 4.1] в зависимости от скоростей движения автомобиля на покрытии в хорошем и скользком состояниях.

Сорости движения автомобилей определяются из соотношения:

, (8.2)

где

V>1>-

скорость движения автомобиля на дороге в хорошем состоянии, V>1>=80 км/ч;

V>2>-

скорость движения автомобиля на дороге в скользком состоянии, км/ч;

>1>-

коэффициент сцепления покрытия в хорошем состоянии, >1>=0.40.5;

>2>-

коэффициент сцепления на обледенелом покрытии, >2>=0.30.15.

Расчитаем потери, вызвнанные удорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги. Для этого определим скорость движения автомобиля по мокрому покрытию:

км/ч,

по номограмме опрделяем С>1>=0 млн.руб. и С>2>=0.018 млн.руб.

млн. руб.

9 Организация работ по зинему содержанию

автомобильной дороги

Производительность труда и эффективность использования материально-технической базы во многом зависит от применяемой организации производства работ. При содержании автомобильной дороги зимой могут быть использованы различные методы организации работ.

Существуют методы: поточный, участково-поточный, нормальный, участково-нормальный и комбинированный. Для организации работ по зимнему содержанию автомобильных дорог применяется поточный метод на всей дороге.

Поточный метод имеет ряд преимуществ:

- выполнение работ специализированными отрядами, что повышает культуру и качество работ;

- хорошее использование средств;

- ритмичность;

- концентрация работ на малых участках.

При высоком уровне механизации работ в дорожностроительной отрасли работы по содержанию дорог механизированы недостаточно. Для этих целей применяют главным образом общестроительные машины. Для работ в зимнее время промышленность специально выпускает только снегоочистители.

Общие выводы

В результате проведения расчетов были определены способы защиты участка автомобильной дороги от снежных заносов с помощью лесопосадок, снегозащитных щитов и снегозащитного забора. В качестве метода борьбы с зимней скользкостью принят фрикционный метод. В качестве противогололедного материала принята песчаная смесь, а метода уборки снега с дорожного покрытия — метод патрульной очистки.

Расчет затрат, вызванныхудорожанием перевозок из-за скользкости автомобильной дороги составляет 95.64 млн рублей.

В качестве метода организации работ по зимнему содержанию участка автомобильной дороги принят поточный метод.

Список использованных источников

1. Ремонт и содержание автомобильных дорог : Справочник инженера-дорожника/ А. П. Васильев, В. И. Баловнев и др. П/р А. П. Васильева. — М.: Транспорт, 1989. - 287 с.

2. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986. — 52 с.

3. Зимнее содержание автомобильных дорог / Г. В. Бялобжесский, А. К. Дюнин и др. П/р А. К. Дюнина. 2-Е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, — 1983. 197 с.

4. Эксплуатация автомобильных дорог. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине ” Эксплуатация автомобильных дорог ” для студентов специальности 29.10 “Строительство автомобильных дорог и аэродромов”. Могилев: ММИ, 1994. — 30 с.

5. Строительная климтология / НИИ СР. — М.: Стройиздат, 1990. — 86 с.