Шпоры по эксплуатации машинно-тракторного парка

1. Влияние усл-й эксплуатации на теническое состояние машин в с/х.

Оказывают влияние внеш и внутр факторы. Внешние – климат условия, св-ва почвы, уровень ТО. Внутринние – констр.-технолог. факторы деталей, составных частей и сборочных единиц. При минусовой темп-ре увелич механические сопротивления; при темп-ре > 40С происходит перегрев охл жидкости, ум. вязкости смазочного материала. В помещении влажность воздуха резко ув коррозийный процесс деталей, ув опасность проникновения воздуха в цилиндры. Все это проявляется через тех состояние, а также качеств признаки состояния. Параметры тех состояния изм-ся от наработки или времени работы.

2. Эксплуатационные св-ва двигателей тракторов и с/х машин. Осн. Экспл показатели – эффективная мощность N, вращающий момент М, частота вращения колн вала n, часовой G>T> и уд расход g>e> топлива, кот связаны между собой след соотношениями: N = 0.105Mn, g>e> = G>T>/N. Экспл показатели двигателя, трактора и МТА в целом зависят от коэф-та загрузки (степени использования мощности) E>N> = N>i>/N>H>

3. Коэф-т использования смены МТА и пути его повышения. Сила сцепления движителя трактора с почвой: Р>сц> = G>сц>∙µ = G∙λ∙µ> = 10-3∙m∙g∙λ∙µ>, где Gсц – сцепной вес трактора,кН; µ>l> – коэф-т сцепления при допустимом буксовании, G –эксплуатац вес, кН; λ – доля эксплуатац веса трактора приходящаяся на движители. Из этого равенства следует, что сила сцепления непосредственно зависит от эксплуатац веса трактора и его доли, приходящейся на движители, а также от µ>. Соответственно µ> зависит от физ-механ св-в и состояния соприкасающихся поверхностей движителей, включая их геом формы, и опорной пов-ти (почвы). Способы улучшения сцепных св-в: 1. Конструктивные - связанных с выбором таких неизменных параметров трактора, как конструктивная масса, тип и параметры ходовой части, координаты центра масс, размеры прицепного устройства, навесной системы. 2. Конструктивно-эксплуатационные – способы улечшения сцепных св-в трактора, кот заложены в его конструкцию, но использ их лишь при необходимости в завис от усл-й эксплуатации(включении едоп ведущих осей, использование догружающих устройств, приминение позиционно-силового регулятора и т.д.) 3. Эксплуатационные способы улучшения тягово-сцепных свойств трактора предусматривают: поддержание ходовой части трактора и движителей в хор состоянии, обеспечение требуемого давления в шинах, выполнение полевых работ при требуемой вл-ти почвы, правильный выбор направления движения.

5. Выбор способов движений при выполн полевых операций. классификация способов движения МТА: по направлению рабочих ходов (гоновый, диагональный, круговой); по способу подготовки обрабатываемого участка (загонный, беззагонный); по виду поворота (петлевой, беспетлевой); направлению поворота; числу одновременно обрабатываемых загонов (однозагонный, многозагонный). Выбор зависит от: 1. Устанавливаются критерии оптимальности; 2. Определяется несколько способов движения; 3. Для каждого из них опред раб ход Sp и хол ход Sх на единицу площади (га); 4. Рассм. знач-е коэф-тов раб ходов φ, т.е. какая часть от общего пути составляет рабочий ход. φ→max, Sx →min

6.(30) Основы операционной технологии полевых механизированных работ. Группы технологий возделывания с/х культур: высокие – сис-ма получения наивысшей урож-ти высокого кач-ва, предусматривает высокий уровень использ удобрений, науч достижений, программирование урожая; интенсивные – сис-ма получ-я высокоэффект урожая при компенсации соответст затра и выноса из почвы пит в-в в сочетании с мероприятиями по защите растений от сорняков и вредителей; нормальные – с использ биологич ресурсов.

Оперцион технология – выполнение отдельных видов работ, обеспеч эфф-ное использование агрегатов для данных почвенно-климат условий (длина гона, площадь поля, урожайность и др). Должны содержать обоснованные рекомендации по агртехнич требованиям (по обеспечению требуемого качества), подготовке агрегатов к работе и поля, контролю качества работы, охране труда и природы.

31. Структура ремонтно-обслуживающей базы.

3 уровня:

1. Объекты, базы колхозов, совхозов и др. предприятий.

а) База на центральной усадьбе – центр. ремонт. мастерская, авт-ый гараж с профилакторием, машинный двор, нефтесклад с постами заправки, а также передвижные ср-ва ТО и ремонта.

б) РОБ в отделениях, бригадах и на фермах – пункты ТО МТП и пункты ТО машин и оборудования животноводческих ферм и комплексов.

2. Предприятия на районном уровне.

Ремонтная мастерская общего назначения, станция ТО тракторов, станция ТО автом-ей, станция ТО машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик, цех по ремонту комбаинов и др. сложных машин, технический обменный пункт и др. объекты, передвижные ср-ва ТО и ремонта.

3. Предприятия АПК на областном, краевом, республиканском уровнях.

Заводы, спец. мастерские и цехи по капитальному ремонту тракторов, автомобилей, комбайнов, двигателей, гидроагрегатов, топливной аппаратуры, силового электрооборудования, машин и оборудования животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик, оборудования нефтескладов, металлорежущего и ремонтно-технического оборудования, др. машин и оборудования; цехи по восстановлению изношенных деталей, изготовлению ремонтно-технического оборудования, оснастки, инструмента и др.

32. Реализация движущей силы. Основные случаи движения МТА.

Способы движения МТА классифицируют по направлению рабочих ходов (гоновый, диагональный, круговой), способу подготовки обрабатываемого участка (загонный, беззагонный), виду поворота (петлевой, беспетлевой и т.д.), направлению поворота (правоповоротный, левоповоротный), числу одновременно обрабатываемых загонов (однозагонный, многозагонный).

При гоновых способах движения агрегат совершает прямолинейные рабочие ходы параллельно одной или двум сторонам загона с холостыми поворотами на обоих концах (внесение удобрений, лущение стерни, дискование, боронование, прикатывание почвы и др.)

При диагональном способе движения рабочие ходы агрегата совершаются под острым или тупым углом к сторонам загона (лущение стерни, посев, прореживание и др.).

При круговом способе движения МТА рабочие ходы совершаются вдоль всех четырех сторон загона без выключения рабочих органов, за исключением середины загона, где неизбежны несколько холостых петлевых поворотов (прикатывание почвы, уборка наземной части урожая и т.д.).

35. Тяговая характеристики трактора.

Под тяговой характеристикой трактора понимают представленные в графической или табличной форме зависимости от тягового усилия трактора Р>кр> основных его эксплуатационных показателей, включая рабочую скорость v, тяговую мощность N>кр>=Р>кр>v, часовой G> и удельный тяговый g>кр> =103 х G>/ N>кр> расходы топлива и коэффициент буксования δ. Тяговые характеристики получают по результатам тяговых испытаний тракторов, проводимых по установленной методике на соответствующих почвенных фондах при ровном рельефе (α≤1°). Для практических эксплуатационных расчетов чаще пользуются тяговыми характеристиками, полученными на двух основных почвенных зонах - на стерне зерновых колосовых культур и на поле, подготовленном под посев. По тяговой характеристике с достаточной для практических расчетов точностью можно определить все рассмотренные ранее эксплуатационные показатели трактора.

33. Обоснование и подбор типажа и марок машин при обосновании состава МТП.

Марки тракторов и рабочих машин, входящих в МТП, определяют с учетом перечня и объема выполняемых работ, а также природно-производственных условий, в которых их выполняют (площади полей и длина гона, типы почв, угол склона, температура воздуха и наличие осадков, ремонтная база и база ТО и т.д.). Число марок тракторов при должно быть как можно меньше, но без ущерба качеству выполняемых работ. При этом пользуются рекомендациями зональных научно –исследовательских институтов и опытных станций, а также передовым опытом хозяйств и механизаторов, максимально учитывая требования высокой производительности и ресурсосбережения. Для подавляющего числа хозяйств во всех зонах число марок тракторов принимают не более 5.

К выбранным маркам тракторов подбирают соответствующие рабочие машины – более универсальные и с большей годовой занятостью, после чего рассчитывают составы соответствующих агрегатов описанными ранее методами. На основе аналогичных принципов выбирают состав марок самоходных машин, а также автомобилей.

34. Планово-предупредительная система ТО МТП.

Плановость системы ТО и ремонта машин обуславливается тем, что машину, как правило, ставят на ТО и ремонт в плановом регламентном порядке. Предупредительность же заключается в том, что основное количество операций при плановой постановке на машины на ТО и ремонт выполняют предупредительно до появления отказа (неисправности). Параметры технического состояния машины при ТО или ремонте предупредительно восстанавливают при их значении, превышающем допустимую величину. Исключением явл. ресурсные параметры, достижение предельного значения кот. обуславливает постановку агрегата или машины в капитальный ремонт. Однако и ресурсные параметры предупредительно восстанавливают при ремонте, если остаточный ресурс агрегата, определяемый по этим параметрам по результатам диагностирования, окажется меньше заданной наработки машины. Т.о. плановость системы ТОР машин определяется ее периодичностью, а предупредительность операций – допускаемыми значениями параметров, остаточным ресурсом агрегатов, а также качественными признаками появляющихся отказов.

Элементами системы технической эксплуатации являются: эксплуатационная обкатка, ТО, текущий и капитальный ремонт машин, а элементами подсистемы ТО – периодические ТО (ЕТО (ежемесячное), ТО-1, ТО-2, ТО-3), сезонное ТО, ТО в особых условиях эксплуатации и ТО при хранении.

37) Обоснование периодичности ТО МТП.

Критерии, по кот. устанавливают периодичность ТО:

- мах производ-ть а/м;

- среднее знач-е наработки м/д отказами;

- мin удельные издержки;

- мin вероятность отказа и др.

Метод определения периодичности ТО по мах произв-ти основан на том, что с теч. врем. в рез-те разрегулирования и износа соединений производ-ть а/м (мощность двиг-ля) уменьш. Чем чаще ТО, тем меньше сниж-ся мощность двиг-ля, тесно связанная с производ-ю а/м. Но по мере увелич-я числа ТО растет простой а/м в теч. периода работы. Поэтому существует оптим. интервал врем. м/д ТО tмопт.

Опред-ие периодичности ТО по сред. знач-ю наработки м/д отказами устраняет недостаток 1-ого метода (не учит. рассеивание случ. скор. сниж-я мощности или производ-ти однотип. а/м). путем учета как сред. наработки Тср, так и сред. квадратич. ее отклонения (сигма). Если принять в кач-ве периодич-ти ТО сред. знач-е наработки, то 50% а/м к этому мом. откажет, т.е. ТО позднее. Есть необх-ть проводить ТО раньше на вел-ну = сред. квадратич. отклон-ю наработки м/д отказами: tм=Тср – сигма. При норм. з-не распред-я наработки м/д отказами 13,5% а/м откажут, остальным будут предупредит-но проведены операции ТО. Метод приближенный, в одних случаях, когда издержки, вызванные устранением последствий отказа, велики, период-ть окажется завышенной, а когда малы – заниженной. Метод обоснования период-ти ТО по критерию минимума удельных издержек устраняет этот недостаток. Также метод позволяет одноврем. устанавливать допускаемое знач-е парам-ра, зависящее от период-ти. Изменяя период-ть контроля или межконтрольную наработку, можно увелич. или уменьш. вероятность отказа, расход зап.частей.

Период-ть в моточасах наработки.

А (весь период эксплуатации)

ТО-3 ТО-3, ТО-3 ТО-3, ТО-3 кап.

ТРп ТРп рем.

Наработка, тыс.ч.

1,7…2,1

4,5…6,5

ТРп – текущий ремонт плановый (по рез-там диагностир-ия).

38) Влияние конструкций движителей и типов почв на пок-ли тяговой хар-ки.

Тяговые хар-ки получают по рез-там тяговых испытаний тракторов, проводимых по установленной методике на соответствующих почвенных фонах (на стерне зерновых колосовых культур и на поле, подготовленном под посев) при ровном рельефе. По тяговой хар-ке с достаточной точностью можно опред-ть эксплуатационные пок-ли трактора. На всех передачах, где сцепление движителей трактора с почвой достаточно, наибольший часовой расход топлива одинаковый, соответствующий номинальной мощности двиг-ля. Если сцепление недостаточное (обычно на более низких передачах), то двиг-ль не может быть нагружен до номин. мощности из-за чрезмерного буксования. Поэтому часовой расход топлива обрывается, не достигнув наибольшего знач-я на 1-ой передаче. Сцепление движителей с почвой достаточное, если коэф.буксования меньше или равен допустим. коэф. буксования; тяговое усилие трактора меньше или равно допустим. тяг. усилию. Наибольшая тяговая мощность на каждой передаче соответствует полной нагрузке двиг-ля при номин. мощности.

39) Энергетический КПД МТА и пути его повышения.

КПД агрегата n в общем случае = отношению полезных удельных энергозатрат в рабочей а/м в расчете на 1 га Еп к полным (общим) удельным энергозатратам Ео, полученным при сжигании топлива в камере сгорания двиг-ля, т. е. nа = Еп/Ео. Для удобства анализа влияния различных факторов целесообразно выразить n ч/з частные КПД двиг-ля, трактора и раб. а/м. Тогда

Ео = ОхQн, где О – погектарный расход топлива, кг/га; Qн – низшая теплота сгорания топлива, кДж/кг. Численное знач-е О учитывает все осн. режимы работы агрегата (включая раб. и х. х., также х. х. двиг-ля при остановленном агрегате). Обычно О опред-т по опытным или по норматив. данным. Для диз.топлива принимают Qн = 42600 кДж/кг. Потери энергии в самом двиг-ле характер-ся эффективным КПД двиг-ля nе = Ее/Ео, где Ее – удельные эффективные энергозатраты на валу двиг-ля, кДж/га. КПД диз.двиг-ля = 0,35…0,40. Потери энергии в тракторе опред. общим КПД трактора n при работе с тягово-приводной а/м или тяговым КПД nт при работе с тяговой а/м. n = Ет.в./Ее = (Nкр+Nв)/Nе; nт=Ет/Ее = Nкр/Nе, где Ет.в., Ет – соответствующие удельные энергозатраты, передаваемые от трактора к раб. а/м ч/з ВОМ и крюк для выполнения технологич. процесса, кДж/га. Удельный расход энергии на выполнение полезной работы в самой а/м (полезные энергозатраты) опред. Еп.в.=Ет.в.хnм = ОхQнхnеxnxnм; Еп.т. = Етхnм= ОхQнnexnтxnм, где nм – КПД а/м. Общие КПД тягово-приводного и тягового агрегата на основании формул опред. как произведение частных КПД двиг-ля, трактора и самих а/м nа.в.=Еп.в./Ео= nexnxnм; nа.т=Еп.т./Ео=nexnехnм. КПД МТА очень низок даже при самых высоких знач-х nм. Топливо используется с низкой эффективностью. Пути повышения: - науч. разработки по обоснованию новых принципов выполнения полевых работ (электропривод, новые энергосберегающие принципы воздействия на почву, семена и раст-я, хим. защита раст-й и т.д.); - науч. разработки по совершенствованию конструкций тракторов и раб. а/м в направлении увелич-я их КПД; - измен. усл-й эксплуатации (повыш. уровня ТО тракторов и с/х а/м, использ. высококач-х топлив и смазочных матер., хорошая подготовка полей, комплектование энергосберегающих агрегатов и др.).

40) Сис-ма ТО и ремонта а/м.

ТО – комплекс операций по поддреж-ю работоспос-ти или исправ-ти а/м при использ-ии по назнач-ю. Ремонт- восстановл-е составных частей (их ресурсов). Сис-ма ТО – союз взаимосвяз-х средств, документации по ТО и исполнит. К тех.средствам относится: - технологич. оборуд-е; - приборы, приспособл-я; - инструменты; - зап.части; - материалы для проведения ТО. К тех.документ-ии: - докум-ия, регламент-ая периодич-ть, послед-ть, технологию выполнения операций, тех.треб-ия. Исполнители: мастера-наладчики, диагносторы, слесари. 3 осн. правила выполнения работы по ТО:

- по потребности после отказа;

- регламентир-ая в завис. от наработки календ. врем.;

- по технич. состояние.

Виды ТО: ТО при эксплуатац. обкатке; ежесменное ТО; ТО-1; ТО-2; ТО-3; сезонное ТО; ТО в особых усл-х эксплуат.

41) Урав-ие движ-ия МТА.

Основ. режимы поступательного движ-ия МТА опред-т из урав-я движ-я агрегата, основой кот. явл-ся 2 з-н механики.

Mа.п.х dV/dt = Pд – сумма Рс, где

Ма.п. – приведенная масса агрегата, кг; dV/dt – ускорение агрегата, м/с^2; Рд – движущая сила, Н; сумма Рс – сумма сил сопротивл-я движ-ю, Н.

Ма.п. опред-т из усл-я равенства кинетич. Энергии Ма.пхV^2/2 сумме кинетич-х энергий всех движущихся масс агрегата, совершающих как поступат., так и вращат. движ-е. Знач-ие Ма.п. приближенно можно вычислить ч/з эксплуатац. массу агрегата Ма из равенства Ма.п.=1,1Ма.

Рд=Рк (касат. сила тяги трактора).

Сумма Рс = Ркр + Рf +_ Ра, где

Ркр – тяговое усилие трактора; Ра – сила сопротивл-я подъему; Рf – сила сопротивл. движ-ю трактора.

Принимая перед Ра знак + при подъеме и наоборот, развернутое урав-ие движ-я МТА имеет вид:

М x dV/dt = Рк – (Ркр + Рf +_ Ра).

Для разгона МТА до треб-ой раб. скор. необх. соблюдать усл-ие:

Рк > (Pкр + Рf + Ра)

МТА с const раб. скор. (V=Vp=const) движется при dV/dt = 0, при

Рк = Ркр + Рf +_ Ра.

Торможение агрегата происх. при

Рк < (Ркр + Рf + Ра), включая Рк = 0 при выключенной муфте сцепл-я.

42) Затраты труда при работе МТА.

СМ. 27)

50 Основные показатели двигателя и закономерности их изменения

Источник энергии с-х машин-дизельный двигатель с всережимными регуляторами. Основные показатели:эффективная мощность, вращающий момент, частота вращения колен. вала, часовой и удельный расход топлива, кот. связаны отношением:

·ƞ

ge =³Gт/N

N-эффективная мощность, кВт; M-вращающий момент, кН м; n-частота вращения колен. вала, 1/мин; ge-удельный расход топлива, г/кВт ч;

Gт-часовой расход топлива, кг/ч

Соотношения между N, M, n, Gт, ge на всем всем диапозоне работы двигателя можно изобразить графически на регуляторной характеристике.

Эксплуатационные показатели двигателя, трактора и МТА зависят от коэфф. загрузки(степени использования мощности)

ε=Ni/Nн

Ni-мощность в любой i-ой точке; Nн-номин. мощность.

В составе МТА для двигателя имеют место 3 основных режима работы:при рабочем ходе агрегата ; при холостом ходе агрегата на поворотах и переездах; при хол. ходе двигателя во время остановки агрегата.

Эффективность режима рабочего хода наиболее полно оценивается коэф. Загрузки двигателя по мощности . Наилучшим или оптимальным считают такое значение, при кот. удельная производительность агрегата в расчете на единицу мощности двигателя будет наибольшей при наименьшем расходе топлива на единицу объема выполненной работы.

51 Удельный расход топлива на единицу выполненной работы и пути его снижения

Важнейший показатель работы МТА-удельный расход топлива в расчете на 1 га обработанной площади, кот. определяют с учетом формулы

Ө=Gт.см /Wсм

Ө-удельный (погектарный) расход топлива, кг/га

G-общий расход топлива за смену, кг

W-сменная производительность агрегата, га/смену

Өu=1/U·Өі

Өu-удельный расход топлива в расчете на 1 т. урожая, кг/т

U-урожайность с/х культуры, т/га

Пути экономии топлива: рациональная загрузка двигателя за счет правильного выбора коэф. загрузки, уменьшение удельного сопротивления машин и увеличение тягового КПД трактора, уменьшение непроизводительных потерь времени смены на холостые ходы МТА. Значительно уменьшить расход топлива можно, повысив качество подготовки полей и ТО тракторов и с/х машин. Маневрирование скоростями в соответствии с изменяющимися условиями работы также служит резервом экономии топлива.

52 Цель и задачи диагностирования

Объекты Д-машины, тракторы, сложные с/х машины и др. с/х машины.

Диагностирование направлено на устранение недостатков в системе технического обслуживания и предлагает выявление способа и устранение их.

Методы диагностирования двигателей:

1)Тормозной

N=f(w·M)Gт(fwM)

2)Бестормозной

Νе=J·E·W

Основан на замедленном ускорении, кот. вращает колен. вал в период выбега.

3)Сочетание 2-х первых для энергонасыщенных тракторов(К-700, Т-150)

4)Основан определении эффективной мощности ДВС путем замера частоты вращения колен. вала при работе ДВС на 1-м цилиндре.

53 Вероятностный характер изменения тягостного сопротивления с/х машин

Тяговое сопротивление рабочей машины - суммарная сила сопротивления , возникающая при перемещении по полю. Общее тяговое сопротивление складывается из сил сопротивления перемещению машины по полю в составе агрегата и сил взаимодействия рабочих органов с обрабатываемой средой. Тяговое сопротивление машин определяется по формуле:

Rм=Kм bм

bм-ширина захвата машины, м

Км-удельное сопротивление машины, Н/м

На тяговое сопротивление машин влияет множество факторов , значительная часть которых в процессе работы изменяется случайным (в вероятностном смысле) образом. Соответственно и тяговое сопротивление машин будет иметь вероятностный характер изменения. От изменчивости тягового сопротивления машин зависят показатели работы двигателя: развиваемая мощность; удельный расход топлива; показатели надежности.

44 Тяговый баланс трактора

Тяговый баланс трактора определяет собой равенство между движущей силой Рд и суммой сил сопротивления, действующих на трактор. В соответствии с уравнением движения МТА:

MdV/dt=Pк-(Pкр+Рf±P) различают тяговые балансы трактора для установившегося(dV/dt=0) и для неустановившегося(dV/dt0) движений.

Установившееся движение имеет место при постоянной рабочей скорости(V=Vp=const) и при достаточном сцеплении движитилей с почвой. Тяговый баланс при этом:

Рд=Рк=Ркр+Рf±Р

Ркр-тяговое усилие трактора, кН

Рк-касательная сила тяги, Н

Рf-сила сопротивления движению трактора, кН

Р-сила сопротивления подъему трактора

При разгоне или торможении (dV/dt0) на трактор дополнительно действуют сила энергии агрегата:

Pи=m(dV/dt)

m-масса агрегата, кг

При неустановившемся движении тяговый баланс:

Рд=Рк=Ркр+Pf±P±Ри

Знак «+» перед Ри принимают при разгоне и наоборот.

Сила инерции Ри в процессе работы МТА способствует плавному преодолению кратковременных перегрузок без резких колебаний скорости.

68)(=4) производственные процессы, их классификация

Передовые технологии производства растениеводческой продукции предусматривают выполнение определенного количества производственных или технологических процессов: по обработке почвы; посеву семян; уходу за растениями; уборке и послеуборочной обработке урожая. Каждый технологический процесс при этом складывается из основной и вспомогательной операций.

Основная операция связана с изменением положения и состояния обрабатываемого материала, а вспомогательные операции обеспечивают качественное выполнение основной операции. Например, при вспашке основная операция связана с оборотом и крошением пласта, а вспомогательными операциями являются комплектование агрегата, разбивка поля на загоны и т.д. Прежде всего каждая работа по производству растениеводческой продукции должна быть выполнена в оптимальные календарные сроки, отклонение от которых ведет к количественным и качественным потерям урожая.

Сельскохозяйственные производственные процессы выполняют в непрерывно изменяющихся почвенно-климатических условиях.

Полевые работы выполняются мобильными машинами и агрегатами при активном воздействии больших масс техники и людей на окр. среду. Поэтому необходимо соблюдение требований охраны труда и окр. природы.

Для каждого технологического процесса основными показателями являются: качественные, энергетические, экономические.

Качественные показатели определяются агротехническими требованиями (глубина обраб. почвы, нормы высева семян, глубина заделки семян и др.).

Энергетические показатели характеризуют расход энергии и топлива на единицу объема выполненной работы.

Экономические показатели – производительность, затраты труда и денег, расход эксплуатационных материалов и др.

Все перечисленные качественные, энергетические и экономические показатели каждого производственного процесса должны отвечать современным требованиям рыночной экономики.

71) (=60) Факторы, оказывающие влияние на производительность МТА

Конструктивный фактор – обусловлен конструктивными особенностями машин и агрегатов, характеризует возможность выполнения операции в заданных условиях в соответствии с агротехнич. требованиями. Влияние конструктивных факторов обычно определяют по рез-там испытаний машин и агрегатов на машиноиспытательных станциях, на базе которых разрабатывают соответствующие практические рекомендации. (для плугов основными конструкционными факторами, определяющими интенсивность оборота и крошения пласта, являются факторы, характеризующие форму рабочей поверхности отвала и тип всего корпуса: культурный, полувинтовой, винтовой. Факторы, характеризующие весь пахотный агрегат, обусловлены способом соединения плуга с трактором: по двухточечной или трехточечной схеме, конструкцией рамы: жесткая, шарнирно-сочлененная).

Влияние эксплуатационных факторов обусловлено конкретным техническим состоянием рабочих машин и всего агрегата, включая настройку рабочих органов и всего агрегата на заданный режим работы, выбор рабочей скорости и способы движения агрегата, техническое состояние рабочих органов и систем, уровень технического обслуживания и др.

Из природно-климатических факторов наибольшее влияние на качество выполнения технологических операций оказывают погодные условия, угол склона и конфигурация полей, наличие препятствий, направление и сила ветра, а также календарные сроки выполнения работ.

Влияние технологических факторов связано с обрабатываемой технологическими материалами (почва, семена, удобрения, урожай), включая влажность, твердость, плотность, норму внесения удобрений, урожайность, густоту и высоту растений, засоренность и др.

Экономические факторы характеризуются в целом системой человек-машина. Если на агрегате не созданы благоприятные условия для работы человека (обзорность, наличие необходимых приборов, удобство управления), то это обстоятельство непосредственно отражается на качестве выполнения технологических операций. Качество выполнения каждой технологической операции в итоге влияет на урожай.

Кроме того, урожай зависит от сорта и качества семян, нормы и сроков внесения удобрений, календарных сроков выполнения всех технологических операций и т.д. закономерности влияния всех перечисленных факторов учитываются современными методами программирования урожая сельскохозяйственных культур.

54) планирование технического обслуживания машин

плановость системы ТО и ремонта машин обусловливается тем, что машину, как правило, стаят на ТО и ремонт в плановом регламентом порядке. Предупредительность заключается в том, что основное количество операций при плановой постановке машины на ТО и ремонт выполняют предупредительно до появления отказа.

Плановость системы ТО и ремонта определяется ее периодичностью, а предупредительность операций – допускаемыми значениями параметров, остаточным ресурсом агрегатов и качественными признаками появляющихся отказов.

Вид ТО – комплекс определенных операций, выполняемых с опред. периодичностью.

Периодичность ТО – хар-ся интервалом времени или наработки между данным видом ТО и последующим таким же видом или другим большей сложности.

Цикл ТО – характеризуется наименьшим интервалом времени или наработки машины, в течении которого выполняются в определенной последовательности все установленные ТО.

Эксплуатационная обкатка состоит из комплекса операций, предназначенных для подготовки новой или отремонтированной машины к производственной эксплуатации, обеспечивающих нормальную приработку трущихся поверхностей деталей.

Ежесменное (ЕТО), первое (ТО-1), второе (ТО-2), третье (ТО-3) – это периодические технические обслуживания. Комплекс проводимых операций по мере увеличения номера ТО количественно увеличивается и усложняется. При этом операции предыдущего менее сложного ТО входят в последующее более сложное ТО. Основная цель проводимых периодических ТО заключается в обеспечении надежной и экономичной работы машины до следующего аналогичного вида ТО.

Сезонное ТО состоит из комплекса операций, предназначенных для подготовки машины к весеннее-летнему или осеннее-зимнему периодам эксплуатации.

ТО перед началом сезона работы (ТО-Э) проводят для машин сезонного использования в целях обеспечения их работоспособности в предстоящий сезон работы.

ТО в особых условиях эксплуатации отличается дополнительными операциями, предназначенными для надежной и экономичной работы машины в условиях песчаных, каменистых и болотистых почв, пустыни, низких температур и высокогорья.

ТО при хранении состоит из комплекса операций, предназначенных для обеспечения сохраняемости машины до использования по назначению.

Текущий ремонт проводят для обеспечения или восстановления работоспособности машины. Этот вид ремонта состоит в замене и восстановлении отдельных составных частей.

Капитальный ремонт проводят для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановлению ресурса машины, ее агрегатов с заменой или восстановлением любых ее составных частей, включая базовые.

Различаю плановые и неплановые ремонты.

48) методы расчета состава МТА

МТА – совок-ть рабочих органов, источника энергии, трансмиссии и вспомогательных органов.

Рациональное комплектование – выбор в состав агрегата трактора чисто рабочих машин, их сцепки и скорости. Практическое соединение выбранных машин и сцепки с трактором, проведение настроечных работ.

Требования комплектации:

    высокое кач-во работы, соответствие агротехническим требованиям

    высокая производительность при низких топливо-экономических, финансовых, материальных затратах на единицу урожая

    малое отрицательное воздействие на окр. среду.

Режимы работы зависят от:

- режима загрузки ДВС (достигается изменением числа машин скорости при работе)

- скоростного режима МТА

- режима допустимого буксования

- полное эффетивное использование мощности ДВС

Агрегатирование навесного оборудования происходит с помощью прицепного механизма. Полунавесные плуга имеют опорное колесо, а прицепные агрегатируются через прицепную скобу с серьгой.

Число машин в агрегате определяется:

    с учетом агротехнич. требований (влажность почвы, угол склона, длина гона) – выбирается тип машины, гусеничный или колесный, назначение (общие, пропашные), по высокой производит-ти и низким затратам на единицу объема работ.

    по номинальному тяговому усилию для рациональной загрузки.

Первый этап расчета тяговых агрегатов – выбор трактора, обеспечивающего работу агрегата с наименьшими эксплуатационными затратами с учетом площади обрабатываемого поля и соответствующей длины гона. В качестве таких затрат, наиболее часто используют приведенные затраты в расчете на 1 га обработанной площади (р/га).

Далее в функции мощности выражают и производительность МТА, и приведенные затраты.

Например, для вспашки средних почв при гоне 300-400м. диапазон энергосберегающих мощностей составит 70…124. Первая цифра диапазона мощностей соответствует минимальным приведенным затратам, а вторая- затратам, увеличенным на 5% по сравнению с минимальными.

На втором этапе расчета агрегата устанавливают диапазон допустимых рабочих скоростей для выбранного типа рабочих машин. Далее определяют передачу трактора, на которой чистая производительность агрегата при рабочем ходе будет наибольшей:

П=B·v=Pкр·v/Ка=Nкр/Ка

B - ширина захвата агрегата, м; Ркр –тяговое усилие на крюке, кН: v – рабочая скорость, м/с; Ка – удельное тяговое сопротивление агрегата, кН/м; Nкр- тяговая мощность, кВт.

67) цель и задачи курса ЭМеТеПе

ЭМТП – наука об эффективном использовании сельскохозяйственной техники.

Предмет дисциплины –основа материальной базы производства и механизированных работ.

ЭМТП – инженерная дисциплина по теории и практике рационального использования с-х техники. Включает производственную эксплуатацию (обеспечение технологии механизированных работ) и техническую эксплуатацию (транспорт в с-х. и комплектование МТА).

Основная задача с-х производства – обеспечение населения качественными продуктами питания, лдя чего и нужны МТА.

Для изучения курса ЭМТП необходимо овладение научными методами и практическими навыками. Указания и методы включают задачи:

    выбор ресурсосберегающих технологий

    обоснование оптимального состава и режима работы МТА

    разработка научных правил и мехнаизированные работы

    разработка ресурсосберегающих методов и средств техничсекого обслуживания

Существуют основные (вспашка, посев, сортирование) и вспомогательные (подготовка ножей) с-х операции.

Технологический процесс – совокупность основных и вспомогательных операций

Производственный процесс характеризуется большим разнообразием и общими закономерностями, которые необходимо учитывать при расчетах. Например, для полевой работы нужен максимально благоприятный период, при это м на разных полях этот период редкостен.

Разработка методов комплексного решения этих задач является одним из актуальнейших направлений в курсе ЭМТП.

До 1990 года в РФ было 14 млн. тракторов. К 2000 году это количество уменьшилось до 650 тысяч, причем 70% используются с просроченным сроком амортизации 

7 Тех эксплуатация МТП Техническая эксплуатация машин как наука определяет

пути и методы наиболее эффективного управления техничес-ким состоянием

машин в целях их высокопроизводительной и надежной работы при оптимальных

материаль-ных и трудовых затратах.

Техническая эксплуатация машин как область практической деятельности — это

комплекс технических, экономи-ческих, организационных и других мероприятий,

обеспечивающих поддер-жание машин в работоспособном, исправном состоянии,

предупреждение их простоев из-за технических неисправностей.

Техническая эксплуатация включа-ет: обкатку, техническое обслуживание,

заправку, хранение, технические осмотры, диагностирование машин и

предупреждение или устранение неис-правностей, т. е. неплановый ремонт

машины.

Обкатка. Под обкаткой понимается период работы машины после ее изготовления

или ремонта при определенной увеличивающейся нагрузке в целях хорошей

приработки трущихся деталей, обеспечивающей их длительный срок службы.

Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию

работоспособности или исправности машины при использовании по назначению,

ожидании, хранении и транспортировании (операции очистки, контроля или

диагностирования, крепления, регулирования, смазыва-ния, замены некоторых

составных частей машин, например фильтрующих элементов).

Заправка машин включает опе-рации заполнения ее баков, картеров и других

емкостей топливом, смазочными материалами и рабочими жидкостями

(охлаждающей).

Хранение машин — содержание в местах их размещения в соответствии с

установленными правилами, выполнение которых обеспечивает сохраняемость

машин до использования по назначению.

Технический осмотр машин — комплекс контрольных операций, прово-димых перед

началом напряженных полезных работ в целях проверки готовности машин к их

использованию.

Диагностирование машин — процесс определения их технического состояния с

определенной точностью.

Ремонт машин — комплекс опера-ций по восстановлению их исправности или

работоспособности, что характеризуется восстановлением ресурса

составных частей.

8 МТА и их классификация Машинно-тракторный агрегат (МТА) - агрегат в

котором в качестве источника энергии используют двигатель трактора,

самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. МТА

классифицируют по виду выполняемого технологического процесса; принципу

соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода

рабочих органов машины; числу технологических операций, выполняемых за один

рабочий ход.

По виду выполняемого технологи-ческого процесса агрегаты разделяют на

пахотные, посевные, уборочные и т. д.

По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на

прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из

трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных

агрегатов рабочие машины не имеют ходовых колес и отсутствует сцепка. У

полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспри-нимается одновременно

трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.

По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У

тяговых агрегатов вся полезная мощность двигателя реализуется через крюк

или другой тяговый орган типа навесного механизма. Полезная мощность

двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через

тяговый орган и вал отбора мощности.

По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА

подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).

Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (пахотные,

бороновальные и др.).

В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных

машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеялки и бороны и др.).

Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьшение числа

проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также

затраты труда и сроки выполнения полевых работ, однако при этом возможно

увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной

надежности машин.

10Выбор и обоснование передвижных средств ТО и диагностирования. Основные

факторы, оказывающие влияние на выбор средств ТО, сводятся к следующим:

количественный состав и структура парка машин по маркам; годовая загрузка

машин и неравномерность их использования; структура и рассредоточение

материально-технической базы ТО для проведения определенного вида работ;

характер специализации и структура организации ТО и ремонта машин в

хозяйстве и на районном уровне.

Передвижные средства применяют в основном для оперативного обслуживания

машин, особенно в напряженный период сельскохозяйственных работ, а также

при небольшом количестве тракторов в бригаде или в хозяйстве.

Для ориентировочного выбора числа передвижных средств ТО используют

нормативы их среднего количества на 100 физических тракторов по

респуб-ликам и стране в целом.

При более точном определении потребностей в средствах ТО необходимо

учитывать особенности материально-технической базы хозяйств и района. При

этом в первую очередь учитывают макси-мальный объем работ за смену в

напряженный период загрузки МТП. Этот объем работ может быть выражен в ТО в

смену, заправок в смену, устранений неисправностей в смену и др.

Необходимое число передвижных средств обслуживания определяют по формуле

Аjn=(мjn*ncмj)/djn

Где мjn — коэффициент, учитывающий часть суммарного объема работ ТО,

выполняемую с помощью передвижного средства jго назначения (заправка,

диагностирование, ТО, устранение неисправностей). Этот коэффициент обычно

изменяется в зависимости от условий в диапазоне 0,15. .0,35; ncмj --

максимальное число обслуживании в смену j-го назначении; djn — сменная

пропускная, способность передвижного средства j-го назначения с учетом

времени на переезды, обслуживании в смену. Пропускную способность средства

устанавливают по его технической характеристике.

7 Тех эксплуатация МТП Техническая эксплуатация машин как наука определяет пути и методы наиболее эффективно­го управления техничес-ким состоянием машин в целях их высокопроизводительной и надежной работы при оп­тимальных материаль-ных и трудовых затратах.

Техническая эксплуатация машин как область прак­тической деятельности — это комплекс технических, эко­номи-ческих, организационных и других мероприятий, обеспечивающих поддер-жание машин в работоспособ­ном, исправном состоянии, предупреждение их просто­ев из-за технических неисправностей.

Техническая эксплуатация включа-ет: обкатку, техни­ческое обслуживание, заправку, хранение, технические осмотры, диагностирование машин и предупреждение или устранение неис-правностей, т. е. неплановый ремонт машины.

Обкатка. Под обкаткой понимается период работы машины после ее изготовления или ремонта при определенной увеличивающейся нагрузке в целях хорошей приработки трущихся деталей, обеспечивающей их длительный срок службы.

Техническое обслуживание — это комплекс операций по поддержанию работоспособности или исправности машины при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании (операции очистки, кон­троля или диагностирования, крепления, регулирования, смазыва-ния, замены некоторых составных частей машин, например фильтрующих элементов).

Заправка машин включает опе-рации заполнения ее баков, картеров и других емкостей топливом, смазочны­ми материалами и рабочими жидкостями (охлаждающей).

Хранение машин — содержание в местах их разме­щения в соответствии с установленными правилами, вы­полнение которых обеспечивает сохраняемость машин до использования по назначению.

Технический осмотр машин — комплекс контрольных операций, прово-димых перед началом напряженных полезных работ в целях проверки готовности машин к их использованию.

Диагностирование машин — процесс определения их технического состояния с определенной точностью.

Ремонт машин — комплекс опера-ций по восстановле­нию их исправности или работоспособности, что харак­теризуется восстановлением ресурса составных частей.

8 МТА и их классификация Машинно-тракторный агрегат (МТА) - агрегат в котором в качестве источ­ника энергии используют двигатель трактора, самоходного шасси или какой-либо другой мобильной энергомашины. МТА классифицируют по виду выполняемого тех­нологического процесса; принципу соединения рабочих машин с трактором или другой энергомашиной; типу привода рабочих ор­ганов машины; числу технологических операций, выполняемых за один рабочий ход.

По виду выполняемого технологи-ческого процесса агрегаты раз­деляют на пахотные, посевные, уборочные и т. д.

По принципу соединения рабочих машин с трактором МТА их подразделяют на прицепные, навесные и полунавесные. Прицепные агрегаты комплектуют из трактора, сцепки и прицепных машин с ходовыми колесами. У навесных агрегатов рабочие машины не име­ют ходовых колес и отсутствует сцепка. У полунавесных агрегатов вес рабочих машин воспри-нимается одновременно трактором или сцепкой, а также ходовыми колесами самих машин.

По типу привода рабочих машин различают тяговые и тягово-приводные МТА. У тяговых агрегатов вся полезная мощность дви­гателя реализуется через крюк или другой тяговый орган типа на­весного механизма. Полезная мощность двигателя у тягово-приводного агрегата реализуется одновременно через тяговый орган и вал отбора мощности.

По числу выполненных за один рабочий ход технологических операций МТА подразделяют на простые и комбинированные (комплексные).

Простые агрегаты состоят из одно-типных рабочих машин (па­хотные, бороновальные и др.).

В состав комбинированных агрегатов входят два и более рядов разнотипных машин (культиватор и бороны; культиваторы, сеял­ки и бороны и др.).

Применение комбинированных агрега-тов обеспечивает уменьше­ние числа проходов трактора по полю и меньшее уплотнение почвы. Сокращаются также затраты труда и сроки выполнения полевых ра­бот, однако при этом возможно увеличение простоев, связанных с устранением отказов при недостаточной надежности машин.

10Выбор и обоснование передвижных средств ТО и диагностирования. Основные факторы, оказывающие влияние на выбор средств ТО, сводятся к следующим: количественный со­став и структура парка машин по маркам; годовая за­грузка машин и неравномерность их использования; структура и рассредоточение материально-технической базы ТО для проведения определенного вида работ; ха­рактер специализации и структура организации ТО и ремонта машин в хозяйстве и на районном уровне.

Передвижные средства применяют в основном для оперативного обслуживания машин, особенно в напря­женный период сельскохозяйственных работ, а также при небольшом количестве тракторов в бригаде или в хозяйстве.

Для ориентировочного выбора числа передвижных средств ТО используют нормативы их среднего количества на 100 физических тракторов по респуб-ликам и стране в целом.

При более точном определении потребностей в сред­ствах ТО необходимо учитывать особенности материаль­но-технической базы хозяйств и района. При этом в пер­вую очередь учитывают макси-мальный объем работ за смену в напряженный период загрузки МТП. Этот объ­ем работ может быть выражен в ТО в смену, заправок в смену, устранений неисправностей в смену и др.

Необходимое число передвижных средств обслужи­вания определяют по фор­муле

А>jn>=(м>jn>*n>c>>>j>)/d>jn>

Где м>jn> — коэффициент, учитывающий часть суммарного объема ра­бот ТО, выполняемую с помощью передвижного средства jго на­значения (заправка, диагностирование, ТО, устранение неисправ­ностей). Этот коэффициент обычно изменяется в зависимости от условий в диапазоне 0,15. .0,35; n>c>>>j>> >-- максимальное число об­служивании в смену j-го назначении; d>jn> сменная пропускная, способность передвижного средства j-го назначения с учетом времени на переезды, обслуживании в смену. Про­пускную способность средства устанавливают по его технической характеристике.

11Удельное и полное тяговое сопро-тивление с-х машин. Полное рабочее тяговое сопротивление машин для условий ровного рельефа определяют по упрощенной формуле

Rм = K> в>м>

Где Kм—удельное сопротивле-ние, приходящееся на 1м ширины захвата, кН/м; в>м> — ширина захвата машины, м. Сопротивление перемещению машин также входит в состав К>м>. Значения К>м> для соответствующих видов работ определяют по результатам опытов. Численное значение удельного тягового сопротивления в ука­занном диапазоне определяют из равенства K>M> = K>Mo>[l+АK(v~v>o>)], А-дельта

где K>M>>о>удельное сопротивление при скорости до vo= 1,4 м/с (5 км/ч), кН/м; АК-относительное приращение удельного сопротивления при увеличении ско­рости на 1 м/с. Численные значения K>M>>о>, а также АК для всех основных ти­пов машин приводятся в справочной литературе.

В условиях неровного рельефа удельное сопротивление сельско­хозяйственных машин рассчиты-вают по формуле

K>M> = K>Mo>[l+АK(v-v>o>)]+/-10-3 m>му>gsina

m>му> — удельная масса машины, приходящаяся на 1 м ширины захвата, кг/м. Суммарное удельное тяговое сопротивление всего агрегата

К>а> = К>м>+ 10-3m>Cy>g(f>c>cosa±sina),

mс>у>удельная масса сцепки в расчете на 1 м ширины захвата агрегата, кг/м; f> — коэффициент сопротивления качению сцепки – приводятся в справочниках.

12Определение состава МТП по производительности и объему работ с использованием графика машиноиспользования. Этот метод универса­лен и лежит в основе всех остальных методов. На основе этого метола решаются задачи трех типов: эффективного использования существующего состава МТП; постепенного обновления состава МТП путем замены списываемых устаревших машин новыми перспективными; обоснования перспективного состава МТП с уче­том среднесрочньгх и долгосрочных планов развития хозяйства.

Основа составления графиков машинопользования во всех слу­чаях — соответствующие годовые календарные планы механизи­рованных работ (текущие, среднесрочные или перспективные дол­госрочные). Специалисты хозя-йства по экспертным мето­дам выбирают марки тракторов и рабочих машин. Затем на базе этих тракторов и машин рас­считывают составы соответствующих агрегатов и определяют их требуемое число с учетом объема работы и календарных сроков выполнения. Если одну и ту же работу можно выполнять несколь­кими тракторами, то выбирают наиболее эффективный с учетом годовой занятости тракторов всех марок. Затем строят соответству­ющие графики машиноисполь-зования для всех марок тракторов и после их корректировки вычис-ляют требуемое число тракторов и машин каждой марки по наиболь-шей их потребности на графике машиноиспользования.

График машиноиспользо-вания строят отдельно для каждой марки трактора, при-веденного в таблице По оси абсцисс графика последо-вательно откладывают месяцы года в таком масштабе, что­бы можно было учитывать отдельные дни. По оси абсцисс для каждой работы, выполняемой тракторами данной марки, откладывают календар­ные сроки с датами начала и конца. Через границы этих сроков прово-дят вертикальные линии до пересечения с горизонталью, со­ответствующей требуемому числу агрегатов и соответ-ственно тракторов для вы-полнения данной работы. Полученный при этом прямо-угольник обозначают номе-ром соответствующей работы из таблицы. Если в эти же сроки выполняют другую работу, то требуемое для ее выполнения число тракторов отсчитывают от предшествую­щего по принципу «кладки кирпичей». Построив анало-гичным образом прямоуголь-ники для всех ви­дов работ, получают первоначальный вариант графика машино­использования тракторов данной марки.

73. Эксплуатационная технологичность, приспособленность машин к ТО, диагностированию и хранению.

Эксплуатационная технологичность – совокупность св-в конструкции, опред-щих ее приспособленность к операциям технологического регулирования технологического обслуживания, диагностирования, транспортирования, хранения и ремонта.

Осн. св-ва:

Контролепригодность – хар-ся наличием на машине встроенных средств контроля технического состояния (приборов, индикаторов состояния), оперативной и вспомогательной трудоемкостью измерения диагностических параметров, удобством подсоединения внешних средств диагностирования, унифицированных элементов для контроля, минимальной номенклатурой проверяемых параметров, обеспечивающих полноту и достоверность контроля (диагностирования).

Доступность – хар-ся удобным свободным доступом к составным частям, требующим операций технологического регулирования, ТО и ремонта, одновременным проведением большого числа этих операций.

Стандартизация и унификация – составных частей определяется уровнем применения стандартных и унифицированных деталей, стыковочных узлов, что позволяет исп-ть типовые процессы и оснастку при ТО и ремонте.

Легосъемность – обесп-ет небольшую трудоемкость замены неисправных деталей.

Восстанавливаемость – машины опред-ся применением материалов и деталей, позволяющих восстановить составные части до номинальных значений их параметров состояния.

Сложность операций ТО и ремонта опред-ся потребностью в исполнителях высокой квалификации.

Сохраняемость машины хар-ся возможностью ее хранения на открытой площадке, под навесом, в помещении; кол-вом составных частей, требующих снятия при хранении, герметизации и консервации, а также кол-вом и хар-ром необх. Консервационных материалов исп-ов их нанесения.

В целом чем выше эксплуатационная технологичность машин, тем меньше их простои, связанные с технологическим регулированием, ремонтом, с подготовкой к транспортированию и хранению машин. Это оказывает влияние на повышение производительности машин, снижение издержек на их технич-ую эксплуатацию.

74. Тормозные характеристики двигателей.

76. Особенности хранения элементов машин.

Объектами ремонтно-обслуживающей базы явл. колхозы, совхозы, гаражи, машинный двор, передвижная станция.

Операции ТО машин делятся на:

1. моечная (очистительная)

2. контрольно-диагностичная

3. смазочно-заправочная

4. топливозаправочная

5. регулировочная

6. крепежная

7. консервационная

Кажд. группа операций имеет четкое назначение и характерные особенности. Для выявления этих операций разработаны и серийно выпускаются стенды, установки, приборы, оборудование, устройства и т.д. Осн. Показателями эффективности явл.:

1. увеличение веростности безотказности составных частей и машин в целом

2. повышение фактически используемого ресурса

3. увеличение готовности, снижение расхода топлива, запчастей и суммарных уд. издержек на единицу наработки.

Правильное хранение машины имеет важное значение. Оно позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков, увеличить срок службы, снизить затраты на ТО, способствует повышению производительности и безотвазной работы машины. Общие правила хранения установлены ГОСТ 7751-85.

Виды хранения:

1. межсменное( перерыв исп-ия сост. до 10 дней);

2. кратковременное (10-12 дней);

3. длительное(более 2 мес).

Способы хранения:

1. в закрытых помещениях (хранят дорогостоящую технику)– лучший;

2. под навесом;

3. на открытых площадках.

77. Способы движения МТА и их применение.

Сп-бы движения МТА:

    По направлению рабочих ходов:

      Гоновые

      Диагональные

      Круговые

    по способу подготовки обрабатываемого участка:

      загонный

      беззагонный

    по направлению поворота

      правоповоротный

      левоповоротный

    по числу одновременно обрабатываемых

      однозагонные

      многозагонные

При гоновых способах движения агрегат совершает линейные рабочие ходы параллельно одной или двум сторонам загона с холостыми поворотами на обоих концах. Этим способом совершают большинство операций: внесение удобрений, лущение стерни, дискование, боронование, прикатывание почвы.

При диагональных способах движения рабочие ходы агрегата совершаются под острым или тупым углом к сторонам загона. Данный способ рекомендуется применять на: лущение стерни, посев, прореживание посева.

Круговой способ движения – рабочие ходы сов-ся вдоль всех 4х сторон без выключения рабочих органов, за исключение середины загона, где неизбежны несколько холостых петлевых поворотов. Прим-ие – прикатывание почвы, уборка наземной части урожая.

78 (36). Затраты механической энергии при работе МТА.

Важнейший показатель эффективности работы МТА – удельные затраты энергии в расчете на единицу объема выполненной работы. Эти затраты непрерывно возрастают в связи с дефицитом энергоресурсов и увеличением их стоимости.

При работе МТА различают след. виды затрат энергии: потери энергии в самом двигателе, включая тепловые и механические; потери энергии в самом тракторе, включая потери в трансмиссии, на буксование, на самопередвижение; потери энергии в рабочей машине; потери энергии в работающем двигателе при остановленном агрегате; расход энергии на полезную работу.

Точно определить отдельные слагаемые - сложная задача, поэтому общие энергозатраты находят по расхода топлива. Общие удельные энергозатраты в расчете на 1 га обработанной площади и на 1 т урожая вычисляют по формулам:

E>0>=E>>.>>/W

E>ou>=1/UE>0>>i>

E>0> – общие удельные энергозатраты в расчете на 1 га обработанной площади, КДж/га; E>ou> – общие удельные энергозатраты в расчете на 1 т урожая, КДж/т.

Энергетический КПД МТА >аэ> характеризует степень полезного использования энергии:

>аэ >= E>n>/E>оч>

пути снижения энергозатрат: непрерывное совершенствование конструкций тракторов и с/х машин, повышение качества топлива и смазочных материалов, высокий уровень ТО, хорошая подготовка полей, обраб-ка почвы в состоянии механической спелости при оптимальной влажности, уменьшение длины холостого пути и общее увеличение производительности МТА.

13) Технология хранения техники

Правильное хранение техники имеет важное значение. Оно позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков, увелич. срок службы машины, снизить затраты на ТО, способствует повыш. производительности и безотказной работы машины. Общее правило хранения машин и перечень операций по технич. и технологич. обслуживанию при хранения на предприятии АПК установлены ГОСТ 7751-85.

Различают 3 вида хранения:

    местное – ставят машины, перед использованием которых составляет 10 дней

    кратковременное – от 10 дней до 2 мес.

    длительное – более 2 мес.

Сущ. 3 осн. способа хранения:

    в закрытых помещениях

    под навесом

    на открытых площадках

Лучший способ хранения – закрытый. След. хранить дорогостоящую технику.

16) Виды и способы хранения с/х техники

Правильное хранение техники имеет важное значение. Оно позволяет снизить разрушающее действие атмосферных осадков, увелич. срок службы машины, снизить затраты на ТО, способствует повыш. производительности и безотказной работы машины. Общее правило хранения машин и перечень операций по технич. и технологич. обслуживанию при хранения на предприятии АПК установлены ГОСТ 7751-85.

Различают 3 вида хранения:

    местное – ставят машины, перед использованием которых составляет 10 дней

    кратковременное – от 10 дней до 2 мес.

    длительное – более 2 мес.

Сущ. 3 осн. способа хранения:

    в закрытых помещениях

    под навесом

    на открытых площадках

Лучший способ хранения – закрытый. След. хранить дорогостоящую технику.

14) Виды поворотов агрегатов при выполнении технологических операций

Движение МТА в процессе работы чаще состоит из прямолинейных рабочих ходов и холостых поворотов с выкл. раб. органами. Однако при круговом способе движения МТА может совершать повороты также и без выключения раб. органов.

Повороты – наиболее сложный эл. кинематики агрегатов, поэтому при выборе вида поворота необходимо учитывать высокое качество выполняемой работы, возможно меньшую ширину поворотной полосы и длину холостого пути агрегата, меньшие потери времени и топлива на холостые повороты, обеспечение безопасных условий работы, меньшее отриц. воздействие на окр. среду, особенно на почву.

Различ. след. повороты:

- по виду геометрич. фигуры:

    петлевые

    беспетлевые

- по углу поворота

    90

    180

под любим углом (в зависимости от конфигурации поля).

Важнейшие кинематические хар-ки всех видов поворотов – длина, радиус поворота, ширина поворотной полосы.

Длина поворота равна длине траектории от точки начала поворота до его завершения, которая зависит от вида и радиуса поворота.

Мин. ширина поворотной полосы зависит от радиуса и длины выезда агрегата, а так же от кинематической ширины агрегата.

Радиус поворота зависит от ширины захвата и скорости движения при повороте.

Пример поворотов: круговой; с прямолинейным участком; угловой; закрытая петля; грушевидный; односторонний; грибовидный с открытой или закрытой петлей

17) Мощностной баланс трактора. Тяговый КПД трактора и пути его повышения

Баланс мощности трактора представляет собой равенство между эффективной мощностью на валу двигателя и суммой мощностей , требуемых для преодоления действующих на трактор сил сопротивления при установившейся раб. скорости.

Задача при этом заключ. в том, чтоб как можно больше мощности двигателя потреблялось на полезную работу через крюк или др. тяговый орган типа навесного механизма и через ВОМ

При движении агрегата с постоянной раб. скоростью исходное выражение баланса мощности трактора имеет вид:

N>>N>=N>тр>+N>>+N>f>+N>a>+N>кр>+N>/>

N>тр>,N>>,N>f>,N>a>> > - потери мощности в трансмиссии, на буксовании, на самопередвижение трактора, на преодоление подъема; N>кр> – крюковая мощность; N> – мощность на ВОМ; > – КПД, учитывающий потери мощности в трансмиссии ВОМ.

Соотношение между отдельными слагаемыми в формуле зависит от конкретных условий работы и может изменяться в широких пределах.

Для уменьшения расхода топлива и повыш. производит. агрегата желательно, чтоб слагаемые N>тр>,N>>,N>f>,N>a>> > в формуле были как можно меньше.

При практических расчетах используют тяговое КПД > = N>кр>/ N – (N>/>)

Из этого следует, что для повышения тягового КПД трактора необходимо умень. непроизводительные слагаемые баланса мощности N>тр>,N>>,N>f>,N>a>. Макс. значение Тягового КПД имеет место при оптимальной раб. скорости V>opt>., при этом удельный расход топлива, приходящийся на ед. крюковой мощности, будет мин. Оптим. скорость V>opt> примерно соотв. той передаче, на которой тяговая мощность N>тр> имеет наибольшее значение, что существенно облегчает выбор эффективного скоростного режима трактора.

КПД модно опред. как: > = >тр>>>>f> = >тр>(1-)>f>> >

>тр>>>>f>> >– КПД, учитывающий потери мощности в трансмиссии, на буксование и на самопередвижение трактора. Увелич. тяговый КПД трактора > за счет конструктивного совершенствования и повыш. уровня ТО агрегатов.

18) (75) Пути повышения производительности МТА

Дневная производительность:

W>=0,36(N>>N>-N>/>)>см>К>см>/К>

Пути повыш. производительности:

    увелич. мощность N> путем создания более мощной с/х техники

    увелич. коэф. загрузки двигателя >N> путем выбора рационального состава и скоростного режима МТА

    увелич. тяговый КПД трактора > и КПД ВОМ > за счет конструктивного совершенствования и повыш. уровня ТО агрегатов

    уменьш. удельное тяговое сопротивление агрегатов К> путем создания более совершенных конструкций машин и поддерживания их в хорошем состоянии

    увелич. коэф. использования времени смены  путем сокращения непроизводит. потерь времени смены

    увелич. коэф. сменности К>см> путем создания необходимых материальных и организационных условий для многосменной работы

    умело маневрируя скоростями при переменных условиях работы

    увелич. пропускную способность уборочных агрегатов

Из рассмотренного множества путей повыш. производительности МТА след. применять те, которые дают наибольший эффект за более короткий период при меньшем расходе ресурсов в зависимости от условий работы

Показатели уровня использования МТП:

Степень использования МТП оценивают по следующим основным показателям: 1) Себестоимость тракторных работ- отношение общей стоимости к их объему в усл. Эт.га, р/усл.эт.га; коэффициент готовности парка Кг.п.=Мм-д.и./Мм-д.к.; где- Мм-д.к. и Мм-д.и.- число машинно дней за рассматриваемый период. Коэффициент использования технически исправного парка К и.п.= Мм-д.р./Мм-д.и.

Где Мм-д.р.- число отработанных машинно дней. Коэффициент эксплуатации парка Кэ.п.= Кг.п.* Ки.п. Кроме того в качестве частных показателей использования МТП могут бьть применены коэффициент сменности; выработка в усл. Эт. Га в расчете на один условный эталонный тарктор; затраты труда в расчете на усл.эт.га; удельный расход топлива в расчете на усл.эт.га.

Билет 21: Влияние мощности двигателя и удельного сопротивления с/х машин на производительность МТа

Для выявления эффективных путей повышения производительности МТА необходимо предварительно на основании формул составить обобщенное выражение дневной производительности. Wд=0,36

Согласно этому равенству, повысить производительность МТа можно: увеличив мощность Nнпутем создания более мощной с/х техники , увеличив коэффициент загрузки двигателя еN путем выбора рационального сотава и скоростного режима МТА; увеличив тяговый КПД трактора и КПД ВОМ за счет конструктивного совершенствования и повышение уровня технического обслуживания агрегатовКа путем создания более совершенных конструкций машин и поддержания их в хорошем состоянии, увеличив коэффициент использования времени смены путем сокращения непроизводительных потерь времени смены; увеличив коэффициент сменности Ксм путем создания необходимых материальных и организационных условий для многосменной работ; увеличив пропускную способность уборочных агрегатов.

Билет 20: « Графический и аналитический способ определения состава МТА»

Для расчета состава МТА использ.3 основных метода: Графический экономико- математический.

1. Этот метод универсален и лежит в основе всех остальных методов. На основе этого метода решаются задачи 3 типов: эффективного использования существующего состава МТП; постепенного обновления состава МТП путем замены списываемых устаревших машин новыми перспективными; обоснование перспективного состава МТП с учетом среднесрочных и долгосрочных планов развития хоз/ва.Основа составления графиков машиноиспользования во всех случаях: - соответствующие годовые календарные планы . Специалисты хоз-ва по экстренным методам выбирают марки тракторов затем на базе тракторов и машин рассчитывают состав агрономов и определяют исло с учетом объхема работ, потом строят графики машиноиспользоания для всех марок тракторов и вычисляют число тракторов и машин каждой марки кот.требуется данному хоз-ву. График машиноиспользования:

    Число тракторов и машин д.быть как можно меньше но без ущерба кач-ву работ. Максимально учитывать требования высокой производительности и ресурсосбережения 2. К выбранным маркам тракторов подбирают рабочие машины более универсальные ис большей годовой занятостью.

2.Аналитический метод: В строго научной основе определяют оптимальные марки МТП. В качестве критически оптимальной часто используемой минимальной Е приведенных затрат(СnЕ) на выполнение всех работ в хоз-ве СnЕ-мин. Оптимальное решение этой задачи можно найти только на базе современной ЭВМ с большим объемом памяти. Основной минус отсутствие программ которые позволяют оперативно использовать их в хоз-ве.

Билет 22» Классификация методов диагностирования»

1.Тормозной метод основан на зависимости N=

2. Безтормозной Ne=J*E*W; J-момент инерции.;Е- ускорение.Основан на замере ускорения с которым вращается колен вал в период выбега. Если значение мощности не определил то необходимо определить причины потери мощности. 3. Порационный –сочетание 2 первых методов энергонасыщенных таркторов(К-700, Т-150).4. Метод Ждановского основан на определении эффективности мощности двигателя внутреннего сгорания путем замера частоты вращения колен вала при работе ДВС на 1-ом цилиндре.

Билет 19» Определение экономической эффективности диагностирования»

Эффективность=Э=((И1-И2)-Ен( К2-К1))А1.

И1- годовые экплутационные издержки; К2,1- Удельные капиталовложения; Ен- нормативный коэффициент эффективности;А1- число диагностируемых машин за 1 год. S=Qt.д.- Qt.д.

Qt.д.= Q/ T(tд+tc)

S- запас

Q t.д.- средние и максимальные суточные объемы.

55. Методика определения остаточного ресурса

Определяем суммарный расход газов с помощью индикатора расхода газов. Если суммарный расход газов не превышает 70% предельного значения, то можно установить остаточный ресурс ЦПГ двигателя, не приводя оценки состояния отдельных цилиндров. Для этого надо воспользоваться данными, представленными в табл. 6, стр. 36 методички.

60. Факторы, оказывающие влияние на производительность МТА

Существует как минимум две формулы расчета производительности W агрегата:

1. W = 0,36 B>p> V>p> T>p> τ,

тогда, на производительность МТА влияют: рабочая ширина захвата машины B>p>>, >рабочая скорость движения V>p>, рабочее время смены T>p> и коэффициент использования времени смены τ.

Либо:

2. W = 0,36 (Ne/Ka) η>T> η>M> βTсм,

где Ne – эффективная мощность трактора,

Ka – удельное сопротивление агрегата,

η>T> – КПД трактора,

η>M> – КПД машины,

β – коэффициент,

Тсм – время смены.

56 (23). Пути уменьшения тягового сопротивления машин

Создание облегченных конструкций машин, разработка оптимальных геометрических форм рабочих органов с/х машины, оптимальная настройка рабочих органов и всей машины.

58. Диагностируемые параметры и состояние узлов при ТО-3.

В ТО-3 входят: проверка ЦПГ, проверка ГРМ (неплотность прилегания клапанов, угол опережения впрыска), проверка электрооборудования. Т.е. все лабораторные работы.

Отличительной особенностью содержания ТО-3 является проверка мощности и часового расхода топлива двигателя, а также оценка технического состояния и при необходимости регулирование основных систем и механизмов трактора с использованием диагностических средств.

При ТО-3, предшествующем плановому текущему или капитальному ремонту (за исключением гарантийной наработки), проводится ресурсное диагностирование трактора для определения возможности его дальнейшего использования или постановки на ремонт.

57 (15). Основные показатели эффективности использования МТП. Пути улучшения использования МТП.

Основные показатели использования МТП:

1. Себестоимость тракторных работ (р/усл. эт. га.) – отношение общей стоимости работ к их объему.

2. Коэффициент готовности парка

К>г.п.> = т>м-д.и>>м-д.к>,

где т>м-д.и>, т>м-д.к> - соответственно число машино-дней в исправном состоянии и общее число календарных машино-дней за рассматриваемый период.

3. Коэффициент использования технически исправного парка

К>и.п.> = т>м-д.р>/т>м-д.и>,

где т>м-д.р> – число отработанных (рабочих) машино-дней.

Основными экономическими показателями являются: фондоотдача, коэффициент рентабельности, годовой экономический эффект, затраты труда на единицу продукции.

Сравнением указанных показателей хозяйства с нормативными, а также с показателями передовых хозяйств можно наметить конкретные

59. Требования, предъявляемые к МТА. Способы расчета состава МТА.

Требования к МТА:

1. Высокое качество работы в полном соответствии с агротехническими требованиями.

2. Высокая производительность при номинальных затратах ресурсов (топливно-энергетических, финансовых, материальных) на единицу урожая.

3. Наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду.

Способы расчета состава МТА (способы определения числа машин в агрегате):

1. С учетом агротехнических требований.

- влажность почвы;

- угол склона, длина гона.

Выбирают рабочую машину: гусеничную или колесную; универсальную или пропашную.

2. По номинальному тяговому усилию трактора, обеспечивающего рациональную загрузку двигателя.

Основные способы определения числа машин:

А) аналитический – определяется число машин в агрегате расчетами в указанной последовательности по соответствующим формулам (семинар №4).

Б) графический – по тяговой характеристике при известных значениях тягового сопротивления отдельных машин.

мероприятия по устранению имеющихся недостатков.

Пути улучшения использования МТП

Для получения более дешевой сельскохозяйственной продукции при высокой рентабельности всех видов хозяйств предлагается широкое развитие новых форм использования, а также технического обслуживания и ремонта МТП:

    Прокат техники – передача машин за соотв. плату на опр. период. ТО и ремонт осуществляют владельцы техники.

    Аренда техники – передача машин на более длит. срок. ТО и ремонт осущ-ют арендаторы.

    Кооперативы по совместному использованию техники.

    Соседская помощь предусматривает оказание врем. помощи техникой сосед. хоз-ву по договор. ценам.

    Подряд на выполнение определенного вида работ предполагает выполнение за опр. плату отд. видов или комплекса работ – вплоть до выращивания урожая.

61 Направление развития инженерно-технического сервиса фермерских хозяйств. Огр-ия инженерно-технической службы. Типовая структура ИТС (структ. подразделения): 1. Служба эксплуатации МТП. Её задачи: компл. мех-ия пр. процессов в полеводстве путём выс. орг-ии эфф. исп-ия тракторов и с/х машин и ТС; ув-ие сроков службы машин; снижение экспл. затрат; повыш-ие кач-ва ТО и хранения. 2. Служба ремонта. Её задачи: своевр. восстан-ие работоспос-ти машин на базе передовой технологии ремонта. 3. Служба обеспечения нефтепродуктами. Её задачи: беспереб. снабжение ТСМ. 4. Служба эксплуатации энергоустановок (напр., на животноводч. фермах). 5. Служба материального снабжения. Её задачи: своевр. снабжение необх. обор-ем и запчастями, а тж. правил. хранение матер.-тех. ценностей Общее рук-во ИТС – гл. инженер. Оперативное управление МТП, МТБ – осущ-ет диспеч. служба (= орг-тех. меропр-ия для централиз. упр-ия с/х пр-вом в масштабе хоз-ва). Задачи д/с: 1. рабраб-ет операт. планы и доводит их до исполнителей. 2. принимает и обраб-ет операт. данные о ходе работ и инф-ет гл. инженера о них. 3. контрол-ет своевр. плановое ТОР. 4. принимает заявки от подр-ий на МТ-обеспечение. 5. ведёт док-цию, устан-ую для дисп. связи.

62 Оценка рациональности составленного агрегата. Осн. треб-ия к МТА: МТА – разновидность мобильного агрегата; совок. раб. органов + источник энергии (ДВС) + трансмиссия + вспом. органы (сцепка). Рац. комплектование – это выбор состава агрегата (трактора, числа раб. машин и сцепки) и раб. скорости; соед-ие выбран. машин и сцепки с трактором + настроечные регулир. работы. МТА комплектуют по треб-ям: 1. Выс. кач-во в соотв. с агротех. треб-ми. 2. Выс. произв-ть при наим. затратах ресурсов (трудовых, топливно-энергетич., фин., матер.) на единицу работы и урожая. 3. Наим. отриц. возд-ие на окр. среду (почву, воздух). При комплектовании учитывают: размеры полей и длину гона, тип и влажность почвы, угол склона, высоту культурных растений, норму высева, дозу внесения удобрений и химикатов, урожайность убираемых культур. Режимы работы агрегатов: 1. загрузки дв-ля. 2. скоростной. 3. допустимого буксования. 4. Полн. эфф. исп-ия мощности дв-ля. На Т-150К, К-700 степень загрузки опр-ют по тахоспидометру. Желаемой загрузки дв-ля достигаем за счёт изменения числа машин, а тж. скорости движения в процессе раб. хода агрегата. МТА при работе имеет 2 скор. режима: раб. скорость и скорость х.х. Допустимое буксование = 0,05 (для гус. тракторов) и 0,15 (для колёсных).

63 Показатели уровня использования МТП. Осн. задача анализа исп-ия МТП – оценка работ, показателей МТП с учётом конкр. прир-произв. усл-ий. Исп-ие МТП охватывает – все вопросы произв. и тех. эксплуатации. От степени исп-ия МТП зав-ит урож-ть, себест-ть работ и продукции,  компл. оценка исп-ия МТП возможна только на основе тех., орг. и экон. показателей. Для компл. оценки и анализа применяют след. показатели: 1) Оснащ-ть хоз-в техникой. 2) Уровень мех-ии полеводства. 3) Исп-ие МТП. 4) Эфф-ть ТО МТП. Энергонасыщенность (=оснащ-ть) полеводства – это обобщ. показатель уровня мех-ии любого хоз-ва. N>ГА>=∑/F>П.О.>, где F>П.О.> – общие пахотные площади. Энерговооруж-ть труда (хар-ет снижение ручного труда): N>ЧЕЛ>=∑N/Н>, где N>ЧЕЛ> – где общее число работников. Показатели уровня и эфф-ти мех-ии полеводства = колич. соотн-ие механиз. и ручн. труда. τ>МЕХ>=F>МЕХ>/F>, где F>МЕХ> – общий объём механиз. работ. Кач. хар-ка и показатели МТП: 1. Сред. мощность на 1 физич. трактор. 2. Сред. энергонасыщенность тракторов. 3. Удел. стоимость единицы мощности. 4. Отн-ие ст-ти машин к ст-ти тракторов. Осн. показатели эфф-ти ТО: уд. затраты на ТО; общие затраты на ТО и на общ. балансовую стоимость; удел. затраты на ТО на ед. стоимости ВП; КТГ МТП; Формы исп-ия МТП: прокат, аренда, кооперативы по совмест. исп-ию техники.

64 Организация работ при хранении техники. Особ-ть ЭМТП – сезонность. Многие с/х машины в теч. года исп-ся 10-15дней и 50-60дней. Остальное время – хранение. Правил. хранение – снижает разрушение из-за атм. осадков, ув-ет срок службы, снижает затраты на ТО, способствует повышению произв-ти и безотказной работы машин. Виды хранения: 1. Межсезонное (перерыв исп-ия до 10дн.; подкачивают колёса). 2. Кратковременное (от 10дн. до 2мес.). 3. Длительное (перерыв от 2мес; разгружают шасси). Способы хранения: 1. В закр. помещениях (лучший; дорогостоящая техника: зерноочист. оборудование, комбайны). 2. Под навесом (плуги). 3. На откр. площадках. Технология проверки: 1. Выбор площадки с тв. покрытием. 2. Ограждение + помещение (для служ. пользования и ТО).

65 Кинематические характеристики МТА и характер их изменения. 1. Раб. участок – поле, находящееся в одном массиве, для вып-ия с/х работы с 1 или неск. агрегатами. 2. Загон – часть раб. участка для вып-ия техн. операций с принятым способом движения. 3. Раб. ход – путь, как правило, прямолинейный, кот. проходит МТА с выкл. раб. органами. 4. Поворот – криволин. траектория, по кот. движ-ся МТА от завершения 1 и до начала др. раб. хода. 5. Холостой ход – путь, кот. проходит МТА по полю при поворотах без вкл. раб. органов. 6. Способ движения – циклически повторяющиеся однотипные сочетания раб. и хол. ходов в загоне. 7. Кинематика – раздел инж. дисциплины, в котором изуч-ся движение агрегата по полю и обоснов-ся вариант высокопроизводит. исп-ия МТА при работе на данном участке поля. К кин. хар-кам отн-ся: 1. Кин. центр аргерата (КЦА) – это усл. точка, по траектории которой анализируют движение МТА. 2. Кин. длина агрегата – это расстояние от КЦА до конца раб. органов агрегата: L> = L> + L> + L> (длина трактора + дл. сцепки + дл. машины). 3. Длина выезда – это расстояние, на кот. перемещается центр агрегата от контр. линии по ходу МТА перед началом и в конце поворота (зависит от кин. длины и ширины захвата). E = a>e> · L>К >; длина выезда агрегата e =a>e >· B>р>. 4. Кин. ширина (d>) – это расстояние от продольной оси симметрии агретата до конца раб. органов. 5. Центр поворота – это мгновенная точка, относительно которой в данный момент совершается поворот агрегата. 6. Сред. радиус поворота – зав-ит от ширины захвата и скорости поворота V. 7. Ширина колеи – опр-ся междурядьем, а продольная база трактора соответственно равна конструктивной.

66 Баланс времени смены МТА. - хар-ет распределение общего времени смены по отд. нормативным составляющим. При этом методе весь процесс работы расчленяют на осн. сост. эл-ты с целью совершенствования труда и повышения производительности. Т.к. учесть всё разнообразие подходов невозможно, рассмотрим БВС, наиб. часто используемый при экспл. расчётах. Т>СМ> = Т>ЕО> + Т>ПН> + Т>ЕР> + Т> + Т> + Т>ТН> + Т>ЕП> + Т>ОЛ> + Т> + Т> (время смены = ежесменное ТО + время (вр.) получения наряда + общее вр. переезда + общее вр. хол. хода + вр. техн. обслуживания, напр. загрузка семян + вр. ТО в процессе работы + потери вр. смены + вр. на отдых и личн. нужды + потери вр. на метеоусловия + общая продолжит-ть осн. работы смены 7часов). Все слагаемые поделим на 3 группы: 1. Постоянные слагаемые (не зависят от параметров МТА и от мощности). Т>1> = Т>ПН> + Т>ОЛ> + Т> = f>1> = const. 2. Зависящие от мощности. Т>2> = Т>ЕО> + Т>ЕР> = f>2>(N>H>); W=f(N). 3. Зависящие от мощности и от фактич. объёма работы. Т>3> = f>3>(N>H>, τ); τ – коэф. времени смены. τ = f(N). τ = (h>a> – (N/Р>N>))/(1–К·(N/Р>N>)). h>a> и К – коэф. хар-ют прир-произв. усл-ия (длина гона, удел. сопротивление). Р>N> – удел. мощность. τ = 1 · ∑ τ>i> (n; i=1). Исп-ие времени – 1 из осн. показателей для хар-ки исп-ия 1 машины. τ>ДВ> = Т>ДВ> / Т>СМ>, где Т> – время движения за смену.