Расчет технических нормативов дороги
1
Расчет технических нормативов.
Техническая категория дороги
При N>>>>= 3000 авт/>сут >в соответствии со СниП 2.05.02-85 дорога отнесена к III технической категории.
Пропускная способность автомобильной дороги
> >
v – средняя скорость потока автомобилей
v = v>расч>> > N>час>
v>расч>> >= 100 км/ч - расчетная скорость для данной категории дороги
- коэффициент снижения скорости
= 0,016
N>час> - часовая интенсивность движения
N>час> =0,1 N>>= 300 авт/>сут>
v = 100 – 0,16*300 = 95,2 км/ч
t = 1,5 с - время реакции водителя
k = 1.3 – коэффициент эксплуатационных качеств тормозов автомобиля
= 0.5 - коэффициент сцепления
l>a> = 5м - длина автомобиля
l>c> = 5м– дистанция между автомобилями
P = 668.36 авт/>сут>
Определение приведенной интенсивности движения.
N>пр> = N>>>i> K>i>
K – коэффициент приведения к легковому автомобилю.
Марка автомобиля |
N>>>i> |
K>i> |
N>>>i> K>i > |
ВАЗ – 2101 |
800 |
1,0 |
800 |
ГАЗ - 24 |
800 |
1,0 |
800 |
ГАЗ - 53 |
400 |
1,5 |
600 |
ЗИЛ - 130 |
400 |
1,75 |
700 |
МАЗ - 504 |
300 |
2,5 |
750 |
КаМАЗ - 35320 |
300 |
2,0 |
650 |
N>пр> = 4300 авт/>сут> |
Определение необходимого количества полос движения.
= 0,1 - коэффициент перехода от суточной интенсивности к часовой.
N>час пр> = 0,1 N>пр>> >=0,1*4300 = 430 авт/>час> – приведенная часовая интенсивность движения
z = 0,5 - коэффициент загрузки дороги.
P = 668.36 авт/>сут > - пропускная способность полосы движения.
=0.9 - коэффициент зависящий от рельефа местности.
= 1 - коэффициент сезонной неравномерности изменения интенсивности движения.
Принимаем число полос равным 2.
Определение ширины полосы движения .
a = 1.61м – ширина кузова автомобиля.
c = 1,305м – ширина колеи.
x= 0,5+0,005·v - расстояние от кузова автомобиля до оси дороги (зазор безопасности).
y= 0,35+0,005·v - расстояние от кузова до обочины (предохранительная полоса).
v - расчетная скорость для данного типа автомобиля
Легковой автомобиль
a = 1.61м
c= 1,305м
v = 100 км/>ч>
x= 0,5+0,005·100 = 1 м
y= 0,35+0,005·100 = 0,85 м
П= (1,61+1,305)/2 + 1 + 0,85 = 3,308 м
Грузовой автомобиль
a =2.5 м
c = 1.79 м
v = 60 км/>ч>
x = 0,5+0,005·60 = 0.8 м
y= 0,35+0,005·60 = 0,65 м
П = (2.5+1.79)/2 + 0.8 +0,65 =3,75 м
Определение максимального уклона
Максимальный продольный уклон определяется по формуле
i>max> = D - f
D - динамический фактор , выражающий удельную силу тяги автомобиля , которая может расходоваться на преодоление дорожных сопротивлений ;
f - коэффициент сопротивления качению , который определяется по формуле
f = f>0 >(1 + 0.01 (v -50) )
f>0>> >= 0.015- коэффициент сопротивления качению при скорости 50 км/>ч>, зависящий от типа покрытия, данное значение соответствует асфальтобетонному.
v-расчетная скорость км/>ч>.
Марка автомобиля |
v |
D |
f |
i>max> |
ВАЗ – 2101 |
100 |
0.07 |
0.0225 |
47.5 0/>00> |
ГАЗ - 24 |
100 |
0.08 |
0.0225 |
57.5 0/>00> |
ГАЗ - 53 |
60 |
0.07 |
0.0165 |
53.5 0/>00> |
ЗИЛ - 130 |
60 |
0.04 |
0.0165 |
23.5 0/>00> |
МАЗ - 504 |
50 |
0.05 |
0.015 |
35 0/>00> |
КаМАЗ - 35320 |
70 |
0.04 |
0.018 |
22 0/>00> |
Поскольку 22 0/>00> является минимальным полученным при расчете значением уклона, то максимальный уклон, при котором обеспечивается движение автомобиля, равен 22 0/>00 .>
Определение наименьших радиусов кривых в плане.
Наименьшие радиусы кривых в плане определяются по формуле.
v - расчетная скорость (для самого быстрого автомобиля)
= 0.12 - коэффициент поперечной силы.
i = 0.02 - поперечный уклон проезжей части.
При отсутствии виража минимальный радиус принимается R = 784,4 м
При устройстве виража, ввиду случаев гололеда, уклон виража принимается i = 0.04, а коэффициент поперечной силы = 0.15
При устройстве виража минимальный радиус принимается R = 414,4 м.
Определение длины переходной кривой
v -расчетная скорость (для самого быстрого автомобиля ).
I -нарастание центробежного ускорения (принимается равным 0.5 м/>с> )
R - наименьший радиус кривых в плане.
Длина переходной кривой без виража:
L>n> = 100³ / (47x0.5x1500) = 28.37м.
Длина переходной кривой с виражом:
L>n> = 100³ / (47x0.5x500) = 85,11м.
Определение расстояния видимости
Расстояние видимости определяется из условия остановки автомобиля перед препятствием.
T>р> = 1,5с – время реакции водителя
К>э> = 1,3 – коэффициент, учитывающий эффективность действия тормозов;
>1>0.50 – коэффициент продольного сцепления при торможении на чистых покрытиях;
l>зб> = 5м – зазор безопасности
Определение минимального радиуса вертикальных выпуклых кривых.
S>1> – расстояние видимости поверхности дороги.
d =1,2 м – высота глаза водителя над поверхностью дороги
Определение минимального радиуса вертикальных вогнутых кривых.
Определяется из условия видимости ночью.
=2о - угол рассеивания пучка света фар
h>ф> = 0,75 м – высота фар над поверхностью дороги
Определение расчетных характеристик грунта.
Основными параметрами механических свойств грунта земляного полотна, которыми пользуются в расчетах дорожной одежды на прочность. Служит модуль упругости грунта E>гр>, угол внутреннего трения >гр> и удельное сцепление C>гр> , расчетные значения характеристик грунта устанавливаются в зависимости от вида грунта и его расчетной влажности , обусловленные природными условиями и особенностями его работы.
Грунт – супесь не пылеватая .
По ВСН 46-83.
Таблица 6,7:
W=0.60 – средняя влажность грунта .
Расчетная влажность:
Wp = W (1 + t)
- коэффициент вариации влажности равный 0,1.
t – коэффициент нормированного отклонения , принимаем в зависимости от заданного уровня проектной надежности
K>н> = 0,95 t = 1,71
Таблица 10:
E>гр> = 56 мПа
>гр> = 36 град.
C>гр> = 0,014 мПа
W>p> = 0,7026
Определение минимальной рабочей отметки.
Исходя из условий увлажнения низа дорожной одежды
h >min> = h + h>д.о>. – УГВ = 2,4м + 0,65м – 1,5м = 1,55м
h – возвышение д.о.
Исходя из условий снегозаносимости.
h – возвышение бровки земляного полотна над расчетной высотой снежного покрова.
h>сн> – расчетная высота снежного покрова.
h >min >>сн> = h>сн> +h = 0.55 + 0.6 = 1.15м.
За высоту минимальной рабочей отметки принимаем её максимальное значение 1,55м.
Определение объемов земляных работ.
Расчеты производится по формуле:
F>ср> – средняя площадь поперечного сечения насыпи.
F>ср> = (B + mH>ср>) H>ср>
B – ширина земляного полотна поверху
H>ср>– средняя высота насыпи
L – длина расчетного отрезка
b - ширина проезжей части
h>д.о>>.> – толщина дорожной одежды
поправка на разность рабочих отметок, учитывается при (Н>1> – Н>2>) > 1м.
b h>д.о.> L – поправка на устройство корыта для дорожной одежды:
знак ” - “ при выемке
знак ” + “ при насыпи
Результаты подсчета работ на участках заносятся в таблицу.