Расчет коробки скоростей
Оглавление Выбор задания Выбор и обоснование кинематической схемы станка Определение частот вращения выходного вала (шпинделя) Построение кинематической схемы сложной коробки скоростей…7 Построение структурной сетки……………………………………....12 Анализ структурной сетки……………………………………………13 Построение структурного графика ( графика частот вращения)…..16 Анализ структурного графика (графика частот вращения)………...18 Определение передаточных отношений…………………………….24 Расчет чисел зубьев…………………………………………………...25 Расчет энергосиловых параметров коробки скоростей и выбор электродвигателя………………………………………………………29
|
||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
1. Выбор задания Таблица 1 Исходные данные для проектирования
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Разработка кинематической схемы Основой для проектирования коробки скоростей является разработка полной кинематической схемы и графика частот вращения, обеспечивающей наиболее простую структуру коробки. Общие требования к коробкам скоростей: минимальная масса, минимальное число валов и число передач, высокий КПД, низкий уровень шума, технологичность, надежность в эксплуатации. 2.1. Структурная формула Z = Z>х1> × Z>х2> × Z>х3>, где Z>х1> – числа передач в первой, второй, третьей и т.д ступенях; Х1, Х2, Х3 – характеристики группы, обусловленные вариантом включения передач при переходе с одной частоты вращения шпинделя на другую. На графиках частот вращения и структурной сетке характеристика показывает на сколько интервалов (полей) должны расходиться соседние лучи скоростей в одной коробке. В нашем примере: Z = 7 = 2>1 >× 2>2> × 2>3>(Основная группа имеет 2 передачи, с характеристикой х>0>=1.Первая переборная группа – имеет 2 передачи и характеристику х>1>=2, вторая переборная х>2>=3) |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Количество возможных конструктивных вариантов (K kc) одной и той же структуры равно числу перестановок m групп и определяется по формуле: m! q! К кс = ,где q - количество групп с одинаковым числом передач, m – количество элементарных коробок. (Z = 7) m = 3, q = 3, число конструктивных вариантов K kc = 1, 3! 3! К кс = =1 ,Следовательно, Z = 2 × 2× 2 3. Количество кинематических вариантов коробкиКинематические варианты компоновки коробки скоростей указывают на порядок расположения характеристик групп передач. Число кинематических вариантов (К кн) определяется по формуле: К кн = m!(Z = 7): К кн = 3! = 6, Возможны варианты: х>0> = 1, х>1> = 3 или х>0> = 2, х>1> = 1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общее число всевозможных вариантов (конструктивных и кинематических) (К) для обычных множительных структур определяется по формуле: (m!)2 q! К кс = ,Для шестиступенчатой коробки передач m =2, q= 1, следовательно (3!)2 3! К кс = = 6 ,Возможно получить шесть вариантов компоновки коробки скоростей для 4. Выбор варианта структуры коробки и обоснование его оптимальности Z = Z >х1> × Z>х2> × Z>х3> × …×.Z>х>>т>
Требования, предъявляемые к выбору оптимального варианта коробки представлены в табл. 2. Таблица 2 Требования к выбору оптимального варианта компоновки коробки.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На шпинделе рекомендуется устанавливать минимальное число колес и располагать их по возможности ближе к передней опоре. Одиночные понижающие передачи предпочтительно конструировать ближе к шпинделю. Более высокие частоты вращения уменьшают крутящие моменты, поэтому они должны быть смещены к промежуточным валам. 5. Разработка кинематической схемы коробки скоростей. Для нашего примера, в соответствии с приведенными выше требованиями к компоновке коробки скоростей выбираем следующий вариант структурной формулы:
Z = 7 = 2>1 >× 2>2> × 2>3>При выборе данного варианта соблюдаются условия: - Число передач в группе 2. - Основная и переборная группа имеют одинаковое число ступеней равное 2. - Характеристики групп возрастают по мере приближения к шпинделю (Х>0> = 1 – основная группа, Х>2> = 2 –первая переборная группа, Х>3> = 3 – вторая переборная группа) Кинематическая схема для выбранного варианта структурной формулы приведена на рис. 1. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
рис. 1 6. Построение структурной сетки Структурная сетка дает представление о количестве передач между валами, знаменателе и диапазоне регулирования элементарных коробок, последовательности включения передач для обеспечения ряда частот вращения шпинделя. Структурная сетка характеризует закономерности изменения передаточных отношений в групповых передачах при изменении частот вращения шпинделя по геометрическому ряду. Число валов в коробке равно (m+1), соответственно |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структурная сетка строится в следующем порядке (см. рис. 3): 1). На чертеже в произвольном масштабе построим структурную сетку. Количество вертикальных прямых, равное (m +1), соответствует числу валов коробки, в нашем случае, при m = 3, число валов – четыре. 2). На равном расстоянии друг от друга наносим столько горизонтальных прямых, сколько ступеней частот вращения имеет проектируемая коробка. В нашем случае, число ступеней равно 7 (рис. 2.). 3). Наносим на линии четвертого вала (без указания величин) точки n1 – n7,- изображающие частоты вращения шпинделя. Первый вал имеет одну частоту вращения, следовательно на вертикальной линии первого вала наносим исходную точку 0 симметрично относительно n>min> = n>1> и n>max> = n>7>, на уровне n>4>. 4). Первая группа состоит из двух передач, поэтому из точки О проводим два луча, при этом первому множителю 2>1> соответствует характеристика х = 1, т.е. на вертикальной линии вала на структурной сетке расстояние между точками 1 – 2 равно одному интервалу Для следующего множителя 2>2 >характеристика х = 2, а расстояние между точками 3 – 5 и 4 – 6 равно двум интервалам, для множителя 2>3> характеристика равна х = 3 и расстояние между n>1> – n>4>, n>2> – n>5>, n>3> – n>6,> n>4> – n>7> равно трем интервалам. 5). Полученные точки соединяем лучами.
7. Анализ структурной сетки 7.1. Симметричность и веерообразность расположения лучей. Структурная сетка симметрична в пределах каждой группы. 7.2. Проверка оптимальности выбранного варианта сетки по диапазону регулирования. R = jХпп (Zпп -1), где Zпп– число передач (ступеней) последней переборной коробки. В примере Zпп (Z>2>) равно 2. Хпп – характеристика последней переборной коробки (х>пп>=3). Условие оптимальности R £ [R], где [R] = 8 В примере R = 1,26 3(2-1) = 2 < 8 Все условия соблюдены, следовательно выбранный вариант структуры можно считать оптимальным. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
030501.080602.041.000 ПЗ |
Лист |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм |
Лист |
№ документа |
Подпись |
Дата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Построение структурного графика (графика частот вращения)
График частот вращения (структурный график) (рис. 4) является видоизмененной структурной сеткой. Он показывает действительные значения частных передаточных отношений передач и частот вращения валов. Для построения графика частот вращения необходимо рассчитать числа оборотов шпинделя по формуле n>i> = n> min> × jn-1 Для нашего примера при j = 1,26
n>1> = n>min> = 125 об\мин n>2> = n>min> × j1 = 157,5 об\мин n>5> = n>min> × j4 = 315,06 об\мин n>3> = n>min> × j2 = 198,45 об\мин n>6> = n>min> × j5 = 396,97 об\мин n>4> = n>min> × j3 = 250,05 об\мин n>7> = n>min> × j6 = 500,19 об\мин Принимаем в соответствии с нормальными рядами чисел в станкостроении следующие значения чисел оборотов шпинделя:
n>1> = n>min> = 125 об\мин n>2> = n>min> × j1 = 160 об\мин n>5> = n>min> × j4 = 315 об\мин n>3> = n>min> × j2 = 200 об\мин n>6> = n>min> × j5 = 400 об\мин n>4> = n>min> × j3 = 250 об\мин n>7> = n>min> × j6 = 500 об\мин Выполним анализ по отклонению D n % £ ± 10 (j-1)
В нашем примере D n % £ ± 10 (1,26-1) = 2,6 % Сравнивая расчетные и стандартные значения частот вращения шпинделя, можно увидеть, что наибольшая разность соответствующих частот вращения имеет место для n>6> и составляет 0.76 % что меньше допускаемого отклонения. 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата 8. Анализ структурного графика (графика частот вращения).
Анализ графика частот вращения производится по показателям: Частоту вращения первичного вала выбираем наибольшей. n = n >мах> = 500 об\мин Так как электродвигатель имеют большую частоту вращения n>эд>=750 об\мин, то предполагается использовать зубчатую или ременную передачу между валами 0 и 1. Передаточные отношения должны удовлетворять двум условиям: 1) Передаточное отношение в группах должно постепенно уменьшаться по мере приближения к шпинделю. 2) Для ограничения размеров зубчатых колес и радиальных габаритов коробок скоростей нормалями станкостроения установлены пределы передаточных отношений: I min ³ 1/4, I max £ 2 Для Z=7 = 2>1> ´ 2>2>´ 2>3 >и j = 1,26 i>наиб> = j0 = 1,260 = 1 i>наим >= j-3 = 1,26-3 = 1\2,
В рассматриваемом случае соблюдаются оба условия, следовательно, данная структура может быть применена. 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата
об\мин
0
II I II III IV Рис. 4. Структурный график или график частот вращения для коробки Z=7 = 2>1> ´ 2>2>´ 2>3> 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата 9. Определение передаточных отношений
Частные передаточные отношения определяют по графику частот вращения. Их выражают через знаменатель геометрического ряда j: i = j ±k где к - число интервалов между смежными валами, которые пересекает данный луч на графике частот вращения. Знак «плюс» принимается для ускоряющей передачи, «минус» - для замедляющей передачи, для горизонтальных лучей к = 0, i = 1 Используя график частот вращения (рис. 3) определяем передаточные отношения: i>1>=j0 = 1,26 0 = 1 i>4>=j-2 = 1,26 -2 = 7 : 11 i>2>=j-1 = 1,26 -1 = 4 : 5 i>5>=j0 = 1,26 0 = 1 i>3>=j0 = 1,26 0 = 1 i>6>=j3 = 1,26 -3 = 1 : 2030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата 10. Расчет чисел зубьев Числа зубьев рассчитываем отдельно для каждой группы передач, используя частные передаточные отношения, найденные по графику частот вращения. При расчете необходимо соблюдать следующие условия: - минимальные числа зубьев ведущего колеса 18-20, максимальные для ведомого колеса - 100. - для обеспечения постоянства межосевого расстояния суммы чисел зубьев сопряженных колес должны быть равными, т.е. Z>1> + Z>2> = Z>3> + Z>4> = Z>5> + Z>6> = … = constгде Z>1>, Z>3>, Z>5>, …- числа зубьев ведущих зубчатых колес элементарной двухваловой передачи; Z>2>, Z>4>, Z>6>, …- соответствующие им числа зубьев ведомых зубчатых колес.
030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата Определим фиктивные числа зубьев для колес коробки методом наименьшего общего кратного (НОК).. Для основной группы они определяются исходя из равенства: A : B = Z>1> : Z>2 >=j 0 = i>1> ; C : D = Z>3> : Z>4 >=j -1 = i>2> ; Для первой переборной группы исходя из равенства: E : F = Z>5> :Z>6> =j 0 = i>3>; G : H = Z>7> : Z>8> =j -2 = i>4> ; Для второй переборной группы исходя из равенства: K : L = Z>9> : Z>10 >=j 0 = i>5>; M : N = Z>11> : Z>12 >=j -3 = i>6>,, где А, В, C, D, E, F, G, H, K, L, M, N – простые целые числа, которые являются фиктивными числами зубьев. Для основной группы передач получаем:
А = 1, В = 1, C = 4, D = 5, Для первой переборной группы передач:
E = 1, F = 1,G = 7, H =11, Для второй переборной группы передач: K = 1, L = 1, M = 1, N = 2 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата Определим наименьшее общее кратное Sz Для определения Sz используем правило: «Sz равно наименьшему общему кратному сумм простых целых чисел для данной группы передач» Для основной группы передач
A + B = 1+1 = 2 C + D = 4+5 =9 , следовательно Sz = 18
Для первой переборной группы передач E + F = 1+1 = 2 G + H = 7+11 = 18, следовательно Sz = 18 Для второй переборной группы передач K + L = 1 + 1 = 2 M + N = 1+2 = 3, следовательно Sz = 6 Вычислим расчетные числа зубьев: Для основной группы передач:
Z>1> = Sz × A / (A + B) = 18× 1 / (1 + 1) =9 Z>2> = Sz× B / (A + B) = 18 × 1/ (1 +1) = 9 Z>3> = Sz × C / (C + D) = 18× 4 / (4 + 5) = 8 Z>4> = Sz × D / (C + D) = 18 × 5/ (4 + 5) = 10
030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата Для второй переборной группы передач: Z>5> = Sz × E / (E + F) = 18× 1 / (1+ 1) = 9 Z>6> = Sz × F / (E + F) = 18× 1 / (1 + 1)= 9 Z>7> = Sz× G / (G + H) = 18× 7 / (7 + 11) = 7 Z>8> = Sz× H / (G + H) = 18 × 11/ (7 + 11) = 11 Для третьей переборной группы передач: Z>9> = Sz× K / (K + L) = 6× 1 / (1 + 1) = 3 Z>10> = Sz× L / (K + L) = 6 × 1/ (1 + 1) = 3 Z>11> = Sz × M / (M + N) = 6 × 1 / (1+ 2) = 2 Z>12> = Sz × N / (M + N) = 6 × 2 / (1 + 2)= 4 Определим действительные числа зубьев колес коробки скоростей Так как минимальное число зубьев колес должно быть не меньше 18, то увеличим количество рассчитанных чисел зубьев в 2,5 раза для основной и первой переборной группы, и в 10 раз для второй переборной группы. Таким образом, после умножения получаем: Z>1> = 22,5 Z>3> = 20 Z>5> = 22,5 Z>7> = 17,5 Z>9> = 27 Z>11> = 18 Z>2> = 22,5 Z>4> = 25 Z>6> = 22,5 Z>8> = 27,5 Z>10> =27 Z>12> = 36 Подачи (Z>1 >: Z>2 >) ; (Z>5 >: Z>6 >) ; (Z>7 >: Z>8 >) необходимо корригировать Произведем проверку на равенство сумм чисел зубьев, с целью обеспечения одинакового межосевого расстояния для всех передач в одной группе.
Для основной группы: Z>1> + Z>2> = Z>3> + Z>4> = 22 + 23 = 20 + 25 = 45 Для первой переборной группы: Z>5> + Z>6> = Z>7> + Z>8> = 27+ 27 = 21+ 33= 54 Для второй переборной группы: Z>9> + Z>10> = Z>11> + Z>12> = 27+ 27 = 18 + 36 = 54 Условие постоянства суммы S>Z> соблюдается. 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата 11. Расчет энергосиловых параметров коробки скоростей и выбор электродвигателя
Выбор электродвигателя. Принимаем электродвигатель по ближайшей частоте вращения. n = 750 об\мин Определим, что подача от электродвигателя на первый вал коробки скоростей ременная. При выборе ременной передачи общий КПД коробки скоростей определяется по формуле: h>о >= h>рп> × h>пк,> × h>зк> где к – количество пар подшипников качения в коробке скоростей. h>о >= h>рп> × h>пк> × h>зк> = 0,96×0,994×0,973 = 0,84 Рассчитаем потребляемую мощность на электродвигателе станка: Р>эд> = Р>ст> / h>о >= 4,8 / 0,84 = 5,71 кВт, где Р>ст> - мощность станка, кВт; h>о> - общий КПД коробки скоростей. Принимаем электродвигатель. 4А160S8 Мощность Р>эд >= 7,5 кВт, асинхронная частота вращения ротора
n>а> = 730 об\мин 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата Рассчитаем передаточное число ременной передачи с учетом коэффициента скольжения по формуле: i >рем >= n>1 > / (n>a> ´ 0,985) = 500 / (730 х 0,985) = 0,695 Рассчитаем диаметр ведущего шкива по формуле:
3 d>1>= k ´ T>0> где T>0> - крутящий момент на валу электродвигателя, Н ´ м; к = 40 для клиноременной передачи T>0 >= 9550 Р>эд>> > / n>a> Для нашего примера T>0 >= 9550 ´ 7,5> >/ 730 = 98,12 Н ´ м
3 Диаметр ведущего шкива равенd>1>= k ´ T>0> = 40 ´ 98,12 = 184,5 мм Расчетный диаметр шкива округляем до ближайшего стандартного значения по ГОСТ 17383 - 73. d>1>= 180 мм. 3.8.6 Рассчитаем диаметр ведомого шкива: d>2> = d>1> / i>рем> = 180 / 0,695 = 258,99 мм Округлим d>2> до стандартного значения> >из ряда по ГОСТ 17383 - 73 d>2> = 250 мм. 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата 3.8.7 Рассчитаем фактическое передаточное отношение ременной передачи:
iф >рем> = d>1 >´ (1 - e) / d>2> = 180 ´ (1 – 0,015) / 250 = 0,71. где e - коэффициент скольжения, для ременных передач e = 0,015 В нашем случае погрешность составляет менее 1%, поэтому значения диаметров шкивов принимаем d>1.> = 160 мм, d>2.>= 230 мм. 3,8,8 Рассчитаем передаваемую мощность для каждого вала коробки скоростей по формуле: Р>i> = Р>эд> >п> ´ h, кВт где Р>эд> >п> - мощность электродвигателя, кВт;h - общий КПД, учитывающий потери мощности от двигателя до рассчитываемого вала. Расчетные значения передаваемой мощности для нашего примера приведены в табл.7. Р>1> = Р>эд> >п> ´ h>рп >´ h>пк >= 4,8 х 0.96 х 0,99 = 4,56 кВт Р>2> = Р>1> ´ h>зп >´ h>пк> = Р>1> х 0.96 х 0,99 = 4,38 кВт Р>3> = Р>2> ´ h>зп >´ h>пк> = Р>2> х 0.96 х 0,99 = 4,2 кВт Р>4> = Р>3> ´ h>зп >´ h>пк> = Р>3> х 0.96 х 0,99 = 4 кВт 3.8.9 Рассчитаем крутящие моменты на валах коробки скоростей по формуле: Т>i > = 9550 ´ Р> i > / n> i min >, Н´мм
где n> >>i>> >>min>> -> - минимальная частота вращения вала, об\мин.
В качестве расчетной частоты вращения шпинделя принимаем частоту вращения верхней ступени второй трети диапазона, т.е. n> >>i>> >>min>> >равную n>3> = 200 об/мин. 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата Т>1> = 975 ´ 104 ´ 4,56> > / 200 = 222,3 Н´мм Т>2> = 975 ´ 104 ´ 4,38> > / 200 = 213,5 Н´мм Т>3> = 975 ´ 104 ´ 4,2> > / 200 = 204,75 Н´мм Т>4> = 975 ´ 104 ´ 4 / 200 = 195 Н´мм 3,8,9 Произведем предварительный (ориентировочный) расчет валов коробки скоростей. Предварительный расчет диаметров валов выполняют из расчета на кручение, так как нет данных о расстоянии между опорами, необходимых для учета изгибных напряжений. Предварительных расчет диаметров валов производится по формуле:
3 d>i> = 5´Т>i > / [t] где Т>i> – максимальный крутящий момент для рассчитываемого вала, Н*мм; d - диаметр рассчитываемого вала, мм; [t] - допускаемое значение напряжений кручения, МПа. Для валов из конструкционных среднеуглеродистых марок сталей 45, 50 принимают [t] = 20 МПа Диаметр промежуточных валов округлим до ближайших больших стандартных значений по ряду Ra 40. Диаметр шпинделя в переднем подшипнике принимаем в зависимости от мощности электродвигателя (табл. 6). 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата
3
3 3 d>1> = 5´222300 / 20 = 38 мм, принимаем d>1> = 38 ммd>2> = 5´213500 / 20 = 37,6 мм, принимаем d>2> = 38 мм
3 d>3> = 5´204750> > / 20 = 37 мм, принимаем d>3> = 38 мм d>4> = 5´195000> > / 20 = 36,5 мм, принимаем d>4> = 38 мм 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата
Литература
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора – машиностроителя: в 3т. М.: Машиностроение, 1985. Т.2, 559 с. 2. Проектирование металлорежущих станков и станочных систем: проектирование металлорежущих станков; Справочник – учебник/под ред. А. С. Проникова._ М, Машиностроение,1995.-448 с. 4. Проников А. С. Расчет и конструирование металлорежущих станков. Учеб. для ВУЗов.- М.: Высш. Школа,- 2000.- 5. Тарзиманов Г. А. Проектирование металлорежущих станков. М.: Машиностроение,- 1980, - 280 с. 6. Шейнблит А. Е. Курсовое проектирование деталей машин: учебник для техн..- М Высшая школа. – ФГИПП.- 1999.- 432 с..
8. Кочергин А. А, Конструирование и расчет металлорежущих станков и станочних комплексов: Учеб. пособие для ВТУЗов.- Минск. – Вышейш. школа. – 1991, 382 с. 9. Левятов Д.С. Расчеты и конструирование деталей машин: Учеб. для Вузов.- М.: Высш. шк. 1985. 380 с. 030501.080602.041.000 ПЗЛистИзмЛист№ документаПодписьДата |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||