Разработка технологического процесса ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОБУСА ЛиАЗ-677 4
2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ТО-2 АВТОБУСА ЛиАЗ-677 9
21 Исходные данные 9
22 Определение закона распределения периодичности ТО-2 при завершенных испытаниях 10
23 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту 11
3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТО-2 АВТОБУСА ЛиАЗ-677 14
31 Перечень работ ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 14
32 Используемые эксплуатационные материалы 17
3.3 Определение производственной программы 18
3.4 Подбор технологического оборудования 19
35 Техничесое нормирование трудоемкости ТО-2 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЯ ------------------------------------------------------------------------------------ 23
ВВЕДЕНИЕ
Курсовой проект по технической эксплуатации автомобилей ставит своей целью:
закрепление и расширение теоретических и практических знаний по организации и технологии ТО и ТР автомобилей;
развитие у студентов навыков самостоятельной работы со специальной нормативной и научно-технической литературой при разработке технологических процессов ТО, ремонта и оценке надежности автомобилей в условиях АТП;
Темой данного курсового проекта является разработка технологического процесса ТО-2 автобуса ЛИАЗ-677. Первая часть проекта посвящена статистической оценке периодичности и трудоемкости работ ТО-2 автобуса ЛИАЗ-677, что необходимо для правильной разработки самого технологического процесса (определение оптимальной периодичности, техническое нормирование труда, выбор технологического оборудования).
1. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И УСТРОЙСТВО АВТОМОБИЛЯ ЛИАЗ-677
Таблица 11
Общие данные
Модель автомобиля |
ЛИАЗ-677 |
Кузов |
Цельнометаллический, несущий |
Тип кузова |
Седан |
Двигатель |
ЗМЗ-402 |
Максимальная скорость, км/ч |
147 |
Контрольный расход топлива (летом, для исправного автомобиля, после пробега 5000 км, с частичной массой 2 чел.), л/100км:При скорости 90 км/ч При скорости 120 км/ч |
9,3 12,9 |
Количество мест (включая место водителя) |
5 |
Масса снаряженного автомобиля, кг |
1400 |
Полная масса автомобиля, кг |
1790 |
Допустимый груз в багажнике (при нагрузке 5 чел.), кг |
50 |
Допустимая масса установленного на крыше багажника с грузом, кг |
50 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, не оборудованного тормозами, кг |
500 |
Допустимая полная масса буксируемого прицепа, оборудованного тормозами, кг |
1400 |
Габаритные размеры автомобиля, мм: Длина Ширина Высота (без нагрузки) |
4885 |
Колёсная база, мм |
1800 |
Колея колес, мм: Передних задних |
1496 1425 |
Наименьший дорожный просвет, мм |
156 |
Наименьший радиус поворота по колее переднего наружного колеса, м |
5,6 |
Красным шрифтом выделен БРЕД!!!!!
Таблица 12.
Двигатель
Модель |
ЗМЗ-402 |
Тип |
Карбюраторный, четырёхцилиндровый |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм |
92х92 |
Рабочий объём цилиндров, л |
2,445 |
Степень сжатия |
8,2 |
Порядок работы цилиндров |
1-2-4-3 |
Продолжение табл. 1.2.
Система зажигания |
бесконтактная |
Свечи зажигания |
А14В1 |
Датчик распределения зажигания |
19.3706 |
Коммутатор |
13.3734-01 |
Резистор |
14.3729 |
Катушка зажигания |
Б116 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.): По советскому стандарту По ISO |
73,5 (100) 66,0 (89,7) |
Максимальный крутящий момент при частоте вращения коленчатого вала 2400-2600 об/мин, Н*м (гкс*м): По советскому стандарту По ISO |
18,2 (18,6) 17,2 (17,5) |
Сорт бензина (по стандарту): Октановое число по моторному методу Октановое число по исследовательскому методу |
АИ-93 85 93 |
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора) |
правое |
Таблица 13.
Трансмиссия
Сцепление |
Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом выключения |
Коробка передач |
Механическая, четырёхступенчатая, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода |
Передаточное число коробки передач: 1 передача 2 передача 3 передача 4 передача задний ход |
3,5 2,26 1,45 1,0 3,54 |
Задний мост |
С разъёмным или не разъёмным картером |
Главная передача |
Коническая, гипоидная, передаточное число – 3,9 |
Таблица 14.
Ходовая часть
Передняя подвеска |
Независимая, на рычагах с цилиндрическими пружинами |
Задняя подвеска |
На продольных полуэллиптических рессорах |
Продолжение табл. 1.4.
Амортизаторы |
Гидравлические, телескопические, двухстороннего действия |
Колёса |
Штампованные, дисковые |
Шины |
Радиальные, бескамерные, размер 205/70/R 14 93 S |
Таблица 15.
Рулевое управление
Рулевой механизм |
Глобоидальные червяк с трёхгребневым роликом. Передаточное число – 19,1 |
Рулевая колонка |
С энергопоглощающим элементом и противоугонным устройством |
Таблица 16.
Тормозная система
Рабочая тормозная система: Передние и задние тормозные механизмы Привод Усилитель |
Барабанные Гидравлический, двухконтурный, с главным цилиндром типа «тандем», сигнальным устройством выхода из строя одного из контуров и регулятором давления в системе задних тормозов Вакуумный, действует на главный цилиндр |
Стояночная тормозная система |
Привод механический. Действует на колодки задних тормозов рабочей системы. Рычаг на тоннеле пола между передними сиденьями |
Таблица 17.
Электрооборудование
Напряженность в сети, В |
12 (отрицательные выводы источников питания соединены с корпусом автомобиля) |
Продолжение табл. 1.4.
Аккумуляторная батарея |
6СТ-66-А3 или 6СТ-60ЭМ |
Генератор |
16.3701 переменного тока со встроенным выпрямителем |
Регулятор напряжения |
13.3702-01, бесконтактный |
Стартер |
СТ230-Б4 |
Звуковые сигналы |
С302Г и С303Г |
Таблица 18.
Заправочные емкости, л
Топливный бак |
55 |
Система смазки двигателя: Со стальным штампованным картером С литым алюминиевым картером |
6,0 5,0 |
Система охлаждения двигателя |
12 |
Картер коробки передач |
0,95 |
Картер заднего моста |
1,2 |
Картер рулевого механизма |
0,4 |
Передний амортизатор (каждый) |
0,14 |
Задний амортизатор (каждый) |
0,21 |
Система гидравлического привода тормозов |
0,5 |
Система гидравлического привода выключения сцеплений |
0,18 |
Количество смазки в ступицах передних колёс (каждой), г |
150 |
Бачок стеклоомывателя |
2,0 |
Таблица 19.
Общие данные для регулировок и контроля
Зазор между коромыслами и выпускными 1 и 4 цилиндров на холодом двигателе при 15-20˚С, мм |
0,35 - 0,40 |
Зазор между остальными коромыслами и клапанами, мм |
0,40-0,45 |
Давление масла (для контроля, не подлежит) при скорости 50км/ч, кПа (кгс/см2) |
200-400 (2-4) |
Прогиб каждого ремня вентилятора при нажатии с усилием 4даН (4кгс), мм |
8-10 |
на холостом ходу при 1200 об/мин |
2,5 |
Зазор между электродами свечей, мм |
0,8-0,95 |
Регулируемое напряжение в сети, В |
13,-14,7 |
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения двигателя, ˚С |
80-90 |
Минимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, мм-1 |
500-650 |
Свободный ход педали сцепления, мм |
12-28 |
Свободный ход педали тормоза при неработающем двигателе, мм |
3-5 |
Свободный ход по ободу рулевого колеса в положении, соответствующем прямолинейного движению, мм |
Не более 17 |
Минимально допустимая толщина фрикционных накладок передних и задних тормозов, мм |
1,0 |
Продолжение табл. 1.9.
Максимальный уклон, на котором автомобиль с полной нагрузкой удерживается стояночным тормозов, % |
16 |
Плотность охлаждающей жидкости ТОСОЛ-А40 при 20˚С, г/см2 |
1,078-1,085 |
Давление воздуха в шинах передних и задних колёс, кПа (кгс/см2) |
200 (2,0) |
Углы установки передних колёс: Развал Разность в значениях развала для правого и левого колёс Наклон нижнего конца шкворня для правого и левого колёс Разность в значениях наклона шкворня для правого и левого колёс Схождение колёс: При замере по шиша При замере по ободьям, мм Угол поворота внутреннего колеса (не регулируется), не менее |
0˚±30' не более 30' от 0˚ до -1˚ (0˚±30') не более 30' 1,5-3 мм (10'-20') 1,0-1,6 41˚-43˚ |
Таблица 19.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений
Наименование соединения |
Момент затяжки, даН*м (гкс*м) |
Гайка крепления крышки шатуна |
6,8-7,5 |
Гайка крепления головки блока цилиндров |
8,5-9,0 |
Гайка ведущей шестерни заднего моста |
16-20 |
Гайка крепления колёс |
10-12 |
2 СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СРОКОВ И СОСТАВА РАБОТ ПО ТО-2 АВТОБУСА ЛИАЗ-677
При решении задач технического обслуживания и ремонта автомобилей важное значение имеет создание нормативной базы: расчет ресурсов деталей, узлов и агрегатов, определение допустимых отклонений диагностических параметров, определение периодичности ТО, расчет потребности в запасных частях и т.д.
21. Исходные данные
Имеем следующие результаты исследования периодичности ТО-2 автобуса ЛИАЗ-677 (см. рис.2.1. и табл.2.1.)
Частота
Границы интервалов, %
Рис. 2.1.
Таблица 2.1.
Границы интервалов, % |
45-50 |
50-55 |
55-60 |
60-65 |
65-70 |
70-75 |
75-80 |
Середина интервала |
47,5 |
52,5 |
57,5 |
62,5 |
67,5 |
72,5 |
77,5 |
Частота |
2 |
3 |
3 |
11 |
7 |
4 |
1 |
Операции по сопутствующему текущему ремонту распределились следующим образом:
. по двигателю и его системам - 1 техническое воздействие,
. по гидромеханической передаче - 21,
. по карданной передаче и заднему мосту - 4,
. по рулевому управлению - 11,
. по подвеске - 9,
. по тормозам и ступицам колес - 6,
. по электрооборудованию - 16,
. по кузову и кабине - 3
Всего - 71 техническое воздействие по 40 автобусам
22. Статистическая обработка экспериментальных данных по законам нормальному и Вейбулла
Завершенные испытания используются в тех случаях, когда ресурс испытаний сравнительно невелик: обычно при этих испытаниях можно получить сравнительно большой объем статистики, что повышает точность результатов Расчет периодичности ТО-2 производим с помощью ЭВМ, поэтому исходные данные необходимо записать в виде:
06 - число интервалов разбиения выборки,
0040 - объем выборки,
013013015015015015015017017017017017017017017017017017017017019019019019019 019019019019001919019021021021021021021021023 - статистическая информация,
/
//
Таблица 22
Результаты статистической обработки периодичности ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 на ЭВМ
здесь должна быть распечатка с ЭВМ
Из табл 22 видно, что средний пробег между ТО-2 составляет L=17100 км, а среднеквадратическое отклонение = 2 300 км. Таким образом, около 70% ТО-2 проводится в промежутке от 14 800 до 19 400 км Так как нормативная периодичность ТО-2 составляет 16 000 км (без поправочных коэффициентов), то данные результаты можно признать соответствующими нормативу, хотя и наблюдается некоторое увеличение пробегов между ТО-2, что вполне возможно при повышении качества проведения работ
23 Исследование вероятности возникновения неисправностей и состава работ по сопутствующему текущему ремонту
Для оценки математического ожидания возникновения неисправности служит доверительный интервал, показывающий наибольшую и наименьшую вероятность возникновения той или иной неисправности:
где p>1>, p>2> - верхняя и нижняя границы интервала, определяемые по формуле:
где n = 40 - количество наблюдений (40 автобусов),
t = 1,63 при доверительной вероятности = 0,9 (90% результатов попадут в данный интервал),
= m/n - опытная вероятность события (m - число благоприятных исходов события - возникновение неисправности)
Результаты расчетов приведены в таблице 23
Из приведенных расчетов видно, что наиболее вероятно возникновение необходимости текущего ремонта по ГМП, рулевому управлению и электрооборудованию Эти данные необходимо учитывать при разработке технологического процесса ТО-2, при расчете необходимости в запасных частях и тд
Для определения наиболее вероятного числа одновременно возникших неисправностей используют производящую функцию вида:
>n>(z) = (p>1>z + q>1>)(p>2>z + q>2>) ... (p>n>z + q>n>),
где p>i> - вероятность появления i-го события (p>i> = m>i>/n>i>),
q>i> - вероятность не появления i-го события (q>i> = 1- p>i>)
Таблица 23
Доверительные интервалы вероятности возникновения неисправностей
Неисправности |
m |
|
p>1> |
p>2> |
p>ср> |
Двигателя и его систем |
1 |
0,025 |
0,0055 |
0,1036 |
0,0793 |
Гидромеханической передачи |
21 |
0,525 |
0,399 |
0,648 |
0,5235 |
Карданной передачи |
4 |
0,1 |
0,046 |
0,204 |
0,125 |
Рулевого управления |
11 |
0,275 |
0,177 |
0,401 |
0,289 |
Подвески |
9 |
0,225 |
0,136 |
0,348 |
0,242 |
Тормозов и ступиц колес |
6 |
0,15 |
0,0799 |
0,264 |
0,172 |
Электрооборудования |
16 |
0,4 |
0,284 |
0,529 |
0,4065 |
Кузова и кабины |
3 |
0,075 |
0,0304 |
0,172 |
0,1012 |
В нашем случае:
. p>1> = 0.025, q>1> = 0.975.
. p>2> = 0.525, q>2> = 0.475.
. p>3> = 0.100, q>3> = 0.900.
. p>4> = 0.275, q>4> = 0.725.
. p>5> = 0.225, q>5> = 0.775.
. p>6> = 0.150, q>6> = 0.850.
. p>7> = 0.400, q>7> = 0.600.
. p>8> = 0.075, q>8> = 0.925.
Производящая функция примет вид:
>8>(z)=(0.025z+0.975)(0.525z+0.475)(0.100z+0.900)(0.275+0.725)(0.225z+0.775)(0.150z+ +0.850)(0.40z+0.60)(0.075z+0.925)=3.63*10-7z8+2.715*10-5z7+3.726*10-4z6+4.129* *10-3z5+5.142*10-2z4+1.789*10-1z3+3.364*10-1z2+3.129*10-1z1+1.1*10-1z0.
Результаты расчетов производящей функции приведены в таблице 24, из которой видно, что наиболее вероятно возникновение двух неисправностей (33,64 %) Также высока вероятность возникновения только одной неисправности (31,29 %) С учетом расчета доверительных интервалов с большой вероятносттью можно утверждать, что это будут неисправности гидромеханической передачи и электрооборудования (см табл 23)
Таблица 24
Вероятность одновременного возникновения неисправностей
Количество одновременно возникших неисправностей |
8 |
7 |
6 |
5 |
3 |
4 |
2 |
1 |
0 |
Вероятность возникновения, % |
3,63*10-5 |
0,0027 |
0,0683 |
0,813 |
5,142 |
17,89 |
33,64 |
31,29 |
11,2 |
Вывод: по приведенным результатам исследования состава сопутствующего текущего ремонта можно сказать, что наиболее вероятной будет необходимость в ремонте ГМП (примерная трудоемкость 0,6 челч/1000км) и электрооборудования (0,75 челч/100км) Поэтому необходимо предусмотреть возможность проведения этих работ по ТР совместно с ТО-2
3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ТР АВТОБУСА ЛИАЗ-677
Поддержание автомобиля в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания ТО-2 является профилактическим мероприятием и проводиться принудительно в плановом порядке через определенные пробеги
ТО-2 включает контролльно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и моечно-очистительные работы Оно проводится в соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта через 16000 км (для I категории условий эксплуатации В первой части проекта нами было получено, что на практике ТО-2 проводят через 17100 км, это значение и будем принимать при дальнейших расчетах
Функциональная схема централизованного производства ТО-2 приведена на рис 31
Прием автобуса
Мойка
Х
Р
А
Н
Е
Н
И
Е
Д - 2
ТО-2
ТР
Контроль
качества
Сдача автобуса
Рис 31
31 Перечень работ ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677
В соответствии с Положением о ТО и ремонте подвижного состава ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 имеет следующий нормативный перечень работ:
. Вымыть автобус
. ТО-2 двигателя:
21 ТО-2 кривошипно-шатунного механизма:
- проверить при помощи динамометрического ключа крепление крышек распределительных шестерен (момент затяжки 5 - 6 кгм) и головок цилиндров( момент затяжки 7 - 9 кгм);
- проверить при помощи крмпрессометра компрессию в цилиндрах двигателя (допустимое значение компрессии 0,7 МПа, а разность показаний в различных цилиндрах не должна превышать 0,1 МПа)
22 ТО-2 газораспределительного механизма:
- проверить и при необходимости отрегулировать зазоры между клапанами и коромыслами (нормативное значение теплового зазора 0,25 - 0,30 мм);
23 ТО-2 системы охлаждения:
- проверить осмотром состояние и действие шторок радиатора;
- закрепит радиатор, диффузор, кожух отопителя, вентилятор, шкив коленчатого вала, шкив и крыльчатку вентилятора;
- проверить осмотром состояние и крепление трубопроводов системы охлаждения, негерметичные заменить.
24 ТО-2 системы смазки:
- проверить осмотром состояние и крепление патрубка системы вентиляции картера, масляного радиатора и трубопроводов
25 ТО-2 системы питания:
- проверить с помощью манометра работу топливного насоса (давление развиваемое насосом должно лежать в пределах 0,18 - 0,30 кгс/см2;
- проверить и при необходимости отрегулировать уровень в поплавковой камере так, чтобы уровень топлива составлял 18 - 19 мм от плоскости разъема карбюратора;
- опробовать легкость пуска двигателя;
- при необходимости отрегулировать работу карбюратора на режиме холостого хода
3 ТО-2 трансмиссии:
- закрепить крышки подшипников и картер гидротрансформатора к картеру коробки передач;
- проверить и при необходимости отрегулировать правильность регулировки режимов блокировки стартера и включателя автоматической нейтрали (зазор между концом регулировочного болта и толкателем электромагнита управления периферийными золотниками гидромеханической передачи должен быть равен 0,2 мм);
- проверить осмотром состояние и крепление привода спидометра;
- проверить люфт в шарнирах, промежуточных опорах и шлицевых соединениях карданной передачи (допустимый люфт - 6);
- проверить затяжку гайки фланца ведущей шестерни главной передачи (момент затяжки 55 - 60 кгсм)
4 ТО-2 рулевого управления и ходовой части:
- проверить люфт в шарнирах карданного вала рулевого управления (люфт рулевого колеса не должен превышать 12);
- закрепить картер рулевого механизма, рулевую колонку и рулевое колесо;
- проверить осмотром состояние поворотных цапф и упорных подшипников;
- проверить и при необходимости отрегулировать шкворневое соединение (максимальная величина радиального зазора между шкворнем и втулкой - 0,75 мм, осевого зазора между бобышкой передней оси и проушиной цапфы - 1,5 мм);
- отрегулировать величину схождения передних колес (4 - 6 мм), а при необходимости углы развала колес (130), продольного (12050) и поперечного (830) наклона шкворней и углы поворота колес (наружного - 32°28, внутреннего - 4140);
- проверить осмотром состояние пневморессор и отрегулировать их высоту (высота пневмобаллона должна быть в пределах 21010мм);
- проверить состояние болтовых, заклепочных и сварных соединений основания автобуса.
5 ТО-2 тормозной системы:
- проверить состояние и крепление привода тормозов;
- проверить состояние фрикционных накладок (минимальная толщина накладки 7 мм);
- отрегулировать зазоры между тормозными барабанами и накладками колодок с помощью регулировочного червяка, установленного в рычаге разжимного кулака (зазор должен составлять 0,2 - 0,4 мм у осей колодок, а ход штока тормозной камеры должен быть 20 - 40 мм)
6 ТО-2 электрооборудования:
- закрепить АКБ, генератор, реле-регулятор, стартер и катушку зажигания;
- проверить плотность электролита и степень заряженности АКБ (если плотность электролита менее 1,23 г/см3 зимой и 1,19 г/см3 летом, или при проверке нагрузочной вилкой напряжение одной из банок менее 1,6 В, то такую батарею необходимо отправить на подзарядку);
- проверить работу реле-регулятора вольтамперметром (поддерживаемое регулятором напряжение должно быть в пределах 14,5 - 14,8 В);
- зачистить контакты прерывателя и отрегулировать зазор между ними (0,3 - 0,4 мм);
- очистить свечи зажигания от нагара и отрегулировать зазор между электродами (0,85 - 1 мм)
7 Смазочные работы:
- выполнить все работы в соответствии с картой смазки;
- промыть центрифугу и клапан вентиляции картера, фильтры очистки топлива и влагомаслоотделителя
После выполнения ТО-2 необходимо проверить работу агрегатов, узлов и приборов автобуса на ходу.
32 Используемые эксплуатационные материалы
В процессе ТО-2 используется большая номенклатура эксплуатационных материалов для смазке агрегатов автобуса. Трудоемкость смазочных работ составляет 10,1% от общей трудоемкости ТО-2 В соответствии с картой смазки при ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 используются следующие эксплуатационные материалы для смазки:
1. Датчика ограничителя частоты вращения коленчатого вала двигателя - моторное масло М8Б>1>, ТУ 38101374-73 или АС-8 ГОСТ 10541-78 (несколько капель) - обладает небольшой вязкостью (8 сСт при 100), хорошими смазывающими свойствами и проникающей способностью
2. Втулки кулачка распределителя, оси прерывателя, фильца смазки кулачка - масло моторное М8Б1
3. Валика привода распределителя - смазка ЯНЗ-2 ГОСТ 9432-60* - пластичная смазка, изготовленная из масла индустриального 12, загущенного натриево-кальциевыми мылами. Имеет улучшенные низкотемпературные свойства, нерастворима в воде.
4. Сменить масло в картере гидромеханической передачи - масло марки А для гидросистем автомобилей, ТУ 38101179-71 (18 л) - обладает достаточной вязкостью, высокой липкостью и прочностью смазочной пленки, имеет специальные присадки для работы при высоких температурах.
5. Сменить масло в колесных редукторах заднего моста - масло моторное летом М10В>2>, зимой М8В>2> ГОСТ8581-78 (3,5 л на каждый редуктор) - моторное масло имеет меньшую вязкость, чем трансмиссионное, что необходимо для смазки планетарного редуктора.
6. Сменить масло в амортизаторах (через одно ТО-2) - масло веретенное АУ ГОСТ 1642-75 или жидкость амортизационная АЖ 12-7-61 (0,75 л на каждый амортизатор) - жидкость амортизационная имеет преимущество , так как температура ее застывания (- 52С) ниже, а температура кипения практически не ограничена, в отличие от веретенного масла Кроме того, она почти не влияет на резиновые уплотнители (увеличение резины 2%)
7. Червячной пары регулировочных рычагов колесных тормозных механизмов - Солидол С ГОСТ 4366-76 или Солидол УС-1 ГОСТ 1033-79 (0,18 кг) - применимы как в летнее, так и в зимнее время
8. Подшипника ступицы передних колес - Литол-24 ГОСТ 21150-75 (0,8 кг на каждую ступицу) - это мягка пластичная смазка, изготовленная из масел, загущенных литиевыми мылами, водостойка и механически стабильна
9. Картера рулевого редуктора - ТАп-15 или ТАп-10 (0,3 л) - трансмиссионное масло, имеет высокую липкость и прочность смазочной пленки
10. Картера рулевого механизма - авиационное масло летом МС-20, зимой МС-14 ГОСТ 6360-68 (1,5 л) - авиационные масла обладают лучшими характеристиками в условиях граничного трения, по сравнению с трансмиссионными
11. Опоры дверей - Солидол С ГОСТ 4366-76 - обладает хорошими низкотемпературными характеристиками
12. Механизма открывания дверей (смазать через ТО-2) - ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74 - пластичная смазка изготовлена из приборного масла МВП>1>, загущенного литиевыми мылами стеариновой кислоты. Наиболее распространенная низкотемпературная смазка, достаточно водостойка
13. Втулки разжимных кулаков - Солидол С ГОСТ 4366-76 или ЦИАТИМ-210 ГОСТ 6267-74 - см выше
14. Оси двери водителя (смазать через одно ТО-2) - Солидол С ГОСТ 4366-76 - см выше
15. Сменить масло в амортизаторе сиденья водителя (через одно ТО-2) - жидкость амортизационная АЖ 12Г-61 (250 г) - имеет низкую температуру застывания и высокую температуру кипения, мало вспенивается
16. Шлицевого соединения карданного вала рулевого управления - Солидол С ГОСТ 4366-76 - см выше
17. Шарниров карданного вала рулевого управления - масло ТС-10 с присадкой ЭФО - трансмиссионное масло, обеспечивает высокую липкость и прочность смазочной пленки, присадка необходима для предотвращения застывания масла в зимнее время
18. Осей колодок тормозных механизмов (смазать через одно ТО-2) - пресс-солидол С ГОСТ 4366-76 или Солидол УС ГОСТ 1033-79 - обладают лучшими низкотемпературными свойствами, чем Солидол С
3.3 Определение производственной программы
Производственную программу по ТО и ремонту при проектировании и планировании обычно рассчитывают аналитически за цикл с последующим пересчетом на год
Количество ТО-2 за цикл определяем по формуле:
,
где Lк - пробег до капитального ремонта (ресурсный пробег) Для автобуса ЛиАЗ-677 без учета поправочных коэффициентов (для первой категории условий эксплуатации) Lк= 380000 км
L>2> - пробег между ТО-2 (в первой части он был определен в 17100 км)
Nк - количество капитальных ремонтов (списаний) за цикл Nк = 1
Подставляя эти данные получим:
N>2>=380000/17100-1=22 ТО-2 за цикл
Так как пробег за цикл не всегда равен годовому пробегу автомобиля, то производится пересчет производственной программы на год с помощью коэффициента перехода от цикла к году:
г = Lг/Lк,
где Lг - годовой пробег автобуса, определяемый по формуле:
Lг = Д>раб>>>>г>>т> l>cc>>,>
где Д>раб>>>>г>> >= 365 -число рабочих дней в году
>т>=0,75 - коэффициент технической готовности
l>сс> = 300 км - среднесуточный пробег одного автобуса
Подставляя числовые значения получим:
Lг = 365*0,75*300 = 82125 км
г = 82125/380000 = 0,22
Количество ТО-2 за год на один автобус:
N>2г>=N>2>>г> = 220,22 = 4,8
Производственная программа по ТО-2 по всему парку (принимаем парк в 300 автобусов) будет равна:
N>2г> = nN>2г> = 30048 = 1400
Суточная производственная программа по ТО-2 по всему парку с учетом 7-дневной рабочей недели будет:
N>2c> = N>2г> / 365 = 1400/365 = 3.9 4 ТО-2 в сутки
3.4 Подбор технологического оборудования
Как правило, оборудование, необходимое по технологическому процессу для проведения работ на постах зоны ТО и ремонта, принимается в соответствии с технологической необходимостью выполняемых с его помощью работ, так как оно используется периодически и не имеет полной загрузки за рабочую смену Варианты выбора оборудования представлены в таблице 31
Таблица 31
Подбор технологического оборудования
Наименование работ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Вариант 3 |
Выбранный вариант |
Моечные |
Механизированная щеточная установка ГАРО 1129 (30-40 авт/час) |
Автоматическая установка ГАРО 1126 (30 авт/час) |
Установка щеточная М-123 (40 авт/час) |
Вариант 3 обеспечивает большую производительность при меньшем расходе воды и СМС |
Подъемно-транспортные |
Конвейер мод 4010 (дл 53,1м) |
Эстакада прямоточная |
Канава прямоточная узкого типа |
Вариант 1 обеспечивает наименьшее время на перемещение автобуса с поста на пост и наилучшие условия работы обслуживающего персонала |
Крепежные |
Ключи |
гаечные |
И-105-М3 |
Набор из 56 инструментов содержит все необходимые ключи |
ТО-2 системы питания |
1 Манометр МТ-60 2 Линейка |
Комплект приборов модели 577 (6 приборов) |
Комплект приборов модели 2446 (3 прибора) |
Вариант 2 - включает все необходимые приборы и инструменты, позволяющие с наименьшими затратами труда произвести ТО-2 системы питания |
ТО-2 электрооборудования |
1 Нагрузочная вилка ЛЭ - 2 2 Денсиметр 3 Вольтметр 4 Набор щупов |
1 Пробник Э-107 2 Инликатор плотности ИЭ-1 3 Мотор-тестер К-461 |
1 Комплект приборов Э-401 2 Мотор-тестер К-488 |
Вариант 3 - набор Э-401 имеет все приборы для диагностирования и обслуживания АКБ, а мотор-тестер К-488 помимо диагностирования электрооборудования позволяет измерять уровень СО в отработавших газах |
ТО-2 трансмиссии |
Люфтомер КИ-4832 |
Динамометр-люфтомер мод 532 |
Люфтомер НИИАТ К-187 |
Вариант 1 - КИ-4832 помимо люфта отдельных агрегатов позволяет измерять суммарный люфт трансмиссии, что сокращает трудоемкость обслуживания |
ТО-2 ходовой части |
Линейка К-463 |
Прибор жидкостный для измерения углов установки управляемых колес мод 2138 |
Стенд стационарный КИ-9859 |
Вариант 3 - данный стенд позволяет с наименьшими затратами труда измерять и регулировать все углы установки управляемых колес |
ТО-2 тормозной системы |
Комплект |
приборов |
ЦПКТБ - К482 |
Включает специальный манометр и гаечные ключи, завальцовыватель для трубопроводов и тд |
Смазочные |
1 Пресс-масленки 2 Колонка автоматическая мод 367М |
1 Колонка маслораздаточная мод 3155М 2 Солидолонагнетатель мод 1127 |
Установка для централизованной смазки и заправки мод 359 |
Вариант 2 - данное оборудование более специализировано, поэтому обеспечивает высокую производительность труда при достаточно невысокой стоимости |
35 Техническое нормирование трудоемкости ТО-2
Производственные процессы ТО и ТР представляют собой мелкосерийный или единичный тип производства Им присущи такие основные черты, как широкая номенклатура работ, закрепленных за одним рабочим, нестабильная загрузка рабочего на протяжении смены, низкий уровень разделения и кооперации труда Потребность в выполнении работ определенного наименования и их объем определяется в зависимости от технического состояния автомобиля, что приводит к нестабильной загрузке рабочего в течение смены
При нормировании трудозатрат по ТО и ТР руководствуются в основном Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта и Типовыми нормами времени на ремонт автомобилей в условиях АТП Значительная вариация трудозатрат на выполнение одних и техже работ при различном техническом состоянии автомобиля требует широкого использования укрупненных норм труда, установления средних затрат времени на операции или их комплексы
Техническая норма времени на операцию рассчитывается по формуле:
tшт = tосн+tвсп+tдоп, чмин,
где tшт - штучное время на операцию,
tосн - основное время, в течение которого выполняется заданная работа (регламентируется Положением),
tвсп = (3 - 5%) tосн - вспомогательное время на производство подготтовительных воздействий на изделие,
tдоп = tобсл+tотд - дополнительное время, состоящее из:
tобсл = (3 - 4%) tосн - время на обслуживание оборудования и рабочего места,
tотд = (4 - 6%) tосн - время на отдых и личные нужды
В соответствии с Положением основное время на ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 равно 31,5 челч, но так как мы используем поточный метод обслуживания вместо тупикового и более производительное оборудование, то необходимо произвести корректировку трудоемкости путем введения коэффициента, учитывающего повышение производительности труда:
Тосн' = Кппт*Тосн = 0,75*31,5 = 23,6 челч
Оплата труда ремонтных рабочих производиться по штучно-калькуляционному времени:
tштк = tшт + tп-з/Nп, чмин,
где tп-з = (2 - 3%) Тсм - подготовительно-заключительное время на получение задания, ознакомление с технической документацией, получение и сдачу инструмента, сдачу работы и тп (Тсм = 8 ч - продолжительность смены)
Nп - число изделий в одной последовательно обрабатываемой партии (количество ТО-2 за смену)
Количество ТО-2 за смену определяем по формуле:
Nп = >л>ТсмNрл/Тосн',
где >л >= 0,75 - 0,8 - коэффициент использования поточной линии,
Nрл = 8 - количество рабочих на линии
Подставляя числовые данные получим : Nп = 0,75*8*8/23,6 2 ТО-2 за смену Так как суточная производственная программа составляет 4 ТО-2 в сутки, то необходим двухсменный режим работы ремонтно-обслуживающих рабочих
Результаты расчетов приведены в таблице 32
В нашем случае ТО-2 организовано на поточной линии, поэтому необходимо, чтобы трудоемкость работ на всех постах одинаковой Это достигнуто путем соответствующей группировки работ и размещением ремонтных рабочих по постам( смтабл 32 и Приложение 1)
Таблица 32
Трудоемкость работ ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677
-
№ операции по МК
tосн
чмин
tвсп
чмин
tобсл
чмин
tотд
чмин
tшт
чмин
число рабочих на посту
tп-з
чмин
tштк
чмин
1
18
2
2
1
23
1
9
27,5
2
404
16
14
20
454
2
9
458,5
3
404
16
14
20
454
2
9
458,5
4
404
16
14
20
454
2
9
458,5
5
186
10
10
12
218
1
9
222,5
Всего:
1416
60
54
73
1603
8
45
1625,5
С учетом расчетов, сделанных в первой части проекта, следует учесть увеличение трудоемкости ТО-2 в связи с необходимостью проведение сопутствующего текущего ремонта Нами было получено, что наиболее вероятна необходимость ремонта ГМП и электрооборудования. С учетом удельной трудоемкости данных видов работ повышение трудоемкости ТО-2 в среднем составит 8 - 10 чел.-ч Это увеличение трудоемкости можно компенсировать, используя на данных видах работ рабочих с других постов, не занятых в данный момент (тн скользящих рабочих) Это может быть рабочий с поста мойки, бригадир и тп
Технологический процесс ТО-2 автобуса ЛиАЗ-677 оформляем на маршрутных картах по ГОСТ 31118-82 (см Приложение 1), а одну из операций (ТО-2 системы питания) на маршрутной карте по ГОСТ 31407-86 (см Приложение 2) и составляем для нее карту эскизов по ГОСТ 31404-81 (см Приложение 3)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсового проекта по дисциплине "Техническая эксплуатация автомобилей" разработали технологический процесс ТО-2 автобуса ЛИАЗ-677.
Кроме того было произведено исследование фактических сроков ТО-2 с помощью ЭВМ и определены наиболее вероятные неисправности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Техническая эксплуатация автомобилей: Учебник для Вузов/ под ред ГВ Крамаренко - М: Транспорт, 1983
Техническая эксплуатация автомобилей: Методические указания к курсовой работе/ сост Дажин ВГ, Фомягин ЛФ - Вологда:ВоПИ, 1995, 41
Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта Ч 2 Автобус ЛиАЗ-677 - М: Транспорт - 1979
Александров ЛА Техническое нормирование труда на автотранспорте - М: Транспорт, 1976
Гмурман ВЕ Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике - М: Высшая школа, 1979
Иванов ВБ Справочник по нормированию труда на автомобильном транспорте - Киев: Тэхника, 1991
Селиванов СС Механизация процессов технического обслуживания и ремонта автомобилей - М: Транспорт, 1984