"Японская экономика - реформирование индустриального общества в интеллектуальное: реформы премьер-министра Д. Коидзуми
"Японская экономика - реформирование индустриального общества в интеллектуальное: реформы премьер-министра Д. Коидзуми и тенденции в японской экономике"
(1) Вступление.
Очень рад предоставленной возможности рассказать представителям европейских стран о сегодняшнем состоянии японской экономики и о ее перспективах. Дело в том, что экономика Японии претерпевает серьезные изменения, а поэтому нередко мы сталкиваемся с ошибочной трактовкой имеющих место явлений, а также с неправильной информацией. В настоящее время японская экономика находится в глубокой депрессии и переживает сложный период своего существования. Однако ошибаются те, кто полагает, что причины трудностей связаны с тем, что экономика находится на распутье. Именно об этом я и хотел бы здесь рассказать.
(2) Ошибочные представления о Японии и японской экономике.
В настоящее время получил распространение целый ряд ошибочных представлений о японской экономике, имеют место и искажения реальной действительности.
К первой группе ошибок относится мнение о том, что финансовая система Японии близка к краху, что степень доверия к японским государственным облигациям минимальна.
Ко второй группе относится точка зрения, согласно которой японские финансовые институты скопили у себя огромное количество рискованных долговых обязательств, и их положение очень тревожно.
В-третьих, считается, что общественный сектор Японии служит интересам политических деятелей, а поэтому сократить его масштабы невозможно.
И, наконец, в четвертых, говорят, что японский общественный уклад рушится, и свидетельством тому являются рост безработицы и падение нравов.
Со всей ответственностью могу заявить, что все эти представления, вся подобного рода информация ошибочны.
Японские государственные займы традиционно были низкодоходными. Это свидетельствует об их высокой надежности.
Вернемся к первой из названных выше категорий ошибок и ложных представлений. Финансовое положение Японии действительно является сложным. В 2001 году бюджетный дефицит достиг 34,5 триллионов долларов, что составляет 6,9 % от размера ВВП. Объем долгосрочной государственной задолженности составляет 570 триллионов иен: это 114 % от размера ВВП. Подобного рода показатели значительно превышают допустимые нормативы для стран, которые хотят присоединиться к системе единой европейской валюты.
Приложение 1.
Однако причиной сложившейся ситуации является то, что на протяжении 12 лет в стране наблюдался чрезмерно высокий уровень сбережений. За период с 1990 по 2001 год совокупный профицит международного платежного баланса Японии достиг 1 триллиона 190 миллиардов долларов. Япония является крупнейшим в мире нетто-кредитором. Помимо этого размер принадлежащих физическим лицам денежных активов, составляет 1.400 триллионов иен или 12 триллионов долларов.
Все государственные займы являются неновыми, и могут быть погашены лишь на территории Японии. Свидетельством высокой степени надежности облигаций японских государственных займов является их низкий уровень доходности. Сегодня на фондовой бирже гособлигации с 10-летним сроком погашения котируются, исходя из уровня их доходности в приблизительно 1,3 % в год. Это беспрецедентно низкая в мировой практике норма доходности.
Недавно международные рейтинговые агентства “Мудиз” и “S & Р” понизили рейтинг японских облигаций государственного займа, однако в результате этого их стоимость, наоборот, возросла. Людям, инвестирующим собственные средства свойственна осторожность, и то, что инвесторы приобретают традиционно низкодоходные облигации японского госзайма, свидетельствует о высоком уровне их надежности.
Основания для беспокойства относительно возможности финансового кризиса невелики.
Теперь о второй проблеме - о финансовой системе. Японские кредитно-финансовые учреждения действительно аккумулировали значительные объемы рискованной задолженности. Несмотря на то, что каждый год эта задолженность частично погашается, в целом она продолжает расти. Причиной тому являются новые банкротства, ужесточение правил аудиторской деятельности. По состоянию на конец марта 2002 года размеры задолженности достигли рекордного уровня - 52 триллионов иен или 450 миллиардов долларов. Этот показатель равен 8 % от резервов кредитно-финансовых учреждений страны или 10 % ВВП. Следует оговориться, что из названной суммы 10,4 триллиона иен приходятся на новые банкротства и т.д., а оставшиеся средства относятся к категории “опасной задолженности” и “задолженности, требующей внешнего управления”. В этой связи в перспективе может возникнуть необходимость слияния ряда мелких и средних кредитно-финансовых организаций.
Однако, ведущие кредитно-финансовые организации, даже с учетом вышесказанного, располагают достаточным количеством собственных активов. Доля собственных средств в капитале крупных кредитно-финансовых учреждений составляет порядка 10 %, что является вполне приемлемым показателем даже по стандартам BIS.
Вместе с тем, что касается доверия японцев к кредитно-финансовым организациям, то оно не обязательно является абсолютным. Согласно принятому решению, начиная с апреля текущего года, верхний предел правительственных гарантий на срочные депозиты установлен на уровне 10 миллионов иен. Как следствие, сумма хранящихся на подобного рода депозитах денег сократилась более чем на 13 %. Денежные средства были перемещены на депозиты с возвратом средств “по требованию” с размером вклада в рамках правительственных гарантий. Подобного рода решение обеспокоило кабинет Коидзуми, и последний принимает меры к тому, чтобы внедрить в практику расчетные депозиты с правительственными гарантиями. Подход кабинета Коидзуми к финансовым проблемам стал менее четким. Как человек, активно участвовавший в 1998-1999 годах в процессе оздоровления финансовой системы, я отношусь к этому негативно.
Проблемы связаны не столько с политиками, сколько со структурой экономики.
Итак, третья группа “лже-проблем”: “общественный сектор Японии служит интересам политиков, поэтому его невозможно сократить”. Это также не соответствует действительности. В Японии заинтересованность к обустройству автомобильных и железных дорог, речных пойм свойственна как для местных жителей, так и для местных чиновников. Заинтересованность последних объясняется тем, что увеличение объемов общественных работ в собственном округе отвечает- интересам избирателей. Подобного рода ситуация является несомненным атрибутом демократического общества. Порой возникают подозрения, что часть выделенных на общественные работы средств попадает в карманы политиков. Однако такое случается крайне редко, да и размеры оседающих в их карманах средств невелики.
Проблема, скорее всего, заключается в том, что отрасли, которые должны стремится к получению подрядов на проведение общественных работ, начинают деградировать. Для японского сельского хозяйства, лесной отрасли, традиционных производств и розничной торговли характерна низкая производительность труда, и они находятся в сложной ситуации. К тому же налицо проблема эрозии моральных принципов чиновничьих структур, которые в ущерб государственным интересам отдают предпочтение интересам корпоративным. В Японии по-прежнему полномочия чиновников гораздо сильнее полномочий политиков. Кроме того, чиновники владеют технологиями манипулирования общественным мнением.
Японское общество является здоровым.
Теперь о четвертой группе проблем: о проблемах социального характера. В этой связи я хотел бы привести следующие цифры. В Японии 96 % учащихся заканчивают среднюю школу второй ступени и получают 12-летнее образование. Что касается девочек, то этот показатель составляет 98 %. За последние 4 года в стране резко вырос уровень безработицы, однако и сейчас она сохранятся на уровне 4 %. Процент разводов и процент детей, родившихся вне брака, составляет 1,9 % и является минимальным в развитых странах.
Действительно, по сравнению с периодом 12-летней давности уровень^ экономического процветания и социальной стабильности снизился, тем не менее, он до сих пор остается высоким и устойчивьм на фоне остальных развитых государств.
Если говорить по существу, то проблемы Японии связаны не с объемами выпущенных государственных облигаций, не с наличием у финансово-кредитных учреждений рискованных долговых обязательств и не с противодействием части политиков курсу реформ. Самые насущные проблемы страны связаны, скорее всего, с ее высоким уровнем экономического развития, с ее социальной стабильностью, которые, как раз и препятствуют курсу на осуществление действительно насущных и устремленных в будущее реальных преобразований. Иными словами, Япония достигла успехов на пути индустриального строительства, а поэтому она так и не разработала концепции, национальной идеи, свойственной обществу, ориентирующемуся на интеллектуальные ценности.
(3) Послевоенные концепции Японии.
Две основные концепции послевоенной Японии.
После Второй мировой войны Япония ориентировалась на две разработанные ей базовые концепции, которые можно назвать “национальной идеей”. Это, во-первых, объективность, независимость от Японии процесса формирования международных отношений и, во-вторых, стремление к национальному консенсусу.
Схема 2.
Концепции послевоенной Японии.
Внешняя политика: ориентация на страны Запада и создание сильного в экономическом отношении государства при минимальном уровне военных расходов.
Экономика: формирование современного индустриального общества, ориентированного на массовое серийное производство.
Иными словами первая концепция сводится к следующему. Принадлежность к лагерю свободных государств запада и ориентация на построение мощной экономической державы с ограниченным военным потенциалом.
Суть второй, социально-экономической концепции, в следующем. Формирование современного индустриального общества с ориентацией на массовое серийное производство. Для претворения в жизнь этих концепций в стране были разработаны следующие шесть специфических составляющих или принципов.
1. Главенствующая роль бюрократического аппарата и гармония в отношениях между предпринимателями.
2. Финансовая система, ориентированная на поддержку массового производства.
3. Специфический, чисто японский менеджмент.
4. Унифицированная система образования, ориентированная на подавление индивидуальности.
5. Общество, основанное на связях по профессиональной линии. Атомарная семья.
6. Однополярная концентрация вокруг Токио.
Схема 3.
Факторы, способствовавшие формированию современного индустриального общества.
1. Верховенство бюрократии (Социальная структура).
2. Концентрация вокруг Токио.
3. Массовое финансирование.
4. Ориентация общества на поддержание связей по профессиональной линии.
5. Японская модель менеджмента.
6. Унифицированная система образования.
Руководящая роль японской бюрократии, позволившая предотвратить чрезмерную конкуренцию.
1. Первой особенностью послевоенного японского общества является экономическая модель, основанная на ведущей роли бюрократического аппарата, и отношения сотрудничества в деловом мире. Способом достижения этого был принцип “административного регулирования” (административного руководства, вмешательства).
Как следствие, японским предпринимателям удалось избежать чрезмерной конкуренции друг с другом, обеспечить стабильное и ориентированное на рост производства управление предприятиями. За 40 с небольшим лет с 1960 по 2001 год ВВП Японии в реальном исчислении увеличился в 7 раз. С другой стороны, в практике утвердилась бюрократическая модель ценообразования, а именно: “Обоснованная стоимость равна сумме затрат плюс разумная прибыль”, что привело к высокому содержанию в стоимости продукции затрат на ее изготовление.
Опосредованное финансирование крупных предприятий.
2. Японская финансовая система была ориентирована на косвенное финансирование массового производства. Ход мысли японских финансистов сводился к следующему. Современному индустриальному обществу выгодно массовое производство. Занимающиеся массовым производством крупные предприятия получают гарантированную прибыль и развиваются. Поэтому инвестиции в крупные предприятия сопряжены с небольшими рисками. Следовательно, кредитно-финансовые учреждения, деятельность которых не сопряжена с рисками, являлись как бы посредниками или брокерами. Предлагаемые кредитно-финансовыми учреждениями финансовые инструменты были идентичными, а приоритеты при выборе кредитно-финансовых учреждений определялись финансовыми возможностями последних, а также наличием связей с ними в рамках так называемой “системы кэйрэцу”.
Однако после депрессии 1997 года начались банкротства даже крупных предприятий, последние оказались не в состоянии погашать задолженности, кредитно-финансовые учреждения все чаще переставали оплачивать их счета.
Японская модель менеджмента, способствующая созданию духа корпоративности в бизнесе.
3. В условиях экономического роста идеальной моделью менеджмента для предприятий, которые находились под защитой системы “административного регулирования”, а также родственного им кредитно-финансового учреждения, был корпоративный менеджмент в японском стиле. Он основывался на следующих трех базовых принципах.
Схема 4.
Три базовых принципа японской модели менеджмента.
Пожизненный найм или верность персонала своему предприятию.
Предварительное инвестирование или оценочная прибыль.
Коллективизм или корпоративность.
Первый принцип - пожизненная занятость - означает “замкнутую” практику найма персонала, согласно которой предполагается, что сотрудники будут работать в компании до ухода на пенсию, а их карьерный рост будет зависеть от стажа работы в компании.
Второй принцип означает резервирование доходов в системе производства, финансовый курс на приоритетное инвестирование в производство и расширение объемов инвестиций.
Третий принцип означает систему коллективного принятия решений с учетом мнения специалистов.
Таким образом, японские компании стали сообществами, базирующимися на преданности персонала своему предприятию. Традиционно предприятия являлись функциональными структурами, цель которых - получение прибыли (Gemainschaft), теперь же они стали сообществами, цель которых обеспечить благоприятные условия для персонала (Gellenschaft). Такие сообщества были хороши в условиях актуальности технологических преобразований и обновления продукции. Однако, основываясь на эти сообщества, очень трудно обеспечить творческую инициативу, осуществить кардинальные преобразования. Японские предприятия были чрезмерно ориентированы на индустриальное общество, заинтересованное в массовом производстве серийной продукции.
Система образования, нацеленная на подготовку персонала, занимающегося выпуском серийной продукции.
4. Система образования также ориентировалась на подготовку персонала для участия в массовом выпуске серийной продукции. Какие же сотрудники были нужны предприятиям, ориентирующимся на массовой выпуск серийной продукции? Во-первых, люди с терпеливым характером, умеющие превозмогать невзгоды. Во-вторых, люди уживчивые, склонные к сотрудничеству с коллегами. В-третьих, люди с идентичными моральными принципами, идентичным уровнем знаний и навыков. В-четвертых, люди, лишенные самобытности и творческих устремлений. Именно людей с перечисленными выше качествами готовила японская система образования.
В этих целях, начиная с начальной школы, и, кончая средней школой второй ступени, существовала система обучения по месту жительства, преподавание во всех школах было унифицированным. Усилия преподавателей были сосредоточены не на развитии у детей позитивных задатков, а на преодолении имеющихся у них недостатков. Как следствие, многие дети (и, в первую очередь, наиболее одаренные из них) превратились в стандартных людей, лишенных как достоинств, так и недостатков. Система образования ориентировала их, прежде всего, на необходимость сдать экзамены.
Так что сегодня руководящий состав крупных японских ведомств, организаций и компаний состоит в основном из наиболее способных людей, которые были воспитаны в рамках японской системы образования. Они имеют необходимую квалификацию для массового производства и реализации серийной, стандартной продукции. Что касается самобытности, то они к ней не приучены, а к реформам они относятся сдержанно.
Концентрация вокруг Токио также связана с интересами массового серийного производства.
Пятая специфическая особенность послевоенной Японии - концентрация вокруг Токио. Вокруг столицы сконцентрированы, во-первых, основные институты, управляющие экономикой и промышленностью, во-вторых, основные функции, связанные со связью и информацией и, в-третьих, Токио является центром культурной жизни и творческой активности страны.
Это также символизирует собой привязанность к интересам серийного массового производства. Токийская реклама определяет параметры продукции, которую предстоит серийно выпускать по всей стране. Токийские СМИ распространяют по всей стране унифицированную информацию. Унифицированная для всей страны модная одежда также поступает из Токио. Можно привести и другие примеры.
Общество связей по профессиональному принципу, цель которого - превращение предприятий в сообщество единомышленников.
Еще одним специфическим явлением, созданным в послевоенной Японии, является общество связей по профессиональной линии.
В период послевоенного восстановления хозяйства (50-е годы) многие молодые японцы покинули родные места, бросили традиционные промыслы, которыми занимались их предки, переехали жить в большие города, стали работать в учреждениях и на предприятиях. В этой связи сельская местность превратилась в заброшенные регионы, в которых остались жить люди среднего и преклонного возраста. Таким образом, традиционное сельское сообщество пришло в упадок. С другой стороны, переехавшая в город молодежь жила в расположенных далеко от места работы районах, в домах, которые предоставляли им компании-работодатели, а поэтому интересы местных жителей им были чужды, круг их общения ограничивался коллегами по работе. Большая часть населения ощущала свою принадлежность исключительно к собственному предприятию и общалась исключительно с людьми, с которыми пришлось познакомиться по месту работы или службы.
В древности человечество представляло, собой племена объединенных кровным родством людей, которые совместно занимались охотой, сбором съедобных растений. Со временем возникло сельское хозяйство, что привело к образованию сообществ сельских жителей, которые были связаны общим отношением к обеспечивавшим их существование земле и воде. Однако промышленная революция освободила людей от зависимости от малой родины и от земли, превратив их в блуждающих в поисках работы “свободных рабочих”. Освобождение от земли и в данном случае привело к распаду основанного на общем отношении к земле уклада. Начиная с XIX века, и вплоть по XX век человечество искало корни, которые могли бы заменить ему былое кровное родство или общую близость к' земле. Во второй половине XX века Япония предложила собственный вариант решения проблемы, а именно: общество связей по профессиональной линии. Согласно этой концепции, “самый главный институт, которому человек должен демонстрировать преданность и привязанность, - это родное предприятие, учреждение”.
Взяв продолжительный отпуск, большинство японцев испытывают чувство беспокойства, дискомфорта, поскольку они оказываются оторванными от сообщества, к которому принадлежат.
(4) Достижения и тупики послевоенного японского общества.
Приложение 2.
Ориентируясь на формирование современного индустриального общества, основанного на массовом производстве серийной продукции, Япония в сфере экономики опиралась на следующие три базовые принципа. Это руководящая роль бюрократического аппарата, финансовая поддержка массового производства и японская модель менеджмента. В общественной сфере в основу также были положены три базовых принципа: унифицированная система образования, концентрация вокруг Токио и общество связей по профессиональной линии. Основываясь на этом “двойном треножнике”, Япония обеспечила значительные темпы роста и в 80-х гг. впервые в истории человечества создала совершенное современное индустриальное общество. Это было так называемое “оптимальное современное общество”. Конкретно достижения свелись к следующему.
1. В 1987 году Япония опередила США по такому показателю как размер ВНП на душу населения. Он стал наивысшим среди стран с численностью населения, превышающей 10 млн.человек.
2. В промышленности и, в частности, в автомобильной и электротехнической отраслях Япония добилась наивысшей производительности труда и конкурентоспособности при массовом производстве серийной продукции.
Приложение 3.
3. После того, как в 1972 году был введен плавающий курс иены, японская денежная единица выросла по отношению ко всем мировым валютам. В 1995 году был зафиксирован рекордный курс иены: 80 иен за один доллар, что в 4,5 раза превышает соотношение этих валют по состоянию на 1972 год.
4. Несмотря на кардинальные изменения в структуре производства, уровень безработицы оставался очень низким. На протяжении 80-х годов он составлял порядка двух процентов.
5. По мере экономического роста увеличивались размеры доходов населения, при этом сокращалась разница в доходах между богатыми и бедными слоями, которая является самой маленькой в мире.
6. Несмотря на экономическое равенство и стабильное (пожизненное) трудоустройство, население не утратило тяги к учебе, широкое распространение получили вечерние училища для молодежи.
7. Несмотря на урбанизацию общества, уровень преступности снижается, степень зависимость населения от алкоголя и наркотиков невысока.
8. Позиции женщин в обществе упрочнялись, однако процент разводов невелик, а количество рожденных вне брака детей очень низкое.
9. Совершенствовалась пенсионная система и система социального обеспечения, при этом уровень накоплений высок, улучшились такие показатели как жилая площадь на одного человека и количество собственных домов.
В этих условиях удалось построить идеальный вариант современного индустриального общества. В 1980 году достигшая подобных результатов Япония считалась “наиболее близкой к раю страной”.
С учетом перечисленных причин Япония стала государством, в котором аккумулировались огромные денежные средства, страной светлых ожиданий (ожиданий дальнейшего роста). Благодаря положительному балансу во внешней торговле и высокому курсу иены укрепилась финансовая состоятельность Японии.
Часть финансовых средств уходила за пределы страны, японцы в значительных количествах стали приобретать американские здания и кино-компании, земельные участки в Австралии, произведения искусства в Европе.
Приложение 4.
Однако большая часть денежных средств оставалась внутри страны, они вкладывались в акции и земельные участки. По этой причине курс акций резко вырос. В 1989 году он достиг рекордного в мире показателя: общая стоимость котировавшихся на токийской бирже акций превысила 600 триллионов иен. В условиях роста курса акций размер среднего дивиденда снизился до 0,46 % от курсовой стоимости акции. Таким образом, многие компании обеспечили себе доступ к сверхдешевому кредитованию за счет акционерного капитала.
Приложение 5.
Еще более чем акции в цене выросли земельные участки. Считалось, что в условиях быстрого экономического роста в крупных городах возрастет потребность в офисных зданиях, а поэтому началась скупка земельных участков коммерческого предназначения, которые имелись у предприятий, другим вариантом решения проблемы было приобретение участков под жилую застройку, стоимость которых также резко возросла. Как следствие наивысшая цена за один кв. метр земли в центре Токио зафиксирована на уровне 50 млн. иен (400 тыс. долларов). Аналогичным образом возросла стоимость участков под жилую застройку: один кв. метр земли первой категории стоил 10 млн. иен (70 тыс. долларов). Таким образом, в 1991 году совокупная стоимость японской территории составила 2.300 триллионов иен. Это в три раза выше, чем стоимость территории Соединенных Штатов, которые по площади в 25 раз больше Японии. Такого рода конъюнктуру называли “дутой” и сравнивали ее с мыльным пузырем.
В тот период японцы не сомневались в обоснованности резкого роста цен на акции и земельные участки. У них не было сомнений также и в том, что создавшая оптимальное индустриальное общество японская экономика будет развиваться и впредь, что XXI век станет “веком тихоокеанского региона” и что Япония будет играть ведущую роль в регионе.
Однако в 80-х гг. в экономике Японии наблюдались и опасные тенденции. Япония, которая сумела построить приспособленное для массового производства серийных изделий современное индустриальное общество, испытывала трудности с адаптацией экономики к изменениям в текущей ситуации.
Эти опасения в скором времени материализовались. Дело в том, что направленность развития мировой цивилизации стала смещаться от интересов построения индустриального общества, ориентированного на массовое серийное производство, к созданию “общества интеллектуальных ценностей”. Настала эпоха диверсификации познаний.
(5) Поворотный момент в истории человечества - интеллектуальная революция.
Три причины необходимости интеллектуальной революции. В результате 40-летних усилий в послевоенный период, а точнее - в результате продолжавшихся 120 лет после трансформации “Мэйдзи” усилий в Японии было построено оптимальное индустриальное общество. Однако тем временем произошло изменение направленности развития человеческой цивилизации. В США и Великобритании меньшую роль стали играть отрасли, связанные с массовым серийным производством. На смену им пришли новые направления, порождавшие в значительных объемах добавочную стоимость. К их числу относятся финансовые технологии, информатика, производство программного обеспечения, дизайн, реклама, развлечения и туризм, медицина, знания, опыт. Если раскрыть суть новых тенденций, то она сводятся к следующему. На замену отраслям, ориентированным на рост физических объемов продукции, пришли направления, ориентированные на удовлетворение возрастающих субъективных потребностей людей, направления, благодаря которым люди смогут разнообразить свой досуг. Это означало коренной сдвиг в экономике и жизни общества.
В 1985 году я указал на эти тенденции в выпущенной книге “Интеллектуальная революция”, которая стала бестселлером не только в Японии, но и была выпущена в девяти других странах, отрывки из нее часто цитировались в других публикациях. Однако выход этой книги так и не изменил менталитет правительственных и деловых кругов Японии.
Что же породило интеллектуальную революцию? К ней привели три причины.
Схема 5.
Причины интеллектуальной революции.
Компьютеризация.
Глобализация экономической культуры.
Трансформация потребностей.
1. Благодаря прогрессу компьютерных технологий стало возможным выпускать различные промышленные изделия и предоставлять разнообразные услуги по относительно низким ценам.
2. Последствием глобализации внешней торговли, валютно-финансового сектора и информатики стала индустриализация стран Азии и КНР, что привело к снижению цен не производимую большими тиражами серийную продукцию.
3. Люди осознали ограниченность ресурсов, а поэтому у них снизился интерес к серийным изделиям, которые выбрасываются по мере утраты необходимости в них. люде стали в большей степени интересоваться тем, что удовлетворяет их индивидуальные потребности, пользование чем требует наличия соответствующего опыта. Иными словами имела место трансформация потребностей.
Сдвиг в направленности: от индустриального общества к обществу интеллектуальных ценностей.
Сначала эти перемены воспринимались как одно из звеньев общего процесса пере мен в обществе и экономике. Более того, даже сейчас многие экономисты настаивают н; правильности такой оценки. Некоторые ученые и “мозговые тресты” выдвинули теорию “нео-экономики”, согласно которой развитие информатики содействует переходу индустриального общества на новый этап развития. Я нахожусь в оппозиции, как к первым, так и ко вторым, и считаю, что к настоящему времени эпоха индустриального общества завершилась, и человечество стало жить в обществе интеллектуальных ценностей, характеризуемым новыми парадигмами.
Вместе с тем, стоит отдельно остановиться на двух важных трансформациях, которые имели место в 80-х годах.
Схема 6.
Во-первых, в современном индустриальном обществе постоянно наблюдался процесс роста интереса людей к удовлетворению своих потребностей за счет количественного увеличения материальных ценностей. Реакцией на это было расширение вмешательства государства в экономику и жизнь общества. Своего апогея эти процессы достигли, видимо, в 70-годах.
Однако с началом 80-х годов люди стали проявлять большую заинтересованность не к накоплению материальных ценностей, а к удовлетворению собственных потребностей. Одновременно масштабы вмешательства государства в экономику и жизнь общества стали меньше. Курсы валют стали определяться рыночными механизмами. Расширялась внешняя торговля и обмен информацией. В США отказались от избирательно-обязательной системы воинской повинности. Наблюдался процесс либерализации системы образования. В странах Европы активизировались процессы приватизации предприятий, снизилось совокупное налогообложение. В стремлении обеспечить поставки материальных ценностей и равный доступ к ним правительства перешли от контроля за экономикой и обществом к соблюдению принципов рыночной экономики и уважению выбора индивидуумов.
Во-вторых, более кардинальная трансформация была связана с новой консолидацией средств производства и производительных сил.
Начиная с промышленной революции, в современном индустриальном обществе наблюдались процессы отчуждения средств производства от производительной силы. Этому способствовало имевшее место в XIX и XX веках техническое перевооружение.
Вместе с тем встает вопрос: что можно назвать средствами производства в условиях, когда под влиянием интеллектуальной революции возникли такие новые отрасли, как создание программного обеспечения, новых финансовых инструментов, дизайн и монтаж видеоклипов, лечение, решение проблем юридического характера, финансовая отчетность, индустрия развлечений и т.д.? Как сами компьютеры, так и чертежные доски, юридически-аудиторские компании сами по себе не так важны. В этих отраслях настоящими средствами производства являются знания преданных своей компании сотрудников, их опыт и их эмоциональный настрой. А, следовательно, в этих условиях наблюдается устойчивая тенденция к сращиванию средств производства с производительными силами. Именно это и является абсолютно отличной от современного индустриального общества парадигмой, направленностью.
Начиная с 80-х годов, передовые страны мира ориентируются на общество новой направленности, на общество интеллектуальных ценностей, которое кардинально отличается от современного индустриального общества. В этом и заключается сущность интеллектуальной революции.
Трудно переоценить значение последствий интеллектуальной революции. Одним из них был крах социализма, системы, которая была построена на принципах индустриального государства.
Вторым последствием развития интеллектуальной революции отход США и Великобритании от ориентации на массовое серийное производство и их переориентация не отрасли, связанные с финансами, технологиями, квалифицированной рабочей силой, отрасли связанные со знаниями, со свободным временем людей. Именно по этой причине е США и другие страны устремились потоки заграничных промышленных изделий. Японская промышленность, которая воспользовалась снижением роста производства в развитых странах, переживала период бурного расцвета.
Однако подобного рода процветание шло вразрез с направленностью развития мировой цивилизации. Это явление напоминает ситуацию времен промышленной революции в Англии времен XVIII-XIX веков. Англия в то время осуществляла промышленную революцию, последствием которой стал упадок ее сельского хозяйства. Воспользовавшись этим упадком. Восточная Пруссия увеличила размеры экспорта сельскохозяйственной продукции, также обеспечив себе процветание. Однако в скором времени дешевая сельскохозяйственная продукция стала поступать из стран Нового Света, где существовал! благоприятные природные условия для ее производства. Это привело к упадку Восточной Пруссии.
Развитие массового серийного производства в Японии в 80-х годах напоминаем описанный мной случай с Пруссией. Дело в том, что с началом 90- годов массовая серийная продукция по более низким, чем в Японии ценам, стала поступать из стран Азии и Китая, где имелась благоприятная инфраструктура и дешевая рабочая сила.
Кроме того, Япония слишком упорно взращивала гармоничное индустриально” общество, а поэтому она не вошла в состав стран с обществом интеллектуальных ценностей. Проблемы сегодняшней Японии в конечном итоге упираются именно в это.
(6) Реформы в Японии находятся на стадии “поднятия с колен”.
Схема 7.
Реформы, сводящиеся к методологическим и структурным изменениям.
Разумеется, и Япония в то время не была пассивным наблюдателем. За 12 лет поел' 1990 года, когда распалась структура холодной войны и потерпела крах дутая “конъюнктура мыльных пузырей”, в стране сменилось 12 премьер-министров, и каждый из них провозглашал курс на реформы. Каждый из них добился при этом определенных результатов. Кроме того, попытки реформирования предпринимались японским бизнесом. Однако вплоть до сегодняшнего дня ощутимых результатов достигнуто не было. Причиной является то, что все реформы сводились к методическим и структурным изменениям, а до трансформации менталитета до соответствующего революции культурных ценностей уровня и до системных преобразований дело так и не дошло.
Начиная с 80-х годов, и в начале 90-х годов японский бизнес, японские предприятия осуществляли отвечающую высокому курсу иены политику рационализации, иными словами, они проводили методологические преобразования. В результате затраты на стадии производства продукции были перенесены на сферу обращения продукции.
Далее, в 1993-94 гг., когда страны Северной Европы проводили перестройку кредитно-финансовых учреждений, у Японии появился шанс осуществить реформы в экономической области. Однако в то время жители страны были увлечены не столько экономической, сколько политической реформой (реформа избирательной системы) и упустили представившуюся им возможность.
В 1994-95 гг. японские предприятия получили двойной удар, связанный с высоким курсом иены (а курс поднимался до 80 иен за доллар) и резким падением курса акций. В этой связи начались процессы, связанные с пересмотром системы оплаты труда в зависимости от стажа работы на предприятии и распределением персонала предприятий по филиалам. Это уже были, так сказать, системные преобразования. Однако и в тот период японцы не осознавали сути проблем, с которыми они столкнулись, а именно: не понимали необходимости интеллектуальной революции.
Самым благоприятным для Японии был 1996 год, когда конъюнктура начала улучшаться. Находившийся в то время у власти кабинет Хасимото выдвинул лозунг: “Шесть крупных преобразований”, однако, в жизнь он сумел претворить лишь реорганизацию административных органов. Самым крупным провалом кабинета Хасимото стало свертывание эмиссии госзаймов и увеличение налогообложения. На эти действия он решился под давлением финансовой бюрократии. Их последствием стало начало новой серьезной депрессии. В результате осенью 1997 года разразился новый финансовый кризис, и ведущим банкам была оказана поддержка государственными средствами. Однако в тот период даже руководство кредитно-финансовых учреждений не имело представления, в каком состоянии находятся их банки, и эффекта от государственных влияний практически не было. Провал реформ 1997 года, второй после провала 1993 года, кардинальным образом осложнил состояние японской экономики.
Усилия по преодолению разразившегося кризиса пришлось предпринимать пришедшему к власти в 1998 году кабинету Обути. Эти усилия дали положительные результаты. Конъюнктуру удалось улучшить благодаря смелым и крупномасштабным финансовым вливаниям. Одновременно было осуществлено “хирургическое вмешательство” в денежно-финансовую систему, в результате которого была реформирована ее структура. Кроме того, были внесены изменения в корпоративное и трудовое законодательства, и в известной степени реформирована структура японского общества.
Частный бизнес отреагировал на эти действия. Начались процессы слияний и санаций кредитно-финансовых учреждений, ослабло влияние связей в рамках системы “кэйрэцу”. Даже отдельные самостоятельные предприятия решились вступить на путь преобразований, осуществлялась крупномасштабная реструктуризация. Таким образом, структура японской экономики начала претерпевать серьезные изменения.
Однако в результате внезапной кончины премьера Обути преобразования были прерваны, и начали усиливаться инициированные бюрократией процессы сокращения финансирования и протекционистской политики по отношению к предприятиям. Следующий кабинет, который возглавил Мори, достиг положительных результатов лишь в подходе к новым информационным технологиям. Реформы в Японии ограничились методологическими и структурными преобразованиями. В стране продолжало существовать общество, базирующееся на “двух треножниках”.
Появление на политической арене кабинета Коидзуми.
В сложившихся условиях в апреле 2001 года к власти в стране пришел кабинет Коидзуми. Как и у прежних правительств, опорой кабинета Коидзуми была Либерально-демократическая партия Японии. Вместе с тем, учитывая, что Коидзуми был выходцем из течения, не принадлежащего к руководящим кругам партии, на него возлагались серьезные надежды в плане возможности проведения решительных преобразований.
Схема 8.
Основное содержание реформ, проводимых кабинетом Коидзуми.
Сокращение финансирования.
Реформа медицинской системы.
Приватизация скоростных автодорог.
Реформа почтового ведомства.
Упразднение аффилированных с правительством финансовых институтов.
Премьер-министр Дзюнъити Коидзуми одновременно с формированием своего кабинета выдвинул лозунг: “Без реформ немыслимо возрождение” и решительно заявил о том, что он отдает приоритет структурным реформам и предпочитает их мерам по борьбе с депрессией.
Основываясь на этом, правительство Коидзуми сократило финансовые ассигнования и взяло курс на ограничение объемов эмиссии госзаймов до 30 триллионов иен. В результате углубились кризисные явления в японской экономике. Средневзвешенный курс акций на фондовом рынке, который два года назад в апреле 2000 года колебался на уровне 20 000 иен упал до отметки ниже 10.000 иен. Резко снизились цены на земельные участки. Как следствие, увеличилось количество обанкротившихся предприятий, и наметились тенденции к росту объема безнадежных заимствований в активах кредитно-финансовых организаций. Кабинет Обути в свое время решительно проводил мероприятия по оздоровлению денежно-финансового сектора, в частности он временно взял под контроль государства ряд кредитно-финансовых организаций, в том числе и два крупных банка.
Кабинет Коидзуми на данном этапе избегает решительных действий по оздоровлению денежно-финансового сектора и решению проблемы безнадежных заимствований. В частности, он заявил, что выплату задолженностей планируется осуществить путем ее конверсии в расчетные депозиты с гарантией сохранения первоначальной денежной суммы. Фактически новый премьер сделал серьезный шаг назад.
Нет нужды говорить о том, что реформаторские действия кабинета Коидзуми не завершились. В настоящее время правительство работает над решением двух задач, связанных с давнишним намерением премьера Коидзуми.
Первая задача - это приватизация скоростных автодорог. В Японии построено 7 тысяч километров скоростных автомагистралей. Их эксплуатацией занимаются 4 корпорации скоростных автодорог, которые являются государственными организациями. Традиционно корпорации собирали деньги за проезд, вычитали из них операционные расходы, а остаток заработанных средств направлялся на погашение затрат по строительству. Поскольку корпорации принадлежали правительству, то они осуществляли строительство, игнорируя принцип рентабельности. Немало необоснованных затрат имело место и в управленческой деятельности.
Путем приватизации премьер Коидзуми намерен положить конец практике строительства нерентабельных магистралей. Эта реформа примечательна еще и тем, что при строительстве скоростных дорог и реализации других программ в интересах общества будет проведена грань между денежными потоками и финансами.
Другая важная реформа связана с реорганизацией почтового ведомства. Почтовая служба приватизирована даже в Германии. Для Японии подобное мероприятие имеет особый смысл. Дело в том, что в ведении ее почтовой службы помимо профильных услуг находятся почтовые депозиты на общую сумму 240 триллионов иен и система упрощенного страхования, стоимость которой оценивается в 120 триллионов иен. Аккумулированные здесь средства используются чиновниками для финансирования государственных кредитно-финансовых органов и общественных работ. При строительстве упомянутых выше скоростных магистралей используются, в том числе, и упомянутые средства, находящиеся в распоряжении почтового ведомства.
Если почтовая служба будет реорганизована в соответствии с планами Коидзуми, на японском денежном рынке произойдут серьезные перемены. Кабинет Обути из шести основ послевоенного японского общества стремился реформировать две: денежно-финансовую систему и японскую модель менеджмента. Премьер Коидзуми намерен использовать превращение государственной почтовой службы в корпорацию и приватизацию скоростных автодорог в качестве трамплина для коренной реконструкции всей денежно-финансовой системы страны.
Еще одно направление деятельности премьера Коидзуми связано с намерением урезать бюджетные расходы. В текущем финансовом году расходы на общественные работы сократятся на 3 %. Далее, впервые после войны будут сокращены размеры денежного довольствия госслужащих. Конечно, эти сокращения снизят расходную часть бюджета всего на 1 %, однако их психологическое воздействие велико.
Япония - неинтересная страна.
Произойдут ли коренные изменения в экономике Японии после реформы почтовой службы и приватизации скоростных автодорог? Думаю, что нет. Кроме того, многие полагают, что в результате урезания бюджета ухудшится конъюнктура.
Причина длительной депрессии в Японии депрессии связана с низким уровнем инвестиций и высоким уровнем накоплений.
Почему же так невелики инвестиции? Считается, что это связано с ростом доли в населении страны детей и лиц преклонного возраста. Кроме того, предприятия активно перемещают производство в Китай и другие страны Азии. Если сравнить размеры прямых инвестиций Японии в иностранные государства и размеры прямых зарубежных инвестиций в саму Японию, то последние находятся на очень низком уровне. Причиной тому являются навязанные чиновничьим аппаратом ограничения и его серьезное вмешательство в эти процессы. Премьер Коидзуми в целях поощрения иностранных инвестиций взял курс на создание административных районов с особым статусом, однако чиновничий аппарат стремится распределить контроль над этими районами между соответствующими ведомствами.
Самая главная опасность для правительства Коидзуми - это подпасть под влияние чиновничьего аппарата.
Приложение 6.
Почему же велик объем сбережений? Кто является основным владельцем сбережений? Пенсионеры. Если проанализировать размеры накоплений с учетом возраста их хозяев, то становится ясно, что чем старше человек, тем больше размеры накопленных им средств. В Японии много людей поддерживают связи лишь со своими сослуживцами. Поэтому после ухода в отставку у пожилого японца ограничены возможности в плане расходования средств в свое удовольствие. Что касается личных пожертвований, то чиновники воздвигают на пути этому деянию различные преграды.
Если подытожить вышесказанное, то Япония, которая остается оптимальным индустриальным обществом, до сих пор является страной, где происходит мало интересного. Япония не ориентирована на начинающуюся в наши дни революцию интеллектуальных ценностей. Если в скором времени, например, до конца текущего года конъюнктура в стране улучшится, то это не вызовет радостных чувств. Для улучшения конъюнктуры в Японии необходимо осуществление на протяжении определенного периода времени курса на сокращение разницы в размерах инвестиций и сбережений. Правительство Коидзуми в своей экономической политике ориентируется, прежде всего, на сокращение финансирования. Начиная с XVIII века, японская общественность традиционно приветствовала политику “затягивания поясов”. Видимо ей по душе “постулаты аскетических учений”.
(7) Революция интеллектуальных ценностей, которая так необходима сейчас Японии.
Япония построила оптимальное индустриальное общество. Оно является прочной структурой, базирующейся на упомянутом выше “двойном треножнике”. Живя в этом обществе, японцы выработали свойственные им морально-этические воззрения, чувство прекрасного, воспитали поколения людей, подавляющих собственную индивидуальность. Подобного рода система отвечала интересам массового серийного производства, однако она противоречила творческому началу, стремлению к расширению кругозора. Японский народ должен переосмыслить все то, о чем было сказано выше. Мы должна пересмотреть не только методы организации производства и административную политику, не только собственную политическую и экономическую структуру, но и то, что лежит в их основе. А именно: свой менталитет и свою систему.
В связи с этим позвольте вернуться к схеме, которая была продемонстрирована Вам в самом начале. Итак...
Схема 9.
Что должна изменить Япония?
1. Верховенство бюрократии - Свободная конкуренция.
2. Концентрация вокруг Токио - Децентрализация.
3. Массовое финансирование - Корпоративные финансы.
4. Ориентация общества на поддержание связей по профессиональной линии - ориентация общество на поддержание связей по собственному выбору.
5. Японская модель менеджмента - менеджмент в конкурентной среде.
6. Унифицированная система образования - система образования, ориентированная на личность.
Осуществление этих преобразований как раз и является революцией интеллектуальных ценностей.
Однако претворить в жизнь это нелегко. Вместе с тем, “нелегко” не означает “невозможно”. Уже сейчас в стране просматриваются симптомы преобразований. Во-первых, резко упали цены. Расширяется сеть торговли по низким ценам. Примером тому являются, в частности, так называемые “100-иеновые магазины”, где за унифицированную цену в 100 иен (или 80 центов США) можно купить практически все, что требуется. Большая часть продающихся там товаров - китайского производства.
Во-вторых, появились настроения в пользу отказа от японской модели менеджмента. В результате реструктуризации увеличивается количество сотрудников, уходящих с места работы, не дождавшись пенсионного возраста. В результате оздоровления финансового сектора слабнут связи в рамках “кэйрэцу”. В связи с сокращением количества государственных проектов Япония утрачивает репутацию “государства-строителя” и т.д.
В-третьих, в стране наблюдается рост критики в адрес чиновничьего аппарата, позиции бюрократии начинают ослабевать. В этих условиях кабинет Коидзуми, можно сказать, скорее стремится к укреплению руководящей роли бюрократии. Если правительство Коидзуми возьмет курс на ослабление влияния бюрократических структур, то ему удастся сохранить популярность. Когда реформаторская направленность станет осязаемой, сразу же произойдут изменения в настроениях общественности, в структуре общества и в самой экономической системе.
Остановлюсь на событиях 130-летней давности. Дело было в эпоху реформации Мэйдзи. Феодальный строй, который казался вечным и непоколебимым, рухнул за пять лет. Самурайское сословие не только утратило свои ведущие позиции в политической и культурной жизни страны, но и полностью исчезло.
Аналогичным образом развивались события и 60 лет назад. Военный режим не только рухнул, но и со сцены исчезла сама военная цивилизация и сами военные.
Япония в настоящее время нуждается в демонтаже системы, в которой ведущую роль играют чиновники, и в ликвидации своей зависимости от чиновничьей культуры.
Японцы уже обратили внимание на это. И реформы правительства Коидзуми, как один из этапов последовательных преобразований, очень важны. Пока трудно дать заключение, связаны ли эти реформы с последним, решающим этапом преобразований или нет. Тем не менее, совсем в недалеком будущем в Японии все же начнется революция интеллектуальных ценностей. Значительная часть японцев осознает ее необходимость.
Список литературы
Т. Сакаия. "Японская экономика - реформирование индустриального общества в интеллектуальное: реформы премьер-министра Д. Коидзуми и тенденции в японской экономике"