Лекции Детали Машин

18.Конические зубчатые передачи.

Геометрия конического зацепления

d>e> – внешний делительный диаметр

d>ae> – внешний диаметр вершин зубьев

d>fe> – внешний диаметр впадин зубьев

d>m> – средний делительный деаметр

R>m> – среднее конусное расстояние

R>e> – внешнее конусное расстояние

b – высота зуба

h – ширина зуба

δ>1>, δ>2> – углы начальных конусов

Конические передачи применяют, когда оси валов пересекаются под прямым углом, профиль зубьев может быть эвольвентным или круговым:

    Прямозубые передачи применяются при окружных скоростях до 5 м/с

    Передача с круговыми зубьями обладает большой нагрузочной способностью, обеспечивает плавное зацепление и менее шумное в работе. Более технологичны в изготовлении.

Угол наклона зубьев на длительном диаметре β=35˚

;

Основные размеры зубчатых колес.

    Внешний делительный диаметр

d>e1 >= m>e>·z>1>

d>e2> = m>e>·z>2 >

    Внешний диаметр вершин зубьев

d>a1> = d>e1> + 2m>e>·cosδ>1>

d>a2> = d>e2> + 2m>e>· cosδ>2>

    Внешнее конусное расстояние

    Среднее конусное расстояние

R>m>> >= R>e> – 0,5b

    Средний окружной модуль

, где

m>e> – внешний торцевой окружной модуль

Для зубчатых колес с круговым зубом его обозначают, как m>te>. Округляются до стандартного числа.

    Средний делительный диаметр

d>m1 >= m·z>1>

d>m>>2 >= m·z>2>

    Передаточное отклонение передачи

;

; – передаточное число

19.Силы в зацеплении конических колес.

F>n> – нормальная сила в зацеплении

F>e> – окружная сила

F>r> – радиальная сила

F>a> – осевая сила

При определении усилии в зацеплении нагрузку распределенную по ширине зубчатого венца это заменяют сосредоточенной силой F>n>

Радиальная сила:

20.Червячные передачи

Червячная передача – это передача с перекрещивающимися осями.

Состоит из винта червяка и червячного колеса

Преимущества:

1.Плавность и бесшумность работы

2.Возможность получения больших передаточных отношений (особенно вне силовых передач u=1000)

3.Возможность самоторможения передачи за счет сил трения в червячной паре

Недостатки:

1.Низкий КПД

2.Значительное выделение тепла в зоне передач

3.Интенсивное изнашивание и склонность к заеданию

4.Необходимость применения для венцов червячных колес дорогих антифрикционных материалов

5. Повышенные требования к точности сборки

Применение:

При небольших и средних мощностях (50-150кВт)

При окружных скоростях до 25 м/с

Классификация червячных передач.

1.По форме внешней поверхности червяка

а) цилиндрический

б) глобоидальный

Глобоидальные червяки сложнее в изготовлении, имеют высокий КПД, более надежны и долговечны.

2.По расположению червяка различают с верхним, нижним и боковым расположением.

С нижним расположением применяется при м/с (это обусловлено тем, что при большей скорости масло будет вытекать, пенится и не поступать в трущиеся пары)

3.По числу витков червяка

Резьба червяка может быть одно и многозаходной, правой и левой.

z>1>=1,2,4(с кол-вом витков)

4.По профилю резьбы

В зависимости от способа нарезания червяка:

    архимедов червяк;

б) конвалютный червяк;

в)эвольвентный червяк;

г)спираидальный червяк;

д)тороидальный червяк.

Изготовление червяков

Червяки могут быть нарезаны на

токарно-винторезном станке

или модульной фрезой.

Червячные колеса чаще всего нарезают червячными фрезами с более высоким профилем и острыми кромками.

21.Геометрия червячных передач

- угол профиля червяка равен 20˚

Шаг резьбы червяка связан с числом заходов по формуле

,

где z>1>-число заходов

Угол подъема винтовой линии червяка на делительной окружности:

, где q-коэффициент делительного диаметра

d>1>=m·q , где d>1>-делительный диаметр

1.Делительный диаметр

d>1>=q·m

d>2>=m·z>2>

2.d>a1>=d>1>+z>m>=m(q+2)

d>a2>=d>2>+2m=m(z>2>+2)

3.d>f1>=d>1>-2,4m=m(q-2,4)

d>f2>=d>2>-2,4m=m(z>2>-2,4)

4.a>=m(q+z>2>)

5.Ширина нарезанной части червяка

при z>1>=1;2

b>1>≥(11+0,06·z>2>)m+Δ

при z>1>=3;4

b>1>≥(12+0,09·z>2>)m+Δ

при m<10 Δ=25мм

m=10…16 Δ=35…40мм

m>16 Δ=45…50мм

6.Ширина венца колеса

z>1>=1;2;3 b>2>≤0,75·d>a1>

z>2>=4 b>2>≤0,67·d>a1>

> >

7.Условный угол обхвата червячного колеса на диаметре d'=d>a>>1>-0,5m

8.Наибольший диаметр червячного колеса

;

9.Передаточное отношение

;

;

Т.к. углы подъема винтовой линии червяка равны 5-15˚, то в червячных передачах при тех же габаритах, как и цилиндрических передаточное число больше в 6-12 раз.

22.Скольжение в червячных передачах.

Во время работы червячной передачи витки червяка скользят по зубьям червячного колеса, причем скорость скольжения направлена по касательной к винтовой линии червяка.

-окружная скорость червяка

-окружная скорость червячного колеса

-скорость скольжения

; (находится по формуле, через угол наклона по винтовой линии)

Из соотношения видно, что большое скольжение в червячных передачах приводит к быстрому изнашиванию зубьев червячного колеса, увеличивает склонность передачи к заеданию для предотвращения заедания передачи венцы червячных колес изготавливают из антифрикционных материалов.

23.Усилия в зацеплении червячных передач

;

;

(направление данных сил такое же как в конических передачах)

Т.к. осевая сила на червяке может иметь большие значения, а вал червяка имеет небольшой диаметр, то опору червяка воспринимающую осевую силу достаточно часто конструируют из двух подшипников.

Формула проектного расчета:

k>н>=1

k>н>=1,1…1,4

24.Зубчатые редукторы.

Зубчатый редуктор – механизм предназначенный для понижения угловых скоростей и увеличения крутящих моментов, обычно выполняется в виде отдельных агрегатов и передает мощность от двигателя к машине при u6,3

применяют одноступенчатые цилиндрические редукторы.

u=

Редуктор состоит из корпуса литого чугунного или сварного стального, в котором расположены элементы передачи.

Наибольшее распространение получили двухступенчатые редукторы с передаточным числом от 8 до 40.

Двухступенчатый цилиндрический редуктор по развернутой схеме.

u>общ >= u>·u>=

Преимущества:

Передача больших моментов, относительная простота конструкции.

Недостатки:

Из-за несимметричного расположения зубчатых колес на валах редуктора имеет место повышенная неравномерность распределения нагрузки по длине зуба

Для улучшения условий работы зубчатых колес применяются редукторы с раздвоенной ступенью.

u>p >= u>·u>

u>p >= 8...40

Недостаток: увеличение габаритов и металлоемкости.

Преимущество: передает большие моменты, большие передаточные числа; равномерное распределение нагрузки на опоры валов.

Соосная схема

u = 8...40

Преимущество:

Возможность передачи моментов на одной оси Б и Т валов.

Недостаток:

Увеличение длины промежуточного вала за счет, чего увеличиваются изгибающие моменты.

При взаимно перпендикулярном расположении валов применяются конические редукторы.

u6,3

Преимущество:

Возможность передачи моментов под прямым углом.

В случае если необходимо передавать большие моменты применяют коническо – цилиндрический редуктор.

Передаточные числа редукторов Б и Т ступени Гостированы для обеспечения минемального веса и габоритов редуктора; при этом должно соблюдаться условие u>>u>

Форму корпуса и крышки редуктора определяют по размерам колес и схеме редуктора.

Для увеличения жесткости корпуса в местах передачи усилия от подшипников на корпус предусматривают ребра жесткости или утолщения стенок.

Для возможности осмотра зацепления зубчатых колес и заливки масла в крышке редуктора предусматривают смотровое окно.