Курсовой проект по деталям машин
Тольяттинский политехнический институт
Кафедра «Детали машин»
Курсовой проект
по дисциплине
Детали машин
Руководитель: Журавлева В. В.
Студент: Анонимов С. С.
Группа: Т – 403
(оценка)
………«………»….…….2000 г.Тольятти 2000 г.
Содержание
вариант 6.5.
Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода. |
3 |
Расчет клиноременной передачи. |
6 |
Расчет двухступенчатого цилиндрического редуктора. |
8 |
Предварительный расчет валов |
12 |
Конструктивные размеры корпуса редуктора |
13 |
Определение реакций в подшипниках |
14 |
Проверочный расчет подшипников |
17 |
Проверочный расчет шпонок |
18 |
Уточненный расчет валов |
19 |
Смазка зубчатых зацеплений и подшипников |
23 |
Выбор электродвигателя и кинематический расчет привода.
Расчет требуемой мощности двигателя.
;
,
- КПД ременной передачи;
- КПД зубчатой косозубой передачи с
цилиндрическими колесами;
- КПД подшипников качения. Тогда
.
Расчет требуемой частоты вращения.
;
,
;
;
- передаточные числа. Тогда
.
По таблице принимаем мощность двигателя Р = 5,5 кВт; частоту вращения 3000 об/мин. Синхронная частота вращения двигателя равна 2880 об/мин. Модель электродвигателя: 100L2.
Определение передаточных чисел.
Фактическое передаточное число привода:
.
Передаточные числа редуктора:
;
;
;
полученные значения округляем до
стандартных:
;
.
Расчет частот вращения.
;
;
;
;
;
;
;
.
Расчет крутящих моментов.
;
;
;
.
-
I
II
III
18
33
126
33
126
430
2880
1440
360
1440
360
100
300
150
38
150
38
11
2
4,0
3,55
Расчет клиноременной передачи.
Выбираем сечение клинового ремня, предварительно определив угловую скорость и номинальный вращающий момент ведущего вала:
При таком значении вращающего момента
принимаем сечение ремня типа А, минимальный
диаметр
.
Принимаем
.
Определяем передаточное отношение i без учета скольжения
.
Находим диаметр
ведомого шкива, приняв относительное
скольжение ε = 0,02:
.
Ближайшее стандартное значение
.
Уточняем передаточное отношение i
с учетом ε:
.
Пересчитываем:
.
Расхождение с заданным составляет 1,9%, что не превышает допустимого значения 3%.
Определяем межосевое расстояние а: его выбираем в интервале
принимаем близкое к среднему значение а = 400 мм.
Расчетная длина ремня:
.
Ближайшее стандартное значение L
= 1250 мм,
.
Вычисляем
и определяем новое значение а с учетом стандартной длины L:
Угол обхвата меньшего шкива
Скорость
По таблице определяем величину окружного
усилия
,
передаваемого клиновым ремнем:
на один ремень.
.
Коэффициент, учитывающий влияние длины ремня:
.
Коэффициент режима работы при заданных
условиях
,
тогда допускаемое окружное усилие на
один ремень:
.
Определяем окружное усилие:
.
Расчетное число ремней:
.
Определяем усилия в ременной передаче,
приняв напряжение от предварительного
натяжения
Предварительное натяжение каждой ветви ремня:
;
рабочее натяжение ведущей ветви
;
рабочее натяжение ведомой ветви
;
усилие на валы
.
Шкивы изготавливать из чугуна СЧ 15-32,
шероховатость рабочих поверхностей
.
Расчет двухступенчатого цилиндрического редуктора.
(href=")([^"]*) \1\L\2\L$1 Для обеих ступеней принимаем:
Колесо: материал – сталь 40Х, термообработка
– улучшение;
.
Шестерня: материал – сталь 40Х,
термообработка – улучшение;
.
Передача реверсивная.
Для расчета принимаем:
,
.
Коэффициент долговечности при длительной
эксплуатации принимаем
;
коэффициент запаса прочности
;
.
Рассчитаем допускаемые контактные напряжения:
,
.
Рассчитаем допускаемые напряжения изгиба:
,
.
Коэффициент на форму зуба
;
коэффициент нагрузки
;
коэффициент ширины венцов
;
коэффициент, учитывающий динамическую
нагрузку, возникающую в зацеплении
;
коэффициент, учитывающий распределение
нагрузки между зубьями
Расчет третьей (тихоходной) ступени.
Межосевое расстояние:
,
принимаем значение из стандартного ряда: а = 140 мм.
Нормальный модуль:
,
принимаем среднее значение, соответствующее стандартному: m = 2 мм.
Принимаем предварительно угол наклона зубьев β = 15˚ и определяем числа зубьев шестерни и колеса:
Уточняем значение угла β:
.
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
;
,
проверка:
.
Диаметры вершин зубьев:
;
,
диаметры впадин:
;
.
Ширина колеса:
.
Ширина шестерни:
.
Окружная скорость колеса тихоходной ступени:
.
При данной скорости назначаем 9-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
.
Проверяем контактные напряжения:
,
;
.
Проверяем изгибные напряжения:
,
.
.
Силы, действующие в зацеплении тихоходной ступени:
окружная:
Определим тип используемых подшипников:
;
следовательно, будем использовать радиально-упорные шарикоподшипники.
Расчет второй (быстроходной) ступени.
Межосевое расстояние равно 140 мм из условия соосности, значения всех коэффициентов, используемых в расчете третьей ступени справедливы при расчете данной ступени.
Принимаем угол наклона зубьев β = 12˚50΄19˝, а модуль m = 1,5 мм и определяем числа зубьев шестерни и колеса:
Основные размеры шестерни и колеса:
диаметры делительные:
;
,
проверка:
.
Диаметры вершин зубьев:
;
,
диаметры впадин:
;
.
Ширина колеса:
.
Ширина шестерни:
.
Окружная скорость колеса быстроходной ступени:
.
При данной скорости назначаем 9-ю степень точности.
Коэффициент нагрузки для проверки контактных напряжений:
.
Проверяем контактные напряжения:
,
;
.
Проверяем изгибные напряжения:
,
.
.
Силы, действующие в зацеплении быстроходной ступени:
окружная:
Определим тип используемых подшипников:
;
следовательно, будем использовать радиально-упорные шарикоподшипники.
Предварительный расчет валов.
Расчетная формула:
Вал 1
Диаметр вала:
.
Диаметр вала под колесо:
.
Диаметр вала под подшипник:
.
Вал 2
Диаметр вала под колесо:
.
Диаметр вала под подшипник:
Вал 3
Диаметр вала:
.
Диаметр вала под колесо:
.
Диаметр вала под подшипник:
.
Конструктивные размеры корпуса редуктора.
Параметр |
Расчетная формула и значение, мм |
Толщина стенки корпуса |
|
Толщина стенки крышки |
|
Толщина фланца корпуса |
|
Толщина фланца крышки |
|
Толщина основания корпуса без бобышки |
|
Толщина ребер основания корпуса |
|
Толщина ребер крышки |
|
Диаметр фундаментных болтов |
|
Диаметр болтов у подшипников |
|
Диаметр болтов, соединяющих основание и крышку |
|
Определение реакций в подшипниках.

проверка:
.

проверка:
.


проверка:
.
Проверочный расчет подшипников.
Подшипник № 36207, d = 35 мм.
.
;
тогда Х = 1; У = 0;
.
Долговечность:
.
Подшипник № 36209, d = 45 мм.
.
;
тогда Х = 1; У = 0;
.
Долговечность:
.
Подшипник № 36211, d = 55 мм.
.
;
тогда Х = 1; У = 0;
.
Долговечность:
.
Все подшипники удовлетворяют условию долговечности.
Проверочный расчет шпонок.
Материал шпонок – сталь 45. Проверим
шпонки под зубчатыми колесами и шкивом
на срез и смятие.
.
Условия прочности:
Шпонка под шкивом:
Шпонка под колесом быстроходной ступени:
Шпонка под колесом тихоходной ступени:
Все шпонки удовлетворяют условию прочности на срез и смятие.
Уточненный расчет валов.
Материал валов – сталь 40Х улучшенная,
.
Определим коэффициенты запаса прочности
в опасных сечениях.
Вал 1, Сечение 1
Результирующий изгибающий момент:
Моменты сопротивления сечения нетто:
Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
.
По таблицам определим ряд коэффициентов:
.
Определим коэффициенты запаса прочности:
Общий коэффициент запаса прочности:
.
Вал 1, Сечение 2
Результирующий изгибающий момент:
Моменты сопротивления сечения нетто:
Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
.
По таблицам определим ряд коэффициентов:
.
Определим коэффициенты запаса прочности:
Общий коэффициент запаса прочности:
.
Вал 2, Сечение 1
Результирующий изгибающий момент:
Моменты сопротивления сечения нетто:
Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
.
По таблицам определим ряд коэффициентов:
.
Определим коэффициенты запаса прочности:
Общий коэффициент запаса прочности:
.
Вал 2, Сечение 2
Результирующий изгибающий момент:
Моменты сопротивления сечения нетто:
Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
.
По таблицам определим ряд коэффициентов:
.
Определим коэффициенты запаса прочности:
Общий коэффициент запаса прочности:
.
Вал 3, Сечение 1
Результирующий изгибающий момент:
Моменты сопротивления сечения нетто:
Амплитуда номинальных напряжений изгиба:
.
Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:
.
По таблицам определим ряд коэффициентов:
.
Определим коэффициенты запаса прочности:
Общий коэффициент запаса прочности:
.
Смазка зубчатых зацеплений и подшипников.
Зацепления смазывают окунанием зубчатых колес в масло. Уровень масла должен обеспечивать погружение колес на высоту зуба. Объем масляной ванны равен 2,75 литра. Подшипники смазываются тем же маслом за счет разбрызгивания. Используемое масло марки И-100А.