Кран козловой ПТМ 00.000.ПЗ.
МАДИ (ТУ)
Кафедра дорожно-строительных машин
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
Кран козловой
ПТМ 00.000.ПЗ.
Студент: Степаненко А.С.
Руководитель: Шестопалов К.К.
Группа: 4ДМ2
МОСКВА 1995
Содержание
1 Введение
2 Назначение
3 Техническая характеристика
4 Описание
5 Расчёты
5.1 Расчёт устойчивости крана
5.2 Расчёт механизма подъема
5.3 Расчёт механизма перемещения крана
5.4 Расчёт механизма перемещения тележки
5.5 Расчёт металлоконструкции
6 Литература
1. Характеристика козловых кранов :
Козловые краны применяют для обслуживания открытых складов и погрузочных площадок, монтажа сборных строительных сооружений и оборудования , промышленных предприятии , обслуживания гидротехнических сооружений , перегрузки крупнотоннажных контейнеров и длинномерных грузов. Козловые краны выполняют преимущественно крюковыми или со специальными захватами.
В зависимости от типа моста , краны делятся на одно- и двухбалочные. Грузовые тележки бывают самоходными или с канатным приводом. Грузовые тележки двухбалочных кранов могут иметь поворотную стрелу.
Опоры крана устанавливаются на ходовые тележки , движущиеся по рельсам. Опоры козловых кранов выполняют двухстоечными равной жёсткости , или одну -жёсткой , другую -гибкой(шарнирной).
Для механизмов передвижения козловых кранов предусматривают раздельные приводы. Приводными выполняют не менее половины всех ходовых колёс.
Обозначение по ГОСТ : Кран козловой 540-33 ГОСТ 7352-75
2. Цель и задачи работы :
Цель настоящей работы-освоение основных расчётов грузоподъёмных машин на примере бесконсольного козлового крана общего назначения.
Непосредственные задачи работы :
1. Изучение конструкции козлового крана
2. Определение основных массовых и геометрических характеристик козлового крана
3. Определение внешних нагрузок на кран
4. Проверка устойчивости крана
5. Определение опорных давлений
6. Расчет и подбор механизмов подъема груза , передвижения тележки и крана.
3. Исходные данные для выполнения работы :
тип крана |
без консолей |
грузоподъемность |
50 тонн |
ширина обслуживаемой площадки |
29 метров |
высота подъема грузов |
20 метров |
скорость передвижения тележки |
|
скорость передвижения крана |
|
режим работы |
4м |
4. Определение основных геометрических и массовых характеристик крана :
параметры крана |
расчётные значения для крана |
пролет м. |
L=1,1B=32 |
база м. |
Б=0,25L=0,25*32=8 |
габаритная длинна м. |
l=1.15L=1.15*32=36.8 |
габаритная высота м. |
h=1.4H=28 |
габаритная ширина м. |
b=1.25Б=125*48=10 |
высота сечения моста м. |
h>m>=0.1L=0.1*32=3.2 |
ширина сечения моста м. |
b>m>=0.08L=0.08*32=2.56 |
размер жёсткой опоры м |
l>ж>=1.3h>m>=1.3*3.2=4.16 |
размер гибкой опоры м. |
l>г>=0.25h>m>=0.25*3.2=0.8 |
общая масса крана т. |
G>кр>=0.25L |
масса тележки ,траверсы крюка т. |
G>т>=0.15Q=7.5 |
масса подъемных лебёдок т. |
G>пл>=0.2Q=10 |
масса тяговой лебёдки т. |
G>тл>=0.03Q=1.5 |
масса ходовых тележек т. |
G>хт>=0.27(G>кр>-G>т>-G>пл>-G>тл>)=16.47 |
масса металлоконструций т. |
G>m>=0.73(G>кр>-G>т>-G>пл>-G>тл>)=44.53 |
масса гибкой опоры т. |
G>го>=0.29G>м>/(1+L/H)=4.97 |
масса жёсткой опоры т. |
G>жо>=2.5G>го>=12.43 |
масса моста т. |
G>мот>=G>м>-G>го>-G>жо>=27.13 |
Принятые значения дают вожможность определить координаты центров масс отдельных элементов и крана в целом , относительно оси абсцисс , проходящей через головни рельсов и оси ординат , проходящей через точку опоры на рельсы жёсткой опоры крана.
значение координат центра масс крана и его элементов и их статические моменты:
наименование |
масса |
х |
у |
Gx |
Gy |
тележка с траверсой |
7.5 |
х>т>=(L-B)/2= 1.5 |
y>т>=(h+H)/2=24 |
11.25 |
180 |
подъемные лебёдки |
10 |
х=0 |
у>пл>=h-h>m>= 24.8 |
0 |
248 |
тяговая лебёдка |
1.5 |
х=0 |
у>тл>=h-h>m>/2=26.4 |
0 |
39.6 |
ходовые тележки |
16.47 |
х>хт>=L/2=16 |
y>хт>=0.5 |
263.52 |
8.24 |
гибкая опора |
4.97 |
x>го>=L=32 |
y>го>=(h-h>m>)/2=12.4 |
159.04 |
61.63 |
жёсткая опора |
12.43 |
x>жо>=-l>ж>/3=1.39 |
y>жо>=0.67(h-h>м>)=16.53 |
17.28 |
205.5 |
мост |
27.13 |
х>м>=(L-l>ж>)/2=13.9 |
у>м>=h-h>m>/2=18.7 |
377.65 |
507.3 |
Определение координат центра масс всего крана :
х>к>=828.74/80=10.36 у>к>=1250.31/80=15.63
5. Определение внешних нагрузок на кран.
5.1 Определение ветровых нагрузок (ГОСТ 1451-77)
Для рабочего состояния:
W>p>=0.15*F**c*n
F-наветренная площадь
-коэффициент сплошности
с-аэродинамический коэффициент
n-высотный коэффициент
Площадь моста :
F>m>=lh>m>=36.8*3.2=117.76 m2
Площадь жёсткой опоры :
F>жо>=0.5l>ж>(h-h>m>)=0.5*4.16*(28-3.2)=51.58m2
Площадь гибкой опоры :
F>го>=l>го>(h-h>m>)=0.8*(28-3.2)=19.84
Ветровая нагрузка в в рабочем состоянии
элемент |
F |
|
n |
c |
W>p> |
x |
y |
W>p>x |
W>p>y |
мост |
117.76 |
0.45 |
1.37 |
1.4 |
15.25 |
13.92 |
18.70 |
212.28 |
285.20 |
ж.о. |
51.58 |
0.45 |
1.25 |
1.4 |
6.1 |
1.39 |
16.53 |
-8.50 |
100.80 |
г.о. |
19.84 |
0.45 |
1.25 |
1.4 |
2.34 |
32 |
12.4 |
80 |
29 |
23.96 |
283.78 |
415 |
|||||||
груз |
25 |
1 |
1.25 |
1.2 |
24.8 |
139.50 |
Поскольку опоры лежат в разных ветровых с мостом , то и значение n выбираем соответственно.
Для нерабочего состояния :
W>нр>=0.7*F**n*c*
Ветровая нагрузка в нерабочем состоянии :
элемент |
F |
|
n |
c |
W>нр> |
x |
y |
W>нр>x |
W>нр>y |
мост |
117.76 |
0.45 |
1.37 |
1.4 |
78.26 |
13.92 |
18.70 |
1089.4 |
1463.5 |
ж.о. |
51.58 |
0.45 |
1.25 |
1.4 |
31.28 |
1.39 |
16.53 |
43.48 |
488.55 |
г.о. |
19.84 |
0.45 |
1.25 |
1.4 |
12.03 |
32 |
12.4 |
384.9 |
149.18 |
|
121.57 |
1430.8 |
2101.5 |
5.1. Определение инерционных нагрузок.
Инерционные нагрузки определяются для периодов неустановившегося движения крана, рагона и торможения крана в целом , его грузовой тележки , а также механизма подъема. Для погрузочно-разгрузочных козловых кранов принимаем допустимое ускорение а=0.3м/с2. Координату точки подвеса груза принимаем равной h, поскольку грузовая тележка движется по верхней панели моста.
Инерционные нагрузки , действующие в направлении подкрановых путей :
движущаяся масса |
сила инерции Р |
координата силы у |
опрокидывающиймо момент |
кран |
Р>к>=G>к>а=24 |
15.63 |
375.12 |
груз |
Р>гр>=Qа=15 |
24.8 |
372 |
5.2.1. Горизонтальная инерционная нагрузка направленная поперёк подкрановых путей.
Она возникает при разгоне и торможении тележки с грузом
Р>т>=(G>т>+Q)a=(7.5+50)*0.3=17.25
5.2.2. Вертикальная инерционная нагрузка направленная поперёк подкрановых путей.
Она возникает при поднимании и опускании , раразгоне и торможении груза
Р>гр>=1.1Qа=1.1*50*0.3=16.5
6. Проверка устойчивости крана в рабочем и нерабочем состоянии :
Устойчивость в рабочем состоянии оценивается коэффициентом , который определяется отношением удерживающего момента , создаваемого массовыми силами крана и груза с учётом влияния допустимого при работе уклона, к опрокидывающему моменту , создаваемому внешними нагрузками, отросительно ребра опрокидывания. это отношение во всех случаях должно быть не менее 1.15
Рассмотрим сумму удерживающих моментов для 1-го расчётного состояния :
>уд>=10G>к>(Б/2соs-y>к>sin)+(10Q-P>гр>)*(Б/2cos-y>г>sin)=5062.94
для козловых кранов максимально допустимое =00101
Рассмотрим сумму опрокидывающих моментов для 1-го расчётного случая :
>опр>=P>к>у>к>+Р>гр>у>пг>+>р>у+W>гр>у>пг>=1301.62
Проверка устойчивости К=5062.94/1301.62=3.9
Рассмотрим 2-ое расчётное положение :
Условия : кран движется под углом к горизонту с углом a , ветровая нагрузка направлена в сторону движения крана .
Рассмотрим сумму удерживающих моментов :
=10(Б/2соs-sin)=3163.72
Рассмотрим сумму опрокидывающих моментов :
å=+åy=790.12
Проверка устойчивости К=3163.72/790.12=4
Проверка устойчивости крана в нерабочем положении
Рассмотрим сумму удерживающих моментов :
å =10(Б/2cosa-sina)=3163.72
Рассмотрим сумму опрокидывающих моментов :
å=åy=2101.5
Проверка устойчивости К=3163.72/2101.5
7. Опредиление опорных давлений .
7.1 . Максимальная нагрузка на одну из четырёх опор :
Для рабочего состояния :
Для нерабочего состояния :
7.2. Расчётная нагрузка на одно колесо .
Поскольку грузоподъёмность расчитываемого крана 50 т. , принимаем число колёс в каждой опоре равной 2 .
Выбираем двухребордное колесо , конического исполнения по ГОСТ 3569-74 с нагрузкой на рельс 320kH,диаметром D=710 мм , шириной В= 100мм , рельс КР-80 , радиус r=400мм
7.3. Выбор материала крановых колёс .
где - контактное напряжение смятия
m>k> - безразмерный коэффициент , зависящий от соотношения D/2r , по таблице принимаем 0.47
Принимаем сталь 40ХН с =2200мПа
8. Расчёт и подбор механизма подъёма груза .
8.1. Краткая характеристика и задачи расчёта .
Механизм подъёма груза предназначен для перемещения груза в вертикальном направлении . Он выбирается в зависимости от грузоподъёмности . Для нашего случая механизм включает в себя сдвоенный пятикратный полиспаст .
Привод механизма подъёма и опускания груза включает в себя лебёдку механизма подъёма . Крутящий момент , создаваемый электродвигателем передаётся на редуктор через муфту . Редуктор предназначен для уменьшения числа оборотов и увеличения крутящего момента на барабане .
Барабан предназначен для преобразованя вращательного движения привода в поступательное движение каната .
Схема подвески груза :
8.1. КПД полиспаста :
-кратность полиспаста =5
- кпд одного блока =0.98
8.2. Усилие в ветви каната , навиваемой на барабан :
z -число полиспастов z=2
-коэффициент грузоподъёмности , учитывающий массу грузозахватных элементов =1.1
8.3. Расчётная разрывная нагрузка :
К=5.5 коэффициент запаса прочности
8.4. Выбор каната по расчётному разрывному усилию :
Выбираем канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6*36 ГОСТ 7669-80 с разрывным усилием не менее 364.5 кН и диаметром d=27 мм
8.5. Конструктивный диаметр барабана :
е- коэффициент пропорциональности в зависимости от режима работы е=25
Окончательно диаметр выбираем из стандарного ряда , ближайшее большее D>б>=710
8.6. Рабочая длинна барабана с однослойной навивкой каната :
а-число ветвей каната а=2
t-шаг винтовой нарезки , принимаемый в зависимости от диаметра барабана t=31.25
Полная длинна барабана :
8.8. Толщина стенки барабана :
Принимаем из условия
Принимаем =27
8.9. Выбор материала барабана :
Напряжения сжатия равны :
Напряжения , возникающие при изгибе :
Напряжения , возникающие при кручении :
Суммарные напряжения возникающие в теле барабана :
Выбираем материал сталь 35Л у , которой предел прочности при изгибе
К>з> -коэффициент запаса прочности К>з>=1.1
Следовательно нагрузки на барабан не превосходят допустимых .
8.10. Усилия в ветви каната , набегающей на барабан и закреплённой в нём :
-коэффициент трения =0.12
-дуга охвата канатом барабана
8.11. Определение силы затяжения на одну шпильку :
z-число шпилек
Сила затяжки на всё соединение :
Число шпилек :z=4
Принимаем резьбу d=24
-коэффициент трения в резьбе
Суммарное напряжение в теле шпильки :
предел прочности
-предел текучести
Так как 146.96196 -число шпилек удовлетворяет условию прочности .
8.12. Подбор крюка :
Выбираем подвеску крюковую крановую , грузоподъёмностью 50 т. по ГОСТ 24.191.08-87 , для средних условий работы , с пятью блоками , массой 1361 кг , типоразмер 5-50-710 под канат диаметра 2328
8.13. Частота вращения барабана :
8.14. Необходимая мощность механизма подъёма груза :
-кпд механических передач
-крутящий момент на барабане .
По таблицам принимаем двигатель типа МТКН 412-6
мощьность N=36 кВт , частота вращения n=920 об/мин , номинальный момент двигателя M>н>=0.37 кНм
8.15. Выбор редуктора :
Принимаем редуктор цилиндрический вертикального исполнения ВКУ-765 , передаточное число i=71 , межосевое расстояние а=765 .
8.16. Выбор муфты :
Выбираем зубчатую муфту с тормозным барабаном . Передаваемый муфтой крутящий момент :
По таблицам выбираем муфту с передаваемым моментом 710 Н , с тормозным барабаном D>t>=710 , тип МЗ-2 , момент инерции J=0.05 кгм2
8.17. Подбор тормоза :
Расчётный тормозной момент :
К>т>-коэффициент запаса торможения Кт=1.75
Выбираем тормоз ТКГ-300 , тормозной момент 0.8 кН
8.18. Определение времени разгона механизма .
8.20. Проверка тормоза по мощности трения .
т.к. 0.31.3 ,где 1.3--допускаемая мощность торможения , значит тормоз подходит .
9. Расчет и подбор оборудования механизма перемещения крана.
Механизм передвижения крана служит для перемещения крана по рельсам . Кинематическая схема механизма :
1-двигатель
2-муфта
3-редуктор
4-тормоз
5-шестерни
6-ходовое колесо
9.1. Общее статическое сопротивление передвижению крана без груза :
D>k> -диаметр ходового колеса
f -коэффициент трения кочения f=0.0007
-коэффициент трения качения в подшипниках ходовых колёс
r-радиус цапфы r=0.071 м
9.2. Сопротивление качению крана без груза :
K>общ> -число колёс крана
К>пр>-число приводных колёс
9.3. Проверка коэффициента сцепления :
-коэффициент сцепления колеса с мокрым рельсом
так как 3>1.2 , то по запасу сцепления механизм подходит
9.4. Суммарное статическое сопротивление передвижению жёсткой опоры :
x>в> -координата центра ветрового давления
9.5. Расчётная мощность одного двигателя :
Выбираем двигатель MTF-111-6 , мощность N=4.1 кВт , частота вращения n=870 об/мин , момент инерции J=0.048 , максимальный момент М=85 Нм
9.6. Подбор редуктора .
Частота вращения колёс крана :
Необходимое передаточное отношение механизма передвижения крана :
Расчётное передаточное отношение редуктора :
i>оп> -передаточное отношение открытой передачи
Выбираем редуктор горизонтального исполнения серии Ц2У-250 , с передаточным отношением i=40 .
9.7. Выбор тормоза механизма передвижения .
Выбираем тормоз типа ТКТ-200 , с тормозным моментом М=160 Нм
10. Расчёт и подбор механизма передвижения тележки .
Механизм передвижения тележки служит для перемещения по рельсам , положенной на балку моста , тележки , несущей на себе грузозахватное устройство . Перемещение тележки осуществляется при помощи канатного устройства , лебёдкой . Схема запасовки каната механизма перемещения тележки :
10.1. Ориентировочное значение нагрузки на каток тележки :
Выбираем катки тележки - двухбордные колёса d=320 мм, ширина В=80 мм .
Напряжение сжатия колеса при точечном контакте :
Выбираем материал сталь 40ХН , для которого =2200мПа
10.2. Общее сопротивление перемещения тележки :
r-радиус цапфы r=32 мм
С учётом дополнительного сопротивления от натяжения грузового каната и провисания , тяговое усилие в канате :
Расчётная разрывная нагрузка на канат :
к-коэффициент запаса к=5.5
Принимаем канат двойной свивки типа ЛК-РО конструкции 6*36 ГОСТ 7669-80 , диаметр каната d=11.5 мм , разрывное усилие 75.1 мПа
маркировочная группа 1764 мПа .
10.3. Диаметр тягового барабана и частота его вращения :
Принимаем D>тб>=300 мм
Частота вращения n>тб>=20.44 об/мин
10.4. Мощность приводного двигателя :
-кпд механическое
-кпд блока
n-число блоков n=3
Выбираем двигатель MTF-112-6 , мощность N=5.8 кВт , частота вращения n=915 об/мин , максимальный момент М=137 Нм , момент инерции J=0.064 кг....
10.5. Необходимое передаточное отношение механизма :
Принимаем редуктор ЦЗУ-160 , с передаточным отношением i=45 , крутящем моментом М=1000 Нм
10.6. Выбор муфты .
Крутящий момент на барабане :
Принимаем муфту МЗ-1 , передаваемый момент М=0.2 кНм , диаметр тормозного барабана D=200 мм , момент инерции муфты J=0.032kHм
10.7. Выбор тормоза .
Расчётный тормозной момент :
Выбираем тормоз ТТ-200 , тормозной момент 0.2 кНм
11. Расчёт металлоконструкции крана .
Принимаем : мост крана выполнен из двух коробчатых балок , по которым проложены рельсы грузовой тележки .
Принимаем высоту балок 0.75 м , ширину 0.05 м . Сталь горячекатанная . Модуль упругости Е=206*10 Па , расчётное сопротивление R=240*10Па .
Вес одной балки(распределённаянагрузка) 0.94 кН/мвес груза и
грузоподъемной тележки F=57.5 кН
11.1.Построение эпюр .
Реакции опор от действия груза :
F/2=28.75 кН
Воздействие от распределённой нагрузки :
ql/2=0.99*32/2=15.04 кН
Построение эпюр изгибающих момеитов .
От действий груза :
От действия распределённой нагрузки :
11.2. Осевой момент сопротивления сечения :
Осевой момент инерции :
11.3. Нормальные напряжения возникающие при изгибе балки моста :
так как расчётное сопротивление R=240 мПа , а напряжения , возникающие в балке 12.9 мПа , то прочность балки , при статическом приложении нагрузки , обеспечина .
12. Расчёт металлоконструкции при динамическом действии нагрузки .
12.1. Расчёт на ударное приложение нагрузки .
При расчёте , для его упрощения принимаем ряд допущении :
1. при ударной нагрузке в элементах конструкции возникают только упругие деформации и расчитываемая система является линейно диформируемой
2. сам удар считается неупругим
3. потеря части энергии на нагревание соударяющихся тел и местные деформации в зоне контакта не учитываются
Принимаем следующие условия расчёта :
груз весом 50кН падает с высоты на середину свободно лежащей балки моста пролётом l=32 м , расчётное сопротивление стали R=240 мПа ,
допустимая величина прогиба для козловых кранов с гибкой опорой f>д>=1/1000 или 32/32000 .
Прогиб динамический :
,но
где k-динамический коэффициент
тогда :
k=0 , k=8 ,т.к. при k=0 рассчёты не имеют смысла принимаем k=8.
12.2 Нормальные напряжения от прогиба при ударе :
т.к.
то балка удовлетворяет условиям на прочность при ударе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Курсовое проектирование грузоподъёмных машин . Ред . Козак С.А.
-М:Высш. шк., 1989.-319 с.
2. Справочник по кранам . Александров М.П.,Гохберг М.М., том 1,2.
-Л:Машиностроение ,1988.
3. Подъёмно-транспортные машины . Атлас конструкций .,под ред. Александрова М.П. и Решетникова Д.Н.-М.:1987.