Детали машин, червячный редуктор
2.3.2. Частота вращения и угловая скорость:
Дв n=2880 (об/мин)
Б
Т
2.3.3. Вращающий момент Т, нм:
Дв.
Б 18,2366*2,4935*0,9*0,99=42,7675 (н*м)
Т 42,7675*20*0,85*0,99=719,17 (н*м)
3.1. Червячная передача.
3.1.1. Выбор материала червяка:
По табл. 3.1 определим марку стали для червяка:
Сталь 40Х с твердостью 45 НRCэ, термообработка – улучшение и закалка ТВЧ.
По табл. 3.2 для стали 40Х – твердость 45…50HRCэ
>в> =900 (Н/мм2), >т >=750 ( Н/мм2 )
3.1.2. Выбор материала червячного колеса:
Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения:
V>s>.
V>s>.
В соответствии со скоростью скольжения по табл. 3.5 из группы II принимаем бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья;
>в >=700 (Н/мм2 ),> >>т >=460 (Н/мм2 )
3.1.3. Определим допускаемые контактные напряжения >н> и изгибные >F >напряжения:
а) при твердости витков червяка 45HRCэ
>н >= (табл. 3.6),[ 2 ]
> >С>>=0,97 – коэффициент, учитывающий износ материала
где N – число циклов нагружения зубьев червячного колеса за весь срок службы – наработка. (см. 3.1. п. 2а) [2 ]
, где =6,047 =15*105
N>2>=573*6.047*15*103=51.973*106 циклов
=185 (н/мм2)
Б) коэффициент долговечности при расчете на изгиб:
=0,6447
Для нереверсивных передач:
=(0,08*700+0,25*460)0,6447=
=110,(н/мм2)
Табл. 3.7[ 2 ]
Д>пред> |
HRC>э> |
|||||||
Червяк |
Ст.40Х |
125 |
У+ТВY |
45…50 |
900 |
750 |
||
Колесо |
Ц |
700 |
460 |
497,32 |
110,24 |
4. Расчет червячной передачи.
4.1. Определим главный параметр – межосевое расстояние
а>w>=
Принимаем а>w >= 100 мм ( см. табл. 13.15)
4.2. Выбираем число витков червяка z>1>:
z>1 > зависит от u>чер >
u>чер.>=20, следовательно z>1>=2
4.3. Определим число зубьев червячного колеса:
z>2> = z>1*> u>чер.>=2*20=40
-
Z>2>=40
4.4. Определим модуль зацепления:
m = (1.5…1.7)
Принимаем m = 4
4.5. Из условия жесткости определим коэффициент диаметра червяка:
q (0.212…0.25)z>2>=(0.212…0.25)*40=8.48…10
Принимаем q = 10
4.6. Определим коэффициент смещения инструмента:
x = 0,714285
4.7. Определим фактическое передаточное число u>ф> и проверим его отклонение u от заданного u:
4.8. Определим фактическое значение межосевого расстояния:
(мм)
a>w>=100(мм)
4.9. Определим основные геометрические параметры передачи:
а) Основные размеры червяка:
делительный диаметр: d>1>=g*m=10*4=40(мм)
начальный диаметр: d>w1>=m*(g+2)=4*(10+2*0)=40(мм)
диаметр вершин витков: d>a1>=d>1>+2*4=48(мм)
диаметр впадин витков: d>f1>=d>1>-2,4m=40-2,4*4=30,4(мм)
делительный угол подъема линии витков: =arctg(Z>1>/g)= arctg(2/10)=11,30
=11018!32!!
длина нарезаемой части червяка:
b>1>=(10+5,5*!X!+Z>1>)m+c
Так как х=0,714285, то С=0
в>1>=(10+5,5*0+2)*4+0=48(мм)
б) основные размеры венца червячного колеса:
делительный диаметр: d>2>=d>w2>=m*z>2>=4*40=160 (мм)
диаметр вершин зубьев: d>a2>=d>2>+2m*(1+x)=160+2*4(1+0)=168 (мм)
наибольший диаметр колеса: d>ам2>≤d>a2>+6m/(z>1>+2)=168+6*4/2+2)=174(мм)
диаметр впадин зубьев: d>f2>=d>2>-2m(1,2-x)=160-2*4(1,2-0)=150,4 (мм)
ширина венца: b>2>=0,355*a>w>=0,355*100=35,5 (мм)
b>2>=36 (мм)
радиусы закруглений зубьев: R>a>=0,5d>1>-m=0,5*40-4=16 (мм)
R>f>=0,5d>1>+1,2m=0,5*40+1,2*4=28,8(мм)
условный угол обхвата червяка венцом колеса 2:
=1030
d!=d>a1>-0,5m=48-0,5*4=46 (мм)
2.3.2. Частота вращения и угловая скорость:
Дв n=2880 (об/мин)
Б
Т
2.3.3. Вращающий момент Т, нм:
Дв.
Б 18,2366*2,4935*0,9*0,99=42,7675 (н*м)
Т 42,7675*20*0,85*0,99=719,17 (н*м)
3.1. Червячная передача.
3.1.1. Выбор материала червяка:
По табл. 3.1 определим марку стали для червяка:
Сталь 40Х с твердостью 45 НRCэ, термообработка – улучшение и закалка ТВЧ.
По табл. 3.2 для стали 40Х – твердость 45…50HRCэ
>в> =900 (Н/мм2), >т >=750 ( Н/мм2 )
3.1.2. Выбор материала червячного колеса:
Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения:
V>s>.
V>s>.
В соответствии со скоростью скольжения по табл. 3.5 из группы II принимаем бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья;
>в >=700 (Н/мм2 ),> >>т >=460 (Н/мм2 )
3.1.3. Определим допускаемые контактные напряжения >н> и изгибные >F >напряжения:
а) при твердости витков червяка 45HRCэ
>н >= (табл. 3.6),
> >С>>=0,97 – коэффициент, учитывающий износ материала
где N – число циклов нагружения зубьев червячного колеса за весь срок службы – наработка. (см. 3.1. п. 2а)
, где =6,047 =15*105
N>2>=573*6.047*15*103=51.973*106 циклов
=185 (н/мм2)
Б) коэффициент долговечности при расчете на изгиб:
=0,6447
Для нереверсивных передач:
=(0,08*700+0,25*460)0,6447=
=110,(н/мм2)
Табл. 3.7
Д>пред> |
HRC>э> |
|||||||
Червяк |
Ст.40Х |
125 |
У+ТВY |
45…50 |
900 |
750 |
||
Колесо |
Ц |
700 |
460 |
497,32 |
110,24 |
4. Расчет червячной передачи.
4.1. Определим главный параметр – межосевое расстояние
а>w>=
Принимаем а>w >= 100 мм ( см. табл. 13.15)
4.2. Выбираем число витков червяка z>1>:
z>1 > зависит от u>чер >
u>чер.>=20, следовательно z>1>=2
4.3. Определим число зубьев червячного колеса:
z>2> = z>1*> u>чер.>=2*20=40
-
Z>2>=40
4.4. Определим модуль зацепления:
m = (1.5…1.7)
Принимаем m = 4
4.5. Из условия жесткости определим коэффициент диаметра червяка:
q (0.212…0.25)z>2>=(0.212…0.25)*40=8.48…10
Принимаем q = 10
4.6. Определим коэффициент смещения инструмента:
x = 0,714285
4.7. Определим фактическое передаточное число u>ф> и проверим его отклонение u от заданного u:
4.8. Определим фактическое значение межосевого расстояния:
(мм)
a>w>=100(мм)
4.9. Определим основные геометрические параметры передачи:
а) Основные размеры червяка:
делительный диаметр: d>1>=g*m=10*4=40(мм)
начальный диаметр: d>w1>=m*(g+2)=4*(10+2*0)=40(мм)
диаметр вершин витков: d>a1>=d>1>+2*4=48(мм)
диаметр впадин витков: d>f1>=d>1>-2,4m=40-2,4*4=30,4(мм)
делительный угол подъема линии витков: =arctg(Z>1>/g)= arctg(2/10)=11,30
=11018!32!!
длина нарезаемой части червяка:
b>1>=(10+5,5*!X!+Z>1>)m+c
Так как х=0,714285, то С=0
в>1>=(10+5,5*0+2)*4+0=48(мм)
б) основные размеры венца червячного колеса:
делительный диаметр: d>2>=d>w2>=m*z>2>=4*40=160 (мм)
диаметр вершин зубьев: d>a2>=d>2>+2m*(1+x)=160+2*4(1+0)=168 (мм)
наибольший диаметр колеса: d>ам2>≤d>a2>+6m/(z>1>+2)=168+6*4/2+2)=174(мм)
диаметр впадин зубьев: d>f2>=d>2>-2m(1,2-x)=160-2*4(1,2-0)=150,4 (мм)
ширина венца: b>2>=0,355*a>w>=0,355*100=35,5 (мм)
b>2>=36 (мм)
радиусы закруглений зубьев: R>a>=0,5d>1>-m=0,5*40-4=16 (мм)
R>f>=0,5d>1>+1,2m=0,5*40+1,2*4=28,8(мм)
условный угол обхвата червяка венцом колеса 2:
=1030
d!=d>a1>-0,5m=48-0,5*4=46 (мм)
Проверочный расчет:
4.10. Определим кпд червячной передачи:
>где =11,3>>,>>угол трения, определяется в зависимости>
>от фактической скорости скольжения.>
>>
4.11. Проверяем контактные напряжения зубьев колеса >н>:
где F>t= >2 T>2>103/d>2>
К – коэффициент нагрузки. Принимаем в зависимости от окружной скорости колеса:
т. к V>2> м /с, то К=1
4.12. Проверяем напряжения изгиба зубьев колеса:
где Y>F>>2> – коэффициент формы зуба колеса, определяется по табл. 4.10(стр.74 ) в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса.
ZV>2>=Z>2>/COS3
Y
4.13. Составляем табличный ответ.(ТАБ.4.11)
6. Нагрузки валов редуктора.
6.1. Определение сил в червячном зацеплении:
Окружная: F>t>
F>t>
Радиальная: F>r>
Осевая: F>a1=>F>t>=8997 (H) F>A>=F>t>=2138 (H)
6.2. Определение консольных сил на выходные концы валов:
F>M>
Муфта на быстроходном валу. 800-1-55-1У2 ГОСТ 20884-81(К25)
С>>= 1542 F>M>=C>>=r=1542*3=4626
6.3. Силовая схема нагружения валов редуктора.
(СМ. приложение № 1)
Направление витков червяка – правое.
Направление вращения двигателя – правое.
6. Нагрузки валов редуктора.
6.1. Определение сил в червячном зацеплении:
Окружная: F>t>
F>t>
Радиальная: F>r>
Осевая: F>a1=>F>t>=8997 (H) F>A>=F>t>=2138 (H)
6.2. Определение консольных сил на выходные концы валов:
F>M>
С>>= 1542 F>M1>=C>>=r=1542*3=4626
F>K >>МУФТ (НА ТИХ. ВАЛУ)>=2488
F>K (>>НА БЫСТРОХОДНОМ ВАЛ)>=5440
6.3. Силовая схема нагружения валов редуктора.
(СМ. приложение № 1)
Направление витков червяка – правое.
Направление вращения двигателя – правое.
7. Проектный расчет валов. Эскизная компановка редуктора.
7.1. Выбор материала валов:
Червяк – Сталь 40Х.
Вал – Сталь 45.
7.2. Допускаемое напряжение на кручение.
2
7.3. Определение геометрических параметров ступеней валов:
I вал:
d>1>=
d>1>=30 ( MM)
l>1>=(1.2…1.5) *d>1>=( 1.2…1.5)*30=36…45
l>1>=40 (MM)
d>2>=d>1>+2t=30+2*2.2=3.4
d>2>=35 (MM)
l>2>= 1.5d>2>=1.5*35=45.5
l>2>=45(MM)
d>3>=d>2>+3.2r=35+3.2*2.5
d>3>=45(MM)
l>3>=ГРАФИЧЕСКИ
d>4>=d>2>=35 (MM)
l>4>=18.5=T l>4>≈20(MM)
II вал.
d>1>=
d>1>≈55 (MM)
l>1>=(1.0…1.5) d>1>=(1.0…1.5)55=55…80
l>1>≈70(MM)
d>2>=d>1>+2t=55+2*3=61
d>2>≈60(MM)
l>2>=1.25d>2>=1.25*60=75
l>2>≈80
d>3>=d>2>+3.2r=60+3.2*3.5=71.2
d>3>≈70(MM)
l>3> Определяется Графически
d>4>=d>2>
l>4>=T=24≈25(MM)
d>5>=d>3>+3*f=70*3.25=77.5
d>5>≈80(MM)
l>5>-ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ГРАФИЧЕСКИ
7.4. Предварительный выбор подшипников качения:
(по ТАБ 7.2) К29 [ 2 ]выбираем
Конические роликовые подшипники типа 7000, так как
а>w> 160 мм., средней серии; схема установки – в распор.
I вал – подшипники № 7207
II вал – подшипники № 7212
основные параметры подшипников
Размеры мм |
Подшипники |
|||||||
вал |
d>1> |
d>2> |
d>3> |
d>4> |
Типо размеры |
d*D*B(T) MM |
Динам. Грузоп. C>r , KH > |
Статич. Групод. Cro, kH |
l>1> |
l>2> |
l>3> |
l>4> |
|||||
быстр |
30 |
35 |
45 |
35 |
7507 |
35*72* 24.5 |
53 |
40 |
40 |
45 |
20 |
||||||
Тихох. |
55 |
60 |
70 |
60 |
7212 |
60*110*24 |
72.2 |
58.4 |
70 |
80 |
25 |
7.5. Эскизная компоновка редуктора (См. приложение№2)
X=8…10 Y > 4X= 32…40 R= d>am>
S =(0.1…0.2) D =(0.1…0.2)72 =7.2…14.4 (MM) h =
h>1> = h>2>= a=( T+) a>1>=0.5(24.5+) =18.42 (MM)
a>2>=0.5(24+)=21.92 (MM)
8. Расчетная схема валов редуктора.
8.1. I вал – определение реакций в подшипниках.
ДАНО :
-
F>t>
d>1>=40 (MM)
F>r>
! >OM>=58 (MM)
F>a>=8997(H)
!>б>=175 (MM)
F>op>=862(H)
Вертик. Плоск.
а. Определяем опорные р-ции
F>r1>*
> >
>>
ПРОВЕРКА :> >Y=0 R>AY>-F>r1>+R>BY>=0609.3-3275+2665.7=0
Строим эпюру изгибающих моментов
Относительно оси Х :
В характерных сечениях, Н*М: М>Х>=0
М>Х =>> >R>AY>*
M>X >0 M>X >= > >
2.Горизонтальная плоскость
а) определяем опорные реакции , Н:
R>BX>=
R>AX>=2216.7 (H)
Проверка: Х=0 F>O>>П>-R>AX>+F>t1>-R>BX>=0
862-2216.7+2138-783.3=0
Б) Строим эпюру изгиб. моментов относительно
Оси У в характерных сечениях
М>у1>=0 М>У2>=F>ОП>*l>оп>=862*0.058=50 Н*М
М>У4>=0 М>у3>= -R>BX>*=-783,3*0,0875=-68,5 ( H*M)
3.Строим эпюру крут. Моментов :
М >к>=Мz=
4.Определяем суммарные радиальные реакции, Н
R
R>2>
>A>R>B>=
5.Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях, Н*М
М>2>=My>2>=50 H*M M>3>=
9. Проверочный расчет подшипников.
9.1. Быстроходный вал.
Подшипники установлены в распор. (см. рис. 9.1.б)
А) Определим осевые составляющие радиальных реакций:
Б) Определим осевые нагрузки подшипников:
В) Определим отношения:
Г) По отношениям выбираем формулы для определения R>Е>:
Д) Определим динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
9.2. Тихоходный вал.
Подшипники установлены враспор.
А) Определим осевые составляющие радиальных реакций:
Б) Определим осевые нагрузки подшипников:
В) Определим отношения:
Г) По отношениям
Соответствующие формулы для определения R>Е>:
Д) Определим динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
Подшипник пригоден.
10. Конструктивная компановка привода.
10.1. Конструирование червячного колеса.
Так как диаметр колеса небольшой, то необходимо его изготовить цельнокованным.
10.2.Конструирование червяка.
Червяк выполняется заодно с валом.
А) конец вала.
10.3. Выбор соединений.
Шпонки: на конце I вала – 8 7 30
под колесом червячным – 2012 60
на конце II вала – 16 10 60
Расчет шпонки под колесом.
10.4. Крышки подшипниковых узлов:
Манжета армированная ГОСТ 8752-79
Крышки торцовые
Для защиты подшипников от продуктов износа червячных колес, а также излишнего полива маслом, подшипниковые узлы закроем с внутренней стороны корпуса маслозащитными шайбами.
Толщина шайб 1,2…2 мм., зазор между корпусом и наружным диаметром шайбы 0,2.ю..0,6 мм.
10.5. Конструирование корпуса редуктора.
10.5.1 Форма корпуса.
Корпус разъемный по оси колеса.
А) толщина стенок корпуса и ребер жесткости:
Принимаем
Б) диаметр болтов фланцев:
В) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МАСЛА
Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МАСЛА
Д) КОНТРОЛЬ УРОВНЯ масла
Жезловый маслоуказатель ( рис. 10.63)
Е) слив масла
Пробка сливная (рис. 10.30)
Ж) отдушина (рис. 10.67)
Проверочные расчеты.
А) фундаментный фланец основания корпуса
Б) фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса.
Количество болтов на одну сторону корпуса – 2шт.
H>2> – графически
В) соединительный фланец крышки и основания корпуса
Г) винты для крепления крышек торцовых:
Д) фланец для крышки смотрового окна:
Смазывание.
А) смазывание зубчатого зацепления – окунание, картерный непроточный способ.
Б) Сорт масла И-Т-Д-460 ГОСТ 17479.4-87 (табл. 10.29)
8.2 2-й вал
Дано: F>t2>=8997 (H), F>r2>=3275 (H),F>a2>=2138(H)
l>T>=94 (MM), l>M>=149(MM),F>M>=6707(H),d>2>=160(MM)
1.ВЕРТИКАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
А) ОПРЕДЕЛЯЕМ ОПОРНЫЕ РЕКЦИИ
ПРОВЕРКА:
Б) СТРОИМ ЭПЮРУ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ
ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ Х :
2. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ
а) ОПРЕДЕЛЯЕМ ОПОРНЫЕ РЕАКЦИИ
ПРОВЕРКА:
б) СТРОИМ ЭПЮРУ ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ У:
в ХАРАКТЕРНЫХ СЕКЦИЯХ
3.ОПРЕДЕЛЯЕМ ЭПЮРУ КРУТЯЩИХ МОМЕНТОВ
4.ОПРЕДЕЛЯЕМ СУММАРНЫЕ РАДИАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ.
5.ОПРЕДЕЛЯЕМ СУММАРНЫЙ ИЗГИБАЮЩИЕ МОМЕНТЫ В НАИБОЛЕЕ НАГРУЖЕННЫХ СЕЧЕНИЯХ, Н*М
9. Проверочный расчет подшипников.
9.1. Быстроходный вал.
Подшипники установлены в распор. (см. рис. 9.1.б)
А) Определим осевые составляющие радиальных реакций:
Б) Определим осевые нагрузки подшипников:
В) Определим отношения:
Г) По отношениям выбираем формулы для определения R>Е>:
Д) Определим динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
9.2. Тихоходный вал.
>2>=6,0,47 (с-1) ,F>A2>=2138 (H), R>1>=15131(H), R>3>=13297 (H)
ПОДШИПНИКИ 7212
Подшипники установлены в распор.
А) Определим осевые составляющие радиальных реакций:
Б) Определим осевые нагрузки подшипников:
В) Определим отношения:
Г) По отношениям
Соответствующие формулы для определения R>Е>:
Д) Определим динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
Подшипник пригоден.
10. Конструктивная компоновка привода.
10.1. Конструирование червячного колеса.
Так как диаметр колеса небольшой, то необходимо его изготовить цельнокованым.
10.2.Конструирование червяка.
Червяк выполняется заодно с валом.
А) конец вала.
10.3. Выбор соединений.
Шпонки: на конце I вала – 8 7 30
под колесом червячным – 2012 60
на конце II вала – 16 10 60
Расчет шпонки под колесом.
, ГДЕ []см=110…190 ()
F>t2 >=8997 (H)
10.4. Крышки подшипниковых узлов:
Манжета армированная ГОСТ 8752-79
d = 35 D=58 h>1 >= 10 d =60 D =85 h>1 >=10
Крышки торцовые
Для защиты подшипников от продуктов износа червячных колес, а также излишнего полива маслом, подшипниковые узлы закроем с внутренней стороны корпуса маслозащитными шайбами.
Толщина шайб 1,2…2 мм., зазор между корпусом и наружным диаметром шайбы 0,2.ю..0,6 мм.
10.5. Конструирование корпуса редуктора.
10.5.1 Форма корпуса.
Корпус разъемный по оси колеса.
А) толщина стенок корпуса и ребер жесткости:
=5.8
Принимаем 6 (MM)
Б) диаметр болтов фланцев:
d>1>= M14- фундаментный
d>2>=M12-крепления корпуса и крышки по бабкам
d>3>=M10 -//-//-//-//-//-//-//-// по фланцам
d>4>=M10- крепление торцевых крышек
d>5>=M6- крепление крышки смотрового мока
В) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МАСЛА
Г) ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МАСЛА
Д) КОНТРОЛЬ УРОВНЯ масла
Жезловый маслоуказатель ( рис. 10.63)
Е) слив масла
Пробка сливная (рис. 10.30)
Ж) отдушина (рис. 10.67)
Проверочные расчеты.
А) фундаментный фланец основания корпуса
Б) фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса.
Количество болтов на одну сторону корпуса – 2шт.
H>2> – графически
В) соединительный фланец крышки и основания корпуса
Г) винты для крепления крышек торцовых:
Д) фланец для крышки смотрового окна:
Смазывание.
А) смазывание зубчатого зацепления – окунание, картерный непроточный способ.
Б) Сорт масла И-Т-Д-460 ГОСТ 17479.4-87 (табл. 10.29)
Параметры |
значение |
Параметры |
Значение |
Межосевое расстояние a>w> |
87 |
Диаметры червяка: Делительный d>1> Начальный d>w1> Вершин витков d>a1> Впадин витков d> f1> |
|
40 40 48 30,4 |
|||
Модуль зацепления m |
4 |
Диаметры колеса Делительный диаметр d>2>=d>w> Вершин зубьев d>a2> впадин зубьев d> f2> наибольший d>am> |
160 168 150,4 174 |
Коэфициент диаметра червяка |
10 |
||
Делительный угол подьема витков червяка угол |
11 |
||
Угол обхвата червяка червяка венцом 2 |
103 |
||
Число ветков червяка z>1> |
2 |
||
Число зубьев колеса z>2> |
40 |
||
Ширина зубчатого венца колеса b>2> |
36 |
||
Длина нарезаемой части червяка b>1> |
48 |
Проверочный расчет |
|||
Параметры |
Допускаемое значение |
Расчетное значение |
Прим. |
Коэффициент полезного действия |
0,7…0,75 |
0,824 |
|
Контактное напряжения |
250-25V>s> |
997.32 |
Список использованной литературы.
Н.Г. Куклин Детали Машин М.: Высшая школа ,- 1984
А.Е. Шейнблинт Курсовое проектирование Детали Машин М.: Высшая школа,-1991г.
Оглавление
-
№
Пункт
Лист
1
Введение
2
2
Пояснительная записка
3-4
2.1
Кинематический расчет привода
4-8
3
Выбор материала червяка
9
4
Расчет червячной передачи
9
5
Расчет ременной передачи (не производился)
6
Нагрузки валов редуктора
10
6.1
Определение сил в зацеплении закрытой передачи
11
6.2
Определение консольных сил
11
6.3
Силовая схема нагружения валов редуктора
11
7
Проектный расчет валов
12-13а
7.1
Выбор допускаемого напряжений на кручение
7.2
Выбор допускаемых напряжений на кручение
7.3
Определение геометрических параметров ступеней валов
7.4
Пре6дварительный выбор подшипников качения
7.5
Эскизная компоновка редуктора
8
Расчетная схема валов редуктора
14-15
8.1
Определение реакций в опорах подшипника
8.2
Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов
9
Проверочный расчет подшипников качения
16-17
10
Конструктивная компоновка привода
18-20
11
Проверочные расчеты
21-24
12
Технический уровень редуктора
24
13
Список использованной литературы
25
14
Приложения
10;14а;15
15
Графическая часть
|
|||||||
Изм. |
Лист |
Подпись |
Дата |
||||
РАЗРАБОТАЛ |
Богданов В.О. |
Стадия |
Лист |
Листов |
|||
Проверил. |
Гоголенко |
||||||
. |
|||||||
Н. Контр. |
Шиляева |
||||||
Утвердил. |
Введение
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемых редукторах используются различные передачи. Передачи классифицируются:По принципу действия:а) с использованием сил трения (фрикционные, ременные).б) работающие в результате возникновения давления между зубьями и кулачками.
|
|||||||
Изм. |
Лист |
Подпись |
Дата |
||||
РАЗРАБОТАЛ |
Богданов В.О. |
Стадия |
Лист |
Листов |
|||
Проверил. |
Гоголенко |
||||||
. |
|||||||
Н. Контр. |
Шиляева |
||||||
Утвердил. |
|||||||
2.1. Выбор двигателя, кинематический расчет привода. 2.1.1. Требуемая мощность рабочей машины: Р рм = 4 кВт. 2.1.2. Определим общий коэффициент полезного действия (кпд) привода: п = п зп . ппк . п кп, где п зп = 0,85 – кпд червячной передачи, п пк = 0,99 – кпд подшипников качения ( 2 пары), п кп = 0,95 – кпд клиноременной передачи. П = 0,85. 0,992. 0,95 = 0,79143075. 2.1.3. Определим требуемую мощность двигателя: Р>дв> = Р>рм >/ п = 4 / 0,79143075 = 5,054 кВт. 2.1.4. Определим номинальную мощность двигателя: Р >ном > Р>дв, >Р>ном >= 5,5 кВт. 2.1.5. Выбираем тип двигателя по табл. К9: Двигатель асинхронный короткозамкнутый трехфазный общепромышленного применения, закрытый, обдуваемый типа 4АМ100L2У3, с частотой вращения 3000 об/мин, n >ном.> = 2880 об/ мин. 2.2. Определение передаточного числа привода и его ступеней 2.2.1.Частота вращения выходного вала редуктора: п>рм> = 55 об/мин. 2.2.2. Определим передаточное число привода: U = n>ном>>/>n>рм >= 2880/55 =52,36. |
|||||||
2.2.3. Определим передаточные числа ступеней привода: U = U>зп>. U>оп >= 20. 2,618
2.2.4. Определим максимальное допускаемое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины n>рм>: n>рм>= n>рм . >/100 = 55 . 5/ 100 = 2,75 об/мин. 2.2.5. Определим допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины: [n>рм>] = n>рм>> >+ n>рм>> >= 55+2,75 = 57,75 об/мин. 2.2.6. Определим фактическое передаточное число привода: U>ф>= n>ном>/[n>рм>] = 2880/57,75 = 49,87. 2.2.7. Уточняем передаточные числа: 2.3. Определение силовых и кинематических параметров привода: 2.3.1. Мощность: 2.3.2. Частота вращения и угловая скорость: 2.3.3. Вращающий момент Т, нм: 3.1. Червячная передача. 3.1.1. Выбор материала червяка: По табл. 3.1 определим марку стали для червяка: Сталь 40Х с твердостью 45 НRCэ, термообработка – улучшение и закалка ТВЧ. По табл. 3.2 для стали 40Х – твердость 45…50HRCэ >в> =900 Н/мм2, >т >=750 Н/мм2 3.1.2. Выбор материала червячного колеса: Марка материала червячного колеса зависит от скорости скольжения: V>s>= В соответствии со скоростью скольжения по табл. 3.5 из группы II принимаем бронзу БрА10Ж4Н4, полученную способом центробежного литья; >в >=700 Н/мм2,> >>т >=460 Н/мм2
3.1.3. Определим допускаемые контактные напряжения >н> и изгибные >F >напряжения: а) при твердости витков червяка 45HRCэ >н >= > >С>>=0,97 – коэффициент, учитывающий износ материала Б) коэффициент долговечности при расчете на изгиб: Для нереверсивных передач:
Табл. 3.7
4. Расчет червячной передачи. 4.1. Определим главный параметр – межосевое расстояние а>w>= Принимаем а>w >= 90 мм ( см. табл. 13.15) 4.2. Выбираем число витков червяка z>1>: z>1> зависит от u>чер.> u>чер.>=20, следовательно z>1>=2 4.3. Определим число зубьев червячного колеса: z>2> = z>1> u>чер.>=220=40 4.4. Определим модуль зацепления: m = Принимаем m = 3,5 4.5. Из условия жесткости определим коэффициент диаметра червяка: q q Принимаем q = 10 4.6. Определим коэффициент смещения инструмента: x = 0,714285
4.7. Определим фактическое передаточное число u>ф> и проверим его отклонение u от заданного u: 4.8. Определим фактическое значение межосевого расстояния:
4.9. Определим основные геометрические параметры передачи: а) Основные размеры червяка: делительный диаметр: начальный диаметр: диаметр вершин витков: диаметр впадин витков: делительный угол подъема линии витков:
длина нарезаемой части червяка: Так как х=0,714285, то С=
б) основные размеры венца червячного колеса: делительный диаметр: диаметр вершин зубьев: наибольший диаметр колеса: диаметр впадин зубьев: ширина венца: радиусы закруглений зубьев: условный угол обхвата червяка венцом колеса 2:
Проверочный расчет: 4.10. Определим кпд червячной передачи:
|
|||||||
4.11. Проверяем контактные напряжения зубьев колеса >н>:
К – коэффициент нагрузки. Принимаем в зависимости от окружной скорости колеса.
4.12. Проверяем напряжения изгиба зубьев колеса:
где Y>F>>2> – коэффициент формы зуба колеса, определяется по табл. 4.10 в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса.
4.13. Составляем табличный ответ.
6. Нагрузки валов редуктора. 6.1. Определение сил в червячном зацеплении: Окружная: Радиальная: Осевая: 6.2. Определение консольных сил на выходные концы валов: Муфта на быстроходном валу.
6.3. Силовая схема нагружения валов редуктора. Направление витков червяка – правое. Направление вращения двигателя – правое.
7. Проектный расчет валов. Эскизная компановка редуктора. 7.1. Выбор материала валов: Червяк – Сталь 40Х. Вал – Сталь 45.
7.2. Допускаемое напряжение на кручение.
7.3. Определение геометрических параметров ступеней валов:
I вал.
II вал.
7.4. Предварительный выбор подшипников качения:
II вал – подшипники № 7212
7.5. Эскизная компановка редуктора: 8. Расчетная схема валов редуктора. 8.1. I вал – определение реакций в подшипниках. 9. Проверочный расчет подшипников. 9.1. Быстроходный вал. Подшипники установлены враспор. (см. рис. 9.1.б) А) Определим осевые составляющие радиальных реакций: Б) Определим осевые нагрузки подшипников: В) Определим отношения: Г) По отношениям выбираем формулы для определения R>Е>: Д) Определим динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки: 9.2. Тихоходный вал. Подшипники установлены враспор. А) Определим осевые составляющие радиальных реакций:
Б) Определим осевые нагрузки подшипников:
В) Определим отношения:
Г) По отношениям
Соответствующие формулы для определения R>Е>:
Д) Определим динамическую грузоподъемность по большему значению эквивалентной нагрузки:
Подшипник пригоден.
10. Конструктивная компановка привода. 10.1. Конструирование червячного колеса. Так как диаметр колеса небольшой, то необходимо его изготовить цельнокованным.
10.2.Конструирование червяка. Червяк выполняется заодно с валом. А) конец вала. 10.3. Выбор соединений. Шпонки: на конце I вала – 8 7 30 под колесом червячным – 2012 60 на конце II вала – 16 10 60 Расчет шпонки под колесом. 10.4. Крышки подшипниковых узлов: Манжета армированная ГОСТ 8752-79 Крышки торцовые
Для защиты подшипников от продуктов износа червячных колес, а также излишнего полива маслом, подшипниковые узлы закроем с внутренней стороны корпуса маслозащитными шайбами. Толщина шайб 1,2…2 мм., зазор между корпусом и наружным диаметром шайбы 0,2.ю..0,6 мм. |
|||||||
10.5. Конструирование корпуса редуктора. 10.5.1 Форма корпуса. Корпус разъемный по оси колеса. А) толщина стенок корпуса и ребер жесткости: Принимаем Б) диаметр болтов фланцев:
А) фундаментный фланец основания корпусаБ) фланец подшипниковой бобышки крышки и основания корпуса. Количество болтов на одну сторону корпуса – 2шт. H>2> – графически В) соединительный фланец крышки и основания корпуса
Г) винты для крепления крышек торцовых: Д) фланец для крышки смотрового окна:
Смазывание. А) смазывание зубчатого зацепления – окунание, картерный непроточный способ. Б) Сорт масла И-Т-Д-460 ГОСТ 17479.4-87 (табл. 10.29)
В) определение количества масла Г) определение уровня масла Д) контроль уровня масла. Жезловы
|
|||||||
В) определение |
В) ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА МАСЛАГ) ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ МАСЛА Д) КОНТРОЛЬ УРОВНЯ масла
Жезловый маслоуказатель ( рис. 10.63) Е) слив масла Пробка сливная (рис. 10.30) Ж) отдушина (рис. 10.67) Проверочные расчеты. |
||||||
. |
|||||||
Лист |
|||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подп. |
Дата |
|
||||||
Лист |
||||||
Изм. |
Лист |
№ докум. |
Подпись |
Дата |
Введение
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемых редукторах используются различные передачи. Передачи классифицируются:
По принципу действия:
а) с использованием сил трения (фрикционные, ременные).
б) работающие в результате возникновения давления между зубьями и кулачками.
2.1. Выбор двигателя, кинематический расчет привода.
2.1.1. Требуемая мощность рабочей машины: Р рм = 4 кВт.
2.1.2. Определим общий коэффициент полезного действия (кпд) привода: η= η >зп> * η>пк> * η >кп>, где
η >зп> = 0,85 – кпд червячной передачи,
η >пк> = 0,99 – кпд подшипников качения ( 2 пары),
η >кп> = 0,95 – кпд клиноременной передачи.
η = 0,85. 0,992. 0,95 = 0,79143075.
2.1.3. Определим требуемую мощность двигателя:
Р>дв> = Р>рм >/ η = 4 / 0,79143075 = 5,054 кВт.
2.1.4. Определим номинальную мощность двигателя:
Р >ном > Р>дв >,> >Р>ном >= 5,5 кВт.
2.1.5. Выбираем тип двигателя по табл. К9:
Двигатель асинхронный короткозамкнутый трехфазный общепромышленного применения, закрытый, обдуваемый типа 4АМ100L2У3, с частотой вращения 3000 об/мин,
n >ном.> = 2880 об/ мин.
2.2. Определение передаточного числа привода и его ступеней
2.2.1.Частота вращения выходного вала редуктора:
n>рм> = 55 об/мин.
2.2.2. Определим передаточное число привода:
U = n>ном>>1/>n>рм >= 2880/55 =52,36.
2.2.3. Определим передаточные числа ступеней привода:
U = U>зп>. U>оп >= 20. 2,618
2.2.4. Определим максимальное допускаемое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины n>рм>:
Δn>рм>= n>рм >>*>δ> >/100 = 55*5/ 100 = 2,75 об/мин.
2.2.5. Определим допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины:
[n>рм>] = n>рм>> >+ ∆ n>рм>> >= 55+2,75 = 57,75 об/мин.
2.2.6. Определим фактическое передаточное число привода:
U>ф>= n>ном>/[n>рм>] = 2880/57,75 = 49,87.
2.2.7. Уточняем передаточные числа:
U>зп>=10
U>оп>=4,987
2.3. Определение силовых и кинематических параметров привода:
2.3.1. Мощность: Р>дв>=5,5 (КВт)
Быстроходный вал: Р>1>=Р>дв>*η>оп>*η>пк>=5,5*0,95*0,99=5,17275
Тихоходный вал: Р>2>=Р>1>*η>зп>*η>пк>=5,17275*0,85*0,99=4,3528
Введение
Цель курсового проектирования – систематизировать, закрепить, расширить теоретические знания, а также развить расчетно-графические навыки студентов. Основные требования, предъявляемые к создаваемой машине: высокая производительность, надежность, технологичность, минимальные габариты и масса, удобство в эксплуатации и экономичность. В проектируемых редукторах используются различные передачи. Передачи классифицируются:
По принципу действия:
а) с использованием сил трения (фрикционные, ременные).
б) работающие в результате возникновения давления между зубьями и кулачками.
2.1. Выбор двигателя, кинематический расчет привода.
2.1.1. Требуемая мощность рабочей машины: Р рм = 4 кВт.
2.1.2. Определим общий коэффициент полезного действия (кпд) привода: η= η >зп> * η>пк> * η >кп>, где
η >зп> = 0,85 – кпд червячной передачи,
η >пк> = 0,99 – кпд подшипников качения ( 2 пары),
η >кп> = 0,95 – кпд клиноременной передачи.
η = 0,85. 0,992. 0,95 = 0,79143075.
2.1.3. Определим требуемую мощность двигателя:
Р>дв> = Р>рм >/ η = 4 / 0,79143075 = 5,054 кВт.
2.1.4. Определим номинальную мощность двигателя:
Р >ном > Р>дв >,> >Р>ном >= 5,5 кВт.
2.1.5. Выбираем тип двигателя по табл. К9:
Двигатель асинхронный короткозамкнутый трехфазный общепромышленного применения, закрытый, обдуваемый типа 4АМ100L2У3, с частотой вращения 3000 об/мин,
n >ном.> = 2880 об/ мин.
2.2. Определение передаточного числа привода и его ступеней
2.2.1.Частота вращения выходного вала редуктора:
n>рм> = 55 об/мин.
2.2.2. Определим передаточное число привода:
U = n>ном>>1/>n>рм >= 2880/55 =52,36.
2.2.3. Определим передаточные числа ступеней привода:
U = U>зп>. U>оп >= 20. 2,618
2.2.4. Определим максимальное допускаемое отклонение частоты вращения приводного вала рабочей машины n>рм>:
Δn>рм>= n>рм >>*>δ> >/100 = 55*5/ 100 = 2,75 об/мин.
2.2.5. Определим допускаемую частоту вращения приводного вала рабочей машины:
[n>рм>] = n>рм>> >+ ∆ n>рм>> >= 55+2,75 = 57,75 об/мин.
2.2.6. Определим фактическое передаточное число привода:
U>ф>= n>ном>/[n>рм>] = 2880/57,75 = 49,87.
2.2.7. Уточняем передаточные числа:
U>зп>=10
U>оп>=4,987
2.3. Определение силовых и кинематических параметров привода:
2.3.1. Мощность: Р>дв>=5,5 КВт
Быстроходный вал: Р>1>=Р>дв>*η>оп>*η>пк>=5,5*0,95*0,99=5,17275
Тихоходный вал: Р>2>=Р>1>*η>зп>*η>пк>=5,17275*0,85*0,99=4,3528