Понятие и классификация функций государства (работа 1)
Северо-Западная академия государственной службы
Кафедра государственного права
Реферат
по курсу «Теория государства и права»
на тему: «Понятие и классификация функций государства».
работу выполнил
студент I курса
факультета ГиМУ
124 группы
Работу проверил
Должность Ф.И.О.
Санкт-Петербург
2000
План
1.Введение.
2.Внутренние функции.
2.1. хозяйственно-организаторская (экономическая).
2.2. финансового контроля.
2.3. социальная.
2.4. природоохранительная
2.5. правоохранительная.
3. Внешние функции.
3.1. политическая.
3.2. экономическая.
3.4. оборона страны.
3.5. охрана мировой окружающей среды.
4. Заключение.
5. Список использованной литературы.
1. Введение.
Прежде чем говорить о функциях государства следует сказать несколько слов об его происхождении. Предпосылками образования государства могли послужить следующие факторы: слом родоплеменных отношений; появление частной собственности; и, как следствие, образование нового класса в обществе – управленцев, организаторов, которые занимались только вопросами публичной власти и управления.
Касаясь общественного строя первобытной общины, можно отметить бесклассовость и социальную однородность того общества.
Первобытное общество жило родами, семьями. Для этого общества были характерны кровнородственные браки, половозрастной характер разделения труда, коллективные формы решения общих дел (собрание сородичей как высший орган управления), присутствие табу и обычаев вместо институционализированных правовых норм и законов и т. д.
Основными двумя факторами, разрушившими родоплеменные отношения стали табу на кровосмешение и образование частной собственности. Происходило это следующим образом…
Человечество постепенно осознало опасность появления неполноценного потомства вследствие инцестаI, что заставляло людей составлять брачные пары из разных племен и родов. Таким образом эта брачная пара, состоящая из людей принадлежащих к разным родам не могла примкнуть ни одному, ни к другому роду, что вынуждало новоиспеченную семью отделяться в собственную социальную единицу. Эта независимая от рода семья создает субъект частной собственности. Выделившиеся из рода семьи (а затем индивиды) объединяются в общество, основанное на вещных, рыночных связях. По мере развития производственных отношений усложнялись социальные связи между людьми, происходило общественное разделение труда. Объективная потребность новой социальной организации в общественной силе, которая способна решать общие дела и мобилизовать население на их решение, и породила государство, публичную власть.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что государство возникло из родовых структур и было призвано обеспечивать своей организацией решение общих дел. Таким образом, можно утверждать, что природа общих дел и способы решения общественных проблем не зависит от сознания и воли людей, независимо от того занимаются ли они государственным управлением непосредственно или нет. Государство есть сложная социальная организация, основным назначением которой является осуществление публичной власти в интересах всего общества. Деятельность государства многогранна, она охватывает самые различные стороны общественной жизни. Основные направления деятельности государства называются функциями государства.
В функциях государства выражается его сущность, та роль, которая отводится государству в решении вопросов общественного развития и блага народонаселения. Функция государства - это его назначение и роль как социального института.
С момента возникновения первого государства его роль и назначение остаются неизменными, и не будут изменятся в будущем, пока государство будет существовать как совокупность государственных органов. Когда оно достигло возможно высшей своей ипостаси - правового государства, у него только одна важнейшая функция, только одно назначение, только одна роль в обществе: управлять этим обществом, т.е. организовывать его. При этом не имеет определяющего значения тот факт, с какой целью оно управляет - ради блага всего общества либо ради блага отдельной его части. Различие существует только в масштабах и методах такого управления, а также в целях, которые перед собой ставит государство.
Итак, можно утверждать, что государство, прежде всего, это аппарат подавления, основной функцией которого является функция государственного управления. В идеале принято считать, что генеральной, основной целью деятельности государства являются блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной социальной и правовой защищенности каждой личности. Но в реальности эта цель трудновыполнима, потому как даже в самом «демократичном государстве» всегда образуется определенная «олигархическая» группа (из управления государством), преследующая свои собственные интересы и неспособная на обеспечение интересов каждого члена общества.
Функция государственного управления, в свою очередь, подразделяется на несколько категорий в зависимости от направлений его деятельности и сферы общественной жизни в которой они протекают: это внутренние и внешние функции.
Внутренними функциями государства является совокупность различных видов государственной деятельности внутри страны. Такими функциями могут служить:
экономическая,
социальная,
экологическая
финансового контроля
правоохранительная
Важнейшие внешние функции государства представляют собой совокупность видов деятельности государства на международной арене:
в политической области;
в экономике;
в обороноспособности государства;
в охране мировой окружающей среды.
По продолжительности действия функции государства бывают постоянные и временные. К постоянным относятся такие государственные функции, которые не прекращают своего действия на всех этапах развития государства. Также существуют временные функции, связанной с решением определенной задачи, как правило имеющей чрезвычайный характер (как например, ликвидация последствий стихийного бедствия, катастроф государственного масштаба, антиправительственных выступлений).
Следует сказать, что изложенная здесь классификация функций государства неоднозначна и подозревает множественность критериев и оценок.
2. Внутренние функции.
Внутренние функции государства определяют деятельность государства на его территории и в рамках его суверенитета. Функции государства подразделяются на несколько типов, каждый из которых характеризует определённую сферу государственной деятельности в управлении внутренней жизнью общества.
2.1. Хозяйственно-организаторская (экономическая).
Одной из важнейших внутренних функций государства является экономическая. Значение этой функции заключается в выработке и координировании государством основных стратегических направлений развития экономики государства в наиболее оптимальном режиме. Методы осуществления этой функции очень разнообразны и зависят от сущности самого государств, его политики. В государствах, в основе которых лежит административная система управления, экономика , как правило, регулируется в основном командными и административными методами. Для государств с рыночной экономикой характерна свобода и самостоятельность собственника, обеспечивающие реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей материальных и духовных благ. В таких государствах основным регулятором рыночных отношений становится закон спроса и предложения.
Существует два основных метода государственного регулирования экономики:
достаточно определённая и жёсткая налоговая политика, позволяющая государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях развития производительных сил общества;
создание наиболее благоприятных хозяйственных условий в приоритетных отраслях экономики, дающих наибольшую выгоду обществу в целом.
Как правило, оба этих метода взаимосвязаны и действуют в совокупности друг с другом.
Рассматривая экономическую функцию государства в современном правовом государстве можно выявить ряд её направлений:
1) воздействие государства на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета страны, контроля за его расходованием; в программах развития экономики в государственном масштабе и т. п. Функция государства здесь заключается в основном в регулятивных, стимулирующих, консультационных действиях. Но ни в коем случае не в создании распределительных или запретительных механизмов.
непосредственное хозяйственное руководство государственным сектором экономики, т. е. на государственных предприятиях и различных учреждениях, где государство выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.
В Российской Федерации, как формально правовом государстве, существуют определенные экономические свободы и гарантии на её территории, закреплённые в конституции РФ:
«В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».(статья 8 пункт 1 и 2).
Россия является одним из государств с развивающейся рыночной экономикой. В процессе реформ в России происходит постепенное переосмысление экономической политики государства. На сегодняшний день мы постепенно уходим от единственно правильного свободного рынка, саморегулируемого на основе спроса и предложения. Постепенно пришло понимание, что в условиях ограниченности ресурсов, периодически повторяющихся экономических кризисов, безработицы и инфляции в России возникает потребность в продуманной, сбалансированной экономической политике государства. Т. е. в данный исторический период своего развития Россия нуждается в укреплении государственного регулирования экономики, прежде всего, выражающейся в налоговой политике, как главнейшим элементом экономической функции государства.
2.2. Функция финансового контроля.
Функция финансового контроля государства выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. По закону определённая часть этих доходов в виде налогов перечисляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд, а также на содержание самого аппарата управления государством.
Как правило, высший финансовый контроль за доходами и расходами в государстве осуществляется Парламентом. Практически во всех государствах широкими полномочиями в этом виде деятельности обладают министерства финансов. Например, в Англии контроль за распределением между различными ведомствами средств государственного бюджета и их использованием осуществляет Ведомство контролера и главного аудитора совместно с министерством финансов.
Итак, важнейшей частью экономической политики государства является налоговая система как совокупность направлений, конкретных мер и действий, призванных пополнять доходную часть бюджета и внебюджетных фондов.
Современная российская налоговая система в основном отвечает требованиям рыночной экономики и в основном тождественна зарубежным системам, однако слишком громоздка, нерациональна как по структуре, так и по уровню различных налогов. Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить принципы рациональной налоговой политики, а именно ( по 7-ому источнику )
«1) простота. Установление налогов и сборов не должно сопровождаться созданием гигантского бюрократического аппарата. Форма отчетности должна быть доступна и прозрачна как для заполнения физическими лицам, бухгалтерскими службами предприятий. так и для проверок налоговыми органами;
2) общая нацеленность. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из совокупного влияния на развитие экономики;
3) фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше суммы налоговых поступлений. Особо важным становится максимизация общей массы доходов от налогов, а не ставки последних;
4) блокирование тенденций к уклонению от уплаты налогов. Обеспечение либо невозможности уклонения от его уплаты, либо создание условий невыгодности для налогоплательщика нарушения закона. В противном случае возникает мощный стимул криминализации экономики и общества;
5) универсальность. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков, отраслей, регионов и видов деятельности;
6) стимулирование общественно-полезных и подавление вредных видов деятельности;
7) защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор влияния инфляции лишь в интересах бюджета, что приводит к разорению налогоплательщиков и, как следствие, к сокращению налоговых поступлений. Например, с ростом цен за год в несколько раз даже при условии нулевой рентабельности налог на прибыль составит значительную часть оборота. В таких условиях выживает только предприятие с высокой скоростью оборота.
Из перечисленных критериев налоговой системы можно сделать вывод о, мягко говоря, не полной эффективности существующей системы налогообложения в Российской Федерации».
2.3. Социальная функция.
Задача социальной функции государства состоит в обеспечении социальной защищенности личности, нормальных условиях жизни для каждого члена общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве каких-либо благ.
В первую очередь, социальная политика государства предполагает распределение социальных благ независимо от трудового вклада для того, чтобы обеспечить тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться: больным, инвалидам, пожилым людям, студентам и детям. Также любое правовое государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительства жилья, чёткую работу транспорта и связи. Таким образом должна обеспечиваться надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование различными достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объёме пользоваться все граждане государства. Например, социальная функция в области поддержки культуры реализуется через учреждение сети государственных театров, кинотеатров, музеев, финансирования различных выставок и других культурных мероприятий.
Немецкий историк Г. А. Риттер выделяет три типа социального государства. Первым типом Риттер определяет «позитивное государство», в котором социальное обеспечение основано на индивидуализме и защите корпоративных интересов и в котором государственная социальная политика является лишь средством контроля. Второй тип - собственно социальное государство, в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство шансов на успех. Третьим является «государство благоденствия», в котором «обеспечивается равенство, кооперация и солидарность» с одинаковой социальной политикой; в нем должны уменьшаться различия в зарплате, гарантироваться полная занятость, обеспечение трудящихся доминирующим местом в политике государства.
Необходимо отметить, что, будучи только моделями, эти типы социального государства нигде не были реализованы в полной мере и лишь отражают основные тенденции в социальной политике современного Запада. В этом смысле следует добавить о том, идея социального государства имеет двойственный характер. Социальная функция государства призвана обеспечивать равенство как юридическое, так и материальное, что идет в противоречие с идеей свободы и концепцией правового государства, в котором вмешательство государства в частные и общественные дела ограничиваются необходимым минимумом. Как подчеркивает в своей работе Риттер, социальное государство содержит в себе опасность установления тотального контроля и управления обществом «сверху», но оно же одновременно способствует росту реальной свободы, ликвидируя бедность и социализацию индивида.
Современное российское государство также имеет социальные гарантии, закреплённые в конституции РФ, статье 8:
«1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты”.
Тем не менее, Россию нельзя назвать социальным государством, потому что оно не обеспечивает своих граждан приемлемым уровнем социальных гарантий и обеспечения своих сограждан.
2.4. Природоохранительная функция.
Природоохранительная (экологическая) функция государства занимает одно из ведущих мест во внутренней деятельности государства. Земля является объектом нашего совместного проживания, он требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения к себе. В большинстве современных государств разработано обширное законодательство по охране природы, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, земли, вод и лесов).
Во многих странах существуют специально разработанные национальные программы по охране окружающей среды, которые предусматривают применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, подчас устраняющие сами источники загрязнения или вредных отходов производства. Например, в США действует Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, разработаны долгосрочные программы по предупреждению загрязнения атмосферы, водоемов и почвы производственными и бытовыми отходами.
В Англии, Казахстане, России, на Украине и многих других странах действуют специализированные министерства и ведомства по контролю и регулированию деятельности в области окружающей среды. В Российской конституции закреплена природоохранительная функция Российского государства:
«Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». (ст. 9 пункт 1)
Статья 42: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
2.5. Правоохранительная функция.
Функция охраны правопорядка подразумевает под собой сферу деятельности государства, направленную на обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми гражданами определенного государства. В правовом государстве интересы каждой личности охраняются от любых незаконных посягательств. Государство охраняет интересы каждой личности как гражданина и члена общества одновременно охраняя свои интересы, интересы всего общества.
Однако борьба с правонарушениями является важной, но не первостепенной стороной правоохранительной деятельности государства. Государство реально обеспечивает общественный порядок с помощью специальных органов суд, прокуратура, нотариат, и т. д. Результатом правоохранительной деятельности являются акты применения правовых норм, специфика которых заключается то, что они служат целям профилактики преступлений и других правонарушений, восстановления нарушенного права, другими словами - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
Надо сказать, что в силу все гармонично развивающихся, объективно обусловленных экономических, социальных и нравственных отношений граждан с государством, принудительная сторона государственной деятельности постепенно преобразуется в правовой порядок цивилизованного общества.
В Российской Федерации верховенство прав и свобод человека как основной ценности, определяющей правоохранительную деятельность государства закреплены в статье 19 Конституции РФ:
«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
3. Внешние функции.
Внешние функции государства представляют собой совокупность различных действий государства на международной арене. Соответственно эти функции можно распределить по трем основным направлениям: в политике, в экономике, в области охраны мировой окружающей среды. Государство должно обеспечивать интеграционные процессы во взаимоотношениях с другими странами, одновременно отстаивая свою собственную независимость на международной арене.
3.1.
Политическая функция.
В области политики сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах войны и мира. На современном этапе развития мирового сообщества государства в целом избегают применения оружия. Политическое сотрудничество государств осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентской, межправительственной и других уровнях государственной власти. Такая организация как Европейское сообщество имеет общие межгосударственные органы власти: законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами каждого государства, состоящего в объединении. В 1991 году возникло Содружество Независимых Государств (СНГ), построенное на принципах экономического сотрудничества. Такое объединение было обусловлено тем, что бывшие республики Советского Союза были тесно связаны прочными экономическими связями, существование вне которых было бы для них губительно.
Основным международным органом, которое координирует политические интересы большинства современных государств, является Организация Объединенных Наций (ООН). Вопросами политического урегулирования военных и других конфликтов занимается постоянно действующий орган ООН – Совет Безопасности. В его сферу деятельности входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности по развитию сотрудничества в самых разнообразных сторонах межгосударственных отношений.
Помимо ООН и СНГ существуют также региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и многие другие.
В Российской Федерации закреплено конституционно участие данного государства в международной системе охраны прав и свобод человека и гражданина (статья 46 пункт 3):
«Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющееся внутригосударственные средства правовой защиты».
3.2. Экономическая функция.
Под внешней экономической функцией государства понимается его взаимодействие с другими странами в области экономики. В частности, международное экономическое сотрудничество включает в себя международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота и развитие кредитно-финансовых связей. Общей координацией международного экономического сотрудничества занимается Организация Объединенных Наций и её специализированные подразделения. Экономический и Социальный Совет ООН имеющие в своем составе ряд органов, занимающееся вопросами мировой экономики: Совет по торговле и развитию, Экономический комитет, региональные экономические комиссии, комитеты по жилищному вопросу, строительству и планировке, природным ресурсам, науке и технике. Также вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие учреждения как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд (МВФ) и многие другие.
Наиболее влиятельное сообщество государств в современном мире – это Европейское сообщество. Его целью является достижение взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической и военных областях; сбалансированное развитие; повышение уровня жизни населения и т. д.
3.5. Функция обороны страны.
Функция обороны страны от внешнего нападения со стороны других государств составляет одно из важнейших направлений его деятельности. В мирное время – это всестороння подготовка страны к возможному отражению в случае нападения извне. В военное же время функция обороны страны перерастает в форму прямой вооруженной борьбы с противником. В современном обществе подавляющее большинство государств придерживаются оборонительной доктрины, суть которой заключается в создании оптимальной достаточности сил и средств для предотвращения возможной агрессии со стороны другого государства или группы государств. Такой подход к вопросам военного противостояния значительно понижает вероятность возникновения войн в жизни народов, имея в перспективе полное их исчезновение.
В настоящее время поддержка обороноспособности страны является крайне затратной статьей в бюджете любого государства. Оборонная деятельность государства складывается из нескольких направлений: укрепление оборонной мощи страны; постоянное совершенствование боеспособности вооруженных сил; охрана государственных границ и некоторые другие.
Современный процесс постепенного снижения уровня военного противостояния государств ведет к улучшению экономических, культурных и духовных связей народов.
3.5. Охрана мировой окружающей среды.
Эта функция обеспечивает усилия большинства государств в области поддержания нормальной экологической обстановки на всей планете. Данная деятельность имеет всеобъемлющий характер и проводится как по линии специализированных учреждений ООН, так и в рамках региональных и других межгосударственных органов. Примером одной из таких организаций может служить GREEN PEACE, имеющий отделения практически во всех странах мирового сообщества.
4. Заключение.
В заключении хотелось бы обобщить наши изыскания по определению и классификации функций государства. Функции государства – не что иное, как цельная взаимосвязанная деятельность всей совокупности государственных органов, направленная на сбалансированное экономическое, социальное и духовное развитие общества, при непременном сотрудничестве с другими государствами. Современное, организованное государством, общество может эффективно развиваться лишь при координации функциональных действий данного государства.
Рассматривая осуществление государственных функций в современной России можно отметить их недостаточную сбалансированность, что должно повлечь за собой длительный период становления отечественной государственности.
5.Список использованной литературы.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права. 2-е изд. – М.: Интерстиль, 1998.
Основы права / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1998.
Спиридонов Л. И. Теория государства и права. – М.: ООО
Издательство Проспект, 1999.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. –
М.: Юристъ, 1997
Конституция Российской Федерации. – С.- Пб.: Корона принт, 2000.
Журавлева И., Комаров А. Государственное управление как
функция государства // Право и жизнь. 2000. № 25.
Комаров А. Налоговая система как элемент экономической политики государства // Право и экономика. 2000. № 25.
8.. Алексеева Е. Осуществление нотариатом государственных функций по защите имущественных прав физических лиц // Развитие российского федерального законодательства. 2000. № 25.
Интрилигейтор Майкл Д. Глобализация как источник международных конфликтов и обострения конкуренции // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 6.
9.http://www.sibupk.nsk.su/Intranet/Univer/Chairs/c_history/Polit/PolitologSh/Sh5.htm// Советы по политологии.
10. Советский энциклопедический словарь. / Гл. ред. Прохоров А. М. М.: Советская энциклопедия, 1984.
I Инцест (лат. Incestum)-половая связь между ближайшими родственниками (10).