Лекции (часть) по теории государства и права

Теория государства и права – лекции, часть 2

Понятие и признаки норм права

Норма права – содержащееся в нормативно-правовом акте общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление субъектов правотворчества, регулирующее общественные отношения.

Т.е. норма права - это элемент («частичка») права, составляющий право в целом, обладающий теми же признаками, что и право в целом.

С другой стороны, норма права – самостоятельное правовое явление, имеющее свои признаки, не присущие праву в целом.

Признаки нормы права:

    регулирует общественные отношения,

    создается (принимается) субъектами правотворчества (т.е. теми, кто наделен правотворческими полномочиями),

    в НП выражена воля государства,

    исполнение НП общеобязательно,

    исполнение НП обеспечивается гос. принуждением,

    НП «формально определена», т.е. содержится в нормативно-правовом акте или иной форме права,

    НП структурно организована (т.е. представляет собой микросистему, состоящую из взаимосвязанных гипотезы, диспозиции и санкции).

Структура юридической нормы

Элементы Нормы права:

    «ЕСЛИ» - гипотеза – описание конкретных жизненных обстоятельств, при наличии или отсутствии которых начинает действовать правило, изложенное в диспозиции (т.е. «привязка» правила поведения к конкретной жизненной ситуации, без чего в норме права не будет предметного смысла),

    «ТО» - диспозиция – описание собственно правила поведения участников правовых отношений,

    «ИНАЧЕ» - санкция – описание неблагоприятных последствий, возникающих в результате неисполнения диспозиции (без санкции норма права утрачивает государственно-властный характер).

Без гипотезы («ЕСЛИ») норма бесполезна,

без диспозиции («ТО») норма бессмысленна (по сути не является нормой),

без санкции («ИНАЧЕ») норма бессильна.

Такую структуру имеют логические нормы – выявляемые логическим путем общие правила, в которых воплощены связи между нормой предписания, обладающие полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную структуру.

Норма предписания – элементарное логически завершенное государственно-властное нормативное веление, непосредственно выраженное в тексте нормативно-правового акта.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта.

Норма права – это структурный элемент всей системы права (содержание права),

а статья нормативного акта – это структурный элемент формы права.

Способы изложения норм права в статьях нормативно-правового акта:

    в одной статье содержится одна норма права (все ее элементарные составляющие),

    в одной статье содержится несколько норм права (абзацы, подчеркивания),

    гипотеза, диспозиция, санкция одной нормы права расположена в нескольких статьях.

Виды норм права.

Норма права зависимости от выполняемой функции в механизме правового регулирования подразделяется на:

    отправные нормы,

    нормы правил поведения.

Отправные нормы (предписания) определяют основы правового регулирования, задачи, пределы, методы, закрепляют правовые категории.

Их виды:

    «нормы – начала» (конституционные положения): закрепляют основы экономического, политического и государственного устройства общества,

    «нормы-принципы»: выражают и закрепляют принципы права,

    «определительно-установочные нормы»: определяют цели и задачи отраслей права, правовых институтов, формы и средства правового воздействия,

    «нормы-дефиниции» (нормы-определения): содержат определения понятий правовых категорий (иногда выполняют роль гипотезы),

    «коллизионные нормы»: устанавливают порядок разрешения противоречий между юридическими нормами.

Нормы правил поведения непосредственно регулируют общественные отношения.

Их виды:

    по юридическим функциям права:

      регулятивные,

      охранительные;

    по отраслям права:

      конституционные,

      гражданско-правовые,

      уголовные,

      семейные,

      и др.

    по способу воздействия (методу правового регулирования):

      императивные (следование императивным нормам должно быть строгим и точным),

      диспозитивные (предоставляют субъектам правоотношений возможность регулировать эти правоотношения через взаимные соглашения в пределах, разрешенных законодательством: например, нормы Семейного кодекса),

      поощрительные (стимулируют выбор определенного варианта поведения предоставлением льгот или поощрений),

      рекомендательные (содержат описание правил поведения, целесообразных с точки зрения государства),

    по юридической силе:

      нормы законов,

      нормы подзаконных нормативных актов,

    по кругу лиц:

      общего действия (распространяются на всех субъектов),

      специального действия (распространяются на отдельные категории субъектов).

Понятие, признаки, причины возникновения Правовых отношений.

Правовые отношения – возникающие на основе норм права волевые общественные отношения, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспечиваемые государством.

Признаки правовых отношений:

    разновидность общественных отношений (т.е. связей между людьми по поводу удовлетворения духовных и материальных потребностей),

    носят волевой характер (т.е. для их проявления необходима воля (желание, интерес) одного или нескольких участников отношений),

    как правило возникают на основе норм права,

    возникают на основе субъективных прав и юр.обязанностей каждого из участников,

    охраняются и гарантируются государством

Предпосылки правоотношений

    социальные: фактические общественные отношения, которые реально требуют юридического закрепления,

    юридические: совокупность условий, без которых правоотношения возникнуть не могут, а именно:

      существует норма права,

      существует правосубъектность, то есть:

        для индивида:

          правоспособность (способность иметь соответствующие субъективные права и юр.обязанности в силу норм права; существует от рождения до смерти, в силу существования индивида),

          дееспособность (способность своими действиями осуществлять свои права и исполнять обязанности; формируется постепенно: частичная с 6 до 18 лет (или ранее для вступления в брак), полная с 18 лет, ограниченная по решению суда; связано с волей индивида),

          диликтоспособность (способность нести юр. ответственность за совершенное правонарушение по медицинскому параметру (вменяемость) и юридическому параметру (возраст),

        для коллектива:

          компетенция (совокупность прав и обязанностей, которыми наделяется коллективный субъект для того, чтобы быть способным осуществлять свои функции; произвольно изменить свою собственную компетенцию субъект не может правоспособность, дееспособность, диликтоспособность наступают одновременно),

      существует юридический факт.

Состав правоотношения:

    субъекты (участники правоотношения, имеющие субъективные права и юридические обязанности):

      индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, в гражд.праве – физические лица),

      коллективы (гос. и негос. организации и государство в целом, в гражд.праве – юр.лица)

    объект,

    содержание.

Коллективный субъект может быть субъектом правоотношений, когда он:

    реализует властные полномочия (например, создает норму права),

    участвует в социально-политической жизни общества или государства,

    осуществляет хозяйственную и имущественную деятельность (должен обладать свойствами юр.лица),

    осуществляет правосудие от имени государства в целом,

    представлен государством в целом.

Субъективные права и юридические обязанности

Субъективное право – мера возможного поведения субъектов правоотношения.

Его признаки:

    существует возможность (не обязанность) определенного поведения,

    мера возможного поведения,

    осуществляется в интересах того лица, которому оно принадлежит,

    обеспечивается реализацией юридической обязанности.

Юридическая обязанность – предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов правоотношений.

Его признаки:

    нет альтернативы: поведение необходимое, должное,

    мера такого поведения,

    исполняется в интересах управомоченного лица,

    в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспечивается гос. принуждением.

Правовой статус личности – правовое положение личности в обществе.

Их виды:

    общий правовой статус (статус лица как гражданина, меняется с изменением Конституции),

    специальный правовой статус (отражает особенности правового положения в связи с принадлежностью к определенной социальной группе),

    индивидуальный правовой статус (отражает особенности правового положения отдельной личности в обществе, изменяется постоянно).

Объект правоотношения – то, по поводу чего возникает правоотношение, на что направлены субъективные права и юр. обязанности его участников.

Варианты подходов к рассмотрению объектов правоотношения:

    монолистический (один объект правоотношений – поведение человека),

    плюралистический (существуют различные объекты правоотношений:

      предметы материального мира (вещи),

      продукты духовного творчества,

      личные неимущественные блага (здоровье и т.п.),

      поведение участников правоотношений (действия, бездействия),

      результат поведения участников правоотношений.

Юридические факты – конкретное жизненное обстоятельство, с которым нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых последствий.

Их классификация:

    по видам последствий:

      правообразующие,

      правоизменяющие,

      правопрекращающие,

    по связи с волей участников правоотношений:

      события (юр. факты, не связанные с волей участников данного правоотношения):

        абсолютные события (не связаны с волей человека, естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения),

        относительные события (возникают по воле человека, который, однако, не становится участником данных правоотношений),

      действия (юр.факты, возникающие в связи с волей хотя бы одного из участников данных правоотношений):

        правомерные действия:

          юридические акты (правомерные действия, совершенные с намерением породить определенные последствия),

          юридические поступки (правомерные действия, совершенные без намерения породить юр. последствия, но предусмотренные законом),

        неправомерные действия:

          правонарушения,

          объективно-противоправное поведение.

Виды правовых отношений:

    по отрасли права:

      конституционно-правовые,

      гражданско-правовые,

      семейно-правовые,

      и т.п.

    по функциям права:

      регулятивные,

      охранительные,

    по способу индивидуализации субъекта:

      общие (связи между участниками основаны на общих правах и обязанностях, не требуют индивидуализации),

      конкретные (правовые связи, хотя бы один субъект которых поименно определен: покупатель, продавец …):

        абсолютные (поименно определена одна сторона – носитель субъективного права, все же остальные без исключения участники правоотношения являются обязанными: например, отношения собственности),

        относительные (поименно определены все участники: и носитель субъектного права, и носитель юридической обязанности).

Понятие и формы Реализации норм права

- воплощение требований юр.норм в правомерном поведении субъектов правоотношений.

Ее формы:

    по характеру правореализующих действий и виду реализуемых норм:

      соблюдение (для запрещающих норм права: субъект должен вести себя пассивно, т.е. НЕ совершать действий, указанных в запрещающих нормах),

      исполнение (для обязывающих норм: субъект должен совершать те действия, которые предусмотрены обязывающей нормой),

      использование (для уполномочивающих норм: субъект может вести себя либо активно, либо пассивно),

      применение (в гос.учреждениях),

    по субъекту реализации нормы права:

      индивидуальная реализация нормы права (достаточно усилий отдельно взятых лиц),

      коллективная реализация нормы права (например, выборы),

      индивидуально-коллективная реализация нормы права (например, защита прав потребителей).

Применение норм права как особая форма реализации норм права: понятие, признаки, необходимость.

Применение норм права – государственно-властная организующая деятельность компетентных гос. органов, должностных лиц и уполномоченных общественных организаций по реализации норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуального правового акта (акта применения).

Его признаки:

    обязательно властная деятельность,

    творческая деятельность (необходимо создать акт применения норм права),

    организующая деятельность (субъект правоприменения должен создать условия для развития отношений в русле закона),

    осуществляется в специальных установленных законом процессуальных формах,

    состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта, конкретной ситуации,

    деятельность завершается вынесением правоприменительного акта.

Необходимость правоприменения возникает в следующих случаях:

    совершено правонарушение и необходимо возложить на нарушителя юр.ответственность,

    предусмотренные юр.нормами субъективные права и юр.обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без государственно-властной деятельности/бездеятельности государственно-властных организаций,

    возник спор о праве и необходимо защитить чье-то субъективное право,

    необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения субъективных прав и возложения юр.обязанностей.

Стадии применения норм права:

    установление и анализ фактических обстоятельств дела:

      определяется круг юридически значимых фактов,

      добытые факты собираются и процессуально закрепляются,

      факты исследуются на предмет их достоверности и достаточности (анализ гипотезы норм),

      факты оцениваются с точки зрения их истинности/ложности,

    выбор и анализ норм права («юридическая квалификация»):

      находится форма, рассчитанная на данное фактическое обстоятельство,

      проверяется правильность текста нормативного правового акта,

      проверяется подлинность нормы, ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц,

      уясняется смысл применяемой нормы,

    принятие акта применения:

      готовится проект правоприменительного акта,

      проверяется соответствие проекта правовому предписанию,

      акт правоприменения издается,

      акт правоприменения доводится до адресата,

    контроль за реализацией.

Пробел в праве – полное или частичное отсутствие норм, необходимость которых обусловлена развитием общественных отношений и потребностью практического решения дела.

Виды причин возникновения пробелов в праве:

    причины субъективного характера (связаны с волей законодателя, его компетентностью),

    причины объективного характера (связаны с изменчивостью общественных отношений).

«Институт аналогии» - совокупность приемов по преодолению пробелов в праве через:

    аналогию закона (правоприменительное решение принимается на основе конкретной нормы закона, который регулирует отношения, сходные с рассматриваемыми по существенным признакам. Разновидность аналогии закона – субсидиарное применение права – правоприменительное решение принимается на основании сходной нормы, заимствованной из другой нормы права),

    аналогию права (правоприменительное решение принимается на основе принципов права, т.к. сходная норма в законе отсутствует)

Акт применения норм права (правоприменительный акт) – индивидуальное государственно-властное решение, вынесенное в результате решения конкретного юр.дела.

Его признаки:

    принимается компетентным органом, должностным лицом, уполномоченной общественной организацией,

    носит обязательный характер,

    индивидуализирует норму права применительно к конкретным лицам и конкретной ситуации,

    как правило имеет документальную форму,

    выступает юридическим фактом.

Виды правоприменительных актов:

    по субъекту правоприменения:

      акты законодательной власти,

      акты исполнительной власти,

      акты правосудия,

      акты контрольно-надзорных органов,

    по отраслевой принадлежности:

      акты уголовного права,

      акты гражданского права,

      и т.д.,

    по форме внешнего выражения:

      документально оформленные акты,

      конклюдентные:

        действия,

        символы,

    по наименованию:

      указ,

      постановление,

      решение,

      и т.д.

Сходство нормативных правовых актов и правоприменительных актов:

    являются правовыми актами,

    принимаются компетентными органами,

    носят государственно-властный характер,

    обладают юридической силой,

    их реализация обеспечивается мерами гос. принуждения.

Различия между нормативными правовыми актами и правоприменительными актами:

нормативный правовой акт

правоприменительный акт

содержит нормы права

содержит индивидуальное предписание

обращен к неопределенному кругу лиц

обращен к персонально указанным в них лицам

возможно многократное применение

действует один раз

имеет документальную форму внешнего выражения

может быть выражен не только документом

юридическим фактом не является

является юридическим фактом

Правомерное поведение – общественно необходимое, желаемое или допустимое с точки зрения общества, личности поведение субъекта права, соответствующее юридическим нормам, гарантированное и охраняемое государством.

Его черты:

    всегда соответствует требованиям юр.норм,

    носит осознанный характер,

    является общественно необходимым, желательным или допустимым.

Виды правового поведения:

    по степени активности:

      обычное (не выходит за рамки правовых норм),

      активное (не противоречит требованиям правовых норм, но субъект затрачивает дополнительную энергию),

      пассивное (субъект преднамеренно не использует предоставленное ему право),

    по мотивам.

Правонарушение – общественно опасное, виновное, противоправное деяние, влекущее юридическую ответственность.

Его признаки:

    поведение противоречит требованиям юр. норм, нарушает чье-либо субъективное право, направлено против чьего-либо субъективного права,

    деяние (не мысли):

      действие, нарушающее запрет,

      бездействие,

    общественная опасность (вред собственности, угроза вреда),

    виновное деяние (вина – характеристика отношения субъекта к совершенному правонарушению),

    наказуемость,

    совершается только людьми.

Виды правонарушений (по степени общественной опасности):

    преступления,

    проступки (опасной признается не сама личность, а ее деяние).

Критерии для определения степени общественной опасности:

    значимость регулируемых правом общественных отношений, которые стали объектом противоправного посягательства,

    размер причиненного ущерба,

    способ, время и место совершения противоправного деяния,

    личность правонарушителя.

1