Методы социального прогнозирования (работа 1)
Содержание
Введение 2
Традиционные методы социального прогнозирования 2
Социосинергетика – нетрадиционный метод прогнозирования 5
XXI век: сценарий эволюции западной цивилизации 5
Список литературы 10
Введение
В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических и технических средств познания. Австрийский футуролог Эрих Янг насчитывает их около 200, и его перечень не является исчерпывающим. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти (остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3) компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограниченна применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого. Это прекрасно понимал еще Гегель, который остроумно писал: «Правителям, государственным людям и народам с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории.
Но опыт и история учат, что народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее. В каждую эпоху оказываются такие особые обстоятельства, каждая эпоха является настолько индивидуальным состоянием, что в эту эпоху необходимо и возможно принимать лишь такие решения, которые вытекают из самого этого состояния».
Традиционные методы социального прогнозирования
Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.
Предвосхищение будущего неизбежно так или иначе влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащегося в социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему, либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение.
И в этом сплаве двух функций — познавательной и идеологической — может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида): поисковые; нормативные; аналитические; прогнозы-предостережения.
Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательскими» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности.
Нормативные прогнозы, ориентированные на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития.
Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего.
Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее.
Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в одном и том же конкретном социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.
Надо сказать, что некоторые доктринеры и консервативно настроенные обществоведы в нашей стране еще сравнительно недавно отвергали футурологию, называя ее «буржуазной лженаукой», как прежде отвергали под этим предлогом генетику и кибернетику. Однако, опровергая претензии западных футурологов на монопольное право исследовать будущее, вовсе нет нужды отказывать социальному прогнозированию в праве на существование как специальной отрасли научного знания, объявляя его прерогативой каждой науки в отдельности.
В современную эпоху наряду с дальнейшей специализацией в науке нарастает стремление к интеграции знания как «снизу» (биофизика, геохимия и т.д.), так и «сверху» (кибернетика, экология и др.). К числу таких интегрирующих отраслей знания относится и социальное прогнозирование, которое заведомо нельзя развести по отдельным департаментам науки. Ибо не может быть обоснованных социальных прогнозов без учета перспектив экономического, экологического, демографического развития, научно-технического прогресса и возможной эволюции культуры, международных отношений.
Предвосхищение будущего — это междисциплинарное комплексное исследование перспектив человечества, которое может быть плодотворным лишь в процессе интеграции гуманитарного, естественнонаучного и технического знания.1
Заключение о сходстве индивидуальных действий исследователя экономического пространства с основной последовательностью проведения исследовательской процедуры осуществляется посредством сопоставления шагов по изучению экономического пространства с совокупностью элементов, характеризующих научно-технический, социально-экономический и духовный прогресс в современную эпоху.
Социосинергетика – нетрадиционный метод прогнозирования
Традиционные методы социального прогнозирования, основанные на классической рациональности, обладают рядом недостатков: одномерность, линейность, безальтернативность и др. Социосинергетика отличается от классической методологии тем, что в ее основе лежит принципиально иной мировоззренческий подход - философия нестабильности. Это позволяет при построении моделей исторических процессов учитывать такие важные особенности реальных систем, как стохастичность, неопределенность, нелинейность, поливариантность.
Отмечая преимущества синергетического моделирования эволюционных процессов, одновременно следует подчеркнуть немалые трудности, связанные с практическим использованием этих методов. Основная из них - исключительно высокая сложность социальных систем, наличие большого числа факторов, которые определяют их динамику. Да и сами связи между факторами отличает комплексность и многоступенчатость. К этому следует добавить неразработанность методов анализа бифуркационных фаз и эволюционных катастроф. Указанные обстоятельства и обусловили сравнительно медленный прогресс в области разработки синергетических методов социального прогнозирования, или футуросинергетики.
XXI век: сценарий эволюции западной цивилизации
Рассмотрим, как социосинергетика способна осуществлять социальное прогнозирование. В качестве примера осуществим построение модели западной цивилизации.
Поскольку системный кризис поставил западное сообщество на порог бифуркации, его дальнейшая эволюция носит по необходимости поливариантный характер. Поэтому моделирование процесса эволюции западной цивилизации за порогом бифуркации должно начинаться с построения спектра эволюционных сценариев. Сводка этих сценариев, составленная на основе обобщения выполненного выше анализа, представлена в табл. 1. В ней указаны основные факторы, которые могут играть роль при переходе к соответствующему сценарию.
Таблица 1
Сценарии эволюции Запада
Сценарии |
Основные факторы |
1. Сохранение современного положения 2. Мировая тоталитарная система 3. Новое средневековье 4. Раскол мирового сообщества 5. Экологическая катастрофа 6. Переход к ноосфере |
Контроль ТИК над мировым рынком. Высокий уровень ВМП. Обновление технологической структуры развитых стран Стратегия "золотого миллиарда". Медленный темп развития третьего мира Демографический взрыв в странах третьего мира. Технологическое торможение. Утрата Западом социокультурного единства Обострение противоречий между мировыми центрами силы. Исчерпание возможностей стабилизации. Множественные военные конфликты в регионах. Терроризм Скачкообразное ухудшение экологической обстановки на планете Поддержка фундаментальной науки, высоких технологий, образования. Укрепление мирового единства |
Современной западной цивилизации пока еще не по силам удерживать контроль над негативными тенденциями глобального развития. Сохраняя с помощью транснациональных корпораций контроль над валовым мировым продуктом, Запад в состоянии выделять часть своих ресурсов на подавление тех или иных опасных неустойчивостей, возникающих в различных регионах. Добиваясь на этой основе равной ответственности между всеми современными сообществами, западная цивилизация может обеспечить решение глобальных проблем. Эта точка зрения соответствует сценарию №1.
Идеология, лежащая в основе развития по сценарию № 2, - установление тотального контроля Запада над всем мировым сообществом, стратегия "золотого миллиарда" и модернизм. Модернизаторская парадигма обстоятельно исследована А. Панариным. Наиболее вероятным способом достижения этой цели явится создание общепланетной информационной магистрали. «Универсальный информационный рынок» в конце концов станет центральным универмагом всего мира. В этом новом прекрасном мире богатство и технические достижения достанутся немногим, уделом большинства останется нищета. Возможный облик этой новой общепланетной системы убедительно описан в фантастической повести Зиновьева "Глобальный человейник". Тоталитарное информационное общество, пишет он, будет миром "без надежд и отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований", а потому обреченным в конце концов на гибель, как это случилось с Римской империей.
Нередко утверждают: чтобы избежать грядущей экологической катастрофы, необходимо либо снизить в 10 раз численность населения Земли, либо во столько же раз уменьшить потребление природных ресурсов в расчете на одного жителя планеты. Некоторые авторитетные исследователи полагают, что этого недостаточно и сократить техногенное давление на окружающую среду следует в несколько сотен раз. Нетрудно сообразить, что эти предложения (см. сценарий № 3) равнозначны призывам вернуться к средневековому образу жизни. Представить, как это будет протекать на практике, можно, если вспомнить характерные черты средневековья, так убедительно описанные Бердяевым, и сравнить их с реалиями нашей современной жизни. Эти реалии печальны: финансовый крах, бессилие Центра и распад страны, обнищание населения, свертывание науки и образования, разгул мракобесия, бандитизм в городах и на дорогах и т.п
Сценарии № 2 и № 3 объединяет установка на глобальный тоталитаризм с тем различием, что в первом случае речь идет об опоре на высокие технологии, а во втором имеется в виду отказ от научно-технического прогресса. Оба проекта, несомненно, являются утопиями. К сожалению, это не исключает возможных попыток воплотить их в жизнь. Альтернативой обоим сценариям может стать раскол мирового сообщества, проявления которого могут быть весьма различны. Широкую известность получила идея конфликта цивилизаций, принадлежащая Хантингтону. Основанием для этой концепции служит группа противоречий между глобальной техносферой и окружающей средой, между Западом и остальной частью человечества, между типами сознания, присущими разным цивилизациям
Рафинированный "экорасизм". отстаиваемый сторонниками сценариев № 1 и № 2, может привести к перенапряжению сил западного сообщества, стремящегося поставить собственные интересы выше интересов остальной части человечества, и как следствие - к утрате его собственного единства. "Обездоленный мир, - пишет о результатах такой политики Панарин, - будет искать харизматических лидеров и пророков, обличающих новый Рим - процветающий Запад. На этом пути нас вряд ли ожидает единое планетарное сознание". В этом случае станет реальным развитие по сценарию № 4 с распадом мира на большое количество центров силы, построенных на различных принципах и находящихся друг с другом в остроконфликтных отношениях
Пятый сценарий - глобальная экологическая катастрофа - не требует специальных комментариев, так как ему посвящено особенно много публикаций. Только в 1997 году эти проблемы рассматривались на трех международных форумах, проходивших на самом высоком уровне. До тех пор, пока не выработана и не проведена в жизнь эффективная стратегия преодоления экологического кризиса, опасность глобального коллапса остается реальной. Важно отметить, что в соответствии с теорией самоорганизующихся систем этот процесс может развиваться в режиме с обострением, когда принимать какие-либо превентивные меры будет уже поздно
Последний, шестой сценарий условно назван переходом к ноосфере. Это также сложный, многоплановый процесс, который затрагивает практически все аспекты человеческого бытия - мировоззренческие, научные, технологические, культурные, образовательные, этические, социально-политические, религиозные и др. Теория ноосферогенеза развита пока недостаточно, но можно отметить, что тремя столпами этого процесса являются достижения фундаментальной науки, высокие технологии и глубокая реформа системы образования. Переход к ноосфере - непростое дело для западной цивилизации, так как принципы ноосферизации резко расходятся с типичной для нее философией потребительства и индивидуализма. Кроме того, переход к ноосфере может состояться лишь в том случае, если будет носить глобальный, общечеловеческий характер
С точки зрения синергетической прогностики, все рассмотренные сценарии являются однопорядковыми, но не равновероятными. В реальной жизни эти сценарии образуют связанное единство, эволюционный процесс может развиваться на основе их комбинации.
Список литературы
Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги // Общественные науки и современность. 1997. № 2.
Лесков Л. В. Синергетическое моделирование будущего // Теория предвидения и будущее. М., 1997
Вальтух К.К. Теоремы невозможности // Общественные науки и современность. 1994. №1.
Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? М., 1997
Панарин А.С. Политология. М., 1997
Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. 1991. № 1.