Исламизация Чечни в XX в
«Влияние исламского фундаментализма на государственную жизнь Афганистана и Чечни в конце XX в.»
Специфичным влиянием современного мира ставшим особенно влиятельным в последние десятилетия, является фундаментализм – разновидность религиозного фанатума, имеющая ярко выраженную политическую направленность. «В наши дни понятие «фундаментализм» ассоциируется прежде всего с исламом, отражает агрессивное сопротивление фанатиков воинствующего ислама всем попыткам европеизации и, в целом, модернизации ислама под влиянием современного мира.»1 Исламский фундаментализм характеризуется не только самозащитой, но и откровенно агрессивной идеологией, стремясь не просто к сохранению, а к мировой экспансии не только религии, но и всего исламского способа жизни. Он требует организации повседневной жизни верующих, по законам шарлата, установления теократического государства, судопроизводства по законам шарлата. Наиболее яркие примеры такого фундаментализма – Иран в 1970 – 1980 е, Афганистан под властью Талибана, Чечня в период «независимости» от России.
Наиболее чувственным современным проявлением исламского фундаментализма принято считать такую его модную ветвь, как ваххабизм, который сегодня выступает в качестве идейной основы терроризма. Казалось бы, движение, возникшее еще в XVII в. должно, было потерять свою актуальность в наши дни, ведь XX, XXI, века – время новых идей и исканий. Однако ваххабитум на совершенном этапе приобрел второе дыхание, и даже хуже – он превратился в серьезную ударную силу в руках международных террористов и религиозных фанатиков. Закономерен вопрос: почему ваххабитум за такое короткое время смог стать такой агрессивной, крепко сплоченной силой в руках террористов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить краткий экскурс в историю. Вообще, в исламе не существует отдельного толка – мазхаба, который назывался бы ваххабистским, слово «ваххабизм» не встречается ни в одной канонической книге. Ваххабизм - это ответвление ислама, основателем которого является Муххамед Ибн Абу аль-Ваххаб. Главной осью ваххабизма является единобожие. «Один аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никого, равного ему, способного творить… Лишь в руках рп способность вершить добро и зло… Нельзя взывать о помощи ни к кому кроме Аллаха. Нельзя давать обет не Аллаху, нельзя чрезмерно почитать праведников, сподвижников пророка и святых.2 «Характерной чертой ваххабитов являлась непримиримость. Фанатизм и экстремизм приобретал необузданные формы. Убеждение в том, что их противники – неверные оправдывало жестокость по отношению к ним, подвигало на военные подвиги и завоевательные походы».3 Т. о. Складывались идеологические предпосылки для объявления священной войны (джихада) всем неверным. В XVIII в. ваххабизм идеологической основой борьбы за политическое объединение Аравии, захваченной турками, родом аль-Саудов.
Если в XVIII в. ваххабизм носил локальный характер, то на современном этапе ему присущ характер международный. Ваххабизм преследует такие цели, как утверждение основ «чистого» ислама во всем мире, создание единого мусульманского государства - Халифата. Главным методом достижения этого является терроризм. «Волна кровавого террора захлестнула мир в конце XX в. Стоит лишь вспомнить взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве, Волгодонске, массовый захват заложников, прямую агрессию против Чечни и Дагестана. Эти события потеряли всякие представления о правах человека на жизнь, свободу, неприкосновенность жилища».4 Стоило понять, что ваххабизм в изменившейся геополитической ситуации представляет серьезную угрозу национальной безопасности России.
В начале 90-х годов резко обострился конфликт между Чечней и Москвой. Если на всей остальной территории Северного Кавказа обращение социальной и религиозной мотиваций, то в Чечне первичным толчком к нему послужила борьба за независимость. Одержать победу, т.е. добиться признания независимости Чеченской Республики ичкерия им не удалось. После приостановления военных действий в августе 1996 г. началась исламизация Чечни. «Были расформированы светские суды, их заменили шариатские : был введен Уголовный Кодекс шариат, фактически являвшийся переводом с Судана. В Грозном открылся Исламистский молодежный центр, который стал организационным оплотом и резервом экстремистов. Ислам был провозглашен государственной религией. Ключевые позиции в Чечне заняли полевые командиры, называвшие себя сторонниками «истинного ислама», часть из них вошла в правительство. В Чеченской армии появились исламские воинские формирования. В рамках национальной гвардии была образована «исламская гвардия», были сформированы два полка «исламской безопасности». Был образован Верховный шариатский суд, который сразу поставил себя над чеченским парламентом. Он принял решение о создании религиозно-государственного органа – шуры».5 Однако, попытка осуществления проекта создания исламского государства натолкнулась даже не на объявленную Москвой войну ваххабизму, а на отказ чеченцев поддерживать его. Большая часть чеченцев не верила во всесилие шариата, в его способность наладить хоть какое-то подобие нормальной жизни. Ведь ваххабизм в Чечне – это искусственно насаждаемая идеологии. Она не является исторически сложившейся основой веры на Северном Кавказе. Ее распространение связано с расширением в конце XX в. геополитических притязаний ряда мусульманских лидеров. Не следует оставлять без внимания так же тот факт, что западные страны заинтересованные в жеритич. ресурсах Кавказа особо не препятствуют процессу, происходящему в России.
Россия должна продолжать свою исесткую позицию по отношению к Чечне. Ведь Чечня является проверкой сил для самой России. Если она удержит Чечню, то удастся остановить развал страны, вернуть стабильность.
Особое место в современном исламе занимает движение Талибан. В результате акции возмездия за теракт, совершенный 11 сентября, провозшлой США, режим талибов в Афганистане пал. Но кто такие талибы? Как возникло движение талибан? Какие цели преследовало и каких добилось результатов?
1994 год стал своего рода рубежом: на политической арене Афганистана появились Талибы. В крайне нестабильном Афганском государстве движение талибов очень быстро превратилось в главную силу в стране. Родиной талибов является Пакистан. Именно там, в медресе (религиозных школах), обучались дети-сироты афганцев, убитых во время гражданской войны, которые составили костяк движения. Им внушались крайние реакционные, экстремистские догмы корана, нетерпимость ко всякому инакомыслию, неприятие других культур и учений, кроме учения Аллаха. Помимо Пакистана в создании организации Талибан принимали участие Саудовская Аравия – центр крайнего фундаментализма религии и США, стремившиеся закрепить свое присутствие в данном районе мира. Однако, каковы бы не были истоки движения Талибан – махинации спецслужб или инициатива афганских масс – оно меньше, чем за 4 года изменило облик Афганистана. В талибском Афганистане очень быстро воцарился порядок основанный на доносах и терроре. «Захватив 90 % территории, Афганские талибы отбросили страну в средневековье, введя деспотичное военное проявление замешанное на догмах шариата. Были уничтожены все маломальские признаки цивилизации. Фактически была запрещена музыка, кино, развлекательные программы на ТВ. Женщинам нельзя было учиться и работать, они могли появляться на улицах лишь в сопровождении мужчин и закутанные в паранджу. Эти запреты были основаны на крайне дословном толковании отдельных мест из Корана хадисов – внекоранических изучений Муххамеда, записанных его сподвижниками. А именно, рассматривался сборник хадисов составленных Аль-Бухари в IX в. Например мужчинами предписывалось носить бороду, т.к. в хадисе есть такие слова: «Пророк сказал: отличитесь от мушрикин (многобожников): отрастите бороду и усы. Талибы запрещали смотреть ТВ, т.к. «лицезрение храма (запрещенные вещи) есть прелюбодеяние ока». На афганской земле талибы развернули сеть лагерей по подготовке международных террористов, фактически стали одним из главных центров международного терроризма. Этот режим был свергнут в результате акции возмездия. Организованной США.
Для России значение Афганистана сегодня трудно переоценить. Мир и стабильность в этой стране положительным образом сказались на ситуации в пограничных с Россией странах СНГ. Отказ Афганистана от политике международного терроризма и наркобизнеса способствует борьбе с чеченским сепаратизмом лишает его идеологической и материальной подпитки извне.
Исламский фундаментализм является ответвлением ислама, его наиболее радикальной интерпретацией. Ислам – это сравнительно молодая религия, он моложе христианства примерно на 600 лет. Вспомним, как выглядел христианский мир 600 лет назад. Костры инквизиции горели в Германии, Франции, Испании. Монахи устраивали оргии, а графы и герцоги возносили молитву дьяволу. Для того, что бы суть христианства пришла в относительное соответствие с формой потребовались века. Такой путь должен пройти и ислам. Сейчас он находится на пике своей активности, он «молод и горяч». В результате и появляются различные экстремистские движения. Но, с течением времени реформированный, совместимый с совершенным миром ислам одолеет экстремистский фанатизм в своих недрах.
Однако нужно учитывать также тот факт, что ислам был и остается не только религией, но и фактором, формирующим этническую идентичность, устройства мусульманской общины влияющей на ее политические ориентации. И чтобы эти ориентации вновь и вновь не приобретали агрессивную направленность российские и афганские власти должны выработать разумную стратегию и тактику своих действий.
Вопрос только в том, когда это будет, сколько людей и стран еще пострадают от террора и войн. Афганистан и Россия на себе это уже испытали.
Д. В. Ольшанский «Психология терроризма». – СПБ. : Питер 2002 г.
К. Н. Салимов «Современные проблемы терроризма» Москва 2002 г. И.
И. Бодански «Талибы: международный терроризм и человек» – Москва «Вече» 2002 г.
Вагабов «Ваххабизм: история и современность». 2002 год
«Памятка ваххабитов» Всемирный исламский совет призыва и взаимопомощи.
«Свободная мысль – XXI в. – 201 г. № 11. – Малышенко «Северный Кавказ: исламский фактор»
«Международная жизнь». – 2002 г. № 10. – Н. И. Козырев «Размышления об афганских делах»
1 Д. В. Ольшанский «Психология терроризма». – СПб.:Питер 2002г. – с. 189.
2 «Памятка ваххабитов.» Всемирный исламский совет призыва и взаимопомощи.
3 Вагабов. «Ваххабизм: история и современность». 2002 год
4 «Кровавый террор». Ставицкий. – М: ОЛМА-ПРЕСС,2000
5 «Свободная мысль – XXI век». – 2001 г. №11. – Малашенко «Северный Кавказ: исламский фактор».