Билеты для подготовки к экзамену или зачёту по риторике за первый семестр 2001 года.

Примерный перечень экзаменационных вопросов

риторика

Предмет и задачи риторики.

Дайте определение ораторской речи.

Сформулируйте закон моделирования аудитории.

Как назывались стилистические приемы, используемые Горгием?

Типы красноречия, характерные для греческого ораторского искусства.

Вклад Сократа в теорию риторики.

Кому принадлежит тезис о том, что деятельность оратора – творчество?

Какие достижения ораторского искусства были теоретизированы и обобщены Аристотелем?

Обязательные структурные части речи по Аристотелю.

Пятичастное деление античной риторики.

Вклад Цицерона в теорию риторики.

Сравните позиции Цицерона и Квинтилиана.

Воспитание оратора с точки зрения Квинтилиана.

Основные положения гомилетики.

Перечислите русские учебники риторики, изданные до XIX в.

Как понимал риторику Н.Ф. Кошанский?

Научно-теоретическое новаторство А.А. Потебни.

Какие значения термина «концепция» Вам известны?

Из чего складывается образ оратора?

Раскройте содержание понятия «риторический этос».

Раскройте содержание понятия «риторический логос»

Последовательность речевых действий.

Области ораторской практики. Диалектика.

Различие прозы и поэзии по Аристотелю.

Виды поэзии и их характеристики по Аристотелю

Система стилистических помет.

Дайте определение понятию «композиция».

Почему определения риторики как учения о красноречии по существу не верны?

Охарактеризуйте закон цельности внутреннего и внешнего содержания речи.

Как понимаются правила в риторике?

Назовите основные группы аргументов и охарактеризуйте их.

Проанализируйте на примере структуру логического доказательства.

Особенности прямого доказательства.

Особенности косвенного доказательства.

Ошибки и уловки, относящиеся к аргументам и демонстрации.

Роль топики в риторической практике. Приведите 2-3- примера построения смысловых моделей.

Раскройте смысл известных Вам античных теорий монолога.

Система понятий риторики Квинтилиана.

Перечислите части речи в необходимом порядке и дайте краткую характеристику каждой.

Определите основные жанры монолога.

Программа действий для слушающего. Этапы развития образа автора в семейно-бытовой речи.

Образ автора в судебной речи.

Особенности русской гомилетики.

Охарактеризуйте основные черты русского проповедника.

Основные этапы развития образа автора в русском документе.

Стилистические особенности нотариально образованного документа.

Образ автора в современном документе.

Основа художественной литературы с точки зрения риторики.

Отождествительность и сервильность образа автора в массовой коммуникации.

Как образ речи складывается со стороны говорящего?

Как образ речи складывается со стороны слушающего?

Основы риторического изобретения.

Назовите известные Вам виды примеров и укажите для чего они используются.

Приведите примеры энтимемы и силлогизма как видов логического доказательства.

Основные принципы построения риторической композиции.

Ритмические характеристики речи.

Раскройте содержание понятия «речевая эмоция».

Охарактеризуйте базовые эмоции речи.

Какими речевыми средствами поведения создается эмоция, составляющая фактическую функцию речи?

Особенности и средства создания этической эмоции речи.

Особенности и средства создания рациональной эмоции речи.

Дайте определение жанру «решение».

Дайте определение жанру «приказ».

Дайте определение жанру «сводка»

Дайте определение жанру «инструкция».

Как понимается искусство дебатирования в культуре управления?

Способы поиска информации о конкурирующих организациях.

Дайте определение диалога и сформулируйте основные правила диалога.

Роль внимательного молчания в организации диалога.

Раскройте принципы разделения людей на активные и пассивные классы на примере 2-3 речевых действий.

Степени участия людей в речевых действиях.

Перечислите речевые действия, в которых обе стороны включены в активную и пассивную деятельность.

Основные правила приема сообщения, их практическое значение.

Способы действия, рекомендованные в риторике для получателя речи.

Сформулируйте ряд правил, определяющих отношения людей в диалоге.

Назовите типичные ошибки в организации и ведении диалога.

Воплощение речевого логоса в правилах для говорящего и для слушающего.

Признаки и формы речевого логоса в диалоге.

Охарактеризуйте граничные законы риторического изобретения.

Виды диалога по характеру реплик.

Какие виды речи относятся к диалогу-различию? Прокомментируйте на примере нескольких видов речи.

Охарактеризуйте диалог без смены реплик, назовите относящиеся к нему виды речи.

Закон эффективности диалога.

Описание жанровых систем как способ классификации диалога.

Структура организационно-распорядительной документации.

Охарактеризуйте известные Вам типы классификаций жанров в диалоге.

Какими жанрами представлены связи с общественностью по проекту?

Что относится к понятию «предмет речи»?

Раскройте смысл понятий «тема речи» и «проблема речи».

Обоснуйте необходимость выбора проблемы для изучения темы как второго этапа в разработке концепции речи.

Сформулируйте концептуальный закон риторики, раскройте его содержание.

Роль стратегии в разработке концепции речи.

Роль тактики в разработке концепции речи.

Какие вопросы характеризуют изобретение речи с точки зрения ее уместности?

Основные качества изобретения.

Ритмические и стилистические средства выразительности речи.

Значение паузы. Виды пауз.

Основные особенности семейного диалога.

Отражение семейного и любовного диалогов в классической литературе.

Основные особенности поздравительной речи.

Этикетные формы поздравительной речи. Прокомментируйте на примерах.

Составьте примерный план поздравительной речи, перечислив необходимые для нее композиционные части.

Учебная речь: цели и разновидности.

Образ оратора в учебной речи.

Образ аудитории в учебной речи.

Подготовка учебной речи.

Виды и способы построения риторических эмоций в учебной речи.

Композиционные особенности агитационной речи.

Основные требования к эффективности речи.

Проблема самовоспитания оратора, ее значение в риторике.

Как в классификации типов речи представлены устная и письменная речь?

Как в классификации типов речи представлена речь массовой коммуникации?

Основные классы речедеятелей в устной речи.

Какой риторический закон основывается на пространственных характеристиках языка?

Охарактеризуйте структуру общества с точки зрения письменности.

Сформулируйте и поясните содержание закона социального деления речедеятелей.

Общественное значение печатной речи.

Особенности содержания массовой информации.

Информатика как разновидность речи массовой коммуникации.

Основные возможности ЭВМ с точки зрения риторики.

Структура речевых актов. Симметричные, нейтральные и ассиметричные виды речи.

Как понимаются пафос и логос в теории речевых коммуникаций?

Охарактеризуйте общие и необщие части описания.

Общественное значение риторики.

Предмет и задачи неориторики.

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 1

      Назовите и охарактеризуйте основные русские учебники по риторике XVI-XVIII вв.

      Области ораторской практики. Софистика.

      Дайте определение жанру монолога «доклад».

      Что относится к выбору слов как характеристике речи? Приведите примеры.

      Назовите типичные ошибки в организации диалога, объясните их причины и предложите способы их устранения.

      Охарактеризуйте основные требования к эффективности речи.

      Особенности информатики как разновидности речи массовой коммуникации.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 2

    1. Назовите обязательные структурные части речи по Аристотелю.

      Охарактеризуйте основные источники рациональных аргументов.

      Охарактеризуйте основные черты русского проповедника.

      В чем заключается искусство управления в диалоге?

      Назовите и охарактеризуйте известные Вам типы классификаций жанров в диалоге.

      Составьте примерный план поздравительной речи, перечислив используемые в ней композиционные части.

      Принципы системного воплощения устной и письменной речи на ЭВМ.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 3

    1. Вклад в русскую риторику К.П.Зеленецкого и А.В.Миртова.

      Что такое правила в риторике? Сформулируйте несколько простейших правил.

      Образ автора в судебной речи.

      Что относится к фигурам речи как языковому средству риторики? Приведите примеры.

      Сформулируйте основные правила диалога. Прокомментируйте их практическую и теоретическую значимость.

      Подготовка учебной речи.

      Пространственные характеристики языка. Сформулируйте закон территории и раскройте его содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 4

    1. Перечислите авторов канона, раскройте смысл этого понятия.

      Дайте определение аргумента и охарактеризуйте основные группы аргументов.

      Особенности образа автора при создании документа в духовной патриаршей канцелярии.

      Дайте определение жанрам решения и устава.

      Сформулируйте правила, определяющие порядок ведения беседы, раскройте их теоретическое и практическое значение.

      Образ оратора в учебной речи.

      Основные возможности ЭВМ с точки зрения риторики.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 5

    1. Какие достижения античной риторики были обобщены Аристотелем? Прокомментируйте их теоретическое обоснование.

      Структура логического доказательства. Проанализируйте на примере.

      Образ автора в семейно-бытовой речи. Крестьянский семейный этикет.

      Дайте определение жанрам отчета и сводки.

      Какие способы действия рекомендуются в риторике для получателя речи и почему? Что бы Вы могли порекомендовать от себя?

      Охарактеризуйте факторы, влияющие на подготовку учебной речи.

      Охарактеризуйте основные особенности письменной речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 6

    1. Дайте общую характеристику римской риторической школы.

      Понятие стилистики и ее разновидностей.

      В чем состоит методика обучения ораторской мысли по Квинтилиану?

      Назовите и охарактеризуйте документные формы, позволяющие увеличить скорочтение и сопоставление документов и писем.

      Дайте определение диалога. Какое место диалог занимает в занятости людей?

      Виды и способы построения риторических эмоций в учебной речи.

      Структура речевых актов в нейтральной речи. Нейтральные виды речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 7

    1. Охарактеризуйте закон риторики, определяющий тактику составления выступления.

      Различие аргументов по силе. Дайте краткую характеристику каждого вида.

      Программа действий для слушающего. Объясните необходимость определенной последовательности действий.

      Какие эмоции речи Аристотель считал базовыми и почему? Охарактеризуйте их.

      Структура организационно-распорядительной документации.

      Этикетные формы поздравительной речи. Проанализируйте на примере.

      Раскройте содержание понятия ревой акт, назовите наиболее употребимые синонимы этого понятия.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 8

    1. Охарактеризуйте ораторскую деятельность Демосфена.

      Роды ораторской речи и их основные характеристики с точки зрения Аристотеля.

      Характерные черты русской гомилетики.

      Что, с точки зрения риторики, относится к стилю речи?

      Описание жанровых систем как способ классификации диалога.

      Обоснуйте необходимость поиска своего видения темы как начального этапа в разработке концепции речи.

      Основные закономерности, определяемые социальными свойствами массовой информации.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 9

    1. Назовите известных Вам логографов. В чем состояли их основные задачи?

      Понятие демонстрации. Ошибки и уловки, относящиеся к демонстрации.

      Назовите основные направления русского учительства (начиная с XVIII в.) и охарактеризуйте типы педагогов, присущие им.

      Раскройте содержание понятия «речевая эмоция».

      Виды диалога по характеру реплик. Раскройте основные принципы деления.

      Назовите и охарактеризуйте основные качества изобретения.

      Охарактеризуйте основные особенности устной речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 10

    1. Раскройте сущность закона моделирования аудитории.

      Требования к аргументам. Ошибки и уловки, относящиеся к аргументам.

      Дайте определение жанру монолога «лекция».

      Раскройте содержание понятия «тема речи».

      Воплощение речевого логоса в правилах для говорящего. Назовите и прокомментируйте эти правила.

      Роль стратегии и тактики речи в разработке ее концепции.

      Перечислите и охарактеризуйте общие части описания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 11

    1. Что такое гомилетика? Перечислите ее основные положения.

      Различие прозы и поэзии с точки зрения Аристотеля.

      Особенности образа оратора-агитатора.

      Пример как риторическое доказательство. Назовите известные Вам виды примеров и укажите, для чего они используются.

      Какие виды речи относятся к диалогу-различию? Прокомментируйте на примере нескольких видов речи.

      Охарактеризуйте основные особенности поздравительной речи.

      Структура речевых актов в ассиметричной речи. Ассиметричные виды речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 12

    1. Кому принадлежит тезис о том, что деятельность оратора – творчество? Поясните позицию автора.

      Перечислите известные Вам значения термина «концепция». Как он понимается в риторике?

      Удостоверительный характер документа. Образ автора современного документа.

      Раскройте содержание проблемы самовоспитания оратора.

      Что в риторике может считаться результатом устного диалога?

      Сформулируйте и охарактеризуйте концептуальный закон риторики.

      Охарактеризуйте основные классы речедеятелей в устной речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 13

    1. Охарактеризуйте закон риторики, определяющий стратегию поведения оратора.

      Как проявляются категории этоса, пафоса и логоса в трех видах речи, выделяемых Аристотелем?

      Программа действий для говорящего. Объясните необходимость определенной последовательности действий.

      Как понимается искусство дебатирования в культуре управления?

      Какие виды речи относятся к диалогу-театру? Прокомментируйте на примере нескольких видов речи.

      Охарактеризуйте двусторонний характер участия в учебной речи.

      Как понимается пафос в теории речевых коммуникаций?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 14

    1. Научно-теоретическое новаторство А.А.Потебни.

      Назовите основные общие места. Приведите 2-3 примера построения смысловых моделей.

      Особенности образа автора в документах министерской канцелярии.

      Что в риторике понимается под проблемой речи? Проанализируйте на примере.

      Перечислите речевые действия, разделяющие людей на активные и пассивные классы. Раскройте принципы этого разделения на примере 2-3 речевых действий.

      Что понимается в риторике под термином «расположение»?

      Характерные черты создателя речи в печатных произведениях.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 15

    1. Охарактеризуйте основные черты прозы Исократа.

      Охарактеризуйте закон цельности внутреннего и внешнего содержания речи. Какими теоретическими положениями руководствовался Аристотель при его выведении?

      Основа художественной литературы с точки зрения риторики. Образ автора в художественной литературе.

      Охарактеризуйте особенности и средства создания эстетической эмоции речи. Проанализируйте на примере.

      Какими жанрами представлены связи с общественностью по проекту? На примере 2-3 жанров охарактеризуйте необходимые приемы речевых действий.

      Особенности разговорно-бытовой речи, виды диалога, относящиеся к ней.

      Назовите институты письменной речи. Охарактеризуйте структуру общества с точки зрения письменности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 16

    1. Общая характеристика древнерусской риторики.

      Области ораторской практики. Эристика.

      Какие виды речи относятся к гомилетике и почему? Сходство и различие.

      Основы риторического изобретения.

      Охарактеризуйте граничные законы риторического изобретения.

      Охарактеризуйте основные особенности семейного диалога.

      Что называется перформативами, приведите примеры перформативов.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 17

    1. Обоснуйте необходимость реализации концептуального закона риторики в речи.

      Охарактеризуйте закон, устанавливающий связь между общежительством и речью. Какими теоретическими положениями руководствовался Аристотель при его выведении?

      Образ автора в семейно-бытовой речи. Религиозные образы семейного ораторства.

      Дайте определение жанрам справки и выписки.

      Формы речевого логоса в диалоге.

      Отражение любовного и семейного диалога в литературе. Приведите примеры из классической литературы.

      Общественное значение печатной речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 18

    1. Принципы типологического деления риторики. Основные риторические школы.

      Почему определения риторики как учения о красноречии по существу не верны?

      Стилистические особенности документов государевой канцелярии.

      Цели и возможности цитирования. Правила приведения цитат.

      Сформулируйте и прокомментируйте закон эффективности диалога.

      Дайте определение жанру тезиса, раскройте основные особенности жанра.

      Как в классификации типов речи представлены печатная речь и речь массовой коммуникации?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 19

    1. Дайте теоретическое обоснование деления риторики на «общую» и «частную».

      Что такое топика? Роль топики в риторической практике.

      Дайте определение монолога. Раскройте смысл известных Вам античных теорий монолога.

      Какая эмоция составляет фактическую функцию речи и какими речевыми средствами поведения она создается? Проанализируйте на примере.

      Охарактеризуйте три степени участия людей в речевых действиях.

      Как реализуются в поздравительной речи общие места? Раскройте на примере 2-3 смысловых моделей.

      Особенности получателя в условиях литературной речи. Проанализируйте на примере различных видов речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 20

    1. Как понимал риторику Н.Ф.Кошанский? Назовите его основные сочинения.

      Раскройте содержание понятия «риторический логос». Поясните на примере.

      Назовите основные категории риторики слушающего и поясните необходимую последовательность их анализа.

      Ритмические характеристики речи. Приведите примеры.

      Причины структурности речевого логоса в диалоге.

      Убедительный и информационный характер учебной речи.

      Перечислите и охарактеризуйте необщие части описания.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 21

    1. Основные теоретические положения риторики М.В. Ломоносова.

      Приведите примеры ошибок или уловок в трех основных типах умозаключений (индукции, дедукции, аналогии) и поясните их.

      Особенности образа автора в научной и журнальной литературе.

      Охарактеризуйте особенности и средства создания рациональной эмоции речи. Проанализируйте на примере.

      Какие характерные черты диалога Вы можете назвать? Обоснуйте их значение.

      Охарактеризуйте учебную речь как разновидность гомилетики.

      Как рассматривается логос в теории речевых коммуникаций?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 22

    1. Что означает «период» в теории красноречия Фразимаха?

      В чем состоит последовательность речевых действий?

      Учение Квинтилиана о расположении частей. Перечислите части речи в необходимом порядке и дайте краткую характеристику каждой.

      Назовите и охарактеризуйте способы поиска информации о конкурирующих организациях.

      Какие виды речи относятся к диалогу-унисону? Прокомментируйте на примере нескольких видов речи.

      Назовите основные способы влияния на аудиторию, совместимые в начале речи, прокомментируйте их значение.

      Особенности содержания массовой информации.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 23

    1. Вклад Сократа в риторическую теорию.

      Охарактеризуйте закон смыслового ограничения речи. Какими теоретическими положениями руководствовался Аристотель при его выведении?

      Слово как жанр монолога. Приведите примеры.

      Сформулируйте основные общественные задачи риторики.

      Сформулируйте основные правила приема сообщения и поясните их теоретическое и практическое значение.

      Обоснуйте необходимость выбора проблемы для изучения темы как второго этапа в разработке концепции речи.

      Что называется этосом речевых коммуникаций, какое значение имеет его регулирование?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 24

    1. Как представляет Квинтилиан воспитание оратора? Назовите труд, в котором излагается эта теория.

      Соотношение стилистики, риторики и грамматики.

      Что входит в систему понятий риторики Квинтилиана? Охарактеризуйте каждое понятие.

      Предмет и задачи риторики.

      Основные ошибки в ведении диалога, их причины и способы их устранения.

      Композиционные особенности агитационной речи.

      Общественное значение риторики.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 25

    1. В чем смысл пятичастного деления античной риторики? Назовите и охарактеризуйте основные части.

      Области ораторской практики. Диалектика.

      Раскройте смысл игры-диалога, лежащей в основе образа автора в информатике.

      Факторы, которые необходимо учитывать при изучении риторики какого-либо конкретного языка.

      Назовите и охарактеризуйте признаки речевого логоса в диалоге.

      Ритмические и стилистические средства, составляющие основу выразительности речи.

      Как в классификации типов речи представлена устная речь?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 26

    1. Охарактеризуйте вклад Цицерона в теорию риторики.

      Общие требования к оратору в ораторике и гомилетике, причина основных отличий.

      В чем состоят особенности приготовления речи по Квинтилиану?

      Охарактеризуйте особенности и средства создания этической эмоции речи. Проанализируйте на примере.

      Содержание и значение закона устранения вреда от речи.

      Цели учебной речи и ее разновидностей.

      Охарактеризуйте основные особенности речи массовой информации.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 27

    1. Деление речи Н.Ф.Кошанским. Обоснуйте принципы этого деления.

      Раскройте содержание понятия «риторический этос». Поясните на примере.

      Охарактеризуйте основные этапы развития образа автора в русском документе.

      Как понимается композиция в риторике? Основные принципы риторической композиции.

      Основные различия пафоса диалога и пафоса монолога.

      Обоснуйте необходимость «присвоения» чужого опыта как третьего этапа в разработке концепции речи.

      Назовите афоризм, приписываемый Солону, и прокомментируйте его содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 28

    1. Дайте общую характеристику греческой риторической школы.

      Иррациональные аргументы и их разновидности. Раскройте на конкретных примерах.

      Особенности образа оратора в семейно-бытовой речи после 1917 года.

      Произношение и благозвучие как характеристики стиля речи.

      Перечислите речевые действия, в которых обе стороны включены в активную и пассивную деятельность. Раскройте принципы этого включения на примере 2-3 речевых действий.

      Особенности содержания учебной речи.

      Назовите эффекты, которые можно произвести речью. От чего зависит стремление оратора произвести тот или иной эффект?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 29

    1. Способы реализации системно-аналитического закона риторики.

      Роды поэзии и их основные характеристики с точки зрения Аристотеля.

      Отождествительность и сервильность образа автора в массовой коммуникации. В каких еще видах речи образ автора имеет те же характеристики?

      Энтимема и силлогизм как виды логического доказательства. Раскройте на примере.

      Охарактеризуйте диалог без смены реплик. Виды речи, относящиеся к этому виду диалога.

      Сформулируйте основные требования к личности преподавателя с точки зрения риторики, прокомментируйте их значимость с Вашей точки зрения.

      Обобщите пять основных определений стиля на основе общего инвариантного признака.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 30

    1. Типы красноречия, характерные для греческого ораторского искусства, принципы их выделения.

      Прямое и косвенное доказательства. Проанализируйте различие на конкретных примерах.

      Стилистические особенности нотариально образованного документа.

      Раскройте содержание понятия «связь с общественностью».

      Сформулируйте основные правила организации дебатирования.

      Раскройте содержание понятия «смысловая новация».

      Место письменной речи в классификации типов речи. Какими видами речи она представлена?

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 31

    1. Когда и в связи с чем стали впервые производиться записи ораторских речей?

      Дайте определение понятию «композиция». Обоснуйте связь композиции со стилем речи.

      Что такое образ речи? Как он складывается со стороны говорящего и со стороны слушающего?

      Дайте определение предмета речи. Что в риторике может считаться предметом речи?

      Охарактеризуйте аудиторию литературного диалога.

      Значение паузы в создании выразительности речи, виды пауз.

      Перечислите известные Вам определения стиля.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 32

    1. Охарактеризуйте три основные тенденции в трактовке риторики и ее задач.

      Раскройте содержание понятия «риторический пафос». Поясните на примере.

      Что представляет собой речь как жанр монолога? Виды речей.

      Дайте определение ораторской речи.

      Сформулируйте правила, определяющие отношения людей в диалоге и поясните их практическое и теоретическое значение.

      Перечислите и кратко охарактеризуйте этапы разработки концепции речи.

      Охарактеризуйте основные особенности печатной речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 33

    1. Охарактеризуйте риторический закон эффективного общения.

      Система стилистических помет. Приведите примеры стилистически определенной лексики с указанием принципа определения.

      Образ гостя-хозяина в семейно-бытовой речи. Понятие образа светского человека.

      Дайте определение жанрам приказа и инструкции.

      Виды диалога по результату. Раскройте основные принципы деления.

      Что понимается в риторике под изобретением речи?

      Сформулируйте и поясните содержание закона социального деления речедеятелей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 34

    1. Как назывались стилистические средства украшения речи, применяемые Горгием? Дайте определение 2-3 из них и приведите примеры.

      Из чего складывается образ оратора?

      Охарактеризуйте основные категории, в которых разворачивается образ речи.

      Охарактеризуйте основные принципы управляющего диалога.

      Что понимается в риторике под внимательным молчанием? Роль внимательного молчания в организации диалога.

      Какие вопросы характеризуют изобретение речи с точки зрения ее уместности?

      Структура речевых актов в симметричной речи. Симметричные виды речи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

РИТОРИКА

Билет № 35

    1. Сравните научно-теоретические позиции Цицерона и Квинтилиана.

      Правила обобщения фактов. «Полная» и «неполная» индукция.

      Охарактеризуйте проповедь как жанр монолога.

      Назовите и охарактеризуйте фигуры мысли по Квинтилиану.

      Воплощение речевого логоса в правилах для слушающего. Назовите и прокомментируйте эти правила.

      Образ аудитории в учебной речи.

      Предмет и задачи неориторики.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------