Принятие Христианства на Руси (работа 10)

столичный гуманитарный институт





Реферат

По истории



На тему

Крещение Руси

Студентки 1-го курса

Факультета финансового учета

Москва

2002

«Духовное возрождение целого народа, как и одного человека, совершается не одинаково, в ином народе оно совершается ранее, в другом позднее, в одном быстро, в другом медленно».

Архиепископ Филарет

Кто такие славяне.

Для начала, хотелось бы сказать несколько слов о самих славянах. Ориентировочно их предками являлись древние скифы. Они появились приблизительно 2,5 тысяч лет назад на территории нынешнего Крыма. Их особенностью было то, что их оружием были мечи, сделанные из железа, что и было причиной многочисленных побед в сражениях. До них использовалось оружие из меди и бронзы, и сражаться с их помощью было очень сложно, так как такое оружие было очень тяжелым.

Еще Геродот (его называют отцом истории) упоминал об этом народе. Он описывает свое пребывание на берегах Эфксинского (ныне Черного) моря и говорит, что от скифского урожая пшеницы очень зависит Греция.

Местом селения скифов – побережье рек Дон и Днепр. Греки считали Скифов варварами и говорили, что они носят шапки и у них нечесаные бороды. Главное – они носили штаны и сапоги на каблуках, чего греки понять не могли. А между тем, каблуки позволяют удобно сидеть в седле, которых ни в Греции, ни в Риме еще не знали. Таким образом, можно сказать, что скифы сделали открытия, которые по своему значению не менее важны, чем, например, изобретение колеса.

Есть версия, что прародиной славян являются Карпаты, и что славяне ушли оттуда после войн, проходивших там, и расселились по разным территориям.

Что касается климатических условий жизни славян, то они были не самыми удобными. Восточные славяне избрали земледелие, как способ жизни, не смотря на то, что каждый третий год был неурожайным. Слишком холодные зимы и дождливая осень серьезно влияли на урожайность. Кто-то из древних сказал, что если одно посеянное зерно дает урожай в три зернышка на колосе – это варварство, а если оно дает пять зерен, то это уже начало цивилизованной жизни. Большая часть заселенных земель – леса, даже сейчас в России 70% земли покрыто лесами. Сеять обычно начинали в мае. Некоторые славяне пытались заняться скотоводством, но и это было достаточно проблематично, так как трава начинает зеленеть только к июню.

Главными правителями (князьями) славян до призыва варягов были бояре. В VII веке боярами называли лучших бойцов армии. А престол правителя передавался не от отца к сыну, а от лучшего война к еще лучшему. А со временем бояре стали владельцем практически всех земель на Руси. Простой народ назывался смердами (от «смердеть»), так как они жили в землянках, и у печей не было труб, а, как известно, такой запах очень сложно и практически не возможно вывести.

Повесть временных лет.

Самый древний источник знаний о жизни славянских племен – Повесть временных лет. Это литературное произведение, которое, ко всему прочему имеет и очень большую историческую ценность. Одна из его частей повествует о том, как славяне призвали на Русь варягов, чтобы править ими. Однако существует точка зрения, что Руси, как и большинству других стран, государственность и централизованное управление были навязаны силой, а летописцы не могли написать что-то плохое о правящем князе, так как это было бы чревато серьезными последствиями.

Название «Русь» предположительно произошло от названия племени приглашенных варягов – «Русь», кроме того, слово «шведы» по-фински звучит как «Ruotsy». На этом (и не только на этом) основании немецкие ученые Миллер, Шлетцер и Баер сделали вывод, что шведы пришли на эту территорию и захватили ее жителей (Нормандская теория).

Религия славян.

Древние славяне были язычниками. Автор Повести временных лет так описывает религию славянских племен в период княжения Владимира: «…И стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за теремным домом: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. …Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя Новгород, Добрыня поставил кумира над рекой Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу».

Как комментирует этот текст Академик Д.С. Лихачев, – Перун – бог молнии и грома; о нем как о божестве древних антов и славян говорит еще Прокопий (византийский историк VI в.). Хорс и Даждьбог – боги солнца, источники благополучия. Стрибог – бог ветра (в «Слове о полку Игореве» ветры названы – «стрибожьи внуки»). Неясна сущность бога Симаргла. Некоторые исследователи сопоставляют его с иранским богом Симурглом, также как Хорса с иранским Хуршидом – солнце. Мокош – возможно, связан с названием народа мокшаэрзя и первоначально был племенным богом. Исследователи предполагают, что пестрота созданного Владимиром «пантеона» во многом зависела от пестроты племенного состава Киевского государства. В Перуне видят «дружинного бога» – покровителя вооруженной полуфеодальной верхушки, а во всех остальных богах – различных племенных богов, объединением культа которых Владимир якобы пытался скрепить религиозно свое государство еще до принятия христианства. Среди поставленных Владимиром у «двора теремного» кумиров нет Волоса – «скотьего бога», которым клялись славяне при заключении договоров с греками. В этом боге исследователи видят более «демократичного», чем дружинный Перун, бога – покровителя торговли и купцов, и отмечают, что кумир его стоял в Киеве внизу, на Подоле среди рынка.

Княгиня Ольга.

Как известно, первой «официальной» христианкой на Руси стала Ольга. До своего крещения очень жестокая и мстительная, но умная правительница. Ее крещение также описывается в летописи. Вот как описывает его Нестор: В год 6463 (955) отправилась Ольга в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда Константин, сын Льва, и пришла к нему Ольга, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился ее разуму, беседуя с нею, сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами столице нашей». Она же уразумев смысл этого обращения, ответила: «Я язычница. Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь». И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом. И наставил ее патриарх в вере и сказал ей: «Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков». И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыни, и о соблюдении тела в чистоте. Она же, наклонив голову, стояла, внимая учению, как губка напояимая; и поклонилась патриарху со словами: «Молитвами твоими, владыка, пусть буду сохранена от сетей дьявольских». И было наречено ей в крещении имя Елена, как и древней царице – матери Константина Великого. И благословил ее патриарх и отпустил. После крещения призвал ее царь и сказал: «Хочу взять тебя в жены себе». Она же ответила: «Как ты хочешь взять меня, когда сам крестил меня и назвал дочерью. А у христиан не разрешается это – ты сам знаешь». И сказал ей царь: «Перехитрила ты меня, Ольга». И дал ей многочисленные дары – золото, и серебро, и паволоки, и сосуды различные; и отпустил ее, назвав своей дочерью. Она же, собравшись домой, пришла к патриарху, и попросила у него благословения вернуться, и сказала ему: «Люди мои и сын мой язычники, – да сохранит меня Бог от всякого зла»… И благословил ее патриарх, и отправилась она с миром в свою землю и пришла в Киев…

Эта же Ольга пришла в Киев и прислал к ней греческий царь послов со словами: «Много даров я дал тебе. Ты ведь говорила мне: когда-де возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь». Отвечала Ольга через послов: «Если ты также постоишь у меня в Почайне, как я в Суду, тогда дам тебе». И отпустила послов с этими словами. Жила же Ольга вместе с сыном своим Святославом, и учила его принять крещение, но он и не думал и не прислушивался к этому; но если кто собирался креститься, то не запрещал, а только насмехался над тем».

Как Владимир выбирал веру.

В год 6494 (986) пришла болгары магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь. Уверуй в закон наш и поклонись Магомету». И спросил Владимир: «Какова же вера ваша?» Они же ответили: «Веруем Богу, и учит нас Магомет: совершать обрезание, не есть свинины, не пить вина, зато по смерти, говорит, можно творить блуд с женами. Даст Магомет каждому по 70 красивых жен, и изберет одну из них красивейшую, и возложит на нее красоту всех. Та и будет ему женой. Здесь же, говорит, следует невозбранно предаваться всякому блуду. Если кто беден на том свете, то и на том». И другую всякую ложь говорили, о которой писать стыдно. Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему не любо: обрезание, воздержание от свиного мяса и от пития; и сказал он: «Руси есть веселье пить, не можем без того быть». Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы, посланные папой». И обратились к Владимиру: «Так говорит тебе папа: “Земля твоя такая же, как и наша, а вера наша не похожа на твою, так как наша вера – свет; кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц и все, что дышит, а ваши боги – просто дерево”». Владимир же спросил их: «В чем заповедь ваша?» И ответили они: «Пост по силе; “если кто пьет или ест, то все это во славу божию”, – как сказал учитель наш Павел». Сказал же Владимир немцам: «Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого». Услышав об этом, пришли хазарские евреи и сказали: «Слышали мы, что приходили болгары и христиане, уча тебя каждый своей вере. Христиане же веруют в того, кого мы распяли, а мы веруем в единого Бога Авраама, Исаака и Иакова». И спросил Владимир: «Что у вас за закон?» Он же ответили: «Орезываться, не есть свинины и заячины, хранить субботу». Он же спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». Снова спросил он: «Точно ли она там?» И ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рассеял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу отдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы иных учите, а сами отвергнуты богом и рассеяны: если бы бог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по чужим землям. Или и нам того же хотите».

Затем прислали греки Владимиру философа со следующими словами: «Слышали мы; что приходили болгары и учили тебя принять свою веру. Вера же их оскверняет небо и землю, и они сверх всех людей, уподобились жителям Содома и Гоморры, на которых напустил господь горящий камень и затопил их, и потонули. Так вот и этих ожидает день погибели их, когда придет бог судить народы и погубит всех, творящих беззакония и скверны. Ибо, подмывшись, вливают эту воду в рот, мажут ею по бороде и поминают Магомета. Так же и жены их творят ту же скверну, и еще даже большую…» Услышав об этом, Владимир плюнул на землю и сказал: «Не чистое это дело». Сказал же философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима проповедовать у вас веру свою. Вера же их немного отличается от нашей: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: “Сие есть тело мое, ломимое за вас…” Так же и чашу взял и сказал: “Сия есть кровь моя нового завета”. Те же, которые не творят этого не правильно веруют». Сказал же Владимир: «Пришли ко мне евреи и сказали, что немцы и греки веруют в того, кого они распяли». Философ ответил: «Воистину веруем в того. Их же самих пророки предсказывали, что родится бог, а другие, что распят будет и погребен, но в третий день воскреснет и взойдет на небеса. Они же одних из тех пророков избивали, а других истязали. Когда же сбылись пророчества их, когда сошел он на землю, был он распят, воскрес и поднялся на небеса. Ожидал бог покаяния от них сорок шесть лет, но не покаялись, самих рассеял по иным землям, де и пребывают в рабстве»…

Испытание вер Владимиром

Выслушав речь философа, Владимир созвал своих бояр и старцев и сказал: «Вот приходили ко мне болгары, говоря, “Прими закон наш”. Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему во веки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне». Сказали бояре и старцы: «Знай, князь, что своего никто не бранит. Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли разузнать, какая у них служба и кто как служит богу».

Приехали гонцы в Болгарию, посмотрели на молитву мечети и там им не понравилось. Потом они поехали к немцам, посмотрели на ход их службы. А затем отправились в Константинополь (в Царьград) и пошли к царю. Они рассказали ему, зачем приехали, а он передал патриарху об их приезде и сказал, чтобы он приготовил самую лучшую и торжественную службу. Разумеется, российским послам там очень понравилось, тем более что их посадили на лучшие места и принимали их на «на высшем уровне».

Крещение Владимира

988 году князь Владимир отправился на, тогда еще греческий, город Корсунь (сейчас Херсон) и осадил его. Люди в городе постепенно стали изнемогать, заметив это, Владимир сказал: «Если не сдадитесь, то простою здесь еще три года». Люди его не послушались и сдаваться не стали. Владимир же попытался город хитростью – он перекопал землю на перерез трубам, по которым в город поступала вода и перекрыл их. После этого люди в городе сдались. Владимир вошел в город и сразу же послал гонцов к императорам Василию и Константину с такими словами: «Вот взял уже ваш город славный. Слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». Разумеется цари не хотели отдавать свою сестру за язычника и предложили ему креститься. На что Владимир ответил согласием, тем более, что он уже испытал их веру. Анна, сестра царей, замуж за Владимира идти не хотела, а братья ее уговорили, сказав, что через нее может креститься весь русский народ, а грекам это было очень выгодно, т. к. в этом случае им не придется воевать с очень сильным противником, с Русью.

В это время у Владимира по какой то причине заболели глаза и он ничего не видел. Царица Анна, узнав об этом, послала сказать ему, чтобы он крестился, и как можно скорее. Как только Владимир принял крещение – сразу прозрел и прославил Бога. Так говорит летописец. Но возникает вопрос, почему язычник Владимир вдруг собрался принимать христианство? Ясного ответа на этот вопрос у нас нет, однако, возможно, на него повлияла его бабка Ольга, а может быть пленные греки. Так или иначе он принял крещение от греческого духовенства и по возвращении из Корсуни он привез в Киев не только молодую жену, но и несколько служителей греческой церкви.

Крещение Руси

В Киеве он крестил весь народ, в том числе и детей. Особого восторга народ по этому поводу не выражал т.к. толком не мог понять, что с ним творят. Хотя христианство в это время для многих уже не была новостью, но глубокого его понимания никто из русских не имел. Безусловно, не понял должным образом учения Христа и сам Владимир. Христос призывал Своих апостолов сначала учить народ, а затем желающих служить Христу – крестить, а Владимир насильно заставил всех жителей Киева креститься в водах Днепра. Были случаи, когда некоторые ревнители языческой религии отказывались креститься, но тогда княжеские дружинники сталкивали их в воду и насильно окунали. Было и кровопролитие, хотя большинство киевлян равнодушно выполняло приказ. Язычество русских отличалось тем, что не имело ни храмов, ни особого сословия жрецов, диктаторскими правами в религиозной и гражданской жизни обладал князь. По этому особого сопротивления русская неорганизованное язычество не оказало. Хотя Владимир и объявил весь Киев христианами, но киевляне фактически оставались язычниками.

Вслед за Киевом Владимир стал устраивать поголовные крещения и в других городах. Из Византии стал срочно приглашаться священники, подавляющее большинство которых ни слова не понимали из языка русских. Они могли лишь показывать народу, как творить разные обряды.

И, тем не менее, действия Владимира все же изменили жизнь на Руси. Оставив у себя одну жену, он отпустил остальных жен. Этого же он потребовал и от всех своих поданных, официальное многоженство стало запрещенным. Все идольские изображения по приказу Владимира были уничтожены. Знаменитое изображение Перуна в Киеве было привязано к конскому хвосту, а затем уничтожено.

Летописец изображает Владимира после крещения преобразившимся человеком. Вместо прежней жестокости у него стало преобладать благодушное состояние. И в то же время это было не полное преображение; как видно, Владимир не пережил внутренних перемен, связанных с христианством, потому что после того как он объявил себя христианином, он соблюдал пламенные славянские традиции, очень любил пиры, на которых вино лилось рекой. Теперь пиры эти обычно посвящались не идолам, а разным христианским праздникам. Князь Владимир пировал не с одними боярами, он созывал людей ото всюду, кормил и поил их, желая всячески примирить христианство с языческим весельем.

Умер Владимир в XI веке в 1015 году. Православная церковь в дальнейшем стала величать его «святым равноапостольным князем Владимиром», причислив его, таким образом, к апостолам. Но апостолы Христовы во многом не были похожи на Владимира – они не пировали и уж тем более не принуждали силой людей к принятию христианства.

Следует еще отметить, что Владимир пытался насаждать грамотность на Руси, хотел, чтобы жители Руси имели письменность. С этой благой целью в Киеве и других городах он приказал из боярских семей брать детей для обучения грамоте, приглашая на Русь людей, умеющих объясняться с русскими. Летописец пишет, что, провожая детей в школы, матери о них плакали, как о мертвых. Детей обучали греческому алфавиту. Но, к сожалению, обучение, начатое Владимиром, вскоре заглохло. Дело пошло немного вперед в дальнейшем, когда на Русь была введена славянская письменность, созданная еще в IX веке в Моравии Кириллом и Мефодием. В княжение Владимира вся Русь поголовно была безграмотной, как, впрочем, и сам Владимир. Впрочем, и в последующие века грамотных людей на Руси было мало, лишь особо знатным и богатым людям было доступно образование.

В дальнейшем православные богословы и историки стали именовать Русь «святой Русью», коей она на самом деле не была. В своем большинстве она оставалась языческой.

Завершение крещения Руси «огнем и мечем» в Муроме и Новгороде

Крещение Руси продолжалось и в начале XI века, но не во всех местах прошло одинаково спокойно. Сравнительно спокойно оно прошло в Киеве, позднее в городе Муроме произошли серьезные кровопролитные схватки между княжескими дружинниками и народом, который решительно не хотел принимать крещения. Многие были убиты дружинниками, многих насильно столкнули в воду, многие бежали в другие места.

В Новгороде, правда, не было такого побоища, как в Муроме, но и там были большие волнения среди народа, который не мог понять, что с ним делают.

Результаты крещения

Крещение Руси стало серьезным изменением в жизни людей и страны в целом. После того, как Владимир объявил правителям других стран о том, что стал православным и крестил своих людей, к нему, разумеется, изменилось отношение. Они перестали считать его варваром и, таким образом, Владимир наладил торговые отношения с ними и поднял экономику Руси. Да и византийские императоры увидели в нем союзника, как в политическом, так и в культурном отношении. Они стали присылать на Русь своих именитых художников и зодчих для строительства храмов. Всем известный иконописец Андрей Рублев был учеником византийского мастера. Что же касается письменности, и об этом позаботились византийцы, как уже было сказано, этим занимались Кирилл и Мефодий. Они перевели Библию и служебные книги на церковно-славянский язык.

Но есть в действиях Владимира и отрицательные стороны – он так и не смог поднять духовность русских, которые и по сей день в большинстве своем остаются лишь номинальными верующими.

библиография

    Художественная проза Киевской Руси XI-XIII. Повесть временных лет. Государственное издательство художественной литературы. Москва, 1957 г.

    Карев А.В. и Сомов К.В. История христианства. СЕХБ Москва и Библейская миссия ФРГ. 1990 г.

    Князев Е.А. Лекции по истории отечества НГУ Натальи Нестеровой 2001 г.

    Толстой М.В. История русской церкви. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1991 г.