Иудаизм в Израиле
В
истории еврейского народа концепция
государственного строительства, имеющая
глубинную этноконфессиональную основу,
являлась определяющей в период
формирования древнееврейского государства
(около 1000 г. до н.э.), а также теократического
государства, существовавшего на
территории Иудеи (IV в. до н.э.). Символом
еврейской государственности являлся
Иерусалимский храм, окончательно
уничтоженный в 70 г. н.э. Теократическая
форма правления в разных видах
просуществовала в Иудее несколько
столетий и была уничтожена римскими
завоевателями, однако идея теократического
государства, закрепленная в Торе
(Пятикнижии Моисея), продолжала
существовать в сознании еврейского
народа в условиях утраты государственной
самостоятельности, внешних завоеваний
и диаспоры.
Идея теократического
государства, базирующаяся на вере в
единого и общенационального Бога,
объективно способствовавшая этнической
и конфессиональной консолидации
еврейского народа, до сих пор является
актуальной в концепции взаимоотношений
иудаизма и государства в Израиле.
Формально
Израиль не является клерикальным
государством, однако фактически иудаизм
выполняет функцию государственной
религии и государственной идеологии;
его влияние распространяется на
государственно-политическую и социальную
сферы Израиля.
В Израиле все
вопросы личного статуса граждан решаются
судами раввинов, действующими на основе
талмудического права. Гражданского
брака в Израиле не существует. Раввинат
играет значительную роль в
общественно-литической и культурной
жизни страны особенно в области
просвещения. Религиозные учебные
заведения составляют около 30% всех
средних учебных заведений Израиля. В
ряде городов Израиля (Тель-Авиве,
Иерусалиме и др.) в субботу (шаббат) не
работают общественный транспорт, ряд
аэропортов и т д. В Торе написано, что
Бог сотворил землю, светила, растения,
животных и первых людей за шесть дней,
седьмой день он отдыхал. В память об
этом религиозный еврей не совершает
действия, направленные на разрушение
или сотворение чего-либо. Считается,
что если все евреи смогут соблюсти 2
шаббата, то это приблизит пришествие
Мессии (Мошиаха). Все обряды и богослужение
в субботу предназначены, чтобы уловить
это ощущение «святости времени». Таким
образом, шаббат воспринимается как дар
Божий Израилю, знак завета Бога с Его
народом и знак откровения Божьего,
способ жить с ощущением Творца. Суббота
представляется как «предвкушение
грядущего мира» для евреев, способ
почувствовать радость конечного
спасения. Это выражено в шаббатних
молитвах, читаемых, например, за вином,
на дополнительной службе, на дневной
службе, а также в нижеследующей выдержке
из утренней службы, с которой начинается
суббота:
«…Народ, что освящает седьмой день, насладится щедротами Твоими, и был избран волей Твоей седьмой день; и Ты освятил его самым и назвал его самым желанным из всех дней, в память сотворения мира».
Перед субботой необходимо провести тщательные приготовления. Нужно уладить все споры, очиститься от дурных мыслей и чувств. К материальным приготовлениям относятся покупки, уборка, необходимо приготовить еду, накрыть стол для трапезы в пятницу вечером. Это важное семейное торжество.
Вскоре после захода солнца зажигаются две субботние свечи. Обычно это делает мать семейства в сопровождении дочерей или маленьких детей. Это действие вводит в субботу. Тем временем другие члены семьи приветствуют приход праздника в синагоге. Когда начинается вечерняя служба, о субботе возвещают, как о королеве или невесте. Существует притча о том, что человека на пути домой из синагоги в субботу сопровождают два ангела, добрый и злой. Если он видит, что дома всё приготовлено для встречи шаббата и царит приятная обстановка, добрый ангел произносит: «Пусть всё будет так же на следующей неделе», а злой должен ответить: «Омен» («Да будет так»). Но если дома ничего не готово, тогда злой ангел говорит: «Пусть все будет так же на следующей неделе», а добрый должен против своей воли ответить: «Омен». Перед трапезой читают «кидуш» («освящение»), пьют вино, которое символизирует сладость и веселье этого дня, и едят хлеб, напоминающий о двойной доле манны небесной выпадавшей во время скитаний евреев по пустыне. После празднования читают шаббатнюю молитву благодарения. Церемония завершения субботы носит название «Авдала». Читаются благословения над вином и пряностями. Некоторые воспринимают это как обряд подслащения дел наступающей недели, для других это способ продления праздника.
В
1948 г. (14 мая была обнародована Декларация
независимости Израиля) одним из основных
вопросов, вставших перед новым
государством, был статус иудаизма и
взаимоотношение государства и религии.
Статус
еврейской религии в Государстве Израиль
не получил до сих пор законодательного
оформления из-за разногласий в обществе
по вопросу об отношении религии к
государству и ее роли в обществе.
Сравнительно небольшая часть населения
Израиля требует абсолютного приоритета
религиозного законодательства над
государственным; также относительно
невелика группа населения, требующая
полной секуляризации законодательства
вплоть до исключения личного права из
юрисдикции раввината. Большинство же
населения поддерживает сохранение в
той или иной форме традиционного
специфического колорита израильской
государственности и общества.
При
изучении общественного мнения было
установлено, что только 15 % взрослого
еврейского населения Израиля высказывается
в пользу теократического государства.
За полностью секуляризованное государство
выступает более 30 %, а что касается
остальных (около 50 %), то часть из них
придерживается мнения о тесных связях
государства и религии, а другие предлагают
отделение синагоги от государства и
школы от церкви. В результате сложилась
ситуация, когда в Израиле иудаизм не
отделен от государства, как и школа от
церкви. Несмотря на наличие в стране
нескольких вероисповеданий кроме
иудаизма (мусульманского, христианского,
друзского и др.), только иудаизм занимает
господствующее положение.
Вместе с тем стремление израильского
общества к компромиссу, приемлемому
для религиозных и нерелигиозных кругов,
а также к сохранению традиций в
государственной и общественной жизни
страны, нашло выражение в статус-кво,
еще до возникновения Государства
Израиль: юрисдикция раввинских судов
в области личного статуса (браки и
разводы) членов еврейской общины,
запрещение работы в субботу и дни
религиозных праздников в государственных
учреждениях и общественных заведениях,
на общественном транспорте, промышленных
предприятиях и в сфере обслуживания;
особая сеть религиозных школ; признание
и субсидирование религиозных учреждений
и служб.
Влияние иудаизма сказывается
на гражданском законодательстве - в
Израиле официально запрещены не только
браки евреев с неевреями, но затруднены
браки между представителями различных
направлений в иудаизме. По закону 1953 г.
все дела брачно-семейного характера
были отданы в исключительное ведение
раввинских судов. Поэтому чтобы подобные
браки были признаны и зарегистрированы
религиозными советами общин, нееврейская
сторона или последователь реформированного
или консервативного направления в
иудаизме должны принять иудаизм в
соответствии с ортодоксальным обрядом,
установленным Талмудом. Практически
невозможен переход евреев в другое
вероисповедание, суровое уголовное
наказание предусмотрено для лиц,
содействующих такому переходу.
По
израильским законам о гражданстве
автоматическое его предоставление
может иметь место только в отношении
еврея. По закону 1970 г. евреем признается
лицо, родившееся от еврейской матери,
либо перешедшее в иудаизм и не исповедующее
иной религии.
Современное еврейское
население Израиля сложилось из
репатриантов из стран рассеяния, и его
этнический состав является отражением
этнического состава мирового еврейства,
составляющего один народ, объединенный
общностью происхождения, религии,
духовного наследия и национального
самосознания. Однако существование
еврейского народа в диаспоре и отсутствие
государственности (до 1948 г.) привели к
его фрагментации на отдельные общины
с разными языками повседневного общения,
некоторыми различиями в религиозной
обрядности, а также в сложившихся формах
быта, культурных традициях и т.п.
Наиболее
значительной этнолингвистической
общностью является ащкеназы, языком
общения которых был идиш и, которые
принадлежат к выходцам из стран Восточной
и Центральной Европы, Северной Америки,
Южной Африки и Австралии, большинству
выходцев из стран Западной Европы и
Южной Америки. Они составляли абсолютное
большинство еврейского населения
Израиля к моменту его образования (85
%), в настоящее время их число уменьшилось
в результате массовой репатриации из
арабских стран.
К
сефардам, языком общения которых был
еврейско-испанский, относятся выходцы
из стран Балканского полуострова
(Греция, Болгария, Югославия, Турция),
часть выходцев из Северной Африки. Около
40 % еврейского населения Израиля
составляют в настоящее время выходцы
из арабского мира (Марокко, Ирак, Йемен,
Иран), значительны этноконфессиональные
группы бухарских, горских, курдских и
др. евреев.
Государство Израиль
является средоточием памятных мест
иудаизма и святым местом для его
последователей не только граждан
Израиля, но и тех, кто проживает за его
пределами. Главная святыня - Западная
стена (в европейской традиции - стена
плача), участок уцелевшей части храмового
комплекса, которая уже в первые века
после разрушения Иерусалимского храма
(70 г.) стала местом молитвы. Западная
стена привлекает евреев как из самого
Израиля, так и из стран диаспоры. К ней
приходят ежегодно миллионы молящихся
туристов. После воссоединения Иерусалима
(1967 г.) сложились и получили широкое
распространение традиции, связанные с
Западной стеной. Многие мальчики,
достигшие 13-летнего возраста, здесь
впервые вызываются к чтению Торы,
приносят присягу новобранцы отборных
боевых частей, проводятся церемонии в
честь национальных праздников Израиля.
В
начале 90-х годов в Израиле насчитывалось
около 7 тысяч официально зарегистрированных
синагог. Столь большое число молитвенных
зданий объясняется разнообразием
литургий различных этнических групп и
религиозных течений в иудаизме. Во
многих синагогах после молитвы проводится
изучение Закона. Число молящихся особенно
значительно по субботам и праздникам.
В крупные праздники синагогу посещает
большинство еврейского населения
страны. Во многих общинах принято
справлять в синагоге семейные праздники:
обряды бракосочетания, обрезания,
бар-мицвы (совершеннолетия) Почти все
конгрегации отмечают благодарственными
молитвами День Независимости Израиля
и День освобождения Иерусалима, а в
субботнюю и праздничную литургию
включают молитвы за благоденствие
Израиля, за благополучие президента
страны и ее армии.
В
настоящее время Израиль является мировым
центром традиционного еврейского
образования. В Израиле были воссозданы
иешивы, так называемого литовского типа
(одна из наиболее знаменитых - Поневежская
иешива в Бней-Браке) и обосновалось
несколько хасидских иешив ("дворов").
Они быстро прижились в Израиле и стали
привлекать многочисленных учащихся из
уроженцев страны. Часто традиционное
обучение в иешивах сочетается со средне
образовательной программой (или
программой профессионального обучения).
Многие из учеников средних иешив
продолжают обучение в высших иешивах.
К другим видам иешив относятся иешивы,
в которых четырехлетнее изучение Закона
сочетается с военной подготовкой и
несением действительной воинской
службы. В 1960-80-х годах в связи с активным
обращением к религии выходцев из разных
стран, эмигрировавших в Израиль, возникает
сеть специальных иешив для учащихся с
разным уровнем знаний о религии,
образовательным уровнем и т.д. Создаются
специальные учебно-воспитательные
заведения для девушек. Некоторые из
этих иешив создаются специально для
учащихся из США, Франции и других стран,
а также для лиц с высшим образованием,
для бывших преступников и т.п.
С
образованием Государства Израиль для
обеспечения религиозных нужд населения
и контроля над деятельностью религиозных
учреждений было создано Министерство
по делам религий. Еврейскими общинно
религиозными учреждениями руководит
Верховный раввинат, являющийся
одновременно верховным апелляционным
раввинским судом. В городах действуют
городские раввинаты.
При муниципальных
и поселковых советах действуют религиозные
советы. В функции религиозных советов
входит устройство и содержание микве
(бассейна для религиозного омовения),
оказание материальной помощи в учреждении
и содержании синагог, контроль за
соблюдением религиозных правил (кашрут)
в скотобойнях и мясных лавках, ресторанах,
гостиницах и т.п. Члены религиозного
совета назначаются раз в четыре года
муниципалитетом, местным раввином и
Министерством по делам религий.
Около
100 даянов (судей) заседают в 24 раввинских
судах, действующих в десяти городах
Израиля. Помимо правовых вопросов,
касающихся личного статуса еврейских
граждан страны, в юрисдикцию раввинских
судов входит утверждение гиюра
(формального перехода в иудаизм).
Общины
консервативного и реформистского
течений в иудаизме (возникли на территории
Израиля в 1937 и 1957 гг. соответственно)
немногочисленны и, несмотря на
наблюдающуюся тенденцию роста остаются
периферийным явлением в религиозной
жизни страны.
Разрыв
с иудаизмом в любой форме (переход в
другую конфессию или выполнение обрядов
иной религии при формальном принятии
иудаизма) может немедленно отразиться
на гражданском статусе человека.
Помимо
евреев, значительная часть которых хотя
бы формально исповедует иудаизм, в
Израиле живут многочисленные
этноконфессиональные общины, группы,
национальные меньшинства. В Израиле
насчитывается около 20 тысяч караимов,
представителей секты, отделившейся от
иудаизма в VIII веке. У караимов существуют
Всеизраильский религиозный совет и
религиозный суд, которые находятся в
Рамле. В Министерстве по делам религий
существует специальный отдел по делам
караимов, государство финансирует
религиозные занятия детей караимов в
государственных школах. Министерство
по делам религий также участвует в
расходах на содержание молельного дома
и жалование главы религиозной общины
самаритян, потомков населения Самарии.
Мусульмане составляют 13 % населения
Израиля. Подавляющее большинство
израильских мусульман - сунниты.
Христиане составляют 2,3% населения
Израиля, около 50% христиан проживают в
Галилее.
Католическая церковь в Израиле насчитывает около 25 тысяч прихожан, греко-католическая - 38 тысяч, маронитская - 6 тысяч.
Согласно
Закону о компетенции раввинских судов
от 1953 г., еврейский религиозный суд имеет
исключительную юрисдикцию в вопросах
брака и развода евреев (граждан или
жителей Израиля), включая вопросы о
выплате алиментов или содержания жены
и детей, в исках евреек о халице -
освобождение от обязанности вступить
в брак с братом покойного мужа. В делах
по опекунству, усыновлению, управлению
имуществом и наследованию и т.п. Раввинские
суды имеют исключительную компетенцию
в любом вопросе, связанном с устройством
и внутренним управлением религиозным
имуществом и религиозными пожертвованиями,
учрежденными и зарегистрированными в
раввинском суде согласно еврейскому
праву.
Таким образом, хотя иудаизм
в Государстве Израиль и не имеет
официального статуса государственной
религии, его роль является доминирующей
не только в религиозной картине страны,
но и в ее государственно-политической
жизни - религиозные партии (прежде всего
Национально-религиозная партия, Агудат
Израиль и др.) входят в блок правящей
коалиции; он охватывает своим воздействием
частную и общественную жизнь граждан.
Верховный раввинат (в котором представлены
главы основных этноконфессиональных
общин Израиля - сефардов и ашкеназов)
является высшим религиозным органом
страны, выполняющим ряд важнейших
государственных функций, в том числе и
в сфере раввинской юрисдикции.
Объединение
общин, представляющих различные
этноконфессиональные общности
современного Израиля (прежде всего
сефардов, ашкеназов, "восточных
евреев") является в настоящее время
важной государственной проблемой,
поскольку она в свою очередь связана с
проблемой консолидации еврейской нации
и укреплением позиций иудаизма.