Иудаизм (работа 3)
1
Иудаизм и его основные направления
ПЛАН
Введение
Основные принципы вероучения в иудаизме
основные периоды развития иудаизма
Основные направления современного иудаизма
Реформизм
Консервативный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм
Заключение
Литература
Введение
Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале новой эры обозначали религию еврейского народа. Это слово в свою очередь происходит от еврейского слова “иехуда” (призванный восхвалять Б-га). Этот термин появляется во второй книге Маккавеев и в послании Галатам апостола Павла.
О мировом значении этой религии нельзя сказать выразительнее и лучше русского мыслителя Н.Я. Данилевского: “среди него (еврейства) выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие развитые цивилизации и которому суждено было сделаться религиею всех народов, единою, вечною и непреходящую ее формой (Н.Я. Данилевский, Россия и Европа. СПб, 1995. С.402). Более того, он полагал, что иудаизм является основой особой еврейской цивилизации. Естественно, что говоря о “всех народах”, автор имел ввиду единоверных ему приверженцев христианства, которое зародилось в иудаизме и в значительной степени прямо переняло его религиозную традицию. Эту мысль продолжает великий русский религиозный философ В. Соловьев, подчеркнув, что только у евреев религия принимает форму Союза или Завета между Б-гом и человеком как между существами, “хотя и неравносильными, но нравственно однородными” (В. С. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос// Тайна Израиля. СПб, 1993 С.40)
1. Основные принципы вероучения в иудаизме
Главным и незыблемым принципом веры в иудаизме является признание Единого Б-га (имя Всевышнего нельзя, по законам иудаизма, писать полностью, потому оно пишется с пропуском буквы), которое выражается в молитве “Слушай Израиль: Господь, Б-г наш, Господь един” (Второзаконие, 6:4). По-еврейски она обозначается словом “Шма” (“Слушай”). Следует указать, что здесь и далее под еврейским понимается язык, относящийся к семитской группе языков, который был разговорным у евреев на исторической родине, на котором написаны Священное Писание и молитвы. Иногда его называют древнееврейским. Современный вариант этого языка - “иврит” - возрожден в качестве языка общения в государстве Израиль.
Более детально основополагающие идеи иудаизма изложены в Десяти заповедях, дарованных согласно традиции, Б-гом на горе Синай (XIII в. до. н. э.) через пророка Моисея еврейскому народу, называемому также народом Израиля по имени внука патриарха Авраама - Иакова-Израиля. Вот текст этих заповедей (Исход 20:2-17):
Я, Господь Б-г твой, который вывел тебя из Египта, из дома рабства.
Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и того, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Господь Б-г твой - Б-г ревнитель, наказывающий детей за грехи отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милости тысячам родов любящим меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Б-га твоего напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Б-гу твоему; не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в седьмой день почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Б-г твой дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Этими заповедями закреплялся особый договор - “Завет” - между Б-гом и еврейским народом, ставшим благодаря этому акту “избранным” в смысле первообладателя Священного учения - Торы. Именно народу Израиля завещано возвестить слово Б-жие всем народам Земли. Первые четыре заповеди посвящены отношениям Б-га и человека а остальные шесть отношениям людей между собой. Причем в иудаизме считается абсолютно неразделимым любовь к Б-гу и человеку как творению Б-га. Поэтому в любом акте сострадания и милосердия присутствует Б-жественное начало. Разумеется, это относится не только к евреям, избранный народ отличается от других только в сугубо религиозном отношении и поэтому для нееврея даже гораздо легче достигнуть праведности, поскольку ему необходимо придерживаться только семи заповедей, предписанных всем сыновьям Ноя. Он только должен избегать:
Идолопоклонства
Разврата и прелюбодеяния
Кровопролития
Поругания имени Б-жьего
Несправедливости и беззакония
Грабежа
Жестоких, бесчеловечных поступков, в частности, жестокого обращения с животными.
Однако в рамках общих положений иудаизм допускает большую свободу мысли в их толковании и осмыслении. Ввиду этого известны различные способы догматического определения его сущности. Например, великий законоучитель Гилель, живший на рубеже новой эры, так ответил язычнику, просившего его сообщить сущность иудаизма за то время, когда он будет стоять на одной ноге: “не делай ближнему того, чего себе не желаешь. В этом заключается вся суть Торы. Все остальное есть толкование. Иди и учись.”( Бялик Н и Равницкий И. Агада , Иерусалим, 1992 . С. 280).
2. основные периоды развития иудаизма
Авраам рассматривается в еврейской традиции не только как родоначальник еврейского народа, но и как основоположник иудаистического монотеизма. Послебиблейская еврейская национально-религиозная традиция приписывает ему открытие существования Единого Бога - творца неба и земли. Авраам назвал этого Бога Элохим (буквально "Бог Высочайший", "Бог Всемогущий").
Возникновение монотеистических представлений стало мощным фактором этногенеза еврейского народа. Этноним "евреи", по одной из версий, произошел от древнесемитского наименования "ибири" - так первоначально назывались кочевые семьи, выделившиеся из крупных племенных объединений.
Переселение около 1900 г. до н. э. племени Авраама из окрестностей города Ура Халдейского в Месопотамии за реку Евфрат положило начало исторической жизни евреев - почитателей Единого Бога. Отсюда возникла другая версия происхождения наименования "евреи" - от древнесемитского слова "эвер" (другая сторона), что означает "живущие на другой стороне реки".
Этноним "жид" ("жидовин") впервые фиксируется в русских письменных источниках с XII века и представляет собой результат длительной фонетической трансформации еврейского этнонима "йехуди". Долгое время этноним "жид" считался нормативным, однако с XIX века стал приобретать уничижительно-оскорбительный оттенок, постепенно перейдя в лексикон антисемитизма. Древние евреи явились первой этнической общностью, в судьбе которой генезис монотеизма сыграл особую роль. Понятие единого всемогущего Бога пробудило сознание народа, дремавшее под наслоениями варварского политеизма, постепенно внося в него такие прежде неизвестные элементы, как моральный кодекс личного, общественного и государственного поведения, представления о грехе, смысле жизни и воздаянии, отсутствовавшие у других народов древности. Приоритетная историко-цивилизационная заслуга иудаизма - принцип единобожия, ставший одним из кристаллизационных моментов формирования мощной цивилизационной общности - иудео-христианской цивилизации.
Монотеистические представления древних евреев складывались в течение достаточно продолжительного исторического периода (XIX - II века до н. э.), получившего наименование библейского и включившего в себя так называемую эпоху патриархов (праотцев) еврейского народа - Авраама, Исаака и Иакова (Израиля).
Религиозные воззрения патриархов основывались на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов - покровителем рода (генотеизм). Уникальными в подобных воззрениях были понимание особой близости между Богом и человеком и требование исполнять все заповеди, данные Богом отцов. На этой религиозной основе сложился союз родственных племен, именуемый "Вене Исраэль" ("Сыны Израиля").
Согласно Библии первоначально в данный союз входило 12 колен (родоплеменных групп, связанных кровным родством, происходящих от 12 сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака, внука Авраама; Рувима (Реувена), Симеона (Шимона), Левия, Иуды (Йехуды), Иссахара, Завулона, Гада, Асира (Аше-ра), Иосифа, Вениамина (Беньямина), Дана и Неффалима (Нафгали). Позднее колено Иосифа разделилось на колена Манассии (Менаше) и Ефрема (Эфраима) - сыновей Иосифа. Около 1700 г. до н. э. израильский союз переселился в Египет, где древние евреи прожили около 400 лет в области Гесем в дельте Нила. Резкое ухудшение их положения в результате попадания в рабство к египетским фараонам привело около 1230 г. до н.э. к исходу еврейского народа из Египта под руководством религиозно-политического вождя Моисея (Моше) из колена Левия. В это время генотеизм религии патриархов получил форму бескомпромиссного монотеизма в виде Синайского завета- союза еврейского народа с Богом Праотцев, названным именем Яхве - ("Сущий", из бытия которого проистекает все).
Результатом этого завета стали Десять Заповедей, записанные на скрижалях (каменных досках), которые согласно Библии были переданы Моисею Богом на горе Синай после выхода из Египта. Это событие положило начало формированию этического монотеизма - качественно нового уровня религиозных представлений, следование моральным заповедям стало главным условием исполнения Божьей воли. Впоследствии Десять Заповедей легли в основу "Синайского кодекса" - древнейшей части Библии (книга "Исход").
Достигнутый уровень религиозно-этнического единства древних евреев позволил им около 1200 г. до н. э. под руководством преемника Моисея - Иисуса Навина - завоевать историческую область Ханаан (позже получившую название Палестина), где около 1000 г. до н. э. было основано Израильско-Иудейское царство. Оно стало первым на Ближнем Востоке национально-религиозным государством, политический режим которого можно назвать иудаистской (яхвистской) теократией. Религиозно-политическим центром Израильско-Иудейского царства стал город Иерусалим (Ерушалаим) с общееврейской святыней - Храмом Яхве на горе Сион, воздвигнутым в 958 г. до н. э. при царе Соломоне.
Пережив внутренние смуты, приведшие около 928 г. до н. э. к распаду древнееврейского государства на два самостоятельных царства - Израильское и Иудейское, а также ассирийское (722.г. до н. э.) и нововавилонское (586 г. до н. э.) нашествия, разрушение Иерусалима и первого Храма, почти полувековое (586 - 539 гг. до н. э.) "вавилонское пленение" - насильственное переселение большей части евреев в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II, последующее возвращение в Палестину и воссоздание Иерусалимского Храма, древние евреи сделались как бы новым этносом. В его среде сложилось прочное ядро ортодоксов (хасидим) - сторонников Синайского завета.
Под влиянием учения и проповеди древнееврейских пророков - небиим ("вестников Божьей воли"), имевшей место в VIII - VI веках до н. э„ древнееврейская религии из культа еврейского племенного Бога Праотцев Яхве (генотеизм) превратилась в абсолютный монотеизм, имеющий универсальный характер. Одновременно сформировалось самосознание еврейского народа как избранного "народа Божия" - носителя высокой нравственно-религиозной миссии среди других народов.
Формирование иудаистического монотеизма происходило в условиях непрекращающейся борьбы с языческими культами, получившими большое распространение вследствие ассирийского и вавилонского культурного влияния в Палестине.
В связи с этим огромное значение для утверждения иудаистического монотеизма имела религиозная реформа иудейского царя Иосии (правил в 639 - 609 гг. до н. э.). Он провел централизацию культа вокруг Иерусалимского храма и ликвидировал политеистические культовые центры.
В послевавилонскую эпоху в итоге деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (около 444 г. до н. э.) еврейский народ утверждается в качестве строго теократической замкнутой общины, резко обособленной от окружающего мира. Это нашло свое отражение, прежде всего в этническом изоляционизме, то есть принципиальном несмешении с неевреями в браках, а также в бытовом и экономическом сепаратизме. Древнееврейский монотеизм оказался фактором столь сильным, что порожденные им настроения и доктрины сумели противостоять мощному ассимиляторскому влиянию эллинистической культуры.
В результате Маккавейских войн в 165 г. до н. э. древнееврейская государственность была восстановлена и в различных формах просуществовала вплоть до Иудейской войны с Римом (67 -73 гг. н. э.). По словам протоирея А. Меня, "Израиль, самый молодой среди восточных народов, зародился как религиозное движение; он имел своих вождей, которых единая вера побудила объединиться, и уже из этого религиозного единства произрастало единство национальное. Период истории иудаизма со II века до н.э. по VI век н. э. получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной систематизацией и нормативной ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился во всепроницающую систему предписаний, иногда скрупулезно мелочных, для всех случаев жизни ортодоксального иудея, вплоть до требований подчеркивания своей принадлежности к избранному Богом народу с помощью особых деталей внешнего облика (прически, одежды). Наиболее полный Вавилонский Талмуд содержит 613 таких установлений.
Письменное оформление талмудической традиции первоначально совершалось иерусалимскими книжниками - продолжателями Ездры, а с конца 1 века нашей эры, после разрушения Иерусалима - таннаями (законоучителями) и амораями (толкователями) в талмудических школах (так называемых йешивах) городов Явны, Ципоры и Тивердиады (Палестина 1 -V века), которые в то время были центрами религиозно-общинного самоуправления евреев Римской империи. Однако начиная с IV века в связи с христианизацией Палестины, которая сделалась "Святой Землей" христианства, палестинский очаг иудаизма затухает.
Ведущую роль после этого стала играть еврейская община в Месопотамии, существовавшая со времен "Вавилонского пленения", которая с III века при сасанидских правителях Ирана получила внутреннюю автономию. Непререкаемый авторитет в вопросах иудейского вероучения приобрели вавилонские гаоны (дословно "красота", "гордость") - ученые законоучители, возглавлявшие йешивы в городах Сур, Нагардея и Пумбедита.
После арабского завоевания Месопотамии гаонат Вавилонии не только сохранил свое значение, но и сделался высшим духовным авторитетом для всех евреев Арабского халифата. Как отмечал в этой связи еврейский историк С. Дубнов, "политически объединенная халифатом восточная диаспора объединялась внутренней властью гаонов Вавилонии".
Период истории иудаизма VI - XVIII веков именуется раввинистическим. Рассеяние евреев по странам Старого Света (Европа, Азия, Африка), а с XVII - XVIII веков - Нового Света (Америка) привело к образованию большого числа еврейских национально-религиозных общин. Они обладали внутренней автономией и возглавлялись раввинами (от древнееврейского слова "рабби" - мой учитель).
На существование еврейских национально-религиозных общин постоянное воздействие оказывал фактор антисемитизма - враждебного отношения к евреям как к низшей и порочной расе, способной лишь к нанесению ущерба народам, среди которых она живет. Зародившись еще в Древнем Риме, антисемитизм в средневековой Европе принял религиозную форму: утверждалась враждебность иудейской религии христианству и христианской цивилизации.
Антисемитизм активно использовался различными слоями средневекового общества для подавления экономических конкурентов и в целях политической борьбы. Результатом антисемитизма явилось постоянное перемещение значительных масс еврейского населения, уничтожение в результате преследований иудейских общин в одних странах и возникновение их там, где обстановка была более благоприятна.
Крупнейший еврейский культурно-религиозный центр сложился в Испании после завоевания ее арабами в 711 г. Однако после Реконкисты (отвоевания коренным населением захваченных арабами территорий) положение евреев в Испании резко ухудшилось. Последние арабские крепости в Испании пали в 1488 г., а уже в 1492 г. испанские евреи были изгнаны из страны, расселившись преимущественно на Балканах и в странах Ближнего Востока. Еще раньше, в 1290 г., евреи были изгнаны из Англии, где новая иудейская община сложилась лишь после Английской буржуазной революции XVII века. Еврейский культурный очаг в Провансе (Юго-Восточная Франция) был уничтожен французскими королями в XIII - XIV веках; особенно жестокому геноциду евреи Прованса подверглись во время так называемых Альбигойских войн. В 1242 г. в Париже торжественно сожгли иудейские священные книги, свезенные со всей территории нынешней Франции.
С IX века значительный центр еврейской национально-религиозной жизни складывался в Германии, но в XI-XII веках германские иудейские общины подвергались разгрому в период трех первых крестовых походов, сопровождавшихся вспышками религиозного фанатизма. Дальнейшее ухудшение положения германских евреев, поставленных в условия принудительной изоляции от христианского населения (так называемый режим гетто), привел к их миграции в XIII -XV веках на территорию Восточной Европы (Польша, Литва, западнорусские земли).
Существенно лучше было положение иудейских общин в мусульманских странах благодаря традиционной веротерпимости исламских владык. Однако и здесь иудеи страдали от многочисленных войн, особенно во время восстаний христианского населения Турции.
Несмотря на то, что диктуемые объективными обстоятельствами случаи ренегатства иногда имели место, в целом в Европе до конца XVII века для евреев была характерна крайне малая подверженность ассимиляции, в экстремальных ситуациях доходившая до готовности скорее погибнуть, чем отречься от своей веры и своего народа. Так произошло, в частности, с марранами - крещеными испанскими евреями, сохранившими тайную приверженность иудаизму и подвергшимися за это жесточайшим преследованиям инквизиции. Новый период истории еврейства и иудаизма наступил в конце XVIII века. Он характеризуется политической эмансипацией европейских евреев в результате событий Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. и последовавшей за этим разрушением средневековой изоляцией иудейских общин, на которые были распространены юридические акты о свободе вероисповедания.
В еврейской среде зародилось движение за приобщение евреев к достижениям европейской цивилизации, получившее название хаскалы (просвещение). У его истоков стоял выдающийся еврейский философ из Германии Мозес Мендельсон (1729 - 1786). Одновременно развернулась кампания за ослабление системы ритуальных предписаний и запретов в иудаизме и внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским (так называемый "реформированный иудаизм").
С XIX века еврейство Западной Европы, а затем и США захватили процессы секуляризации и эмансипации: история иудаизма и история евреев, ранее неразделимые, начали расходиться. Стала фактом национальная самоидентификация евреев вне религиозных рамок. В то же время евреев Восточной Европы, Российской империи и Азии эти процессы в XIX веке затронули весьма незначительно, либо не затронули вообще.
К концу XIX века наряду с движениями, ведущими к ассимиляции евреев, сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа - в Палестине, получившее наименование сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником явился еврейский публицист из Австрии Теодор Герцль (1860 - 1904), автор книги "Еврейское государство".
В 1897 г. состоялся 1 Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Базеле (Швейцария), на котором была создана Всемирная сионистская организация. Имевший своими истоками догматические положения иудаизма об "избранном народе Божием", сионизм, тем не менее, сделался явлением не религиозной, а светской политической жизни. В его рамках сложились самые разнообразные идейные течения - от религиозно-фундаменталистских до социалистических.
В XX веке процесс ассимиляции евреев получил наибольшее развитие в странах Западной Европы и на территории СССР. Но в итоге Холокоста (катастрофы) - физического уничтожения 6 млн. евреев в гитлеровской Германии и на оккупированной ею территории Европы погибла подавляющая часть европейских евреев, как ассимилированных, так и сохранивших традиционную культуру. Причем в силу германской оккупации наиболее крупных цивилизационных центров восточноевропейского еврейства носителей традиционной еврейской культуры погибло больше.
Гитлеровский геноцид и вызванный им массовый психический шок не сломили, однако, еврейского национального духа. Напротив, фактами послевоенной истории мирового еврейства стали прорыв в неразрешимой ранее проблеме возвращения евреев в Палестину (образование в 1948 г. государства Израиль) и возвращение к иудаизму большого числа ассимилированных евреев, получившее наименование тшува (возвращение), а также связанное с этим оживление еврейской религиозной жизни, как в Израиле, так и в диаспоре .
3. Основные направления современного иудаизма
Основные направления современного иудаизма - ортодоксальное, реформистское и консервативное. Они в свою очередь делятся на различные течения.
3.1. Реформизм
Реформистское направление в иудаизме возникло в Германии в начале XIX в. На его становление оказали с одной стороны идеи европейского Просвещения, главным проводником которого в еврейской среде был немецко-еврейский философ Моисей Мендельсон, а с другой стороны радикальные социально-исторические перемены в жизни Европы, вызванные Великой французской революцией. Мендельсон (1729 - 1786 гг.), стремясь изменить положение евреев Германии, веками прозябавших в тесных городских еврейских кварталах (гетто), перевел Библию на современный немецкий язык и много сделал для распространения среди еврейской молодежи европейской культуры. Хотя он сам лично полагал, что иудаизм как боговдохновленная религия включает в себя и всю его обрядовую сторону, среди его последователей формируется доктрина реформированного иудаизма.
Ее сущность заключается в том, что огромная совокупность обрядов и ритуалов, налагаемых на верующего еврея талмудическим иудаизмом, является только исторически преходящим фактором, не отражающим подлинного духа религии. Отсюда делался вывод о необходимости радикального реформирования иудейского культа. Эти идеи стали претворяться в жизнь после оккупации Германии наполеоновскими войсками и введения там французских либеральных порядков, включавших в себя также гражданское равноправие евреев.
Один из первых идеологов реформизма Израиль Якобсон в 1808 г. основал в Касселе (Вестфалия) еврейскую школу, где наряду с еврейскими преподавались светские науки, а также молитвенный дом с отправлением службы не на еврейском языке Священного Писания а на немецком. Затем его последователь Э. Клей в 1818 г. основал реформистскую синагогу в Гамбурге, названную Тампль (Храм). Наряду с введением богослужения на немецком языке и аккомпанементом на органе, из текстов молитв были выброшено упоминание о пришествии Мессии, одно из главных положений традиционного иудаизма. С появлением раввинов, получивших образование в европейских университетах, количество сторонников реформистского иудаизма резко возросло. Их главным идеологом стал Авраам Гейгер (1810 - 1874 гг.), выдающийся ученый и глава еврейской общины г.Бреслау (Вроцлав). По его представлениям, иудаизм - это только религия, евреи не являются единым народом.
Концентрированная доктрина реформизма нашла свое выражение в декларации участников съезда его сторонников, прошедшего в г. Франкфурт-на-Майне в 1842 г.:
мы признаем за религией Моисея возможность бесконечного развития;
Талмуд не имеет для нас никакого авторитета ни с догматической, ни с практической точки зрения;
Мессии, который бы вернул евреев в Палестину мы не ждем и не желаем, мы не признаем никакого другого отечества, кроме того, к которому мы принадлежим по рождению и по гражданству.
Радикальному изменению подвергся и ритуал богослужения: вся служба велась на немецком языке, отменено трубление в ритуальный рог (шофар), ношение во время молитвы ритуального облачения (талес), во всех религиозных вопросах женщины были уравнены в правах с мужчинами.
Однако наибольшего успеха реформизм добился в США, куда эмигрировали многие его идеологи. В 1885 г. на съезде в Питтсбурге было подтверждено, что евреи являются не народом а религиозной общиной. Главным принципом было признано библейское положение “люби ближнего как самого себя”. Ритуалы, соблюдение субботы, пищевые запреты только мешают этому. Несмотря на массовую эмиграцию в США из Восточной Европы приверженцев ортодоксального иудаизма, реформизм и сегодня пользуется там массовой поддержкой. Достаточно указать, что в настоящее время в Америке насчитывается около миллиона сторонников реформизма и примерно 800 реформистских синагог. Реформисты допускают участие своих раввинов в бракосочетаниях смешанных браков даже вместе с христианскими священниками, для них необязателен религиозный развод, у них имеются женщины-раввины, принадлежность к еврейству определяется не только по матери, но и по отцу, крайне облегчено обращение в иудаизм и т.д. В других странах позиции реформизма значительно слабее.
3.2. Консервативный иудаизм
Направление консервативного иудаизма сформировала группа в США умеренных реформистов в ответ на радикальные решения Питтсбургской платформы. В основу своей программы были положены идеи немецко-еврейского ученого З. Френкеля (1801-1875 гг.), полагавшего иудаизм и национальные традиции результатом коллективного творчества еврейского народа и полностью отделившего религию от образа жизни. В связи с этим провозглашалась свобода критического подхода к иудаизму и к еврейской истории. Дальнейшему успеху консервативного иудаизма способствовала деятельность знаменитого гебраиста и раввина С. Шехтера . В настоящее время консерватизм сохраняет сильные позиции среди приверженцев иудаизма, особенно в Америке.
Сторонники консервативного иудаизма признают принципы ортодоксального раввинизма, однако сохранили многие нововведения реформистов. В их синагогах мужчины и женщины молятся совместно, богослужения совершаются на английском языке, используется орган. Подобно реформистам они отрицают воскресение мертвых, но верят в бессмертие души. В рамках консервативного иудаизма в США возникла направление конструктивистов. Они провозглашают принцип: “иудаизм для еврейского народа а не еврейский народ для иудаизма”. Религия рассматривается как часть культуры а еврейские обычаи и ритуалы только как явления национальной традиции.
3.3. Ортодоксальный иудаизм
Ортодоксальный иудаизм решительно возражал против нововведений в религии, видя в них вредные плоды эпохи распространения среди евреев европейского просвещения (по - еврейски Гаскала), начало которому положил Мендельсон. С целью противодействия этому И. Салантер (1810-1883 гг.) из Вильно основал движение “мусар” (по-еврейски - мораль), поставившее своей целью совершенствование нравственного облика верующего с помощью самовоспитания посредством постоянного чтения религиозно-нравственной литературы и последующего созерцания и размышления. Это направление оказала и оказывает большое влияние на многих верующих.
Заключение
Как указывал С. Дубнов, "уже давно скорбный путь еврейской истории измеряется катастрофами. От одного "хурбана " (разрушения) до другого - такова обычная характеристика этапных пунктов на этом пути. Созданные великим трудом еврейские центры разрушаются не вследствие процесса внутреннего разложения, а насильственно, рукою внешнего врага, и в начале каждой историческом эпохи народу-страннику приходится создавать новые центры национальной культуры, новые позиции для армии духа, которая может быть разбита, но не побеждена".
Моё мнение заключается в том, что иудаизм как религия является составной частью современной государственной политики, она не отделена от государства и играет важную роль в сферах общественной и личной жизни - от рождения человека до его похорон. Иудаизм сыграл значительную роль в самосохранении евреев как этноса. Национальное и религиозное в душе верующего иудея совпадали, а отход от иудаизма означал выход из еврейства, что для воспитанных столетиями корпоративного быта евреев, в свою очередь, означало смерть: наложение херема - отлучения от синагоги и от еврейства - рассматривалось как самое страшное наказание.
Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру.
Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных, стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.
Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.
Литература
И. Телушкин. Еврейский мир. М. 1992
С. М. Пилкингтон. Иудаизм. М. 1999.
Тайна Израиля. СПб. 1993.
Религии народов современной России. М. 1999. Статьи Иудаизм в России, Иудаизм и сионизм, Иудаистские обряды и ритуалы, Хасидизм, Реформистский иудаизм.
Российская цивилизация. Энциклопедический словарь. М. 2001. Статьи Антисемитизм в России, Иудаизм в России, Сионизм.
Писманик М. Г. , Вертинский А. В., Демьяненко С. П. и др. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов (под ред. проф. Писманика М. Г.) М: «ЮНИТИ», 1998.
Вихнович В. Л. Караим Авраам Фиркович. Еврейские рукописи, история, путешествия. СПб 1997.