Таблицы
Результаты тестовых
испытаний «умственной одаренности»
младенческих возрастов
(Ф. Кюльман,
1912 г.)
Возраст |
Содержание задания |
Критерий выполнения |
3 мес. |
Вложить в правую руку кубик или другой легкий предмет. Наблюдать, потянет ли ребенок его в рот. Повторить то же с левой рукой. Если опыт не удался, наблюдать, не будет ли ребенок подносить руку ко рту. |
Движение направлено, а не случайно. |
Хлопнуть в ладоши по одному разу у каждого уха. Повторные хлопки с интервалом не менее 1 минуты. |
Реакция в форме вздрагивания или другого движения. |
|
Держать ребенка спиной к свету. Перемещать перед глазами крупный блестящий предмет в разных направлениях. Расстояние от лица – 75 см. |
Правильная координация, перемещение глаз к краям глазных щелей. |
|
Держать ребенка спиной к свету. Медленно вводить в поле зрения крупный светящийся предмет из-за спины ребенка. |
Поворот головки или глаз. |
|
Резкие движения перед глазами. |
Начинает моргать. |
|
6 мес. |
Посадить ребенка, положив под спинку подушку. |
Удерживает головку вертикально. Сидит в течение 5-10 секунд. |
Держать за правым и левым ухом по телеграфному ключу на расстоянии 60 см. быстро пощелкать одним, затем другим. При неудаче повторить опыт с колокольчиком или окликая ребенка. |
Более или менее быстрый поворот головы в сторону звука. |
|
Вкладывание карандаша или кубика размером 2-3 см в ладонь ребенка. |
Предмет должен быть сжат всеми 5 или большим и указательным пальцами. |
|
Вкладывание в руки кубика, мячика и т. п. |
Удержание более длительное, чем при рефлекторном схватывании. |
|
Протянутый яркий предмет в пределах достижения ребенка. |
Уверенное протягивание руки к предмету. |
|
12 мес. |
Ребенка усаживают и оставляют без поддержки и опоры, затем ставят на пол. |
Стоит 5 секунд, сидит 2-3 минуты. |
Повторение слогов вслед за взрослым или самостоятельно. |
Самостоятельное произнесения или повторение 2-3 слогов. |
|
Помахать на расстоянии 60 см от лица ребенка погремушкой, затем вложить ее в руки. При невыполнении задания потрясти рукой ребенка. |
Безошибочное повторение движений. |
|
Карандашом сделать несколько штрихов по бумаге. Дать карандаш ребенку. При невыполнении поводить рукой ребенка. |
Стремление воспроизвести штрихи. Отсутствие бесцельных движений |
|
Из ряда знакомых предметов выяснить, какой предпочитает. Затем опыт повторить. |
Повторное предпочтение отдельных предметов. |
|
18 мес. |
|
Питье частыми глотками, а не всасывание. |
|
Попытки самостоятельно пользоваться ложкой и вилкой. |
|
|
Произнесение простых слов («папа», «мама», «да», «нет»). Понимание вопросов без сопровождения жестикуляцией. |
|
Положить в рот кусочек хлеба, смоченный в уксусе. |
Активное сплевывание. |
|
Узнавание нарисованных предметов. |
Интерес к отдельным картинкам, свидетельствующий о знании предметов. |
|
24 мес. |
Демонстрация восьми картинок с изображениями различных предметов. |
Должны быть названы и показаны пять из восьми предметов. |
Поднять перед ребенком руки вверх. Предложить ему сделать то же. Похлопать в ладоши. Предложить повторить. Заложить руки за голову. Предложить повторить. |
Правильное воспроизведение 2-3 движений. |
|
Перекатывание мячика. Повторить действие с расстояния 4,5 м. предложить ребенку бросить мяч, затем поднять его и положить на стол. |
Воспроизведение действий. |
|
На глазах ребенка начертить 1-2 круга. Предложить выполнить задание самостоятельно. При неудаче повторить показ, ведя рукой ребенка. |
Самостоятельное вычерчивание круга. |
|
|
Разворачивание перед тем, как положить в рот. |
Результаты
практического решения наглядной задачи
(по Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной)
Возраст |
Используемые предметы |
Описание практических задач |
Обработка данных |
|
мыслительные процессы |
сенсорные процессы |
|||
1-1,5 г. |
Вспомогательные предметы. |
|
Наблюдают, способен ли ребенок обнаружить и использовать готовые межпредметные связи. |
Оценивают, развито ли восприятие соперемещения предметов, как ребенок эмоционально реагирует на приближение предмета – цели. |
1,5-2г. |
Простейшие орудия. |
В прозрачной трубке лежат шарики или другие мелкие игрушки. Рядом находится палочка. Предлагают ребенку достать шарики. |
Выясняют, удается ли ребенку установить взаимосвязь между предметом и орудием. |
Определяют доступность восприятия предметов в динамике их соперемещения; учитывает ли ребенок форму, пространственное положение предметов. |
1,5-2,5г. |
Специализированные орудия. |
|
Анализируют, способен ли ребенок достичь результат, учитывая особенности орудия, форму и положение предмета. |
Отмечают, способен ли ребенок использовать орудие, которое перемещается в разных направления, учитывая форму предметов. |
2-3 г. |
То же. |
Перед ребенком стоит одноцветный прямоугольный кубик с отверстиями. В отверстия кубика нужно вставить втулки с плоскими шляпками (рукой втулки до самой шляпки плотно вставить в отверстие трудно и нужно забить молотком.) предлагают детям вставить втулки. |
Выявляют, как ребенок устанавливает связь между несколькими предметами для объединения их в целое посредством орудия. |
Оценивают, как ребенок воспринимает предметы в динамике соперемещений, воздействий и изменений, а также особенности выделения частей и целого. |
Шкала умственного развития Бине-Симона (вариант 1911 г.)
Возраст |
Содержание задания |
3 года |
|
4 года |
|
5 лет |
|
6 лет |
|
7 лет |
|
8 лет |
|
9 лет |
|
10 лет |
|
11 лет |
|
12 лет |
|