Профессиограмма PR-специалиста
Профессиограмма специалиста по связям с общественностью (PR – специалиста)
На языке менеджеров по персоналу профессиграмма – это документ, содержащий основные профессиональные требования, на которые должно быть ориентировано развитие профессиональных качеств человека в ходе овладения им профессией или замещения должности. В профессиограмме отражаются профессиональные требования, сформулированные на основе анализа профессиональной деятельности наиболее успешно работающих специалистов. Как правило, П. содержит: а) модель сотрудника (профессиональные, деловые, личные качества); б) модель должности (функции, обязанности, задачи, ответственность и т.д.).
Безусловно, без профессионально
ориентированного обучения невозможно
стать специалистом высокого уровня. В
соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего
профессионального образования,
PR-специалист
по своему профессиональному предназначению
должен:
знать важнейшие проблемы внутренней и
внешней политики России, современных
международных отношений; положения
важнейших международно-правовых
документов ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других
международных организаций, регламентирующих
деятельность в области международной
информации, гуманитарного и культурного
сотрудничества;
знать
историю и современную практику массовой
коммуникации и различные ее виды и
формы;
знать историю
возникновения и становления связей с
общественностью ("паблик рилейшнз")
как сферы профессиональной деятельности;
уметь устанавливать и постоянно
поддерживать необходимые связи со
средствами массовой информации,
информационными, рекламными, консалтинговыми
агентствами, агенствами по связям с
общественностью, издательствами,
заинтересованными фирмами, государственными
и общественными структурами, партиями
и движениями;
владеть
навыками организации и управления
пресс-центром, пресс-службой, отделом
печати, отделом по связям с общественностью,
центром общественных связей;
уметь устанавливать связи с людьмии
организациями, располагающими важными
сведениями, источниками информации;
знать
основы конфликтологии и социальной
психологии и владеть навыками работы
в кризисных ситуациях;
постоянно
изучать аудиторию, учитывать ее
настроение;
уметь планировать
и организовывать рекламные, пропагандистские,
информационные кампании, владеть
навыками социального и политического
маркетинга, уметь организовать и вести
протокольно-деловые мероприятия;
уметь использовать методику и технику
проведения опросов общественного
мнения;
свободно владеть риторикой,
приемами и методами публичного выступления
(знать основы речи, ее виды, правила
речевого этикета и ведения диалога,
законы композиции и стиля, приемы
убеждения), владеть навыками литературного
редактирования, умением создать
собственное публицистическое произведение,
пресс-релиз;
квалифицированно
пользоваться техническими,
телерадиоэлектронными средствами
массовой информации, уметь фотографировать,
владеть видео- и компьютерной техникой.
По общей фундаментальной
подготовленности PR-специалист
отвечает следующим требованиям:
имеет целостное представление о процессах
и явлениях, происходящих в современном
мире, знаком с принципиальными проблемами
современного естествознания, развития
науки и техники, понимает их
социально-экономические и политические
последствия;
знаком с
основными учениями в области политических,
правовых и социально-экономических
наук, способен научно анализировать
социально значимые проблемы и процессы,
умеет использовать методы этих наук в
различных видах профессиональной и
социальной деятельности;
знает Конституцию Российской Федерации,
этические и правовые нормы, регулирующие
взаимоотношения в обществе и между
обществом и природной средой, учитывает
их в профессиональной деятельности;
знает основные этапы истории России,
ее политики, а также истории других
ведущих государств и цивилизаций мира,
понимает смысл и механизмы исторической
преемственности и эволюции ;
знает основные проблемы массовой
коммуникации и современных СМИ, механизмы
и закономерности их формирования и
развития, основные теории и концепции,
относящиеся к сфере информации,
коммуникации и формирования общественного
мнения, умеет применять их выводы, методы
и приемы исследования для анализа
проблем, возникающих в ходе его
профессиональной деятельности;
знает основные проблемы информационной
политики, национальной безопасности
Российской Федерации, владеет методами
и приемами их анализа;
способен к
самообучению по завершении учебной
программы, к расширению своих знаний
на основе информационных и образовательных
технологий;
способен
приобретать новые знания, методически
и психологически готов к изменению
направления и характера своей
профессиональной деятельности;
умеет на научной основе организовать
свой труд, владеет приемами и методами
сбора, хранения и обработки информации,
в том числе с использованием
электронно-вычислительной техники,
имеет навыки пользования ЭВМ и прикладными
компьютерными программами;
владеет иностранным языком (языками),
способен выполнять функции переводчика,
переводчика-референта и продолжать
обучение и осуществлять профессиональную
деятельность в иноязычной среде;
владеет культурой мышления и публичного
выступления, способен правильно и
логично оформить свои мысли в устной и
письменной форме, участвовать в дискуссиях
по профессиональным проблемам;
владеет основами научного анализа и
прогнозирования различных явлений и
процессов, умеет осуществлять их
качественный и количественный анализ,
способен определять цели специальных
исследований и использовать для их
осуществления методы изученных наук,
готов к работе над междисциплинарными
проектами;
готов к работе
в коллективе, знаком с методами управления,
способен находить и принимать
управленческие решения, знает основы
педагогической деятельности.
Специалист PR,
в соответствии с общей профессиональной
и специальной подготовкой должен уметь
осуществлять следующие виды
деятельности:
информационно-творческая;
социально-психологическая;
информационно-коммуникационная;
информационно-управленческая;
рекламно-информационная;
информационно-аналитическая;
информационно-референтская;
культурно-просветительская;
организационно-рекламная;
информационно-социологическая;
научно-исследовательская.
Качества, которые необходимы специалисту PR, условно можно разделить на 3 сферы:
Коммуникативная сфера.
Эмоционально-волевая сфера.
Познавательная сфера.
(Безусловно, такое разделение является достаточно относительным, поскольку нередко очень сложно определить, к какой сфере относится то или иное качество. Например, такое важное качество, как организаторские способности, трудно отнести к какой-то одной из этих трех сфер, оно является составляющей каждой из них и определенным образом интегрирует их.)
Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по нашему мнению, является основной, т.к. специалисту PR в постоянно приходится налаживать и поддерживать контакты с самыми разными людьми, и это умение является ключевым для его профессиональной деятельности.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество человека, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, находиться среди людей, ориентация на совместную деятельность, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. Эта способность человека к сочувствию и сопереживанию другим людям, к пониманию их состояний, т.е. умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает некто другой так, если бы они были нашими собственными. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений и наличие этого качества является необходимым условием эффективной деятельности специалиста PR. Сюда же можно отнести и умение выслушивать другого человека, способность воспринять точку зрения другого. Высокий уровень развития этих качеств поможет специалисту PR легче устанавливать контакт с другими людьми, находить решения, удовлетворяющие потребности обеих сторон.
Важнейшее качество, относящееся к речевой коммуникации - это ораторское мастерство. Развитие этого качества у специалиста PR необходимо, т.к. овладение навыками публичной речи поможет ему быстрее и эффективнее воздействовать на аудиторию. Речь – это самое трудно осуществимое деловое предложение, т.к. продается не продукция, а идеал.
Существует множество приемов завоевания аудитории, правил достижения эмоциональности выступления. Специалисту PR необходимо не просто ознакомиться с этими техниками, а отработать их на практике, внести в свою жизнь и постоянно использовать.
Безусловно, есть люди, про которых говорят, что у них ,,прирожденный талант оратора,,, но, как показывают многочисленные исторические примеры, благодаря приемам, методам овладения ораторским мастерством также можно стать весьма успешным оратором.
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту в сфере связей с общественностью – это невербальные коммуникации.
По данным А. Пиза информация в процессе коммуникаций передаётся словами лишь на 7%, характером звучания и интонацией – на 38% и остальные 55% информации передаются невербальными средствами – жестами, мимикой, внешним видом.
Основными характеристиками для невербальных средств общения являются движение, пространство и время. В процессе личных коммуникаций важное значение имеет коммуникационно-дистанционные зоны. Это расстояние, на котором люди привыкли общаться. Нарушение привычной дистанции вызывает дискомфорт у участников.
При постоянном общении с людьми специалисту PR необходимо знать о невербальных видах коммуникации и применять свои знания на практике.
Также необходимо отметить ещё такие качества, которыми должен обладать специалист по связям с общественностью. Это оптимизм, чувство юмора и личное обаяние – т.е. способность привлекать людей, направлять и удерживать внимание окружающих и благодаря этому завоёвывать успех.
Существует также технология личного обаяния, которую важно знать и применять специалисту PR в профессиональной деятельности. Занятия по физиогномике помогают ,, читать по лицу ’’ собеседника, партнёра на встречах, переговорах.
От того, насколько развито это качество у специалиста PR, может зависеть многое. Широко известно, что первое впечатление о человеке хоть и может быть обманчивым, но всё же изначально играет решающую роль в принятии решения.
2. Эмоционально-волевые качества.
В эту группу входят такие качества, как:
самообладание, самоуправление – способность контролировать свои чувства, поведение в сложившейся ситуации. В работе по связям с общественностью, как и любой работе, могут случиться различные ситуации, где человек должен будет сохранить контроль над ситуацией, над собой, и быстро отреагировать на воздействие и постараться повернуть новую ситуацию в нужном для себя направлении.
эмоциональная уравновешенность – необходимый контроль за своими эмоциями, проявлениями.
активность - проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и к самому себе. Это умение действовать энергично, напористо при решении практических задач. Качество это является, безусловно важным а работе специалиста PR .
настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
работоспособность – выносливость, способность много и продуктивно работать. Желание работать долго и внеурочно, если это необходимо.
ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия. Такое качество, как ответственность является профессионально важным для любого вида деятельности. И, конечно же, необходимо в работе с общественностью.
Ещё одно важное качество – потребность в достижениях, стремление к достижениям, в котором отражена фундаментальная человеческая потребность – двигаться вперед и достигать поставленные цели.
Так, в результате одного из психологических исследований, на основе изучения поведения западных бизнесменов по удовлетворению этой потребности был выделен ряд особенностей:
этим людям наиболее предпочтительнее ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблем;
они не склонны подвергать себя слишком большому риску, а ставят перед собой достаточно умеренные цели, стараясь, чтобы риск в значительной мере был рассчитан и предсказуем;
люди имеющие потребность в достижении цели, хотят конкретной обратной связи, информирующей их о том, насколько успешно они справляются с заданием.
Приведённое исследование наглядно показывает значимость этого качества для успешной работы.
Следующее качество – уверенность в себе. Оно важно в любых ситуациях, особенно проявляется в ситуациях контакта с людьми равного или более высокого ранга, в ведении переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе человек мог вызвать доверие со стороны других людей и тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними. А для специалиста PR деятельность и заключается в постоянном налаживании контактов, проведении переговоров с людьми, организациями. Поэтому специалист PR должен быть уверен в себе, в своих возможностях. Для этого у него должна быть, адекватная, но, ни в коем случае, не слишком завышенная самооценка, это также может помешать налаживанию контактов.
Также важно иметь способность к самокритике, поскольку это будет способствовать дальнейшему личностному росту.
3. Познавательная, когнитивная сфера.
К этой сфере относятся такие качества, как:
здравый смысл
живой, ищущий ум
гибкость ума, способность заниматься несколькими проблемами одновременно
внимание к деталям
инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений
креативность – способность к творческому решению задач. Эта важная способность для специалиста PR. «Связи с общественностью» не являются точной наукой и в деятельности специалиста PR нет раз и навсегда установленных правил и жестко закрепленных рамок для решения задач. Каждая новая ситуация подразумевает интересное и применимое лишь к ней творческое решение. Невозможно алгоритм по решению задач, к каждой из задач специалист PR должен подходить творчески, учитывая ,,плюсы,, и ,,минусы,, такой задачи. Поэтому работа в области PR - возможность в полной мере проявить свои способности и реализовать творческий потенциал.
Итак, все профессионально-важные качества специалиста PR можно условно разделить на три сферы, при объединении которых получается теоретический вариант профессиограммы специалиста по связям с общественностью, основанной на изучении различных теоретических подходах к анализу деятельности PR.
Мы выделили основные качества, служащие базовыми для развития всех остальных и в своем исследовании диагностировали именно эти качества.
Коммуникативные способности: потребность в общении, стремление к людям.
Организаторские способности.
Самообладание, самоуправление
Уверенность в себе.
Адекватная самооценка, критические способности.
Наличие этих качеств служит предпосылкой для развития следующих:
- Способность к эмпатии (в нашем исследовании это качество может отражать показатель «Направленность на общение»)
- Ораторское мастерство (опыт).
- Оптимизм ( «Направленность на дело» , «Самооценка» )
- Жизнерадостность и чувство юмора ( «Самооценка» ).
- Личное обаяние ( «Направленность на общение» , «Самооценка» ).
- Эмоциональная уравновешенность («Коммуникативные склонности», «Организаторские склонности).
- Активность).
- Настойчивость(«Направленность на себя»).
- Работоспособность.
- Ответственность.
- Потребность в достижениях.
- Здравый смысл.
- Гибкость ума.
- Инициативность.
- Креативность.
Таким образом, подводя итог и цитируя высказывания ведущих российских специалистов в сфере PR, можно сказать, что сегодня от хорошего специалиста по связям с общественностью требуются такие качества и умения, как коммуникативность, организационные способности, умение брать на себя ответственность, оперативно принимать решения, способность к эмпатии, гибкость и вместе с тем твердость, умение находить компромиссы, харизма, обаяние.
Специалист по связям с общественностью должен быть широко эрудированным человеком и иметь глубокие и всесторонние познания в таких областях, как политика, история, социология, психология, литература, экономика, владеть иностранными языками и иметь хороший стиль письменного изложения.
Кроме того, поскольку
PR-специалисты, владея разными
психологическими методиками и
технологиями, имеют возможность влиять
на эмоции людей, управлять человеческим
сознанием, формировать общественное
мнение такие специалисты должны обладать
порядочностью и этикой. Немаловажную
роль играет хороший вкус и культура.
Целью деятельности специалистов PR
не должно являться привлечение внимания
потребителя во что бы то ни стало, не
считаясь ни с какими ценностями.
Наконец, специалистам в сфере PR необходимо умение работать в коллективе, понимать образ мыслей других людей чуткость и толерантность, быть по возможности открытым и честным, важно приобрести навыки участия в дискуссии, научиться говорить по существу.
И, конечно, как и в любой сфере деятельности, специалисту PR необходимым реальный опыт работ для развития всех необходимых качеств и навыков.
1