Методы психодиагностики познавательных процессов студентов
СОДЕРЖАНИЕ
Перечень условных обозначений, символов, единиц, сокращений и терминов ..................................................................................................... 1
Введение ..................................................................................................... 1
2.1. Общее представление о познавательных процессах ....................... 2
2.2. Внимание ............................................................................................. 3 2.3. Мышление ........................................................................................... 4
Основная часть .......................................................................................... 5
3.1. Оценка распределения и устойчивости внимания .......................... 5
3.2. Оценка переключения и концентрации внимания .......................... 9
3.3. Оценка мышления у студентов ........................................................ 13
Выводы и рекомендации ......................................................................... 16
Список использованной литературы ..................................................... 17
НАЦИОНАЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра педагогики и психологии профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
(пояснительная записка)
по дисциплине "Экспериментальная психология"
Тема: Методы психодиагностики познавательных процессов студентов
Выполнила: студентка Института Заочного и Дистанционного Обучения
2 курса * группы специальность 6.040100 ******** А. И.
Руководитель: к. психол. н., доцент ***** И. С.
Киев 2004
8 |
9 |
24 |
20 |
15 |
6 |
19 |
4 |
5 |
12 |
1 |
24 |
13 |
23 |
14 |
18 |
17 |
22 |
2 |
11 |
6 |
22 |
11 |
7 |
21 |
8 |
3 |
9 |
2 |
7 |
16 |
23 |
19 |
16 |
3 |
13 |
1 |
21 |
5 |
10 |
25 |
17 |
15 |
10 |
18 |
20 |
4 |
14 |
12 |
Приложение 2.
Приложение 3.
1. |
А больше Б в 6 раз Б меньше В в 7 раз _________________ В А |
11. |
А меньше Б в 3 раза Б больше В в 4 раза __________________ В А |
2. |
А меньше Б в 10 раза Б больше В в 6 раз _________________ А В |
12. |
А больше Б в 2 раза Б меньше В в 5 раз __________________ А В |
3. |
А больше Б в 3 раза Б меньше В в 6 раз ________________ В А |
13. |
А меньше Б в 10 раз Б больше В в 3 раза ___________________ В А |
4. |
А больше Б в 3 раза Б меньше В в 5 раз _________________ А В |
14. |
А меньше Б в 5 раз Б больше В в 2 раза ___________________ А В |
5. |
А меньше Б в 3 раза Б больше В в 5 раз _________________ В А |
15. |
А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза ___________________ В А |
6. |
А больше Б в 9 раз Б меньше В в 12 раз _________________ В А |
16. |
А меньше Б в 3 раза Б больше В в 2 раза __________________ А В |
7. |
А больше Б в 9 раз Б меньше В в 4 раза _________________ В А |
17. |
А больше Б в 4 раза Б меньше В в 7 раз ___________________ В А |
8. |
А меньше Б в 3 раза Б больше В в 7 раз _________________ А В |
18. |
А больше Б в 4 раза Б меньше В в 3 раза ___________________ В А |
9. |
А меньше Б в 5 раз Б больше В в 6 раз ___________________ В А |
19. |
А меньше Б в 5 раз Б больше В в 8 раз __________________ А В |
10. |
А меньше Б в 2 раза Б больше В в 8 раз ___________________ А В |
20. |
А больше Б в 7 раз Б меньше В в 3 раза ___________________ В А |
Приложение 4.
В больше А
А больше В
В больше А
А больше В
В больше А
В больше А
В больше А
А больше В
В больше А
А больше В
В больше А
А больше В
В больше А
А больше В
В больше А
А больше В
В больше А
В больше А
А больше В
В больше А
ПЕРЕЧЕНЬ условных обозначений, сокращений и терминов
с – секунда,
S>A>> >> >- среднее арифметическое,
/ - действие деления,
* - действие умножения.
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является изучение познавательных процессов студентов, а именно оценить распределение, устойчивость, переключение и концентрацию внимания студентов, а также оценить их мышление. Приведенные ниже методики позволяют определить числовой индекс распределения внимания человека, выяснить степень устойчивости внимания, найти показатель концентрации внимания и переключения внимания, а также позволяют оценить умение студента логически размышлять.
Объектом этих исследований стали студенты Национального Авиационного Университета, различных специальностей, возрастом от 18 до 25 лет. Предмет исследований – познавательные процессы студентов.
Познавательные процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для того, чтобы удовлетворить свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать , запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Поэтому, без участия познавательных процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты. Они развиваются в деятельности, и сами представляют собой особые виды деятельности.
Общее представление о познавательных процессах. Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая связана с актуальными потребностями человека и несет в себе сведения о том, что особенно важно для их удовлетворения. Значимая информация включает в себя разнообразные виды энергии, воздействующей на человека: механическую, химическую, электромагнитную, гравитационную и др. За миллионы лет породила и довела до совершенства специализированные органы животных и человека, способные воспринимать информацию, содержащуюся в различных видах энергии и передаваемую в виде электромагнитных волн (зрение), механических воздействий (кожная чувствительность), химических влияний (обоняние и вкус), колебаний давления воздуха (слух). Все перечисленные органы называются органами чувств.
Интересующая человека
информация не всегда представлена
именно в том виде, в котором она ему
необходима и непосредственно воспринимается
его органами чувств. Поэтому информацию
о мире необходимо не только воспринимать,
но и перерабатывать, выделяя в ней то,
что скрыто от прямого восприятия. Иногда
человеку приходится решать довольно
сложные задачи, непростым путем извлекая
из полученной информации самые нужные
сведения. Для этого у них есть такие
психологические познавательные процессы,
как внимание, воображение, память,
мышление и речь.
Первичные, исходные
сведения о мире человек получает через
ощущения. Они предоставляют человеку
сведения о разнообразных свойствах
воздействующей на него окружающей
средой. Восприятие, в отличие от ощущений,
воссоздает мир в образах и позволяет
человеку целостно представлять окружающие
предметы и явления в совокупности многих
характерных для них свойств.
Ощущения, восприятие, воображение, память относятся к чувствительному познанию человеком окружающего мира. В отличие от них, мышление и речь называют способами рационального, или умственного, познания мира. С помощью мышления и речи человек узнает о мире нечто такое, что непосредственно в его ощущениях и восприятии не представлено.
Поскольку будем оценивать распределение и переключение внимания, а также мышление студентов, то разберем сами эти понятия: "внимание" и "мышление".
Внимание проявляется в направленности и сосредоточенности психической деятельности человека. Благодаря вниманию возможна избирательная активность психических процессов.
Основные функции внимания – регулирующая и контрольная. В зависимости от уровней психической регуляции, определяемых параметрами воздействующих стимулов, наличием или отсутствием целей и волевых усилий, оно может приобретать вид произвольного, непроизвольного или послепроизвольного внимания.
Внимание людей отличается силой, широтой и динамикой. К важнейшим его характеристикам относятся: избирательность, устойчивость, концентрированность, распределение и переключение.
Мышление относится к высшим познавательным процессам. Высшие познавательные функции – это сложные прижизненно формирующиеся психические процессы. Они социальны по своему происхождению, связаны с программированием жизнедеятельности человека посредством постановки целей и задач. В результате чего психическая ориентировка становится произвольной, появляются особые виды внимания, памяти, восприятия: произвольное внимание, произвольная память, наблюдение. Особенность высших психических функций состоит в том, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позднее, в онтогенезе – как внутренний, то есть интрапсихологический процесс. Поэтому мышление, речь и воображение, выполняющие высшие познавательные функции, во многом определяют сознание личности.
Мышление возникает и развивается вместе с практической деятельностью человека на основе непосредственного чувственного познания. Благодаря мышлению отражаются существенные свойства и взаимосвязи предметов и явлений действительности в обобщенном и опосредованном виде. В зависимости от степени участия в мышлении психических и нейрофизиологических подсистем оно может приобретать наглядно-действенную, наглядно-образную или словесно-логическую форму. Выделяются последовательные фазы мышления. На первой фазе субъект осознает возникшую проблему, на второй – производит анализ проблемной ситуации и на третьей – продуцирует новую информацию в виде гипотез, методов, алгоритмов ее решения и т.п. Мыслительный акт завершается контролем, оценкой и рефлексивной проверкой предполагаемых причинно-следственных связей и способов решения проблемы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Оценка распределения и устойчивости внимания. Для оценки распределения и устойчивости внимания использована Методика оценки распределения и устойчивости внимания с помощью 25-значных одноцветных цифровых таблиц.
Стимульным материалом к данной методике служат 5 черно-белых цифровых 25-значных таблиц (представленных в Приложении 2). В ячейках этих таблиц в хаотичном порядке размещены цифры от 1 до 25.
Проведение эксперимента с использованием данной методики заключается в следующем: испытуемый просматривает первую таблицу, и находит указываемые в ней цифры по порядку от 1 до 25. То же самое повторяется со всеми таблицами. Засекается время нахождения им нужных цифр в каждой таблице. Затем находится среднее время результативного просмотра таблицы: сроки просмотра каждой таблицы суммируются и делятся на их количество (пять). То есть, получаем средний показатель работы с одной таблицей. Он и является числовым индексом распределения внимания студента.
Ниже приведена таблица, составленная во время проведения эксперимента (Таблица 1).
На примере первого студента разберем, как определялся числовой индекс распределения внимания. Первую таблицу студент просмотрел и разобрал за 20 с, вторую – за 15 с, третью – за 18 с, четвертую – за 22 с и пятую – за 19 с. Подсчитаем среднее арифметическое, которое будет являться средним временем, которое студент потратил на одну таблицу:
S>A> = (20+15+18+22+19)/5=19
№ п/п |
1 табл., с |
2 табл., с |
3 табл., с |
4 табл., с |
5 табл., с |
среднее время работы с одной таблицей, с |
средняя разница во времени, затраченном на просмотр отдельных таблиц, с |
1 |
20 |
15 |
18 |
22 |
20 |
19 |
2,8 |
2 |
28 |
27 |
25 |
30 |
32 |
28,4 |
2,8 |
3 |
14 |
16 |
18 |
15 |
16 |
15,8 |
2 |
4 |
25 |
20 |
30 |
21 |
29 |
25 |
4,6 |
5 |
19 |
21 |
23 |
16 |
22 |
20,2 |
4 |
6 |
17 |
22 |
29 |
21 |
20 |
21,8 |
4,8 |
7 |
20 |
25 |
26 |
22 |
22 |
23 |
2,4 |
8 |
21 |
24 |
23 |
23 |
23 |
22,8 |
1 |
9 |
32 |
25 |
17 |
36 |
14 |
24,8 |
12,8 |
10 |
22 |
27 |
19 |
21 |
25 |
22,8 |
4,4 |
Таблица 1.
Числовым индексом распределения внимания студента является средний показатель работы с одной таблицей. То есть:
1. У студента № 1 числовой индекс распределения внимания является 19.
2. У студента № 2 числовой индекс распределения внимания является 28,4
3. У третьего студента числовой индекс распределения внимания равен 15,8
4.У четвертого студента числовой индекс распределения внимания равен 25
5. У студента № 5 числовой индекс распределения внимания – 20,2
6. У шестого студента числовой индекс распределения внимания равен 21,8
7. У седьмого студента числовой индекс распределения внимания равен 23
8. У студента № 8 числовой индекс распределения внимания – 22,8
9. У девятого студента числовой индекс распределения внимания равен 24,8
10. У десятого студента числовой индекс распределения внимания – 22,8.
Устойчивость внимания студента определяется разницей во времени, затраченном на просмотр каждой таблицы. Если разница не превышает 10 секунд, то внимание считается устойчивым. В противоположном случае делаем вывод о неустойчивости внимания. То есть:
1. У первого студента средняя разница между сроками, затраченными на просмотр таблиц составляет приблизительно 2,8 с. Можем сделать вывод о высокой устойчивости его внимания.
2. У второго студента средняя разница между сроками, затраченными на просмотр таблиц составляет 2,8 с. Устойчивость его внимания можно назвать высокой.
3. У третьего студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 2. Устойчивость его внимания можно оценить, как высокую.
4. У четвертого студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 4,6. Этот результат не превышает порога, хотя значительно выше предыдущих. То есть, устойчивость внимания этого студента – высокая.
5. У пятого студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 4. Устойчивость его внимания можно назвать высокой.
6. У студента № 6 разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 4,8. Устойчивость внимания можно оценить, как высокую.
7. У седьмого студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 2,4. Можно сделать вывод о высокой устойчивости его внимания.
8. У восьмого студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 1. Это очень высокий показатель устойчивости внимания.
9. У девятого студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 12,8. Этот результат превышает 10, и мы можем сделать вывод о низкой устойчивости внимания.
10. У десятого студента разница во времени, затраченном на просмотр таблиц составляет 4,4. Устойчивость внимания – высокая.
2. Оценка переключения и концентрации внимания. Для оценки переключения и концентрации внимания студента использована методика оценки переключения и концентрации внимания при помощи 49-значной двухцветной цифровой таблицы.
Материалом для проведения данного эксперимента является двухцветная (красно-синяя) таблица, включающая в себя 49 цифр, из которых 24 одного цвета (синие) и 25 – другого (красного). Данная таблица приведена в Приложении 1.
Испытуемому предлагается как можно быстрее находить и указывать в таблице поочередно то красные, то синие цифры, причем одни из них необходимо считать в прямом порядке (от 1 до 25), а другие – в обратном (от 1 до 24), пока не будут найдены и указаны все 49 имеющиеся в таблице цифры.
№ п/п |
Число попыток выполнения задания, n |
Время, затраченное на безошибочное выполнение задания, t, c |
1 |
1 |
120 |
2 |
5 |
135 |
3 |
3 |
110 |
4 |
4 |
100 |
5 |
5 |
130 |
6 |
2 |
125 |
7 |
6 |
115 |
8 |
1 |
135 |
9 |
8 |
130 |
10 |
2 |
120 |
Таблица 2.
Выше приведена таблица, составленная при проведении данного эксперимента (Таблица 2).
Эксперимент повторяется до тех пор, пока испытуемый не справится с заданием безошибочно.
Подсчитывается количество попыток выполнения задания (обозначим его n) и время, за которое задание было, наконец, выполнено безошибочно (обозначим его t).
Показатель концентрации внимания (обозначим его p) является величиной, обратной n определяется по формуле:
p=1/n
То есть:
1. р>1> = 1/1=1.
Показатель концентрации внимания первого студента равен 1. Это говорит о высокой концентрации внимания.
2.р>2 >= 1/5 = 0,2.
Показатель концентрации внимания второго студента равен 0,2.
3. р>3 >= 1/3 = 0,33.
Показатель концентрации внимания третьего студента равен 0,33.
4. р>4 >= 1/4 = 0,25.
Показатель концентрации внимания четвертого студента равен 0,25
5. р>5 >= 1/5 = 0,2.
Показатель концентрации внимания пятого студента равен 0,2
6. р>6 >= 1/2 = 0,5.
Показатель концентрации внимания шестого студента равен 0,5
7. р>7 >= 1/6 = 0,17.
Показатель концентрации внимания седьмого студента равен 0,17
8. р>8 >= 1/1 = 1.
Показатель концентрации внимания восьмого студента равен 1. Концентрация его внимания – высока.
9. р>9 >= 1/8 = 0,13.
Показатель концентрации внимания девятого студента равен 0,13. Этот результат говорит о низкой концентрации его внимания.
10. р>10 >= 1/2 = 0,5.
Показатель концентрации внимания десятого студента равен 0,5.
Показателем переключения внимания является время, затраченное на последнее, безошибочное выполнение задания (t). То есть:
1. t>1 >= 120.
Показателем переключения внимания первого студента является 120.
2.t>2 >= 135.
Показателем переключения внимания второго студента является 135.
3. t>3 >= 110.
Показателем переключения внимания третьего студента является 110.
4. t>4 >= 100.
Показателем переключения внимания четвертого студента является 100.
5. t>5 >= 130.
Показателем переключения внимания пятого студента является 130.
6. t>6 >= 125.
Показателем переключения внимания шестого студента является 125.
7. t>7 >= 115.
Показателем переключения внимания седьмого студента является 115.
8. t>8 >= 135.
Показателем переключения внимания восьмого студента является 135.
9. t>9 >= 130.
Показателем переключения внимания девятого студента является 130.
10. t>10 >= 120.
Показателем переключения внимания десятого студента является 120.
3. Оценка мышления у студентов. В этом случае производим оценку умения студентов логически рассуждать. Для этого использована методика "Логически-количественные отношения".
Испытуемым в этой методике предлагается решить 20 задач на выяснение логико-количественных отношений. В задачах используются три неизвестных, А, Б и В, даны некоторые их соотношения, необходимо поставить между величинами А и В знаки "больше" (>) или "меньше" (<). Все эти задачи приводятся в Приложении 3. Правильные на них ответы – в Приложении 4.
Ниже приведена таблица, составленная во время проведения эксперимента (Таблица 3).
№ п/п |
Количество правильно решенных задач, N |
Общее количество баллов, B |
1 |
10 |
5 баллов |
2 |
15 |
7,5 баллов |
3 |
18 |
9 баллов |
4 |
12 |
6 баллов |
5 |
14 |
7 баллов |
6 |
17 |
8,5 баллов |
7 |
20 |
10 баллов |
8 |
13 |
6,5 баллов |
9 |
6 |
3 балла |
10 |
15 |
7,5 баллов |
Таблица 3
За каждую правильно решенную задачу студент получает 0,5 балла.
Количество решенных задач одним студентом обозначим N.
То есть общее количество баллов (обозначим В) рассчитывается по следующей формуле:
B=N*0,5
Оценка мышления производится в зависимости от набранных балов каждого студента по следующей шкале:
10 баллов – очень высокий
8-9 баллов – высокий
4-7 баллов – средний
2-3 балла – низкий
0-1 бал – очень низкий.
То есть:
1. Первый студент набрал 5 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как средний.
2. Второй студент набрал 7,5 баллов. Его уровень развития можно оценить, как находящийся между средним и высоким.
3. Третий студент набрал 9 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как высокий.
4. Четвертый студент набрал 6 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как средний.
5. Пятый студент набрал 7 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как средний.
6. Шестой студент набрал 8,5 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как высокий.
7. Седьмой студент набрал 10 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как очень высокий.
8. Восьмой студент набрал 6,5 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как средний.
9. Девятый студент набрал 3 балла. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как низкий.
10. Десятый студент набрал 5 баллов. Делаем вывод, что его уровень развития можно оценить, как находящийся между средним и высоким.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ:
Выяснено, что, в основном, показатели распределения, устойчивости, концентрации и переключения внимания у студентов высоки. Лишь небольшой процент испытуемых плохо справился с заданиями.
Уровень же развития абстрактного студента НАУ можно охарактеризовать, как средний.
Результаты курсовой работы рекомендуется использовать при проведении учебной и воспитательной деятельности со студентами НАУ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анкитон Р. Человеческая память и процесс обучения. –М., 1980.
2. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. –М., 1983.
3. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. –Т.3. –Л., 1981.
4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 1.Общие основы психологии –2-е издание. –М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.