Кризисы личности и психосексуального развития у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону

Министерство образования Российской Федерации

Тюменский государственный нефтегазовый университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Психология и педагогика»

на тему: «Кризисы личности и психосексуального развития
у детей по З. Фрейду, Э. Эриксону»

Выполнил:

гр. НР 00 1

Проверил: Перминова Е.Б.

Тюмень – 2002

Содержание

Введение 3

    Развитие личности: психосексуальные стадии по З. Фрейду 6

      Оральная стадия 6

      Анальная стадия 7

      Фаллическая стадия 7

      Латентный период 10

      Генитальная стадия 10

    Развитие личности: психосоциальные стадии по Э. Эриксону 12

      Младенчество 12

      Раннее детство 12

      Возраст игры 13

      Школьный возраст 14

      Юность 15

      Ранняя зрелость 16

      Средняя зрелость 17

      Поздняя зрелость 17

Заключение 19

Список литературы 20

Введение

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывает­ся в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных ста­дий, коренящихся в инстинктивных процессах организма.

Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему раз­вития Фрейд включил и латентный период, приходящийся в норме на промежуток между 6-7-м годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период – это не стадия. Первые три стадии развития охватывают воз­раст от рождения до пяти лет и называют прегениальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли в становлении лич­ности. Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий ос­нованы на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо.

Центральным для созданной Эриком Эриксоном теории развития эго является положе­ние о том, что человек в течение жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания. Под этим Эриксон по­нимает следующее:

1) в принципе, личность развивается ступенчато, переход от одной ступени к другой предрешен готовностью личности двигаться в направлении дальнейшего роста, рас­ширения осознаваемого социального кругозора и радиуса социального взаимодей­ствия;

2) общество, в принципе, устроено так, что развитие социальных возможностей человека принимается одобрительно, общество пытается способствовать сохранению этой тен­денции, а также поддерживать как надлежащий темп, так и правильную последователь­ность развития.

Эриксон разделил жизнь человека на восемь отдельных стадий психосоциального развития эго. Согласно его утверждению, эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося «плана личности», который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития базируется на представлении о том, что каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время («критический период»), а также о том, что полноценно функционирую­щая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий. Кроме того, согласно Эриксону, каждая психосоциаль­ная стадия сопровождается кризисом – поворотным моментом в жизни индиви­дуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индиви­дууму на этой стадии.

Теоретические формулировки Эриксона касаются исключительно развития эго. Хотя он неизменно настаивал на том, что его идеи не более, чем дальнейшее систематическое развитие концепции Фрейда о психосексуальном развитии в свете новых открытий в социальных и биологических науках, Эриксон реши­тельно отошел от классического психоанализа по четырем важным пунктам. Во-первых, в его работе отчетливо виден решительный сдвиг акцента от ид к эго, что сам Фрейд лишь частично признавал в последние годы своей деятельности. С позиции Эриксона, скорее именно эго составляет основу поведения и функци­онирования человека. Он рассматривал эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация; параллельно идет развитие ид и инстинктов. Подобный взгляд на природу чело­века, названный эго-психологией, радикально отличается от раннего психодина­мического мышления тем, что эго-психология описывает людей как более рацио­нальных и поэтому принимающих осознанные решения и сознательно решаю­щих жизненные проблемы. В то время как Фрейд считал, что эго борется, пытаясь разрешить конфликт между инстинктивными побуждениями и мораль­ными ограничениями, Эриксон доказывал, что эго – это автономная система, взаимодействующая с реальностью при помощи восприятия, мышления, внима­ния и памяти. Уделяя особое внимание адаптивным функциям эго, Эриксон считал, что человек, взаимодействуя с окружением в процессе своего развития, становится все более и более компетентным.

Во-вторых, Эриксон развивает новый взгляд относительно индивидуального взаимоотношения с родителями и культурным контекстом, в котором существует семья. Если Фрейда интересовало влияние родителей на становление личности ребенка, то Эриксон подчеркивает исторические условия, в которых формируется эго у ребенка. Он основывается на результатах наблюдении за людьми, принадле­жащими к различным культурам, чтобы показать: развитие эго неизбежно и тесно связано с меняющимися особенностями социальных предписаний и системой цен­ностей.

В-третьих, теория развития эго охватывает все жизненное пространство инди­видуума (то есть от младенчества до зрелости и старости). Фрейд, напротив, огра­ничился влиянием ранних детских переживаний и не уделял внимания вопросам развития за пределами генитальной стадии.

И, наконец, в-четвертых, у Фрейда и Эриксона различные взгляды на природу и разрешение психосексуальных конфликтов. Целью Фрейда было раскрытие сущности и особенностей влияния на личность неосознаваемой психической жиз­ни, а также объяснение того, как ранняя травма может привести к психопатологии в зрелости. Эриксон, наоборот, видел свою задачу в том. чтобы привлечь внима­ние к способности человека преодолевать жизненные трудности психосоциального характера. Его теория ставит во главу угла качества эго, то есть его достоинства, раскрывающиеся в различные периоды развития.

Стоит отметить, что существуют и вопросы, по которым между Фрейдом и Эриксоном существует согласие. Например, оба теоретика сходятся в том, что стадии развития личности предопределены, и порядок их прохождения является неизменным. Эриксон также признает биологические и сексуальные основы всех более поздних мотивационных и личностных диспозиций, а также принимает фрейдовскую структурную модель личности (ид, эго, суперэго).

1. Развитие личности: психосексуальные стадии по З. Фрейду

1.1. Оральная стадия

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. Выживание младенца всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологи­ческих потребностей, и с приятными ощущениями. Младенцы получают питание путем сосания груди или из рожка; в то же время сосательные движения достав­ляют удовольствие. Поэтому полость рта – включая губы, язык и связанные с ними структуры – становится главным средоточием активности и интереса младенца. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявле­ния орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания – всего того, что фрейдисты рассмат­ривают как привязанность либидо к оральной зоне.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно перепле­таются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объ­ектами – источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, вызываемое умень­шением напряжения, является рот. Сосание и глотание выступают в качестве про­тотипов каждого акта сексуального удовлетворения в будущем.

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Со­гласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испы­тывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза ораль­ной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения.

1.2. Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 месяцев и продолжается до тре­тьего года жизни. В течение этого периода маленькие дети получают значительное удовольствие от задерживания и выталкивания фекалии. Они постепенно науча­ются усиливать удовольствие путем отсрочки опорожнения кишечника (то есть, допуская небольшое давление, вызывающее напряжение в области прямой кишки и анального сфинктера). Хотя контроль над кишечником и мочевым пузырем является в основном следствием нервно-мышечной зрелости, Фрейд был убежден в том, что способ, каким родители или заменяющие их фигуры приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его более позднее личностное развитие. С самого начала приучения к туалету ребенок должен учиться разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефекации) и социальные ограничения, исходя­щие от родителей (самостоятельный контроль над экскреторными потребностя­ми). Фрейд утверждал, что все будущие формы самоконтроля и саморегуляции берут начало в анальной стадии.

1.3. Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвига­ются в новую эрогенную зону, в область гениталий. Фрейд считает, что эту стадию лучше всего характеризовать как фаллическую, посколь­ку в этот период ребенок либо замечает свой пенис, либо сознает, что у него таковой отсутствует. На этой стадии дети впервые сознают сексуальные различия.

Фрейд пытается понять напряжение в детском опыте, когда ребенок чувствует "сексуальное" возбуждение, то есть удовольствие от стимуляции области гениталий. Это воз­буждение связано в уме ребенка с близким физическим присутствием родителей. Стремление к контакту с ними ребенку становится все труднее удовлетворять; ребенок борется за интимность, которая существует между сами­ми родителями. Эта стадия характеризуется желанием ребенка лечь в постель вместе с родителями и ревностью к вниманию, которое родители уделяют друг другу, а не ему.

Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил назва­ние комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из тра­гедии Софокла «Царь Эдип», в которой Эдип, царь Фив, непреднамеренно убил своего отца и вступил в кровосмесительную связь с матерью. Когда Эдип понял, какой чудовищный грех он совершил, он ослепил себя. Хотя Фрейд знал, что повествование об Эдипе берет начало из греческой мифологии, он в то же время рассматривал трагедию как символическое описание одного из величайших чело­веческих психологических конфликтов. В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. Конечно, обыкно­венный ребенок не убивает своего отца и не вступает в половую связь с матерью, но фрейдисты убеждены в том, что у него есть бессознательное желание сделать и то, и другое.

В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С мо­мента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чув­ства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стре­мится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конку­рента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсю­да следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разреша­ется: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого пове­дения, обрисовывающих для него, что это значит – быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заме­стительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные мо­ральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Прообразом в данном случае выступает персонаж греческой мифологии Электра, которая уговаривает своего брата Ореста убить их мать и ее любовника и таким образом отомстить за смерть отца. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она на­чинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису, что в определенном смысле является психологическим аналогом страха кастрации у мальчика. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса, или возлагая на мать ответственность за то, что та отняла у нее пенис в наказание за какой-то проступок. Фрейд полагал, что в неко­торых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка стремится обла­дать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспо­собна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворе­ния в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопро­вождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Фрейд утверждал, что девочка со време­нем избавляется от комплекса Электры путем подавления тяготения к отцу и идентификации с матерью. Другими словами, девочка, становясь более похожей на мать, получает символический доступ к своему отцу, увеличивая, таким обра­зом, шансы когда-нибудь выйти замуж за мужчину, похожего на отца.

1.4. Латентный период

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь ли­бидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связан­ные с сексуальностью, – такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Снижение сек­суальной потребности в данном случае Фрейд относил частично к физиологическим изменениям в организме ребенка, а частично – к появлению в его личности струк­тур эго и суперэго. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

1.5. Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессив­ные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возраста­ющее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достига­ют зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторич­ных половых признаков (например, оволосение лица у мужчин, формирование молочных желез у женщин). Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Иначе говоря, вступление в генитальную стадию отмечено наиболее полным удовлетворением сексуального инстинкта.

Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Новый взрыв сексуальной энергии под­ростка направлен на человека одного с ним пола (например, на учителя, соседа, сверстника) – в основном, таким же образом, как это происходит при разрешении эдипова комплекса. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универ­сальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают обще­ство сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечение юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

2. Развитие личности: психосоциальные стадии по Э. Эриксону

2.1. Младенчество

Первая стадия развития человека соответствует ораль­ной фазе классического психоанализа и обычно охваты­вает первый год жизни. В этот период, считает Эриксон, развивается параметр социального взаимодействия, поло­жительным полюсом которого служит доверие, а отрица­тельным – недоверие. Степень доверия, которым ребе­нок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой к нему заботы.

Если же ребенок не получает должного ухода, не встречает любовной заботы, то в нем вырабатывается недоверие – боязливость и по­дозрительность по отношению к миру вообще, а к людям в частности, и недоверие это он несет с собой в другие ста­дии своего развития.

2.2. Раннее детство

Вторая стадия охватывает второй и третий год жизни, совпадая с аналь­ной фазой фрейдизма. В этот период, считает Эриксон, у ребенка развивается самостоятельность на основе разви­тия его моторных и психических способностей. На этой стадии ребенок осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, толкать и тянуть, держать, опускать и бросать. Малыши наслажда­ются и гордятся своими новыми способностями и стре­мятся все делать сами: разворачивать леденцы, доставать витамины из пузырька, спускать в туалете воду и т.д. Если родители предоставляют ребенку делать то, на что он способен, a не торопят его, у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и в значительной мере своей средой, то есть у него появляется самостоятельность.

Но если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, у него развивается стыдливость и нерешительность.

В том слу­чае, если в стремлении оградить ребенка от усилий родители проявляют постоянное усердие, неразумно и неустан­но браня его за "несчастные случаи", будь то мокрая постель, запачканные штанишки или пролитое молоко, у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими людьми и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Если из этой стадии ребенок выйдет с большей долей неуверенности, то это неблагоприятно отзовется в дальней­шем на самостоятельности и подростка, и взрослого чело­века. И, наоборот, ребенок, вынесший из этой стадии гораз­до больше самостоятельности, чем стыда и нерешительно­сти, окажется хорошо подготовлен к развитию самостоя­тельности в дальнейшем.

2.3. Возраст игры

Третья стадия обычно приходится на возраст от четы­рех до пяти лет. Дошкольник уже приобрел множество физических навыков, он умеет и на трехколесном велоси­педе ездить, и бегать, и резать ножом, и камни швырять. Он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других детей или подражать им. Изобретательность его проявляет себя и в речи, и в способ­ности фантазировать. Социальный параметр этой стадии, говорит Эриксон, развивается между предприимчивостью на одном полюсе и чувством вины на другом.

От того, как в этой стадии реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит, какое из этих качество пере­весит в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе моторной деятельности, которые по сво­ему желанию бегают, борются, возятся, катаются на вело­сипеде, на санках, на коньках, вырабатывают и закрепля­ют предприимчивость. Закрепляет ее и готовность роди­телей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать ему фантазировать и затевать игры. Но если родители показывают ребенку, что его моторная деятельность вредна и нежелательна, что вопросы его назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины в дальнейшие стадии жизни.

2.4. Школьный возраст

Четвертая стадия – возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой.

В этот период у ребенка раз­вивается способность к дедукции, к организованным иг­рам и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон го­ворит, что психосоциальный параметр этой стадии харак­теризуется умелостью сводной стороны и чувством непол­ноценности с другой.

В этот период у ребенка обостряется интерес к тому, как вещи устроены, как их можно освоить, приспособить к чему-нибудь.

Когда детей поощряют мастерить что угодно, строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельни­чать, когда им разрешают довести начатое дело до конца, хвалят и награждают за результаты, тогда у ребенка вы­рабатывается умелость и способности к техническому твор­честву. Напротив, родители, которые видят в трудовой де­ятельности детей одно "баловство" и "пачкотню", способствуют развитию у них чувства неполноценности. В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ог­раничивается домом. Hapядy с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывающего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности мо­жет быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несораз­мерно развивает у детей чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зави­сит не только от родителей, но и от отношения других взрос­лых.

2.5. Юность

При переходе в следующую 5-ую стадию (12-18 лет) ре­бенок сталкивается, как утверждает классический психо­анализ, с пробуждением "любви и ревности" к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созре­вает физиологически и психически, и в добавление к но­вым ощущениям и желаниям, которые появляются в ре­зультате этого созревания, у него развиваются и новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Важное место в новых особенностях психики подростка занимает его ин­терес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают. Подростки могут создавать себе мысленный иде­ал семьи, религии, общества, по сравнению с которым весьма, проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества.

Эриксон считает, что возникающий в этот период пара­метр связи с окружающим колеблется между положитель­ным полюсом идентификации Я и отрицательным по­люсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объе­динить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей психо­социальной идентификации, то у него появится ощуще­ние того, кто он есть, где находится и куда идет.

В отличие от предыдущих стадий, где родители оказывали более или менее прямое воздействие на исход кризи­сов развития, влияние их теперь оказывается гораздо бо­лее косвенным. Если благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, то шансы его на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются. Обратное справедливо для подростка не­доверчивого, стыдливого, неуверенного, исполненного чув­ства вины и сознания своей неполноценности. Поэтому подготовка к всесторонней психосоциальной идентифика­ции в подростковом возрасте должна начинаться, по сути, с момента рождения.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта под­росток не может решить задачу идентификации и определить свое Я, то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотно­сят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретет ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опоз­нал свое Я еще подростком, обязательно будет сталкивать­ся на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Эриксон подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное ре­шение проблем на одной стадии еще гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появления новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

2.6. Ранняя зрелость

Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости – иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начала среднего возраста.

Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыду­щем этапе опознание Я и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой ста­дии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным – одиночества.

Под близость Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность забо­титься о другом человеке и делиться с ним всем суще­ственным без боязни потерять при этом себя. С близос­тью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять дос­тижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу.

Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество – состоя­ние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

2.7. Средняя зрелость

Седьмая стадия – зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой ста­дии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью на другом.

Общечеловечностью Эриксон называет способность че­ловека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обя­зательно связан с наличием собственных детей – он мо­жет существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение сво­их потребностей и собственный комфорт.

2.8. Поздняя зрелость

На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная работа жиз­ни закончилась и для человека наступает время размыш­лений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досад­ных промахов, осознает, что начинать все сначала уже по­здно и упущенного не вернуть. Такого человека охватыва­ет отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Заключение

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через четыре сле­дующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера.

Эрик Эриксон, один из наиболее выдающихся эго-психологов, сделал упор на динамику раз­вития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. В отличие от Фрейда, у Эриксона эго предстает как автономная личностная структура. Его теория сфокусирова­на на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.

Эриксон утверждает, что эго проходит в своем развитии через несколько универ­сальных стадий. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каж­дая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий – результат взаимодействия биологического со­зревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.

С точки зрения Эриксона, жизненный цикл человека включает восемь психосо­циальных стадий. Для каждой из них характерен определенный тип кризиса или решающий этап в жизни человека. Стадии описаны в терминах ведущих психоло­гических конфликтов: 1) базальное доверие – базальное недоверие; 2) автоно­мия – стыд и сомнение; 3) инициативность – вина; 4) трудолюбие – неполноценность; 5) эго-идентичность – ролевое смешение; 6) интимность – изоляция; 7) продуктивность – инертность, застой; 8) эго-интеграция – отчаяние. Инди­видуальное своеобразие личности зависит от разрешения этих конфликтов.

Список литературы

    Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986.

    Кле М. Психология подростка. – М., 1991.

    Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж, 1996.

    Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.

    Райкрофт Г. Критический словарь психоанализа. – СПб, 1995.

    Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. – М., 1994.

    Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1997.

    Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Хрестоматия по психологии личности. – Самара, 1996.

    Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. – М., 1992.

    Фрейд З. Психоаналитические этюды / Сост. Д.И. Донской, В.Ф. Круглянский. – Минск, 1997.

    Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. – СПб, 1997.

    Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. – М., 1996.

    Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

    Эриксон Э. Молодой Лютер. – М., 1996.