Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года
1
примерный перечень экзаменационных вопросов
особенности возрастной психологии
Возрастная психология как наука: предмет и разделы.
Проблемы и направления в развитии возрастной психологии.
Разделы возрастной психологии.
Периодизация развития человека.
Периоды психического развития детей.
Периоды взрослости и старости.
Этап детского развития и его состав.
Связь дифференциальной психологии и возрастной психологии.
Связь социальной психологии и возрастной психологии.
Методы исследования возрастной психологии.
Характеристика отдельных методов возрастной психологии.
Сущность понятия «развития» в возрастной психологии.
Основные теории развития.
Понятие "фактор развития" и "ведущий вид деятельности".
Содержание общения людей.
Предметно-манипуляционная деятельность детей и ее значение.
Основные возрастные кризисы детей.
Внутриутробное развитие ребенка и его особенности.
Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни.
Функционирование нейронов головного мозга новорожденного.
Комплекс оживления и его содержание.
Развитие личности ребенка (психоанализ, социодинамическая теория).
Память ребенка в 3-4 месяца.
Зрение ребенка 3-4 месяцев.
Боязнь новорожденного и ее природа.
Память ребенка после 3-4 месяцев жизни.
Образ предмета и способ проверки его восприятия у годовалого ребенка.
Восприятие формы и величины у ребенка 3-4 месяцев.
Стадии сенсорного развития детей 1 года.
Характеристика стадий сенсорного развития ребенка 1 года.
Когнитивная схема и ее содержание.
Развитие речи ребенка на первом году.
Автономная речь ребенка.
Запас слов ребенка 1,5 лет.
Проблемы пренатальной психологии.
Словарный запас ребенка от 1,5 до 3-х лет.
Эгоцентризм и его значение.
Жизненные «приобретения» ребенка в раннем детстве.
Семантическая функция и ее значение для детей.
Особенности репродуктивной деятельности детей.
Синкретизм и механизм перехода к мышлению.
Речь ребенка 1,5-2,5 лет.
Кризис 3-х лет.
Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства.
Центральное новообразование раннего детства.
Зона ближайшего развития и ее содержание.
Психологическая готовность ребенка к школе.
Кризис 7 лет.
Подражание и его роль в развитии ребенка.
Негативизм и упрямство ребенка: характеристики.
Строптивость, протест и деспотизм ребенка.
Характеристика дошкольного детства.
Сущность понятия "дифференциация отношений".
Виды деятельности характерные для дошкольного детства.
Афферентный комплекс в начале школьной жизни.
Новообразования начального периода школьной жизни.
Мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.
Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.
Память в младшем школьном возрасте.
Внимание в младшем школьном возрасте.
Специфика психического и физиологического развития подростков (мальчиков, девочек)
Особенности мыслительных операций в подростковом возрасте.
Понятие "нервная анорексия".
Развитие личности подростка.
Хронологические границы ранней юности.
Юношеская дружба и любовь.
Центральное новообразование юности.
Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества.
Самооценка старшеклассников.
Классификация периодов жизни взрослого человека.
Стандартная установка пожилого человека.
Направленность личности и ее значение для взрослого человека.
Мотив достижения успеха и его значения.
Клинические формы психических расстройств зрелого и пожилого возраста.
Теория интенциональности и ее содержание.
Фазы жизненного цикла.
Кризисы сорока лет, зрелого возраста, биографический кризис.
Характеристика нереализованности, бесперспективности и опустошенности.
Выход на пенсию и его особенности.
Причины девиантного поведения.
Социальная позиция личности и ее значение.
Классификация правонарушителей.
Профессионализация и психограмма.
Освоение профессии (психология человека).
Конфликты: внутриличностный, профессиональный.
Разрешение профессиональных кризисов.
Социометрия и ее значение.
Характеристика профессионалов занятых в сферах: технических, гуманитарных, творчества.
Семья и ее значение для социализации.
Виды семей: благополучная, проблемная.
Эпигенетический подход и его содержание.
Семейная патология и ее содержание.
Биологически имманентная система ценностей.
Системы ценностей: религиозная и атеистическая.
Предмет геронтопсихологии.
Особенности процесса старения.
Стадии реагирования при смертельном диагнозе.
Этапы ухода человека из жизни.
Содержание психологического закона отражения.
Отношение человека к пенсионному возрасту.
Пенсионный стресс и его проявление.
Механизм "вытеснения".
Активная старость и ее значение.
Жизненная мудрость и ее значение.
Умственные способности и память пожилых людей.
Депрессии и доминанты пожилых людей.
Долгожители по Ф. Дунбар.
Роль и место пожилых людей в семье.
Верования и их значение (рациональное, иррациональное).
Классификация пожилых людей по психологическим признакам.
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 1
Основные теории развития психики и поведения человека.
Сущность и содержание комплекса оживления.
Сущность понятия "дифференциация отношений".
Кризис периода старения и его содержание.
Характеристика проблемных семей.
Механизм "вытеснения" у пожилого человека. и его сущность.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 2
Краткая характеристика основных возрастных кризисов детей.
Функционирование памяти ребенка после 3-4 месяцев жизни.
Роль и место подражания в развитии ребенка в раннем детстве.
Характеристика кризиса бесперспективности.
Способы разрешения профессиональных конфликтов.
Социальные факторы старения.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 3
Метод опроса: сущность и формы.
Боязнь и ее развитие у новорожденного.
Особенности физиологического развития девочек в подростковый период.
Основная психологическая особенность пожилого возраста.
Особенности поведения пожилых людей пенсионного возраста, не имеющих профессиональных интересов.
Доминанта враждебности к миру пожилых людей и ее особенности.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 4
Содержание эмоционально-непосредственного общения детей.
Социодинамическая теория и развитие личности ребенка.
Содержание аффективного комплекса ребенка в начальный период школьной жизни.
Характеристика кризиса опустошенности.
Особенности профессионала в системе обработки информации.
Рациональная вера и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 5
Основные проблемы возрастной психологии.
Интеракционистская теория и ее основные положения.
Краткая характеристика ревности и обесценивания в раннем детстве.
Психические процессы, связанные с выходом на пенсию.
Содержание мозговой и физиологической смерти.
Причины депрессии у пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 6
Сюжетно-ролевая игра и ее значение.
Функционирование зрения ребенка на первых месяцах жизни.
Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте.
Подкризисы сорколетнего возраста и их специфика.
Факторы, определяющие отношение человека к пенсионному возрасту.
Характеристика веры в человека и человечество.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 7
Периоды психического развития человека.
Сущность кризиса 1 года жизни ребенка.
Особенности физиологического развития мальчиков в подростковый период.
Сущность аккомодации зрелого возраста.
Социометрическая методика и ее предназначение.
Понятие жизненная мудрость старых людей: сущность и характеристика.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 8
Теоретические подходы к периодизации развития человека.
Рефлексы, характеризующие поведение ребенка на первых месяцах жизни.
Ведущая предметной деятельности детей к концу раннего детства.
Сущность теории интенциональности.
Характеристика профессионалов, занятых в технических системах.
Симптомы психологического старения и болезни: сущность и отличие.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 9
Дискретность процесса развития ребенка и его сущность.
Основные подходы к пониманию формирования речи ребенка.
Память и ее развитие в младшем школьном возрасте.
Инсайт и его значение в период зрелости.
Психологический закон отражения и его значение для пожилых людей.
Основные способы профилактики старческой депрессии.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 10
Основные разделы возрастной психологии.
Важнейшие жизненные "приобретения" ребенка в раннем детстве и их характеристика.
Теоретическое мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.
Количественно-качественные характеристики психосоциальных кризисов периода зрелости и старения.
Конфликты в процессе профессиональной адаптации специалиста.
Особенности долгожителей по Ф. Дунбар.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 11
Понятие "факторы развития" и их сущность.
Психоанализ о развитии личности ребенка.
Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.
Факторы ориентации старшеклассников на выбор профессии.
Сущность понятия "семейная патология".
Внутрисемейные конфликты, связанные со старшим поколением.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 12
Периоды психического развития в детском возрасте.
Развитие речи детей в возрасте 1,5 - 2,5 лет.
Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни.
Стандартная психологическая установка пожилого человека.
Психологические реакции умирающего человека на третьей и четвертой стадии.
Иррациональная вера и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 13
Содержание культурно-исторической теории развития.
Содержание продуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.
Виды деятельности характерные для окончания дошкольного детства.
Динамика самооценки старшеклассника.
Внутриличностный конфликт специалиста и его развитие.
Основные доминанты в пожилом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 14
Методы исследования возрастной психологии.
Содержание понятия "синкретизм".
Познавательные интересы младшего школьника.
Кризис сорокалетнего возраста и его особенности.
Содержание понятия "личностный смысл".
Классификация пожилых людей на психологические группы.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 15
Периоды взрослости и старости.
Специфика функционирования нейронов головного мозга новорожденного.
Центральное новообразование периода раннего детства.
Причины девиантного поведения.
Особенности проявления "пенсионного стресса".
Доминанта враждебности к себе и к своей жизни у пожилых людей и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 16
Этапы процесса детского развития.
Последовательность стадий сенсорного развития детей первого года жизни.
Индивидуальные различия детей в мыслительных операциях к концу младшего школьного возраста.
Основные биографические кризисы.
Религиозная система ценностей и ее содержание.
Влияние стиля жизни пожилых людей на подрастающее поколение семьи.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 17
Сущность учебно-познавательной деятельности.
Источники и сроки становления ребенка как личности.
Сущность "зоны ближайшего развития" ребенка.
Характер клинических психических расстройств зрелого и пожилого возраста.
Особенности процесса старения у активных людей.
Роль и место пожилых людей в процессе воспитания внуков.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 18
Значение дифференциальной психологии для возрастной психологии.
Основные проблемы пренатальной психологии.
Кризис 7 лет и его содержание.
Характеристика кризиса нереализованности.
Общественные ценности: сущность и подходы к пониманию.
Старческое слабоумие людей и его развитие.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 19
Понятие "ведущий вид деятельности" и его содержание.
Простейший способ оценки умения полугодовалого или годовалого ребенка воспроизводить образ предмета.
Психологическая готовность ребенка к школе и ее составляющие.
Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.
Особенности профессионала в системе художественного творчества.
Содержание психогигиены в процессе старения.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 20
Функциональная теория развития и ее характеристика.
Краткая характеристика стадий развития взаимодействия ребенка с неживыми предметами.
Хронологические границы начального периода школьной жизни ребенка.
Ведущий вид деятельности старшеклассников.
Профессиональный старт специалиста и его развитие.
Подходы к пониманию умственных способностей в старческом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 21
Эксперимент и специфика его применения в работе с детьми.
Развитие речи ребенка в течении первого года жизни.
Основные психологические новообразования в начальный период школьной жизни.
Мотив достижения успеха и его значение в период старения.
Психологические реакции умирающего человека на первой и второй стадии.
Характеристика конструктивной доминанты пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 22
Состав каждого этапа процесса детского развития.
Тип памяти ребенка в первые месяцы жизни (до 3-4 месяцев).
Развитие личностных свойств в подростковый период.
Классификация периодов жизни взрослого человека.
Сущность понятия "эпигенетический подход" в семье.
Характеристика защитной доминанты пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 23
Значение общей психологии для развития возрастной психологии.
Теория черт личности и ее основные положения.
Общая характеристика негативизма и упрямства в раннем детстве.
Профессиограмма и ее содержание.
Влияние творческой деятельности на долголетие.
Иррациональные сомнения и верования людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 24
Значение социальной психологии для возрастной психологии.
Средний запас слов полуторагодовалого ребенка.
Общая характеристика дошкольного детства.
Девиантное поведение личности и его содержание.
Основные факторы укрепления семьи.
Зависимая доминанта пожилых людей и ее содержание.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 25
Понятие "ведущий тип общения" и его содержание.
Социализация ребенка: сущность и содержание.
Самооценка и направленность межличностных отношений в ранней юности.
Формирование чувства полноценности и его подкризисы.
Стадии реагирования пожилого человека на диагноз со смертельным исходом.
Потребность в деятельности и ее реализация в старческом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 26
Связи возрастной психологии с другими отраслями науки.
Семиотическая функция и ее значение в раннем детстве.
Сущность понятия "нервная анорексия".
Юношеская дружба и любовь: особенности проявления.
Причины внутрисемейных конфликтов.
Проявления эмоциональных состояний пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 27
Революционная теория развития и ее содержание.
Отличительные черты автономной речи ребенка 1 года.
Мотивационная сфера младшего школьника.
Профессионализация и психосоциальная роль: сущность и специфика взаимодействияю.
Психологические причины разрушения семьи.
Специфика функционирования памяти пожилых людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 28
Предметно-манипулятивная деятельность и ее содержание.
Специфика развития у ребенка 3-4 месяцев восприятия формы и величины предметов.
Специфика психического и физиологического развития подростков.
Психологическая классификация "личности" правонарушителя, отбывающего наказание.
Этапы ухода человека из жизни.
Развитие геронтопсихологии на современном этапе.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 29
Метод наблюдения: сущность и виды.
Содержание репродуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.
Формирование чувства взрослости у подростков.
Кризис зрелого возраста и его негативная сторона.
Характеристика благополучной семьи.
Сущность активной старости.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 30
Направления в развитии возрастной психологии.
Основной психологический механизм перехода от синкретизма к мышлению.
Краткая характеристика строптивости, протеста и деспотизма в раннем детстве.
Центральное новообразование ранней юности.
Основное отличие зрелой семьи от проблемной.
Рациональные сомнения и верования людей.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 31
Предмет и задачи возрастной психологии.
Особенности внутриутробного развития ребенка.
Подростковый возраст (отрочество): сущность и сроки.
Фазы жизненного цикла ( по теории интенциональности).
Сущность биологически имманентной системы ценностей.
Способности к профессиональной деятельности в преклонном возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 32
Вероятностная теория развития и ее характеристика.
Краткая характеристика развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Развитие научных и житейских понятий у младших школьников.
Психологические особенности освоения профессии.
Характеристика профессионалов, занятых в общественно-гуманитарных системах.
Основные социально-психологические мероприятия противодействия социальному старению.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 33
Процесс развития ребенка и человека с точки зрения на его содержание.
Теоретические подходы к пониманию развития личности ребенка.
Хронологические границы ранней юности.
Содержание понятия "интроверсия зрелого возраста".
Предметная область геронтологии.
Способы замедления процесса старения.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 34
Психологическое тестирование: сущность и возможности в работе с детьми.
Содержание понятия "эгоцентризм".
Характеристика мыслительных операций в подростковый период.
Направленность личности: сущность и характеристика.
Типология пожилых людей пенсионного возраста по отношению к собственной профессиональной деятельности.
Сущность понятия "экономическое старение".
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------
Экзаменационный билет по предмету
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Билет № 35
Понятие «развитие» и его составляющие.
Количественные показатели словарного запаса ребенка в раннем детстве.
Кризис трех лет: сущность и основные характеристики.
Релятивистская нравственная позиция старшеклассника.
Характеристика зрелой семьи.
Особенности функционирования нервной системы в старческом возрасте.
Зав. кафедрой
--------------------------------------------------