Билеты по основам возрастной психологии за весенний семестр 2001 года

1


примерный перечень экзаменационных вопросов

особенности возрастной психологии

    Возрастная психология как наука: предмет и разделы.

    Проблемы и направления в развитии возрастной психологии.

    Разделы возрастной психологии.

    Периодизация развития человека.

    Периоды психического развития детей.

    Периоды взрослости и старости.

    Этап детского развития и его состав.

    Связь дифференциальной психологии и возрастной психологии.

    Связь социальной психологии и возрастной психологии.

    Методы исследования возрастной психологии.

    Характеристика отдельных методов возрастной психологии.

    Сущность понятия «развития» в возрастной психологии.

    Основные теории развития.

    Понятие "фактор развития" и "ведущий вид деятельности".

    Содержание общения людей.

    Предметно-манипуляционная деятельность детей и ее значение.

    Основные возрастные кризисы детей.

    Внутриутробное развитие ребенка и его особенности.

    Рефлексы ребенка на первых месяцах жизни.

    Функционирование нейронов головного мозга новорожденного.

    Комплекс оживления и его содержание.

    Развитие личности ребенка (психоанализ, социодинамическая теория).

    Память ребенка в 3-4 месяца.

    Зрение ребенка 3-4 месяцев.

    Боязнь новорожденного и ее природа.

    Память ребенка после 3-4 месяцев жизни.

    Образ предмета и способ проверки его восприятия у годовалого ребенка.

    Восприятие формы и величины у ребенка 3-4 месяцев.

    Стадии сенсорного развития детей 1 года.

    Характеристика стадий сенсорного развития ребенка 1 года.

    Когнитивная схема и ее содержание.

    Развитие речи ребенка на первом году.

    Автономная речь ребенка.

    Запас слов ребенка 1,5 лет.

    Проблемы пренатальной психологии.

    Словарный запас ребенка от 1,5 до 3-х лет.

    Эгоцентризм и его значение.

    Жизненные «приобретения» ребенка в раннем детстве.

    Семантическая функция и ее значение для детей.

    Особенности репродуктивной деятельности детей.

    Синкретизм и механизм перехода к мышлению.

    Речь ребенка 1,5-2,5 лет.

    Кризис 3-х лет.

    Ведущая деятельность ребенка к концу раннего детства.

    Центральное новообразование раннего детства.

    Зона ближайшего развития и ее содержание.

    Психологическая готовность ребенка к школе.

    Кризис 7 лет.

    Подражание и его роль в развитии ребенка.

    Негативизм и упрямство ребенка: характеристики.

    Строптивость, протест и деспотизм ребенка.

    Характеристика дошкольного детства.

    Сущность понятия "дифференциация отношений".

    Виды деятельности характерные для дошкольного детства.

    Афферентный комплекс в начале школьной жизни.

    Новообразования начального периода школьной жизни.

    Мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.

    Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

    Память в младшем школьном возрасте.

    Внимание в младшем школьном возрасте.

    Специфика психического и физиологического развития подростков (мальчиков, девочек)

    Особенности мыслительных операций в подростковом возрасте.

    Понятие "нервная анорексия".

    Развитие личности подростка.

    Хронологические границы ранней юности.

    Юношеская дружба и любовь.

    Центральное новообразование юности.

    Мировоззрение и ведущий вид деятельности юношества.

    Самооценка старшеклассников.

    Классификация периодов жизни взрослого человека.

    Стандартная установка пожилого человека.

    Направленность личности и ее значение для взрослого человека.

    Мотив достижения успеха и его значения.

    Клинические формы психических расстройств зрелого и пожилого возраста.

    Теория интенциональности и ее содержание.

    Фазы жизненного цикла.

    Кризисы сорока лет, зрелого возраста, биографический кризис.

    Характеристика нереализованности, бесперспективности и опустошенности.

    Выход на пенсию и его особенности.

    Причины девиантного поведения.

    Социальная позиция личности и ее значение.

    Классификация правонарушителей.

    Профессионализация и психограмма.

    Освоение профессии (психология человека).

    Конфликты: внутриличностный, профессиональный.

    Разрешение профессиональных кризисов.

    Социометрия и ее значение.

    Характеристика профессионалов занятых в сферах: технических, гуманитарных, творчества.

    Семья и ее значение для социализации.

    Виды семей: благополучная, проблемная.

    Эпигенетический подход и его содержание.

    Семейная патология и ее содержание.

    Биологически имманентная система ценностей.

    Системы ценностей: религиозная и атеистическая.

    Предмет геронтопсихологии.

    Особенности процесса старения.

    Стадии реагирования при смертельном диагнозе.

    Этапы ухода человека из жизни.

    Содержание психологического закона отражения.

    Отношение человека к пенсионному возрасту.

    Пенсионный стресс и его проявление.

    Механизм "вытеснения".

    Активная старость и ее значение.

    Жизненная мудрость и ее значение.

    Умственные способности и память пожилых людей.

    Депрессии и доминанты пожилых людей.

    Долгожители по Ф. Дунбар.

    Роль и место пожилых людей в семье.

    Верования и их значение (рациональное, иррациональное).

    Классификация пожилых людей по психологическим признакам.

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 1

      Основные теории развития психики и поведения человека.

      Сущность и содержание комплекса оживления.

      Сущность понятия "дифференциация отношений".

      Кризис периода старения и его содержание.

      Характеристика проблемных семей.

      Механизм "вытеснения" у пожилого человека. и его сущность.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 2

      Краткая характеристика основных возрастных кризисов детей.

      Функционирование памяти ребенка после 3-4 месяцев жизни.

      Роль и место подражания в развитии ребенка в раннем детстве.

      Характеристика кризиса бесперспективности.

      Способы разрешения профессиональных конфликтов.

      Социальные факторы старения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 3

      Метод опроса: сущность и формы.

      Боязнь и ее развитие у новорожденного.

      Особенности физиологического развития девочек в подростковый период.

      Основная психологическая особенность пожилого возраста.

      Особенности поведения пожилых людей пенсионного возраста, не имеющих профессиональных интересов.

      Доминанта враждебности к миру пожилых людей и ее особенности.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 4

      Содержание эмоционально-непосредственного общения детей.

      Социодинамическая теория и развитие личности ребенка.

      Содержание аффективного комплекса ребенка в начальный период школьной жизни.

      Характеристика кризиса опустошенности.

      Особенности профессионала в системе обработки информации.

      Рациональная вера и ее содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 5

      Основные проблемы возрастной психологии.

      Интеракционистская теория и ее основные положения.

      Краткая характеристика ревности и обесценивания в раннем детстве.

      Психические процессы, связанные с выходом на пенсию.

      Содержание мозговой и физиологической смерти.

      Причины депрессии у пожилых людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 6

      Сюжетно-ролевая игра и ее значение.

      Функционирование зрения ребенка на первых месяцах жизни.

      Развитие мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

      Подкризисы сорколетнего возраста и их специфика.

      Факторы, определяющие отношение человека к пенсионному возрасту.

      Характеристика веры в человека и человечество.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 7

      Периоды психического развития человека.

      Сущность кризиса 1 года жизни ребенка.

      Особенности физиологического развития мальчиков в подростковый период.

      Сущность аккомодации зрелого возраста.

      Социометрическая методика и ее предназначение.

      Понятие жизненная мудрость старых людей: сущность и характеристика.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 8

      Теоретические подходы к периодизации развития человека.

      Рефлексы, характеризующие поведение ребенка на первых месяцах жизни.

      Ведущая предметной деятельности детей к концу раннего детства.

      Сущность теории интенциональности.

      Характеристика профессионалов, занятых в технических системах.

      Симптомы психологического старения и болезни: сущность и отличие.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 9

      Дискретность процесса развития ребенка и его сущность.

      Основные подходы к пониманию формирования речи ребенка.

      Память и ее развитие в младшем школьном возрасте.

      Инсайт и его значение в период зрелости.

      Психологический закон отражения и его значение для пожилых людей.

      Основные способы профилактики старческой депрессии.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 10

      Основные разделы возрастной психологии.

      Важнейшие жизненные "приобретения" ребенка в раннем детстве и их характеристика.

      Теоретическое мышление и его развитие в младшем школьном возрасте.

      Количественно-качественные характеристики психосоциальных кризисов периода зрелости и старения.

      Конфликты в процессе профессиональной адаптации специалиста.

      Особенности долгожителей по Ф. Дунбар.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 11

      Понятие "факторы развития" и их сущность.

      Психоанализ о развитии личности ребенка.

      Развитие восприятия в младшем школьном возрасте.

      Факторы ориентации старшеклассников на выбор профессии.

      Сущность понятия "семейная патология".

      Внутрисемейные конфликты, связанные со старшим поколением.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 12

      Периоды психического развития в детском возрасте.

      Развитие речи детей в возрасте 1,5 - 2,5 лет.

      Смысловая ориентировочная основа поступка и ее значение в начальный период школьной жизни.

      Стандартная психологическая установка пожилого человека.

      Психологические реакции умирающего человека на третьей и четвертой стадии.

      Иррациональная вера и ее содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 13

      Содержание культурно-исторической теории развития.

      Содержание продуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.

      Виды деятельности характерные для окончания дошкольного детства.

      Динамика самооценки старшеклассника.

      Внутриличностный конфликт специалиста и его развитие.

      Основные доминанты в пожилом возрасте.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 14

      Методы исследования возрастной психологии.

      Содержание понятия "синкретизм".

      Познавательные интересы младшего школьника.

      Кризис сорокалетнего возраста и его особенности.

      Содержание понятия "личностный смысл".

      Классификация пожилых людей на психологические группы.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 15

      Периоды взрослости и старости.

      Специфика функционирования нейронов головного мозга новорожденного.

      Центральное новообразование периода раннего детства.

      Причины девиантного поведения.

      Особенности проявления "пенсионного стресса".

      Доминанта враждебности к себе и к своей жизни у пожилых людей и ее содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 16

      Этапы процесса детского развития.

      Последовательность стадий сенсорного развития детей первого года жизни.

      Индивидуальные различия детей в мыслительных операциях к концу младшего школьного возраста.

      Основные биографические кризисы.

      Религиозная система ценностей и ее содержание.

      Влияние стиля жизни пожилых людей на подрастающее поколение семьи.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 17

      Сущность учебно-познавательной деятельности.

      Источники и сроки становления ребенка как личности.

      Сущность "зоны ближайшего развития" ребенка.

      Характер клинических психических расстройств зрелого и пожилого возраста.

      Особенности процесса старения у активных людей.

      Роль и место пожилых людей в процессе воспитания внуков.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 18

      Значение дифференциальной психологии для возрастной психологии.

      Основные проблемы пренатальной психологии.

      Кризис 7 лет и его содержание.

      Характеристика кризиса нереализованности.

      Общественные ценности: сущность и подходы к пониманию.

      Старческое слабоумие людей и его развитие.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 19

      Понятие "ведущий вид деятельности" и его содержание.

      Простейший способ оценки умения полугодовалого или годовалого ребенка воспроизводить образ предмета.

      Психологическая готовность ребенка к школе и ее составляющие.

      Формирование мировоззрения в юношеском возрасте.

      Особенности профессионала в системе художественного творчества.

      Содержание психогигиены в процессе старения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 20

      Функциональная теория развития и ее характеристика.

      Краткая характеристика стадий развития взаимодействия ребенка с неживыми предметами.

      Хронологические границы начального периода школьной жизни ребенка.

      Ведущий вид деятельности старшеклассников.

      Профессиональный старт специалиста и его развитие.

      Подходы к пониманию умственных способностей в старческом возрасте.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 21

      Эксперимент и специфика его применения в работе с детьми.

      Развитие речи ребенка в течении первого года жизни.

      Основные психологические новообразования в начальный период школьной жизни.

      Мотив достижения успеха и его значение в период старения.

      Психологические реакции умирающего человека на первой и второй стадии.

      Характеристика конструктивной доминанты пожилых людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 22

      Состав каждого этапа процесса детского развития.

      Тип памяти ребенка в первые месяцы жизни (до 3-4 месяцев).

      Развитие личностных свойств в подростковый период.

      Классификация периодов жизни взрослого человека.

      Сущность понятия "эпигенетический подход" в семье.

      Характеристика защитной доминанты пожилых людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 23

      Значение общей психологии для развития возрастной психологии.

      Теория черт личности и ее основные положения.

      Общая характеристика негативизма и упрямства в раннем детстве.

      Профессиограмма и ее содержание.

      Влияние творческой деятельности на долголетие.

      Иррациональные сомнения и верования людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 24

      Значение социальной психологии для возрастной психологии.

      Средний запас слов полуторагодовалого ребенка.

      Общая характеристика дошкольного детства.

      Девиантное поведение личности и его содержание.

      Основные факторы укрепления семьи.

      Зависимая доминанта пожилых людей и ее содержание.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 25

      Понятие "ведущий тип общения" и его содержание.

      Социализация ребенка: сущность и содержание.

      Самооценка и направленность межличностных отношений в ранней юности.

      Формирование чувства полноценности и его подкризисы.

      Стадии реагирования пожилого человека на диагноз со смертельным исходом.

      Потребность в деятельности и ее реализация в старческом возрасте.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 26

      Связи возрастной психологии с другими отраслями науки.

      Семиотическая функция и ее значение в раннем детстве.

      Сущность понятия "нервная анорексия".

      Юношеская дружба и любовь: особенности проявления.

      Причины внутрисемейных конфликтов.

      Проявления эмоциональных состояний пожилых людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 27

      Революционная теория развития и ее содержание.

      Отличительные черты автономной речи ребенка 1 года.

      Мотивационная сфера младшего школьника.

      Профессионализация и психосоциальная роль: сущность и специфика взаимодействияю.

      Психологические причины разрушения семьи.

      Специфика функционирования памяти пожилых людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 28

      Предметно-манипулятивная деятельность и ее содержание.

      Специфика развития у ребенка 3-4 месяцев восприятия формы и величины предметов.

      Специфика психического и физиологического развития подростков.

      Психологическая классификация "личности" правонарушителя, отбывающего наказание.

      Этапы ухода человека из жизни.

      Развитие геронтопсихологии на современном этапе.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 29

      Метод наблюдения: сущность и виды.

      Содержание репродуктивной деятельности ребенка в раннем детстве.

      Формирование чувства взрослости у подростков.

      Кризис зрелого возраста и его негативная сторона.

      Характеристика благополучной семьи.

      Сущность активной старости.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 30

      Направления в развитии возрастной психологии.

      Основной психологический механизм перехода от синкретизма к мышлению.

      Краткая характеристика строптивости, протеста и деспотизма в раннем детстве.

      Центральное новообразование ранней юности.

      Основное отличие зрелой семьи от проблемной.

      Рациональные сомнения и верования людей.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 31

      Предмет и задачи возрастной психологии.

      Особенности внутриутробного развития ребенка.

      Подростковый возраст (отрочество): сущность и сроки.

      Фазы жизненного цикла ( по теории интенциональности).

      Сущность биологически имманентной системы ценностей.

      Способности к профессиональной деятельности в преклонном возрасте.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 32

      Вероятностная теория развития и ее характеристика.

      Краткая характеристика развития взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

      Развитие научных и житейских понятий у младших школьников.

      Психологические особенности освоения профессии.

      Характеристика профессионалов, занятых в общественно-гуманитарных системах.

      Основные социально-психологические мероприятия противодействия социальному старению.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 33

      Процесс развития ребенка и человека с точки зрения на его содержание.

      Теоретические подходы к пониманию развития личности ребенка.

      Хронологические границы ранней юности.

      Содержание понятия "интроверсия зрелого возраста".

      Предметная область геронтологии.

      Способы замедления процесса старения.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 34

      Психологическое тестирование: сущность и возможности в работе с детьми.

      Содержание понятия "эгоцентризм".

      Характеристика мыслительных операций в подростковый период.

      Направленность личности: сущность и характеристика.

      Типология пожилых людей пенсионного возраста по отношению к собственной профессиональной деятельности.

      Сущность понятия "экономическое старение".

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------

Экзаменационный билет по предмету

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Билет № 35

      Понятие «развитие» и его составляющие.

      Количественные показатели словарного запаса ребенка в раннем детстве.

      Кризис трех лет: сущность и основные характеристики.

      Релятивистская нравственная позиция старшеклассника.

      Характеристика зрелой семьи.

      Особенности функционирования нервной системы в старческом возрасте.

Зав. кафедрой

--------------------------------------------------