Половая самоидентификация
Половая самоидентификация
C биологической точки зрения пол любого человека определяется набором половых хромосом, половыми гормонами, анатомическим строением половых органов (наружных и внутренних) и вторичными половыми признаками. Эти биологические факторы принадлежности к мужскому или женскому полу тесно связаны с психологическими и социальными факторами, действие которых начинается сразу после рождения и сохраняется на протяжении остальной жизни. Половая самоидентификация (половая принадлежность) — это индивидуальное, личностное ощущение себя мужчиной или женщиной. Напротив, половая роль есть индивидуальное проявление принадлежности к мужскому или женскому полу в социальной обстановке. Более подробному обсуждению половой роли посвящена гл. II.
Формирование половой самоидентификации начинается в раннем детском возрасте и оказывает разностороннее влияние на половое развитие. Как указывалось в предыдущей главе, существует известное расхождение во мнениях относительно факторов, участвующих в формировании половой самоидентификации. Ниже кратко рассматриваются некоторые из существующих точек зрения.
Теория обучения
Согласно теории обучения, осознание половой принадлежности формируется в процессе подражания моделям индивидуального поведения и под влиянием культурной среды, окружающей ребенка. В самом раннем возрасте ребенок наблюдает и пытается имитировать поведение родителей. Он привыкает воспроизводить поведение родителя одноименного пола, поскольку именно такая имитация вознаграждается. Кроме того, известно, что с момента рождения родители по-разному относятся к девочкам и мальчикам, так как по-разному представляют себе их будущее. Этот процесс называется дифференцированной социализацией и, как полагают, оказывает воздействие на формирование и половой самоидентификации, и половой роли (Kagan 1976, Petersen 1980).
Теория познания в процессе развития
Согласно этой теории, половая самоидентификация формируется параллельно интеллектуальному развитию ребенка (Kohiberg, 1966). Очень маленькие дети имеют чрезмерно упрощенное представление о поле, которое соответствует их упрошенному взгляду на мир в целом. Трехлетний ребенок верит, что в телевизоре сидит настоящий дядя, а чтобы мужчине превратиться в женщину достаточно надеть парик или платье. Если спросить трехлетнюю девочку, кем она хочет стать, когда вырастет, можно получить в ответ: "папой". Лишь в возрасте 5—6 лет, когда дети убеждаются в постоянстве половой принадлежности, они начинают стойко идентифицировать себя существами того или иного пола. Наблюдая за взрослыми, они делают вывод, что мужчинам и женщинам свойствен разный тип поведения. Теория познания в процессе развития, в отличие от теории обучения, предполагает, что ребенок имитирует поведение взрослых не ради награды, а для того, чтобы ощутить себя существом того или иного пола (Kaplan, Sedney, 1980).
Взаимодействие биологических и социальных факторов
Многие исследователи полагают, что половая самоидентификация у ребенка представляет собой результат взаимодействия биологических и психосоциальных факторов. Иными словами, на развитие сексуальности в детском и подростковом возрасте влияют и программирование в пренатальном периоде, и психические особенности, и принятые нормы поведения. Мнения ученых относительно важности пренатального программирования для формирования половой самоидентификации расходятся. Милтон Даймонд считает, что в пренатальном периоде гормоны обусловливают половые различия в мозге, которые являются важными детерминантами будущего поведения (Diamond,1977). Джон Мани и его сотрудники, не отрицая пренатального программирования половых различий, настаивают на том, что у большинства людей половая самоидентификация формируется главным образом в процессе воспитания (Money, Ehrhadt, 1972; Money, 1980; Money, Wiedeking, 1980). Основные факторы, влияющие, по мнению этих авторов, в разные периоды развития на осознание себя существом того или иного пола, представлены в обобщенном виде на рис. 8.1. Сторонники биосоциальной теории выделяют в процессе полового развития несколько критических периодов. Исходя из наличия критического периода в действии андрогенов во время внутриутробного развития (между 7 и 14 неделями беременности, см. гл. 7), Мани постулирует критический период для формирования половой принадлежности. Вместе со своими сотрудниками он установил, что в большинстве случаев наиболее существенный компонент половой самоидентификации — стойкое ощущение себя мальчиком или девочкой — формируется к третьему году жизни. После этого все пути назад отрезаны, и любые попытки изменить половую ориентацию ребенка чреваты серьезными психологическими осложнениями.
Мани с соавторами полагают, что наиболее существенные аспекты половой принадлежности формируются скорее в процессе воспитания, нежели под действием регуляторных биологических механизмов (Money, Ehrhardt, 1972; Money, Oguaro, 1974; Money, 1980). Они пришли к такому заключению на основании результатов своих наблюдений за специально подобранными парами людей с неясным строением наружных гениталий (псевдогермафродитов). Эти результаты можно кратко обобщить следующим образом. Если двух младенцев, принадлежащих по данным хромосомного анализа и строению внутренних половых органов к одному и тому же биологическому полу, сразу же после рождения начать воспитывать по-разному (одного как мальчика, а другого как девочку), почти во всех случаях характер воспитания будет превалировать над биологическим полом при формировании половой самоидентификации и половой роли. Иными словами, ребенок женского биологического пола, воспитанный как мальчик, будет ощущать себя мальчиком, играть соответствующими игрушками, предпочитать мальчишеские забавы и одежду. Точно так же ребенок, имеющий биологический мужской пол, но воспитывавшийся как девочка, будет ощущать себя девочкой и играть соответствующую половую роль. Обширные материалы, собранные Мани и его коллегами, свидетельствуют о том, что биологическое программирование пренатального развития и действие генетических сил обычно недостаточны, чтобы преодолеть влияние воспитания и навыков, приобретенных в период постнатальной жизни.
Совсем недавно Мани (1988) для объяснения формирования сексуальной ориентации предложил так называемую теорию любовной карты. Любовная карта — это некая матрица, идеальный образ любовника, любви и сексуально-эротических отношений, формирующийся в мозге и в сознании человека в ходе развития. По мнению Мани, любовная карта человека, которую можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма, составляется в детстве, в возрасте от 5 до 8 лет (Brody, 1990). Повреждение любовной карты в таких травмирующих ситуациях, как инцест, физическое расстройство или крайне отрицательное отношение родителей к полу ребенка, может в конце концов привести к аномалиям в половом поведении (Money, Lamacz, 1990) (более подробно этот вопрос рассматривается в гл. 17). Теория любовной карты, предложенная Мани, дополняет его более ранние работы, посвященные формированию ключевого компонента сознания половой принадлежности. Он по-прежнему остается на позициях смешанной, биосоциальной природы этого явления, но подчеркивает следующую мысль: "В целом, создается впечатление, что наиболее важным периодом для формирования гомосексуальности, бисексуальности и гетеросексуальности является поздний младенческий и препубертатный возраст" (Money, 1988).
Интересная серия исследований, проведенных Мани, не проясняет, однако, вопроса о том, каким образом контролируется развитие сознания половой принадлежности у нормальных, здоровых людей. Не исключено, что только те лица, которые на собственном опыте познали необычное биологическое состояние ложного гермафродитизма, способны проявить достаточно гибкости, чтобы в равной степени принять принадлежность к тому и другому полу. Если все параметры биологического пола имеют единую направленность, возможно, что приобретаемых знаний недостаточно для успешной переделки программы половой принадлежности, заложенной в период пренатального развития, на противоположную. Это предположение подтверждается описанным нами выше случаем: один из однояйцовых близнецов-мальчиков, которого пытались воспитывать как девочку, так и не смог успешно приспособиться к изменению половой принадлежности ни в личностном, ни в социальном плане.
В наше время никто уже не считает, что характер развития зависит или только от "природы" (биологических факторов), или только "среды" (воспитания). Биологические процессы разворачиваются отнюдь не в культурном вакууме, а приобретение знаний невозможно без биологического инструмента, каковым служит головной мозг. Хотя для уточнения отдельных аспектов полового развития требуются дополнительные исследования, создается впечатление, что теория взаимодействия биологических и социальных факторов наиболее адекватно объясняет этот процесс.
Список использованной литературы:
1. Основы сексологии (HUMAN SEXUALITY). Уильям Г. Мастерc, Вирджиния Э. Джонсон, Роберт К. Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998. — х + 692 с., ил. ISBN 5-03-003223-1