Социометрия (работа 1)

Социометрия

Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.

Методика: Социометрический метод – это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).

Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.

Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже).

Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник?” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два – во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!

Обработка результатов:

Взаимный выбор

Число взаимных выборов: 20

Хитрова (1) – Белоногова (1);

Голованова (1) – Артамонова (3);

Голованова (2) – Колесникова (3);

Голованова (3) – Альбикова (3);

Веркина (1) – Биккулова (2);

Веркина (2) – Нафиева (2);

Артамонова (1) – Колесникова (2);

Артамонова (2) – Альбикова (2);

Янина (1) – Левицкова (1);

Янина (2) – Попова (2);

Будаева (1) – Игошина (1);

Шанин (1) – Гаврильчев (1);

Карпенко (1) – Головин (1);

Макарова (3) – Нафиева (1);

Колесникова (1) – Альбикова (1);

Нафиева (1) – Биккулова (1);

Левицкова (2) – Попова (1);

Уфимов(1) – Улитин (1);

Ефимова (1) – Андреева (1);

Андреева (3) – Биккулова (3).

Таблица 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

1. Хитрова Юля

3

2

1

2. Голованова Люда

1

2

3

3. Веркина Марина

2

3

1

4. Бондарь Саша

2

1

3

5. Артамонова Оля

3

1

2

6. Янина Даша

1

2

3

7. Будаева Надя

2

1

3

8. Шанин Данил

3

2

1

9. Карпенко Олег

3

1

2

10. Макарова Настя

3

1

2

11. Колесникова Алена

3

2

1

12. Нарбеков Наиль

3

1

2

13. Альбикова Эльвира

3

2

1

14. Живицы Миша

3

2

1

15. Головин Антон

1

2

3

16. Игошкина Кристина

1

2

3

17. Нафиева Эльвира

2

3

1

18. Левицкова Маша

1

3

2

19. Уфимов Роман

3

2

1

20. Улитин Игорь

3

2

1

21. Гаврильчев Сергей

3

1

2

22. Ефимова Маша

3

1

2

23. Андреева Наташа

2

1

3

24. Попова Лида

2

3

1

25. Белоногова Наташа

1

3

2

26. Биккулова Женя

2

1

3

Итого:

2

9

4

3

11

8

4

4

1

3

17

7

8

3

1

1

16

7

4

5

3

5

8

11

1

11

Выводы:

Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.

На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой).

В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.

Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.