Формирование философского мышления
Формирование философского мышления
Введение
Формирование философского мышления, диалектического взгляда на мир философских школ и направлений в процесс непростой, многоплановый. Процесс этот очень сложный, так как формирование своего взгляда на мир невозможно без рассмотрений мировоззрений различных различные исторические эпохи. Для решения этих задач можно использовать одну из важнейших отраслей науки и естествознания - химическую науку. В последние годы интерес к философским проблемам химии заметно возрос и это не удивительно. Современная химия развивается стремительными темпами, плодотворно сотрудничая с физикой, математикой, биологией и другими науками. Роль химии в жизни и развитии общества очень велика. Химия очень тесно связана с производством материальных ценностей. Естествознание, в том числе и химическая наука, начиная с давно известных положений и законов, и кончая современными сложными теориями, взаимосвязана с философией. [1] Бурный поток доставляемых химией новых знаний о вещах, вызывающий ломки прежних понятий, теорий обращает внимание исследователей и на природу химических знаний. Колоссальные достижения химической практики столь весомо и зримо ощутимые в повседневной жизни вносят немало нового в общее миропонимание, существенно отражаются на состоянии взаимодействий общества с природой и тоже ставят целый ряд вопросов философского характера.[2] Возникновение этих вопросов и их значение для развития химии и философии связаны прежде всего, с самим предметом, объектом химии и его ролью в жизни человеческого общества, в практических и познавательных отношениях людей с природой, в формировании мировоззрения.
Роль вещества и знаний о веществе в жизни общества, в трудовой деятельности людей, в их отношениях с окружающей природной средой, природа химических знаний, пути и средства их формирования - вот та основа, на которой в конечном счете, и вырастают философские вопросы химии; вопросы, для решения которых приходится выходить за рамки химии, ее понятий и методов в сферу вопросов об отношении материи и сознания, природы и человека, в сферу общих представлений о мире, о законах его познания. Вместе с тем добавляемые химией и химической производственной практикой знания о природе, о вещах и растущая на этой основе власть людей над природой всегда были богатейшим источником, питающим развитие философского мировоззрения, развитие общих представлений о мире, о природе человека, его деятельности, его мышлении, о законах познания, отражения действительности.[2]
Начиная еще с древних времен и вплоть до наших дней в развитии научной, в том числе и химической, и философской мысли почти по всем направлениям бесспорно можно констатировать позитивный и безостановочный прогресс. Наука, включающая философию, и доныне продолжает повседневно углубляться и совершенствоваться. Теории и факты химической науки предоставляют нам конкретные доказательства научности основных положений диалектики, и поэтому основной целью этого реферата является задача показать с помощью примеров основных положений науки (химии) и философии диалектики как наука практически подтверждает или опровергает принципы философии, а также продемонстрировать роль философии в руководстве и направлении в научных исследованиях во избежание практических ошибок и теоретических заблуждений.
Философские вопросы химии и их влияние на дальнейшее развитие химической науки.
Химия в содружестве с другими науками и в тесном союзе с философией, дает обширный, фундаментальный материал для выработки у ученого научно-философских взглядов на природу и окружающий мир.
Известно, что практические достижения химии стали одним из важнейших моментов происходящей научно-технической революции, а масштабы производственно-химической деятельности людей стали весьма ощутимыми по своим воздействиям на природу и общество. Стремительный рост химизации производства ставит ряд проблем философского и социологического характера. Экономическая, политическая, идеологическая, нравственная, эстетическая сторона развития химии и химизации производства, их роль в прогрессе техники, производительных сил, в отношениях общества с природой, прямые и опосредованные социальные последствия химизации, и обратное влияние различных социальных факторов на ход развития химической науки, на направление практических применений ее достижений - вот некоторые из этих вопросов.
Можно выделить три основные группы философских вопросов химии.
Первая из них связана с обобщением того нового, что достигла химия в познании вещества, с выявлением того, как она обогащает общую научную картину вещества, природы, каково мировоззренческое значение сделанных открытий. Это онтологический аспект достижений химии. Разработка этих вопросов позволяет выяснить, глубже понять сущность тех или иных открытых химией явлений, увидеть их связи с другими - физическими, биологическими и прочими - явлениями, осмыслить их место в общей системе природы. Разработка этих вопросов необходима не только для выработки общего научного мировоззрения, соответствующего достигнутому уровню знаний о природе, но и для корректировки дальнейших направлений химического исследования.
Вторую и самую обширную группу вопросов составляют вопросы гносеологические и методологические. В них затрагивается сама познавательская деятельность химика, ее логический инструментарий, анализ развивающегося химического знания применяемых в химии понятий, абстракций, методов исследования и т.д. Результаты познания, оформляясь в виде новых понятий, принципов, теорий, всегда становятся и инструментами дальнейшего познания. Раскрыть не только общую естественнонаучную, мировоззренческую значимость новых знаний, но их значение в развитии познавательного аппарата науки, их функционирования в роли орудий и средств познания - вот задача исследований методологической и гносеологической стороны химии. Это вопросы в условиях бурного развития современной химии, растущей математизации, абстрактности знаний приобрели особую остроту и значимость.
Третья группа философских вопросов химии - это вопросы, относящиеся к раскрытию социального аспекта развития химии и химической практики. Это вопросы, связанные с превращением химии в производительную силу, связанные с тем, что вырабатываемые наукой понятия становятся орудиями практической деятельности людей по преобразованию объективной действительности. Это вопросы, связанные и с тем, что изучаемые химией вещества - не только загадочный предмет упорных научных исследований, но и то, жизненно нужно человечеству. Наличие или отсутствие тех или иных видов вещества, доставляемое химией умением переделывать вещество, управлять его свойствами и превращениями, все это является существенным фактором общественного развития и заметно отражается на различных сторонах жизни общества.[2]
Конечно, деление философских проблем химии на указанные три группы довольно условно. Законы бытия, объективного мира и законы познания, мышления не есть нечто абсолютно независимое друг от друга, они едины, совпадают и в определенном смысле тождественны. Субъективная диалектика, диалектика понятий есть отражение диалектического движения действительного, объективного мира.[3] Поэтому первую группу вопросов (онтологический аспект) нельзя полностью оторвать от гносеологических проблем. Общая научная картина природы, вещества представляет собой результат познания, она выражается в понятиях, в абстракциях и несет на себе печать гносеологической, методологической позиции исследователей и сама выступает, в свою очередь, орудием познания, базой для совершенствования познавательного аппарата науки, возникновения и решения, гносеологических и методологических вопросов (например, для анализа сдвигов в структуре научной теории). Группа вопросов, касающихся социального аспекта химии, тоже не может быть полностью оторвана от гносеологических и онтологических. [2]
Разработка гносеологических, мировоззренческих проблем в науке всегда несет на себе печать идеологической борьбы, социальных процессов своего времени. Мировоззренческое значение тех или иных достижений химии не ограничиваются только тем, что они дают данные для уточнения общих представлений о природе. Место и роль химии и химической деятельности человечества в общей картине бытия полнее могут быть раскрыты лишь с учетом их социального аспекта, влияния на жизнь людей, на состояние отношений общества с природой.
Философские вопросы химии, как и всякой другой частной науки, не являются вопросами абсолютно самостоятельными, внешними по отношению к ней, вопросами, волнующими лишь отдельных любителей, стремящихся удовлетворить свою праздную любознательность. Можно без преувеличения сказать, что философские вопросы выступают как одна из непременных составных частей в разработке научных и практических проблем химии.
Основные понятия химической науки, играющие значительную роль в формировании философского мышления.
2.1. Основная проблема химии и способы ее решения.
Основная проблема химии - это не только ее теоретический, но и исторический стержень, - это именно инвариантное ядро химии.
При формулировании основной проблемы химической науки связывает понятие вещества и химического превращения. Вещество - это предмет материального мира, которому при помощи химического превращения могут быть приданы те или иные требуемые свойства. Вещество выступает и в качестве материала в химическом производстве, и в качестве конечного продукта. Вещество оказывается также и побочным результатом химического производства, загрязняющим окружающую среду. Разумеется, превращения вещества происходят в природе и независимо от человека. Изучение этих процессов сопряжено с воспроизведением их или им подобных в лабораторных условиях и затем на производстве, поскольку лучший способ понять сущность какого-либо явления - это теоретическое обоснование и практическое воспроизведение его. Жданов Ю. А., отмечая эту особенность человеческого познания, пишет: “Свою химическую природу человек способен познать лишь поставив между собой как познающим существом и собой как объектом исследования общественное производство, химическую технологию. Химическая технология преодолевает субъективность подхода человека к своей органической природе, создает основу для строгого и последовательного объективного рассмотрения предмета.”.[4] Таким образом, с понятием “вещество” связано соотношение теории и практики, специфическое для химии, и никакие теоретические исследования не могут заменить химику контакт с реальным веществом, достигаемый в экспериментальной и производственной практике ученого.”.[5] И законы природы, открываемые химической наукой, существующие независимо от человеческого познания, проявляются в ходе активной преобразующей деятельности человека.
Важнейшей особенностью основной проблемы химии является то, что она имеет ограниченное и строго определенное число способов решения. Речь идет при этом не о частных методах изучения свойств вещества, - их превеликое множество, - а о самих общих способах решения проблемы качественного разнообразия и качественных превращений вещества, а в конечном итоге - о генезисе свойств вещества.
Забегая вперед можно сказать, что речь идет о зависимости свойств вещества всего лишь от четырех факторов:
от его элементного и молекулярного состава;
от структуры;
от кинетических факторов, в том числе - природы сореагентов;
от высоты его химической организации.
Первый способ решения проблемы генезиса свойств вещества появился в древней натурфилософии. Этот способ решения проблемы качественного разнообразия вещества можно изобразить поэтому общей схемой: субстанция акциденция
Отличительными чертами этого способа являются:
умозрительность, приобретающая большую силу абстракции, но лишенная каких бы то ни было эмпирических основ;
логическая дедукция, претендующая на всеобщность объяснения, но вовсе не опирающаяся на критерий практики;
выбор совершенно отвлеченного объекта - “первоматерии”, или “субстанции”, наделенной всеобщностью, вместо вещества с его спецификой качественных изменений, - словом, все то, что характеризует натурфилософию, в недрах которой этот способ возник и развивался.
Уже отсюда легко понять, что это была лишь первая попытка объяснения природы тел, и что она, по существу, ничего не могла дать производственной практике.
Второй способ решения проблемы происхождения свойств вещества появился во второй половине XVII века в работах английского ученого Р.Бойля. Преобразования в области производства, происшедшие в эпоху Возрождения, наряду с прогрессивными изменениями в экономической и политической жизни, вызвали коренные преобразования и в области естествознания. Одним из таких преобразований явилось низвержение первого бесполезного для практики способа решения проблемы генезиса свойств и появление нового способа с принципиально новым - экспериментальным - подходом к изучению природы.
Способ решения извечной проблемы причинной обусловленности свойств, или качественного разнообразия тел, стал выражаться, таким образом, посредством новой схемы: состав свойства
Этот способ положил начало экспериментальной химии, определив ее как науку о составе веществ или “науку о химических элементах и их соединениях” (Д. И. Менделеев), которая и стала первым уровнем научных химических знаний. И не смотря на то, что наука о составе являлась преимущественно аналитической, она вместе с тем заложила основы представлений о законах соединения элементов в “сложные тела”, позволивших осуществлять уверенные действия по получению новых веществ. На этом уровне развития химии появилась химическая технология основных неорганических веществ.
Третий способ решения основной проблемы химии был вызван переходом от мануфактурной стадии капитализма с ее ручной техникой и ограниченным кругом предметов труда к фабричной системе капиталистического производства, опирающейся на машинную технику и новую сырьевую базу. Появился новый способ решения проблемы генезиса свойств не только в зависимости от состава, но и от структуры:
структура функция (реакционная способность)
состав свойства
Этот способ стимулировал возникновение целого ряда теорий в высокой степени общности и абстракции, необыкновенной эвристичности и практической ценности; эти теории положили начало второй концептуальной системе - структурной химии. Поднявшись на новый, более высокий (по отношению к науке о составе) уровень знаний, химия превратилась из науки преимущественно аналитической в науку главным образом синтетическую. Период становления структурной химии историки называют “триумфальным маршем органического синтеза”. На те требования развития производства, которые вызвали этот способ, химия уже в 1870-1890-х годах ответила получением всевозможных азокрасителей для текстильной промышленности, самых различных препаратов для фармации, искусственного шелка для производственных и бытовых нужд. На этом уровне развития химии возникла технология органических веществ.[6]
Химия изучает окружающий нас мир объединяемым понятием материи (mater rerum - мать вещей), существующей вне и независимо от сознания человека. “...материя есть то, что, действуя на наши органы чувств, производит ощущение; материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении...” Материя существует в форме вещества и поля. Частицы обеих форм материи обладают массой, энергией и характеризуются диалектическим единством корпускулярных и волновых свойств.[7]
Понятием “поля” оперирует физика. Поскольку химическую науку мы определяем как науку о вещах и их превращениях, то понятие вещей является фундаментальным понятием этой науки.
Употребление термина “вещество” в химии вполне правомерно, т.к. оно указывает на основную задачу, поставленную перед химией, производством и обществом, а именно на проблему получения веществ и материалов с требуемыми характеристиками. Эта проблема движет развитием как химической промышленности, так и химической науки. Промышленность решает ее непосредственно, перерабатывая природные вещества в форму, доступную человеческому потреблению. Химическая наука относится к проблеме получения необходимых веществ с требуемыми характеристиками как к объекту исследования, и ее в конечном итоге интересуют законы природы, управляющие свойствами и превращениями вещества в его наиболее широком понимании.
Химия нужна человеку прежде всего для получения из природных веществ по возможности всех необходимых материалов - металлов, керамики, стекла, топлива и т.д. Для этого химия должна разрешить свою основную проблему: из каких химических элементов состоят вещества и каким образом следует осуществлять взаимные превращения веществ для получения необходимых материалов. Отсюда вытекают задачи химии - получение веществ с заданными свойствами и выявление путей управления свойствами вещества. На достижение первой из них направлена производственная деятельность человека, а второй - его познавательная деятельность.
Учение о строении вещества
На протяжении многих веков в сознании человека господствовали натурфилософские представления об атомах, как мельчайших, неделимых, простейших по составу и неизменных “кирпичиках” вещества. Сначала химическая атомистика, как и атомное учение вообще, основывалась на представлениях о существовании лишь одного вида мельчайших частиц вещества - атомов, из которых образуются все тела окружающего мира. На протяжении всей истории развития естествознания, правда, не раз высказывались мысли о том, что, помимо атомов, существуют и другие, более сложные частицы. Такие идеи развивались в работах Гассенди (который ввел и сам термин “молекула”), Бернулли, Ньютона, Бойля, Ломоносова и других. Но достаточно убедительного естественнонаучного обоснования эти взгляды не имели. Дальтон, с именем которого связано утверждение атомного учения в химии, тоже говорил об атомах и молекулах, но не придавал значения их качественному различию, считая молекулы просто сложными атомами, а различия между ними лишь количественными. Развитие химии на базе идей атомизма доставляло между тем все больше и больше фактов, показывающих, что предположение о существовании только одного вида частиц вещества - атомов совершенно недостаточно для объяснения многих химических явлений.
Первоначально атомное учение предполагало существование только одного вида мельчайших частиц - атомов, из которых образуются все тела окружающего мира. Но уже в самом начале развития химии на основе атомного учения оказалось, что для строго количественного объяснения многих свойств представлений о “двухступенчатой” (атом - макротело) дискретной организации вещества явно недостаточно. Все более четким становилось предположение о существовании наряду с атомами еще одного вида частиц вещества - молекул - сложных микрочастиц, состоящих из двух или нескольких атомов.[8]
Четкое разграничение понятий атома и молекулы было закреплено в 1860 г. на Международном съезде химиков в Карлсруэ. На основе достижений химии в учении о веществе утвердилось, таким образом, представление о существовании двух видов микрочастиц - атомов и молекул. Соответственно сложилось и представление о “трехступенчатой” организации вещества: атом - молекула - макротело. Все вещества (жидкие, твердые, газообразные тела) стали представлять состоящими из молекул, которые, в свою очередь, образованы путем химического соединения из неделимых, неизменных атомов. Общие представления о веществе поднялись на качественно новую ступень. Учение о дискретном строении вещества стало благодаря успехам химии уже не атомным, а атомно-молекулярным. Это был большой шаг, скачок в развитии химического и вообще естественнонаучного мышления, в выработке и конкретизации научной картины мира. Химические превращения вещества стали трактоваться как процессы образования молекул из атомов, как процессы перестройки молекул.
Коренная ломка сложившихся в XIX в. воззрений на вещество была вызвана открытием электронов, открытием сложности атомов, их делимости, их превращений (радиоактивность). Атом в XX в. предстал как сложная целостная система из более мелких частиц. Было раскрыто и участие электронов в химических процессах, в образовании химических связей между атомами в молекулах.
Но открытием более мелких, чем атомы, частиц вещества (атомных ядер, “элементарных частиц”), открытием сложности и делимости атомов, их изменчивости не исчерпываются последние десятилетия изменения в химической атомистике и в общих представлениях о дискретном строении вещества. История химии за столетие со времени оформления атомно-молекулярной теории свидетельствует о том, что молекулы - это была лишь первая ступенька на пути выявления химией качественного многообразия дискретных форм вещества и раскрытия внутреннего механизма его превращений. В ходе развития химических исследований, вооруженных идеями атомно-молекулярного учения, еще в прошлом веке были открыты и другие виды химических частиц.[2]
Уникальным и принципиально новым явлением в развитии атомистических представлений были труды М. В. Ломоносова, осуществившего дедуктивный или даже своеобразный гипотетико-дедуктивный синтез этих представлений с учением о химических элементах в рамках логистики. Концептуальной основой такого синтеза явились:
корпускулярные представления о строении вещества;
кинетическая теория теплоты;
закон сохранения вещества и движения.
В суждениях о химическом составе тел, их свойствах и превращениях Ломоносов использовал корпускулярную теорию для объяснения фазового перехода твердых тел в жидкость и обратно, взаимодействия разных жидкостей при разных температурах и , наконец, Воздействия теплоты на физические и химические явления. Решение всех этих задач он осуществлял с единых позиций своей “корпускулярной философии”, сущность которой можно свести к следующим положениям [6]:
все тела вне зависимости от агрегатного состояния имеют дискретное строение, они состоят из “корпускул”,т. е. молекул, которые в свою очередь, составлены из “элементов”, или атомов;
корпускулы могут быть однородными, или простыми, когда они состоят из одних тех же элементов, и разнородными, или сложными, когда они представляют собой соединение разных элементов;
“теплота не зависит от сосредоточения постоянной материи, а есть некое состояние тела” [9] и далее - теплота твердого тела “состоит во внутреннем вращательном движении (частиц) связанной материи”[9], теплота жидкостей и газов обусловлена как вращательным, так и линейным движением их частиц; “корпускулы от большой степени теплоты отделяются друг от друга и даже рассеиваются”.[9]
явление перехода из одного агрегатного состояния в другое, так же и растворение, сопровождаются поглощением или выделением теплоты и обусловлены перемещением корпускул;
химические превращения тел обусловлены “изменениями, происходящими в смешанном теле”[9], т. е. изменением элементарного состава.
Рассматривая историю возникновения развития понятия молекулы, нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что по данному вопросу в химии переплетались и боролись две точки зрения. Первую можно назвать аналитической: она рассматривала молекулу как элементарную единицу состава тела. Вторая признавала за молекулой самостоятельное существование в качестве реальной структурно - кинетической единицы материи.[10]
Периодическая система и закон Д. И. Менделеева и его значение
Имя и труды Менделеева пользуются мировой славой. Периодический закон, открытый Менделеевым, сопутствует каждому химику любой страны на всем протяжении его деятельности. Этот закон является могучим обобщением и орудием анализа огромнейшего арсенала химических знаний, накопленного человечеством и сильно обогащающегося с каждым годом.
Периодический закон послужил и продолжает служить путеводной звездой для тысяч новых исследований и творческих исканий в области химических, физических, геологических, технических и других наук.
Периодический закон принадлежит к числу тех законов природы, открытие которых влечет за собой многочисленные и разнообразные следствия и приложения и творческое развитие их вширь и вглубь.
Д. И. Менделеев обратил внимание на то, что у всех элементов, при всем их различии, есть нечто общее; это - их масса, выраженная в атомном весе. Каждый элемент обладает своим атомным весом; например, у хлора он равен 35,5, у натрия - 23,0 и т.д. Значит, заключил Менделеев, все элементы можно сравнивать между собой по их атомному весу. А так как все элементы обладали общим свойством - атомным весом, Менделеев расположил в один ряд в порядке возрастания атомного веса у элементов. Первое место занял самый легкий элемент - водород, за ним шел немного более тяжелый - литий, потом еще более тяжелые элементы и так до самых тяжелых, которыми заканчивался весь ряд. Когда после этого Менделеев посмотрел, как расположились отдельные элементы в общем ряду, то обнаружил замечательное явление. Оказалось, что элементы с одинаковыми химическими свойствами повторяются периодически, через 7 или 17 мест. Так, например, после щелочного металла лития через 7 элементов снова появляется щелочной металл натрий, а еще через 7 элементов - тоже щелочной металл калий; затем период становится длиннее: щелочной металл рубидий стоит на 18-м месте после калия, цезий - на 18-м месте после рубидия. Та же правильность обнаружилась и у других элементов, например, у галоидов: на 8-м месте после фтора стоит хлор, на 8-м после хлора - бром, на 18-м месте после брома - йод. Заметив это, Менделеев разделил весь ряд элементов на части (периоды) и поместил один период под другим - так, чтобы химически сходные элементы попали в один вертикальный столбец и стояли друг под другом; в результате получилась таблица, в которой элементы располагались в порядке возрастания их атомного веса, причем элементы с одинаковыми свойствами периодически повторялись на одном и том же месте от начала или от конца каждого периода.[11]
Таким образом, в пределах каждого периода химический характер элементов из резко выраженного металлического постепенно превращается в такой же резко выраженный неметаллический, а затем скачком, через недеятельный газ, снова возвращается к резко выраженному металлу, которым начинается новый период. Соответственно этому, по мере роста атомных весов, наивысшая валентность по кислороду последовательно увеличивается в пределах каждого периода: она равна 1 у щелочного металла, 2 - у щелочно-земельного металла и т.д. до галоида, у которого она равна 7. После этого она внезапно падает до нуля у недеятельного газа, который вообще неспособен к химическому соединению, а затем снова начинает расти от 1 до 2, до 3 и т.д. до 7, после чего снова падает до 0. Таким образом, в то время как атомные веса растут непрерывно, валентность сначала увеличивается от 0 до 7, а затем падает до своего исходного значения; такое изменение совершается периодически, несколько раз на протяжении всей менделеевской системы; подобно этому и соответственно этому периодически несколько раз совершается переход от металлических свойств элементов к противоположным им неметаллическим свойствам; после недеятельного газа металлические свойства появляются снова, а затем вновь также постепенно происходит переход к неметаллическим свойствам.
Вот как определяет смысл периодического закона сам Менделеев в своей замечательной книге “Основы химии”: “...Если все элементы расположить в порядке по величине их атомного веса, то получится периодическое повторение свойств. Это выражается законом периодичности: свойства простых тел, также формы и свойства соединений элементов, находятся в периодической зависимости (или, выражаясь алгебраически, образуют периодическую функцию) от величины атомных весов элементов”.
Исходя из того, что свойства элементов меняются так же закономерно, как и атомные веса, Менделеев наперед вычислил предполагаемые свойства не открытых еще элементов; он предсказал, таким образом, не только то, что должны быть открыты новые элементы, но и то, какими свойствами они будут обладать. Более того, он предсказал даже и то, каким способом, вероятнее всего, будут открыты эти никем еще доселе не виданные и даже не ожидаемые элементы. Эти предсказания были сделаны в 1871 г. В то время, пожалуй, никто из химиков не отнесся серьезно к открытию Менделеева. “Поживем, увидим”, - говорили скептики.
Вскоре последовали новые замечательные подтверждения предсказаний Менделеева. Были открыты элементы скандий и германий, наперед описанные Менделеевым. Оправдывались все предложенные Менделеевым изменения атомных весов. Теперь периодический закон полностью был доказан; более того, он совершил триумфальное шествие в мировой науке. Имя великого ученого, открывшего этот закон, было заслуженно вписано в один ряд с именами величайших ученых мира всех веков.
Далее, Менделеев показал, что качественная химическая характеристика каждого элемента зависит от количественной характеристики его важнейшего свойства - атомного веса; постепенное нарастание атомного веса в ряду элементов каждый раз приводит к качественному изменению, обусловливая переход от одного элемента к другому, причем этот переход происходит не плавно, не постепенно, а резким скачком, путем перерыва постепенности. На этот по существу диалектический характер изменений свойств элементов, расположенных согласно периодическому закону, много раз обращал внимание сам Менделеев.
Все богатство диалектических связей и переходов, скачков и противоречий, заключенных в периодической системе, было открыто Менделеевым, хотя сам Менделеев не был сознательным диалектиком-материалистом, а применял диалектику бессознательно, стихийно. Тем не менее, именно фактическое применение диалектического метода позволило Менделееву открыть периодический закон, построить систему элементов и сделать свои замечательные предсказания, обессмертившие его имя. Менделеев исходил из убеждения, что количественные изменения свойств растут строго закономерно, каждый раз обусловливая собой качественные изменения элементов (т.е. “переходя” в качество).
Периодический закон вместе с построенной на его базе системой Менделеева является фундаментальным законом природы, которому подчиняются строение, свойства и поведение атомов и элементов, их рождение, их жизнь, их гибель. Поэтому-то смысл отдельных физических открытий, касающихся атомов, становится понятным только после того, как эти открытия приводятся в связь с законом Менделеева, освещаются им, как прожектором.[11]
Химическая связь и строение молекул вещества.
Атомистические воззрения возникли первоначально на Древнем Востоке, в античных Греции и Риме. Первоначально атомное учение предполагало существование только одного вида частиц - атомов, из которых образуются все тела окружающего мира. Учение об атомах является учением о прерывистом дискретном строении материи. Это учение выступало как материалистическое учение. Поэтому борьба вокруг него отражала прежде всего борьбу между материализмом и идеализмом в науке. При этом материалистическое течение здесь исходит из тезиса, согласно которому атомы материальны, существуют объективно и познаваемы. Идеалистическая позиция выражается в отрицании реальности атомов, в объявлении их средством систематизации опытных данных, отрицании их познаваемости.[7]
Английский ученый Дальтон, введя в химию в начале ХIХ века понятие об атомах, в сущности применил к учению о веществе старые атомистические воззрения, возникшие еще в древней - индийской и греческой - философии за много лет до нашей эры. Согласно атомному учению, вещество дискретно, т. е. состоит из мельчайших невидимых и неделимых частиц - атомов. Все свойства вещества зависят от расположения, взаимодействия, перемещения атомов.[8]
Атомистика Дальтона основывалась на обширном эмпирическом и теоретическом материале, накопленном в науке к началу XIX века. Назначение ее состояло в том, что при помощи представлений об атомах разных элементов и о простейших способах их объединения в молекулы объяснить дискретность химических отношений, скачкообразность перехода от одного соединения с неизменным составом к другому соединению с иным также постоянным составом. Сущность атомистики Дальтона можно выразить в следующих положениях:
все вещества состоят из громадного числа чрезвычайно малых частиц или атомов;
одним из свойств атомов является их полное тождество в одном и том же простом веществе, т.е. все атомы одного и того же химического элемента тождественны друг другу;
важнейшим свойством атомов, наличие которого объясняет все стехиометрические отношения, является атомная масса;
атомы разных элементов способны соединяться друг с другом по закону наибольшей простоты (один атом А с одним, двумя, тремя или четырьмя атомами В) и образовывать “сложные атомы” (так Дальтон называл молекулы);
атомная прерывность строения вещества служит основой дискретности всех химических отношений.[6]
Центральным узловым пунктом в системе атомно-молекулярной химической теории стало также понятие о молекуле. Более чем двухвековой период формирования представлений о молекулах как индивидуальных формах дискретности вещества, их составе и строении, сопровождался непрерывной борьбой между метафизическим и диалектическими методами мышления. На основе его или в тесной связи с ним сформировались и другие важнейшие химические принципы и понятия (например, химическое соединение, химическое строение, валентность, химическая связь и т. д.). Наименьшая частица вещества (химического соединения ), сохраняющая его основные свойства, - вот чем считалась молекула. Такое определение основывается на представлении о том, что молекула - универсальная микроформа существования химического соединения атома и что все сложные вещества (химические соединения) как макротела состоят из молекул. Этот принцип универсальности молекулярной формы вещества - один из важнейших в атомно молекулярной химической теории, где исследование химических превращений вещества выступало как исследование изменений молекул.[2]
Вместе с понятием о молекуле как сложном, целостном образовании, качественно отличным от атомов, в химию и в теоретическое мышление химиков вошел и новый принцип подхода к изучению вещества Это структурный принцип - положение о том, что свойства вещества зависят не только от элементарного состава, но и от строения, т. е. от того, какова организация, упорядоченность взаимодействия элементарных частей в системе целого. В старой атомистике свойства вещества ставились в зависимость лишь от его состава - природы и количественного соотношения образующих его элементов (атомов). Чем отчетливее осознавалась в химии необходимость качественного различения атомов и молекул, тем яснее становилось и значение существования устойчивой упорядоченности отношений атомов в системе молекулы как единого целого, упорядоченности, особой для каждого вида молекул.[2]
Структурный принцип получил самое яркое выражение в разработанной А. М. Бутлеровым теории химического строения, Основанной на представлении о связи свойств каждого вида вещества с существованием устойчивого порядка химических взаимодействий атомов в молекулах данного вида. Принцип структурного подхода занял с тех пор прочное место в арсенале познавательных средств химика и методов химического научного мышления.
Поскольку организация вещества в атомно-молекулярной теории представлялась трехступенчатой: атом-молекула-макротело, то логически последовательное поведение структурного подхода предполагало бы, с одной стороны, исследование того, как свойства вещества зависят от внутреннего строения его молекул, а с другой - раскрытие зависимости свойств вещества от структуры самих макротел, от взаимодействий молекул в массе вещества.[2]
Пока в химии еще не сложилось четкое различие атомов и молекул и понятие о химическом строении, химические превращения рассматривались преимущественно как изменения состава, изменение количественного и качественного соотношения атомов в составе вещества.
Другой известный русский ученый В. В. Марковников отмечал, что закономерность о взаимном влиянии атомов в молекуле нельзя вывести на основе положений механики, а процесс надо рассматривать глубже. “Во взаимном влиянии атомов в молекуле мы видим проявление одного из законов диалектики, закона всеобщей взаимосвязи предметов и явлений природы. В сфере химических отношений этот закон выступает в своеобразных, специфических формах; с одной стороны, он охватывает межмолекулярные взаимодействия, с другой - отношения атомов внутри молекулы.”[10]
Такое диалектическое понимание молекулы позволило Бутлерову объяснить явление изомерии и предсказать существование неизвестных органических соединений, которые в дальнейшем были получены на практике..
Теория химического строения открыла путь к познанию химических функций (или реакционной способности) отдельных структурных фрагментов молекул. Она могла предсказать и объяснить существенно различную реакционную способность отдельных атомов Н, Сl, О и отдельных связей С-Н, С-Cl, О-Н и т. д.
Это означает, что теория химического строения выяснила генезис химического свойства вещества как макротела посредством изучения взаимного влияния атомов в молекуле и выяснения реакционной способности отдельных ее структурных фрагментов. Понятие свойств расчленялось, таким образом, на два понятия: химических свойств макротела и реакционной способности и отдельных структурных элементов, и всей молекулы в целом, и вещества как совокупности молекул. Отсюда следует, что теория химического строения позволила перейти к новому способу научного познания химических объектов: к выяснению причинной обусловленности формирования веществ через функции его структурных элементов. Исследования показали, что образование химической связи может происходить путем непрерывного перераспределения валентных электронов, а не только путем полного разрыва исходных связей между атомами. Короче говоря, диалектическое единство дискретности и непрерывности все громче заявляет о своем существовании, и теперь встает вопрос об отказе от односторонности традиционного чисто дискретного подхода, об учете момента непрерывности в химических явлениях.[12]
Современные представления о строении атома позволили по новому объяснить структуру вещества и многие природные явления, способствовали дальнейшей разработке научной картины и поэтому имеют большое философское значение.[13]
Химическое превращение есть главная задача химии.
“Химическое превращение, химическая реакция есть главный предмет химии”(Н. Н. Семенов). Следовательно, важнейшая задача химии - выяснить строение вещества, зависимость свойств вещества от строения получение вещества с заданными свойствами и выявление рациональных путей управления химическими процессами.[11]
Знания в практической деятельности человека являются своего рода инструментом, духовным орудием преобразования вещества, преобразования мира.
Знания обеспечивают умение придавать веществам нужные свойства и сдерживать или устранять действие вредных. Они неизмеримо расширяют власть над веществом. Достичь этого, отыскать скрытые механизмы превращений вещества, овладеть средствами этих превращений всегда было страстным стремлением людей, как бы не изменились их представления о природе, о характере этих средств.[8]
Обнаруживается прямая связь многих свойств вещества с определенным типом конструкции молекул (кольцо, простая цепь, цепь с ответлениями и т. д.), с наличием в молекулах определенных “строительных деталей”, состоящих из отдельных атомов или групп атомов. Когда один вид вещества превращается в другой, происходит перестройка молекул, меняются число, характер строительных деталей и сам порядок их соединения. Изменения вещества и его свойств связаны с изменением состава перестройкой конструкции молекул.
Такое понимание превращений вещества внесло существенные коррективы в избранное на основе атомного учения направление исследования. Раз свойства вещества зависят не только от его состава., т. е. от количественного и качественного соотношения атомов, но и от строения, от того, как, в каком порядке эти виды атомов связаны друг с другом, как взаимодействуют, - значит, необходимо выяснять особенности строения, его связь со свойствами вещества. Только раскрыв это, можно было надеяться на сознательное управление преобразованиями вещества.[8]
Пока в химии еще не сложилось четкое различие атомов и молекул и понятие о химическом строении, химические превращения рассматривались преимущественно как изменения состава, изменения количественного и качественного соотношения атомов в составе вещества. Еще Гегель характеризовал химию как науку о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава.[14]
На базе атомно-молекулярного учения и отвлечения от различий микро- и макроформ вещества сложилось новое представление о сущности химического движения материи как процессов превращения молекул. В химических превращениях вещества изменяются (образуются, перестраиваются, разрушаются) молекулы, изменяется их атомный состав и строение, атомы же при этом остаются неизменными - такое понимание сущности химизма стало господствующим.[2]
Исследование строения атомов, законов связи их строения со свойствами вещества, как и исследование строения молекул, открыло широкие перспективы перед сознательным управлением преобразованиями вещества, причем еще более глубоком, чем химические превращения, уровне. Человек научился не только перестраивать химические соединения атомов и изменять связанные с химическим строением свойства вещества; ему стало доступно управление свойствами, обусловленными внутриатомным внутриядерным строением. Важнейшим руководящим прнципом практических действий стал проверенный и отлично зарекомендовавший себя в практике управления химическими превращениями структурный принцип: чтобы изменить в желаемом направлении свойства атомов, надо изменить их состав и строение. [8]
Основоположником учения о ведущей роли непрерывности по отношению к дискретности химической организации вещества был К. Л. Бертолле. Еще в 1801 г. он опубликовал итоги проведенных им исследований, в которых изложил основные положения своего учения. Положения эти сводятся к следующему:
эффект химического действия веществ определяется двумя факторами: а) взаимным сродством этих веществ и б) массой реагирующих веществ. Произведение силы взаимного сродства на массу реагирующих веществ Бертолле назвал химической массой;
в подавляющем большинстве химических процессов - реакция обмена - одна составляющая часть вещества вытесняет другую не только благодаря большей силе своего сродства, но и благодаря большей массе, взятой в реакцию. Если бы отсутствовал фактор (б), то все реакции были бы направлены в одну сторону - в сторону вытеснения более сильным реагентом более слабой составной части. Например, чтобы получить азотную кислоту из ее солей, обычно применяют серную кислоту как более сильную в сравнении с азотной. Но Бертолле доказал, что возможна и обратная реакция, для чего следует только изменить соотношение действующих масс и условия реакции;
химические реакции являются в принципе обратимыми. Степень обратимости зависит от действующих масс и условий процесса. Большинство реакций является обратимыми. Обратимые химические реакции представляют собой единство двух противоположных реакций - прямой и обратной. Единство и взаимодействие этих противоположностей составляет одно из противоречий любого обратимого химического процесса.
все вещества состоят из мельчайших частиц, взаимодействие которых в зависимости от факторов (а) и (б) приводит к их объединению в частицы больших размеров (реакции присоединения) или к перегруппировке (реакции обмена);
состав образующихся соединений зависит также от факторов (а) и (б) и в общем случае должен быть переменным, что особенно характерно для растворов и сплавов.[6]
Химию можно определить как науку, изучающую вещества и процессы их превращения, сопровождающиеся изменением состава и структуры. Химический процесс сопровождается изменением состава веществ, их структуры и обязательно энергетическими изменениями в реагирующей системе. В химическом процессе происходит перегруппировка атомов, сопровождающаяся разрывом химических связей в исходных веществах и образованием химических связей в продуктах реакции. Вследствие взаимосвязанности форм движения материи и их взаимопревращаемости в результате химических реакций имеет место превращение химической энергии в теплоту, свет и др.[15]
Химические реакции - это превращение одних веществ (реагентов) в другие (продукты реакции), отличающиеся от исходных составом, строением и свойствами. Но при переходе от одних веществ к другим в процессе превращения в реакции может присутствовать переходное состояние. В нем имеет место протекание таких противоположных процессов, как соединение и распад, разложение и синтез, ассоциация и диссоциация. Именно в переходном состоянии наиболее отчетливо находят свое проявление единство прерывного и непрерывного в химической форме движения материи. В процессе химической реакции меняется взаиморасположение реагентов, перестраивается химическая связь (электронные орбитали). Разрываются связи в исходных веществах и образуются новые связи в продуктах реакции. При этом реакция протекает с выделением или поглощением энергии в зависимости от соотношений энергией разрыва и образования связей.[11]
С количественной стороны реакция может характеризоваться объемными или весовыми соотношениями между реагирующими веществами, их концентрацией, скоростью процесса и т.д. Качественные и количественные характеристики любой реакции находятся в неразрывной связи. Поэтому, зная закономерности такой взаимосвязи, можно контролировать процесс, управлять им, что широко используется на практике.
Знания, накопленные в процессе изучения химических реакций, а также учение о химической связи и строении вещества обогатили и углубили представления человека о диалектике природных явлений и этим способствовали совершенствованию научной картины мира.[16]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Союз химии и философии имел место на протяжении всей их истории. Будучи составной частью в истории формирования общей естественнонаучной картины мира, история познания химических свойств вещества, история практического овладения им, тесно переплеталась с историей развития отношения человека с окружающим миром, с историей познания материальной и духовной стороны этих отношений. История химии убедительно свидетельствует о том, что многие крупные представители этой науки отличались высокой философской, гносеологической культурой и в той или иной мере всегда проявляли интерес мировоззренческой, методологической и социальной стороне развития химии, а характер и уровень их философской позиции всегда отражался в направлениях, методах и результатах их исследований.
Вопросы общего мировоззренческого характера и вопросы, касающиеся законов познания, особенно тесно вплетены в повседневную деятельность химика. Химическая наука находится сейчас на пороге грандиозного взлета. Ей предстоит выяснить процессы образования минералов земной коры, химических соединений на других планетах и звездах, проникнуть в самые тайники биохимических превращений, вооружить промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение новыми синтетическими препаратами. Те успехи, которые одерживала химия в познании природы, явились результатом тесного единства в развитии химической теории и практики.
Развитие химии убеждает в необходимости дальнейшего углубленного изучения механизмов научного мышления химиков, его “технологии”, его особенностей на разных этапах химической науки. Гносеологический анализ познавательной деятельности химика, его абстракций, моделей, применяемых методов упрощения и идеализации важен в первую очередь для самих химиков.
Недостаточное понимание действия и природы средств познания, их происхождения и возможностей обычно оказывается причиной методологических ошибок в исследованиях и выводах, беспомощности перед натиском метафизических и идеалистических спекуляций на гносеологических трудностях при замене одних абстракций на другие, приводит к напрасной трате научных сил и материальных средств.[2]
В заключение можно сказать, что философские вопросы химии не являются вопросами, без решения которых эта наука может быстро и успешно развиваться. Эти вопросы так или иначе выступают как одна из составных частей и в разработке конкретных научных проблем современной химии, прежде всего ее больших теоретических проблем, и в повседневной деятельности химика по добыванию новых знаний о веществе, по преобразованию веществ природы в жизненно нужные людям материальные блага.