Экологический бизнес в РФ
Возможности применения международного опыта развития экологически эффективного бизнеса в Российской Федерации |
Сегодняшняя экологическая ситуация в России и тенденции ее изменения определяются прежде всего характером деятельности экономических объектов. Командная система управления прошлых лет не смогла обеспечить минимизацию воздействия производства на окружающую среду. По данным Государственного доклада "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году" [1], за пятилетний период (1993-1997 годы) средние концентрации типичных для большинства отраслей промышленности загрязняющих веществ в воздухе снизились на 5-13%, в то время, как декларированные (отчетные) выбросы этих веществ в атмосферу промышленностью сократились на треть (с 21,5 тысячи тонн до 15,0 тысяч тонн в 1997 году). Более того, по оценкам экспертов, воздействие на окружающую среду в Российской Федерации напоминает "айсберг", где на "официальной" поверхности находится лишь его незначительная декларируемая часть - около 15-20% в общей сумме [2], то есть, декларируемое воздействие не описывает наблюдаемых фактических изменений в состоянии окружающей среды в стране и их последствий.
Все более очевидной становится необходимость поиска новых, приемлемых в Российских условиях путей и подходов к минимизации антропогенного воздействия. Основным из таких путей в развитых странах мира стало развитие экологически эффективного бизнеса и экологического менеджмента. В Повестке дня на XXI век, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 году, подчеркивается, что экологический менеджмент следует отнести к ключевой доминанте устойчивого развития и одновременно к высшим приоритетам промышленной деятельности и предпринимательства [3].
Необходимо отметить, что в международных документах речь идет именно о менеджменте как о науке и искусстве добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей. Экологический менеджмент можно определить как внутренне мотивированную инициативную результативную деятельность экономических субъектов (предприятий, фирм, производственных объединений, отдельных предпринимателей), направленную на достижение их собственных экологических целей и программ. Основная цель экологического менеджмента при этом состоит в сокращении воздействия на окружающую среду таким образом, чтобы минимизировать ущерб и риск возникновения ответственности предприятия [4]. Наиболее продвинутые в этой области организации стремятся ввести в ранг непременного принципа менеджмента включение экологических аспектов в политику компании, во все разрабатываемые и реализуемые планы и программы.
Одним из лидеров развития экологического менеджмента является Великобритания, где в 1990 году был принят новый "Экологический Акт" (Environmental Act), за которым в 1992 году последовал Стандарт в области систем экологического менеджмента BS 7750 [5], подготовленный и выпущенный Британским Институтом Стандартизации в соответствии с запросом Британской Конфедерации Промышленности. Особенность обсуждаемого стандарта состояла в том, что он не предписывал и не определял требований к природоохранной деятельности предприятия, но содержал рекомендации, полезные для создания эффективной системы экологического менеджмента, для развития инициативного экологического аудирования, что должно сказаться на улучшении экологических характеристик деятельности организации в целом.
Следует отметить, что экологическое аудирование ко времени принятия стандарта BS 7750 было уже достаточно хорошо развитой областью деятельности, широко используемой как на американском континенте, так и в Европе. По определению Американского агентства по окружающей среде, экологическое аудирование - систематическая, документированная, периодическая объективная оценка реализованных на предприятии (в организации) видов деятельности с точки зрения соответствия экологическим требованиям. В программе аудита можно предусмотреть решение различных задач, таких как проверка соответствия деятельности объекта требованиям природоохранительного законодательства, оценка эффективности существующей системы экологического менеджмента, оценка риска, связанного с использованием и применением подлежащих специальному регулированию сырьевых материалов, отходов и процессов [6].
В свою очередь, систему экологического менеджмента принято определять как часть общей системы менеджмента, включающую организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки [7].
Экологическая политика представляет собой определенную организацией совокупность намерений и принципов в отношении экологических показателей ее деятельности, создающую основу для разработки конкретных целей и задач.
На начальном этапе предполагалось, что британские предприятия на добровольной основе будут приводить характеристики своей деятельности в соответствие с принципами BS 7750. Позднее к Великобритании присоединились и другие государства, а сам стандарт, детально разработанный и сопровожденный объемистыми учебными пособиями, послужил основой для подготовки международных документов.
В 1993 году в Европейском Сообществе были выпущены практические рекомендации по внедрению "Схемы эко-менеджмента и эко-аудирования" [8]. Цель этого документа - создать стимулы использования приемов экологического аудирования для оценки деятельности предприятий. И вновь было подчеркнуто, что аудирование может включать не только проверку выполнения требований природоохранительного законодательства, но и оценку эффективности решения задач собственной экологической политики предприятия. Знаменательно, что Cхема была разработана в соответствии с Пятой программой экологических действий ЕЭС [9], ядром которой является основной принцип устойчивого развития: "Превентивные действия и предотвращение негативного влияния на окружающую среду и общая ответственность".
С 1995 года европейские предприятия получили возможность быть сертифицированными в соответствии с требованиями EMAS - "Схемы эко-менеджмента и эко-аудирования".
Наконец, в результате Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и на основании резолюции Встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году, было принято решение о разработке международных стандартов серии ISO 14000, для чего был создан специальный Технический комитет 207 (TC 207) Международной Организации Стандартизации (ISO). Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 (как и разработанные ранее BS 7750 и EMAS) ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии); основным предметом ISO 14000 вновь является система экологического менеджмента.
В 1998 году Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского организовал открытую дискуссию по вопросам развития деятельности в области экологического менеджмента и в частности - перспектив применения в Российской Федерации стандартов серии ISO 14000 "Системы экологического менеджмента". Участники совещания, состоявшегося в мае 1998 года в Москве по инициативе Фонда и Торгово-промышленной палаты РФ, подчеркнули особую роль инициативного, добровольного внедрения принципов экологического менеджмента и необходимость формирования условий и стимулов для организаций, развивающих такую деятельность.
Неправительственные экологические организации Эколайн (Россия) и ECOLOGIA (международная организация) совместно с экспертами из России и США, экологическим советом Торгово-промышленной палаты РФ, рядом общественных организаций и профессиональных объединений в настоящее время работают над серией проектов, посвященных добровольной экологической деятельности хозяйственных субъектов в Российской Федерации и применению принципов ISO 14000. Проекты поддерживаются Американским агентством международного развития, программами ТАСИС (Европейский Союз) и МАТРА (Нидерланды).
Основной целью проектов является объединение усилий для создания благоприятных условий для развития экологически эффективного бизнеса, вовлечение местных, районных и областных органов власти, местного самоуправления, предприятий, общественных организаций в совместную деятельность, направленную на предотвращение загрязнения окружающей среды.
Необходимо отметить, что осенью 1998 года в Российской Федерации были приняты в качестве государственных стандартов ГОСТ Р ИСО 14000 первые пять документов, представляющих собой переводы соответствующих стандартов ISO 14000 [10]. В текстах документов, однако, понятие системы экологического менеджмента заменено термином "система управления окружающей средой".
В оригинальных текстах ISO 14000 окружающая среда определена как среда, в которой организация функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. Подчеркнуто также, что понятие "среда" следует трактовать широко - от элементов среды в границах организации до глобальной системы [11]. Таким образом, в контексте ISO 14000 окружающая среда понимается как среда, окружающая собственно организацию (предприятие), а общество (жители) рассматривается как элемент среды, на который оказывается, как и на другие элементы, воздействие.
Отметим, что в Постатейном комментарии к Закону РФ "Об охране окружающей природной среды" [12] термин окружающая природная среда трактуется как естественная среда обитания человека, биосфера, служащая условием, средством и местом жизни человека и других живых организмов; в широком смысле слова включает природу (естественные экосистемы) и окружающую среду как ту часть естественной среды, которая преобразована в результате человеческой деятельности.
Следовательно, в ГОСТ Р ИСО 14001, в соответствии с которым, как предполагается, могут быть сертифицированы организации, идея создания и совершенствования системы экологического менеджмента как части общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, планирование, распределение ответственности, практическую деятельность, процедуры (приемы), процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, достижения целей экологической политики, ее пересмотра и корректировки, утеряна. ГОСТ Р ИСО 14001 устанавливает требования к системе управления окружающей средой, которая рассматривается как часть общей системы административного управления [13].
То есть, в ГОСТ рассматривает окружающую среду как объект управления, более того, субъектом выступает предприятие (или его природоохранная служба). В классической теории управления под объектом понимают отдельную структуру организации или организацию в целом, на которую направлено управляющее воздействие [14]. Соответственно, субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.
Еще раз обратившись к определениям окружающей среды, приведенным выше, можно заключить, что на предприятие возлагается ответственность управления средой, в которой оно функционирует, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человеческое общество и их взаимосвязи. На самом же деле, речь идет о развитии системы экологического менеджмента, задачи и результаты функционирования которой охватывают экологические аспекты деятельности организации, вопросы контроля воздействия на окружающую среду. Наконец, административное управление выступает лишь как один из компонентов системы менеджмента в организации.
Нечеткое определение объекта и субъекта управления, сужение понятия "менеджмент" сводит к минимуму смысловую нагрузку документа в целом. Последнее обстоятельство неоднократно подчеркивали участники конференций, семинаров, встреч за круглым столом, организованных в последнее время в Москве, в Томской, Новосибирской, Владимирской, Нижегородской областях. По всей видимости, документы серии ГОСТ Р ИСО 14000 нуждаются в дальнейшем обсуждении и в значительной переработке [15]. Кроме того, в соответствии с требованиями Международной организации стандартизации, стандарты ISO следует публиковать на языке страны, принимающей их, в виде двуязычных документов, в которых обязательно должен присутствовать оригинальный текст на одном из официальных языков ISO - английском, французском или немецком.
В 1997-1998 годах Неправительственный фонд имени В.И. Вернадского, Эколайн, ECOLOGIA, РХТУ имени Д.И. Менделеева провели в России серию семинаров для лиц, принимающих решения, руководителей предприятий, сотрудников природоохранительных органов по проблемам экологического менеджмента и экологического аудирования. Участники семинаров и пилотных проектов, инициированных региональной организацией Эколайн, выдвинули идею создания ассоциации предпринимателей, заинтересованных в развитии экологически эффективного бизнеса, которую поддержали на сегодня представители таких компаний, как ЮКОС (Москва, Самара, Томск), ПРОМЭК Холдинг (Московская область), Лукойл (Калининград), ВАТИЗ (Рязанская область), Символ (Владимирская область), Самарский алюминиевый завод, Старооскольский металлургический комбинат.
Представители бизнеса выразили удовлетворение по поводу принятых в последнее время Государственным комитетом по охране окружающей среды РФ решений о необходимости развития экологического аудирования, систем экологического менеджмента предприятий и сертификации на добровольной основе. Предприниматели определили приоритетные направления развития работ, в число которых вошли:
обеспечение доступности адекватных версий стандартов ISO 14000 (и прежде всего - ISO 14001, соответствие требованиям которого может быть предметом сертификации) и разработка рекомендаций для технического комитета ТС 207 по развитию стандартов с учетом опыта стран с переходной экономикой;
формирование политики компаний, направленной на увеличение экологической эффективности производства;
разработка методической базы и развитие добровольного экологического аудирования;
взаимодействие с региональными и местными властями и природоохранительными органами в области создания взаимовыгодных условий для развития экологически эффективного бизнеса;
развитие диалога со всеми заинтересованными сторонами и обмен опытом работы;
обеспечение подготовки и должного уровня информированности представителей предприятий, профессионалов-консультантов, госслужащих, общественности в области экологического менеджмента.
Российские предприниматели воспринимают стандарты ISO 14000 как добровольные, осознанная необходимость следования которым диктуется условиями рынка. Действительно, несмотря на добровольность стандартов, число сертифицирующихся организаций растет экспоненциально, и, по словам председателя ISO/TC 207, через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные корпорации, будут сертифицированы в соответствии с ISO 14001, то есть получат свидетельство независимой "третьей стороны" о том, что их системы экологического менеджмента соответствуют этому стандарту [16]. Мотивом для принятия таких решений для организаций служит в первую очередь то, что сертификация будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерении допускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).
Среди других мотивов внедрения систем экологического менеджмента и сертификации можно назвать такие, как:
улучшение имиджа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в том числе, природоохранительного законодательства);
экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемых на природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
улучшение системы менеджмента предприятия в целом;
интерес в привлечении высококвалифицированной рабочей силы.
Одним из специфических российских мотивов внедрения систем экологического менеджмента является стремление предприятий, расположенных на территориях ограниченного хозяйственного использования (в национальных парках), продолжать и развивать производство. Ряд пилотных проектов, осуществляемых в России, посвящен исследованию этой проблемы.
По состоянию на 31 декабря 1997 года в России насчитывалось 33 национальных парка общей площадью около 7 миллионов гектаров, расположенных на территории 28 субъектов Российской Федерации [17]. В соответствии с концепцией развития национальных парков, разработанной Федеральной службой лесного хозяйства, национальные парки РФ представляют собой природоохранные учреждения, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
Согласно действующему законодательству [18], национальные парки могут включать не только собственно объекты охраны, но и земли иных категорий (сельскохозяйственные угодья, земли населенных пунктов, водный фонд). Как правило, эти земли включены в границы парков без изъятия их из хозяйственного использования. Доля таких земель может быть весьма значительна (до 40-50% в парках "Самарская Лука", "Русский север", "Мещерский", "Смоленское Поозерье"). Законодательно закрепленный запрет "...всякой деятельности, угрожающей существованию природных комплексов и взятых под охрану историко-культурных обьектов..." распространяется только на вновь планируемые виды деятельности (подпадающие под действие требований экологической экспертизы [19]), но остается лишь декларацией в отношении действующих экономических объектов.
Международная организация "Союз охраны природы" подразделяет охраняемые природные комплексы на шесть категорий управления, определяя целью создания национальных парков охрану экосистем и экологический туризм [20]. Для Европейской части территории Российской Федерации (впрочем, как и для некоторых парков Урала и Сибири), охрана экосистем обязательно должна включать деятельность по минимизации воздействия хозяйственных объектов на состояние природных комплексов. В качестве убедительных примеров можно привести воздействие стекольных производств, торфоразработки и торфопереработки на природные комплексы национального парка "Мещера", воздействие текстильной промышленности на охраняемые объекты парка "Мещерский", воздействие транспортных магистралей на состояние экосистем парка "Валдайский".
Необходимо отметить, что даже в тех случаях, когда воздействие не сказывается очевидным образом на состоянии растительного покрова (а выбрасываемые при сжигании ископаемого топлива кислые газы приводят к таковому) или на структурах сообществ гидробионтов (а сбросы неочищенных хозяйственно-бытовых или промышленных вод способны привести к значительным перестройкам в акваэкосистемах), оно снижает эстетическую ценность охраняемых природных комплексов (рассеянные по лесам небольшие, но впечатляющие свалки бытовых и даже производственных отходов - типичный тому пример).
В современных условиях ни администрации национальных парков, на которые возложена обязанность "сохранения эталонных и уникальных природных комплексов и объектов, а также памятников истории и других объектов культурного наследия", ни перманентно сокращаемые и переструктурируемые местные органы Госкомэкологии, не могут обеспечить адекватного управления воздействием на территориях национальных парков.
Часть объектов сворачивает выпуск продукции; многие из продолжающих функционировать осуществляют реконструкцию, перепрофилирование, изменение характера производства. Некоторые предприятия стихийно приходят к мысли о выгодности использования экологической маркировки (кто не встречал на российском рынке разнообразные "экологически чистые" напитки) без соблюдения каких-либо правил (например, предполагаемых международными стандартами ISO 14020 [21]). В то же время, руководители национальных парков и предприятий, расположенных в их границах, в буферных зонах, упускают реальные возможности для развития сотрудничества, для обсуждения мер по минимизации воздействия хозяйственных объектов, условий развития инициативной экологической деятельности, использования символики парков при выпуске сувенирной продукции. В Великобритании, например, маркировки "Продукт национального парка" удостаиваются произведенные экологически приемлемыми методами (например, без применения пестицидов и минеральных удобрений) сельскохозяйственные продукты. Существует и знак "Произведено из древесины, выращенной в лесах Британии, в соответствии с требованиями экологического менеджмента".
В последнее время начинают использовать принципы систем экологического менеджмента и российские предприятия, расположенные на территориях ограниченного хозяйственного использования. Так, разрабатывая экологическую политику акционерного общества "Символ", руководители этой компании включили в качестве одного из обязательств организацию инициативной экологической деятельности по охране уникальных природных объектов Владимирской Мещеры и по развитию экологического просвещения и образования в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области.
Тем самым, администрация национального парка "Мещера", Гусь-Хрустальный комитет по охране окружающей среды приобретают достойного партнера, поддерживающего их экологическую деятельность.
ОАО ВАТИЗ является активным участником работ по созданию широкого спектра материалов и изделий из льна, выдвинутых в 1998 году на соискание Премии Правительства Российской Федерации. В инициативном порядке руководство предприятия приняло решение о проведении экологического аудирования и об обсуждении приоритетных направлений экологической деятельности с населением, проживающим на территории национального парка "Мещерский" Рязанской области. ОАО ВАТИЗ формулирует экологическую миссию предприятия (основу экологической политики) следующим образом: "Производство высококачественной продукции современными методами, отвечающими требованиям международных экологических стандартов, при условии поддержания целостности уникальных лесных и водно-болотных комплексов Рязанской Мещеры".
Руководство акционерного общества считает, что развитие системы экологического менеджмента создает дополнительные возможности для повышения качества продукции и гарантии соблюдения предприятием требований к качеству, что особенно важно для производителей продукции медицинского назначения. ОАО ВАТИЗ поддерживает также деятельность общественной экологической организации - Центра экологического просвещения "Пра" и исследовательские работы в области экологического мониторинга на территории национального парка.
Пионерный опыт Акционерных обществ "Символ" и ВАТИЗ учтен при разработке Положения "О режиме пользования земель, включенных в границы национальных парков без изъятия из хозяйственной деятельности" (к настоящему времени Положения приняты для национальных парков "Мещера" и "Русский север").
Безусловно, понятия экологической культуры вообще и промышленной экологической культуры (экологической культуры предпринимательства, цивилизованного предпринимательтва) в частности являются достаточно сложными. Одним из наиболее характерных проявлений экологической культуры промышленного производства случит экологический менеджмент. Вернувшись к описанию миссии национальных парков, хотелось бы еще раз отметить просветительские, научные и культурные цели создания таких объектов. В самом широком смысле культура понимается как совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни [22]. И если в национальных парках Великобритании исторические производства охраняются как объекты культурного наследия, то в Российской Федерации есть огромный потенциал для создания подобной практики.
В ближайшее время Эколайн и ECOLOGIA открывают дискуссию в международной сети Интернет по проблемам развития экологически эффективного бизнеса. На сегодня методический центр Эколайн и специальная страница, поддерживаемая международной организацией ECOLOGIA, содержат сведения о ходе обсуждения стандартов серии ISO 14000, методические разработки, статьи по экологическому аудированию и менеджменту. Растет число заинтересованных предпринимателей, представителей природоохранительных органов и общественных организаций, расширяется география дискуссии и пилотных проектов, доступнее становятся сведения о зарубежных компаниях-экологических лидерах и, тем самым, развиваются условия для создания экологически эффективного бизнеса в Российской Федерации.
Литература
Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году"/Зеленый мир, 25-27, 1998.
Макаров С.В. Экологический мониторинг/Современные инструменты экологического регулирования. - М: Эколайн, 1998.
Agenda 21 (1992). Earth Summit 92. United Nations' Conference on Development and the Environment, Rio de Janeiro.
Croner's Environmental Management (1993). Croner's Publications. Kingston-upon-Thames.
British Standard for Environmental Management Systems BS 7750 (1992). British Standard Institute.
Bregman, J.I., Kelley, C., Melchor, J.R. (1996). The environmental compliance handbook.
ISO 14050. Environmental management - Vocabulary (1996). ISO/TC/207SC 6.
The eco-management and audit scheme: a practical guide/ by Ruth Hillary (1993). Technical Communications Publishing.
EC's 5th Action Programme: Towards Sustainability (1993-2000).
ISO 14001 Environmental management systems - Specification with guidance for use
ISO 14004 Environmental management systems - General quidelines on principles, sysems and supporting techniques
ISO 14010 Guidelines for environmental auditing - General principles
ISO 14011 Guidelines for environmental auditing - Audit procedures - Auditing of environmental management systems
ISO 14012 Guidelines for Environmental Auditing - Qualification criteria for environmental auditors
ISO 14050 Environmental management - Vocabulary
Охрана окружающей природной среды: Постатейный комментарий к Закону России. - М.: Республика, 1993.
ГОСТ Р ИСО 14001. Система упрвления окружающей средой. Общие требования и рекомендации по использованию
Gribbin, J. (1981) Leadership Strategies for Organisations. New-York.
Резолюция дискуссии за круглым столом "Международный опыт развития экологически эффективного бизнеса", организованной в рамках международной конференции "Цивилизованный бизнес как фактор устойчивого развития России" (Москва, 1998).
International Environmental Systems, 1998, volume 5, # 6.
Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Российской Федерации в 1997 году"/Зеленый мир, 25-27, 1998.
Закон Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 год).
Закон Российской Федерации "Об экологической экспертизе" (1995 год).
Shafer, C.L. (1990). Nature reserves and National Parks. Smithsonian Institution Press. London.
ISO 14020. Environmental labelling.
Словарь русского языка: в 4-х т./Под ред. А.П. Евгеньевой. - М.:Русский язык, 1985-1988. Т.2. 1986.