Психологические методы обеспечения профессиональной личной безопасности (работа 1)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1. Опасность и личная профессиональная безопасность работника органа правопорядка
Главным для уяснения сущности экстремальной ситуации, в которой может быть нанесен ущерб здоровью сотрудника или получена психическая травма, является понятие "опасность". Опасность - это стресс-фактор, отражающий осознание работником органа правопорядка того обстоятельства, что поведение правонарушителей, действие стихийных сил природы, авария или катастрофа могут причинить ему физический и психологический вред, привести к несчастному случаю, а возможно, к гибели. Осознание опасности обычно сопровождается сильными эмоциональными переживаниями, отрицательными психическими состояниями, преодолеть которые возможно лишь благодаря высокой профессиональной подготовленности и натренированности. Предполагаются также владение надежными и безопасными методами деятельности, сформированная личностная установка на выживание, психологические качества, позволяющие адекватно оценивать обстановку, принимать оперативные и правильные решения, не терять самообладания в минуты опасности.
2. Приемы формирования у работника органа правопорядка установки на выживание
Установка на выживание - это готовность и предрасположенность работника к целенаправленной, надежной и характеризующейся достаточным уровнем самозащиты деятельности. Такая установка включает в себя три элемента: познавательный (например, "я осознаю реальность вовлечения меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий со стороны правонарушителей"); эмоционально-оценочный (например, "я буду постоянно придерживаться внутреннего убеждения, что не стану жертвой в опасной ситуации"); поведенческой (например, "я буду всегда приближаться ко всем подозреваемым, предвидя возможное их сопротивление").
Формирование устойчивой установки на выживание - это есть одновременно воспитание разумного и мотивированного риска, преодоление чувства страха, развитие осмотрительности и бдительности в поведении работников органов правопорядка. Это - также и гарантия их эффективных и надежных действий в опасных для жизни и здоровья условиях. Сформулировать и развить у себя установку на выживание способен каждый сотрудник. Далее предлагается два приема формирования установки на выживание: заполнение "Обязательства о выживании" и проведение воссоздающей визуализации.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВО О ВЫЖИВАНИИ
Я ______________________________________________________________________
/фамилия, имя, отчество/
являясь__________________________________________________________________
/должность/
осознаю, что вовлечение меня в ситуацию, связанную с применением огнестрельного оружия или иных форм насильственных действий, является реальной возможностью.
Я буду постоянно придерживаться моего обязательства избегать
того, чтобы стать жертвой в такой ситуации. И поэтому всегда буду:
в любых обстоятельствах приближаться ко всем подозреваемым и правонарушителям, предвидя их сопротивление;
никогда не недооценивать подозреваемого или правонарушителя;
внимательно оценивать, надо ли приближаться к подозреваемому человеку или подозрительному месту;
следить за руками подозреваемых и правонарушителей;
соблюдать безопасную пространственную дистанцию до подозреваемого или правонарушителя;
думать о "прикрытии" и постоянно создавать его с помощью других работников;
оперативно принимать решение и использовать в полной мере законные средства обуздания сопротивляющихся;
надевать наручники на подозреваемых и сопротивляющихся;
обыскивать их не спеша и тщательно;
надевать бронежилет на время операции;
ценить важность искусства в стрельбе и подготовленности к рукопашному бою;
эффективно использовать огнестрельное оружие в предусмотренных законом случаях;
предвидеть худшее и быть готовым к нему, разработав на этот случай план действий.
Я буду способен выжить в опасной ситуации и одержу победу при любой конфронтации с правонарушителями, где будет применено насилие. Я буду следовать этому обязательству в любых ситуациях, связанных с применением огнестрельного оружия и иных форм насильственных действий.
____________________________ |
______________________ |
Для формирования установки на выживание часто используются упражнения по воссоздающей визуализации, то есть созданию элементов опасной ситуации и образа своих действий. Подобные упражнения целесообразно делать, когда никто и ничто Вам не мешает (в свободное время от исполнения должностных обязанностей, в выходной день и т.д.).
Начните с расслабления, отвлекитесь от тревожных мыслей. Сядьте поудобнее, спина - прямая, ноги поставьте так, чтобы тело заняло удобное, уравновешенное положение. Кисти рук положите на колени ладонями вверх. Закройте глаза. Постарайтесь расслабить мышцы.
Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Осознайте его ритм. Делая вдох-выдох, почувствуйте по возможности все физические ощущения, которые возникают во время вдоха и подъема грудной клетки, выдоха и опускания грудной клетке. Не меняйте ритм дыхания. Сосредоточьте внимание на выдохе и с каждым выдохом "отпускайте" от себя заботы, тревоги, неприятные разговоры, угрозы, негативные мысли и т.д.
(На эту часть упражнения отведите 5-7 минут).
Затем сконцентрируйте внимание на создании образа ситуации и на том, как Вы в ней поступите. Мысленно представьте ситуацию конфликтного взаимодействия с правонарушителем: скажем, его отказ подчиниться вашим требованиям прекратить хулиганство и т.п. Для создания мысленного образа вспомните реальные ситуации из практики. Например, как выглядел грабитель, хулиган или угонщик. Четко представьте, в чем тогда заключалось правонарушение в отношении Вас - угрозах, оскорблениях, физической агрессии и т.п.
После этого "поработайте" над своим образом-портретом стража правопорядка. Не жалейте для него "красок": у Вас масса положительных качеств - хорошее здоровье, сила, быстрота реакции, крепкая воля, высокий профессионализм. Важны детали: как Вы экипированы, чем вооружены...
Следующий шаг: представьте в идеале Ваши действия по пресечению противоправного поведения нарушителя. Действия должны быть решительными, быстрыми, напористыми, эффективными и непременно законными. В итоге Вы должны будто наяву увидеть, как противник безоговорочно подчиняется Вам.
А теперь посмотрите на себя, вернее, на свой образ как бы со стороны: дескать, а этот работник великолепен, действовал эффективно, использовал все меры обуздания нарушителя, представленные законом - устное предупреждение - раз, физическое воздействие - два, специальные средства и оружие - три. Ущерб? Ни физического, ни психологического!
Повторите мысленно: "Мне нравится, как я действовал"; "Я буду всегда в подобных случаях таким же сильным, уверенным, находчивым, быстрым и профессионально грамотным работником"; "Я всегда выйду победителем из любого столкновения с правонарушителем".
(На вторую часть упражнения отведите 10-12 минут).
3. Приемы преодоления страха и формирования у работников органов правопорядка бесстрашия
Страх парализует волю, часто ведет к спонтанным, непродуманным и хаотическим действиям, а в итоге снижается надежность и эффективность решения задач в опасных ситуациях. По психологической природе чувство страха - результат мышления и воображения, предвосхищающих опасность для жизни, здоровья и самочувствия работника. Переживание опасности связано со страданиями. Отсюда возникают чрезмерные по своей силе эмоциональные переживания. У страха много проявлений - от опасения, боязни, испуга до ужаса, который приводит к потере целенаправленного поведения.
Принято считать: страх нельзя преодолеть логикой, мысленными уговорами и приказаниями, напряжением воли. Как же преодолеть страх у работников правопорядка? Можно выделить два основных пути в развитии самообладания:
1) воспитание;
2) овладение работниками специальными психотехническими приемами снятия страха.
Воспитание включает в себя самовоспитание и личностное развитие работников. Главными составляющими в этом направлении могут быть:
формирование веры в собственную неуязвимость и развитие установки на выживание в опасных ситуациях;
развитие профессионализма и укрепления убежденности в безошибочности собственных действий в опасных ситуациях;
постепенный, в течение двух-трех лет работы, переход от состояния тревожности к состоянию концентрации внимания;
моделирование опасных ситуаций (например, на психологической полосе препятствий);
поддержание приятных эмоций и переживаний после рискованных, но успешных действий;
приобретение работниками навыков психосаморегуляции, аутогенной тренировки и медитации.
Психотехнические приемы позволяют в стрессовой ситуации быстро снять отрицательные переживания и изменить ход мыслей в позитивном направлении. Считается, что локализация страха возможна при согласии с самим собой по принципу "будь что будет". В этом случае мозг перестает просчитывать варианты угрозы, поток лихорадочных мыслей сменяется обостренным восприятием событий. И таким образом, работник органа правопорядка эффективнее включается в ситуацию, что само по себе вытесняет страх. Снятие страха, уменьшение степени тревожности возможно на основе применения специальных дыхательных упражнений. (См. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности-М.:1996)
4. Риск и личная безопасность
Риск - это действия работника органа правопорядка, характеризующиеся неопределенностью исхода и возможным наступлением неблагоприятных последствий в случае неудачи. Рискованное поведение зависит от ситуации деятельности и личностных качеств сотрудника. Наблюдения и исследования показывают, что при принятии решения о риске, работники учитывают два основных фактора: вероятность неудачи и величину неудачи, которая ощущается как ожидаемый ущерб. Риск характеризуется возможностью выбора между менее или более опасными для работников органов правопорядка вариантами поведения, но различающимися по степени их эффективности с точки зрения достижения результатов деятельности. Часто рискованное поведение позволяет достичь цели деятельности быстрее и с минимальными потерями.
В значительной мере благоприятный исход при риске связан со степенью обоснованности (оправданности) или необоснованности (неоправданности) принятия решения работником органа правопорядка о рискованном поведении. Обоснованный риск предполагает адекватную оценку работником соотношения между ожидаемым успехом, выигрышем и ожидаемой неудачей или проигрышем. Определенным препятствием к обоснованному и адекватному поведению в опасной ситуации является склонность работника к риску. Склонность к риску представляет собой отражение комплекса личностных качеств индивида (потребности в самоутверждении, мотивации деятельности, тревожности, импульсивности, агрессивности и др.). Лица, стремящиеся к доминированию над другими, самоутверждению, обладающие повышенной агрессивностью, часто предпочитают альтернативы поведения, содержащие риск.
Определенное влияние на принятие сотрудником решения о риске оказывает пережитая опасность. В связи с тем обстоятельством выделяются два феномена: "эффект Карпентера" и "эффект обожженных пальцев". "Эффект Карпентера" заключается в том, что каждое восприятие или представление порождает склонность к подобному же восприятию и представлению. Работник, получивший в опасной ситуации ранение или психотравму, теряет веру в возможность избежания несчастных случаев в будущем. У него развивается "беспокойство тревоги", требующее оказания психотерапевтической помощи. Эффект "обожженных пальцев" представляет противоположную характеристику поведения работников органов правопорядка. В этом случае работник, переживший опасность, становится предусмотрительным, осторожным, у него развивается способность к мотивированному и обоснованному риску.
В заключение можно сформулировать несколько правил поведения работников органов правопорядка, направленных на обеспечение их личной профессиональной безопасности.
1. Лавируйте, снижайте напряженность при инцидентах с правонарушителями. Помните: время, как правило, на Вашей стороне.
2. Не провоцируйте нападение и стрельбу.
3. Здоровое недоверие к подозреваемому, проверяемому или задержанному лучше, чем легкомысленная доверчивость.
4. Страхуйте каждое свое действие в отношении подозреваемого или правонарушителя, лучше всего - с помощью напарника.
5. Избегайте шаблонного и предсказуемого поведения в опасной ситуации.
6. Будьте бдительны к засадам. Лучшая защита от засады - внимательно прислушиваться к своим ощущениям.
7. На месте происшествия старайтесь держать в поле зрения всех действующих лиц.
8. Никогда не поворачивайтесь к подозреваемому или правонарушителю спиной.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследований преступлений - М.: Юрист,1996
2. Бассин Ф.В. Проблема бессознательного. Знание-сила,1982,N 10
3. Бехтерев В.М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников - СПб.: тип. "Энергия", 1902
4. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты. Авт. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. -М.: Академия управления МВД России,1998
5. Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент: ВШ МВД СССР,1986
6. Водолазский Б.Ф. Психология осмотра места происшествия. Учебное пособие. - Омск: Омская ВШ МВД СССР,1979
7. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития., ж. "Вопросы психологии",1972, N2
8. Гриндер Д., Бэндлер Р., Структура магии: Пер. с англ. М.: Каас,1995
9. Джемс У. Психология - М.:1922
10. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова - М.:"Юрист",1995
11. Китов А.И. Психология управления - М.: Академия МВД СССР,1979
12. Макдональд В. Руководство по субмодальности - Воронеж: НПО "МОДЭК",1994
13. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел /справочное пособие/. Под ред. Бовина Б.Г., Мягких Н.И., Сафронова А.Д. - М.:МВД РФ,1997