Ре­ли­ги­оз­ная жизнь в Мо­ск­ве

Ре­ли­ги­оз­ная жизнь в Мо­ск­ве.

План.

Религиозная жизнь в Москве ...................... 3

Новые тенденции в религиозной жизни Москвы .. 6

Ре­ли­ги­оз­ная жизнь мо­ск­ви­чей, ее кон­фес­сио­наль­ное раз­но­об­ра­зие яв­ля­ет­ся от­ра­же­ни­ем пе­ст­ро­ты на­цио­наль­но­го со­ста­ва жи­те­лей го­ро­да как в по­шлом, так и в на­стоя­щем. В Мо­ск­ве дей­ст­ву­ет бо­лее 500 раз­лич­ных ре­ли­ги­оз­ных ор­га­ни­за­ций и цен­тров, из них око­ло 400 офи­ци­аль­но за­ре­ги­ст­ри­ро­ван­ных.

Впол­не оче­вид­но, что пер­вен­ст­вую­щее по­ло­же­ние за­ни­ма­ет Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь.

До 1917 г. Мо­ск­ву на­зы­ва­ли го­ро­дом “со­ро­ка со­ро­ков” церк­вей. Это об­раз­ное вы­ра­же­ние не сле­ду­ет по­ни­мать бу­к­валь­но: в Мо­ск­ве их чис­ло не дос­ти­га­ло 1600. Но, тем не ме­нее, все­ми от­ме­ча­лось, что Мо­ск­ва “обиль­на церк­вя­ми” - в 1916 г. в сто­ли­це бы­ло око­ло 500 хра­мов, а так­же 15 муж­ских и 10 жен­ских мо­на­сты­рей. По­сле 1917 г. по­дав­ляю­щее боль­шин­ст­во хра­мов бы­ло за­кры­то, а са­ми зда­ния раз­ру­ше­ны или от­да­ны со­вет­ским ор­га­ни­за­ци­ям.
Си­туа­ция ста­ла ме­нять­ся во вто­рой по­ло­ви­не 80-х го­дов, осо­бен­но по­сле при­ня­тия в 1990 г. За­ко­на Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции “О сво­бо­де ве­ро­ис­по­ве­да­ния”. С кон­ца 80-х го­дов чис­ло пра­во­слав­ных дей­ст­вую­щих хра­мов вы­рос­ло с 46 до бо­лее чем 200. Сей­час в Мо­ск­ве дей­ст­ву­ют че­ты­ре муж­ских мо­на­сты­ря (Дон­ской, Да­ни­лов, Но­во­спас­ский и Вы­со­ко­пет­ров­ский) и один жен­ский (Ро­ж­де­ст­ва Бо­го­ро­ди­цы). Пе­ре­дан церк­ви Си­мо­нов мо­на­стырь. В Мо­ск­ве име­ют­ся под­во­рья Свя­то-Вве­ден­ской Оп­ти­ной пус­ты­ни, Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го Ва­ла­ам­ско­го мо­на­сты­ря, Свя­то-Пан­те­лей­мо­нов­ско­го мо­на­сты­ря на го­де Афон. Пра­во­слав­ные за­ни­ма­ют пер­вое по чис­лен­но­сти ме­сто сре­ди ве­рую­щих Мо­ск­ви­чей.

В Мо­ск­ве на­чи­ная с XVII в. зна­чи­тель­ны­ми груп­па­ми на­се­ле­ния пред­став­ле­ны ста­ро­об­ряд­цы - пра­во­слав­ные рус­ские лю­ди, не при­няв­шие но­во­вве­де­ний пат­ри­ар­ха

-3-

Ни­ко­лая, след­ст­ви­ем че­го был рас­кол в пра­во­слав­ной церк­ви в XVII в. В ста­ро­об­ряд­че­ст­ве об­ра­зо­ва­лось мно­го тол­ков и те­че­ний. Пер­вое ме­сто по чис­лу при­хо­жан за­ни­ма­ет Рус­ская Пра­во­слав­ная Ста­ро­об­ряд­че­ская Цер­ковь. Сре­ди мо­с­ков­ских ста­ро­об­ряд­цев есть об­щи­ны Мо­с­ков­ская Пре­об­ра­жен­ская и Мо­с­ков­ская По­мор­ская и дру­гие.

Сре­ди пра­во­слав­ных ав­то­ке­фаль­ных церк­вей в сто­ли­це - храм Гру­зин­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, храм под­во­рья Бол­гар­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, хра­мы при пред­ста­ви­тель­ст­ве Ан­ти­охий­ско­го пат­ри­ар­ха­та (церк­ви Ар­хан­ге­ла Гав­рии­ла и Фео­до­ра Стра­ти­ла­та).

По­ми­мо пра­во­сла­вия, хри­сти­ан­ст­во в Мо­ск­ве так­же пред­ста­ви­ло ка­то­ли­циз­мом, про­тес­тан­тиз­мом и мо­но­фи­зи­там.

К мо­но­фи­зи­там (при­знаю­щим Ии­су­са Хри­ста толь­ко Бо­гом в от­ли­чие от боль­шин­ст­ва хри­сти­ан, ви­дя­щих в нем, и Бо­га и че­ло­ве­ка) от­но­сит­ся Ар­мян­ская Апо­столь­ская Цер­ковь. Она пред­став­ля­ет со­бой центр так на­зы­вае­мой Но­во-На­хи­че­ван­ской Рос­сий­ско-Ар­мян­ской Епар­хии, объ­е­ди­няю­щей ве­рую­щих ар­мян со всей тер­ри­то­рии быв­ше­го СССР, кро­ме За­кав­ка­зья.

Цен­траль­ным мо­с­ков­ским ка­та­ли­ти­че­ским хра­мом для мо­ск­ви­чей-ка­то­ли­ков яв­ля­ет­ся кос­тел Св. Лю­до­ви­ка, от­но­ся­щий­ся к кон­цу XVIII в. Служ­ба так­же на­ча­ла с не­дав­не­го вре­ме­ни про­во­дить­ся и в кос­те­ле на ул. Ма­лая Гру­зин­ская. В Мо­ск­ве су­ще­ст­ву­ет еще два ка­та­ли­ти­че­ских при­хо­да. Один из них пред­на­зна­чен для анг­ло-аме­ри­кан­ских ка­то­ли­ков - ча­сов­ня Бо­го­ма­те­ри На­де­ж­ды. Кро­ме это­го су­ще­ст­ву­ет не­мец­кий ка­то­ли­че­ский при­ход при по­соль­ст­ве Гер­ма­нии. Вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся кос­тел Свя­тых Апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла.

Са­мо­стоя­тель­ную дея­тель­ность с 1992 г. в Мо­ск­ве раз­во­ра­чи­ва­ет ка­то­ли­че­ский ор­ден ма­те­ри Те­ре­зы из Куль­ту­ры. Пред­ста­ви­те­ли ор­де­на, как и в ос­таль­ном

ми­ре, в Мо­ск­ве за­ни­ма­ют­ся бла­го­тво­ри­тель­ной дея­тель­-

-4-

но­стью, ока­зы­вая по­мощь в боль­ни­цах, дет­ских до­мах, при­ютах, гос­пи­та­лях, он­ко­ло­ги­че­ских и пси­хи­ат­ри­че­ских кли­ни­ках.

Дос­та­точ­но раз­но­об­раз­но в Мо­ск­ве пред­став­ле­ны про­тес­тан­ты. Наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ную груп­пу, к то­му же стре­ми­тель­но рас­про­стра­няю­щую свое ре­ли­ги­оз­ное влия­ние и пре­де­ла­ми Мо­ск­вы, в Под­мос­ко­вье, ох­ва­ты­вая це­лые рай­оны, со­став­ля­ют бап­ти­сты. Бап­ти­сты пред­став­ля­ют наи­бо­лее мас­со­вое про­тес­тант­ское дви­же­ние, рас­про­стра­нен­ное в Рос­сии. Имен­но за счет чис­лен­но­сти бап­ти­стов про­тес­тан­тизм за­ни­ма­ет вто­рое ме­сто в Мо­ск­ве по чис­лу его ис­по­ве­дую­щих.

Ме­ж­ду Ма­ро­сей­кой и Вар­вар­кой, в Ста­ро­сад­ском

пе­ре­ул­ке, в зда­нии лю­те­ран­ско­го хра­ма про­шло­го ве­ка рас­по­ла­га­ет­ся еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь. Еван­ге­ли­че­ские служ­бы про­хо­дят и в по­соль­ст­ве Гер­ма­нии, но они объ­е­ди­ня­ют ог­ра­ни­чен­ный круг ве­рую­щих из чис­ла ино­стран­цев.

Боль­шая анг­ли­кан­ская епи­скоп­ская цер­ковь Св. Ан­д­рея на­хо­дит­ся в Воз­не­сен­ском пе­ре­ул­ке. “Анг­ли­кан­ская кир­ха” поя­ви­лась здесь еще в 40-х го­дах про­шло­го ве­ка, но преж­нее зда­ние в на­ча­ле 20 в. бы­ло за­ме­не­но но­вым, с баш­ней, в ко­то­ром сей­час и про­хо­дят служ­бы.

Из пред­ста­ви­те­лей про­тес­тан­тиз­ма в Мо­ск­ве есть так же ад­вен­ти­сты Седь­мо­го дня, об­ще­ст­во ко­то­рых на­хо­дит­ся там же, где и бап­ти­ст­ский Мо­лель­ный дом. Чис­ло ад­вен­ти­стов, то есть хри­сти­ан, про­по­ве­дую­щих ско­рое вто­рое при­ше­ст­вие Хри­ста, в Мо­ск­ве дос­та­точ­но ве­ли­ко, и чис­лен­ность их воз­рас­та­ет.

Поя­ви­лись в Мо­ск­ве и ме­то­ди­сты. Они при­над­ле­жат к не­дав­но пред­став­лен­ной в сто­ли­це Объ­е­ди­нен­ной Ме­то­ди­ст­кой Ев­ра­зий­ской Церк­ви. В XVIII в. ме­то­ди­сты (на­зва­ния про­ис­хо­дит от то­го, что они тре­бо­ва­ли ме­то­ди­че­ско­го сле­до­ва­ния нор­мам хри­сти­ан­ской мо­ра­ли) от­де­ли­лись от анг­ли­кан­ст­ва, соз­дав са­мо­стоя­тель­ные об­щи­ны.

-5-

На Боль­шой Ко­син­ской ули­це на­хо­дит­ся Мо­лит­вен­ный дом хри­сти­ан ве­ры еван­гель­ской, или, ина­че, пя­ти­де­сят­ни­ков, очень близ­ких, как по ве­ро­уче­нию, так и по боль­шин­ст­ву об­ря­дов, бап­ти­стам. На­ко­нец, за­вер­шая раз­го­вор о про­тес­тан­тах, не­об­хо­ди­мо упо­мя­нуть и ре­ли­ги­оз­но-фи­лан­тро­пи­че­скую ор­га­ни­за­цию “Ар­мия Спа­се­ния”. Ве­ро­уче­ние этой ор­га­ни­за­ции не от­ли­ча­ет­ся от ме­то­ди­че­ско­го, но ор­га­ни­зо­ва­на она на во­ен­ный лад.

Иу­да­ист в Мо­ск­ве по­се­ща­ют три си­на­го­ги. Пер­вая из них бы­ла ос­но­ва­на в се­ре­ди­не XIX в. вто­рая поя­ви­лась в на­ча­ле XX в. Позд­нее все­го бы­ла ос­но­ва­на Марь­и­но-Ро­щин­ская си­на­го­га.

Му­суль­ман­ские - мо­ск­ви­чи име­ют в сво­ем рас­по­ря­же­нии три ме­че­ти. Пер­вая из них на­хо­дит­ся в Вы­пол­зо­вом пе­ре­ул­ке, вто­рая - в За­мо­ск­во­ре­чье. Кро­ме то­го, ме­четь есть так­же в Ис­лам­ском куль­тур­ном цен­тре. Ве­дут­ся ра­бо­ты по соз­да­нию в Мо­ск­ве еще не­сколь­ких ме­че­тей.

Сре­ди мо­ло­де­жи не­ко­то­рой по­пу­ляр­но­стью поль­зу­ют­ся от­ветв­ле­ния ин­ду­из­ма - криш­на­изм. Есть по­клон­ни­ки буд­диз­ма и дзэн-буд­диз­ма.

Новые тенденции в религиозной жизни Москвы.

В це­лом со­вре­мен­ной ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни Мо­ск­вы ха­рак­тер­но не­сколь­ко но­вых тен­ден­ций. Во-пер­вых, в про­ти­во­вес тра­ди­ци­он­ным ре­ли­ги­ям, речь о ко­то­рых шла вы­ше, в на­стоя­щее вре­мя все боль­ше рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет эку­ме­низм - ре­ли­ги­оз­ное дви­же­ние, стре­мя­щее­ся объ­е­ди­нить все хри­сти­ан­ские кон­фес­сии, а так­же по­доб­ные эку­ме­низ­му ана­ло­гич­ные дви­же­ния, ко­то­рые пы­та­ют­ся пре­одо­леть тра­ди­ци­он­ные раз­ли­чия в ве­ро­ва­ни­ях и соз­дать не­ко­то­рые уни­вер­саль­ные уче­ния, вклю­чаю­щие в се­бя эле­мен­ты и хри­сти­ан­ст­ва, и ис­ла­ма, и иу­да­из­ма, и про­чих как ми­ро­вых, так и не­тра­ди­ци­он­ных кон­фес­сий.

-6-

Во-вто­рых, для ре­ли­ги­оз­ной жиз­ни Мо­ск­вы ха­рак­тер­но мас­со­вое по­яв­ле­ние за­ру­беж­ных про­по­вед­ни­ков и пред­ста­ви­те­лей раз­лич­ных не­тра­ди­ци­он­ных для Рос­сии ре­ли­гий и их очень ак­тив­ная про­зе­ли­ти­че­ская дея­тель­ность. Сте­ны ва­го­нов пе­ст­рят при­гла­ше­ния­ми на про­по­ве­ди Бил­ли Грэ­ма, на мо­ле­ния ко­рей­ских хри­сти­ан, в мно­го­чис­лен­ные но­вые, час­то не ко­му не­из­вест­ные ре­ли­ги­оз­ные груп­пы и ор­га­ни­за­ции. Пу­га­ет так сво­бо­да и бы­ст­ро­та, с ко­то­рой они ос­ваи­ва­ют Рос­сию, тем бо­лее что при бо­лее вни­ма­тель­ном рас­смот­ре­нии час­то ока­зы­ва­ет­ся, что речь идет как ми­ни­мум о шар­ла­та­нах.

По­хо­же, что в по­след­нее вре­мя сво­бо­да в Рос­сии обер­ну­лась на­стоя­щим ре­ли­ги­оз­ным бра­конь­ер­ст­вом. Лю­бой ино­стран­ный про­по­вед­ник, чьи де­ла на ро­ди­не по­шат­ну­лись, мо­жет с вло­же­ни­ем ми­ни­маль­ных средств раз­во­ра­чи­вать не слы­хан­ные по мас­со­во­сти ком­па­нии здесь, в Рос­сии. На при­мер аме­ри­кан­ский про­по­вед­ник Джим­ми Сваг­гер был от­лу­чен в США от сво­ей об­щи­ны по ини­циа­ти­ве са­мих чле­нов об­щи­ны “за гре­хи”, но в Рос­сии ве­дет те­ле­пе­ре­да­чи. Наш эфир по­лон про­по­ве­дя­ми “свя­тей­ше­го учи­те­ля Се­ко Аса­ха­ра” о ко­то­ром по­соль­ст­во Япо­нии пре­ду­пре­ди­ло, что “это од­на из тех сект, что тре­бу­ют по­сто­ян­но­го по­ли­цей­ско­го над­зо­ра”. В Мо­ск­ве от­кры­то дей­ст­ву­ет “Цер­ковь уни­фи­ка­ции пре­по­доб­но­го Му­на”, ко­то­ро­го в 50-х го­дах аре­сто­вы­ва­ли в Юж­ной Ко­рее “за со­вер­ше­ние из­вра­щен­ных дей­ст­вий” с чле­на­ми сво­ей об­щи­ны, а 70-х го­дах в США - за ук­ры­ва­тель­ст­во от на­ло­гов и за “ хра­не­ние и рас­про­стра­не­ние нар­ко­ти­ков”.
Ме­ж­ду­на­род­ный хри­сти­ан­ский се­ми­нар по то­та­ли­тар­ным сек­там в Рос­сии от­нес к их чис­лу из­вест­ное “Бе­лое брат­ст­во”, Бо­го­ро­дич­ный центр, “Аум Син­ри­ке”, по­сле­до­ва­те­лей Му­на и его “Церк­ви объ­е­ди­не­ния”, тан­три­стов, не­оса­та­ни­стов, мор­мо­нов, “Но­во­апо­столь­скую цер­ковь”, “Цер­ковь Хри­ста”, “Жи­вой по­ток”, сек­ту “Юни­вер” и др. При всех раз­ли­чи­ях их объ­е­ди­ня­ют же­ст­

-7-

кая ие­рар­хи­че­ская струк­ту­ра, во­ен­ная дис­ци­п­ли­на и эк­лек­тич­ность ве­ро­уче­ния (“син­те­ти­че­ские куль­ты”) - в их уче­ни­ях все за­им­ст­во­ва­но, нет ни­че­го сво­его.

Пра­во­слав­ная цер­ковь их осу­ж­да­ет, пре­да­ет эти сек­ты ана­фе­ме. От­час­ти их дея­тель­ность долж­ны бы­ли ог­ра­ни­чить не­ко­то­рые ста­тьи но­вой ре­дак­ции “За­ко­на о сво­бо­де со­вес­ти”, по ко­то­рым “за­ру­беж­ные ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции “ не поль­зу­ют­ся пра­вом на за­ня­тие “ре­ли­ги­оз­но-мис­сио­нер­ской, из­да­тель­ской и рек­лам­но-про­па­ган­ди­ст­кой дея­тель­но­стью”, но час­то сек­ты про­сто об­хо­дят за­кон.

Тре­во­гу, при­чем обос­но­ван­ную, бьют пси­хи­ат­ры. Де­ло в том, что все эти ре­ли­ги­оз­ные сек­ты тре­бу­ют от сво­ей па­ст­вы са­мо­от­ре­че­ния, сми­ре­ния, под­чи­не­ния, вы­рвать­ся из них чрез­вы­чай­но труд­но.

Бо­го­ро­дич­ный центр, на­при­мер, при­ну­ж­да­ет к пе­рио­ди­че­ско­му “мыс­лен­но­му по­сту” - пол­но­му от­ка­зу от “ду­ма­нья” при пол­ной по­кор­но­сти ру­ко­во­ди­те­лю дви­же­ния. Се­ко Аса­ха­ра счи­та­ет не­об­хо­ди­мой для ухо­да от мир­ской жиз­ни в выс­шие ми­ры “ин­тен­сив­ную прак­ти­ку бе­зу­мия” в хо­де мно­го­ча­со­вых ме­ди­та­ций. Она в свою оче­редь вы­зы­ва­ет у сек­тан­та из­ме­не­ние соз­на­ния, раз­ви­вая со­стоя­ние гип­но­за и са­мо­гип­но­за. В та­ких со­стоя­ни­ях рез­ко по­вы­ша­ет­ся вну­шае­мость в по­те­рей ре­аль­но­го вос­при­ятия ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и лег­ко ус­ваи­ва­ет­ся ус­та­нов­ка про­по­вед­ни­ка на сле­пую ве­ру в то, что он го­во­рит и к че­му при­зы­ва­ет. Так про­ис­хо­дит ко­ди­ро­ва­ние, или про­грам­ми­ро­ва­ние, че­ло­ве­ка, ко­то­рое впо­след­ст­вии де­ла­ет его ду­хов­но за­ви­си­мым от про­по­вед­ни­ка (при­чем, по мне­нию вра­чей, та­кая за­ви­си­мость ни­чем не от­ли­ча­ет­ся от ал­ко­голь­ной или нар­ко­ти­че­ской). По­сле это­го че­ло­век не от­ве­ча­ет за свои дей­ст­вия, ста­но­вит­ся био­ро­бо­том.

Мно­го­чис­лен­ные ре­ли­ги­оз­ные шоу - это се­ан­сы с эле­мен­та­ми мас­со­во­го гип­но­за. Под его влия­ни­ем у лю­дей с за­чат­ка­ми пси­хи­че­ских рас­стройств, де­прес­си­ей

-8-

бо­лезнь мо­жет пе­рей­ти в ак­тив­ную фа­зу. Но и лю­ди

с урав­но­ве­шен­ной пси­хи­кой, хо­тя они “дер­жат­ся” доль­ше, то­же в кон­це кон­цов под­да­ют­ся “до­во­дам” про­по­вед­ни­ка. Ведь нель­зя же счи­тать всех чле­нов “бе­ло­го брат­ст­ва” - а их бы­ло не­сколь­ко ты­сяч че­ло­век, мо­ло­дых и здо­ро­вых - пси­ха­ми или под­вер­жен­ны­ми стрес­сам и де­прес­сии! Тем не ме­нее са­мо­со­жже­нию по при­зы­ву Ма­рии Цви­гун и ее идей­но­го на­став­ни­ка Кри­во­но­го­ва в день объ­яв­лен­но­го ими кон­ца све­та на­ме­ри­ва­лось пре­дать­ся все “Бе­лое брат­ст­во”, при­чем на­ме­ри­ва­лось на столь­ко серь­ез­но, что это груп­по­вое са­мо­убий­ст­во бы­ло пре­дот­вра­ще­но от­нюдь не убе­ж­де­ния­ми, а про­сто фи­зи­че­ским вме­ша­тель­ст­вам сил пра­во­по­ряд­ка. То, что про­изош­ло в “Бе­лом брат­ст­ве”, мог­ло про­изой­ти и в дру­гих сек­тах, по­сколь­ку ме­ха­низм их дея­тель­но­сти дос­та­точ­но оди­на­ков. При­ме­ров то­му мно­же­ст­во - дос­та­точ­но вспом­нить судь­бу об­щи­ны Дэ­ви­да Ко­рэ­ша в США, чле­ны ко­то­рой ре­ши­ли по­кон­чить жизнь са­мо­убий­ст­вом по при­зы­ву про­по­вед­ни­ка, са­мо­от­рав­ле­ния бо­лее 280 чле­нов ре­ли­ги­оз­ной об­щи­ны по при­зы­ву про­по­вед­ни­ка в Гай­а­не в кон­це 80-х го­дов.