Медитация как инструмент педагогики

Медитация как инструмент педагогики

Все мы родом из детства, и как нам порой не хватает того наивного, но в то же время крайне серьезного детского отношения к новым людям, идеям, встречам. Так, в детстве почти все убеждены, что успех человека в той или иной области связан с его умением колдовать. На Востоке и сейчас, с такой же уверенностью считают, что богатый человек - всегда колдун, с какой у нас полагают, что богатый человек - всегда жулик.
А, может быть, все же богатый человек и вправду обладает каким-то свойством, тем, что не обладают менее удачливые его сограждане? Может он и вправду немножко колдун?
Ну, колдун-не колдун, а некоторыми приемами самонастройки каждый преуспевающий человек, несомненно, хотя как правило неосознанно, владеет.
Правда, сейчас это именуются иначе - медитация. И используется оно, конечно же, не только для того, чтобы стать богатым, но еще и для того, чтобы стать здоровым, успешным, убедительным.
Хочу поделиться новыми смыслами слов: медитация, карма, эволюция, появившимися у меня в результате недавнего общения с Талгатом Акбашевым у нас на Южном Урале, на берегу озера Тургояк.
Меня поразила мысль Акбашева, о том, что именно на границе детства и взрослости порождается нечто, именуемое в будущем кармой, болезнями, невезением. И что, возможно, наш первый грех состоит в том, что мы, практикуя традиционную систему образования, постепенно уничтожаем канал связи Человечества с Эволюционной памятью Вселенной.
Акбашев считает, что дело не только в том, что человечество находится сейчас в состоянии глобального стресса в связи с глубинной структурной перестройкой всей социальной ткани, в связи с возросшей угрозой его уничтожения, но и в том, что мы находимся на пороге нового видового скачка.
Талгат Фоатович утверждает, что в наше время происходит глобальное пробуждение неких возможностей, необходимых для адаптации Человечества к новым условиям. И феномен резервных возможностей говорит прежде всего о переходе к новому уровню существования, является по сути предверием эволюционного скачка в истории человечества.
По мнению Акбашева, в недалеком будущем, может быть в начале ХХI века, произойдет масштабное освоение управления любыми функциями тела. То, что сейчас доступно немногим индивидам, прошедшим через болезненный процесс "просветления" или длительный тренаж духовной школы, станет фактом массовой культуры. Земная цивилизация вступает в новую стадию своего роста, которую можно охарактеризовать как выход на сознательную эволюцию.
Акбашев согласился, что в интересах Педагогики зволюции, необходимо вернуть истинный смысл слову "медитация", порядком искаженный странствующими проповедниками и Гуру-бизнесменами.

Итак, что же такое МЕДИТАЦИЯ?

Считается, что это система духовной практики, которая позволяет человеку взять на себя ответственность за содержание своих мыслей. Медитация создает в вас центр тишины и спокойствия. Из этого центра вы можете отстраненно наблюдать за потоком сменяющих друг друга чувств, мыслей и побуждений. Постепенно вы поймете их смысл и их истоки.
Считается, что лово "медитация" происходит от латинского "meditari", что означает - "движимый к центру". Именно это, по-видимому, и происходит во время медитации. Без напряжения, не прилагая никаких усилий, вы оказываетесь в самом центре себя. У вас появляется такое ощущение, будто вы находитесь на некоем возвышении, с которого ясно и отчетливо видите происходящее, и можете ясно осознавать, что для вас по-настоящему важно.
Глядя с этого наблюдательного пункта, вы сможете многое узнать о том человеке, за которого вы до сих пор себя принимали. Вы начнете понимать сценарий жизни этого человека, фабулу его судьбы. Появляется возможность для изменения себя, реальная возможность для глубинной трансформации.

Для чего люди медитируют?

В прошлом причины, побуждавшие их к этому, несомненно носили духовный или религиозный характер. В последнее время, однако, люди стали обращаться к медитации с целью снятия усталости, нервного напряжения, а также использовать ее как средство, позволяющее справиться с проблемой формирования устойчивой позитивной мотивации, в том числе - педагогической.
Существует множество различных приемов освоения медитации. Каждая духовная, а сейчас и многие оздоровительные системы предлагают свою редакцию этих методик. Существует, популярная сейчас, американская копилка всевозможных психологических техник под названием НЛП (нейро-лингвистическое программирование), существует и продается на семинарах - выжимка из НЛП с товарным названием "Управление разумом по методу Хосе Сильвы", существуют современные, очищенные от религиозности и мистичности способы медитации, ориентированные на бизнес и педагогику. Хочу подчеркнуть, что нет какой-то одной "правильной" техники: каждая из них имеет свои достоинства. Однако, все упомянутые методы имеют общие свойства.

Приемы освоения медитации
Время медитации. Первые несколько недель лучше всего медитировать один раз в день, в одно и то же время, в идеале рано утром, после пробуждения. Отводите для медитации около пятнадцати минут. Пятнадцать минут ежедневно дадут вам больше, чем часовые медитации дважды в неделю. Но опять-таки, как и с выбором метода, не существует "правильной" продолжительности медитирования.
Поза медитации. Индийцы предпочитают позу "лотоса", японцы сидят на пятках. Для них эти позы хороши, поскольку усвоены ими еще в детстве. Западному человеку эти позы могут показаться достаточно трудными, а вызываемое ими неудобство может отвлекать его и препятствовать медитации. Знайте, что можно прекрасно медитировать просто сидя на стуле, и поэтому не позволяйте никому морочить вам голову, понуждая к мучительной имитации чужой культуры.
Как бы вы ни сидели - держите спину прямо. Сбалансируйте свое тело, сядьте удобно. Ноги на полу. Кисти рук лежат свободно на коленях. Если вы проводите урок в классе, рекомендую следующее: предложить ученикам энергично потереть ладонь о ладонь, а затем закрыть теплыми ладонями глаза. Локти на стол. Мысленный взгляд должен быть направлен вверх, градусов на 20 выше линии горизонта.
Раслабление. Отрегулируйте дыхание. Дышите через обе ноздри, представляя процесс прохождения воздуха через гортань, трахеи, процесс наполнение легких. Под действием вдыхаемого воздуха пусть ваш живот выпятится, а грудь расширится. Вдохнув, побудьте в неподвижности несколько мгновений и лишь потом начинайте выпускать воздух. Пусть ваше дыхание будет легким и неслышным. Расслабьте плечи, мышцы лица и челюстей. У некоторых при этом получается полуулыбка, похожая на ту, что мы видим у статуй Будды или изображения Монны Лизы. Когда почувствуете, что дыхание стало ровным, приступайте к трем шагам медитации.
Шаг 1. Вхождение в медитацию. Вот один из методов погружения в медитативное состояния (метод Хосе Сильвы). Медленно, с интервалом в две секунды, начинайте обратный отсчет от ста до одного. Для многих полезно визуализировать (ярко представлять) эти цифры, и, если позволяет сила воображения, делать это на темном экране, мысленно выписывая их мелом, или светящимся фломастером, или просто мысленно перелистывая в обратном порядке "волшебную книгу" с уже написанными на каждой странище числами. Сосредоточтесь на счете, скрипе мела, шелесте и мелькании страниц, и вот вы, возможно в первый раз, оказываетесь в особом "правополушарном" состоянии. Назовем его Альфа-состоянием.
Шаг 2. Осознание Альфа-состояния. Мой опыт групповых занятий показывает, что учащиеся совершенно по разному отзываются о своем первом опыте. Можно услышать как "Это было чудесно!", так и "А я ничего не почувствовал". Причина разницы видимо в индивидуальной длительности Альфа-состояния и в степени знакомства учеников с этим состоянием. Приятная особенность метода Хозе Сильвы заключается в том, что предлагается ряд проверок, ускоряющих процесс осознания, теперь уже желанного, Альфа-состояния. Например, перед началом наблюдения за дыханием, попробуйте ярко представить плавающую на синей воде белую утку с красным клювом. Затем, по счету раз, сразу после входа в Альфа-состояние, представьте эту мысленную картину еще раз. Услышьте журчание воды, покрякивание. Запомните эти ощущения. Сравнивая два набора таких ощущений, их сочность, динамику, вы поймете, что значит быть в Альфа-состоянии.
Шаг 3. Завершение медитативного сеанса. Когда проверки на появления Альфа-состояния завершены, или просто по сигналу учителя, ученики включают процедуру завершения сеанса. Небходимо мысленно сказать: "Когда я досчитаю до пяти, то медленно выйду из своего состояния, чувствуя себя в полном сознании и лучше, чем раньше. Раз, два - готов открыть глаза, три, четыре - глаза открываются, пять - полное сознание, чувствую себя лучше, чем раньше". Поздравляю Вас!

Несмотря на то, что вы войдете на какое-то мгновение в Альфа-состояние в первый же раз, вам все же потребуется пять - семь недель практики, чтобы спуститься к более глубоким уровням медитации. В течение первых десяти дней используйте метод отсчета от ста до одного. Затем последующие 10 дней считайте от 50 до одного, затем от 25 до одного, от десяти до одного и, наконец, от пяти до одного.
Опыт показывает, что лучше это делать по утрам и что именно повторение позволит вам и вашим ученикам развить в себе способность к осознанию медитативного Альфа-состояния, поможет принять возникающее чувство скуки и наблюдать за всеми отвлекающими мыслями дружески и беспристрастно. Оставьте любые рассуждения, ожидания и фантазии о том, каким будет ваш опыт медитации. Дайте опыту состояться. Отстраните от участия в медитации вашего "внутреннего конкурента", который жаждет научиться медитации быстрее и желает стать более правым, чем ваши друзья коллеги! Примите и отпустите его желание быть правым и вы превратитесь в дружелюбного и "объективного свидетеля" своего внутреннего пространства.

Итак, медитация помогает решению проблем за счет изменения нашего восприятия. Медитация - обращение к интуиции за счет приостановки пережевывания разумом "правдоподобных" причин проблем. Смерть навязчивых мыслей, приносимая медитацией - это возможность жизни для новых мыслей и намерений. Опустошение ума, даваемое медитацией - возможность увидеть не какие-то части горизонта ощущений, а всю картину целиком.
Это уже достаточные причины для того, чтобы научиться медитации и научить ей своих учеников. Хотя, если быть точным, медитации научить нельзя, это "самостоятельная работа".
Но все же, педагог жаждет увидеть более прикладного смысла в овладении медитацией. Пожалуйста, показываем.

ОБЛЕГЧЕНИЕ ЗАПОМИНАНИЯ
Психологи утверждают, что каждого человека можно с помощью гипноза погрузить в особое состояние, в котором проблема вспоминания просто исчезает. Приятная новость - это особое состояние как раз и есть Альфа-состояние. Удастся ли ученику вспомнить формулу, которую проходили на прошлом уроке? Ему требуется просто войти в Альфа-состояние и воссоздать обстановку прошлого урока на своем мысленном экране и он вновь может увидеть руку, свою или учителя, записывающего нужную формулу.

СОЗДАНИЕ САМОСБЫВАЮЩИХСЯ ПРОРОЧЕСТВ
Своими мыслями мы создаем реальность. Если мы хотим что-то изменить в реальном мире, мы сначала проделываем это мысленно, повторяя утверждение, желаемого развития событий. Исследования показали, что воздействие слов в огромной степени растет в медитативном состоянии.
В Альфа-состоянии рекомендуется проговаривать или прописывать на мысленном экране следующие технологические фразы: "День за днем во всех отношениях мне становится лучше, лучше и лучше". "День за днем моя память улучшается, улучшается, улучшается" или другие необходимые вам утверждения, составленные в позитивном, утверждающем ключе.

КЛЮЧ К ПРАВОПИСАНИЮ
Надо перейти от нашего фонетического правописания к визуальному, когда слово запоминается зрительно, а не по звукам. Другими словами, мы должны усвоить китайскую методику написания слов-иероглифов. Рекомендуются разные способы тренировки. Например, перед входом в медитативное состояние просмотреть страничку орфографического словаря. Затем, находясь в Альфа-состоянии, представить на мысленном экране эту страницу: всю или по частям. Затем мысленно показать пальцем на слова, получая удовольствие от четкости и правильности написания слова. При этом звук не проговаривается, существует только мысленный образ слова, подкрепленный жестом. Вернувшись из медитативного состояния и пробуя написать "трудные" слова, вы будете удивлены тем, как легко это у вас получается.

ОЗАРЕНИЕ ПО ЗАКАЗУ
В Альфа-состоянии правильный ответ не вычисляется логическим путем, а приходит путем озарения. Ответ на заданный вами на мысленном экране вопрос приходит на фоне спокойного, ненапряженного состояния на этом же экране. Не следует подгонять решение, проявлять нетерпение, озарение приходит, если вы его просто ждете, как ждут поезд, который должен подойти по расписанию в свое время.
Естественно для такого "озарения" необходимо пройти специальную тренировку. Учитель задает ученикам специально подобранные несложные вопросы, затем они входят в Альфа-состояние и получают (или не получают, гарантий здесь нет) ответ на мысленном экране.
Выйдя из этого состояния, ученик записывает ответ и сверяет его с правильным решением, сообщенным учителем. Если ответ верен, ученик закрепляет состояние, ощущение угадывания, получает удовольствие от этого угадывания.
Существенное замечание: учитель не оценивает угадал или не угадал ученик ответ. Учитель и окружающие вообще не видят этого ответа. То есть чувства неловкости, соревновательности здесь не возникает, есть только подкрепляющее ощущение успеха.

Учитель может изобрести и собственные методики работы с медитацией, с Альфа-состоянием. Главное понять сам принцип работы. Кстати, для тех кому предложенные методики входа в Альфа-состояние кажутся сложными, предлагаем воспользоваться способом "мысленного путешествия на лифте" или подобрать для себя специальный ключ-жест, который вы, находясь в медитации, свяжете с Альфа-состоянием и будете пользоваться им для быстрого вхождения в медитацию.
Практика показывает, что использование "Ключа" для быстрого входа в Альфа-состояния гармонично сочетается с инструментарием педагогических ИГР и может значительно повысить их эффективность.

Статья Анатолия Баскакова