Нейропсихологическая информация (работа 1)
Структурный подход к представлению и анализу нейропсихологической информации.
Задачи
медицинской диагностики, прогноза и
классификации патологических состояний
относятся и классу слабоформализуемых
задач. Поэто-му выявление и формализация
знаний, составляющих опыт ведущих
клиницистов, имеют исключительное
значение для обучения и повышения
квалификации рядовых и начинающих
специалистов-медиков.
Накопленные в
нейропсихологии знания позволяют
подойти к созданию универсальной схемы
представления информации с использованием
подхода, в основе которого лежит
синдромный анализ, позволяющий установить
центральный механизм расстройства,
связанный с поражением пределенных
структур мозга [11].
Для решения этой
задачи был проведен анализ, как собственных
данных, так и материалов, представленных
в работах других исследователей.
Полученная информация позволила нам
на современном уровне знаний описать
системы мозга, принимающие участие в
осуществлении высших психических
функций (ВПФ); конкретные функции;
симптомы, характеризующие нарушение
этих функций; выраженность симптомов,
а также пробы, выявляющие нарушения
функций.
Структурная
организация нейропсихологических
знаний.
Для создания
схемы представления нейропсихологической
информации был использован метод
структурной организации, состоящий в
выявлении ключевых вопросов, ответы на
которые полностью определяют принятие
решения. Такой подход позволяет
приблизиться к созданию базы знаний
для экспертной системы.
Предложенная
в работе схема является универ-сальной
в том смысле, что она экстраполирует
знания независимо от существующих
концепций. Мы исходили из того, что для
практики важна правильная квалификация
сущности дефекта, а не его название.
Схема
нейропсихологического исследования
построена так, что позволяет осуществлять
синдромный анализ расстройств. В основу
положен морфологический принцип, т. е.
связь между зоной поражения мозга и
картиной расстройств, вызываемой этим
очагом поражения. Этот принцип оправдал
себя при описании неврологической и
ЭЭГ-информации, но, главное, такой подход
позволяет проводить сравнительный
анализ всего комплекса клинических
данных с данными нейропсихологии
[8-10].
На схеме представлены структурные
блоки, характеризующие функциональное
значение отдельных сиcтем головного
мозга как корковых, так и подкорковых
структур мозга. С учетом значимости
проблем афазий состояние речевой сферы
было проработано более детально, и
патологические речевые симптомы выделены
в самостоятельную схему.
Для каждой
зоны мозга дано описание центрального
механизма расстройства. Приведем в
качестве примера блоки описания височных
отделов мозга:
Височные
отделы мозга (42 и 22 вторичные поля)
А.
Нарушение слухового гнозиса (левое
полу-шарие)
а) сужение объема слухового
восприятия: при оценке неречевых и
речевых стимулов;
б) аритмия (нарушение
восприятия и оценки акцентированных и
неакцентрированных ритмов).
Б. Нарушение
слухового неречевого гнозиса (правое
полушарие)
а) нарушение слухового
гнозиса:
1) амузия (нарушение узнавания
мелодий):
2) аритмия (нарушение восприятия
и оценки ритмической структуры заданного
ритма, больше страдает восприятие
неакцентированных ритмов);
3) слуховая
агнозия (нарушение предметной отнесенности
невербальных "шумов": шум дождя,
шагов, поезда и т. д.);
б) нарушение
непосредственного запоминания (нарушение
припоминания элементов ряда в заданной
последовательности);
в), диспросодия
речи;
1) нарушение восприятия
интонационно-голосовой стороны речи
(различение мужского и женского, знакомых
голосов, интонации в речи);
2) нарушение
просодики (вторично; монотонность речи,
отсутствие смысловых и эмоциональных
акцентов; фоностения, голосовая
лабильность).
Пробы: узнавание и
пропевание знакомых мелодии; повторение
ритмов: простых (два удара, три удара и
т. п.) и сдвоенных (по два удара, по три
удара и т. п.), ритмов акцентированных и
неакцентированных; оценка предметной
отнесенности невербальных звуков;
чтение эмоциональновыразительного
текста, понимание интонационно различных
фраз текста на слух.
Из приведенного
примера видно, что сначала дается
определение центрального механизма
расстройств, затем описание синдрома,
включающего изложение первичных и
вторичных симптомов. Поражения левого
и правого полушария описываются отдельно.
Кроме того, в схеме приводятся определения
вводимых терминов, а в конце каждого
раздела примеры проб, с помощью которых
могут быть выявлены данные симптомы.
Для
речевых расстройств, связанных с
поражением височных отделов, информация
в схеме представлена следующим образом:
Височные
отделы мозга (левое полушарие)
Верхняя
височная извилина
(зона "Вернике",
задняя треть верхней височ-ной извилины,
42 и 22 вторичные поля)
А. Нарушение
фонематического слуха
Речевая агнозия
- нарушение восприятия смыслоразличительных
признаков русского языка на слух
(оппозиционных фонем: звонких и глухих,
ударных и безударных, твердых и мягких,
проявляющееся в нарушении понимания
при относительной сохранности чтения.
Экспрессивная речь страдает вторично.
а)
нарушение импрессивной речи (понимания
речи):
1) нарушение понимания инструкций,
простых предложений, текстов;
2)
отчуждение смысла слова (нарушение
диф-ференциации значения слов по
звуковому - "день-тень", "коса-лиса",
и смысловому - "рукав-воротник",
сходству);
3) нарушение восприятия
отдельных оппозиционных фонем на
слух;
б) Нарушение экспрессивной
(спонтанной) речи (просодика: ритм,
интонация - сохранна):
1) литеральная
парафазия (в замене звуков или слогов
в слове по оппозиционному типу при
сохранном рисунке слова; замена на
другое слово, близкое по звучанию);
2)
вербальная парафазия (замена слова на
близкое по значению, т. е. из того же
семантического поля, например, вместо
"брюки" - "галстук");
3) логорея
(многословие, речевая расторможен-ность);
4)
"жаргонофазия" (словесный "салат",
грубая трансформация образа слова).
Пробы:
повторение слов, звуков, фраз (с звуковым
и смысловым сходством); называние
частотных и малочастотных слов; понимание
инструкций, предложений, слов; письмо
самостоятельное и под диктовку.
Средняя
височная извилина (21 и частично 37
третичные поля)
В.
Нарушение слухоречевой памяти
а)
сужение объема слухоречевой памяти на
слова;
б) тормози мость следов:
1)
проактивное торможение (старая информация
тормозит припоминание новой);
2)
ретроактивное торможение (новая
информация тормозит припоминание
старой);
в) прочность следов:
1)
нарушение непосредственного запоминания;
2)
нарушение отсроченного запоминания;
г)
вербальная парафазия (замена искомого
слова другим; опускание наименований
в спонтанной речи; подсказка не всегда
эффективна);
д) нарушение понимания
(нарушение понимания значения слов из
одного семантического поля, например,
"шапка, ушанка, кепка", при сохранности
фонематического слуха).
Пробы:
непосредственное и отсроченное
припоминание серий из 3, 5, 10 слов или
двух фраз; пересказ рассказа, двух
рассказов; называние частотных и
малочастотных предметов; составление
рассказа, диалог.
Из приведенных
примеров видно, что принцип построения
схемы обследования речевой функции
такой же, как и при обследовании неречевой
сферы.
Таким образом, в схеме:
- указаны
зоны мозга, связанные с осуществлением
высших психических функций;
- дано
определение центрального механизма
расстройства через нарушение специфической
деятельности соответствующей структуры
мозга;
- приведено описание первичных
и вторичных нейропсихологических
симптомов, в которых проявляется
нарушение функции;
- отражена проблема
функциональной асимметрии - разведены
симптомы поражения левого и правого
полушарий головного мозга.
Во всех
случаях, где это было необходимо и
возможно, пространство признаков было
упорядочено от простых к сложным и от
легких к более грубым, что отражено в
нумерации подпунктов.
Выраженность
нарушений оценивалась по 3-балльной
системе как качественно, так и
количественно:
0 - нарушения отсутствуют;
1
- легкие нарушения (неправильных ответов
менее 30%);
2 - средней тяжести (неправильных
ответов от 30 до 70%);
3 - грубые (неправильных
ответов более 70%),
а при необходимости
с помощью промежуточных градаций: 0-1,
1-2, 2-3.
В своей работе мы использовали
неоднократно подтвержденную, принятую
большинством специалистов информацию
о симптомах, поэтому недостаточно
верифицированные или имеющие на
сегодняшний день неоднозначную трактовку
симптомы не вошли в схему.
Применение
схемы иейропсихологического обследования
в комплексном клиническом анализе для
диагностики речевых расстройств и
прогноза их восстановления у больных
с последствиями ишемического инсульта
Представленная выше схема
нейропсихологического обследования
является частью более широкой работы,
направленной на сопоставление всего
комплекса клинических данных для
уточнения диагностики и прогнозирования
динамики восстановления ВПФ.
Разработка
и апробация схемы проводились в Центре
патологии речи и нейрореабилитации.
Для этого были использованы результаты
нейропснхологического обследования
23 больных с афазиями, перенесших острое
нарушение мозгового кровообращения
[10].
Возраст больных от 16 до 60 лет. С
учетом повторного поступления были
проанализированы 55 протоколов
нейропсихологического тестирования,
а также ЭЭГ и неврологического
обследования. Диагноз верифицирован
по результатам компьютерной (КТ) и
эмиссионной компьютерной (ЭКТ)
томографии.
По данным КТ и ЭКТ практически
у всех больных нарушения отмечались в
проекции теменно-височной области
белого вещества мозга левого полушария
в бассейне средней мозговой артерии,
что свидетельствует о поражении связей
коры с подкорковыми структурами.
Сочетание речевых расстройств с
правосторонним гемипарезом, по данным
нервологического обследования,
подтверждает вывод о ведущем нарушении
проводящей системы.
Совместное
рассмотрение результатов неврологического,
ЭЭГ-, ЭКТ- и КТ-обследований показало,
что при поражении проводящих путей
между корой и подкорковыми структурами
вследствие ишемического инсульта
характер локальных изменений электрической
активности (ЭА) на ЭЭГ зависел от размера
площади поражения и степени снижения
кровообращения. Наиболее выраженные
изменения ЭА в виде полиморфных дельта
- и дельта, бета колебаний в процессе
уменьшения очага поражения и улучшения
кровообращения сменялись острыми
волнами альфа и бета - диапазонов, которые
могут рассматриваться как резидуальные
[9].
Сравнение выраженности ведущего
нарушения речи с характером локальных
изменений ЭА показало, что грубые речевые
расстройства (3-й, 2-3-й степени) независимо
от формы афазии всегда сопровождались
полиморфными дельта - и дельта, бета -
колебаниями на ЭЭГ, что указывало на
обширный очаг поражения. Многократная
логотерапия, проводимая таким больным
в течение 6-11 лет, была практически
неэффективна. И, наоборот, при резидуальных
изменениях ЭА независимо от сроков
заболевания и длительности лечения
наблюдалась положительная речевая
динамика. Данные приведены в таблице.
Таким
образом, совместный анализ
нейропсихологических и ЭЭГ-данных
позволил не только выявить прогностические
критерии восстановления высших
психических функций, в данном случае
речевых, но и связать их с функциональным
состоянием соответствующих структур
мозга.
Наибольший интерес из-за
выраженности нарушений и трудностей
ее дифференциальной диагностики
представила группа из 16 больных (45
наблюдений) с динамической и семантической
афазиями, причем у 12 человек имела место
смешанная форма речевых расстройств,
у 4 - динамическая.
Сопоставление
локальных изменений ЭА и результатов
наблюдения за состоянием речевых функций
больных в динамике показало, что
сочетанный характер динамической и
семантической афазий не зависел от
локализации очага поражения по ЭЭГ-данным:
у 3 больных очаг в лобно-центральных или
передневисочных отделах, у 4 - в
задневисочных или височно-теменных, у
9 больных - два очага.
Однако сравнение
результатов ЭЭГ- и нейропсихологического
обследования позволило отделить ведущую
форму афазии от вторичной. Поскольку у
всех 3 больных локальные изменения ЭА
в лобно-центральных или передневисочных
отделах коры при первом поступлении
сопровождались нарушением ВПФ,
свидетельствующим о массивном поражении
лобных долей, а у всех 4 больных с очагом
на ЭЭГ в задневисочных или височно-теменных
отделах только симптомами локальных
нарушений заднелобного отдела, то в
первом случае можно говорить - о ведущей
роли динамической афазии, а во втором
о ее вторичности по отношению к
семантической афазии.
Сочетанныи
характер этих двух видов речевых
расстройств можно объяснить двусторонними
ассоциативными связями.
Дифференциация
первичного дефекта от вторичною
необходима для выбора адекватных методов
коррекции, а правильная диагностика
является важнейшей отправной точкой
реабилитации высших психических
функций.
Таким образом, проведенный
структурный анализ комплекса клинических
и нейропсихологических данных позволил
выявить прогностические и диагностические
критерии для оценки восстановления
речи у больных с локальным поражением
головного мозга. Предложенная схема
представления нейропсихологической o
информации имеет ряд достоинств:
при
заполнении схемы формируются
нейропсихологические синдромы, которые
и представляют собой диагноз; сама
схема, включая определения, примеры и
собранные данные, является основой базы
знаний для экспертной системы;
поскольку
в основе схемы лежат экспертные знания,
ее можно использовать при обучении
молодых специалистов;
особенности
представления информации в виде
функциональных блоков, связанных с
определенными структурами мозга,
обеспечивают эффективное сопоставление
с данными неврологического, ЭЭГ- и
инвазивных методов обследования, что
особенно важно в условиях клиники.
Статья И.П.Лукашевича, К.М.Шипковой, В.М.Шкловского