Психологическая диагностика при эпилепсии (работа 2)
Психологическая диагностика при эпилепсии
Эпилепсия
на протяжении многих десятилетий
является областью обширных клинических
и функциональных междисциплинарных
исследований.
Очевидно, что
это – пограничное нервно-психическое
заболевание со сложным этиопатогенезом,
полиморфной клиникой и весьма неоднозначным
прогнозом, несмотря на несомненные
успехи лекарственного и хирургического
лечения.
В многочисленных
монографиях и руководствах по психиатрии
и неврологии детально описываются формы
эпилепсии, типы припадков, пароксизмальные
и внепароксизмальные нарушения в
психической сфере; преходящие и
относительно стойкие нарушения
познавательных процессов, характера и
личности больных, длительно страдающих
эпилепсией. Однако даже в ряде известных
отечественных монографий по эпилептологии
последних лет (Болдырев А.И., 1984; Карлов
В.А., 1990; Чхенкели С.А., Шрамка М., 1990) не
приводятся результаты психолого-диагностических
исследований при этой патологии, хотя
и признается их необходимость.
Последнее обстоятельство,
видимо, связано с недостаточным уровнем
проникновения идей и методов медицинской
психологии в эпилептологию, хотя не
вызывает сомнений системный характер
нарушений в психической сфере при
эпилепсии.
Между тем эпилепсия
как одна из наиболее распространенных
форм нервно-психической патологии,
связанной с органическим повреждением
мозга, уже более 100 лет является областью
клинико-психологических наблюдений и
экспериментально-психологических
исследований. Первые психолого-диагностические
исследования приэпилепсии были выполнены
еще в конце XIX – начале XX вв. и связаны
с именами В.А. Бехтерева, Э. Крепелина,
А.Н. Бернштейна и др. В указанных
исследованиях изучение сенсомоторных
реакций, особенностей внимания и памяти,
мыслительных процессов и речи соотносились
с клиническими (описательными)
характеристиками личности больных,
страдающих эпилептическими припадками
и их психическими эквивалентами, что
позволило проследить причинно-следственные
зависимости.
Прогресс в
создании антисудорожных препаратов и
хирургического лечения эпилепсии
протребовал разразработки более четких
и объективных диагностических критериев
оценки функционального состояния мозга
у больных, локализации преимущественных
очагов поражения и определения
эффективности различных методов лечения.
Впервые комплексные клинические,
нейрофизиологические и
экспериментально-психологические
исследования такого плана стали
проводиться под руководством У. Пенфилда
в 50-х годах.
К настоящему
времени накоплен большой опыт
медико-психологических исследований
больных эпилепсией как взрослых, так и
детей. Этот опыт обобщен в ряде работ
(Вассерман Л.И., 1989), однако их значение
неуклонно возрастает. Обусловлено это,
как нам представляется, рядом факторов:
1. Распространенностью
эпилепсий в популяции, которая, по
данным эпидемиологических исследований,
в развитых странах достигает 0,3 – 1,2% и
имеет тенденцию к увеличению. По данным
экспертов ВОЗ, в мире насчитывается
около 50 миллионов больных эпилепсией,
что представляет серьезную проблему
не только для клинической медицины и
здравоохранения, но и для общества в
целом.
2. Расширением и
углублением наших знаний об этиопатогенезе,
мозговых механизмах симптомообразования
в сложной, полиморфной картине
пароксизмальных и внепароксизмальных
нарушений при эпилепсии, в частности
при фокально-кортикальных ее формах:
наличие доминирующих и функционально
обусловленных очагов в коре и подкорковых
образованиях, вовлечение в патологическую
цепь симметричных отделов другой
гемисферы, наличие ультраструктурных
изменений мозга под влиянием гипоксии
вследствие припадков в тех мозговых
структурах, которые граничат с
эпилептическим фокусом и др.
3.
Развитием современных представлений
об интегративной (системной) деятельности
мозга, которые позволяют по-иному
анализировать генез сложных и неоднозначных
психических (психологических) феноменов
при органических поражениях различных
его отделов, в том числе и при эпилепсии.
Расстройства психических процессов
при эпилепсии, например, могут быть
обусловлены не только поражением
полушария (или одной из его долей), но и
изменением межполушарного взаимодействия,
влиянием одностороннего очага на
деятельность интактного полушария, а
также нарушением взаимосвязи кортикальных
структур с лимбическими образованиями
и морфофункциональным комплексом ствола
мозга.
4. Связью с рядом
биологических и лекарственных факторов,
патоморфизмом эпилепсии, ее клинических
проявлений, что подчеркивается многими
эпидемиологическими исследованиями
(Болдырев А.И., 1984; Карлов В.А., 1990, Максутова
Э.Л., 1995). Следует подчеркнуть, что в
настоящее время наблюдается преобладание
относительно нетяжелых форм эпилепсии
и в стационарах находится лишь 8–10% всей
популяции больных.
Однако
существует около 30% больных, резистентных
к медикаментозной терапии, для которых
хирургическое лечение является,
по-видимому, наиболее адекватным способом
компенсации и вторичной профилактики
(Чхенкели С.А., Шрамка М., 1990).
На
ранних этапах заболевания, как правило,
не наблюдается выраженных психических
нарушений, у больных сохранена критика
к своему заболеванию (исключая дебют в
раннем детском возрасте).
В
литературе последних лет доминирует
представление о том, что психические
изменения при эпилепсии встречаются
чаще всего в форме “пограничных”,
неврозоподобных расстройств, астенических
состояний, навязчивостей, эффективных
расстройств и характеропатий, а не
грубых интеллектуально-мнестических
и личностных нарушений.
Последние
описываются преимущественно при
длительном и прогредиентном течении
заболевания. Сам же “эпилептический”,
органический дефект у больных эпилепсией
является в известной мере
функционально-динамическим, при котором
важную декомпенсирующую роль играют
личностно-средовые взаимоотношения и
реакция на болезнь. Другие изменения
личности при эпилепсии также не являются
выржением необратимого эпилептического
дефекта, а зависят в большей мере от
констеляции биологических,
индивидуально-психологических и
социальных факторов, среди которых
существенное место следует отвести
социальной фрустрированности и
эмоциональному стрессу. Факт констатации
эпилепсии, не всегда правильное понимание
больными и их социальным окружением
сущности болезни, ее прогноза, неизбежное
ограничение общественными институтами
социальной активности больных дезаптирует
их в социальном плане и нередко приводит
к вторичным (неврозоподобным и
психопатоподобным) нарушениям психической
деятельности.
5. Успехи
лекарственного и хирургического лечения
эпилепсии (включая стереотаксические
методы диагностики и коррекции) требуют,
в свою очередь, повышения точности и
надежности идентификации расстройств
познавательной и личностной сферы, как
при уточнении первичных (исходных)
данных, так и для оценки динамики лечения
и социально-трудовой реабилитации
больных.
Значение
медико-психологического аспекта изучения
эпилепсии связано с развитием
общемедицинской концепции реабилитации,
внедрением в клиническую практику
различных видов психотерапии и
социотерапии, психогигиены и
психопрофилактики. Это несомненно
повышает интерес к социально-психологическим
аспектам функционирования больных и
специализации лечебных учреждений,
привлекает к медицинской психологии
особое внимание. Она становится
инструментом и средством, способствующим
не только позитивной диагностике
особенностей психических функций,
состояний и личности больных, но и
активной коррекции нарушенных систем
отношений личности в связи с заболеванием.
Таким образом, интерес к
медицинской психологии в клинике
эпилепсии обусловлен как особенностями
развития эпилептологии, так и общей
теории медицины, ее гуманизацией,
привнесением личностного фактора в
индивидуальное сознание врачей, который
в наибольшей мере отражается в
реабилитационном подходе.
Реализация
системной деятельности, называемой
реабилитацией и имеющей конечной целью
восстановление личного и социального
статуса больного, в настоящее время не
мыслится без идей и методов медицинской
психологии, в которой трудно переоценить
роль психологической диагностики.
Психологическая диагностика
понимается нами как широкая система
непрерывной оценки больного на всех
этапах лечения и реабилитации. Необходимым
условием эффективности этой деятельности
является определенная иерархия
взаимоотношений врача и психолога (не
говоря уже об отношениях в системе
“врач-психолог-больной”), так как любое
исследование личности следует соотносить
с данными обследования организма для
единой задачи. Реализация такого подхода
представляется наиболее оптимальной
в том случае, если работа терапевтического
коллектива будет опираться на концепцию
функционального диагноза в ее приложении
к клинике эпилепсии.
Клинический
аспект – компетенция врача, который
уточняет тип течения и формы эпилепсии,
частоту пароксизмальных состояний,
характер психических эквивалентов
припадков, особенностей органического
поражения мозга (на основе анализа
данных электрофизиологической и лучевой
диагностики) и сопутствующие заболевания;
уровень клинической компенсации,
признаки лекарственной зависимости и
др.
В задачи же психолога входит оценка медико-психологического и социально-психологического аспектов функционального диагноза. |
Первый
аспект предполагает необходимость
охарактеризовать особенности психических
функций состояний и личности больных
на разных этапах болезни:
–
структуру нарушенных и сохранных
психических функций;
–
внутреннюю картину болезни;
–
коммуникативные свойства личности;
– способы разрешения
конфликтных ситуаций и психологической
защиты;
– уровень притязаний;
– внеморбидные факторы
психологической дезадаптации больных,
имеющие стрессогенный характер и др.
Второй (социальный)
аспект функционального диагноза
добавляет информацию:
– о
семье больного;
– о сохранности
социальных связей;
– о
трудовых установках;
– о
мотивации деятельности;
–
о специфике ценностных ориентаций;
– об уровне социальной
фрустрированности и др.
Такой
подход, значительно расширяющий и
обогащающий нозологический и
синдромологический диагноз, позволяет
более полно охарактеризовать систему
взаимосвязей биологического,
психологического и социального уровня
в процессе лечения и реабилитации
больных. Отражение методами психологической
диагностики индивидуально-личностных
особенностей больных эпилепсией является
важнейшей предпосылкой для разработки
адекватной системы психотерапевтической
помощи больным и их семьям, условий для
социально- трудового приспособления
больных, особенно в сложных жизненных
условиях, способных привести к
дополнительным социально-стрессовым
расстройствам.
Особую
ценность представляет психодиагностика
на ранних этапах наблюдения больных
эпилепсией, когда только формируются
основные формы личности. Можно с полным
основанием утверждать, что чем меньше
тяжесть заболевания (в клинической
оценке), ее прогредиентность, тем большее
значение следует придавать личностным
и ситуационным факторам болезни,
представляющим потенциальную угрозу
для нарушений психической адаптации
больных. Психологическая диагностика
при этом должна быть направлена на
выявление содержательных характеристик
личности – факторов риска психической
дезадаптации и, тем самым, на поиск
психотерапевтических “мишеней”,
опираясь на которые врач совместно с
психологом может организовать систему
помощи больному в трудной для него
ситуации переживания болезни и
личностно-средового взаимодействия.
Так, например, в качестве
психотерапевтических “мишеней” могут
служить типы личностного реагирования
на болезнь (отношение к болезни) больных
с разными формами болезни и типами
припадков. Наши исследования, проведенные
на большом материале, показали, что
имеются различия в типах отношения к
болезни у больных с первично-генерализованными
(общесудорожными) и комплексными
парциальными припадками (височная
эпилепсия).
У последних
отчетливо преобладает дезадаптивный
характер отношения к болезни с
формированием астено-ипохондрических
проявлений и патохарактерологических
изменений, а также других расстройств.
Их можно рассматривать как трансформацию
личностных особенностей при социальном
функционировании в ситуации болезни.
Негативные эмоционально-личностные
компоненты отношения к болезни существенно
нарастают и меняют свою структуру при
увеличении длительности заболевания,
частоты припадков и у больных с клинически
выявляемыми изменениями личности.
В
то же время ценностно-ориентационная
система (ценностное сознание) больных
эпилепсией, рассматриваемая как высший
уровень саморегуляции личности, в
значительной мере сохранена (сходна с
нормой). Глобальной деструкции
ценностей-целей в связи с болезнью не
наступает.
Больные сохраняют
достаточно высокую идентификацию с
макро- и микросоциальным окружением. В
большей мере меняются ценности-средства
достижения цели, отражая те личностные
изменения (преимущественно по органическому
типу), которые формируются в процессе
болезни.
Данные примеры,
разумеется, следует рассматривать в
контексте результатов исследования
когнитивной, эмоциональной и поведенческой
сферы психической деятельности больных
и учитывать при разработке индивидуальных
программ психологической коррекции.
Методы психологической
диагностики практически незаменимы
для оценки динамики психического
(функционального) состояния больных в
процессе дифференцированного
противоэпилептического лечения, включая
и нейрохирургическую коррекцию.
Наблюдение и объективный
экспериментально-психологический
анализ изменений в психической сфере
и поведении больных, личностного
реагирования на болезнь, лечение и
реальную жизненную ситуацию, понимание
и осознание ими своего заболевания и
отношение к нему, изменения ценностного
сознания, социальных позиций и трудовых
установок под влиянием лечения – все
это чрезвычайно важно для своевременной
и направленной психологической коррекции
на любом этапе работы с больными, прежде
всего, в связи с задачами вторичной
психопрофилактики.
Проблема
заключается в том, что клинический,
психопатологический анализ состояния
больного, субъективные впечатления о
динамике личностных изменений больных
необходимо дополнять объективно-психологическими,
экспериментальными исследованиями с
помощью адекватных для этой цели
психодиагностических методик, способных
воспроизводить полученные феномены и
оценивать степень их выраженности. В
современных условиях такой подход может
быть реализован при создании “банка”
клинической и психодиагностической
информации о больных на основе
использования персональной вычислительной
техники.
Как показывают наши
исследования, необходимо умело и тонко
сочетать психологическое наблюдение
с результатами применения тестовых и
нетестовых методик экспериментального
исследования. В диагностическом процессе
качественные и количественные показатели
должны рассматриваться во внутреннем
единстве, дополняя друг друга. Задача
медико-психологического исследования,
как правило, формулируется врачом (или,
по возможности, совместно с опытным
психологом), но приоритет в выборе
методов исследования принадлежит всегда
психологу.
Особенно значимой
представляется психологическая
диагностика детей больных эпилепсией,
так как она способствует уточнению
факторов, участвующих в формировании
их личности и характера. Прослеживая
формирование личности ребенка (подростка)
в условиях патологического развития:
отношение к нему со стороны микросоциального
окружения (семьи, школы), можно более
четко представить себе этапы становления
так называемого эпилептического
характера у взрослых, начиная с детских
лет.
Особенностью
психолого-диагностической работы в
детской эпилептической клинике является
широкое применение игровых методик
исследования личности и психологической
коррекции поведения, целенаправленная
работа с семьей больного ребенка.
Опыт
работы психологов детского
психоневрологического отделения
Института им. В.М. Бехтерева показывает,
что психотерапевтическая работа с
детьми, страдающими эпилепсией, должна
строиться только на основе учета
личностных факторов, конкретных
обстоятельств жизни ребенка (подростка),
психогенных факторов, характерных для
детей в разные возрастные периоды, а
также при истинно партнерских
взаимоотношениях с семьями больных
детей. Значение последнего обстоятельства
предполагает также широкое использование
методов психологической диагностики
и коррекции семьи как малой группы, что
неоднократно подчеркивается
специалистами.
Важное
теоретическое и практическое значение
в изучении механизмов мозга при эпилепсии
как междисциплинарной проблемы имеет
нейропсихология. Нейропсихологическая
диагностика, применение которой в
эпилептологии исторически тесно связано
с развитием хирургического лечения
эпилепсии, решает вопросы топической
диагностики очагов поражения мозга в
предоперационном исследовании больных,
оценивает динамику восстановления
специфических и неспецифических
компонентов высших психических функций.
Специфика нейропсихологической
диагностики при эпилепсии заключается
в том, что при этой патологии в
дооперационном периоде крайне редко
выявляются свойственные клинике
локальные поражения мозга (травматического,
сосудистого, опухолевого генеза),
очаговые нейропсихологические синдромы
(афазии, агнозии, апраксии и др.). Нарушения
высших психических функций выражены,
как правило, негрубо и выявляются лишь
при использовании тонких сенсибилизированных
проб и заданий. Поэтому методики
нейропсихологической диагностики при
эпилепсии кроме валидности и надежности
должны обладать особой чувствительностью
к слабоструктурированным расстройствам,
быть относительно независимыми от
интеллектуального и социо-культурального
статуса больных.
В Институте
им. В.М. Бехтерева на протяжении многих
лет разрабатываются и практически
используются стандартизованные
нейропсихологические методики для
исследования различных сторон речи,
гнозиса, праксиса, ориентировки в
пространстве, кратковременной памяти
различной модальности и др. При создании
многих из этих проб и заданий использовались
идеи и методы теории информации и
распознавания образов, которые развивают
представление о мозге как о системе,
воспринимающей, хранящей и перерабатывающей
информацию. Введение системы стандартной
оценки успешности выполнения заданий
позволяет сопоставлять результаты
исследования в индивидуальном и групповом
аспектах.
Наши исследования
более 400 больных с различными формами
эпилепсии показывают, что при сравнении
результатов нейропсихологического
исследования с данными о локализации
(латерализации) инициального эпилептического
очага, полученными традиционными для
клиники методами, отмечается высокая
степень корреляции этих показателей.
Так, сопоставление с психопатологической
симптоматикой, имеющей топико-диагностическое
значение (характер пароксизмов, их
психических эквивалентов, протрагированных
эпилептических психических расстройств
и др.), выявляет совпадение в 77,8 – 86,7%
наблюдений, в то время как с неврологическими
данными подобное совпадение составляет
59%.
Колебания зависят от
распространенности процесса: более
высокая степень совпадений оказалась
при этом у больных с относительно
изолированными поражениями височных,
височно-теменных и лобно-центральных
структур (данные компьютерной томографии).
Столь же высоким было соответствие по
электрофизиологическим данным – 83,3 –
84,6% совпадений, однако в 50% наблюдений
очаговая локализация пароксизмальной
активности по ЭЭГ может отсутствовать
или быть многозначной. Чаще наблюдается
гипердиагностика височной эпилепсии
– совпадение в 81%. Гиподиагностика имеет
место при височно-теменных,
височно-лобно-центральных и лобных
очагах, которые нейропсихологические
методики в отличие от данных клиники
выявляют более успешно. Эффективными
нейропсихологические методы исследования
оказались и при бессудорожных
эпилептических пароксизмах.
В
последние годы успешно развивается
нейропсихологическая диагностика
эпилепсии в аспекте функциональной
специализации полушарий с учетом вклада
специфических и неспецифических структур
мозга, что представляет большой
теоретический и практический интерес
для изучения закономерностей влияния
эпилептического поражения левого и
правого полушарий мозга, в частности
его височных областей. Известно, что
медиобазальные структуры мозга
непосредственно связаны с лимбическим
комплексом – эмоциональными зонами
срединных мозговых структур, что может
отражать особенности эмоциональной
сферы, поведения и адаптивной деятельности
больных в целом.
Все три
аспекта этой проблемы развиваются в
лаборатории клинической психологии
Института им. В.М. Бехтерева, в том числе
применительно к медико-психологическим
исследованиям при эпилепсии
Статья Л.И. Вассермана Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева " Психологическая диагностика при эпилепсии "