Ислам в Чечне (работа 2)
Ислам в Чечне
П
роникновение
ислама в 13-15 вв. в чеченские племена
и общины сплотило народ по принципу
"братьев-мусульман".
В качестве официальной религии ислам впервые был принят в царстве Симсим на юго-востоке Чечни в эпоху Золотой Орды. Это исламское государственное образование (на территории нынешних Ножайюртовского и Гудермесского районов) имело союзнические отношениях с единоверной Ордой, в то время как жители юго-западных обществ (мялхи, мелхистинцы, лам-акки) оставались преимущественно христианами и в правовом отношении придерживались адата - кодекса родовых законов.
Ислам
принимали жители неподвластной Орде
вольницы Нашах по мере т
ого,
как они переселялись на равнинные земли.
К моменту падения Золотой Орды ислам
в предгорьях Кавказа уже укрепился
довольно прочно. Его постулаты
(шариат) оказались для местного населения
даже более привлекательными, чем
законы общиного права - адата. Тем более,
что ряд принципиальных положений
адата и шариата совпадали. О том, что
большинство чеченцев еще в 15-16 веках
были мусульманами, свидетельствуют
захоронения того времени. К 1405 - 1406
годам относится сооружение первого
из дошедших до нас религиозного
мусульманского памятника - мавзолея
Борга-Каш у селения Плиево (Назрановский
район). Он был возведен в честь некоего
Бек-Султана, сына Худайнадо.
Интенсивному
проникновению ислама способствовали
экономические, культурные и политические
связи чеченцев и ингушей с населением
Кабарды, Кумыкии, Крымского ханства с
Османской Турцией и шахской Персией. В
16-17 веках вайнахи вступили в более тесные
экономические,
культурные,
политические связи с другими
северокавказскими народами,
исповедовавшими ислам. В преданиях
сохранились имена первых проповедников
ислама в чеченском обществе: Термола,
Бата, Берса. Рассказывают, что воспринимали
их проповеди не однозначно. В горные
общины ислам проникал долго и неравномерно.
На первых порах новая религия
впитывала в себя древние чеченские
традиции, стараясь приспособиться к
ним. Часто вокруг старинного фамильного
склепа появлялись стеллы-чурты над
мусульманскими могилами родственников,
отступивших от дедовских норм похоронного
ритуала, но не порвавших с
сородичами-язычниками. И все же в
вайнахских захоронениях периода
распространения мусульманства
языческие традиции преобладают. Их
можно проследить в орнаментации
надмогильных стелл. Среди чисто
мусульманских надгробий на кладбищах
часто встречаются стеллы, на которых
изображены вещи, находящиеся по языческому
ритуалу в могиле умершего: национальная
одежда, украшения, пояса, обувь, газыри,
кинжалы, сабли, пистолеты. На некоторых
стеллах изображены фигуры людей, животных
и птиц. Глубокой древностью веет от
стелл, скульптурно повторяющих очертания
человеческой фигуры. Истоки такого
оформления надмогильников уходят вглубь
веков.
И
нтересным
памятником 16-17 вв. является мусульманская
жилая башня в обществе Макажой /на
границе с Дагестаном/. В этом сооружении
угадывается традиционная башенная
архитектура вайнахов, переосмысленная
с учетом потребностей новой религии.
Та же тенденция просматривается в
мечети у селения Эткала, что неподалеку
от Итум-Кале в Аргунском ущелье. Здание
величественно и фундаментально,
выдержано в традициях исламской
архитектуры. Но минарет построен в виде
миниатюрной изящной типично вайнахской
боевой башни с пирамидально-ступенчатым
перекрытием и узенькими окнами-бойницами.
В течение 16-19 вв. постепенно – то
сотрудничая, то противопоставляя себя
древним традиционным верованиям и
христианству - ислам стал господствующей
и единственной религией у вайнахов.
Окончательное утверждение ислама в Чечне связано с усилением национально-освободительного движения. Первым крупным лидером национально-освободительной войны, поднявшим знамя «газавата» - религиозной войны против неверных, т.е. немусульман - был пастух Ушурма из аула Алды на месте которого, позже была возведена крепость Грозный. Ушурма известен в истории под именем шейха Мансура (Победителя). Религиозно-политическая программа Мансура была поддержана духовенством не только Чечни, но и Дагестана и Азербайджана. Речь шла об объединении северокавказских народов под знаменем ислама в единое государство. Нестабильность в 80-х годах 18 века на Северном Кавказе связана с именем шейха Мансура. Волна народных выступлений спала в 1791 году, после ареста мятежного шейха.
В 1834 году Шамиль реализовал идею шейха Мансура: был создан имамат - исламское светско-религиозное государство, просуществовавшее 27 лет. Под знаменем религиозной войны с немусульманами – «газавата» Шамиль объединил горцев Северного Кавказа на борьбу против колонизаторской политики царизма. Ислам в период имамата Шамиля, соединяя светскую и религиозную сферу, был синтезом религии, политики и права.
С середины 19 века в Чечне начал распространяться ислам суфийского толка. Две этимологии понятия «суфий» дают представление о характере вероучения: от греческого «sophos» – мудрец; от арабского «суфи» - носящий грубые шерстяные одежды, аскет. Для суфизма характерны сочетание идеалистической метафизики с аскетической практикой, веротерпимость. Учение суфиев среди вайнахов распространял великий поборник идеи непротивления злу насилием, шейх Кунта-Хаджи Кишиев. Его деятельность преследовалась имамом Шамилем: прежде всего в связи с выступлениями Кунта-Хаджи против войны.